Вера. Диакону, который каялся в несобранности на службе
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.10.2014.



Болезнь под названием «привычка» ведет к охлаждению. Сделать дело по совести. Тянуть заведенный распорядок,  и сердце снова  потеплеет.

     Слава Богу, что вы каетесь в своей несобранности. Значит, что вы тянетесь к чему-то. Хуже было бы, если бы вы ни в чем не каялись. Есть такая страшная болезнь под названием «привычка». Пришел батюшка в храм, оттарабанил службу и ушел.

     Архимандрит Тихон  Агриков в своих лекциях по пастырскому богословию говорил, что у  священников, которые заболели привычкой, плат превращается в тряпку (плат – это материя,  которой вытирают губы причастников после причастия), лжица превращается в ложку (на лжице священник  подносит к  устам причастника Тело и Кровь Христовы).

     Вас интересует,  что же делать человеку, который заболел  болезнью под названием «привычка».

      Архимандрит Тихон в своей книге «Матерь Света» приводит один рассказ на эту тему.  Надо сказать, что поучения отца Тихона своеобразные. Он иногда   не дает прямых наставлений, а рассказывает какую-либо историю. Этот стиль называется аподиктическим богословием. То есть из рассказанной истории следует очевидный вывод, который и можно принять  к сведению.

     Итак, о.Тихон рассказывал о неком священнике Александре. Он служил в городском храме. В городе, понятно, соблазнов много. И вот этот батюшка стал потихоньку обмирщаться, стал газеты почитывать, огонь ревности в нем стал  угасать. И однажды матушка, его жена, сказала ему, что с нее  хватит. Она выходила замуж за будущего священника, а не за «не пойми, кого». «Выбирай, - сказала она, либо ты меняешься, либо я ухожу.»

     Заперся о.Александр в своей комнате и долго-долго думал. Наконец  он пришел к выводу, что ему нужно изменить свою жизнь. Он стал готовиться к каждой службе и кажется (не помню точно по тексту) к каждому возгласу. Со временем  к нему вернулся огонь ревности и трепет при совершении  богослужения.

     В этой истории ответ для всех нас. Нельзя  пренебрегать никакой мелочью, иначе это пренебрежение со временем  войдет в привычку и приведет к охлаждению. С чем бы мы ни сталкивались,  каждое дело нужно сделать по совести. И даже если настигнет охлаждение.

     Человеку, по мысли святителя Феофана Затворника,  нужно тянуть заведенный распорядок,  и тогда он не заметит, как сердце снова  потеплеет. Здесь можно даже вспомнить Антуана де Сент-Экзюпери.

     В своей  книге «Цитадель»  он размышляет от имени  царя. Однажды царь начал размышлять об уснувшем часовом. Часовой должен был охранять город, а если часовой уснул, то, следовательно, он подвергал город опасности. И царь, увидев спящего дозорного, говорит, что для дозорного  рассыпался город, раскинувшийся перед ним, рассыпался на  ничего не  значащие куски.

     То есть сам город, который он должен был охранять, потерял для него значение и смысл. Ведь что такое царство?

     С одной стороны это горы, козы, земли. Но все это по отдельности может ничего не значить для человека. Значение все это приобретает лишь тогда, когда все связывается неким  узлом.

     Когда все дробности связываются  Божественным узлом, то дробности становятся целым. И вот ощущение целого и  утратил дозорный. Поэтому он и  позволил себе уснуть.

     В других местах  книги этот царь говорит, что потеря ощущения целого приводит к тому, что человек перестает любить.

     Он некогда любил свою  возлюбленную, но однажды узел, который  связывал все  дробности в целое, развязался. И он стал видеть, что у  его возлюбленной  какой-то дефект лица, или она что-то  не так говорит. И он  начинает думать – как же я мог прежде ее любить?!

     Пример с возлюбленной характерен  и для священников. Ведь  в Священном Писании  в творении Святых Отцов образ любви земной является образом  любви небесной. По мысли царя, если бы дозорный продолжал делать  свои шаги по городской стене, то когда-нибудь город вновь собрался бы для него  в осмысленную картину.

     Так и нам,  не смотря на охлаждение,  нужно  понуждать себя поступать  по совести. В православном катехизисе, который составил епископ Александр (Семенов-Тянь-Шаньский) сказано о том, что любить – это очень сложно. И если у человека  нету дара любви, то ему следует поступать так, как будто он уже  имел такой дар. Так и вы, хотя и не всегда имеете ревность к службе и любовь к Богу, служите так, как будто имели бы эту любовь и со временем ваше сердце, Бог даст, потеплеет.

     Напоследок, хочется посоветовать вам прочитать курс  лекций по пастырскому богословию, который составил архимандрит Тихон Агриков. Лекции для трех курсов Московской Духовной Академии можно найти в  интернете.

     Но почему их  не издают?

     Лекции поражают своей  глубиной. В них о.Тихон старается донести до  своих студентов мысль о самом  главном. Он обращается  к семинаристам, которые готовятся  стать священниками, а в последних лекциях к уже рукоположенным священникам, которых назначили на приход. Есть  в его лекциях упоминание  и о дьяконском  служении, а один из советов, которые дал о.Тихон, очень подходит к нашей беседе.

     О.Тихон рассказывает, что у некоторых  священников меняется речь вследствие того, что они начинают торопливо произносить слова молитвы.  Треб священнику нужно совершать много и какие-то молитвы он читает  постоянно. Привыкая читать эти молитвы, он начинает проглатывать  слова и со временем привычка проглатывать слова приводит к тому, что  речь священника становится неразборчивой.  Людям становится непонятным, о чем  он вообще  молится. И о.Тихон ставит вопрос, как же избежать  такой метаморфозы?

     А ответ очень простой – сразу, как только священник заметил в себе первые признаки метаморфозы, он должен со всей решительностью противостать против зарождающегося изменения речи.