-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 15.12.2023. |
Ч. 3: ПТСР на биологическом уровне. Когнитивистика
Ухтомский писал о когнитивистах: заучив условные рефлексы они делают обобщающие выводы и становятся невеждами. Виктор Франкл говорил, что, если кто-то скажет, что мозг можно уподобить компьютеру, я не буду возражать против этой метафоры, какие-то сопоставления возможны, но ошибка утверждать, что мозг сводится лишь к функции компьютера. Когда ученые из специализированной области забывают об ограниченности своей области, то психология превращается в психологизм, биология в биологизм и т.д. Он в своей книге «Воля к смыслу» пишет о таком понятии как редукционизм, редукционизм – это попытка свести сложную многогранную проблему к примитивному решению. Он дает такой образ, называемый димензиональная онтология, где один и тот же предмет, например кружка с разных перспектив отображается по-разному, сверху это будет круг, с боку прямоугольник. Таким образом, биолог, рассматривая сознание на своем уровне видит круг, одну часть явления, другой специалист увидит прямоугольник, но никто из них не видит целую кружку, открытую небу.
Многие научные теории строятся по бредовому трафарету. Недавно вышла книга Дика Свааба «Мы – это наш мозг», сложно даже серьезно рассматривать эту книгу. Он стремится отрицать даже какие-то очевидные факты как то, что люди с древности лечились травами. Он ссылается на случаи отравления. Это известная уловка западной науки для продвижения какой-либо повестки – взять ненормативный эпизод, редко повторяющуюся последовательность искусственно раздуть и выставить за норму. Также как было с перверсиями, были исследования, которые показали, что им подвержены не 10% человеческой популяции, как заявляют сторонники ЛГБТ, этот процент был сильно преувеличен и выдан тем самым за норму. Об этом можно прочитать в книге В. Г. Лысова «Риторика ЛГБТ-движения в свете научных фактов», он показывает, что все на что опирается ЛГБТ-движение давно разгромлено наукой. Но они ведут свою полемику не в плоскости науки, а в плоскости эмоций. Во время эпидемий 30-60% людей заболевает каким-либо вирусом, но это не означает что вирус норма.
Также и Дик Свааб действует по бредовому трафарету, он отрицает религию ссылаясь на случаи маниакально-депрессивного психоза, в котором возникает бред религиозного содержания. Например, в фильме «Семь» (1995) маньяк убивал женщин и обставлял место убийства символикой из книги Апокалипсис. Или в романе «Девушка с татуировкой дракона» герой насиловал и убивал женщин, которые, по его оценке, нарушали нормы ветхозаветных заповедей относительно сексуальных взаимодействий. Но эти нормы он не распространял на себя, совершая эти преступления. Конечно, встречаются иногда люди, извращенно воспринимающие Писание, но ни коим образом по таким случаям нельзя делать выводы о верующих в общем.
Как-то я был в санатории, тогда по новостям передавали «В Швейцарии наконец-то установили, что призраков не существует». Смысл эксперимента был в том, что человек рисовал на мольберте какой-то рисунок, а робот повторял этот рисунок у него на спине с небольшой задержкой. На что у человека возникает чувство паники, что некто присутствует в комнате, и якобы это означает, что нет никакого полтергейста. Выборку сузили до крайности. Есть много свидетельств, подтверждающих существование полтергейста. На Соловках я освещал квартиру, в которой не было водопровода, но из стены бил фонтан воды. В Соловецкой гостинице мы служили молебен для паломников, там стены тряслись, словно рядом проезжал поезд, стаканы на столе ходили ходуном, шум на крыше будто пробегает стадо коней, ночью в 12 часов распахнулись все двери и кого-то начали душить – там жила женщина, связанная с оккультизмом. В общем суть того эксперимента в том, как если бы мы судили по воде, текущей из крана о мировом океане, заключали бы что нет никакого океана с китами, акулами и водорослями, раз мы их здесь не наблюдаем. Эти эксперименты настолько же абсурдны.
В книге Фредерики Грааф «Разлуки не будет» описывается, как перед смертью, в коме люди начинают общаться с невидимым миром. Когда человек приближается к смерти такое ощущение что количество рецепций, связанных с земным миром, у него уменьшается, а количество рецепций, ориентирующих на мир невидимый увеличивается. Перед смертью на человека ложится печать неземной красоты, и по этой печати можно говорить о том, что человек скоро перейдет в другой мир.
У Михаила Хасьминского, православного психолога, специализирующегося на кризисной психологии, есть статья «Существует ли душа после смерти?». В ней он приводил высказывания известных ученых, которые занимаются проблемами мозга, смысл которых был в том, что мозг – это ретранслятор, орган через который себя проявляет сознание. А что такое сознание не знает никто. Бывают случаи, когда человек потерял часть мозга, но при этом продолжает нормально функционировать. У одного мальчика было отстрелено пол головы, они с братом игрались с ружьем, в результате чего были такие последствия. И после этого он также функционировал. Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга» рассказывал про своего отца, у него был инсульт, он пытался с ним заниматься, разрабатывать движения. А после его смерти, после вскрытия было непонятно, как он вообще жил, мозг был слишком сильно поражен.
Это слишком оптимистические утверждения, когда ученые строят гипотезы о работе мозга. Я слежу за новостями нейронаук и одна из недавних новостей была о том, что ученые засомневались в том, что действительно ли депрессию вызывает нехватка серотонина. Это утвердившаяся гипотеза о депрессии. Но серотонин – это не гормон счастья, как его часто называют, а нейромедиатор тормозящий центр негативных эмоций. Мы не чувствуем прилив нейромедиаторов, мы испытываем ощущения, и это очень большое допущение, сказать, что эти ощущения возникают от того, что некоторые вещества вступили во взаимодействие. Наука обросла штампами, которые люди не пытаются сопоставить с реальной жизнью. Бруно Беттельхейм, когда оказался в концлагере, понял, что психология не дает ему никаких оснований, чтобы ответить на вопрос, почему люди в концлагере ведут себя так, как они себя ведут.
Еще пример, таких гипотез, вызывающих сомнение, о том, что травматическая и обычная память находятся в отдельных секторах мозга. То есть ПТСР – это не просто память, она хранится в другом отделе мозга. Это ничего не доказывает. Даже когда мы просто разговариваем, у нас одновременно работает множество отделов мозга, сигналы передаются из одного отдела в другой. То, что установили, что при каком-либо травматическом воспоминании, активируется не тот отдел мозга, что при обычном, из этого не следует, что это сугубо биологическая проблема и нам можно отказаться от молитвы и духовной работы. Мой знакомый нейрохирург говорит, что естественные для мозга процессы никак отсвечиваются, отследить можно то, что вызывает яркие впечатления. В книге Бессел ван дер Колка «Тело помнит все», автор приходит к идее, что сознание – это то, что рождается в результате деятельности тела. Утверждение, что сознание – это иллюзия и есть только мозг, это логическая ошибка. В логике такой прием называется предвосхищение основания, он заключается в том, что дается ссылка на то, что еще не доказано. В утверждении, что душа – это иллюзия, а есть только мозг, необходимо объяснить и что такое сам мозг. На поверхностном уровне ученые раскладывают все по полочкам, но стоит углубиться в какой-то момент, становится ясно, что вообще ничего не понятно. Какой-то лектор объясняет следствия тех механизмов, которые были запущены управляющими структурами мозга, но никто не знает, что из себя представляют эти управляющие структуры и как они передают сигналы. Один профессор говорил, что он уверен, что любви нет, а есть только биология. Мужчина видит женщину, у него выделяется фенилэтиламин, и запускаются процессы сексуального характера. Но это не объясняет почему при виде именно этой женщины, у мужчины запускается такой процесс. Норман Дойдж писал, что не только фертильные женщины притягивают мужчин. Если взять теорию, что мужчины реагируют только на тех женщин, что визуально способны к деторождению, что это лишь животная биология, то как объяснить как мужчина влюбляется в болезненную женщину? В книге «Отец Арсений» приводилась повесть о мужчине, у которого жена была инвалид и он очень любил ее. Уходя из жизни, она очень переживала за мужа и нашла ему супругу. В нас много систем и когда мы видим человека, в нас запускается сначала одна система, если он соответствует каким-то нашим представлениям – следующая, на основании этого – следующая и т.д. В результате всех этих согласований запускаются в итоге и те системы, что мы можем зафиксировать с помощью каких-либо приборов. Этот научный подход можно объяснить с помощью такой метафоры: изучая водопровод ученые указывают, что здесь течет горячая вода, а тут холодная, у бака объем 200л. Но в тени оказывается большая часть водопровода, они не говорят о том, где под землей проложены трубы, что за компьютерные программы на насосной станции, как бухгалтер выплачивает зарплаты сотрудникам. Они видят только выдвигающиеся из-под земли краны, но почему из них течет вода и где проложены трубы неизвестно.
Когнитивистика – это чисто американское направление науки, уравнивающее человека и животное. Их книги в большей степени пропитаны черно-белой моралью и такими примитивными рецептами счастья, как «живи здесь и сейчас», «повысь самооценку», «избегай токсичных отношений». Если бы они действительно раскопали, что есть человеческая душа и нашли к ней ключи, то вероятно 85% жителей их страны не принимали бы прозак.
В романе С. Лема «Глас Господа» было рассказано, как ученые уловили некое сообщение и пытаются его разгадать. Один из ученых рабочей группы был евреем, и видел, как расстреливали евреев, но до него очередь не дошла по какой-то причине. Столкнувшись с ужасом смерти, он не мог найти никакой опоры, и создал ее для себя в придуманной теории о том, как его душа после смерти переселится в тело офицера, который руководил расстрелом. Этот офицер с белым платочком, находился выше всего происходящего. Чтобы расчеловечить евреев и не дать совести вмешаться, рядовые исполнители казни лишали их людского облика, разбивая им головы прикладами. Но это офицер не нуждался в таких примитивных приемах, в своей гордости он был недосягаем человеческим. После расстрела он попросил выйти добровольца, было понятно, что не выйди доброволец – расстреляют всех. Добровольца оставили в живых, он был занят переворачиванием трупов – убитых снимали на камеру. Была версия, что снимки использовали в пропаганде, обвиняя в убийстве евреев коммунистов. Такой прием используется уже давно. У него был вопрос, почему офицер не сказал, что добровольцу ничего не грозит, и сам себе объяснял, что возможно потому, что для того, чтобы вступить с ними в диалог, нужно было видеть в них людей. Он использовал прием Ирвина Ялома – считал, что после смерти переселится в офицера.
Разговоры о том, что люди придумали Бога из своего страха перед жизнью – это слова людей, что никогда в своей жизни не испытывали любви. Авва Дорофей говорил, что есть три стадии веры. Первая стадия – раба. Это человек, который боится, например, мучений в аду. Но здесь все равно уже есть вера в будущую жизнь. Вторая стадия – наемника. Человек старается жить по заповедям, чтобы достигнуть райского блаженства. А третья стадия – сына. Когда человек творит добро ради самого добра. Это показано в фильме «Юный лорд Фаунтлерой», где маленький мальчик узнает, что он наследник графа из Англии, его дедушка очень богат. Но когда он приезжает в поместье, он любит дедушку не за то, что дедушка оставит большое наследство, а просто как самого дедушку. Там был момент, когда возникает некая мошенническая схема, женщина пытается подделать свидетельство о рождении, чтобы выдать своего сына за подлинного наследника. И дедушка сообщает юному лорду, что графский титул достанется другому мальчику. Юный лорд печалится, но не от того, что он теряет графский титул, а потому что он любил дедушку, и считал, что с дедушкой в замке будет жить только тот, кто будет графом и значит он больше не будет дедушкиным. Дедушка его успокоил, что он всегда будет его. Когда люди действительно приходят к любви к Богу, их перестает волновать будет им за это что-то или не будет, только люди с испорченной психологией начинают так мыслить. Или, к примеру, одна мама просто обнимает ребенка, и другая мама, начитавшаяся психологии, пытается рассчитать дозу тактильного контакта. Когда человек начинает измерять общение такими категориями, теряется бескорыстная суть общения. Философ Кутырев, хотя был и не верующим, считал, чтобы отстоять человека философия должна объединиться с религией. Когда ребенок едет с горки, мы же видим ребенка, едущего с горки, а не кусок мяса 20 кг, едущий со скоростью 15 км/ч. Начиная мыслить такими категориями, человек теряет вкус жизни.
В «Письмах Баламута» Льюиса старый бес учил молодого беса, как искушать одного мужчину, к которому его прикрепили. Но возникла беда, когда мужчина познакомился с девушкой христианкой, ведь христиане научат его всяким мерзостям (с точки зрения бесов). Он рассказывал, что за этим домом наблюдают уже давно и эти люди используют какой-то невиданный способ манипуляций, этот секрет разгадать пока не получается. Речь шла о том, что во взаимодействии любящих людей такой порядок, что, когда один захотел выпить чаю, другой ему сразу кипяточка приносит, кто-то еще печеньку и т.д. И когда за этим наблюдает человек эгоистичный (психопат или нарцисс, как сегодня модно), у которого нет любви, ему сложно понять мотивацию тех людей, которые видят, как кто-то хочет попить чай и начинают ему помогать. Он будет интерпретировать это по-своему, например, что возможно этот человек на них как-то надавил, распространяет какие-то флюиды… он будет исходить из своей картины мира.
Человек, у которого никогда не было каких-то высоких переживаний – совести, призвания и др., который жил только очень приземленными целями, говоря словами Ухтомского, исходя из своей доминанты, он так на мир и смотрит, видя в нем только однообразную унылую рутину – всех меряет на свой аршин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что были такие ученые. Это очень тонко отметил Достоевский в романе «Братья Карамазовы». К Мите в тюрьму пришел Ракитин и сказал, что души нету и Бога тоже нету. А есть только клеточки в мозге, которые хвостиками дрыгают и в сознании человека появляется образ, а души нет. Объяснение подобным примитивным образом возникновения образов в сознании, равноценно что, если из крана течет пресная вода, значит нет океана. Но тут интересна реакция Мити: он расплакался «Бога то жалко!». Ему пытались объяснить, что Бога нет, он это вроде принял, но душа все-таки не приняла. Бог же всем помогает, он был и вдруг его не стало, и Митя сожалеет об этом исчезновении. Банальная мысль, но тем не менее, если Бог есть, вечность есть, значит нужно что-то пересматривать в своей жизни. Это старая идея о том, что если есть факт, не вписывающийся в твое мировоззрение, то нужно либо мировоззрение менять, исходя из новой системы фактов, либо факты отвергнуть.
В книге В.К. Шамрея «Психиатрия войн и катастроф» есть упоминание о том, что вхождение в ПТСТР может быть обусловлено нехваткой смысловых вертикалей. Проходит мысль о том, что возможность выстроить картину мира, наличие высших смыслов помогает человеку подняться над ситуацией. Автор этой книги приводит не просто свои размышления, а опирается на множество научных исследований. Этой работе можно противопоставить книгу Бессел Ван дер Колка «Тело помнит все». Автор словно вообще отрицает субъектность, будто нет человека, способного подняться над травматическим переживанием. Есть только тело, которым нужно научиться управлять, и тогда каким-то образом травматические переживания уйдут от человека. Человек низводится на уровень животного. Книга В.К. Шамрея в некоторой степени отражает христианский взгляд на человека.
Острые симптомы панического расстройства можно снимать при помощи фармацевтических препаратов, но такая терапия бессмысленна без духовной работы.
Ч. 4. Почему умирают дети? Утверждение в вере. Культура мысли. Молитва
Люди так говорят о нашем сумасшедшем мире, который построили взрослые, будто это то место, в котором нужно жить и вожделеть. Будто бы есть отравленную еду, жить в семье, в которой матерятся и ненавидят друг друга родители, это и есть благо. Дети потому и уходят из такой семьи, что это становится их персональным адом. Может быть это и есть милосердие Божье – забрать ребенка из такого безумного мира, который мы выстроили, и тем самым пробудить к чему-то его родителей. Люди, помогающие другим, не задают таких вопросов «Где же Бог, если погибают дети?», если они видят умирающих детей, они говорят: «Что мне сделать, чтобы облегчить их страдания?».
Был фильм про доктора Лизу, она кормила бездомных, и взяла рецептурный препарат обезболивающий, ее хотели за это посадить. Дали заказ оперативному работнику чтобы ее посадили в тюрьму. В конце сюжета, видя в ней удивительную и уникальную женщину, с высоким благородством, он закрывает глаза на ее преступление. Он говорит ей в конце: «Хорошо, идите. Я надеюсь, эта девочка поправится», на что она ему ответила, что она не поправится, она сегодня умрет, но умрет без боли. Он был шокирован, что она рисковала своей свободой ради этого. И это не было катастрофой для ее веры, она ее сохранила. Люди старающиеся жить в добродетели, видя страдания других, стараются их облегчить.
У меня был такой диалог, за который мне было после стыдно, я немного наехал на человека. Старался после примириться, так как было не спокойно. Он выпил и говорил: «Где там твой Бог, когда столько детей гибнет в Ираке?». Этот человек сильно пил, доводил свою жену, унижал мать, но при этом искал во всем вину Бога. Он был в таком состоянии, что не мог целостно охватить мир. Наш конфликт был в том, что он высказал претензию к моему дорогому чемодану, я согласился, что он дорогой и объяснил, что он оказался у меня потому, что по счастливой случайности был продан практически за пол цены. Когда мне понадобился чемодан на колесиках, чтобы не носить тяжелые вещи, мы со знакомым отправились на рынок. Там мы нашли этот чемодан, но он был слишком дорогой, тогда молодые продавцы, девушка и парень, видимо куда-то торопившиеся, указали на царапину на чемодане, и предложили забрать его со скидкой почти в 50%. Так вот, тот человек продолжал: «Да с вашими миллиардами, дорогими машинами… а как же бедные?». Я, отвечая, что не имею этих миллиардов и машин, в какой-то момент немного не сдержался и сказал ему: «Какому количеству бедных лично ты помог за свою жизнь? Что ты для них сделал?». Он насупился и ничего не ответил. Потом я ему позвонил и попросил прощения, сказал, что слишком грубо обошелся с ним.
Я знал семьи, в которых родители очень сильно погрязли в эзотерике, их души гибли, им было невозможно ничего объяснить. Одна женщина пришла в себя, после смерти ребенка. А второй было невозможно ничего объяснить, она видела только себя, считала, что она психолог и эзотерик высокого уровня и ей никто не может указывать. Для нее смерть ребенка возможно была таким шагом чтобы спасти ее для вечности. Она шла прямой дорогой в страшный оккультизм. Но в результате она столкнулась с тем, что никакие ее методики не работают. Она пыталась общаться с духом дочери через оккультные практики, попытки объяснить, что это опасно, что это не по-христиански ни к чему не привели.
Если человек изначально выбирает позицию отрицания, то ее трудно переделать. Мне как-то довелось общаться с одним врачом, я пришел к нему на прием, и он сходу мне начал говорить о том, что в Бога не верит. Рассказывал, что раньше были коммунисты-функционеры, а теперь они в храмах свечки ставят, это лицемерно. Я не стал вступать с ним в дискуссию, так как опыт этих людей никакого отношения ко мне не имеет. Это не разумная система доказательств – если где-то имело место какое-то лицемерие, это не значит, что ко мне оно как-то применимо. Люди долгие годы жили в коммунизме, стержень веры был разрушен, когда союз рухнул, кто-то смог вернуться к вере, кто-то нет, и в этом нет никакого лицемерия. Люди поняли, что нравственность сама по себе не дана как данность, и разрушив союз они не станут жить счастливо. Стало понятно, что для нравственности нужна какая-то идея. Если нет идеи, то нет и нравственности, нет никаких тормозов. И чтобы все окончательно не рассыпалось, нужно искать эту идею. В своей книге «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» я показал, что если нет мировоззрения, то нет и поступков, на основании которых общество может развиваться. После он поделился, что у него низкое давление, мы заговорили о кофе. Он утверждал, что не верит, что в России возможно купить хорошее кофе, вот когда он работал в Эфиопии, там оно было настоящее. Затем еще я рассказал про дыхательный тренажер Самоздрав, без таблеток помогающее стабилизировать давление, он снова сказал, что не верит ни в какие устройства. Это три подряд примера, в которых он сказал: «Я не верю». Таким образом, атеизм – это частное выражение его психологической установки, такого личностного тренда на отрицание. Он так заточен относиться ко всему в жизни. Эта история закончилась тем, что, когда в следующий раз я приехал туда, и привез распечатки из своей книги, чтобы показать ему, оказалось, что он скоропостижно умер, у него был рак.
Пьянство – начало безбожия, когда мозг затуманен алкоголем, человеку становится тяжело уловить какие-то вещи. Чтобы видеть целостную картину, должна быть домината на лице другого, как говорит Ухтомский. Когда человек нацелен на эмпатию, на внимательность к ближним, он начинает многое в жизни замечать. Человек, эгоистически зацикленный на себе, не видит и не понимает окружающей его жизни. Все факты, встречающиеся в жизни, он искаженно толкует исходя из того, как он это видит и понимает, он даже не стремится проверить на адекватность свою точку зрения. На этом фоне возникает огромное количество мертворожденных проектов, которые никому ничего не объяснят, на одном отрицании жизни не построить. Один из авторов «Добротолюбия» говорил, чтобы увидеть Бога, нужно сопоставить явления своей жизни и окружающей, складывая все факты один к одному, ты понимаешь, что это не может происходить просто так, ты начинаешь видеть следы Бога.
Как объяснить, что есть люди, верящие в Бога, не потому что они чего-то боятся, а потому что любят Его? Эти люди имели массу ситуаций в жизни, когда Бог являл себя очевидным образом. Однажды мне порекомендовали читать «Символ Веры», когда я что-то потерял, вначале я отнесся к этому легкомысленно, приняв за суеверие. Но как можно это объяснить: ты теряешь вещь и не можешь ее найти на протяжении нескольких часов, пересмотрев все возможные места, начинаешь читать «Символ Веры» и с первых слов ты смотришь на эту вещь. Либо во время чтения четко припоминаешь, где именно она лежит, либо что-то происходит, что точно указывает на ее место, такое случалось не однократно и эти случаи сложно отнести к совпадениям. Каждый верующий человек накапливает в своей жизни такую критическую массу фактов божественного присутствия, и вера перестает быть верой, она становится знанием. Ты уже не веришь, что Бог есть, ты знаешь, что Он есть.
Как бороться с сомнениями? Здесь важна культура мысли, чтобы во время паники и сомнений возвращать себя на правильную позицию, не отпускать мысли на самотек, чтобы они не завели неизвестно куда. Вера должна быть целостной, нужно осмыслять множество факторов, рассматривать с разных сторон, и только тогда сомнения уходят. Чтение святых отцов помогает понимать разные стороны жизни, чтобы уже внутри личного опыта находить правильное направление. У меня есть серия ответов о том, как понять феномен зла.
Зло. Вера и вопрос происхождения зла. Ч 1. Почему Бог попускает быть страданиям и искушениям?
Зло. Вера и вопрос о происхождении зла. Почему Бог попускает быть страданиям, искушениям, в том числе – инфернальным? Ч. 2. Как относиться к страданию?
Зло. Вера и вопрос о происхождении зла. Почему Бог попускает быть страданиям, искушениям, в том числе – инфернальным? Ч. 3. Обретения ясности понимания с точки зрения Истины.
Как только начинаешь двигаться к вере, враг начинает тебя баламутить, словно в «Письмах Баламута». Так Баламут говорил молодому бесенку: «Если твой подопечный посидел в библиотеке и прочитал что-то, что его сподвигло к вере, не пытайся это критиковать, а просто, когда он выйдет сделай так, чтобы у него заурчал желудок, чтобы он увидел симпатичное заведение и скушал вкусную еду. Чтобы он почувствовал «настоящую реальность», а то, что было в библиотеке покажется ему эфемерным».
Феофан Затворник говорил, что при нехватке веры можно создать молитву, включающую какие-либо догматы, можно перечислить в этой молитве какие-то близкие Вашим переживаниям моменты. Например, при ужасе смерти можно включить «Господи Иисусе Христе распятый нас ради на кресте… и воскресший на третий день…» и слова апостола Павла «и я избавлен от львиных челюстей». В древнем цирке на него выпустили львов, но они его не разорвали. Господь ему это попустил, чтобы при встрече со львом он понял, что вся его ученость, весь его интеллект ничем ему не помогут, и поможет только Господь. «Ты дал своему ученику Апостолу Павлу встретиться со смертью, чтобы он не надеялся на себя…», «Ты давал своему возлюбленному ученику Иоанну Богослову встретиться со смертью… Его пытались казнить, но Господь его спас…», «Каких-то своих учеников ты спасал, а каким-то дал испить чашу смертную. И они шли с радостью, чтобы встретиться с тобой…». Можно также включить в молитву слова «если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна». Священномученик Игнатий Антиохийский, когда его вели на казнь и христиане хотели его выкупить, говорил: «Я – пшеница Божья. Я должен быть перемолот зубами зверей, чтобы превратиться в чистый хлеб Господень». По преданию это был тот самый мальчик, на которого Христос указывал апостолам со словами: «Кто умалится как это дитя, то и больше в Царстве Небесном». Он говорил, что носит Христа в сердце, и когда его разорвали звери, мучитель с издевкой попросил достать из останков его сердце, чтобы посмотреть, а где же там Христос. И когда сердце разрезали там было написано золотыми буквами «Иисус». В книге «Непознанный мир веры» есть статья о воскресении Христовом, в которой зафиксировано более 200 свидетельств. Христа видел врач Понтия Пилата Ейшу и многие другие, все знали, что он воскреснет и многие собрались и ждали этого.
Можно вспомнить слова преподобного Иустина (Поповича) из книги «Философские пропасти» о том, что человек следуя евангельским заповедям, преодолевая в себе все греховное и смертное, приобщается к воскресению Христову. То есть еще здесь на земле, опытно переживает догмат воскресения. Порфирий Кавсокаливит, будучи постриженным в монахи, чувствовал, что он вечен, это опытное знание, которое возникает в следствие приближения к Господу. Когда душа очищается ты становишься способным воспринимать. Душа, она как губка. Представьте губку, которой мыли жирные кастрюли, она уже ничего не впитывает, ее нужно как-то отстирать, чтобы она вновь могла впитывать. Составьте такую молитву, включите догматы о воскресении и читайте каждый день.
Можно с Вами попечалиться, но можно и порадоваться, что Вы на пороге обретения веры. Когда у Алексея Мечева умерла жена, к нему пришел Иоанн Кронштадтский, чтобы вывести его из состояния уныния. Отец Алексей спросил: «Вы пришли мне посочувствовать?». «Нет, я пришел порадоваться за тебя, потому что отныне ты начнешь жить». Ты думаешь твое горе велико, а ты выйди к народу, прочувствуй их нужды, и ты поймешь, что твое горе не велико, по сравнению с ними. Отец Алексей говорит, что «и вышел я к людям, и захотелось мне их согревать, и я воистину ожил».
Путь из кризиса либо вниз, либо в буддизм, что есть попытка угасить сознание, содрогающиеся в конвульсиях, объявить мир иллюзией, либо выйти к правде – да существуют страдания и смерть. Но вера нам не говорит, что мы будем избавлены, она говорит, что не смотря, на то, что страдания и смерть есть, мы можем, благодаря Богу, пройти через них. Общение, начавшееся между нами и Христом, продолжится и в жизни вечной. Смерть – это не предел. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф 10. 28).
Страх смерти может стать началом новой жизни. О чем – в статье «ПАСХА – пережить Пасху как бессмертие своей души».