-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 21.12.2023. |
Радуйся. Общайся. Но не теряй собранности, сохраняй строй внутренней жизни!
Ты уже длительное время живешь без наркотиков. На работе тебя уважают, считают ценным работником, ты развиваешься. Сейчас ты закрепляешься в новой для тебя здоровой жизни. «Голоса», которые были столь активны ранее, постепенно перестают быть доминирующей проблемой. Отчасти, повторяя сказанное раннее, поделюсь с тобой следующими мыслями.
Предыдущие ответы:
Помыслы. Ч. 1. Голоса (инфернальное ли или психика), в прошлом ПАВ и хаотичный интим;
Помыслы. Ч. 2. Голоса, которые уничтожают изнутри;
Помыслы. Ч. 3. Голоса. Девушке, которую хотели затянуть в аномальные отношения. О секте «Нексиам» и взломе психики;
Помыслы. Голоса. Ч. 4. Голоса, которые уничтожают изнутри.
См. также ответ 299.1–299.3 (пока – только в аудио).
Так бывает, что в жизни поселяется хаос – первый, второй, третий. Человек теряет ориентацию. Если хаос возникает в одной области, то придет и в другую. Человек словно погружается в болото и выбраться не может. Попытка надавить на «крутизну» не помогает. Начинается злость ко всем и всему. Отношения все хуже и хуже. И вот человек остался один – самое милое дело употребить. Иначе совсем тошно. Когда начинается другой путь, выходы появляются.
Убежден, что с голосами можно справиться. У меня знакомый есть. Очень эмоциональный человек. Хоть он и не зависимый, но время от времени появляются голоса – Сдохни, сволочь. Ему начинает казаться, как в игре «казаки разбойники», что в окружающей реальности есть ответ на его вопрос. Конечно, с годами мы учимся волю Божию постигать через стечение обстоятельств. Если ты молишься, стараешься жить по Заповедям, то чувствуешь, что ситуация подталкивает к чему-то. Это не значит, что нужно слепо полагаться на случайности. Нет. Человек через ситуации постигает смысл. Бывает Господь спасает тех, кто по Заповедям живет. Один наш паломник поделился. Он услышал, как упал человек, шедший за ним по дороге. Обернулся, чтобы помочь ему встать. В этот момент с крыши упала большая сосулька. Если бы не поспешил на помощь, если бы пошел своей дорогой, она бы его убила. Обернувшись, чтобы помочь другому встать, он спас себе жизнь.
Как правило, если мы поступаем по Заповедям, то получаем важную информацию. Например, ты не знаешь, как решить рабочую задачу. И вдруг знакомство новое. Человек поделился информацией и вот тебе ответ на вопрос. Бывает и такое. Если же начинается «шиза», человек ищет хаотичные знаки, обращает внимание на надписи, газеты и фантики (условно).
Избыточные эмоции могут вывести из равновесия. Например, человек с нежной психикой. Творческий. Любит эмоциональную и яркую жизнь. Отпуск. Много перелетов. Несколько ночей без сна. Хочется везде побывать, напитаться эмоциями. Но важно не выпадать из центра личности, не растворяться в эмоциях. В цикле бесед «Любовная зависимость» были беседы, посвящённые симбиотическим отношениям. Это губительно. Да, два человека должны стать одним целым. Но полное растворение одного в другом – это катастрофа. Стремление человека полностью погрузиться в окружающее пространство приводит к тому, что утрачивается нечто существенное, что раньше помогало сопротивляться аномальным мыслям. Получается перегруз. Особенно, если человек раним, если нет режима дня и молитвенного Правила, человек растворяется в эмоциях. Например, возникло на этом фоне раздражение. Проблемы, которые в хорошем смысле слова были решены, всплывают. У прп. аввы Дорофея был такой образ – ранка затянулась, но от малейшего удара снова может открыться. Один человек поделился следующей историей. Возникла язва на ноге и пришлось долго ее залечивать. Казалось бы выздоровление. Возникла однажды ситуация выбора – сделать лишнее движение, чтобы сохранить сон ближнего или разбудить. Человек этот торопился. Решил сделать по-своему. Но когда, завершив дело и разбудив всех уходил, то споткнулся и второй ногой ударил по зажившей ране. Было вразумление – это против совести ради своих дел будить человека.
В раздражительности, в досаде состояние патологическое обостряется. Злость – основа психологических расстройств. На этом фоне снова появляются голоса. Чтобы научиться из-под их гнета выходить, нужно выработать определенные навыки, качества души, добродетели. Еще один пример. Человек заметил, что гневается, когда спешит. Например, он торопится, а ему кто-то пытается что-то объяснить. Времени ждать нет. Мысль собеседника понятна. Возникает желание остановить и дать ответ. Но собеседник, опасаясь быть невыслушанным, начинает говорить громче и напористее. Попытка переломить ситуацию приводит к конфликту. Много раз подобная ситуация повторялась. Сейчас этот человек старается дослушать и сказать свое слово, когда оппонент выдохнет.
Необходимы навыки борьбы не столько с самими помыслами, хотя и это нужно, сколько преодоления того состояния, которое приводит к внутреннему раздраю, на фоне чего и возникают помыслы. В романе «Братья Карамазовы» описан следующий эпизод. Митя едет за Грушей. Грушенька, то есть та, которую он любил, в молодости была влюблена в поляка. Митя узнал, что она в какой-то деревне с ним. Он заказал цыган, продуктов и поехал. Песни. Цыгане. Грушенька ответила ему взаимностью. Столько эмоций на бедного Митю вылилось, что психика не выдержала. Сказано в романе, что на каком-то этапе мысли Мити собрались в одну идею и изнутри его голова озарилась «нехорошим светом». Суть идеи – если стреляться, то только сейчас. И мысль эта показалась Мите его собственной.
Небольшое отступление. Существует такие понятия, как императивный галлюциноз и императивный псевдогаллюциноз. Один человек убил детей. Он употребил наркотики, и ему в голову пришла идея – если он убьет детей, то они станут ангелами. Императивный псевдогаллюциноз – человек еще понимает всю патологичность мыслей. Он осознает, что этот голос не его личность. Галлюциноз – состояние, когда больная идея начинает управлять телом от имени твоего я. И человек себя полностью ассоциирует с этой больной мыслью. Это показано в фильме «От заката до рассвета» (1996). Сейчас не разбираем фильм и не касаемся вопроса существования вампиров. Просто один момент рассмотрим, как притчу. Укус вампира и в голове героя начинаются голоса – убей их. Первое время он понимает и борется. Потом голоса захватывают, и герой начинает их программу исполнять.
У нас все же защита есть, если мы строй внутренней жизни держим. Уверен в том, что при отсутствии у человека органических поражений мозга, то есть если голоса связаны с его личной историей, то возможно столь стабилизироваться, чтобы историю оставить в прошлом. Это важно. Людей полюбить и начать жить. Жить без злобы. С Евангелием. Тогда все возможно.
Опасно в этом отношении и обилие разговоров. Приходит рассеяние. В голове возникают сцены из фильмов, шутки. Тело само по себе смеется. Ты хочешь плакать от боли, но из уст вырывается смех. Все рассогласовано. Молитва может собрать тебя воедино.
О том как восстановиться в 4 части цикла бесед «С чего начать христианскую жизнь» про выгорание.
К этому добавлю лишь, что необходимо уединение. Почитать Правило, Псалтирь. Или в молчании творить Иисусову молитву. Можно встать на коленочки перед Распятием и сказать – Господи, прости меня, что я опять ввергся в этот водоворот. И если на памяти сейчас есть те поступки, что подтолкнули к этой аномалии – покайся.
Приводил этот образ ранее. Ножевой бой. До противника остается буквально пару сантиметров. Ты уже максимально руку вытянул и возникает соблазн недостающие два сантиметра еще добрать. И это ошибка. Почему? Если корпусом податься вперед, то будет потеряна устойчивость.
Но не стоит бояться радости. Просто радость не должна уходить в легкомыслие. Бывает, что на позитивной ноте начинаются и вовсе легкомысленные разговоры или бесконтрольный просмотр видео. И человек теряет радость. Вот здесь самое главное не потерять согласованность между частями твоего существа. Ее утрата пусть будет первым признаком того, что нужно срочно мобилизироваться. Иначе душа приходит в движение, расслаивается (некая метафора) и начинают проникать аномальные мысли, как враги через раскрытые ворота города. Один человек рассказывал, что все его психозы начинались с ропота. Что-то не нравится. Конфликтная ситуация и следом приходит осуждение. Ближе к ночи в окружающих начинаешь видеть самых что ни на есть злодеев. В сознании всплывает обыкновенная фраза, но в ней усматривается тайный подтекст. Попытка выяснить отношения не приносит облегчения. Крик, обвинения. А ночью вообще голову «разрывает» от мыслей. Тот, кто понимает с чего начинается срыв, старается себя обезопасить.
Надо работать над обретением устойчивости. Даже скорее системой навыков, которые удерживают в состоянии устойчивости. Святитель Феофан призывал не переходить быстро от дела к делу, не превращать слова в бесконечный поток речи. Можно помолиться перед тем, как ответить – «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс 140. 3) или прочитать Иисусову молитву. Если чувствуешь, что поток речи уходит из-под контроля – все, остановись. Тяжело бывает. Хочется говорить дальше и дальше. Переходит все в маниакальную фазу, хохот гомерический и беспричинный. Но надо остановиться. С усилием воли необходимо взять паузу. А лучше уединиться и заставить свою душу обратиться к Богу (слова одного духовника).
Подобные срывы случались у одной знакомой. У сына большой дом. Он выпивал. И хотя он состоятельный человек, но дома домработницу не допускал. На помощь приезжала мама. Гости. Много гостей. Эта женщина перед каждым приемом пищи стелила свежую скатерть. Так была воспитана. Она вела хозяйство. Со временем перестала спать, чтобы больше успевать. Оставила молитвенное правило. Потом впала в депрессию. Сейчас она уже не приезжает в этот дом. Так сложились обстоятельства. Ей трудно было усвоить мысль, что не стоило оставлять Правило. Нужно при множестве забот успевать и свое. Когда неразумно человек уходит в переживания (у кого-то билеты и перелеты, а у другого – скатерть, гости, фрукты), то утрачивает связь с самим собой, с духовным центром. Для этого и необходимы моменты уединения, когда человек может собраться, восстановить согласованность между частями себя.
Святитель Игнатий говорил – разнородные части, составляющее естество мое, соединяются лишь когда служат греху. Суть в том, что после грехопадения, как лебедь, рак и щука в разные стороны стали тянуться ум, сердце и тело. Человек так потому и относится к страстям, что в этом движении может себя сгруппировать вокруг объекта. Когда же увлеченность проходит начинается печаль. Она (печаль) и свидетельствует о том, что человек поступил по страсти. Этот сигнал должен послужить поводом для уединения, молитвы, попытки понять причину. Но люди скорее стремятся убежать от самой печали.
Задача аскетического делания (оно и для мирян необходимо) в собирании через реализацию Евангельских заповедей себя воедино. Ум знает в чем состоит благо. Сердце сопереживает. Тело послушно идет туда, куда ему скажешь. Нет страшного рассогласования. Но это уже плод деятельности. Аскеза необходима всем. Иначе человек не сможет быть радостным, не испытает полноты жизни.
Необходимо понимание, что рассогласование мы можем усилить своими поступками. Нужен опыт. Важно научиться понимать, что послужило усугублению внутреннего разлома. Вырабатывать навыки, что не позволят войти в предсостояние раздрая. Радуйся. Общайся, но не выходи из своего центра.
Вначале пути равновесие трудно достигается и легко утрачивается. Больше мрака, чем радости. Не хватает представлений о духовных законах. Если это равновесие и достигается, то скорее неосмысленно. Согласно учению прп. Нила Синайского – ум не побеждается радостью. То есть чтобы стяжать радость нужно преодолеть страсти (сколько это возможно) и стяжать добродетели. Тогда душа не разрывается хаотическими сигналами. Но пока в нас страстные «кнопки» есть, они «нажимаются» рекламой, ситуациями тяжелыми и так далее.
Один духовник давал совет читать духовные книги в состоянии рассеяния. Поначалу читать, возможно, придется долго. Освобождающий вдох. Ум встает на место. Но состояние это быстро утрачивается и это кажется несправедливым. Со временем внимание начинает по-другому работать. Массив прочитанного остается и помогает в жизни. Со временем формируются навыки устойчивости. Как аналогия – ребенок. Ему трудно сначала найти равновесие. Он качается, чтобы зафиксировать положение тела. В свое время спинка и ножки укрепляются, и чадо может стоять спокойно. И ум так. Но читать нужно святых отцов. У святителя Феофана была мысль, что в творениях святых отцов мы узнаем себя, движение своей души. Оковывается внимание. Оно схватывается. Фиксируется. И через это ум приходит в готовность. Со временем это состояние более или менее усваивается и воспринимается, как естественное. Тогда «дикие» мысли, депрессия отступают. Они возвращаются, если человек добровольно из этого состояния выйдет, окунувшись в страсти. Как говорил Митя Карамазов – если надо будет прыгнуть в пропасть, то кверху пятками («Потому что, когда я падаю в пропасть, я иду прямо в нее, головой вниз и пятками вверх, и мне даже приятно, что я падаю именно в таком унизительном положении, и для меня это прекрасно»).
Если человек более или менее свою природу преобразит, то на какое-то расстояние удалится от голосов. Человека, стоящего на краю пропасти, легко столкнуть в бездну. Если человек отойдет от края, то обезопасит себя. И даже при нападении врага успеет позвать на помощь (по мысли святителя Феофана).
Отчасти, некоторые мысли, которые сообщал тебе, перекликаются с тем, что сообщал в ответах для одной девушки, которая время от времени срывалась в употребление ПАВ. На всякий случай приведу ссылки на эти ответы.
«Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 1: О срыве и одиночестве»;
«Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 2»;
«Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 3».