Семья. Женщина. С женщиной 1 – о вспышках эмоций и состояний, которые угнетают; 2 – боязни, муже, семье
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.01.2024.



Ситуация: Женщине время от времени начинает казаться, что муж ее бросит, она начинает переживать. Когда переживания начинают ее переполнять, она начинает совершать различные поступки, говорить, что она умрет, плакать и пр.

Когда женщина вдается в мысли о том, что ее никто не любит, что муж обязательно бросит, и дает этим мыслям исключительное внимание, то она начинает и вести себя соответствующим образом. Она становится раздражительной и агрессивной, так, что с ней действительно становится невозможно жить. Матушка Нина (Крыгина) рассказывала о том, как мама говорила дочери: «Все мужчины гады, помяни мое слово». И в будущем, живя уже с мужем, девушка напряженно присматривается, когда же он поступит как гад. Он, чувствуя это напряжение, интересуется: «Что-то случилось?». Она говорит, что все в порядке и ничего не произошло. Он нервничает и настаивает на том, что видит, что что-то не так. И за счет того, что она ему не доверяет, рано или поздно происходит какая-то конфликтная ситуация. Он, живя в такой обстановке пристального внимания, чувствует себя как на пороховой бочке. И когда он уже вспыхнет, она увидит в этом подтверждение маминых слов.

Такую модель внедрения ложных установок можно также увидеть в сектах. Когда человек попадает в секту, там ему дают установку, что его родные неверные, они ортодоксы, они не понимают жизни и т.д. Если они узнают, чем он занимается, они будут противиться, ведь он идет к истине, а они пребывают во тьме невежества. И представьте, как девушка имея в себе такую установку, сообщает маме, что у нее есть жених, он живет в Аравии, у него особняк с бассейном в пустыне… На что ей мама справедливо говорит: «Дочь! Какой жених в Аравии? Ты в своем уме?». А у нее это накладывается на ту установку, что она получила в секте – мама неверная, она ничего не понимает, она будет сопротивляться моему движению к счастью и истине. Когда человека хотят затянуть в секту или готовят к похищению, его специально настраивают против мамы, потому что знают, что она первый человек, который будет противостоять этому. Просто так человека не похитишь, он должен по собственному желанию выехать из страны, и не реагировать на возражения близких, они должны стать худшими врагами. Естественно, когда дочь собирается ехать не понятно куда, мама начинает переживать, она не может говорить спокойно. А эта ее эмоциональность и будет интерпретироваться дочерью, как сопротивление ее счастью с женихом в Аравии.

Нужно понимать, как это действует. Я часто в беседах упоминаю академика Ухтомского, его теорию доминанты. Он был значимым ученым, достоянием нации, а также верующим человеком. В годы гонений на веру его не репрессировали – арестовали, но потом отпустили. Его попросили не говорить на занятиях студентам о вере. Но он все равно, не говоря об этом напрямую, могущественно действовал на личности студентов. Есть даже воспоминания о том, что неверующие студенты настолько проникались его личностью, что это их располагало к вере. Ухтомский сформулировал теорию доминанты. Эта теория не какая-то фантазия из головы ученого, чтобы к этому открытию подойти, над ней работала целая школа физиологии.

Академик Павлов в статье «Об уме вообще и русском уме в частности» говорит, что свойство гениального открытия может быть выражено в нескольких словах. Но при этом также справедливо сказать, что, если это действительно подлинное открытие, о нем можно говорить бесконечно, потому что примеров, описанных открытым законом, может быть бесконечное количество. В основе мироздания стоят универсальные законы.

Понимание принципа доминанты дает ключ к пониманию очень многого – становятся более ясными смыслы многих книг, и в общем психология человека становится более понятна. Ученые, создающие сложные теории, понимая они принцип доминанты, шли бы более коротким и не таким запутанным путем. Без знания основ физиологии, пытаясь объяснить суть какого-то явления, они что-то домысливают и вплетают не проверяемые концепты в свою теорию. Суть теории Ухтомского проста: доминанта – это устойчивый очаг возбуждения в коре головного мозга, доминирующая идея. Доминирующая идея может родиться в результате шока и таким образом возникает доминанта травматическая. Если человек пережил нападение на улице и этот опыт глубоко в нем отпечатался, то будучи в следующий раз на улице, когда он встретит похожего высокого мужчину в плаще и с большими кулаками, эта домината придет в движение. Все импульсы стягиваются к текущему очагу в головном мозге, рождается мысль, что и этот прохожий совершит сейчас на него нападение. В момент активации травматической доминанты прочие отделы коры мозга тормозятся, человек забывает о том хорошем, что было в его жизни. Забывает о том, что когда-то он общался с мужчинами в плащах и 8 из 10 среди них были очень добрыми. Когда работает доминанта, мы вычленяем из окружающей действительности только те сигналы, что для нас биологически важны, это происходит непроизвольно. Поэтому нужно иметь большой навык, чтобы в момент возбуждения доминанты быть способным обратить внимание на что-то другое. Человек, который был избит, в новостях будет обращать внимание на то, что плохо – здесь завод закрыли, здесь плохой губернатор города, – он будет укореняться в ощущении враждебности мира. А новости о том, что где-то развиваются какие-то инициативы, запускается какой-то новый хороший проект – этого он не замечает. Таким образом доминанта определяет тот колорит, в котором мы воспринимаем мир. Все это является следствием взаимного развития друг друга. Человек, которого ударили, видит мир черным.

Духовники общаются со своими чадами по потребности: кто-то стабилен в своей вере, и уже достаточно знает о христианской жизни и с ними общение выходит короче, кто-то только пришел в церковь и связан с каким-то тяжелым опытом, такому человеку, конечно, требуется больше внимания. В святоотеческом предании есть история о том, как в одном монастыре чада были обижены на своего духовника за то, что не могли дождаться своей очереди в череде паломников и беседы с ними были коротки. Что он объяснял тем, что люди приехали издалека, а те здесь каждый день и всегда есть возможность подойти что-то уточнить. Но бывает и другая крайность – духовник каждый день откладывает беседу и в результате она не случается никогда. Так бывает и в семьях любвеобильных родителей, когда они поддерживают всех кроме собственного ребенка. Такая ситуация была показана в фильме «Рокки». Сына Рокки избивали в школе, в то время как папа, чемпион по боксу, был увлечен молодым талантливым боксером, тренировал его и хотел сделать из него чемпиона. А с собственным сыном у него не было нормального контакта, сын стал сам решать свои проблемы, как-то самостоятельно учиться боксу, чтобы отстоять свою позицию в школе. Но в результате тот молодой боксер зазнался, и папа пересмотрел свою позицию, понял, что к сыну нужно быть ближе.

В книге «Несвятые святые» был момент, когда митрополит Тихон (Шевкунов), будучи послушником, должен был чистить канализацию, в то время как все шли на службу. И он сказал очень хорошие слова, которые вписываются в теорию доминанты: «Мир кажется очень несправедливым, когда ты смотришь на него из канализационного люка». Также доминанта обладает таким важным качеством, как аккумулирование импульсов. То есть, если человек сегодня подумал о том, что его ударили, вчера тоже об этом думал, то это не изолированные размышления, о которых подумали и забыли, они все вместе спрессовываются, этот импульс не уходит в никуда, он остается. В некоторых компьютерных играх, чтобы сделать удар ты аккумулируешь энергию, нажимаешь кнопку и ждешь загрузку силы несколько секунд, тем самым удар усиливается. Также работает и в случае доминанты.

О том как же тормозить патологическую доминанту академик Ухтомский говорил следующее: штурмовать в лоб не всегда уместно, потому что один из принципов доминанты – поступающие сигналы стягиваются к текущему очагу.

В своих текстах о наркотической зависимости я также описывал принцип работы доминанты. Если наркоману говорить, что наркотики – это плохо, то скорее всего мы будем активизировать в нем желание употребить.

«Зависимость от психоактивных веществ и навыки, которые ей могут противостоять»;
– «Две доминанты».

Если мы будем говорить девушке, что муж ее не бросит по таким-то и таким-то причинам, то можем укоренить ее в сомнениях об этом. Возможно разобрать эту ситуацию, если нет сильного беспокойства, и не помешает, но иногда лучше не трогать напрямую и быть аккуратнее, чтобы не закрепить это в человеке. Иногда помогает снять акценты, как было описано в книге «Мученики ленинградской блокады». Когда началась бомбежка, чтобы дети не сошли сума, мама разворачивала карту города и показывала, где идет обстрел, а где живут они, демонстрируя, что вероятность попадания в них очень маленькая. Иногда, когда человек чего-то боится, если страх не очень сильный, то можно и разобрать ситуацию, показать абсурдность этого страха. Но дело в том, что, когда у человека уже начались бредовые размышления, факты ему ничего не скажут, бред недоступен для аргументов. Ухтомский считает, что в момент действия патологической доминанты, нужно возбуждать другую доминанту бодрую и конструктивную. И он пишет, что уже по первым признакам нужно узнавать действие паталогической доминанты, и тут же застилать ей все пути другой доминантой.

Как это делать? Лестница греха.

У меня также как и у всех случаются срывы, например, с кем-то поругаюсь. Порой я ссылаюсь на какую-то свою статью, в которой есть ответ на вопрос человека, и узнав, что он ее не прочитал, могу испытать раздражение, будто он намеренно игнорирует и испытывает ко мне презрение. Скорее всего человеку не хватило времени на эту длинную статью, но в момент раздражения и гнева, ты уверен, что на то может быть только одна причина. Хотя у меня самого лежит огромное количество книг, которые мне подарили, но совсем нет времени их читать. Объективно, я понимаю, что когда-нибудь лет через 5 какая-то тема всплывет, и я загляну в эту книжку и прочту вероятно только одну главу. Таким образом, я уже знаю, как у меня нарастает срыв, какие его первые признаки и какие он проходит стадии.

Старцем Клеопой (Илие) Румынским очень хорошо описана лестница греха. Обычно духовные авторы рассматривают 5 компонентов этой греховной цепочки, но он расширил ее до 12 пунктов.

В самом начале человек не сделал того добра, что мог бы сделать. Например, Вы читаете каждый день какое-то молитвенное правило. И в Вас это создает положительный опыт, рождает бодрую мысль, которая стимулирует Вашу здоровую доминанту. Если Вы будете читать, даже маленькое правило, оно Вас от многих бед убережет. Исаак Сирин говорил, что умеренному деланию цены нет. Когда Вы делаете что-то по дому, и думаете о том, что через 2 часа прочтете часть кафизмы, это уже создает направление для внимания и настраивает ум. А после чтения еще остается послевкусие, как после хорошего чая. Это послевкусие выражается в том, что в течении некоторого времени Вам не приходят дурные мысли. А потом, когда оно выветривается, то может начать проникать разная дичь. В тот момент, когда человеку нужно было бы прочитать свое небольшое молитвенное правило, он подумал, что ничего страшного, если пропустит и вместо этого час просидел в whatsapp. У меня такое тоже бывало, и чувствовал я себя после отвратительно. Таким образом получается, что человек не сделал то добро, что может, и упал на ступеньку ниже, если не покаялся в этом. На этом фоне если что-то пойдет не так: платье не то, или торт забыли взять в гости, Вы будете гораздо больше подвержены раздражению, чем если бы у Вас было это «молитвенное послевкусие». Мысли о том, что муж бросит, пойти напиться, что меня все презирают, хорошо ложатся на расслабленное сознание. Чтобы этот помысел появился, сознание должно быть подготовлено.

Следующей ступенью, когда человек уже расслабился, и стал более уязвим к хаотичным сигналам, к нему приходит помысел, например, «муж хочет меня бросить». Но чтобы он был воспринят, к нему должно прикрепиться Ваше внимание. Когда вставляешь в компьютер зараженную флешку, пока с ней не произведешь никакой манипуляции, компьютер еще не заразился, а когда флешку открываешь идет сигнал и вирус начинает проникать в компьютер. Также и с помыслом, когда он получил внимание, он начинает в Вас перетекать. И далее (я описываю этот путь сокращенно) происходит смешение, ум перемешивается с этим помыслом. Уже не Вы думаете эту мысль, а мысль думает Вами. Происходит пленение ею, человек уже не способен от нее освободиться, она его ведет.

 Когда эта цепочка проходит в сознании несколько раз, рождается страсть. Можно посмотреть на это и на уровне биологии из всех вариантов нейронных связей, строится именно такая цепочка и по ней идет сигнал. Как тропинки в лесу – есть много вариантов движения, но на месте самого частого маршрута, появляется вытоптанная тропа, а потом ее еще и асфальтируют. И теперь все, кто идут по парку, идут по этой тропинке. Формируется устойчивая реакция, устойчивая убежденность в том, что муж Вас бросит, и рождаются соответствующие поступки из этой убежденности – крики, скандалы.

Страсть – это модель восприятия действительности.

В момент какой-то форс-мажорной ситуации у человека уже есть сформированный на нее отклик. Например, Вы опаздываете на встречу и, если Вы гневливый человек, Вы взрываетесь гневом, раздражаетесь всю дорогу, почему не вышли раньше. Если бы этого гнева не было, Вы просто подумали бы о том, что у Вас сейчас есть 15 мин, в которые можно чем-то заняться, например прочитать. А у человека, у которого доминирует страсть уныния, из-за этого падает настроение, он думает, что все пропало. Приезжает на встречу и сидит там с мрачным лицом. Алкоголик после пережитого стресса напьется. Как-то один алкоголик спрашивал своего товарища, попавшего в автокатастрофу (его машина перевернулась, и водитель остался в живых), какая у того была первая мысль, когда он понял, что выжил. «Надо напиться!», - ответил он ему. Причем, для такого человека, это кажется самым логичным вариантом.

То, как мозг может обманывать человека, можно проследить в моменты утреннего пробуждения, в такое время это происходит наиболее очевидным образом. Будучи студентом, ведя веселую жизнь с постоянными недосыпами, однажды утром, когда было пора вставать собираться в университет, сквозь сон я окунулся в такое абсурдное размышление: «Что, если я сейчас не приеду на пару, и там спросят – а где Пащенко? А давайте ему 5-ку поставим? А давайте!». В состоянии полусна представляется, что стоит тебе не приехать в университет, как все вопросы решатся сами собой, причем тебе это кажется действительно логичным. А когда ты просыпаешься, то начинаешь ругать себя за то, что опоздал, купившись на эту манипуляцию, из-за этого теперь будут проблемы. Или более частый случай, когда человек спит и видит, будто он уже встал, одевается, а потом обнаруживает, что он все еще спит. Когда видишь, как что-то уже делаешь, поступает сигнал, что все в порядке, тревожность не включается, и потом обнаруживаешь, что тебе это все грезится. Таким образом и ум, охваченный страстями, может обманываться и приходить к логически ошибочным выводам и решениям.

После нескольких ступеней греха человек приходит к состоянию безволия, пассивности и уныния. А последняя ступень это уже самоубийство. Более точную градацию ступеней греха можно посмотреть в произведениях Клеопы Румынского. Приведу пример из своей жизни, как мы приходим к этому состоянию пассивности. Когда я бываю в гостях у родственников, мы смотрим какой-то фильм с мороженным. И я уже знаю, что для меня посмотреть один фильм и пообщаться – это отлично, второй – тоже нормально. Но после второго фильма я испытываю потребность в уединении, побыть с Иисусовой молитвой, потому что в голове много мельтешения образов. Но если все-таки согласиться на просмотр третьего фильма, потом мне будет очень трудно себя собрать. Когда ум рассеян этими яркими образами, если придет какая-то нелепая мысль, например, что тебя не ценят, она легко воспринимается.

В моей книге «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» 920 страниц, и стоит предположить, что, если я подарил человеку эту книгу, за неделю он ее не прочтет, а может быть и вовсе никогда. Но на фоне рассеянного фильмами ума, очень легко ложится мысль о том, что человек не прочитал ее, потому что он меня презирает, он считает мою теорию полной ерундой, и всегда был такого мнения обо мне. Даже полностью осознавая бредовость этих мыслей, уже не можешь собраться и противостоять им, ты распылен. Поэтому нужно познавать меру всех вещей. В течении рабочей недели, я стараюсь не тратить время на фильмы, либо смотрю их в перерывах на чай. Лекции я смотрю во время ужина в ускоренном режиме. Но в выходной или во время поездки в город, при совместном времяпровождении с людьми, нет такого жесткого временного регламента. В это время общая атмосфера взаимодействия с людьми становится более важной, и потеря времени так не напрягает, а когда сбиваешься со своего ритма дня, залипнув в социальных сетях, либо на фильме, то это приводит к падению.

Если у вас настроен режим дня, то, когда Вы дома заняты делами и проходите мимо коробочки с зефиром на столе, Вы не берете его в этот момент, а откладываете до совместного чаепития с мужем, так как у вас уже есть намеченные впереди дела: почитать молитвенное правило, позвонить кому-то и т.д. А когда вы уже потеряли бодрость духа и слоняетесь по квартире без дела, Вы легко реагируете на этот импульс, съедаете коробочку зефира. Затем приходят какие-то сообщения в мессенджерах, переходите по ссылкам… и Вам становится все хуже и хуже. Внутренняя собранность души уже ушла. А когда муж возвращается с работы, Вы уже вошли в пассивное состояние, в котором готовы воспринять ядовитые мысли.

 Наблюдая за собой, в случаях, когда я с кем-то ругался, то видел, что этому предшествовало. Один из таких случаев произошел, когда я увлеченно посмотрел мультик. Мультик сам по себе не плох, но я так провалился в его образы, что сознание отключилось. Американские мультики, зачастую идеально прорисованы, так что мозгу нечего достраивать и соответственно он воспринимает пассивно. Одни родители рассказывали мне, почему прекратили смотреть американские мультики с детьми. Когда дети смотрели старые советские мультики, в которых были красивые герои, они пели и танцевали, то дети тоже начинали петь, повторять движения. А после просмотра американских они сидели как замороженные. По словам одного невролога такие мультики еще и приводят к срывам. Если мы смотрим что-то насыщенное яркими образами в контексте коллективного просмотра и обсуждения, то за счет этого мозг включается. Но если человек один, быстрое переключение кадров, блокирует какую-то рефлексию, он входит в этот поток образов. Чтобы понять, что такое заблокированная рефлексия, представьте, что Вы сонная вышли на улицу, переходите дорогу, и когда выскакивает машина из поворота, Вы не способны ее увидеть. И также, когда приходит какая-то негативная идея, Вы не способны ее различить и полностью с ней сочетаетесь.

У святых отцов есть идея трезвения, когда ты выстраиваешь определенный ритм жизни вокруг и внутри себя. Когда Вы становитесь более или менее способной отслеживать, что происходит с Вами. Это не значит, что Ваша жизнь станет такой заорганизованной моделью. Есть французский мультфильм «Маленький принц», где девочка спасает Маленького принца, который стал взрослым. Чтобы поступить в элитную школу, мама с девочкой переехала в элитный район, где находится эта школа, ее график расписан по минутам, сколько и какие книжки она читает и т.д. Девочка знакомится с летчиком, который видел Маленького принца и рассказывает об этом маме. На что мама ей отвечает, подходя к доске с расписанием: «Так! У тебя появился друг! Куда же мы вставим твоего друга? Нашла! Во вторник с 12:30 до 12:45!». Организованность не должна уходить в такие крайности.

В поэме «Антропологический манифест» есть слова «Не бойся ты не станешь зашоренной герцогиней из «Алисы в стране чудес», но испытаешь радость ребенка, который на вяз влез». Построение личности человека подобно росту дерева. Как минералы из почвы встраиваются в кору, также и мы что-то здоровое, полезное и конструктивное вычленяем из окружающей нас жизни в виде смыслов и идей и встраиваем в свою личность. Кроме того, с вершины высокого дерева увеличивается угол обзора. Человека, в котором есть это трезвение, можно уподобить не герцогине, а профессиональному спортсмену. Когда он идет по улице, у него пружинистый шаг, он не боится столкновений, потому что знает, что, если оно случится, он в хорошей форме и способен его отразить. Когда человек имеет «духовную форму», он становится менее уязвимым для негативных идей, и в критической ситуации у него больше шанс выжить.

Марк Подвижник говорил, что когда твоя душа двинется по позыву самоугодия, то это подобно тому, как камень, стоявший на ледяном склоне, сдвинется со своего места и начнет катиться, неудержимый в своем стремлении. Поэтому тут дело не в зефирчике, а в том, что человек имея какой-то свой ритм, в этот момент с него сбивается. Он этот процесс будто просто подковырнул, а потом он начинает нарастать все сильнее и сильнее, что трудно остановиться. Для того чтобы остановиться помогает покаяние. Если вы успели зафиксировать этот процесс, скажите: «Господи, прости, что я по страсти съела зефир». Смысл покаяния в том, что оно нейтрализует последствия – расслабленность души.

 Когда вы уже совершили что-то выводящее Вас из внутреннего равновесия, расслабили душу, на это состояние легко ложится какая-то негативная мысль, например, что начальник плохо поступил. В состоянии бодрого духа Вы бы не придали какому-то поступку сильного значения, а тут мышление становится вязким, и вы начинаете про себя негодовать о происходящем. Начиная размышлять о негативном моменте, погружаетесь в это на пару часов. В Вас это зреет, и из одной мысли об этом человеке разрастается на все Ваше мышление. Вам начинает казаться, что не только этот начальник плохой, а любое руководство всегда плохо. Что зря Вы туда вообще пришли, там какой-то сумасшедший дом, и ничего исправить невозможно. В Вас начинает расти озлобленность по поводу хода вещей в мире в принципе. «Кто придумал, чтобы службы были такими долгими? Что за бред?» Раньше Вас это не смущало, а сейчас все начинает раздражать. И постепенно этот «вход» для негативных мыслей в Вас начинает все более расширяться, и Вас начинают заполнять какие-то «гады». У меня была ассоциация с используемым в Афганистане оружием. Моджахеды укрывались в пещерах, и если их приходили там искать, то вероятности выжить практически не было. К ним применяли оружие, тихо заполнявшее всю пещеру газом, а затем происходила детонация и газ взрывался. Также и в Вас через эту брешь закачивают «газ», а через время он взрывается.

Так же и у меня, к этому моменту появлялись «достоверные доказательства» того, что вокруг все плохие. И рождалось желание пойти им всем это объяснять. Я подходил к духовнику и говорил: «Что за цирк вы тут устроили?» Он пытался мне объяснить, что дело не в нем, что я расслабился и допустил эти мысли. Но в момент этого бреда, ты в абсолютной убежденности в своей правоте. Стоит невероятных усилий не идти ругаться в этот момент. Кажется, если ты этого прямо сейчас не пойдешь выяснять свои отношения с другими, то жизнь остановится. Чтобы продолжить жить ты должен, это сделать. Еще днем все было нормально, ты встречался с духовником и все было хорошо, и вдруг возникает мысль, что дальше так жить невозможно. И ощущение, что, если тебе прямо сейчас не ответят на твой вопрос, этой ночи ты не переживешь. А у тебя не вопросы даже, а одни претензии, которые невозможно удовлетворить. Духовник говорил мне, что, если у меня есть какие-то вопросы к нему, чтобы я записывал их и позже мы их обсудим. У меня до сих пор остались дневники, написанные в этом состоянии, сейчас они уже веселят меня, а тогда все написанное казалось серьезным. Сейчас записывая духовнику вопросы, я записываю одно-два слова, а раньше, когда мысли путались, исписывал лист А4 с двух сторон полной бессмыслицей. Он говорил одно, мне казалось совсем другое.

Когда человеку сообщают, что он говорит бред, он этого не понимает, не способен воспринять, так как уже находится в потоке измененного состояния сознания. При застревании в таком состоянии, в первые годы моего воцерковления, можно было выйти из него, только благодаря причастию. При чем у меня была озлобленность даже на само причастие. Я думал: «Кто это придумал? Это какой-то бред!». Я делал это тогда ради духовника, по его благословению, несмотря на, то, что меня колотило в этот момент. Когда только причастился, кажется, что ничего не произошло и ты зря только потратил время. Но в этот момент неуловимым образом в тебя будто вложили какое-то лекарство. Эта «таблетка» постепенно растворялась внутри меня, и я начинал затихать, а к обеду меня отпускало. Раньше эти состояния могли длиться неделями, но постепенно период уменьшился до нескольких дней. Стало рождаться понимание, что в какие-то дни такие состояния приходят, в какие-то – нет. Раньше я был убежден, что они имеют только внешние причины, что это духовник меня запутал, или что-то еще. Приход этого состояния очень связан с тем, как ты провел этот день. Если ты занимался глупостями, был в расслабленном состоянии, смеялся, то потом жди следом мысли о своей никчемности. Я все более отмечал, как мои состояния связаны с моим ритмом жизни. Я верю, что человек может настолько духовно вырасти, что на каком-то этапе, он сможет справляться с этими состояниями, которые длились у него неделями, за какие-то считанные минуты. Настолько душа окрепнет.

У моей знакомой началось нечто похожее на шизофрению – на работе ей казалось, что коллеги плохо про нее думают и она это слышит. Она была в полной убежденности, что они действительно так думают. Она краем ума понимала, что это бред, но этот бред ее захватывал. По мере того, как она развивалась, в том направлении, про которое я сейчас Вам рассказываю, постепенно она становилась все крепче и крепче. Сейчас она не производит впечатление больного человека, выглядит цветущей. Она принимала препараты, но если бы она пошла путем исключительно психологии и психиатрии, то велика вероятность, что она просто застряла бы в этом. Она стала понимать природу своих состояний, и частота и острота этих эпизодов стали снижаться. Конечно, не нужно бросать наблюдение у врача и прием препаратов, может начаться приступ и необходимо иметь привычку сразу реагировать и обращаться к врачу. Человек начинает на каком-то этапе фиксировать эти состояния и мысли как не свои и аномальные. Ритм дня выстаивается не за один день, на это нужно какое-то время. Здесь необходимо наблюдение за собой, без наблюдения не бывает улучшения. У святых отцов был такой обычай, как подведение итогов дня на 5-15 минут, за плохое – покаяться, за хорошее – поблагодарить. Но главное обнаружить причинно-следственные связи. Можно про себя говорить: «Господи помилуй» или Иисусову молитву читать, и одновременно ум будет вспоминать события дня. Для этого, конечно, нужен навык, потому что поначалу человеку может быть трудно вспомнить, что было утром, но потом он сможет вспомнить в мельчайших подробностях, что происходило с ним за неделю. Самое главное, что, когда мы оборачиваемся назад, мы начинаем видеть причинно-следственные связи и искать ту самую меру.

Когда действует патологическая доминанта она тут же застилает доминанту здоровую. Когда я впервые это заметил, меня осенило как это работает. Я был на прогулке и пришла мысль, что духовник сказал читать одно правило, а на прошлой неделе он же говорил по-другому, значит он не отслеживает свои слова и путается в них. Я почувствовал, как меня начало заворачивать в какое-то непонятное русло, если раньше я послушно следовал за этим ходом мыслей, то в тот момент у меня появилось какое-то новое движение, которого никогда не было. Я сказал стоп этой мысли – у меня сейчас другие более важные дела, чем думать о такой ерунде. И тут же начал читать молитву защиты от страсти неприязни «Господи, крестом твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего духовника, спаси меня его святыми молитвами», и мысли растворялись. Если бы я стал считаться с этой мыслью, меня ждала бы к вечеру полномасштабная убежденность, что духовник – мой враг, который мешает моей духовной жизни. Когда подобного рода мысль постучится Вам в голову, но Вы в этот момент будете заняты чем-то важным и конструктивным, для нее не будет места. По первым признакам патологической доминанты, узнавая ее действие, необходимо застилать ее пути доминантой здоровой.

Необходимо организовать, особенно если Вы не работаете, какой-то ритм Вашего дня – во сколько Вы встаете, во сколько кушаете, во сколько читаете. Не так, что сегодня почитали 10 мин, а завтра 1,5 часа, а именно чтобы был план. Например, я каждый день читаю минимум 15 мин, а в церковные праздники 20 мин. И в случае, если день очень занятой, я должен обязательно найти эти 15 мин, чтобы почитать. Потому что, если сегодня откажешься почитать, завтра откажешься, то это входит в привычку, и скоро вообще перестанешь читать и развиваться. Как в первом пункте лестницы греха Клеопы Румынского – ты не сделал то добро, что должен был. Даже сама борьба со своей занятостью, чтобы успеть почитать, дает бодрость духа, которая препятствует появлению аномальных мыслей. Когда вы читаете сегодня 10 мин, а завтра 1,5 часа – это плохо.

У нас на Соловках жил человек, который был сильно подвержен вспышкам сознания. Я пытался ему объяснить, что его проблема в том, что он живет по наитию. В один день он захотел и прочитал 3 кафизмы из Псалтири, а в другой не захочет и ничего не прочтет. Чтение какой-то книги пошло хорошо – он ее от корки до корки за день прочитает. А другую полезную книгу, которая эмоционально не идет, он и вовсе не прочтет. Соответственно, когда такой человек хорошо себя чувствует, он может как-то созидательно двигаться и что-то делать, но, когда он будет в состоянии уныния, а в нем ничего не хочется, он ложится и лежит в лежке, он вообще ничего не делает. А в этом состоянии и приходят самые тяжелые и мрачные мысли.

Вы должны определить для себя какой-то духовный минимум, который Вы каждый день можете выполнять. Если Вы этот минимум сделали и хочется, например еще почитать, то пожалуйста. Только это должно быть осмысленным решением, а не так, что Вы просто залипли перед экраном, и стали что-то листать, не понимая нужно оно Вам или нет. Так Ваша жизнь станет гораздо насыщеннее и радостнее.

Один человек, мне рассказывал, как еще до христианства, у него в жизни внешне было все хорошо, а чувствовал он себя так, будто расстроен чем-то очень большим, но в его жизни не произошло никакого трагического события. Но стоит отметить, что его жизнь состояла из гедонизма и сексуальных наслаждений. На каком-то этапе у него потерялись вкусовые качества и ощущения. И он в какой-то момент заперся дома и перечитал всю мировую классику, в поисках ответа на вопрос «что делать?». Многие авторы ставят вопрос очень талантливо, с изумительной остротой, но никто не дает на него ответа. Но читая у Силуана Афонского про бесовские нападки, про то, как ему явился Господь и тот понял, что Бог есть любовь, с ним что-то произошло и появилось понимание смысла.

Если у человека полная чаша – все есть, кушает все что хочет, ездит куда хочет, но душа не в бодром состоянии, то он даже порадоваться не может. Потому что радуешься душой, когда она как струна натянута, и на ней можно играть гармоничную мелодию. Экзюпери говорил, что ты не можешь писать стихи, потому что мал пригорок, на который ты взобрался. Если ты ни к чему не стремишься, то твоя душа мельчает и ты теряешь способность переживать положительные эмоции.

Мне когда-то понравилось воспоминание одного человека, который с женой ездил на север. Там они катались в упряжках с хаски. И он рассказывал о своем впечатлении об этих собаках, о том, что они словно созданы для бега, в беге их жизнь. Когда хаски бежит – она счастлива. Если это спроецировать на человека, то, когда он настолько же вовлечен в свое движение, он не задумывается о том счастлив ли он, есть ли у него смысл, потому что он уже приобщен к этому смыслу в своем движении, в своей деятельности. А когда движение останавливается, появляется вопрос – есть ли смысл в моей жизни? Человек выпадает из этой картины мира. Но чтобы этот смысл почувствовать, должна строиться картина мира, нужно читать. Исаак Сирин говорил, что так, как мы получаем из окружающей среды солнце и воду, так же и духовные смыслы мы получаем через книги.

 Ошибка современного человека в том, что он воспринимает себя автономным. Есть термин PSY цивилизация, отражающий эту помешанность на саморазвитии, на реализации – каждый видит себя как некий бизнес-проект, в который он инвестирует ресурсы, развивает навыки и способности. И все это на уровне интеллекта, без какой-либо душевности. Читая некоторые книги по современной психологии, возникает ощущение, что автор не знает о существовании культуры, литературы, повествование ограничено психическим миром одного этого автора, и там нет никакого притока свежего воздуха, нет каких-то интересных жизненных историй, нет материала для построения. Это когда ты вынужден общаться только с самим собой, на каком-то этапе тебе это просто надоест, станет тошно от самого себя.

Что читать?

Когда я обсуждал вопрос чтения со своим духовником, он мне сказал: «Не лазай сам по интернету в поисках того, что почитать, на это есть Промысел Божий», я тогда даже оскорбился – как я тогда буду искать книги? Но когда стараешься жить с Богом, при изучении какой-то темы, информация приходит из разных источников – бывает кто-то подарит книгу, или от кого-то услышишь о какой-то другой книге, или уже читая интересную книгу, находишь в ней упоминание еще одного автора.

Я сейчас читаю книгу житие Льва Оптинского, там очень много разнообразных жизненных ситуаций, но также читаю и художественную литературу, иногда и что-то светское. Мой друг, что написал музыку к поэме, поинтересовался читал ли я С. Лема «Глас Господа», этот роман, конечно, фантастический. Другой знакомый прислал книгу С. Лема «Футурологический конгресс», эта книга в некоторой степени помогла мне понять события в Украине.

Когда у человека уже выстроена доминанта, то она избавляет его от разношерстного опыта при чтении разного рода литературы, и духовной, и светской. Если в человеке есть христианская доминанта, то читая любые книги, он все равно вычленяет оттуда что-то здоровое. В конечном виде доминанта означает то, что умный человек из глупой книги сделает умный вывод, а глупый человек, читая самую умную книгу найдет в ней повод для очередной глупости.

В начале я говорил про человека с травматической доминантой, пережившего нападение. Он не выходил на улицу, потому что ожидал повторного нападения. Если человек зол, то читая книгу, он ничего в ней не видит, он будет не способен усвоить духовные смыслы. Был у нас один человек, который читал книгу Аввы Дорофея, в ней было рассказано как ученик Аввы Дорофея за 5 лет достиг святости, а потом у него началась чахотка и он умер. И одному святому отцу было откровение, что он будет предстоять перед святой Троицей. Там было описано, что это был подвиг самоотвержения. Но этот человек, прочитав книгу, сделал иной вывод – вот молодого парня уморили! Человек с такой искаженной доминантой будет из всего делать свои искаженные выводы.

Если у человека будет сформировано христианское ядро личности, он даже разношерстный опыт сможет соединить в единую христианскую картину. В формировании этого ядра помогает и художественная литература, но база должна быть святоотеческая. Я заметил, если в основу диалога кладешь святоотеческую идею, даже не упоминая о ней, то разговор складывается в конструктивном ключе и приходит в итоге к хорошим смыслам. А если берешь мысль фантазийную, страстную, то на каком-то этапе разговор упирается в тупик, и люди расходятся, не придя ни к чему общему в итоге.

Напитывать эту внутреннюю основу стоит чтением святых отцов, можно, например, начать с Оптинских старцев. Это только кажется, что у них очень простые мысли. Раньше я тоже думал, что это слишком просто, чтобы читать, но затем раскрыл глубину смыслов, заложенных в их словах.

Говорил недавно с психиатром об одном нашем общем знакомом с диагнозом шизофрения. Для этого знакомого характерна мысль, что он все знает лучше всех. Один писатель говорил, что сумасшествие – это эгоизм. Когда начинаются мысли, что ты знаешь лучше других, это опасно.

Бывает в какой-то жизненной ситуации сложно принять решение, так как есть соображения и в сторону да, и в сторону нет. И бывает будто из ниоткуда всплывает какая-то фраза из книги, на которую ты даже не обратил большого внимания при чтении. А в этот момент она вписалась в ситуацию, стала более конкретной. Так складывается, что именно она, словно перышко, падает на правильную сторону весов.

Когда приходит в движение положительная доминанта, человек не знает усталости. Человек любящий свою работу, относится к ней ни как к работе, а как к какой-то естественной деятельности, он от нее не устает. Человек, который пел в хоре, рассказывал, что даже если приходил в храм уставший, стоило переступить через порог, как появлялась бодрость. Когда у человека активизируется его положительная доминанта, он может быстро прочитать книгу и хорошо ее запомнить. Чтобы строить картину мира, очень важны положительные переживания. Чтобы процесс развития происходил, нужен некий мотор, с помощью которого мы могли бы вычленять из окружающей реальности образы и встраивать их в свою систему. Идеальный мотор – это любовь, она есть вечный двигатель. Любовь взращивать тяжело, но возможно. По началу хотя бы не желать зла человеку, уходить от темных мыслей, и потихоньку так мы приходим к любви. Если любовь становится базовым состоянием, то человек не знает усталости. Старец Паисий Святогорец говорил, что, когда человек работает с любовью, он может физически уставать, но не происходит моральной измотанности. Вы сейчас находитесь на перепутье, когда можете превратиться в «капризную герцогиню», либо встать на путь формирования своей христианской личности.

В моей статье «Книги» приведен список выделенных мной книг для построения христианской картины мира. Почитайте книгу старца Паисия «Слова. Том IV. Семейная жизнь», можно перечитать всего Паисия Святогорца. Мне понравилось читать житие преподобного Льва Оптинского, там приведено очень много жизненных ситуаций. В последних главах рассказывается как его оклеветали, как это было на самом деле, и дается грамотная оценка и интерпретация происходящему просвещенным умом. Старец, принимая людей, разбирал и исправлял их мысли, а такого еще не было принято. Люди, не разобравшись, посчитали его за масона, отогнали от него его духовных дочерей. Он смотрел на все это спокойно, и потом ситуация разрешилась, под конец его жизни эту клевету с него сняли. Когда наблюдаешь его реакцию на происходящее, видишь, что он понимал, что все в руках Божиих. Духовные чада просили позволить им обратиться к его высоким покровителям, но он отказывался. И только после продолжительных настойчивых просьб, он позволил Макарию написать письмо, которое он подписал не глядя. Тот написал письмо святителю Игнатию Брянчанинову, который был в то время архимандритом в Петербурге. А он, в свою очередь, с этим письмом пошел к святителю Филарету, и тогда удалось успокоить гонения. Вы, прочитав описания этих гонений, найдете там правильную модель реагирования на сложные ситуации. Поймете, что даже встреча с какой-то негативностью в жизни не является катастрофой, все имеет промысел Божий. Он разбирал много ситуаций из жизни других людей.

Моя знакомая проживающая в Кувейте, помогает мне собирать материалы к темам бесед. Кувейт – богатая арабская страна, но культурно достаточно слабо развитая. Город находится среди пустыни, а в центре города – торговый центр, – вот и вся культура. Она говорит, что, если она не будет ничем заниматься, то не известно куда она так придет. Когда женщина не имеет какой-то вовлеченности в здоровую деятельность, она начинает сходить сума.

В цикле бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей» я упоминал о том, что есть гедонизм – погоня за наслаждениями, а есть эвдемонизм – приобщение к высшим смыслам, осмысление с их помощью своей жизни.

11.1 Эвдемонизм и материальное (гедонизм). Православие и протестантизм. Благословение или проклятие;
11.2 Эвдемонизм и гедонизм. Молитва. Деньги – инструмент или цель. Благотворительность. Идеи. Отношения;
11.3 Эвдемонизм и гедонизм. Свое дело. Не только себе, но и другим. Перспектива. Ответ на вопросы.

Деятельность может быть трудна – кто-то пошел добровольцем на фронт, кто-то с детьми занимается, а это тоже не просто. Но так как человек видит в этой деятельности смысл, он переживает в этом счастье более глубокое, чем тот человек, что пытается это счастье обустроить хорошей едой и поездками по загранице. Но чтобы человек это счастье чувствовал, у него должна быть выстроена картина мира, в которой твое действие обретает смысл только в системе взаимоотношений. Твой шаг обретает смысл, только когда ты понимаешь куда ты идешь, откуда и ради чего, тогда твой шаг является приближением к цели. А когда этой картины нет, ты идешь куда-то, но как Алиса в стране чудес «ближе я или дальше», нет того ориентира относительно которого мы меряем. Выучили немецкий или французский язык – здорово, но в итоге это ничего не дает. Сколько несчастных людей – молодых, красивых, талантливых девушек, знающих по 5 языков, занимающих высокие должности, а в глазах счастья нет.

Может Вам стоит потихоньку приобщаться к какой-то деятельности, по совету с мужем. У меня есть состоятельный друг, его жена не работает, но она скооперировалась с кем-то и создает благотворительный проект.

Раньше человек вступал в священство никак сегодня, после окончания семинарии и скорой женитьбы (чему сопутствуют разводы, к сожалению). Но когда человек уже женат и имеет детей, если он способен управиться со своим домом, то значит способен справиться и с приходом. А если не был в малом верен, кто тебе доверит большее.

Когда я только начал воцерковляться на Соловках, был период, что я прожил дома год. Я тогда понял великую силу режима дня, мне не было скучно в это время. Я был таким человеком, который нуждался в том, чтобы жизнь вокруг кипела, иначе сразу чувствовал скуку. А когда есть режим и осмысленность движения, то не смотря, на то, что находишься в замкнутом пространстве, внутренняя жизнь настолько интенсивна, что ты не воспринимаешь такие условия как ограничение. Режим помогает успевать гораздо больше. Особенно помогает в творчестве – творчеству мешает отсутствие способности концентрироваться. Творческие люди, которым говоришь про режим, пугаются. Потому что творят они только по вдохновению. На самом деле в молодости такие наития случаются, но по мере того, как человек становится более хаотизированным, страстным, этих наитий будет становиться все меньше и меньше. Сейчас я пишу какие-то работы, а раньше я этого не мог просто потому, что, когда садился чем-то заниматься, начинал отвлекаться на каждый импульс – покурить, кофе выпить, фильм посмотреть. И из этой трясины было невозможно выбраться.

Вы свою проблему выразили очень точно, кратко, лаконично и по существу, Вы не рассказывали о ней 40 мин в слезах, так что в потоке бессвязных всхлипываний нужно еще отловить, что же у человека произошло. Факт того, что Вы смогли это ясно донести говорит о том, что все с Вами в порядке. Нужно только правильно все настроить, откалибровать, и любо-дорого будет видеть, как Вы будете двигаться по своему пути.