-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 21.01.2024. |
Если человек с возрастом не задумывается о чём-то серьёзном – значит, в нём самом присутствует что-то несерьёзное. Если он не ставит вопросы, то перед вопросами человека начинают ставить жизненные ситуации. То, что задумывалось сделать силой, давлением на других людей – не получилось. Человек понимает, что то, как он видел жизнь, не соответствует реальности.
Чтобы наладить с людьми контакт – надо вести себя иначе. Пока дети были малы, казалось: крикнешь, надавишь, заставишь, – и они сделают по-твоему, ты будешь счастлив. Но годы идут, и человек понимает: он кричал, давил, а теперь дети отдалились, не звонят, не пишут. Чтобы восстановить с ними контакт – надо вести себя по-другому.
Тогда люди становятся сильно добрее, мягче, радостнее. Бывает, для некоторых родителей скорби, связанные с детьми, когда не получается подавить волю ребенка, становятся стартом духовного возрастания. Люди понимают, что в жизни есть другие законы, помимо силы, и начинают обращаться к этой открывшейся области жизни. У них начинает что-то получаться, люди начинают к ним прислушиваться. И вдруг они видят: оказывается, настоящая жизнь возможна на других принципах. Когда они начинают эти принципы воплощать – перед ними открывается новая жизнь, полная света. Потихоньку они начинают двигаться к этой жизни. Хотя немощи остаются. Многие родители успокаиваются с годами.
Как сказала мама одного из насельников нашего монастыря: «взрослый и не верующий человек – это смешно». Она сама многие годы была неверующей, но её слова подразумевают, что, пока человек молод, некогда ставить сложные вопросы –надо писать кандидатские, докторские, детей воспитывать, дом строить, цели реализовывать. Всё крутится, вертится, а когда цели достигнуты, дети выросли, докторские написаны, – появляется возможность остановиться, оглянуться на мир вокруг, взглянуть на самого себя. И вдруг оказывается, что всё не так просто, как раньше представлялось, что в мире есть законы, о которых раньше не подозревал.
Кстати, сын этой женщины, насельник, – молекулярный физик. Пока он учился в школе, материалистическая концепция хорошо разъяснялась, в учебнике были нарисованы молекулы, атомы, всё это собиралось, разбиралось. Было понятно, что такое материя. А когда он поступил в физтех, стал специализироваться по молекулярной физике, стало вообще ничего не понятно. Ведь оказывается, атомы –это не конечная точка, дальше деление происходит на более мелкие частицы, а в глубине материи как таковой материи и нет. Есть какие-то кварки, о которых трудно что-то сказать. Кто-то считает их волновыми пакетами. Есть версия, что в глубине материи материя не является материей. И когда он до этого дошёл, пришлось пересматривать все научные открытия, факты, взгляды на мироздание.
Например, творение мира из ничего. Кого-то удивляет: как может быть творение мира из ничего? Не менее удивляет, что в глубине нашего мира материи нет. Преподобный Иустин (Попович) говорил, что непонятно каким образом нематериальное переходит в материальное. И перед думающими людьми начинают возникать вопросы. Однако, если они ни к чему не приходят, – то это действительно выглядит смешно. Человек накапливает жизненный опыт, видит происходящее в мире, с людьми, начинает подмечать закономерности.
К примеру, один человек, который сейчас двигается к вере, стремился к материальному успеху, у него были цели, которые запланировал, но не достиг, а те, что достиг, радости не принесли. Мечтал о машине, даче, всё получил – а радости нет… И человек понимает: в достатке радости нет, но вдруг почувствовал веяние веры – и душа успокоилась. Так вот, значит, где корень жизни!
Перед Второй мировой войной активно расстреливали священников. После войны на их место встали офицеры-фронтовики. Было множество скандальных ситуаций, когда коммунисты, возвращаясь с войны, шли в семинарию, потому что на фронте они увидели что-то такое, что убедило их в бытии Божьем. Одно дело – с трибуны кричать политические лозунги, и совсем другое – когда ты сидишь в окопе, идут танки, или ты получаешь невыполнимое задание.
В книге «Отец Арсений» написано, как бойцы приходили к вере в годы Второй мировой войны. В рассказах «Плотик» и, кажется, «ДЗОТ», бойцы получали невыполнимое задание, понимали, что идут на смерть, вспоминали, как бабушка в детстве учила молиться. Они начинали молиться – и оставались в живых.