Болезни. Болезнь. Мама болеет, ругается, ведёт себя резко, сиделки долго не выдерживают, дочь унывает
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  30.01.2024.



Ты попросила дать тебе какое-то утешение в связи с тем, что ты ухаживаешь за мамой, а у нее тяжелый характер. Она унижает людей, и сиделки, которых ты нанимаешь, выдерживает только два-три дня. Тебе приходится сидеть с мамой, и ты унываешь.

Для общего развития советую посмотреть фильм «1+1». Бывает важно относиться к больному человеку не как к больному.

Я знал одного человека, у которого тяжёлый характер, он многих ругает, считает, что кругом колдуны, с ним тяжело разговаривать. Но один парень очень быстро нашёл с ним общий язык, как-то шутил. И даже этот пожилой человек, когда этот парень заболел, стал приносить ему конфеты. Он относился к нему не с той позиции, что всем известно, что человек болен и тяжёл. А как-то приветствовал при встрече этого человека, говорил ему что-то доброе.

Иногда, действительно, люди, имеющие образование, склонны каждую ситуацию осложнять, находить выводы и под-выводы. Среагировать на ситуацию просто, с добром, решить сложную ситуацию улыбкой, у них получается не всегда.

То, что ты несёшь скорби, при правильном понимании того, что происходит, может претвориться в источник благодарения.

Одна медсестра писала духовнику, что ей приходится очень долго добираться до работы, и, может, ей стоит сменить место. Духовник ответил: то, что она едет, тратит время на дорогу, делает её в каком-то смысле подобной древним христианкам, которые посещали христиан, брошенных в тюрьмы за их веру. В первые века христиан мучили, убивали, и находились добрые души, которые навещали их в темницах, например, великомученица Анастасия Узорешительница. Ещё духовник сказал: «Если ты поменяешь работу, чтобы ехать ближе, – может быть, ты потеряешь эту мзду».

Надо понимать, что не обоснована насмешка людей, отрицающих духовный мир в отношении Церкви – мол, Церковь учит, что всё возмездие будет только в будущей жизни. Идея того, что Господь дарит мзду тем, кто исполняет Его Заповеди, означает, что люди ещё здесь, в земной жизни, реализуя Евангельские заповеди, чувствуют предощущение жизни Вечной.

Одна из заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут» (Мф 5. 7). Человек ещё здесь, на земле, начинает ощущать блаженство, даже посреди вроде скорбных обстоятельств. Его душа входит в некое устроение, с этим устроением он приходит в жизнь Вечную.

Когда прп. Варсонофия Оптинского спросили: «Что есть жизнь?» – он дал парадоксальный ответ: «Жизнь есть блаженство». Даже несмотря на то, что в этой жизни мы видим скорбные обстоятельства, если человек живёт в соответствии с Евангельскими заповедями, – он ещё здесь ощущает это блаженство.

Мы видим блаженную жизнь, даже посреди скорбных обстоятельств, на примере преподобной мученицы Марии Гатчинской в её удивительном житии. Она застала годы репрессий, гонений на веру. У неё было заболевание, вследствие которого она испытывала боль при движении – по сути, она лежала, не двигаясь, и говорила очень-очень тихо. Человек слышал эту речь, только если склонялся близко к ней. Казалось бы – что может дать другим человек, неподвижно лежащий, речь которого почти не слышна? Но в ней была такая сила, что к ней прижало очень много людей, чтобы получить вразумление, утешение. На улице была масса людей, которые приехали в Гатчину только для того, чтобы посетить её. И не только миряне приезжали к ней, но и священники, и епископы. От советских властей она пострадала, приняла мученическую кончину.

О подобном рассказывал монах Варлаам (Карабашев). Примечательна история самого монаха: в своё время он был криминальным авторитетом, потом искренне пришёл к вере и принял монашеский постриг. Пишет книги. В его книге «Мера и подобие, или о разном по-разному» он рассказывал об одном семействе, с которым ему довелось познакомиться. У него был друг, мама которого была парализована, у неё двигалась только одна рука. В те годы монах Варлаам еще не был монахом. Он рассказывал, что избегал заходить домой к этому другу, потому что очень боялся оказаться в семье, где были инвалиды: он столкнулся тем, что если в семье тяжелобольной человек – то в этом доме стоит запах лекарств. Если кто-то начнинал говорить громко или смеяться – кто-то сразу прикладывал палец к устам, показывая, что здесь надо вести себя тише. В таком доме говорят вполголоса. Для отца Варлаама обстановка таких домов была очень тяжелая, поэтому он избегал заходить туда.

Когда он общался с другом или с его отцом, он постоянно слышал слова, которые его удивляли: они говорили о парализованной матери очень благоговейно. Сын часто говорил: «Мама благословит» или «Тебе надо познакомиться с мамой». Казалось бы, жена была тяжела больна, но муж, отец, говорил о ней с большой любовью. Он ходил только в одном пиджаке, чтобы в непростые 90-е заработать на жизнеобеспечение семьи.

Однажды отец Варлаам всё-таки оказался в их доме, его буквально ввели в эту комнату, он не успел как-то отговориться, и был просто поражен тем, что рядом с этой женщиной-инвалидом весело переговаривались, о чём-то смеялись. Он был поражён этим жизнелюбием, этой бодростью духа, который исходил от мамы.

Когда он находился у них дома, он удивлялся, что двери у них какие-то не такие, а потом понял: двери сделаны такими широкими, чтобы можно было прокатывать в эти двери инвалидную кровать. Мама была центром семьи, вокруг которой собирались все люди.

Что-то подобное было и в жизни одной женщины (возможно, она была актрисой, но сейчас трудно найти эту историю). Она заболела и тоже была обездвижена. Она лежала рядом с окном и, глядя в него, она благодарила Бога. Она поняла, что живём мы здесь не ради удовольствий.

Но эти слова, что мы живём не ради удовольствий, значат не то, что мы должны прожить на земле жизнь, полную скорби и страданий. Если человек находит Христа, находит Его заповеди, – в его душу вливается некое утешение. Хотя снаружи он, кажется, живёт в скорбях, где-то и сам он, конечно, их испытывает. Но он ощущает свою жизнь иначе, как полную.

Здесь будет уместна такая аналогия. По преданию апостол Андрей Первозванный дошёл до Руси и видел русские бани. Он был удивлён тем, что люди сидят в этой же жаре и хлещут друг друга. Человек, который не жил на севере, не парился в бане, – он не понимает, какое это блаженство: в конце рабочей недели зайти в баню попариться. Человек, который никогда не испытывал, что такое быть в бане, и какое, в хорошем смысле слова, расслабление наступает после бани – когда тело отдыхает, а после наступает здоровый сон. Конечно, когда он смотрит снаружи на тех, кто парится в бане, он недоумевает: люди хлещут друг друга вениками, ещё при этом и радуются. Как это понять?

Православие – это, скорее, про красоту и про поиск равновесия. Если человек начал их искать в жизни, он понимает, что скорбные обстоятельства, с которыми он встречается, помогают удержаться на этом пути, ведущем к красоте. Одна из самых аскетических книг Православия называется «Добротолюбие», что с греческого оригинала названия переводится как «любовь к красоте». Тогда человек воспринимает скорби иначе. Понимает, что скорби шлифуют его характер, стачивая острые углы, окаменелости.

В житии святителя Василия Великого описан такой случай. Он знал одну состоятельную женщину высокого положения в обществе. Она захотела жить по-христиански и просила свт. Василия Великого, чтобы тот познакомил её с какой-нибудь христианкой, которая помогала бы этой женщине в её шествии по христианскому пути.

Свт. Василий прислал к ней в дом одну благочестивую женщину, кажется, монахиню. Потом он спросил женщину высокого сословия, как ей живётся, как она спасается. Она дала понять, что плохо. Она объяснила, что та монахиня, которую он прислал, постоянно благодарит её за то, что она её кормит и поет, ведет себя очень благочестиво. От этой монахини не было никаких проблем. И женщина, по её же собственному мнению, не росла духовно в таких благоприятных обстоятельствах.

Свт. Василий понял суть её высказываний и нашел самую сварливую и скандальную женщину. Она не только не благодарила сенаторшу за то, что та оказывает ей приём, кормит и поит, но ещё и укоряла её. Говорила, если та будет так ужасно кормить её, – то она вообще уйдёт в другое место. Она даже заушала её, наносила ей удары.

Но сенаторша поняла, что рядом с такой женщиной она начинает расти духовно, чувствует, что её страсти выходят наружу: ей хочется в ответ сказать что-то грубое и т.п. Видя свои страсти перед глазами, она начала работы по их искоренению.

Плод душе от искоренения страсти – это глубокое чувство мира: когда ты испытываешь блаженство на равном месте, твою душу ничего не тревожит. Но это не медитативный анабиоз, не попытка людей, которые пытаются таким образом отсечь себя от всех неприятных сигналов.

В данном случае, при православном подходе, человек всё видит, всё слышит, всё понимает. Но вследствие того, что его сердце выправляется, те кнопки, на которые раньше нажимали внешние обстоятельства, вызывая бурные реакции в виде гнева, раздражения, отчаяния, уныния, – перестают действовать.

Поэтому ты можешь отнестись к своей ситуации как к школе благочестия. Конечно, если есть возможность, можно приглашать сиделок. Для них это хлеб насущный. Но когда-то и тебе придётся сидеть с мамой. Старайся не воспринимать серьёзно её слова. Конечно, у тебя есть большое образование, ты изучала разные методики, но возможно, из-за этих знаний ты слишком серьёзно воспринимаешь ситуацию. Слыша что-то от мамы, ты вдаёшься в синтез, в анализ, перегружаешься, а если бы ты сохранила мирный дух, – ты могла бы сказать: «Мам, ну ты чего?» Улыбнуться ей, сказать ей что-то простое, ласковое, что, может, стало бы её успокаивать.

В приложении будет подборка, которую делал в отношении людей, вынужденных общаться с родственниками и близкими, находящимися в сложном психическом состоянии. В этой подборке несколько бесед, две первые беседы из цикла «Сектантское не только в сектах». В одной из бесед речь идёт про общение с людьми, которые находятся под воздействием какой-то ложной доктрины.

Также беседы 65 и 66 из цикла «Зазеркалье». В этих беседах рассматривается вопрос, как общаться с людьми, психика которых поражена.

Также ссылка на несколько ответов жене деспотичного мужа.

Общая суть этих ответов состоит в том, что когда человек находит равновесие – он выходит из бинарной позиции. Что такое бинарная позиция? Когда человек либо, насупившись, молчит, либо срывается и кричит. А когда он обретает равновесие – то может реагировать на ситуацию творчески.

Что значит творчески? Тебя оскорбила мама, но вместо того, чтобы вдаваться в открытую конфронтацию, ты рассказываешь ей какую-то забавную историю. Или вдруг мама тебе сказала: «Что ты наделала это желтое платье? Ты выглядишь как дура». Ты можешь отнесись к словам маме как к серьезному вопросу заинтересованного в твоей жизни человека. И вместо того, чтобы обижаться, ты можешь беззлобно рассказать, что это платье ты купила там-то, по такой-то цене, или что-то ещё.

Однажды я попал в такую ситуацию. Я был в школе с беседой, выходя оттуда, встретил трёх мальчиков, сидевших у выхода. Они дерзким тоном крикнули в спину что-то вроде: «А что, батюшка, крест-то на вас - фальшивый?», – и засмеялись. Но если бы я начал развивать этот вопрос, то можно было получить в спину ещё порцию смеха. Если начать их укорять, что они такие дерзкие, – они начнут дерзить ещё больше.

Господь вразумил меня ответить в следующем ключе: я объяснил им так, как будто их вопрос был нормальный, адекватный, как будто они действительно спрашивали про крест. Я рассказал, что золота на кресте особо нет, что это просто напыление. Поэтому крест на самом деле не золотой. И они растерянно переглядывались, потому что они ожидали продолжения банкета. А здесь с ними вроде нормально поговорили, и конфликтная ситуация не получила продолжения.

Также ответ женщине о её папе, как общаться с людьми психически неустойчивыми.

В фильме «1+1» рассказывается о богатом аристократе, Филиппе которому был нужен спутник, который мог бы его переодевать, следить за ним. Мужчины, которых нанимали на эту должность, долго с ними не выдерживали, он начинал им дерзить. Общение с Филиппом удалось построить одному мужчине из Сомали, который видел в Филиппе собеседника, ему удалось вступить с ним в человеческое общение. С ним Филипп стал вести себя более мягко, в нём стали проявляться лучшие черты.

Этот фильм мы разбирали в цикле бесед «Три силы» в контексте разговора про игру. Филипп был экстремалом, летал на дельтаплане. Он всегда хотел быть первым. Когда он узнал, что его жена больна, с ним случился стресс, который он хотел снять полётом на дельтаплане. Погода была нелётная, но он всё равно полетел и разбился. У него парализовало всё, что ниже шеи.

Мы разбирали, что доброта и любовь спасают человека от игровой зависимости. Человека несёт поток эмоций, а он не может сопротивляться. То, что у человека есть деньги, власть, что он не привык регулировать свои желания, привело к тому, что, когда у него возникло желание летать, – это желание он не смог согласовать с реальностью.

Примечательно, что любовь выводит человека из игровой зависимости. Странная ситуация: ты узнаёшь, что любимый тобой человек серьёзно болен, можно было поехать к нему, и во взаимной любви, во взаимопомощи выйти из потока негативных переживаний, выйти через сострадание. Но бывает, что для человека собственные эмоции оказываются дороже.

В этих беседах про игру и в других разбираются пять навыков, которые помогают человеку выйти из потока эмоций.

Эти пять навыков и другие моменты, которые разбираются в цикле «Три силы» – про то, как человеку обустроить свою жизнь, о том, какой образ мыслей, образ жизни помогает человеку не стать заложником собственных мыслей.

Иногда основой для игровой зависимости является рефлекс цели. Стремление к цели есть у каждого человека, оно вложено в природу человека. Святые отцы называли эту силу «тимос» – силой преодоления препятствий. У академика Павлов есть сходное понятие – рефлекс цели. Возможно, что речь идёт об одном и том же.

Статья, в которой описываются святоотеческое понятие «тимос» и понятие, описанное академиком Павловым как рефлекс цели, «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Игроку важно отыграться. Его цель – показать другим, что он чего-то стоит. Когда картина мира человека обогащается, у него появляется любовь, сопереживание другим, он развивается и становится способным сменить вектор своей жизни. У него появляются и другие цели, не игровые.

Игровая зависимость напоминает и гнев. Как игрок не может удержаться от желания вступить в игру, так человек не может удержаться от желания войти в поток гнева и кричать на других.

Возможно, что-то подобное было в жизни Филиппа. Мужчина, о котором шла речь в фильме, стал помогать Филипу раскрыть человеческие черты, Филипп стал мягче. А другие, профессионально обученные мужчины, которые занимались уходом за Филиппом, пытались учить Филиппа жизни, или отвечали чересчур логично, рационально. Но в этом было мало жизни. Филиппа такие ответы, лишённые души, раздражали. Когда он хотел покурить, один из этих мужчин начинал объяснять, что курение вредит лёгким, и так далее. Но Филипп же не мальчик, чтобы его учили жизни…

В житиях святых, в частности в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Отечник», приводится некое высказывание об отношении христиан к больным людям. Это высказывание поражает. Хотя мы, современные люди, настолько циничны, что мы уже ничему не удивляемся. В книге рассказывается про одного подвижника, у которого в келье жил прокаженный, а он некоторое время это скрывал. Но потом, когда ситуация открылась, некто, кажется, это был епископ, сказал: «Почему ты скрывал от нас это сокровище?»

Другой подвижник говорил, что, если было бы можно, – он бы поменялся своим телом с прокаженным.

Был случай, что однажды другой подвижник нашёл на дороге немощного человека, кажется, тот тоже был прокаженный, который попросил его отнести в город. Подвижник отнёс его, дальше ему нужно было продавать своё рукоделие, и этого человека он поместил рядом с собой. Смысл истории был в том, что этот человек, который выглядел как прокажённый, провоцировал подвижника: «Неси меня сюда, неси меня туда, отдай выручку мне». Для подвижника встал вопрос, что можно было бы и вскипеть, начать его укорять: «Что ты творишь? Я тебя донёс, а ты мне ещё что-то говоришь, утруждаешь своими просьбами», – но такие слова не сорвались с уст подвижника. Когда он нёс этого человека обратно – то вдруг стал ощущать, что он становится легче, легче, легче, и вдруг пропал со спины. Он услышал голос, который называл этого подвижника блаженным. Возможно, это было некое божественное испытание. Ангел Господень испытывал этого подвижника, насколько тот усовершенствовался в добродетели.

В книге старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом» был описан случай. В общине старца Иосифа один брат стал ухаживать за старчиком, у которого было расстройство желудка, были перепачканы все ткани, какие только были, стоял тяжелый запах. Этот брат, который ухаживал за ним, на каком-то этапе удивился, что эти перепачканные одежды, которые он развешивал сушиться, вдруг стали благоухать.

О чём-то подобном рассказывал и сам старец Филофей. Условия жизни в общине были очень тяжелые. В какой-то момент всё стало невыносимо, но ещё через время была пережита какая-то большая радость. Когда человек со смирением полагается на волю Божию – чрезвычайная раздражительность от того, что происходит не то, чего бы ты хотел, как-то врачуется Господом. Человек начинает переживать жизнь примерно так, как о том писал прп. Варсонофий (Оптинский).

Ты говоришь, что на каком-то этапе увидела, что мама не всезнающий, не самый умный человек на свете, критикующий всё, а просто больной человек, боящийся смерти.

Чтобы увидеть человека таким, тоже нужна любовь. Когда мы относимся к человеку с состраданием, мы понимаем, что за его дерзкими речами скрывается какая-то боль сердца. И даже слыша эти колокольные слова, мы начинаем человеку сострадать, обращая внимание не на колючие слова, а на эту скорбь сердца его.

ПРО ТЕМУ РЕЖИМА – ВЫБРАННОЕ ИЗ БЕСЕД.

– Цикл бесед «Что делать и как жить»
4. Как начать. Непреодолимость желания. Навязчивые мысли. Режим. Общение. Найти себя.

– Цикл бесед «Зазеркалье»
61. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Пост, послушание, режим помогают учиться не идти на поводу у своих мыслей.

– Цикл бесед «Остаться человеком» (жизнь сердца): офисы, мегаполисы, конц. лагеря. Ч. 2».

3.20f ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ. Вопрос (чем отличается помогающий режим от подавляющего регламента)
3.63a Изоляция. Страхи, галлюцинации. Шизофрения. Один в прошлом (документальный фильм). Искушения отшельников. Любовь, режим, молитва, смирение.

– Цикл бесед «Преодолеть отчуждение. Часть 1. Лекции о унынии, депрессии и о причинах ухода в экстремальные активности»
Беседа 51 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ. История про женщину, которая перестала ощущать себя человеком, а начала ощущать себя «функционером» (продолжение). Режим дня. Молитва. Чтение
Беседа 53 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ. Дополнительные выводы по истории о девочке, которая смотрела аниме. … Режим. Духовная литература. Уныние и леность по отношению к духовной жизни
Беседа 55 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ. Вводная часть. Отрыв деятельности от глубинных основ личности. …. Режим дня – важный элемент для преодоления этого уныния / депрессии. Правильная внутренняя иерархия. Кризис как результат расслабленности. Различные повреждения. Потеря себя…

– Цикл бесед «Преодолеть отчуждение. Часть 2»
3b. Две фазы. Распад культуры. Инфернальное. О молитве и значении режима. Одна рефлексия, но нет действия
4d. 1000 мыслей. История о showе-man(е). Две фазы. Режим. Пост. Послушание. Молитва. Любовь. Мировоззрение. Внимание.