Воспитание. Воспитание. Маме, обещавшей наказать сына при накате эмоций и не наказывающей
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  06.05.2024.



Предыдущие части ответа:

«Воровство. Ч. 1. Творческой и эмоциональной маме, опечаленной тем, что сын украл наушники»;
«Воровство. Ч. 2. Сын исключен из учебного заведения – как объяснить. Совесть, антисоциальное расстройство».

См. также ответ:

«Воспитание. Стоит ли наказывать детей?»

Вот ты говоришь, что иногда в результате проступка ребенка ты в эмоциональном угаре обещаешь ему, что накажешь. А потом, когда эмоции проходят, не выполняешь своего обещания и печалишься. Т.е. ты понимаешь, что-то надо выполнять сказанное, но боишься. Не надо бояться.

Но в каком смысле не надо бояться? Если ты в эмоциональном угаре наобещала, что будет кара, а потом осознала, что ты все это говорила под эмоциями, не надо все это выполнять. Ведь у нас же есть замечательный пример из Евангелия. Это царь Ирод, который в пьяном угаре обещал выполнить любую из просьб танцовщицы, которая танцевала на его дне рождении. А она попросила голову святого Иоанна Крестителя, т.е. если расшифровать ее просьбу, она просила, чтобы была отрублена голова у пророка. Царь опечалился такой просьбой, но не хотел отречься от своих слов, хотя нужно было бы. Как духовные авторы писали – лучше бы он нарушил свою клятву, чем убил пророка. Может быть, здесь он в малом потеряет авторитет, но приобретет авторитет в другом чем-то. Ведь когда человек, выйдя из состоянии эмоциональной закрученности, приходит к трезвым мыслям и отказывается от того, что он обещал вчера, люди понимают, что человек осознал что-то, могут его больше даже зауважать, видя, что человек способен к трезвому взгляду, значит можно иметь с ним дело, можно с ним поддерживать отношения. Речь идет о той только реализации наказаний, о которых речь шла в трезвой памяти, в спокойном состоянии.

Здесь можно упомянуть про Центр им. Святителя Василия Великого, в этом Центре проходят реабилитацию подростки, находящиеся в конфликте с законом. Т.е. в Центре есть определенные правила. Если воспитанник употребляет наркотики в этом Центре, естественно запускается какая-то цепочка. Он проходит освидетельствование. И потом он может быть отчислен из Центра, а ребята в Центр попадают, им дается последний шанс перед колонией – либо он едет в колонию, либо в Центр. И все знают, что эта цепочка будет развиваться. И в каком-то смысле понимание это удерживает многих от необдуманного шага. Ну, и во время реабилитации в течение нескольких месяцев они удерживаются от необдуманного шага, а потом потихоньку в результате мероприятий Центра у них тяга проходит.

Так же в Центре Саперное, где привелось читать лекции. Воспитанники сначала проходят реабилитацию в городе, она состоит из ежедневного посещения лекций. Потом они едут в загородный Центр. Но если он пропускает день лекций, например, то он пишет объяснительную - объясняет, почему он пропустил занятия, и тут же у него берется тест на наличие наркотических веществ в организме. И он отчисляется. С одной стороны, кто-то может сказать, что это нечеловеколюбиво. Но с другой стороны, понимание вот таких последствий всех держит в состоянии собранности. Потому что если бы люди не понимали, что последствия будут таковы, то возможно им бы не удавалось противостоять соблазну. Они во время самой реабилитации употребляли бы, втягивали бы других.

И опять же, не надо становиться жертвой своих эмоций. Даже если человек оступился, и необходимо как-то ему показать, что его поступок был избыточным, если сказать совсем мягко, то такое наказание должно быть адекватно поступку. Не просто должна возникнуть в голове какая-то эмоциональная реакция – мол, отрублю, дескать, ему руку или выгоню из дома. И слава Богу, что ты это осознаешь и у тебя хотя бы есть рефлексия того, что ты эти обещания давала в состоянии эмоциональной накрученности. Т.е. например, в Центр им. Святителя Василия Великого если человек ругается матом, то он выучивает стих. Нельзя, конечно, это назвать наказанием, это реакция. Но эта реакция направлена на исцеление. Исцеление тех процессов, которые привели в данном случае к матерной брани. Исцеление заключается в поднятии духовно-культурного уровня воспитанника. И в этом смысле могу тебе посоветовать, опять же если у тебя есть желание, почитать немножко о принципах работы Центра Святителя Василия Великого, ребята из которого приезжают на Соловки.

У них довелось в гостях побывать с лекциями. Принципы центра описаны в текстах «Родители и дети». Там много частей. Если сузить круг поиска, то можно прочитать хотя бы части 4.2 и 4.3. если хочешь прочитать еще одну, добавь третью. Ну, а можешь прочитать и все остальное. Ссылки см. в подборке «Родители – Дети – Воспитание. Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)».

И ты удивляешься как это так, с детства ребенку говорили про духовные постулаты, а тут вот происходят какие-то казусные ситуации: воровство, еще что-то такое. Да, происходят.  Человек живой, он развивается, в нем активно действуют какие-то силы, не всегда человек может справиться с этими силами. Ребенок был в одном состоянии, у него не появлялись какие-то желания, и он искренно слушал твои рассказы про духовные постулаты. Сейчас он стал старше, у него появились страсти, инстинкты, какие-то представления о жизни стали развиваться, он не знает, как с ними совладать, как их правильно реализовывать, как им противостоять. И поэтому тут уже надо не на уровне ребенка говорить, а уже подсказывать, как он может где-то справляться с собой, где-то конструктивное решение тех ситуаций, которые вызывают недоумение, которые толкают его на вот такую деструкцию.

Например, ситуация, где он дерется. Нельзя его затравливать, мол, ты подрался такой сякой. Надо понимать, что у ребенка может быть мужественность, ее надо развивать конструктивно. В данном случае разговор можно было бы закончить словами какими-то, что мужественность надо пускать в конструктивное русло. От того, что он разбивает носы, ничего хорошего нет, но и делать из него слюнтяя, который не способен за себя постоять, тоже не надо. А маме, чтобы разбираться во всех нюансах, нужно и самой развиваться. Когда он был ребенком, тебе хватало своего уровня, чтобы что-то сказать, подсказать. Он доверял и принимал то, что от тебя исходит. Сейчас проблема усложнилась. Сейчас тебе нужно аргументированно помогать человеку вступать в жизнь. Если ты с этим не сможешь справляться, тогда его будет учить улица, какие-то блоггеры. Дай Бог, чтобы его хотя бы учили хорошие люди какие-то.

Действительно, некоторые мамы они считают, что если ребенок где-то подрался, что-то такое сделал, недопустимым. А может он подрался и сделал, потому что у него мужская энергия бьет через край. И дело не в том, чтобы задавить все это, а в том, чтобы научить человека правильно распоряжаться этим, направить в нужное русло. Может быть, хорошо было бы, чтобы он научился контактному спорту, рукопашному бою. Ведь парадоксально, но когда человек занимается рукопашным боем, он дисциплинируется, начинает управлять своей силой какой-то. И если у него еще хороший тренер, который показывает ему мужские качества.

Протоиерей Федор Бородин ориентирует не на восточные направления, потому что восточные направления предполагают, занятия ведет гуру, моральные качества которого не могут обсуждаться. Он ориентирует на принципы советской школы тренерства. Сейчас многие ругают Советский Союз, но советская школа тренерства была хорошей. Просто тренер бокса или чего-то еще показывал парню пример мужского поведения, мужского – с большой буквы. Именно советская школа тренерства предполагала воспитание силы, стойкости, выносливости, самообладания, но при этом давала определенный иммунитет к бессмысленной агрессии. Т.е. человек, который умел драться, в том числе в нем воспитывалось умение помочь слабому, и, самое главное, умение не применять свою силу там, где не нужно. В советской школе тренерства тренер из себя представляет пример мужчины сильного, целеустремленного, который может регулировать свои силовые навыки. В части 4.2 текста «Родители и дети» приводятся слова протоирея Феодора и прочие мысли на этот счет.

Почему бы не подумать о том, чтобы он начал ходить на секцию рукопашного боя или борьбы. Есть документальные фильм о тренере самбо Николае Козлове «Батя». Родители детей, которых он воспитывал, говорят, что все дети нашли себя в жизни. То есть какой-то стержень был привит. Нужна, конечно, и духовная составляющая, но это уже – отдельная тема. Тренер – не вместо остального, а – вместе с остальным.

Если у человека есть какие-то желания, и он не может с ними совладать, и он что-то украл, надо объяснить, что это желание может быть и не порочно само по себе, но есть другой способ. И если ты хочешь этот предмет, ты можешь это по-другому решить, можешь устроиться на работу, можем с тобой вместе поискать, куда ты можешь устроиться.

А по поводу отделения греха от личности, есть ответ среди аудио ответов, который расположен на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Аудио ответы».

Тут можно, конечно, еще много чего сказать, как с парнем себя вести, если он взрослеет, но это уже отдельная тема, которая выходит за рамки данного вопроса. Вкратце можно сказать, что здесь не столько ограничивать человека правилами, сколько помочь ему поднять свой духовно-культурный уровень, вследствие чего он смог бы какие-то свои позывы направить в конструктивное русло. Много материалов на эту тему было приведено в посте «Трудным подросткам о трудных подростках».

И среди этого материала можно указать хотя бы на начало статьи «Преодоление игрового механизма (часть 4)», где как раз показано, что только вследствие обогащения личности приходит помощь человеку в достижении конструктивных задач. Вследствие зараженности грехом человек эти цели направил ко злу, и так рождаются страсти. Есть великолепные книги православного богослова Жан-Клода Ларше «Духовное бессознательное» и «Исцеление духовных болезней». С его точки зрения, духовные страсти – это искажение тех способностей, развитие которых в естественном, т.е. в том ключе, который согласен замыслу Творца, приводят к добродетели. Поэтому скорее речь идет уже о том, как помочь человеку понять, что вообще полезно ему для жизни, куда ему направить свои силы. Руль мощный, а мотор слабоват. Здесь уже недостаточно каких-то запретительных словес, нужно нечто большее, какие-то навыки.

Кто знает, а может поведение твоего сына связано с попыткой привлечь твое внимание. Ведь после развода ты была один-на-один с сыном, а сейчас ты вторично вышла замуж. Впрочем, с этой версий нужно быть аккуратнее. Не факт, что она верна, но такое в некоторых случаях бывает. Как-то довелось одной маме по данному поводу давать ответ – «Дети. Маме, теряющей терпение и срывающейся на первого ребенка после рождения второго»: Часть 1, часть 2.