-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 15.05.2024. |
Очень важно иметь четко структурированный режим дня. Когда я выходил из зависимости, я приезжал в монастырь, и после того нужно было вернуться домой более чем на полгода. Я человек активный, мне нужна какая-то компания, общение, постоянные внешние впечатления.
В тот период, я понял, что режим – это великая вещь. Если ты один и тебя никто не видит, не означает, что можно спать сколько угодно. Стоит записывать на листочке какой у тебя распорядок дня, во сколько ты встаешь и что делаешь в течение дня, во столько читаешь утренние молитвы, во столько завтракаешь, во сколько читаешь книги.
Можно представить себе человека в одиночной камере, не будь у которого четкого распорядка дня, он просто сойдет сума. Очень важно заранее знать во сколько ты будешь есть, во сколько ложиться спать. Когда чем-то занимаешься и понимаешь, что через 5 минут нужно уже встать и идти готовить себе еду. Когда есть режим, то на физиологическом уровне наш мозг включен, кора мозга активна. Благодаря этому ты не находишься под воздействием хаоса. Проблемы начинаются тогда, когда человек бесцельно слоняется от стенки к стенке. В этот момент приходит очень много разных мыслей чем заняться, и как правило эти хаотичные мысли ведут к доминирующему в нас паттерну. Если в вас это уныние, то вы придете к мысли, что пора начать жалеть себя. Если доминирует гнев, то вы обязательно вспомните кто в прошлом вас обидел, и теперь нужно ему расквасить губу. Ну и, если это – алкоголь, само собой, придет мысль о том, чтобы выпить. Поэтому, когда есть четкое понимание, чем вы будете заниматься через час или два, вы находитесь вне воздействия на себя хаоса.
Так же очень важно культурное развитие. Священномученик Герман (Ряшенцев) считал (это было еще до революции), что в деревнях, где много пили, очень важно открывать библиотеки. Библиотеки как культурно-образовательные центры, в которых проходят какие-то обсуждения и т.п. Когда уровень духовной культуры повышается, человек начинает чувствовать красоту, в высшем смысле этого слова. Красоту, не как в античных статуях или модной одежде, а различаемую очами ума. Как мы понимаем ее, например, в соразмерности каких-то природных явлений, ландшафта. Соответственно, на фоне вот этого ощущения полноты и красоты, чувства некоего изумления, каким-то образом вытесняются былые переживания и грубые влечения.
Поэтому важно включать в режим дня какие-то моменты, способствующие нашему духовному развитию. Например, можно выделить 5-10 мин на то, чтобы подумать как ты прожил этот день, правильно или не правильно. Подумать, не означает посмотреть, что ты технически успел сделать, какие ошибки или промахи по бизнесу совершил и т.п., а посмотреть на себя с христианских позиций, стал ли ты лучше или хуже, какие ты совершил ошибки в отношении Евангелия. План нам нужен не для эффективности, а для того, чтобы оставаться человеком.
Книги, которые Вы читаете для своего развития важно также включить в свой распорядок, иначе на них никогда не будет времени.
Суть не в церковности как таковой, пусть Вас не пугает такая направленность моих слов, дело в том, что выйти из-под влияния аддикций можно только, когда находишься в состоянии равновесия. Оценивать себя стоит не со стороны соответствия церковности, а обращая внимание на то, что именно сегодня лишило тебя равновесия, стремясь понять корни произошедшего. Это вопрос личных отношений с Богом, а не внешней церковности.
Во времена гонений на Церковь, люди, которые были нацелены с детства только на внешнюю церковность, оказались в состоянии атеистов. Потому что пока была эта церковность, они могли свое состояние направлять в сторону религиозности, и как только рухнула внешняя опора, а внутри ничего выстроено не было, они тут же примкнули к господствующей идеологии. Поэтому важны свои личные отношения с Богом.
Покаяние имеет такую силу, что оно как бы стирает негативный след души, который оставила какая-либо страсть. Если ты, например, на кого-то разозлился, у тебя возникает нервозное состояние, оно может продлиться несколько часов, вдобавок к этому может примешаться усталость или досада, тогда скорее всего тебе уже не справиться с этим самостоятельно.
В этот момент уже хочется выпить, чтобы просто как-то стабилизироваться и не думать о том, что для тебя неприятно. Покаяние имеет такую силу, что оно этот след в душе просто стирает, и ты возвращаешься к тому состоянию, в котором был до того, как начал на кого-то раздражаться. И когда мы начинаем понимать, что нас лишает равновесия, и эти причины отсекаем, то более-менее начинаем балансировать. В этом состоянии внутреннего равновесия у нас есть сила, которая позволяет нам сохранять свободу выбора. То есть, когда ты более-менее стабилен, тебе приходят какие-то идеи, которые раньше над тобой властвовали, но у тебя есть сила их от себя отделить, отбросить.
А когда ты внутренне раздроблен и приходит импульс посмотреть сериал, ты не можешь ничего с собой поделать и полночи смотришь эти сериалы. Знаешь, что ведешь себя как полный идиот, но у тебя нет силы просто взять и выключить. Это состояние внутреннего рабства.
Если Вам сейчас не близка Церковь, не стоит в нее чрезмерно включаться, иначе это создаст у Вас внутри конфликт. На данный момент для Вас будет достаточно, чтобы у Вас была своя связь с Богом. Если Вы сможете к нему обратиться по поводу того, что у Вас в душе как-то муторно и ощутите, что в результате, то состояние куда-то уходит, это будет уже великое дело.
Когда в Вашей душе зафиксировалось одно какое-то тяжелое состояние, его еще можно вытерпеть, но когда их 3-4, и на них наслаивается усталость или алгоритмизированность, то ситуация усложняется. Бывает, что, даже тяжело работая, но имея какое-то разнообразие, это уже является отдушиной, а когда все однообразно, однообразие ложится грузом на психику и нарастает напряжение. Когда приходишь домой, оно прорывается и ты уже не можешь с собой совладать, а надо что-то делать.
Когда я только оказался в обители и советовался с отцами, что мне делать, чтобы иметь возможность не уехать сразу, чтобы были силы остаться, мне сказали, что как только у меня начнут запутываться какие-то мысли, стараться не доводить до того, чтобы они образовывали ком, чтобы не застревали внутри словно тромб в сосуде.
В цикле бесед «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы» рассказывалось как в 12-шаговой программе постулируется, что зависимость – это болезнь.
Действительно, у какой-то части людей, возможно, есть какие-то генетические отклонения, которые приводят их к алкоголизму. Их можно узнать по тому, что раз в несколько месяцев они уходят в запой, они могут пить от полумесяца до месяца, не нуждаясь при этом в еде, никуда не выходя, не учиняя драк, просто лежат и пьют. Понятно, что здесь идет речь о болезни.
Тест «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы»
– Часть 1.1. «Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?»
– Часть 1.1.2 Дополнительная – «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека»
Важно то, как Вы себя настроите. Были исследования, которые показали, что самый неблагоприятный фактор для зависимого человека в реабилитации – это убежденность, что зависимость – это болезнь (об этом пишет профессор Марк Льюис в своей книге «Биология желания. Зависимость – не болезнь»; его слова см. в части 1.1.2 упомянутой выше статьи, в главе «Проф. Марк Льюис о концепции зависимости-как-болезни в книге “Биология желания. Зависимость – не болезнь”»). Человеку, чтобы выйти из зависимости необходима здоровая инициативность, понимание того, что если он будет куда-то двигаться, то у него все получится. А идея того, что зависимость – это болезнь, убивает в корне эту инициативность.
Поэтому 12-шаговая программа преследует скрытую цель, чтобы человек пожизненно ходил на эти группы, в него внедряют идею о том, что как только он перестанет приходить, он сорвется.
Примечательно, что в самой книге «Анонимные алкоголики» (базовая для данного движения книга) не говорится о болезни в биологическом ключе. Болезнью называется безумие, под воздействием которого человек решается на выпивку, зная о том, что вредит себе. Каким образом тема безумия стала интерпретироваться некоторыми адептами программы в сугубо биологическом ключе – тема отдельного разговора, в данном ответе эту тему поднимать не будет.
Также в этой программе стремятся избавить человека от чувства вины за совершаемые им поступки. Если он, например, кого-то оскорбил и его мучает совесть, это провоцирует новый алкогольный срыв, и человеку вменяется, что это не он совершил, а это его болезнь, и он на самом деле ни в чем не виноват. Таким образом, человек теряет способность менять себя в здоровом ключе. Но если не брать крайние случаи и разобраться в ситуации, тот этот процент нельзя распространить на всех остальных людей.
У нас есть нейронные сети, и мы их можем потихонечку менять. Здесь очень важно понимать, как этот процесс устроен, но в то же время дело не ограничивается только понимание процесса, так как оно само по себе никуда не ведет. Мы говорили с одной девочкой гимнасткой, у которой была анорексия. Чтобы в ее весе не было лишнего грамма, ей приходилось тщательно следить за питанием, и она так увлеклась, что со временем перестала совсем есть, а затем начался обратный процесс и у нее случались срывы в полное обжорство. Она проходила лечение в реабилитационном центре, где информационная часть реабилитации состояла из лекций, описывающих с биологической стороны, что происходит с человеком при нарушениях питания, но это мало чем ей помогло.
Поэтому, я говорю, важно не только понимать суть процесса с биологической точки зрения, но и с духовной, в том числе. Когда в жизни человека появляются высшие смыслы, то активируется центральная нервная система и человек становится способным выйти из-под гнета тех обстоятельств, которые он считал непреодолимыми. Раньше он считал, что это болезнь, с которой он ничего сделать не может, но тут у него потихоньку рождается понимание, что он не мог ничего сделать, только потому, что в нем не были активны высшие смыслы. Ведь мученики были способны преодолевать и пищевой инстинкт, и даже инстинкт самосохранения, когда их морили голодом, говоря: хочешь поесть – отрекись, а также подвергали другим пыткам.
Сегодня в научной литературе стремятся представить человека как животное. Но на самом деле мы видим множество примеров, где человек стоит над своими инстинктами. Например, молодой человек, встретив очень красивую и сексуальную девушку, видит, что она стерва. Она его соблазняет, но он понимает, что будь он с ней вместе, она вынесет ему весь мозг, и у него не возникнет никакого желания с ней быть. Или такой случай, что мужчине нравится какая-то женщина, при виде которой у него возникала физиологическая реакция, но прошло время и ушли впечатления, он стал к ней равнодушен. Потому что ее неуловимый образ в его сознании – это не биология, кроме этого, что-то изменилось в отношении к ней.
Или он узнал, например, что она изменяет, и тогда внутри что-то сломалось, теперь она не вызывает былых впечатлений. Когда человек начинает понимать, что он не животное, которое обязано действовать по каким-либо предопределенным моделям и циклам, над ним становятся не властны сиюминутные импульсы. В одном видео в интернете была сцена того, как бегает антилопа, а рядом лежит лев и не реагирует на нее, потому что он сыт. Когда он голоден, в нем нечто включается, и тогда уже поневоле он должен рыскать в поисках добычи. Человек же способен воздерживаться, даже когда голоден, либо убивать ради развлечения, не нуждаясь в еде.
В каком-то смысле, мы способны себя менять и переделывать, мы можем строить свои нейронные связи, как в лучшую, так и в худшую сторону. Мы можем сделать из себя маньяка, а можем стать праведником. Определение «праведник» приобрело негативную коннотацию в современном обществе, речь не о скучном человеке в серых одеждах, все должно иметь свою меру. Идеал обретается, когда человек не теряет способность к общению, способен порадоваться жизни, разделить вкусную еду со своими близкими и пр. Вкусная еда сама по себе не является злом, если она для тебя возможность пообщаться с близкими, поблагодарить Бога за то, что он тебе даровал. Проблема начинается тогда, когда вкусная еда становится значимой сама по себе, становятся важны ощущения, которые она рождает, – так появляется зависимость. Древний аскет Евагрий Понтийский говорил, что как раз вкусная еда помогает преодолеть вражду. Если у тебя есть враг, и вы с ним встретились и разделили трапезу, то есть вероятность, что вражда будет преодолена.
Человек с алкогольной зависимостью зачастую утрачивает тонкое восприятие мира и начинает мыслить очень конкретно. Символы, скрывающиеся в тех или иных словах, музыке, анекдотах и пр. становятся для него недосягаемы. Эти вещи очень сложно описать на конкретном языке, в такой попытке их смысл рассеивается. Для большего понимания, если посмотреть на это глазами психопатического сознания, то музыка выглядит, как набор колебательных контуров, волны колеблются здесь с большей интенсивностью, тут – с меньшей, и непонятно почему кто-то должен плакать из-за этого. Композитор, к примеру, переживая об утраченной родине, передал свои чувства в мелодии, и для человека, оказавшегося в подобных обстоятельствах, эта мелодия становится узнаваемой и понятной. Но невозможно передать словами, что ты должен почувствовать в этой музыке.
Поэтому и называют алкоголизм началом безбожия. Человек в алкогольной зависимости не может охватить мир во всей полноте. Чтобы увидеть взаимосвязи между явлениями, нужно иметь развитое мышление, тогда ты понимаешь, что в мире все не просто так. И, соответственно, когда ты перестаешь эти взаимосвязи улавливать, для тебя все выглядит очень упрощенно. В разговоре о смыслах важно быть, как саночки, которые скользят по снегу. Полозья у них загнуты вверх, благодаря чему они скользят и движутся дальше, а если их перевернуть задом наперед, то они будут острием упираться в снег и каждый раз забуравливаться.
Те или иные влияния разрушительны для нас в разной степени. Когда смотрят порно подросток и взрослый человек в заключении, для них обоих это плохо, но для заключенного это не настолько разрушительно, как для подростка, так как у него уже сформировались нервные центры. У подростка они находятся в гибком состоянии, пока лобные доли еще не сформированы, ребенок может полностью исказить на всю свою жизнь свое отношение к супружеству, он даже может стать импотентом.
Известные Вам примеры художников и композиторов, которые выпивали и могли дальше заниматься художественной деятельностью, это примеры людей, которые выросли под воздействием мощной культуры, в которых были с детства заложены большие смыслы, сформированы центры восприятия. То, что они выпивали это было конечно плохо, но это не действовало на них так разрушительно, потому что у них уже был сформирован какой-то внутренний корсет. Например, специалист по рукопашному бою даже если будет сильно пьян, все равно будет способен защититься, если какая-то банда нападет на него. У него настолько отработаны приемы, что ему уже даже не нужен ясный интеллект, чтобы защищаться, это уже сформировано в нем на каком-то глубоком уровне.
В некоторых людях этические принципы настолько укоренены, что, когда они выпивают, они не превращаются в животных. Я знаком с одним художником, ему уже около 60 лет, и будучи у него в гостях, наблюдал, как они вместе с семьей достаточно крепко выпивают. Но благодаря тому, что у них сильны этические принципы, очень развиты семейные традиции (они готовят вместе, несмотря на то что очень состоятельные, – это все создает атмосферу праздника), это не дает им повода уходить куда-то в прострацию и деградацию. Есть дни, когда у них праздник, есть дни, когда он выезжает заниматься живописью, в этот период у него не приходит мысли о том, чтобы выпить.
Наше культурное наполнение – это как кости, помогающие нам не превратиться в желе. У людей прошлых эпох эти кости были. А у современных людей в большинстве случаев нет таких устойчивых внутренних конструкций этической системы, и алкоголь их растворяет достаточно быстро. Композиторы прошлых эпох, может, не были столь профессиональны в технике, как сегодняшние выпускники академий, но они были способны создать шедевр, который войдет в историю, благодаря их внутренней глубине. Современные люди мгновенно деградируют, когда начинается увлечение алкоголем, в них нет укорененности и стержня, которые будут держать.
Находясь когда-то в Кеми и наблюдая там несколько унылую обстановку, я понял, что нужно быть очень активным: работать, собирать ягоды, ходить на рыбалку, ухаживать за огородом, чтобы не оставалось времени на уныние, либо должна быть серьезная духовная жизнь, иначе остается неизбежный вариант уйти в алкоголизм.
У многих людей несколько странное отношение к вере, будто она ограничивается тем, чтобы перекреститься на образах. Для меня идеал это христиане-новомученники, которые прошли гонения, которые были вынуждены жить в условиях изоляции в ссылках. Когда читаешь их письма, видишь их внутреннее богатство. Благодаря ему внешние ситуации над ними не довлели. Они осознавали, что находятся в ссылке, они там лишены всего, но они не превращали эту ситуацию в бесконечную нервотрепку, они были заняты какими-то делами.
Наша задача воспитать в себе духовные вертикали, которые помогут нам стать новым человеком. Речь, конечно, не о том, чтобы стать запрограммированным, перестать улыбаться, перестать радоваться жизни и целиком быть закованным в религиозно-фанатичный корсет. Быть новым человеком – не значит перестать быть человеком.
В книге «Победить свое прошлое. Исповедь – начало новой жизни» я привел исповедь бывшего рецидивиста. В его жизни было 13 лет приема инъекционных наркотиков, алкоголь на протяжении всей жизни, и он для себя понял, что во Христе нам дается образ совершенного бытия. Это не уход в духовность, отдельную от бытовой жизни, а совершенное бытие, принимающее и материальную сторону.
Во Христе нам дается понимание, как соединяются в личности божественное и человеческое, как мы можем это соединить в себе и не уходить в одну из крайностей. Когда-то в Египте распространился культ аскетизма, там достаточно сложные условия существования, сильная жара, что, безусловно, склоняло их в это направление. Даже на иконах того времени не было изображения человека, а был столп света. Божественное начало выжигало в человеке человеческое, человека как такового не оставалось. В другой, некогда бывшей ереси несторианства, Христос представлялся просто человеком, который испытал некое вдохновение. Иногда эти ереси имеют отражение и на социальном уровне. Есть семьи, в которых детям не разрешают играть, а дети, ведь, шумные, им нужно дать возможность побегать. В этом нет никакого беснования, просто дети в этом возрасте активно познают мир, игра для них является доминирующей деятельностью. Если для взрослых игра это некоторый перегиб, то для ребенка она естественна. И некоторые очень аскетичные взрослые стремятся это сломать в ребенке, и в итоге дети уходят в протест или остаются сломленными.
Понятие духовности может вызывать отторжение, будто это некое предписание распрощаться со всем земным. Но как во Христе божественное соединилось с человеческим, так же должно быть и для нас. Священномученики, жившие в светском государстве, вступали во взаимоотношения с теми же самыми атеистами, они не уходили куда-то в подвал, предавая, всех остальных анафеме, многие из них были социально активными. В жизнеописаниях мученика Стефана Наливайко можно увидеть, что он был очень деятельным и его уважали, в том числе, атеисты и сами мучители. Когда закончился срок его заключения в лагере и он хотел поехать домой, начальник лагеря сказал ему: «Не езди домой, там тебя точно загнобят, оставайся здесь, я тебе помогу». Но он хотел начать проповедовать дома. Автор «Глинского патерика» схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился в тяжелое голодное время, он зарабатывал тем, что крыл крыши соломой, был уважаем в армии за то, что был метким стрелком. Все эти люди были не только духовно, но и социально очень развитыми. В жизнеописании преподобного Льва Оптинского указано много подробностей о том, как он общался с людьми, он мог очень тонко чувствовать других, давал им дельные советы.
Даже язычники говорили про христиан, что это люди, гармоничные во всем. А уже со временем, после революции, у нас была утрачена традиция, всех ее носителей расстреляли. Начиная с 90-х традиция начала восстанавливаться и, конечно, были какие-то перекосы. Любимый преподаватель нашего отца Германа, Миронович, читавший лекции по Священной Библейской истории, говорил: Во что вы превратили христианство? В какую-то унылую религию с шаркающими ногами и потупленными взорами.
Изначально не для этого все делалось не для того, чтобы одеть женщин в черные длинные юбки и заставить их смотреть в пол. Изначально в христианстве постулируется победа жизни над смертью, способность победить в себе склонность ко греху, стать новым человеком. Не уходя из социума, а оставаясь в нем, но превзошедшим свои привычки. Главное – в этом.
Но некоторые люди создали образ христианства, как унылого миросозерцания, где все грех, везде Сатана, и нужно запереться дома от этого мира. Это специфическое восприятие не является, как может кому-то показаться, базовым для христианина. Вследствие утраты традиции некоторые люди по-своему, вот так, интерпретировали христианство еще в перестроечные годы. И, действительно, были семьи, которые ожидали скорого пришествия антихриста и потому не пускали детей в школу, т.к. там для них было опасно. Но потом, когда антихрист так и не пришел, а дети росли до 18 лет без социального контакта, им сказали, что теперь вы совершеннолетние – делайте, что хотите. И на этих людей свалились мегаполисы с их соблазнами и т.д. Поэтому мне понятно ваше опасение от одного слова д»уховность».
Просто так от пьянства не откажешься. Можно отказаться, но если человек не придет к чему-то большему и лучшему, то в итоге он сорвется обратно. Это должно быть не просто замещение, а выход на другой уровень. В человеке должно появиться внутреннее достоинство, он должен возрасти над биологическими импульсами.
Одна наша паломница была впечатлена одной книгой, она сама перестала пить, когда читала ее, а затем дала прочитать ее своему папе и тот тоже бросил пить. Но он остался на прежнем уровне и т.к. если не пришел к чему-то лучшему, то со временем вернулся к алкоголю. Как сказано в Евангелии, «тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там» (Мф 12. 43). Если человек бросил пить, но не сумел изменить жизнь к лучшему, то потом его начинает «нести» еще сильнее.
Поэтому те, кто закодировались, прошли какие-то специфические реабилитационные программы, пить-то бросили, но их близкие говорят, что лучше бы они пили. Человек стал трезвым, но невыносимым.
С точки зрения аддиктологии мишенью борьбы должен быть не алкоголь как таковой, а внутренний хаос в человеке. Если человек с помощью каких-то психологических инструментов отказался от алкоголя, но внутренне не исцелился, то его внутренний хаос, тревога и беспокойство находят новые формы. Человек, например, становится фанатом порядка, следит за тем, чтобы дома все было протерто, чтобы тряпочки, которыми моют пол сразу споласкивали и т.д. Человек начинает ходить и терроризировать членов семьи за то, что они кружку вовремя не помыли или что-то еще. Поэтому «сухие» алкоголики – это люди страшные, они конфликтные, придираются ко всему.
Я все-таки верю, что, когда человек развивается, узнает себя, он потихоньку становится способным выйти из зависимости.
Когда ты уже знаешь, что такое наркотики, ты просто не можешь забыть этого ощущения. Ты вольно или невольно все сравниваешь с ними. Пьешь вкусный чай – да, он вкусный, но вспоминаешь, что наркотики были круче.
Потихоньку, когда у тебя появляется новый вкус к жизни, новые увлечения, отношения с близкими и жизнь выходит на какой-то новый уровень, наркотики перестают быть актуальными, перестают затмевать собой иные переживания в жизни.
Я помню, как в детстве у меня были какие-то проблемы, связанные с велосипедом, то ли ездить не выходило, то ли что-то еще, тогда это было полной трагедией, но сейчас, по прошествии времени, об этом даже не интересно думать, потому что твоя жизнь стала полностью другой, это было словно с другим человеком.
Также и с наркотиками или алкоголем, как говорил А.С. Пушкин «строк позорных не смываю», – это было, но сейчас уже есть понимание с чем это было связано. А связано оно было с эгоизмом, желанием жить только ощущениями, при параллельном игнорировании интересов ближних. Но сейчас я понимаю, что только в любви к ближним можно вывести свою жизнь в конструктивное русло, а эгоизм – это тупик. Что тогда было не понятно, сейчас обрело ясность. Сейчас переживания перестали быть целью, целью стало открытие истины, как бы высокопарно это ни звучало. И на этом пути ты испытываешь переживания куда более глубокие и яркие, чем тебе могли дать какие-то вещества.
Когда у тебя есть негативные мысли и ты не можешь от них никуда деться, то привыкаешь себя глушить, например, алкоголем. Так делают многие, не справляясь с тиранией мысли.
В сообществах анонимных алкоголиков встречается утверждение (такого утверждения в базовой для данного движения книге «Анонимные алкоголики» не встречал), что якобы есть люди, от природы неспособные испытывать положительные эмоции, и с помощью алкоголя они решают эту проблему[1].
Но многие люди бросают пить и радуются жизни при этом. А также зачастую люди пьют не для того, чтобы порадоваться, а для того, чтобы отключиться от тяжелых переживаний, связанных с собственной несостоятельностью. Или, как утверждалось выше, тогда это правда больные люди, и будь их уровень дофамина в норме, они радовались бы даже на фоне того, что у них развалилась семья и они искалечили жизнь своим близким. Палачи, которые расстреливали людей, потом напивались, потому что их психика не выдерживала. Значит ли это, что если бы у них было все в порядке с дофамином, то после очередного расстрела, они бы шли довольные домой. Но напивались они потому, что не могли пережить тот ужас произошедшего.
Поэтому здесь важно не только изменение собственной жизни, но и понимание процессов в том числе. Это не сразу происходит, это путь, но путь интересный. Когда ты познаешь себя, это дает тебе интерес к жизни в том числе, вносит в нее нечто неуловимое А когда этого неуловимого смысла нет, то человек и начинает пить.
Здесь можно вспомнить образ пьяницы из сказки для взрослых Экзюпери «Маленький принц».
– Я пью от того, что мне совестно. – А от чего тебе совестно? – От того, что я пью.
Человек не может жить без смысла, а когда он находится в условиях сурового быта, то он желает выпить, чтобы его реальность как-то преобразилась.
У Салтыкова-Щедрина в «Господа Головлёвы» было хорошее описание того, почему Степан Владимирович пил. Он сидел смотрел в окошко, а там крестьяне собирали сено в стога, работа шла бодренько, у них были планы работ, они к чему-то стремились, а у него не было такой цели в жизни, ему незачем было что-то делать, поэтому он находил для себя отдушину в том, что напивался.
Автор передал переживания человека, который глядит на жизнь, на людей, у которых есть для чего жить, и сравнивает с собой, что у него нет этой сверх-задачи, того неуловимого смысла, который пронизывает твое существование. Как душа, пронизывает тело и дает телу жизнь, и оно двигается благодаря ей, а когда это нечто неуловимое уходит из человека, то и жизнь прекращается. Так же и тут, вроде бы у человека все есть, но он как хорошо функционирующий труп, его дергают за веревочки, но чего-то существенного в жизни не хватает. Когда человек выпивает, он заливает пространство своей спящей души алкоголем и с его помощью начинает шевелить руками и ногами. На какое-то время его жизнь становится более-менее сносной.
[1] Злобин Д. Рожденные зависимыми, Живущие в тесноте. Кто такие зависимые?