-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 02.06.2024. |
У вас трое детей, и вы беременны четвертым. Говорите, что отношения в семье изменились, вам кажется, что муж к вам охладел, а тут еще и сорвался в употребление ПАВ.
«КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)».
Часть 3.1. «О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости»;
Часть 3.2. «О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости»;
Часть 3.3. «Истории и комментарии. Разрыв и регрессия».
Суть текстов передается в двух беседах цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам)».
9.4. Тезисы – к текстам и беседам о теории созависимости и о общении с зависимыми людьми;
9.5. Тезисы – к текстам и беседам о теории созависимости и о общении с зависимыми людьми.
Во-первых, надо знать, что несмотря на то, что человек принял твердое решение жить трезво, осечки практически неизбежны. На самом деле освободиться от зависимости очень тяжело, и тебе надо быть готовой к тому, что у мужа могут случаться срывы. На этот счет не стоит строить иллюзий. Главное, куда направлен вектор человека.
Люди, которые сами не попадали в зависимость, считают, что, если человек дал слово, значит должен выполнить. Даже тот, кто очень хочет освободиться от зависимости, все равно будет срываться.
Во-вторых, должен быть выработан алгоритм, действуя по которому можно избежать срывов. Я сам когда-то страдал от наркотической зависимости, слава Богу, на Соловках уже не срывался, но, бывало, не мог воздержаться от курения. Со временем у меня выработался план действий, придерживаясь которого я освободился и от тяги к курению. До сих пор я пользуюсь той же схемой, если одолевает какая-то страсть. Главные пункты в ней – это исповедь и разбор причин, приведших к срыву. Обычно он происходит в состоянии расслабленности или перевозбуждения. Надо проследить цепочку, которая приводит к таким состояниям.
Спрашивать мужа о причинах срыва или упрекать его – бессмысленно. Он должен сам перед собой ставить вопросы. Могу посоветовать прочитать три ответа девушке, которая курила ПАВ.
«Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 1: О срыве и одиночестве»;
«Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 2»;
«Наркомания. Девушке, которая не удержалась и опять покурила ПАВ. Ч. 3».
У этой девушки в прошлом был серьезный наркотический опыт. Как бы она не боролась со своей страстью, иногда она возвращается к старым привычкам, когда неприятности дома или на работе причиняют ей беспокойство. Она срывается, но это происходит не так как раньше, когда был полномасштабный фестиваль, и она полураздетая плясала в ночных клубах, а потом не помнила, что творила. Сейчас поспокойней, покурит гашиша, но пьяного дебоша не устраивает. Несмотря на это, потом отвратительно себя чувствует. Я в ответах этой девушке объяснял, что срыв происходит на фоне какой-то ситуации.
Моя знакомая (у нее не было наркотического опыта и последующих срывов) рассказывала, что замуж долго не может выйти и начала роптать по этому поводу. Она что-то продавала на Авито, на нее вышел мошенник, написал, что оплата не проходит, надо зарегистрироваться на каком-то сайте, куда-то перевести деньги. Когда она поняла, что на крючке у мошенника, было уже поздно что-то исправить, и она потеряла почти сто тысяч рублей. Девушка видит причину произошедшего во внутреннем разладе: все произошло на фоне ее ропота на Бога из-за некоторых обстоятельств жизни, что привело ее в измененное состояние сознания. Она считает, что это звоночек к ней от Бога, мол, успокойся, пора взяться за ум.
Надо понять цепочку событий, которые вашего мужа приводят к срыву. Тогда можно будет пробовать контролировать ситуацию. Например, срывы случаются на фоне раздражительности, когда не можешь справиться с всплеском эмоций и ругаешься с людьми. Чтобы остановить грядущее возбуждение, как только повздорил с кем-то, тут же надо примириться, просить у Бога прощения, разобрать, почему ты с этим человеком вообще схлестнулся. Если ты не остановишь волнение души, то оно, как снежный ком, будет расти, и на каком-то этапе ты уже не сможешь координировать свои поступки. Разорванная от конфликтов душа привыкает не сдерживать негативные эмоции, входит в колею раздражительности и начинает в соответствии с ней действовать, и тогда формируется навык. Человек пытается погасить его, отключая сознание с помощью психоактивного вещества.
Полезно по вечерам наедине с собой разбирать прошедший день, если были конфликты, проследить за их развитием. Когда привыкнем так делать, будем заранее чувствовать, что, если продолжим общаться в определенном ключе, то вспыхнем.
В передаче Владимира Легойды «Парсуна» с Евгением Лищенюком, который в Воронеже занимается реабилитацией зависимых людей, прозвучали хорошие слова о том, что по большей части единственное, что можем сделать, это уклоняться от ситуаций, ведущих ко греху, потому что не способны сопротивляться. По этой причине целесообразно уходить от искушений, таким образом избегая падений. Например, следует отказаться от общения, если знаем, что в данных обстоятельствах мы не стерпим и разгневаемся. Поступая так, человек постепенно учится держать равновесие и не доводить себя до перегрева, на фоне которого происходит срыв. То, что муж сорвался, не значит, что он плохой. Человек, который не был деформирован зависимостью, не понимает такие моменты.
Тебе обидно слышать от него упреки, что детей нарожала, что живешь с ним из-за денег, что ему надо много работать, чтоб погасить ипотеку. Муж говорит эти слова в измененном состоянии сознания, не стоит сейчас из него вытягивать ответы, объяснения упреков. Потому что в данный момент, находясь в тревожном расположении, он смотрит сквозь призму своего состояния, и весь мир ему кажется плохим, во всем видит негативный аспект, доминирующая страсть окрашивает в цвет его настроения окружающую реальность. Тот, кого обманули, всех видит лжецами. Кого предали – всех предателями. Надо понимать законы восприятия действительности, и делать выводы.
Человек под воздействием страсти, пока у него мозг не успокоится, будет судить о мире в специфическом разрезе, на логическом уровне что-то ему объяснить невозможно. Потому что сейчас его восприятие мира такое. Не надо на человека злиться, мы все несовершенны. Просто подождать и разбираться на спокойную голову, не впускать в свой мозг глубокие размышления о мире в нестабильном эмоциональном состоянии, а сосредоточиться на Иисусовой молитве.
Если ты от слов мужа пришла в состояние колебания, твоя попытка разобраться заведет в тупик. Ты не забывай, что беременна, гормоны пляшут, мировосприятие изменено. Надо потерпеть.
У меня был случай. Я лечился какое-то время дома, и мне предложили заняться рисованием, пока лечусь, не тратить время даром. Я рассказал маме о своих планах. Прихожу домой, папа с каменным лицом говорит, что разговор есть, мама заплаканная. Я ушел из университета, чтоб в монастырь поехать. А сейчас мама подумала, что я не хочу уже ни университета, ни монастыря, а хочу быть вольным художником и не работать. У нее сформировался свой взгляд. На логическом уровне свое желание я объяснить родителям не смог и отменил занятия рисованием.
Надо учиться распознавать состояние тревожности. Если ты в него уже вошла, то не подаваться в тонкие умные настройки. Когда дрожат руки, не надо ремонтировать часовой механизм. Правильней сосредоточиться на других делах, чтении слова Божия, духовных книг, на молитве. Когда почувствуешь, что ум вышел из состояния шока, тогда пускай его в исследования причин. Когда ум уравновешен, есть шанс здраво рассудить о причинах тех или иных событий. В состоянии страсти, подавленности, уныния человек видит мир, как набор случайностей. Для этого восприятия характерно ощущение, что Бога в истории нет, что все люди предатели, плохие, и никому нельзя верить. Все рисуется безнадежным, ты не веришь, что твои действия приведут к какому-то положительном результату. Кажется, что дальше будет только хуже. Надо понимать, что это – измененное состояние сознания. Есть люди, которые понимают это и борются с недобрыми помыслами, а есть, которые принимают эти мысли за чистую монету. Одна тучка на небе может в ясную погоду загородить солнце, и сразу становится прохладно, и ветер появляется. Туча прошла, и сразу становится теплей и светлей. Также наш ум загораживается каким-то аномальным состоянием. Еще можно сравнить с зеленым стеклышком: смотришь на мир сквозь него и все видишь зеленым. У нас были беседы про измененное состояние сознания. По одной из беседы был подготовлен текст – «Измененные состояния сознания. Ч. 1: ИСС и травматический опыт».
Если человек не знает, что такие состояния бывают, он оказывается беззащитным.
Нам с детства внушают, что мы правы во всем, и что наше сознание – это сознание гениев, что мы все – лидеры и творцы, поэтому современный человек склонен воспринимать отражение реальности, которое происходит в его сознании, как абсолютную истину, он даже не подозревает, что может ошибаться. Потому что сомневаться в своей правоте может человек, у которого есть хоть немного смирения. Тот, кто не ставит под сомнение свое мнение, попадает в очень большие ловушки, вплоть до суицидов, потому что в момент шоковой ситуации ему кажется, что выхода нет, а на самом деле он есть. Как только песок в взбаламученной в воде осядет, ты увидишь решение, оно на поверхности лежит, но в момент возбуждения, когда поднимается вся муть, ничего не видно. Надо быть готовой терпеливо переносить даже свои срывы.
Игнатий Брянчанинов советует отдавать долг страстям. Это не значит поступать по страсти, а понимать, что нужно время для ее искоренения. Ведь она формировалась годами и понятно, чтоб ее искоренить тоже нужно время.
Отец Евгений Лищенюк говорит о том же. Где-то нужно себя потерпеть, в том смысле, что ты сформировал в себе внутренние механизмы, и их работу не остановить в одночасье. Машина несется на огромной скорости, ты на тормоза нажал, но она не сразу остановится. Она продолжит какое-то время движение, у нее есть тормозной путь. Также у зависимого человека. Какое-то время после начала борьбы его будоражит страсть. Если идет работа над собой, положительная доминанта возьмет верх.
Если срывы у вашего мужа все реже – это хорошая динамика, единичные срывы не говорят о возвращении зависимости. Не стоит обмениваться страхами в состоянии встревоженности, он говорит, что загнанный, тебе начинает казаться, что ты его загнала, вы оба несчастны. Стоит с волевым усилием заставить себя отложить мысли, разговор, делание выводов, пока не успокоитесь. Уже твоя мысль начала вращаться вокруг аномальной идеи. Во время землетрясения трудно равновесие удержать, а ты хочешь танцевать. Когда все успокоится, тогда и потанцуешь. Совет простой, но его тяжело исполнить, потому что встревоженный человек не может не думать о том, что его беспокоит. Отчаянные мысли имеют сладость самоуничтожения. Вот, мол, погибаю, ну и пусть. Ответ находится на другом уровне, и, чтоб к нему выйти, нужно поднять себя до него. Кто-то читает Псалтирь, кто-то святых отцов. Я читал по совету духовника письма Игнатия Брянчанинова, когда меня завалили работой в монастыре, и я не мог достучаться до руководства. Некоторые письма что-то во мне перещелкивали, постепенно освобождая меня от больной точки зрения. Чтение привело к пониманию, что у меня фокус сместился, а сейчас я начинаю смотреть на реальность с подлинной точки зрения.
Мужу надо вырабатывать навык уходить от обстоятельств, которые приводят к срыву, а тебе – научиться в этих состояниях не вдаваться в размышления. Остановиться от размышлений практически невозможно, потому что отчаянные мысли тешат наше самолюбие.
В момент подавленности человеку хочется ухватиться за веточку. Но ее могут подложить мошенники. Они создают вокруг ситуацию нетерпимости и предлагают фиктивную веточку. У тебя могут быть и свои истинные веточки, если ты их набрала в течении жизни из личного опыта и творений святых отцов. Подмечая те мысли духовных авторов, которые уводили тебя из состояния ступора и складывая их в сокровищницу личного опыта, ты готовишь себе некую «подушку безопасности». При необходимости обращаешься к ней, вспоминаешь, какие мысли вывели тебя в прошлый раз из измененного состояния сознания, и возвращаешься к ним, потому что знаешь, что у них есть сила. Пытаясь выйти на конструктивный уровень, в самой себе искать эту веточку бесполезно. Это похоже на то, как человека засасывают зыбучие пески, и он, пытаясь спастись, хватается за них.
Необходимо, когда очень хочется думать о больной идее, постараться снять с нее фокус. Это очень трудно, и достигается только через молитву. Тяжелое состояние настолько заставляет вращаться вокруг какой-то темы, что тебе не набрать вторую космическую скорость, не разогнаться настолько, чтобы преодолеть гравитацию тревожный мысли. Человек, бывает, вращается вокруг одной и тоже аномальной идеи годы. Такое состояние, как черная дыра, которая настолько тяжела, что даже свет притягивает. Здесь надо вырабатывать навык отложить дела на время, взять книги, которые всегда должны быть под рукой. Среди них на первом месте Псалтирь, мне духовник советовал читать ее в такие минуты. Нередко бывало, что какая-то ее строчка настолько касалась души, что состояние отступало, и ситуация представала совсем по-другому.
Проблема, безусловно, есть, она нелегкая, но всё-таки решаема, и какой-то путь перед тобой вырисовывается.
Я стараюсь не оставлять ежедневное чтение, что и тебе советую. Вокруг очень много негативных образов, если ты этому ничего не противопоставишь, каких-то высших смыслов, на каком-то этапе эти образы тебя настолько заполнят, что начнут формировать в тебе характерную для них повестку. Как следствие, появится ощущение отчаяния и безысходности. На самом деле стоит лишь только проверить дом своей души с помощью хорошего чтения, как понимаешь, что безысходности нет, все в рамках рабочей ситуации.
Мы все страдаем от неопытности, когда все эти измененные состояния принимаем за чистую монету. Если вы с мужем затеяли ссору, не можете выйти на иной уровень, обсуждение ситуации сводится к взаимным обвинениям, то надо разговор прервать, попить чаю, успокоиться и только тогда вернуться к разговору.
Архимандрит Софроний Сахаров, ученик преподобного Силуана Афонского, рассказывал, что пришел к старцу аскет и говорит: Моя душа погибает, я стою у края пропасти, что мне делать? Старец посоветовал ему сделать шаг назад, отступить от края и попить чаю. Это может показаться шуткой, но на самом деле является очень мудрым советом. Когда мне казалось, что моя жизнь рухнула, духовник спросил меня: «А ты отдыхал сегодня? Прогуляйся на свежем воздухе, попей чай, отдохни.» Меня этот совет немного возмутил, мол, у меня проблемы, мне не до прогулок. Но потом я понял, что важно сместить фокус с гиперозабоченности какой-то проблемой на что-то другое. Бывает, пройдешься по улице, отдохнешь, выпьешь чаю, и ты понимаешь, что проблема есть, но есть и решение, вдруг придет на ум когда-то по этому поводу прочитанное хорошее наставление, начинаешь видеть перспективы, варианты развития, появляются различные пути, куда можно двигаться. В момент подавленности есть только одна точка зрения: все плохо, и надо кончать с собой.
Говоришь, что муж жалуется на свою жизнь. Не все люди совершенны, человек испытывает трудности и о них сигнализирует. Тут надо зреть в корень. У меня был знакомый, который по утрам, как проснется, начинал ругаться на меня. Я сказал, что, если он так остро на меня реагирует, надо прекращать общаться. На что знакомый ответил: «Ты зри в корень.» То есть, он ко мне хорошо относился, и просил на это смотреть. Он говорит, что сам по себе, а не из-за неприязни ко мне, по утрам раздраженный, не высыпается, поэтому бубнит и брюзжит по любому поводу. Посоветовав смотреть в корень, то есть на дела, он хотел обратить мое внимание на то, что хорошо ко мне относился. На ворчание же по утрам не стоило обращать внимание, не я был его причиной, человек поворчит и идет на контакт.
Муж выпивает каждый вечер, чтоб уснуть, лишний раз не подойдет, не обнимет, ты начинаешь сомневаться, нужна ли мужу семья. Приучай себя брать в руки книгу, когда приходят такие мысли. Есть люди эмпатичные, подойдут, обнимут. Если в ваших отношения это прошло, не значит, что и любовь прошла. Одни люди тактильные, а у других такой функции нет. Это не значит, что человек не любит, но так его мозг устроен. Я тоже всегда боюсь навязываться, мне кажется, у человека полно и своих дел. Очень хорошо сказал Иоанн Кронштадтский, что семья там нормальная, где люди общаются. Здоровая коммуникация должна быть не в виде претензий, а в формате ласкового разговора. Можно поговорить доброжелательно, спокойно, может мужу тяжело, он из последних сил держится, чтоб не употребить, а тут еще вы с претензиями. В нормальной ситуации, когда оба человека спокойны, об этом можно поговорить. Ты сделай скидку на то, что беременна и все обостренно воспринимаешь, хотя ты молодец, ты справляешься гораздо лучше, чем другие женщины, но все-таки при беременности в сознании все ходуном. Надо эту женщину в себе потерпеть и себя потерпеть, потому что ей мир может казаться очень специфичным. А с мужем надо общаться, когда вы оба мирны. Хорошо бы организовать какую-то совместную деятельность. Чаепития молчаливые тоже подойдут, если сейчас неподходящий момент для обсуждения.
У мужчины могут быть свои причины вести себя определенным образом, а женщина склонна во всем видеть себя причиной. Как кот, который считает себя главным в доме. Если муж молчит, жена может решить, что сделала что-то не так, плохо готовит, а на самом деле у него на работе проблемы.
У меня есть знакомая семья. Там муж – финансист, ему несколько часов в день нужно думать, просто сидеть и размышлять над цифрами. Его жена по-другому реальность воспринимает, не может понять, чем муж занимается, ушел на три часа в комнату и сидит там. Она может подумать, что он видеть ее не хочет, сидеть с ней не хочет, за руку держать не хочет, значит он злится. Этот человек говорит, что его работа связана с цифрами, планированием, бизнесом, что ему необходимо в сознании все это по полочкам разложить. Его жена мыслит по-другому, и не понимает, чем муж занимается, может тревожиться по этому поводу, мол, надо его в семью возвращать, начинает его звать, он говорит, что не может, занят. Она начинает плакать, что ему ее блины не нравятся.
Женщины по-другому мыслят, не плохо, а иначе.
Мне один миссионер рассказывал, что ехал в машине со знакомой, по дороге слушали какую-то лекцию несколько часов. Он предложил ей выделить три основных идеи лекции. Когда она стала называть их, он понял, что она думает абсолютно иначе. Они выделили совершенно разные мысли. Женщина обращает внимание на факты, которые вообще не лежат на поверхности, иногда это более перспективный взгляд.
В сказках не зря мужья советуются с женами, с Василисами Премудрыми, потому что логика мужчин более очевидная, а женщина способна к обходному мышлению. Она может мужу указать на то, что он не доглядел. Поэтому в идеале нужен симбиоз, когда мужчины и женщины учатся друг у друга.
Когда входишь в мрачную фазу, нужна опора на высшие смыслы. Приучай себя при помощи чтения духовной литературы выходить из измененного состояния сознания. Когда мир внутри тебя заколебался, мир снаружи остался прежний, колеблется твое сознание.
Не надо пытаться самой себя вытаскивать. Преподобный Исаак Сирин говорил, что солнце, воду и воздух мы получаем извне. Хоть современный человек считает себя автономным, но это не так. Поэтому основы, которые нас держат на плаву, мы получаем извне. Конечно, на каком-то этапе почерпнутые нами из священных книг смыслы становятся частью нашей личности, так и говорят, что это стадия, в которой человек не нуждается в учителе. Такое случается, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, когда подвижник приобретает плач. Это не значит, что человек становится маразматиком, который вечно ноет, здесь плач рассматривается как некое духовное состояние, которое трудно обозначить современными терминами. Если кратко, то у человека раскрывается духовное зрение, тогда он может уйти в пустыню, он больше не нуждается в наставнике, потому что знания у него внутри. Это показатель, что подвижник способен к плачу. Чем ближе человек к совершенству, тем больше он видит свою немощь. Парадокс. Величие Солнца ощущается на близком расстоянии, издали мы видим обычную звезду. Также и здесь. Чем ближе ты становишься к истине, тем больше видишь массу своих недостатков, которые раньше не видел. На самом деле пугаться не надо. Нассим Талеб, известный мыслитель, советовал смотреть не на ту библиотеку, которую прочитал, а на ту, что не читал. То есть, чтобы впереди у тебя всегда была перспектива. Пока мы совершенного состояния не достигли, пока это знание не стало частью нашей личности, нам нужно себя постоянно подпитывать. Мы же не считаем для себя позором, что воздух и воду черпаем извне, это в порядке вещей. Почему же тогда люди возмущаются, когда им говорят, что они не автономны, и им нужно высшие смыслы искать в книгах.
Надо себя приучать в состоянии большого ужаса читать Евангелие. Мне духовник советовал начинать с четырнадцатой главы и заканчивать двадцать первой. Было время, на меня нападало состояние страхования, полного, тотального ужаса, когда волосы от страха шевелились, тогда я приступал к четырнадцатой главе, бывало, две три главы прочитаю, и все отпускает. А иногда Псалтирь помогает, когда находит чувство, что выхода нет, кругом только плохие люди, интриганы и предатели, жизнь кончена.
Был рассказ про монаха, который искал идеальный монастырь и не мог найти. Приехал он на Афон и здесь увидел интриги и предательство, сидит в печали, что и здесь борьба и столкновение интересов. Мимо шел преподобный Силуан Афонский, он обладал даром прозрения, то есть читал мысли людей, как открытую книгу. Он обращается к монаху и говорит: Знаешь, какая самая главная монашеская добродетель – не принимать помыслов. Это трудно понять человеку, не знакомому со святоотеческой идей жизни. Иногда то, что нам кажется чем-то неоспоримым, всего лишь помыслы; мир, если речь не идет о войне, остался прежним, в колебание пришли наши семантические сети от эмоций: зависти, осуждения, обид.
Бывает, я чем-то недоволен и начинаю бубнить, вижу недостаток, начинаю осуждать про себя, а потом, когда проходит два-три часа, у меня от внутреннего бубнежа вместо монолога начинается диалог. Я попадаю в капкан монолога, и ко мне примешивается голос, как в мультике про маугли, где к питону Каа приходят Багира и Балу, чтоб заставить Каа ползти к обезьянам, начинают питона раскачивать, они, мол, тебя называли земляным червяком.
Как только человек поддался помыслам осуждения, внутренний голос начинает говорить, что не только этот человек скотина, тут скотин еще вон сколько. Появляются железные доказательства, что близкие люди, которые тебя окружают, на самом деле тебя ненавидели всегда и, помнишь, тогда на встречу он опоздал на пять минут, это ведь с умыслом сделано, именно на пять, не на три или шесть, он хотел показать, что он отличник, у него пятерки, а ты – никто. С такими же железными доказательствами всякая ерунда начинает заполнять голову, а так как ты потерял равновесие, как питон Каа, который все ползет и спрашивает: «Как они меня называли, земляным червяком?», начинаешь метаться, выяснять отношения, что-то доказывать, звонить кому-то, тебя никто слушать не хочет, потому что на самом деле ты не в адеквате. А тебе помысл говорит: «Они всегда с тобой не хотели говорить, просто сейчас проявили свое подлое нутро, а ты всегда жил с этими иудами. В кого ты верил?» И человеку кажется, что жизнь закончена. Хорошо, если он сумеет спокойно попить чайку, послушать или почитать Святое Евангелие, тогда его отпустит.
Надо знать, что такие состояния бывают, такое происходит. Первое время я спокойствие духовника не понимал. Твой мир рухнул, а тебя спрашивают, гулял ли ты сегодня. Думаешь: «О каких прогулках он говорит? Моя жизнь закончена!» Потом ты понимаешь, что он своим спокойствием не подогревает твое возбуждение, а передает свое спокойствие, потом ты принимаешь, что был в измененном состоянии сознания. С годами начинаешь понимать причину прихода таких состояний. У меня все начинается с ропота, потом к нему подмешивается все остальное, и к вечеру мне уже кажется, что жизнь прошла мимо, что зря родился на свет и тому подобное. Ну, а у тебя, – что зря вступила брак, что печальна твоя участь, «никто не любит, никто не уважает, пойду на болото, наемся жабонят».
Ответы «Жене деспотичного зависимого мужа»: Часть 1; часть 2; часть 3.