Компульсиные проявления. Компульсиные проявления (покусывание ногтей, выдирание волос и т.д.) и что можно с этим делать.
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.06.2024.



Иногда у людей возникают навязчивые движения, такие как, например, вырывание волос, кто-то грызет ногти. Такие проявления носят навязчиво-компульсивный характер и вариантов причин их возникновения может быть масса, у человека возникает какой-то внутренний посыл, который он не может отфильтровать и идёт у него на поводу. Это можно сравнить с той ситуацией, когда человек во время длительного телефонного разговора начинает делать какие-то вещи, которые он в обычной своей жизни не делает, начинает рисовать, возможно даже на обоях, кто-то что-то ковыряет. Это возникает в следствие того, что акцент внимания человека перенесен на сам разговор, а возникающие хаотичные импульсы, которые человек в спокойном состоянии отфильтровывает, прорываются сквозь барьер нашего разумного осмысления ситуации.

В этом заключается один из принципов гипноза, используемого людьми для вымогательства денег, хотя в этих ситуациях нельзя все сводить исключительно к человеческим практикам. У отца Иоанна (Адливанкина), духовного чада отца схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), который подписывает книжки Игумен N, как-то был диалог с цыганкой. Эта цыганка была не этническая, она была, кажется, русская, но потом стала цыганкой. Она рассказала, что у цыган есть понятие инициации. Есть цыгане, которые пытаются манипулировать, использовать человеческие практики, но есть и прошедшие инициацию. Если цыганка прошла инициацию, её задача просто удержать жертву рядом с собой как можно длительное время, потому что на человека воздействует не сила манипуляции, не человеческие приёмы, а та сила, к которой эта цыганка приобщена вследствие инициации.

Есть ещё версия человеческого гипноза – перегрузить восприятие человека разными сигналами, например, мельканием женщин в цветных платках, которые что-то очень быстро говорят, а человек пытается разобраться, что ему говорят. И в результате его восприятие перегружается по всей видимости и тут ему дается посыл – отдать деньги, и этот посыл им уже воспринимается как естественный. Хотя этот алгоритм можно рассматривать как одну из версий суггестии, то есть процесса внушения, который сам по себе довольно сложный вопрос для разбора в виде четкой последовательности действий. Вместе с тем, нечто подобное происходит не только когда человек говорит по телефону, но и вообще очень сильно озабочен какой-то ситуацией.

Один знакомый рассказывал, что у него были в свое время проблемы с тем, что он грыз ногти, но потом, потихоньку, по мере того как он взрослел и после 20 лет стал двигаться ко Христу не только на уровне интеллекта, но и попытки жить по заповедям, то эти компульсивные проявления стали сами собой уходить из его жизни и сейчас, когда он слышит новость, которая выбивает его из колеи, либо сталкивается с какой-то форс-мажорной ситуацией, то через одну-две минуты равновесие восстанавливается, он как-то берет себя в руки. Но вот эти одна - две минуты, пока находится в раздумьях, в таком напряженном переживании ситуации (даже не на уровне как из нее выходить, а на уровне эмоциональном: «Шеф! Шеф, все пропало!») то пальцы сами тянутся в рот, хочется ногти кусать.

В этой ситуации можно выделить предпосылку к проявлению компульсивных элементов у людей способных или склонных к самопогружению, иногда у них бывает некая обостренная ситуация, обостренные переживания, хотя внешне возникшая ситуация может выглядеть вполне безопасно. Здесь можно привести совет схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), который он дал в ответ на вопрос что делать человеку, который подвержен вхождению в состояние психоза. Психоз выражается в том, что человек теряет разумную грань между своим внутренним миром и миром внешним, то есть фантазии или свои домыслы принимает за реальную картину происходящего, либо входит в ситуацию проявления некоего гипергнева, который считает абсолютно обоснованным и законным. А когда человек выходит из этого состояния, то приходит некое понимание, что это дичь полная. Итак, схиигумен Гавриил говорил, что если человек обсуждает со своим духовником в течении 3-4 лет не только свою главную проблему, но и все что касается его жизни, то постепенно у него вырабатывается какой-то ресурс противостоять этому разрушительному влечению. Этот совет разбирался и комментировался в части 4.1 статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей», которая была опубликована на базе одноименной беседы, но текст был дополнен.

Текст «Внешняя жизнь и мир мыслей». Часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».

Эту мысль можно понять так: все связано со всем. Например, человек повздорил с супругой, с детьми и в нутро пришло такое нехорошее движение, пришла раздражительность. Соответственно, на работе начал что-то делать и с первой секунды не получилось, то что хотел, резко дернул какой-то предмет, что-то сломалось, возникла злоба, затем еще что-то пнул по дороге, на кого-то накричал, и попав в такую колею негатива пошел и выпил. А когда мозг притуманен, то деятельность разума ослаблена и получается как в известной поговорке, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Если в трезвости этот человек по отношению к начальнику сдерживался, понимая, что сейчас не надо говорить, надо подождать, когда пройдет волна аврала и тогда с начальником на здоровых началах можно о чем-то поговорить. А тут, не вовремя высказывает своё недовольство еще и на повышенных тонах, что только усугубляет качество разговора, потому как когда человек говорит чем он недоволен на повышенных тонах, с раздражительностью, то собеседник даже не всегда готов понять, что мы говорим о какой-то реальной проблеме. Ему начинает казаться что мы просто хотим его сейчас уничтожить и видит больше эмоциональную часть проявленного недовольства, и в меньшей степени воспринимает суть самой проблемы.

Соответственно, чтобы человек не впадал в подобный ступор ему надо освоить большое количество навыков, как не ругаться с детьми, с женой, как на работе подходить к делу какому-то, как правильно реагировать на то, что не получается, что не надо дергать предметы. Может надо отложить какое-то действие, сначала успокоиться, помолиться в том числе. И уже потом с новыми силами, с новым взглядом, через некоторое время вернуться опять к этому делу. Это жизнеспособный алгоритм, поскольку, когда у человека глаз замылен, он уже не знает, что делать, бьется лбом в одну и туже закрытую дверь. А когда успокоится, огрубление сменится, оказывается дело решается элементарно за пять минут.

И так же в рассматриваемой теме, когда человек обогащается, то у него появляются здоровые навыки не то, что на уровне переключения фокуса внимания, а когда он вырабатывает иное восприятие действительности не только на уровне интеллекта, но и на уровне определенных качеств души. И соответственно, когда человек приобретает такое качество как способность любить, то он начинает и иначе с людьми разговаривать. Он уже не так быстро входит в состояние гнева, т.е. когда есть любовь и человек видит, что, допустим, ребенок или коллега по работе что-то сделал не так, то она понимает, что это сделано не со зла и человек может спокойно объяснить, как эту работу сделать, подсказать что-то в такой ситуации. Любовь тут проявляется в том, что, изначально увидев ошибку человек стремится по любви к тому, кто ошибся помочь эту ошибку исправить, действует не по мотиву яркой демонстрации своей большей осведомленности или своих знаний, навыков как личных достижений, с упреком другого в отсутствии таких качеств, а наоборот с позиции заботы о ближнем.

И в результате таких качественных внутренних перемен все вокруг начинает преображаться. А когда этих навыков нет и на любую ситуацию человек реагирует сжиманием в комок, негативные мысли своего решения не получают, могут начинаться компульсивные проявления в виде вырывания волос, биения головой об стену. Однако не стоит под выходом негативных мыслей и решений понимать, так называемое, «выплескивание гнева экологичным образом». Эта тоже одна из проблем, связанных с обсуждаемой темой, поскольку содержит в себе ложную трактовку избавления от гнева как его выплескивание «экологичным образом». Если посмотреть на гнев с точки зрения физиологии, то становится понятно, что, когда человек пытается выплеснуть гнев «экологическим способом» он всего лишь пытается переключить свое внимание на другой объект, но гнев все равно остается. И текущая доминанта, текущий очаг возбуждения в коре головного мозга, все равно получает подкрепление, все равно продолжает развиваться. Более глубоко и развернуто этот вопрос отражен в видео-лекции на канале Экзегет: «Управление гневом. Как это работает» и в упомянутом выше тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей (часть 4.1)».

Возможно, в таком поведении присутствуют еще и предпосылки физиологического плана, например, некоторые люди в силу своих особенностей могут реагировать на происходящее несколько иначе, но так или иначе, с Божьей помощью такие моменты могут выравниваться. Более подробно эта тема разбиралась в том числе в цикле бесед «Зазеркалье», в которых, в том числе, рассматривался вопрос трихотилломании – расстройства, провоцирующего выдирание своих волос (беседы о том, что можно противопоставить навязчивым мыслям – 54–64).

В целом суть вопроса была изложена выше, в цикле бесед «Зазеркалье» разбирались еще вопросы каким образом человек может себя перестроить, там рассматривались и другие аспекты здорового приобретения правильной картины мира и соответствующих навыков, пояснялось, в том числе, что из себя представляет учение об Иисусовой молитве и что на начальном уровне человек может взять себе на заметку.

Схиигумен Гавриил (Виноградова-Лакербая) также учил практике чтения Иисусовой молитвы в то время, когда у человека появляются навязчивые мысли. В рамках бесед из цикла «Зазеркалье» (пункты 57-58)  разбирались как раз вопросы об Иисусовой молитве и проблема трихотилломании, а также упоминались книги которые можно посоветовать по этим вопросам, например книга архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) «Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати», в которой говориться о том, что надо обращать внимание не на количество часов, проведенных в молитве, а на саму суть молитвенного делания.

Во время чтения Иисусовой молитвы мы стараемся освободить свой ум от помыслов. Этот навык как раз очень хорошо помогает, когда человек сталкивается с какой-то эмоциональной вспышкой и происходит какая-то ситуация, в которой он еще не успевает сообразить как из этой ситуации выходить, его сознание в это время затопляется различными эмоциями по поводу этой ситуации, возникают различные варианты решения проблемы, одновременно появляются и контрварианты, плюс в этом состоянии человек наполнен страхом, болью, отчаянием и человеку в первое время могут  видится только негативные варианты разрешения ситуации, допустим, смерть всех участников. И тут как раз помогает навык Иисусовой молитвы, с помощью которого человек начинает ориентироваться в своем состоянии и не подбирать с поверхности мыслительного аврала какие-то негативные желания.

Вместе с тем в таких ситуациях надо еще смотреть на эмоциональный фон, в котором живет человек, например, если есть какой-то эмоциональный перегруз и человек не знает как с ним справляться, то как ближайшая реакция могут происходить такие действия. Ну и конечно же нужно детально разбираться с такими ситуациями, что именно человека беспокоит.

Например, один человек рассказывал, что у него с приемными детьми не получалось общаться и этот эмоциональный перегруз приводил к тому, что он бился головой об стену. Становится понятно, что в такой ситуации нужно озаботится не только личными компульсивными проявлениями, но и практическим вопросом как наладить общение с детьми. Такие вещи, насколько мне известно, неплохо корректируются, но вопрос о необходимости привлечения специалиста должен решить сам человек. В такой ситуации, в принципе, можно было и обратиться к специалисту, если, конечно, есть надлежащее доверие и понимание, что такой специалист действительно может помочь.

Есть еще один распространенный совет при компульсивном проявлении в виде кусания ногтей намазывать чем-то ногти и тогда, если человек начинает их грызть, то вспоминает о нежелательности такого поведения. Такой вариант не будет являться полноценным решением этой проблемы, поскольку фактически не избавит от такого навыка, для избавления нужно учитывать и другие компоненты о которых сказано выше, но как напоминание о работе над собой вполне приемлемо.

Еще есть книга «Власть привычки» (Чарлз Дахигг), хотя некоторые мысли этого автора дискуссионные, но в отношении компульсивного влечения грызть ногти, он высказался довольно приемлемо. Итак, автор отмечает, что необходимо через самонаблюдение отследить триггеры, которые запускают процесс, и вовремя сесть и положить руки под попу. Может быть это кому-то покажется нелепым, но на самом деле если мы отслеживаем триггеры, которые ассоциируются со срывом, то можем этот срыв предотвратить. Например, когда мы входим в какую-то конфликтную ситуацию и ругаемся с кем-то, мы испытываем некое смущение, и, если мы анализируем произошедшие события и отматываем ход событий назад, чтобы оценить, как мы дошли до этого события, то мы можем заметить и отследить это смущение. Однако, если не обратить на него внимание, то оно через некоторое время разовьется уже в трудно сдерживаемое желание накричать на кого-то. Поэтому при первых признаках такого специфического смущения надо уже пытаться как-то закруглить этот разговор.

Но все же стоит отметить, что по сути автор книги «Власть привычки» предлагает вместо одной привычки, например, грызть ногти, вырабатывать другую привычку – убрать руки. Понятно, что эта новая привычка может не избавить от триггера, запускающего компульсивное влечение, но на каком-то этапе такой вариант может быть своеобразным ответом или частью ответа в борьбе с компульсиным проявлением.