-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 07.12.2014. |
Доверительные отношения между родителями и детьми. Нет ничего не стоящего внимания. Лицо любящей матери, которая готова все простить. Нельзя заставить сына быть верующим. Разные подходы к проповеди. Оставить в человеке память о вере, о духовном
Твой сын подрастает. Слава Богу, что у вас с ним хорошие отношения, что он уважает твое мнение и прислушивается к тебе. В общении с ним тебе нужно обратить пристальное внимание на следующее. Так как сын имеет к тебе доверие, то он может рассказать тебе о тех переживаниях, которые тронули его душу. Возможно, это будет рассказ о проснувшихся чувствах к какой-то девушке, возможно, расскажет о чем-то другом. Ничто из этого не должно показаться тебе не стоящим внимания. Придет время, и он сам поймет, что то, о чем он говорил, действительно не стоит внимания. Но если ты покажешь ему свое пренебрежение, то оскорбишь в нем его юную душу, он перестанет открываться тебе. Возможно, он расскажет тебе о чем-то более серьезном. Однажды он может рассказать тебе, что он потерял смысл своей жизни. Надеюсь, что ты найдешь нужные слова, которыми ты его утешишь и ободришь. После того, как ты эти слова найдешь, тебе нужно изо всех сил хранить себя, чтобы не оскорбить доверие, оказанное тебе. Наши страсти очень коварны. В минуты гнева мы хотим уколоть человека побольнее. Стоящего перед нами человека мы хотим ударить по самому больному месту. К сожалению, бывает так, что в минуты гнева мы высказываем человеку в лицо все те тайны, которые он когда-то с полным доверием открыл нам. “Смысл жизни он потерял! Ты бы лучше подумал о том, как маме тяжело!” Если ты произнесешь такие слова, то можно предположить, что ты нанесешь очень глубокую травму твоему сыну. Не говорю о том, сколько тортов тебе придется после этого с ним съесть и выпить кружек чая. Говорю о том, что много слез тебе придется вылить, много раз тебе придется доказывать свою верность, чтобы загладить тот страшный разрыв, чтобы исцелить ту страшную травму, которую ты нанесешь такими словами. Можно будет предположить, что эти слова разорвут ваши отношения. Он перестанет тебе доверять. Эта ситуация будет всегда стоять перед его глазами, он не сможет тебе уже ничего доверить, потому что он будет бояться, что в минуты гнева ты ударишь его тем, что он открыл тебе. Не только в этом ты должна внимательно наблюдать за собой. Ты должна наблюдать за собой тогда, когда тебе захочется защитить “свое достоинство”. Возможно сын, закончив учебу в институте или университете, поддавшись каким-либо эмоциям, скажет тебе, что он, например, всю жизнь мечтал быть поэтом, а ты заставила его учиться на экономиста. Он обвинит тебя в том, что ты поломала ему всю его жизнь. Что бы он тебе не говорил, всеми силами старайся сохранить в себе любовь.
Преподобный Никодим Святогорец в своей книге “Невидимая брань” писал, что борьба с той страстью, которая восстает против нас в данную минуту, есть наше небо и наша земля. Не сочти маловажным такую беседу с твоим сыном. Если ты проиграешь эту беседу, то ты можешь потерять очень многое. Он может тебя унижать, обвинять. К концу же беседы он должен увидеть вот что: он должен увидеть лицо любящей его матери, которая готова ему все простить, которая готова его принять таким, какой он есть. Даже если он захочет остаться в своем понятии, то он не сможет забыть этот образ. Он будет жечь его, где бы он ни находился. Один инок рассказывал, что как-то он поддался очень сильному искушению. Он был три года послушником и один год насельником в одном из монастырей. По козням диавольским и по немощи своей человеческой природы он ушел из этой обители и вернулся к своей прежней жизни. Он рассказывал, что как-то утром он сидел напротив собора, в котором он несколько лет был алтарником. Рядом на скамейке сидела девушка. В руках у него была бутылка пива, и перенести все это на трезвую голову для него было невозможно. Лишь только когда он выпивал, он мог забыть этот молчаливый призыв. В свое время он все равно вернулся в обитель. Так может произойти и с твоим сыном. Куда бы не забросила его жизнь, он уже не сможет сказать, что мать его выгнала из дома, или мать отказалась от него. Немым обличением перед ним будут стоять любящие глаза его матери.
На этот счет можно привести еще один пример. Некоторые люди, изрядно выпив, хотят уйти на улицу. Когда их спрашивают, куда они собираются идти, они не могут ответить, им просто нужно куда-нибудь уйти. Начинается некое противостояние. Родственники пытаются удержать пьяного, а он, видя их сопротивление, разгорается еще большим энтузиазмом, чтобы уйти. Дело доходит до ругани и до скандала. Пьяный уходит, и у него еще есть оправдание, и он еще может оправдать свой поступок. Он может сказать, что дома его не поняли, дома на него накричали. А бывает так, что с ним не ругаются, ему ласково говорят: «Иди». Пьяный может даже обомлеть от такого отношения. Он ожидает, что его сейчас будут умолять, уговаривать, а тут ему просто говорят: «Иди» - и говорят ласково. У него откладывается в памяти, что в том месте, откуда он ушел, были люди, которые относились к нему очень ласково. Неизвестно, что происходит в его душе, это только предположение. Но бывает так, что пьяный человек выходит из дома, ходит несколько минут по улице и возвращается обратно. Сравнение должно быть тебе понятно. Если ты будешь ругать своего сына, то он ожесточится и уйдет надолго. Пока он еще не стал жить самостоятельно, постарайся вложить в его память еще нечто. Постарайся привить ему нечто, имеющее отношение к вере. Говорю “нечто, имеющее отношение к вере”, потому что, возможно, у тебя не получится сделать его верующим человеком. Каждый человек обладает свободой. Нельзя человека заставить любить. Ты не можешь заставить своего сына стать верующим. Но ты можешь показать ему какие-нибудь хорошие книги. Если он готов слушать - прочитать что-то интересное. Возможно, лучше читать не поучения, а читать что-то из жизни людей, которые жили по вере или приходили к вере. Очень интересные повести собраны в книге “Отец Арсений”. Есть разные подходы к проповеди. Один из подходов называется аподиктическим богословием. Примеры аподиктического богословия: человек не говорит о том, что нужно любить. Рассказывает какой-то пример, в котором ярко проявляется мысль, которую он хочет донести до человека. Он просто показывает ее. Например, в книгах архимандрита Тихона Агрикова очень много примеров аподиктического богословия. Из его книг можно найти пример, в котором была бы видна мысль о любви. В одной из его книг он рассказывал, что в Индии в одной деревне люди собрались вокруг дерева и наблюдали, как птица хотела спасти своих птенцов. Дерево горело, и птица не могла приблизиться к своему гнезду. Когда же она увидела, что огонь охватил и само гнездо, она влетела в этот пламень, села на гнездо, закрыла своих птенцов крыльями и сгорела вместе с ними.
В книге “Отец Арсений” много примеров того, как люди приходили к вере. Например, там есть повесть под названием “Мост”. Идет Вторая мировая война. Главный герой повести рассказывает, что на его участке идет общее наступление. Но никак не удается уничтожить мост стратегического назначения. До этого моста можно добраться, только идя против течения бурной реки. Опоры моста освещаются прожекторами. Расставлены пулеметы. Подойти нет никакой возможности. Немцы расстреляли уже несколько диверсионных групп, а советское командование шлет приказы: мост должен быть взорван любой ценой. И вот героя повести посылают на задание. Он понимает, что взрыв моста - дело безнадежное. Находясь перед лицом смерти, он вдруг вспоминает, что когда-то, в детстве, бабушка учила его каким-то молитвам. И он начинает молиться. Рядом с ним гибнут его товарищи. Он не помнит, как он доходит до моста, как они заложили взрывчатку под опоры. Задание было выполнено, и он остался жив. Ты можешь не только читать своему сыну что-нибудь интересное. Можешь съездить с ним в какие-нибудь благодатные места. Пусть в нем останется память о вере, о духовном. В тяжелые минуты своей жизни он может вспомнить о вере и может к ней обратиться. Возможно, многое придется ему пережить в этой жизни, но воспоминание о монастыре, в который ты его привезешь, о прочитанном тобой когда-то, могут навести его на какие-то мысли.