-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 01.07.2024. |
Хоть и здоров, но нельзя расслабляться
Одной из причин появления данного текста на свет явилась необходимость дать ответ одной последовательнице АА.
Вы начали читать мою книгу «Преодоление зависимого поведения: Зависимым и их близким (родственникам, педагогам)» и решили написать мне, что, по вашему мнению, эта книга опасна, так как в ней высказывается мысль о том, что человек может избавиться от зависимости, он может стать здоровым, радоваться жизни и испытывать ощущение ее полноты. Вы считаете, что возможность вреда состоит в том, что человек, познакомившись с такими взглядами, решит, что он здоров, а потом, через какое-то время, может быть даже через годы, на каком-нибудь приходском собрании выпьет стакан вина и уйдет в запой. Вот, что я могу сказать вам по этому поводу.
Во-первых, надо определиться с тем, что есть болезнь. Профессор Алексей Владимирович Меринов в книге «Если в доме алкоголик» справедливо замечает, что под болезнью можно понимать потерю способности контролировать количество употребляемого алкоголя. И я с ним спорить не стану. Если у человека сформирован навык впадать запой, то надо понимать, что есть и будет риск рецидива. Также, к примеру, как и у бойца по смешанным боям. Если у него была серьезная травма, то он должен понимать, что пока не восстановится, выходить в восьмиугольник для него опасно. Был даже такой случай, когда боец (не помню его фамилию), не восстановившись после травмы, вышел на бой и получил удар по больной ноге. Серьезная травма для спортсмена может означать конец его спортивной карьеры, да и для любого человека последствия травмы в виде определенных ограничений могут остаться на всю жизнь.
Авва Дорофей, чьи поучения являются базой для аскетизма, говорит, что свежую страсть можно уподобить ране, которая только заросла, но малейший удар по ней ее обнажает.
В моих материалах вы не найдете мысль, что человеку, у которого когда-то была зависимость, были запойные периоды, надо проверять свое здоровье, проводить какие-нибудь тесты для подтверждения своей свободы от бывшей привязанности. Я сам когда-то страдал наркотической зависимостью, и у меня не возникает желание проверить, здоров ли я относительно наркотиков, могу ли контролировать себя и потреблять, скажем, гашиш строго по выходным.
Если человек начал новую жизнь, то возвращаться к прошлому ему не хочется. А бывает, что человек по каким-то причинам бросил употреблять, вошел в ремиссию, но внутренне он не изменился, он смотрит на пьющих и принимающих наркотики, и у него текут слюни. Конечно, такой человек находится в опасности.
Профессор Меринов, понимая болезнь как утрату способности к контролируемому употреблению алкоголя, отмечал, что разбирая ошибки некоторых пьющих людей, можно заметить, что причиной их хронического алкоголизма является то, что они во время ремиссии проверяют, здоровы ли они. Если у тебя в жизни были запои, то для тебя алкоголь – табу. Лучше его вообще не касаться.
В статье «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы». Ч. 1.1.2: Дополнительная – «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека» есть некоторые мысли на эту тему».
Немного про концепцию нехватки дофамина и про рефлексы
Под «медицинской моделью» разумею постулируемое анонимным движением учение о том, что изначально у зависимого человека есть дефект мозга, из-за которого он не может радоваться, а когда пьет алкоголь, то ощущает свободу, как-будто снял тесные ботинки.
Сводить все поведение человека к одному нейромедиатору даже не тактично и вряд ли это можно назвать наукой, когда сложный механизм работы мозга, связанный с балансом между торможением и возбуждением, сводят к действию одного нейромедиатора, это крайне упрощает человека.
Сейчас много говорят, особенно в американской литературе, о том, что зависимость связана с выбросом дофамина. Например, человек играет в казино, у него вырабатывается дофамин, и это становится причиной его зависимости от игры. Ну, допустим, он вырабатывается. Но, если сказать человеку, что за каждую минуту игры он проведет год в рабстве, будет под землей строить город, будет ли у человека в такой ситуации вырабатываться гипотетически во время игры дофамин. Нет, скорее всего, он будет чувствовать себя некомфортно, когда сядет за игру, потому что в системе его ценностей свобода выше, чем возможность поиграть.
Человек может испытывать неудовлетворенность жизнью, но причина этого не его мозг, который плохо работает, а то, что он не видит в ней смысла, не понимает, во что он мог бы вложиться. Ведь, по логике некоторых, получается, что, если человек живет как перекати-поле, не принимает участия ни в какой здоровой деятельности, со всеми ругается, но мозг у него здоров и работает правильно, то такой человек должен чувствовать себя на сто баллов. Конечно, такого не может быть. А если кто-то постоянно испытывает неподходящую эйфорию, говорят, что ему однозначно нужна госпитализация.
В упомянутой выше статье я привел пример очень похожий на срыв пытающегося не пить человека. Я рассказывал о бойце спецназа. Он побывал на фронте и участвовал в боевых действиях, у него были отработаны навыки рукопашного боя, где один удар – смерть. Когда люди оказываются в условиях боевой обстановки, секундное промедление может грозить гибелью для всех, поэтому есть жесткие военные стили, когда всего один удар убивает противника.
Такие бойцы избегают случайных драк, потому что их навыки заточены на убийство, а противники с улиц им не ровня, они – парни, которые хотят посмеяться, поиздеваться, и, если боец расслабится, боевые навыки сработают автоматически, и перед ним будут несколько трупов, ему придется сесть в тюрьму. Тот, кто прошел такую военную подготовку, должен обладать большим мастерством, чтобы очень дозированно в условиях улицы применять свои умения и решать конфликты без трупов.
И вот, ветерану боевых действий однажды нужно было немного утихомирить человека с психологическим диагнозом, который перестал принимать таблетки, забаррикадировался в комнате, подготовил нож, топор и был готов напасть на любого, кто зайдет в комнату. Когда пытались открыть дверь, он удерживал ее и рычал. Боец зашел в комнату, аккуратно нанес этому человеку удар в корпус, и тот стал оседать. Боец больше двадцати лет отрабатывал один прием, так называемый «топор»: удар пяткой по голове противника, в результате которого даже шейные позвонки могут не выдержать и сломаться.
Этот человек потом рассказывал, что, когда увидел сползающее тело, у него сработал боевой рефлекс, и он неожиданно для самого себя попытался провести этот удар. Он говорил, что Господь его помиловал, он поскользнулся на мокром линолеуме, и пятка прошла мимо, а если бы он попал в голову, то все закончилось бы печально для обоих. Речь о том, что у человека были выработаны определенные навыки, их можно назвать доминантой или как-то по-другому. Достаточно бывает какого-нибудь одного триггера, чтобы запустился весь комплекс сформированных механизмов. По такому же принципу работает и любая зависимость: алкогольная, игровая или какая-то другая.
Монах Иоанн (Адливанкин) в статье «Игровые автоматы: развлечение или стратегическое оружие?» писал, что, когда человек в казино привык входить в состояние игрового психоза, то просто мигание лампочки снегоуборочной машины может включить в нем весь комплекс реакций, сформированных в игровом салоне. Человек играл, входил в состояние ажиотажа, в это время мигали лампочки на игровых автоматах. Все – по академику Павлову.
У него состояние игрового психоза связалось с миганием лампочек, поэтому для него любое мигание может послужить транспортом к патологическому очагу. То же самое может происходить и с травматическим опытом.
В научной литературе был описан случай, когда девушка, у которой в прошлом был травматический опыт – ее изнасиловали – ела с молодым человеком, а на столе был кетчуп. Она увидела красный цвет, и у нее начался приступ. Когда ее насиловали, она видела красную занавеску. Состояние ужаса, через который она прошла, у нее связалось с красным цветом, и этот цвет стал триггером.
Ответ «Изнасилование. Ч. 1: Девушка подверглась изнасилованию, тяжесть на душе, женское умерло».
Никто не спорит с тем, что, если у человека был особый период в жизни, в котором ярко проявились навыки, то нужно быть очень осторожным. Среди творений православных аскетов нет учения о том, что если ты здоров, значит можно расслабиться и попробовать контролируемо употреблять алкоголь, наркотики или проводить выходной в казино. Существуют различные высказывания, например, про вино. В частности, одному аскету предложили вино, а он попросил убрать от него эту смерть.
Игнатий Брянчанинов говорил, что нужно максимально удаляться от греха и приводил такую аналогию. У человека, который стоит вдалеке от пропасти, а враг тащит его туда, будет возможность спастись, потому что он может хвататься за кусты и звать на помощь. Но, если человек выберет себе место слишком близко к пропасти, его просто толкнут, и он упадет. Осторожность в таких случаях, по учению святых отцов, не бывает излишней.
Монах, который имел в прошлом смертные грехи, в том числе и блуд, не должен быть в городе, в котором он падал. И понятно почему: знакомые места навеют воспоминания, могут подняться какие-то забытые переживания, особенно, если увидит кого-то из знакомых, кто ассоциируется у него с каким-то грехом. Тогда вновь включатся механизмы, которые когда-то были воспитаны.
В авторской программе Владимира Легойды «Парсуна» с иереем Евгением Лищенюком была высказана святоотеческая мысль, что нужно не столько бороться с грехом, потому что не всегда хватает сил победить его, сколько стараться избегать тех ситуацией, в которых можно согрешить. По одному из объяснений эта же мысль заложена в молитве Отче наш. Слова «и не введи нас во искушение» означают просьбу избавить нас от обстоятельств, в которых мы можем пасть. Мы просим у Господа отвести нас от ситуаций, в которых может возникнуть риск согрешить.
В жизнеописании святителя Игнатия (Брянчанинова) есть мысль, что Господь оставляет гореть в огне того, кто сам этого хочет. Человеку, который принял монашеский постриг, лучше удалиться из многолюдного города. Там много женщин, а монах не железный. Может, он и не впадет в блуд телом, но в уме у него будет происходить борьба.
Есть, конечно, разные ситуации, не все монахи живут вдали от городской суеты. Кому-то из них промысел Божий определяет жить в городе и окормлять мирян. Святитель Игнатий (Брянчанинов) старался действовать по этому принципу. Он искал уединения, пока Господь не вывел его на служение многим людям, тогда он стал настоятелем монастыря в Петербурге.
Болезнь и риторика болезни
Подытоживая сказанное, можно привести еще два примера. У меня есть одна знакомая, профессор, она консультирует на тему возможности дефекта мозга у зависимых людей. Она говорит, что такого учения о мозге не знает. Эта женщина перенесла онкологию и сейчас находится в стабильном состоянии, но это, по ее словам, не значит, что «ешь, пей, веселись и совершай какие-то глупости». Понятно, что риск рецидива есть, но в тоже время речь не идет о том, чтобы считать себя больной.
Ведь понятие болезни включает в себя ограничение масштабной трудовой деятельности, постельный режим, а этот человек активно работает, у нее семья, научная деятельность. Она считает себя здоровой, но это не значит, что она не ограничивает себя, скажем, во вредной еде.
Второй пример – это реабилитационный центр во имя святителя Василия Великого для подростков, находящихся в конфликте с законом. Как-то тему болезни обсуждал его директор. Многие ребята туда пропадают по приговору суда в связи с употреблением и распространением наркотиков, большинство из них из очень неблагополучных семей. Восемьдесят процентов подростков, проходящих через этот центр, уходят из криминального мира и перестают употреблять наркотики. Это официальная статистика.
Как говорит директор, чтобы быть объективным можно назвать цифру шестьдесят процентов, потому что двадцать процентов из них хотя и уходят из криминала, но остаются сидеть на шее у родителей. Смысл реабилитации не просто вырвать человека из криминального мира, а дать ему новую зацепку в жизни. Одна из главных позиций в реабилитации определить к чему лежит у подростка душа. Многие из них звезд с неба не хватают, им бы закончить школу. Они восстанавливают учебный процесс, им помогают приобрести профессию. Пожив месяца три или четыре в обстановке, отличающейся от привычной, ребята становятся способными усваивать новые понятия. Постепенно молодые люди освобождаются от криминальной идеологии. Но, покинув реабилитационный центр и устроившись на работу, они должны быть очень внимательны к своей жизни, держаться подальше от всего, что напоминает им о прошлом, не подходить близко к «пропасти».
Немного о центре применительно к тебе реабилитации рассказывается в тексте
«Подсадить нельзя вылечить? Часть 1»
Человеческие симпатии: биология или духовность.
Чтобы выйти за круг сугубо биологических представлений о человеке, нужно немного расширить картину мира и разобрать ситуации по отдельности. Один известный герой говорил, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если человек не видит в своей жизни никакого зазора для проявления духовности, если считает себя обнесенным стеной биологических реакций, то ему крайне трудно будет усмотреть в себе что-то, помогающее подняться над своими страхами и влечениями.
Было несколько диалогов с одним нейрохирургом, и как-то мы обсуждали высказывание некоего профессора, который во время лекции высказал предрасположение, что любовь – это только биология, дескать, молодой человек увидел девушку, у него выделяется определенное вещество под названием фенилэтиламин, которое запускает цепочку реакций, совокупность результатов этих реакций человеком воспринимается как любовь.
Один современный философ применительно к подобным изречениям справедливо заметил, что впрямую никто не видел, как действуют нейромедиаторы, но существует определенная модель, которая предполагает, как они работают, и мы, пытаясь объяснить те или иные явления мира, имеем в уме эту модель. Просто нам сказали, что так ситуация происходит, развивается, и мы поверили.
Вернемся к высказыванию профессора и попытаемся разобрать его версию. Первый вопрос, который хочется ему задать, почему именно на эту девушку у молодого человека сформировался каскад таких реакций, ведь в его окружении было множество других девушек?
Второй вопрос: что должно с мужчиной происходить на улице города, если чувства людей – это сугубо биологизм, а современная «раздетая» мода не дает ему шанса оставаться невозмутимым. Но он спокойно идет летом мимо десятков или сотен женщин, которые, следуя моде, больше раздеты, чем одеты. Особых реакций на них со стороны этого мужчины нет. И только на эту девушку что-то у него выстрелило. Бывает так, что мужчина желает познакомиться с внешне ничем не примечательной девушкой, как в песне Иосифа Кобзона: «Я гляжу ей вслед, и ничего в ней нет». А иногда и наоборот, видит красивую девушку, она его привлекает, но как только она заговорит, он испытывает некое отторжение к ней. Хотя все биологические формы при ней, но ментально мужчина чувствует полную разобщенность с ней, как с личностью, как с человеком.
Один молодой человек рассказывал, что в институт приезжают учиться статные красивые девушки из провинции, но погружаясь в богемную жизнь, сбиваются с пути, у них начинается период нравственного безвременья, они становятся другими даже внешне. И больше не возникает желания их обнять или поцеловать в щеку при встрече, потому что эти девушки как грязный полиэтиленовый пакет. Речь не о неприязни к женщинам вообще, а о том, что погружение в не целомудренную жизнь приводит к тому, что свет в глазах тухнет, несмотря на то, что биология осталась та же.
Здесь можно вспомнить, хоть это и выходит за рамки нашего разговора, что к целомудрию приводит полнота мудрости, здесь речь не только о сексуальном воздержании, а о том, что блудная страсть, как раковая опухоль, поражает сознание человека, и он меняется. Бывает, что когда люди теряют девственность, что-то в них меняется даже внешне.
Прожить всю жизнь в девстве – это путь монашеский и является частью духовной сферы. Речь сейчас идет о браке, в нем действуют иные правила. Интимная жизнь является частью совместного пути супругов, кроме нее есть еще совместное воспитание детей, ведение хозяйства, досуг. Интимная жизнь не изолирована от других сфер бытия. А когда молодые люди без правильных суждений о мире начинают вступать в сексуальную жизнь, которая не сопровождается совместным построением быта с другим человеком, то эта доминанта развивается в ущерб всем остальным, подавляя другие отделы коры. Человек заваливается в определенную область, ему уже не до учебы, он уже не видит ничего прекрасного в мире, становится рабом своей страсти.
Более подробно о связи между хаотизированным интимом и регрессией рассказывалось в части 5 статья «Мировоззренческий сдвиг», в главах «Идеи сексуальной революции – фиксация на них приводит не к свободе, а к ее потере». «Идеи сексуальной революции, депрессия и пропаганда наркотиков».
Нейрохирург предложил следующий контраргумент к словам профессора. Как происходит процесс управления мозгом организма, мы не знаем. Доктор считает, что естественные процессы даже не регистрируются томографом. Можно предположить, что, когда молодой человек видит девушку, сперва происходит первоначальное сличение, соответствует ли эта девушка его ментальным картам. Если он видит, что есть некое соответствие (мы не рассматриваем тот случай, когда мужчина или женщина выходят на «охоту» и им неважно, с кем провести вечер), запускается определенная система, на базе которой становится возможна активация иной системы, и как результат их совокупной активации рождается определенный импульс, который запускает каскадом специфические реакции: учащается сердцебиение, потеют ладони, сбивается речь.
Происходит нечто подобное, что Вячеслав Дубынин описал по поводу принятия решений. Происходит суммирование потенциалов, которые идут по возбуждающим и тормозящим веткам.
Также с этим нейрохирургом обсуждали, что наружу выходит биологический фактор, но почему такая реакция случилась именно на эту женщину – непонятно. Кто-то может сказать, что подобную реакцию вызывает фертильная женщина, то есть, мозг мужчины осознает, что эта женщина способна к деторождению, и поэтому возникает такая реакция. Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга» упоминал, что не все фертильные женщины вызывают внимание мужчин.
Симеон Мазаев в книге «Мужская философия» рассказал историю, как мужчина ушел от красивой и умной жены. Это удивляло окружающих, они не понимали, как такое могло произойти, ведь его новая избранница не стояла в одном ряду с бывшей женой, она была даже неряшлива. Этот мужчина был художником. Когда он рисовал что-то на мольберте, его новая жена становилась позади его. Время от времени он оборачивался к ней, видел ее ободряющий взгляд и продолжал рисовать с новой порцией вдохновения. Мазаев назвал такой тип взаимодействия зеркалом для героя.
Подобную ситуацию описывала и Ирина Медведева в интервью на канале «Эмпатия Мануччи». Однажды она увидела своего знакомого и его новую избранницу на одном мероприятии, возникло какое-то обсуждение, мужчина высказывался, а его новая супруга ничего не понимала из того, что он говорил, потому что тема была сложной, но она держалась за шею и время от времени говорила ему: «Зайчик, ты гений!». Ирина Медведева заметила, что стимуляция такого рода, по всей видимости, была для него очень значима. Эти случаи приводят к мысли, что физический компонент в мужчине или женщине не является определяющим.
Также с этим нейрохирургом мы обсуждали мысли из книги Филипа Зимбардо и Никиты Коломбе «Мужчина в отрыве: Игры, порно и потеря идентичности». Авторы пишут, что просмотр порно делает подростков десоциализированными. Люди,с искореженной просмотром порно психикой, не способны к созидательным отношениям в браке. В книге упоминается процесс перестройки нейронных сетей, в результате которого подросток или мужчина теряет интерес к женщинам. То есть, просмотр таких фильмов приводит к импотенции. Нейрохирург объяснил, что таким образом мозг выбраковывает неперспективные ветки. Одно дело брак, взаимная любовь супругов, рождение детей, другое дело – просмотр порнофильмов, направленный в никуда. Тогда нейронные сети перестраиваются так, что сексуальные стимулы теряют свою привлекательность.
О борьбе с депрессией и новой жизни.
Здесь можно перейти к теме депрессии, потому что процесс перестройки может ассоциироваться с ней.
Я хорошо помню, что был счастливым подростком, в моем детстве было очень много радости, но потом я стал портиться, мое поведение стало меняться, и тогда я не мог объяснить, в чем проблема, я не знал, что есть добро и зло, не видел разницу между ними, хотя какие-то вещи все равно в глубине души осознавались. Это происходило по типу рукопашного боя: у человека могут рождаться инстинктивные движения, но они не облечены в конкретные ударные цепочки, какой-то рефлекс не сопровождается следом бросковым движением, а человек защищается от ударов, пряча голову, и все происходит на уровне инстинкта. Тогда у меня начался период вранья и всевозможных страстей.
Я помню чувство погружения в трясину, тебя засасывает в нее, а ты ничего не можешь сделать. Вроде в жизни ничего плохого не происходит, тебя не избивают, тебе не маячит тюрьма, кажется, что все хорошо, у тебя есть друзья, но жизнь становится какой-то пустой и бессмысленной.
Пройдя этот путь депрессии, я понял, что достаточно просто перестать врать, чтобы снова почувствовать вкус жизни.
Если не брать духовность, какие-то сложные вещи, если просто перестать врать, перестать жить так, что твое слово расходится с делом, то с этого можно начать новую жизнь. Дал слово, пообещал, старайся сделать, но не на уровне выражения «пацан сказал - пацан сделал», а на уровне хранения своего слова может быть даже на уровне гротескном. Был такой детский рассказ, где мальчик играл в войнушки, его поставили часовым, и ребята забыли о нем, не сказали, что игра закончилась. И он стоял дальше. Иногда люди, которые стараются хранить свое слово, исполняют его в таком ключе. Но, когда ты стараешься держать свое слово, то понимаешь, что не зря топчешь землю, у тебя появляется твердая почва под ногами. И хоть многое в жизни еще не ясно, не знаешь ответы на все вопросы, не понимаешь, что есть добро, но уже жизнь воспринимается как осмысленная.
Я помню, как моя депрессия прошла, и в связи с чем прошла. Об этом опыте я писал в коротких постах в «Телеграмм». Депрессия, когда хочется лежать, когда на все смотришь скучающим взглядом, была многолетней и очень тяжелой. Я не верил, что жизнь когда-то может измениться, но когда я начал менять отношение к миру и людям, когда стали появляться здоровые навыки, постепенно депрессия стала таять, как ледышка. Это как в шубе, покрытой льдом, заходишь в теплое помещение, и лед начинает таять. Поэтому я могу сказать, что на опыте познал, что все эти техники, системы, методы, когда человек пытается избавиться от зависимости, не меняя своей жизни, не действенны. Лично я на своем примере понял, что депрессия – это не только биология.
Депрессия: когда просто хочется лежать: Часть 1/6; часть 2/6; часть 3/6; часть 4/6; часть 5/6; часть 6/6. Постскриптум.
Болезнь в прошлом, а следы ее на всю жизнь.
Теория болезни может быть оправдана еще и по следующей причине. Есть публикации, где рассказывается, что в США, где медицина страховая, если какая-то ситуация признана болезнью, то возникает возможность манипулирования финансовыми потоками. Если человек болен, то может рассчитывать на медицинскую помощь, но лечение может быть некачественным, потому что постулирование алкоголизма, как неизлечимого генетически запрограммированного заболевания, допускает возможность неоказания адекватного лечения. Человек выходит из центра, снова срывается, а ему говорят, дескать, проблема неизлечима.
У некоторых людей справедливо встает вопрос об эффективности системы анонимных алкоголиков, где есть некое нарушение логики: с одной стороны постулируется, что алкоголизм – это неизлечимое заболевание сродни туберкулезу (нельзя же требовать от туберкулезника не кашлять), но с другой стороны предполагается, что, если человек будет ходить на групповые занятия, то он сможет притормозить течение болезни и выйти в цельность. Но если он может это сделать, почему его называют больным?
Если проследить за используемой АА аналогией, то можно увидеть ее спекулятивность. Во-первых, мы знаем, что туберкулез не лечится групповые занятиями психотерапевтического плана, человека с помощью определенных психометодик можно нацелить на лечение, помочь ему справиться с отчаянием, со злостью, связанной с потерей работы и вынужденным пребыванием в тубдиспансере. Но, если само заболевание имеет органическую природу, то надо понимать, что это не лечится психологией. Во-вторых, когда с больного туберкулезом человека снимают диагноз, он прошел лечение, теперь здоров, он еще какое-то время будет стоять на учете. Бывает, что человек случайно узнает о перенесенном туберкулезе, когда делает рентген совершенно по иному поводу.
Человек может стоять на учете по поводу перенесенной болезни, но это не значит, что он болен. После многих заболеваний у человека остаются рубцы, память организма, иногда на всю жизнь. Перенесенная болезнь может оставлять следы, но это не значит, что человек всю жизнь будет считать себя больным. Если сложить все вместе, чем человек за жизнь переболел, то непонятно как себя называть, больным ветрянкой, туберкулёзом или еще чем, если учесть что заболеванием является полная неустранимость последствий. У алкоголика сформировались последствия неконтролируемого употребления, также у переболевшего туберкулезом на всю жизнь остаются слабые легкие. У любого ракового больного даже в стадии стойкой ремиссии остаются последствия перенесенной болезни.
Многие доктора говорят, что болезнь часто является следствием образа жизни. Конечно, когда человек нарушал какие-то жизненные принципы, например, игнорировал гигиену, и результатом этого явилась болезнь, ее не остановить мгновенно, но при изменении образа жизни можно до определенной степени откатить ситуацию назад и сделать ее переносимой.
Марк Льюис. Зависимость – не болезнь.
На тему болезни есть замечательная книга профессора Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь». Автор объясняет, что под болезнью сторонники двенадцати шаговой программы понимают то, что у человека сформировались определенные паттерны, нейронные сети, но ведь они формируются по любому поводу. Он говорит, если вы, например, раньше ездили в Лондон, а потом побывали в Париже, и этот город вам понравился больше, то начала формироваться конкурирующая сеть. Если брать концепцию болезни, то вот оно, получается, заболевание.
Льюис пишет, что по своей организационной структуре функциональной системы мозга, нейронные сети могут быть как конструктивными, так и ведущими в патологию. Но схема формирования у них одна. Льюис считает, что нужна система критериев, с помощью которых можно было бы понять на начальном этапе, куда ведет формирование новой нейронной сети.
Есть работа «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы». Ч. 1.1.2: Дополнительная – «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека».
В конце приводятся некоторые идеи Марка Льюиса. По поводу только что выраженной мысли там есть размышления, что Евангельское мировоззрение и жизненный опыт нам помогают на точке входа определить, куда нас ведет тот или иной навык. Если у человека сформировался правильный взгляд, и он внимателен к своему внутреннему миру, то замечает многие вещи, и на основе Евангельских принципов принимает или отвергает их. Если человек живет эгоистично, то рано или поздно такой подход заведет его в тупик.
Современная аддиктология, в частности, Профессор Ц. П. Короленко и академик Н. В. Дмитриева говорят, что зависимые люди одиноки. Почему и идут они на риски и финансовые траты, чтобы испытать какое-то переживание, для них это единственная возможность гарантированного эмоционального возбуждения. Они растеряли связи с людьми и не могут испытывать радость жизни вовсе не по причине проблем с дофамином. Они себя ведут так, что отношения с окружающими рухнули, либо они не могут сформироваться. Если человек смотрит на других, как на инструменты для достижения собственных целей, то откуда взяться радости от общения?
С точки зрения программы двенадцати шагов получается, что тот, кто эгоистически общается с людьми, не ставит их ни во что, манипулирует ими, давит на них, должен испытывать радость от такого общения, если у него все в порядке с дофамином.
Также Марк Льюис отмечает, что с одной стороны, сторонники анонимной программы заявляют о своей лояльности, но с другой – наблюдается жесткая диктаторская повестка. Человека присуждают к прохождению программы по приговору суда. И во время программы никто не интересуется, готов ли человек принять такой взгляд на реальность, который преподносят в программе анонимных алкоголиков, либо у него другая точка зрения. Другие мнения отметаются, человеку навязывают один взгляд. Либо, если он не принимает и тогда не получает медицинской помощи.
Льюис отмечает, что были исследования, которые показали самый неблагоприятный фактор в деле реабилитации. Это, как раз, убежденность, что аддикция является болезнью. Человеку нужна здоровая инициативность, надежда, что он может с Божией помощью преодолеть свою зависимость.
Зависимость – это иногда следствие недостатка здоровых жизненных ценностей.
Один сторонник программы двенадцати шагов утверждает, что все зависимости так или иначе связаны с нарушениями биохимического баланса, с нехваткой выработки тех или иных нейромедиаторов. При чем он говорит, что есть люди, которые в силу своего дилетантства, имеют ответы на все вопросы, возможно, он сам находится на этой первой стадии, у него нет сомнений в правильности своей концепции.
Во-первых, можно сказать, что поведение человека сложно и не кодируется каким-то одним нейромедиатором. Говорят, что человек играет в компьютерные игры, потому что у него недостаток дофамина. Потом он прошел какой-то уровень в игре, и у него дофамин выработался. Кто видел, как этот дофамин выработался? Профессор Вячеслав Дубынин в своих работах отмечал, что, наоборот, если человек прошел уровень в компьютерной игре, у него идет стимуляция норадреналина, но речь не об этом, потому что мы входим в область спекулятивной философии, а не нейробиологии. Многие годы говорили, что нехватка серотонина является основой депрессии, сейчас многие ученые засомневалась в этом постулате.
Если принять точку зрения, что человеку не хватает дофамина, поэтому он играет, и представить, что за каждую минуту игры ему будут отрезать по пальцу, будет ли у него в таком случае выделяться дофамин, если бы он у него гипотетически выделялся во время игры? Я думаю, вряд ли, потому что идея остаться здоровым и целостным большая ценность, чем провести еще пять минут в игре. Бывает так, что люди накапливают здоровые представления о жизни, и зависимость от них просто отваливается, им становится неинтересно. Если предположить, что дофамин и выделялся, то теперь вследствие перестройки высших этажей личности дофаминовые подкрепления происходят по другому поводу.
Если раньше человеку доставлял эйфорию блуд, то теперь становится омерзительна сама мысль об этом, потому что сейчас у него хорошие отношения с супругой, и он не хочет их разрушать из-за каких-то сиюминутных моментов. На каком-то этапе и просмотр порно перестает доставлять удовольствие, потому что мозг выбраковывает неперспективные ветки. Если предположить, что у человека есть цели в жизни, а он хаотично растрачивает себя с разными особами, идет к полному тупику, то нейронные сети перестраиваться так, что он вообще перестает испытывать эйфорию от своих похождений. Человек погружается в печаль.
Один знакомый рассказывал, что в его жизни вожделенны были только спорт, женщины и еда. На каком-то этапе пропало удовольствие. Дофамина стало мало? Задача дофамина подкрепить то, что сейчас в системе ценностей человека выполняет положительную функцию. Конечно, когда происходит перестройка сознания, как писал монах Иоанн (Адливанкин), когда появляется игровая доминанта, она настолько подчиняет себе другие отделы мозга, что процессы выработки эндорфина начинают обслуживать текущую зависимость.
История молодого человека, который перестал ощущать удовольствие, приведена в работе «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 2», см. главу «История спортсмена».
Он заперся дома и стал читать все, что попадалось под руку в поисках ответа на вопрос, что же делать. Многие писатели ставили вопрос с изумительной остротой, но никто не давал ответа. Однажды он читал книгу о Силуане Афонском (Силуан Афонский находился в очень тяжелом состоянии, и ему открылся Бог, как любовь). И он говорит, что с ним что-то произошло, когда он читал это, и затвор закончился. Этот человек основал молодежное объединение, главный принцип которого звучал так: «Быть сильным, чтобы быть полезным». Через какое-то время он женился, у него есть дети, и он радуется жизни. Как это понять? Сначала дофамина не было, а потом откуда-то он появился?
Этот вопрос не разрешится с точки зрения двенадцати шаговой программы. Знакомый нейрохирург объяснял это следующим образом. Есть гипофиз, он как мешок с гормонами, и он выделяет не сам по себе определенные вещества, регулирующие деятельность мозга, но от импульсов, получаемых от другого органа, который регулирует выброс веществ, а он, в свою очередь, управляется корой, определенный сбой в которой может порождать последствия в виде нарушений нейромедиаторного обмена. В кору мы заглатываем то, что формируют определенные нейронные сети, и это становится нашим мировоззрением, той самой второй сигнальной системой, о которой говорил академик Павлов.
Деятельность второй сигнальный системы, которую мы строим в коре, как раз и может разорвать связь, ставшую условным рефлексом. Человек видит игровой автомат и идет играть. Но, когда он осваивает высшие идеалы, понимает, что игра отрывает его от близких и дорогих, тогда эти положительные связи, выработанные от общения с людьми, из конструктивного опыта, делают так, что игра становится неинтересной. Как говорил один человек: «Чтобы бросить играть в жизни должно появиться то, через что ты не можешь переступить».
Западная наука отрицает наличие субъекта, того центра, который определяет построение систем, которые потом будут обеспечивать выработку дофамина и прочие процессы. На радио Град Петров у нас была беседа о депрессии. Одна из теорий депрессии тоже видит ее причину в недостатке дофамина.
Если не брать духовность и посмотреть на современную девушку. Ее задача с точки зрения биологии родить, по крайней мере у нее есть для этого все необходимые биологические инструменты. Сейчас модно говорить, что человек вправе все это отменять. Например, в восемнадцать лет у нее было десять мужчин, она курит, выпивает. Московский акушер-гинеколог Роман Гетман говорил, что по его наблюдениям, если у женщины было больше семи мужчин, она может стать бесплодной. Можно предположить, что природа дает некий запас прочности, супруг, например, может погибнуть.
Один православный автор отмечал, что женский организм настраивается на мужской. Если женщина отрывается от первого мужчины, как скотч от стола, то ко второму приклеится не настолько сильно, как к первому. Если скотч отрывать и пытаться переклеивать много раз, со временем он перестает клеиться вообще. И вот эта девушка идет не к материнству, должен ли вырабатываться у нее дофамин, чтоб подкреплять ее в таком состоянии, особенно, если она ругается с окружающими, презирает родителей и у нее наблюдается весь спектр девиантного поведения. Конечно, организм будет всеми доступными ему инструментами пытаться дать ей понять, что она идет не туда, у нее будет очень высокий уровень тревожности и, если в этом участвует дофамин, то ни капли дофамина.
У человека может быть все очень хорошо с радостью, но если он не убирается там где живет, на каком-то этапе внутренние фильтры организма начнут сигнализировать, что человек живет в грязи, что так жить неправильно. Один человек, занятый интеллектуальной работой рассказывал, что, несмотря на нехватку времени, иногда просто невозможно не убраться, когда везде пыль, ты заходишь к себе и у тебя состояние дикого дискомфорта. Ты понимаешь, что организм всеми доступными средствами свидетельствует, что дальше так жить нельзя. И уже даже против своей воли, когда хочется заняться своей любимой работой или какие-то планы на вечер, бываешь вынужден все отложить и заняться уборкой. И как только порядок наведен, приходит полное успокоение, а если бы дофамин был в порядке, то можно было жить в грязище.
Критика не убивает, а выправляет.
Примечательно, что когда одной женщине, которая сама и ее сын проходили программу АА, дал прочитать книгу Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость — не болезнь» то столкнулся со случаем паники. У женщины стали возникать негативные образы будущего, фантазии, что, дескать, сын, прочитав в книге, что зависимость не является болезнью, может выйти из программы и погибнуть.
Если человек боится правды, света, объективной информации, когда другая точка зрения вызывает у него панику, то он, получается, находится во тьме. Это похоже на сектантскую модель. В организациях подобного типа критика яростно отрицается. Конечно, не всегда люди состоят в сектантских общинах, бывает, что у человека есть проблемы с навыками коммуникации, и он достаточно остро реагирует на любую критику, «от них же первый есмь аз».
Стараюсь, конечно, бороться с этим недостатком, но нередко бывало, что, когда кто-то с критическим замечанием выступал в мой адрес, у меня возникала болезненная бурная реакция, но потом я пришел к пониманию, что такое поведение служит поводом пересмотреть само дело: может по страсти им занимаешься, может убедил себя, что оно тебе нужно. Обычно, если делаешь что-то правильное, в соответствии с духовными законами, когда тебя критикуют, то это не вызывает болезненной реакции, ты это воспринимаешь спокойно, совесть и сердце подсказывают, что ты поступаешь хорошо. А когда и сердце колеблется, и совесть смущается, и снаружи кто-то дает тебе прозрачный или не очень прозрачный намек, что ты поступаешь плохо, то стоит остановиться, иначе произойдет деморализация.
Еще я столкнулся с тем, что когда возникает полемика, сразу идет ссылка на то, что программа АА помогает, а любой критический отзыв собьет людей с толку, они из нее выйдут и погибнут.
Уже упоминал одного своего знакомого, который видел, что я выложил беседу (это были первые беседы о зависимом поведении, которые я готовил). В рамках этой беседы был один пунктик про АА. Этот знакомый позвонил и сходу стал атаковать, он спрашивал, готов ли я взять на себя ответственность за человека, который, послушав меня, выйдет из программы и погибнет. Чтоб его не смущать и не раздражать, я вырезал этот эпизод беседы, изменил название, и только после смерти этого человека я стал говорить дальше. Но возникали и другие сигналы, тогда я реагировал на то, что мне становилось известно.
Не раз слышал нечто похожее на мнение вышеупомянутой женщины, что стоит только выйти из программы, и сразу – смерть, а вина за это будет на мне. Но, если развернуть такую постановку вопроса и спросить, готов ли взять на себя ответственность человек, который меня критикует. У меня вопрос к тем, кто меня ругает со стороны АА: «Есть ли у вас стопроцентная гарантия, что критикуя материалы отца Прокопия, и убеждая людей не читать их, вы избавляет их от погибели».
Иногда я слышу, что моя книга опасна, так как в ней постулируется, что можно выйти из зависимости, а человек, поверив в это, может расслабиться, через пятнадцать лет выпить бокал вина и сорваться. Хочу сказать, что вообще нельзя вино в рот брать, нюхать даже не надо, смотреть не надо, если человек - бывший алкоголик.
У меня был опыт употребления наркотиков, я рассказывал об этом. Как-то мне сделали укол Промедола в послеоперационной, он что-то мне напомнил, но не вызвал бурю эмоций. А мой знакомый, который в прошлом был инъекционным наркоманом, сильно рассердился на медперсонал за то, что они ему сделали подобный укол без предупреждения.
Когда я рассказал о своей зависимости в прошлом одной знакомой, которая меня критиковала, она сразу стала выкручиваться, что, дескать, я не настолько успел покалечить себя наркотиками и алкоголем, чтобы последствия проявлялись много лет спустя в виде каких-то срывов. Хотя поначалу постулировала, что однозначно существует опасность возврата в аддикцию.
Утверждая, что я недостаточно погрузился в зависимость, и у меня осталась некая степень свободы, тем самым она отрицает свой первоначальный аргумент тотального слома личности.
Готовы ли те, кто критикуют меня взять на себя ответственность, когда на людях говорят, что книга отца Прокопия вредна, а кто-то по их вине не прочитает книгу и не узнает о возможности исцеления, будет дальше считать себя больным и погибнет?