-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.07.2024. |
Разговор с девушкой, которая на фоне смерти близкого и одного неудачного случая срывается и выпивает алкоголь. Она чувствует разочарование в себе.
Предыдущие части:
«Помыслы. Ч. 1. Голоса (инфернальное ли или психика), в прошлом хаотичный интим»;
«Помыслы. Ч. 2. Голоса, которые уничтожают изнутри»;
«Помыслы. Голоса (Ч. 3). Девушке, которую хотели затянуть в аномальные отношения. О секте “Нексиам” и взломе психики»;
«Помыслы. Голоса (ч. 4). Голоса, которые уничтожают изнутри»;
«Помыслы. Голоса, которые уничтожают изнутри. Ч. 5. В прошлом ПАВ и хаотичный интим».
Мы говорили с тобой, что твое заболевание может обостриться в переходные моменты, когда ты куда-то переезжаешь, идет рабочий перегруз, когда ты не выспалась. Я знаком с женщиной, у которой дочка ходила на реабилитацию и обучалась следовать принципу ГУЗО[1] (голодный, злой, одинокий, и я даже добавил слово «апатичный»).
Так вот в ней, если один из этих пунктов присутствует, то нельзя ничего предпринимать, потому что ты исходишь из измененного состояния сознания. Поэтому я сам, когда мне не взять никакой паузы или очень много посетителей летом, и ты еще не поел, и не можешь этого сделать, потому что кто-то постоянно отвлекает, то начинается такая раздражительность, что сбиваются умственные настройки, начинает казаться, что все вокруг неправильно и нигде нет порядка.
Но я понимаю, что эти мысли являются следствием потери внутреннего равновесия, что в них сейчас нельзя входить, а надо этот момент как-то перетерпеть. Потому что если начнешь в этом состоянии метаться, то внутренняя разбалансировка только усилится, а потом еще придется переживать за то, что ты кому-то гадостей наговорил. Поэтому в такие минуты я стараюсь перетерпеть и остаться хотя бы на уровне вежливости.
Бывает на исповеди людей много, и ты устаешь, а когда устаешь, любить людей не получается, появляется раздражительность. Я понимаю, что все это мои страсти, поэтому задавал вопрос духовнику, как быть в эти моменты, потому что ты же не можешь из себя выдавливать улыбки. И духовник мне дал совет оставаться в рамках вежливости. Просто поприветствовать человека, выслушать, попрощаться. Даже если ты не сможешь человека обнять и утешить, но хотя бы ты не скажешь ему ничего обидного, и это тоже большое достижение.
Ведь Бог тоже как-то регулирует действительность. Преподобные отцы, основавшие обители, сами утешат такого человека, если он приехал на Соловки. Особенно ощущаются эти мысли, когда я не выспался, сразу чувствуется, что-то здесь не чисто.
Приведу пример из одного из лучших, наверное, русских фильмов «Паспорт». В нем грузин провожал человека и, чтобы купить две бутылки шампанского в дьюти фри, он зашел за ограждение, а когда ему нужно было вернуться обратно, ему сказали, что без решения начальника аэропорта его обратно не пустят. А начальник как раз садился в самолет. И, пока герой бежал брать разрешение, самолет взлетел. Так он оказывается в израильской тюрьме, тюрьме арабской и возвращается уже только глубоко седым. Вывезти из Израиля ему помог русский разведчик, которого играет Джигарханян. И у него профдеформация.
И вот они едят в каком-то кафе, и тот говорит: «Что-то мне этот гусь не нравится», – и подошел и «выключил» повара. И всех, кого он «выключал», всех заталкивал в фургон. И вот с этой фразой он очень прилично народа в этот фургон набил. И у меня то же самое, когда я не высплюсь, и духовник говорит о том, что нужно обязательно высыпаться.
У Ефрема Сирина есть очень красивая молитва, которая называется «Слезные моления» на каждый день недели. И раньше, когда возникала сильная раздражительность, я читал. Они достаточно длинные, но их чтение настраивает на покаяние и выводит из этих состояний. И в том числе он писал, что ночью упражняется во бдении, а днем борется с раздражительностью. Т.е. то, что ты упражнялся во бдении, тебе помогает, но днем все же начинают приходить нелепые мысли.
А вот мысль простая имеет определенную протяженность. Например, в нормальном состоянии приходит мысль, что нужно взять электронную книжку и прочитать двенадцать псалмов, потому что тяжело. А в измененном состоянии эта мысль звучит иначе: «Мне нужно взять книжку. Так, кто ее поцарапал. Нужно прочитать двенадцать псалмов, потому что так сказал духовник, а он вообще все время надо мной издевается, знает, что у меня мало времени, а все-таки дал мне читать это правило. И вообще я сейчас опоздаю на работу, а если так, то у меня не будет денег, и я умру с голоду». И у этого нет конца. И, если пойти за мыслью, у которой нет конца, ты конца не сыщешь, но по дороге потеряешься и потому будешь с больной головой раздражаться, с кем-то ругаться. Поэтому эпоха перемен для нас с тобой – это время наибольшей бдительности, особенно в моменты, когда ты голодный, злой, одинокий, апатичный, а еще выпила просекко на встрече с подругами.
Как-то мне рассказывала бабушка историю про племянника, который далеко учился в каком-то военном заведении для подростков. Тогда еще не было Яндекс.Такси, не было навигаторов, а она надела шубу какую-то. Сама говорит: «Вырядилась, дура». И ловит такси от племянника до города. А таксист видит бабку в шубе и решает, что надо зарядить цену, ну и зарядил. Пришлось раскошеливаться. Так же и ты, выпила, значит, придется немножко потерпеть.
Иногда я могу выпить иногда бокал вина, но стараюсь этого не делать. Потому что выпьешь – мысли могут какие-то приходить. Мне понравился пример в книжке про зависимость. Грузин говорит: «У вас, у русских, вино невеселое». Его спросили, что это значит, и он ответил, что в Грузии вино пьют, когда свадьба, какое-то хорошее событие, и тогда алкоголь это может даже подчеркнуть. А если человек находится в состоянии апатии, то подчеркивается именно это состояние.
Поэтому ты запоминай все, что тебя выводит из равновесия и делай выводы. Абсолютно нормально взять бокал шампанского, чокнуться, а дальше пить сок. Даже совсем необязательно делать глоток. Есть, конечно, люди, которые говорят: «Пей до дна», – но таким образом они скорее это оправдывают. Не знаю, наседают ли сейчас. Но самое главное, что, чокнувшись, ты от коллектива не отделяешься, а пьешь ты или не пьешь, это уже неважно. Тем более люди взрослые и понимают, что у каждого есть свои причины, а что это за причины ты не обязана рассказывать.
И самое главное, что веселье дает, во-первых, живость характера, во-вторых, искренность. Если ты не держишь ни на кого зла, жизнь тебя будет радовать. И еда будет вкусная, и питие сладкое. Конечно, когда начинается злоба, вместе с этим пятном на совести, пропадает и чувствительность ко всему и хочется это как-то все вернуть алкоголем.
Дело не только в том, что это происходит, когда мамы нет дома, здесь в целом тебе нужно потихоньку вырабатывать какие-то навыки. Мы уже говорили, что с точки зрения современной аддиктологии[2], мишенью борьбы с зависимостью является не сам алкоголь, а внутренний механизм аддиктивной личности. Потому что если человек борется только с алкоголем, то он вроде научился не пить, но все равно в жизни происходят какие-то ситуации, неудачи, одиночество, а он взгляд никакой не выработал, он всю жизнь боролся с тем, чтобы только рюмки в его жизни не было.
И получается, что он не знает, как реагировать на сложную ситуацию, и поэтому формируется труднопереносимое состояние, состояние подавленности, которое хочется заглушить, а как сделать это, кроме как алкоголем, человек не знает. И вроде он всю жизнь ратовал за трезвый образ жизни, а потом напивается, как будто не было всех его речей за трезвость. Это значит, что в человеке не были выработаны здоровые взгляды. Поэтому антиалкогольная риторика может быть опасна, потому что нацелена не на достижение чего-то лучшего, а на борьбу с алкоголем.
В романе Дж. Оруэлла «1984» рассказывается про героиню, которая состоит в антисексуальной лиге, но сама вступает в связь с главным героем Уинстоном. И возникает ощущение, что человек, который громко кричит о своей неприязни к чему-то, на самом деле далеко от этого не ушел, потому что кричит именно потому, что это в нем живо. И это распространяется не только на алкоголь, это скорее принцип «на воре шапка горит».
Могу здесь привести в пример слова моего знакомого, которому я задал вопрос о высказывании одного современного блогера, который считает, что женщины – это что-то низшее, и пропагандирует идею, что мужчины – создания высшего уровня, а быть мужчиной значит качаться, драться, повышать тестостерон. Он уверен, что повышение тестостерона в свою очередь повышает уровень iq.
Бесспорно, мужчине этот гармон необходим, но такая абсолютизация характерна сектантскому мышлению. В одном из своих роликов он говорит о том, что мужчина должен учиться постоянно достигать. Он рассказывает, что, перед тем, как выйти на ринг, он сбрасывает с себя все покровы человечности, медитируя по четыре часа и представляя, что либо побеждает, либо умирает. Он выходит на ринг убивать. Он смеется над выражением русских «С нами Бог», потому что, по его мнению, настоящий мужчина должен верить только в себя. Однако найти его послужной список в боях не удалось, есть информация только об одном поражении, и проиграл он тогда русскому.
Так вот я описал его концепцию своему знакомому, который с четырех лет занимается смешанными боями. В какой-то момент его мама запретила ему выступать, потому что его тренировали, как машину для убийства. Он говорит, что в случае экстремальной ситуации, он был натренирован сломать человека. Почему опасна такая тактика, когда человек все силы пускает на одну цель? Например, идут какие-то отборочные юношеские соревнования, а тут человек настроился, что или поражение, или смерть. Как это связано с темой алкоголя?
Часто люди не строят какого-то положительного образа жизни, не задумываются, для чего живут, куда движутся, а все силы направляют на то, чтобы только не выпить, и стимулируют себя речовками: «Нет алкоголю! Алкоголь – зло»! И вдруг ты выпил. Получается, что ты был на высоте антиалкогольного движения в своих глазах, имел какие-то регалии, три года трезвости, медали, значки, грамоты, и вдруг ты обнуляешься.
Происходит психологическая метаморфоза: неразумное отношение к идее трезвости приводит к тому, что он неадекватно воспринимает свое падение. Он почему-то считает, что он обнулился как личность, как личность перестал существовать, раз он так подло взял и выпил. Значит, он снова болен, он снова алкоголик и падшее существо.
Так же и в примере с боем, когда человек настроился выиграть, выйти и убить или быть убитым, а он проиграл. И для него это может восприниматься как полная катастрофа, и последствия могут быть непредсказуемы, хотя это может быть самый обычный юношеский отборочный турнир, который для бойца не имеет почти никакого значения. Конечно, все имеет цену, но ты встаешь и идешь тренироваться дальше. А если ты так зациклен на победе, то у человека может быть поломано все.
Один известный пианист, который на одном из международных конкурсов занял второе место. Прошел слух, что первое место было присуждено несправедливо, но мы не знаем, может быть это и неверно. Суть в том, что у этого пианиста случился паралич, он перестал играть. Мы не знаем истинной причины, но такое может быть, если человек все сфокусировал только на одной цели, но так случилось, что он ее не достиг.
Недавно был молебен о болящих, и мы обсуждали книгу Давида Фонкиноса «Номер два. Роман о человеке, который не стал Гарри Поттером». Человек все сфокусировал на Гарри Поттере, и вдруг его не взяли на эту роль. Первое название книги было примерно таким: «Как я проиграл свою жизнь». Т.е. он в жизни уже не видел никаких положительных моментов, все сфокусировалось только на теме поражения.
– Текст, подготовленный на основе слова, сказанного во время молебна: «Болезнь и ее смысл», часть 3 «Духовные болезни и путь к исцелению»;
– Подробнее в цикле бесед «Игра и неигра. Взаимопроникновение и грань».
Пункт 30.4. Погружение в фэнтезийный мир (аниме и пр.: книги, фильмы, игры…)Youtube; Rutube; Vkontakte.
Игры и их значение. Гарри Поттер и христианская интерпретация. Толкин. Влияние аниме, технологий. Воспитание рабов. Архетипы, множественные личности. Наруто. Пример свт. Николая Японского в осмыслении чужой культуры. Пример апостола Павла. Гарри Потер, книга «Номер два». Фильм «Книга Илая». История царя Давида. Стив Джобс. Альтернативные подходы в помощи другим. Травматический опыт и его преодоление. Фильм «Девочка и белый лев». Программирование мышления через медиа-произведения.
Чему тебя должен научить твой срыв? Во-первых, трезвость достигается не изоляцией от алкоголя, а формированием у человека положительных каких-то содержаний, в том числе и какого-то отношения к неудачам. У меня есть статья «Тирания мысли», лучшее, на мой взгляд, что мне удалось написать.
Первоначально она была на шесть страниц, я не задумывал ее как нечто фундаментальное, а как сообщение. Собирался дописать ее и пойти пить чай. Но перед тем как уйти я решил сразу навести порядок в папках в компьютере, перенести статью и еще почистить корзину. После этого я понял, что никогда не буду чистить ее спонтанно, только когда я буду полностью спокоен, потому что в мирном состоянии, если у тебя есть сигнал тревожный, ты его сможешь уловить. Но, придя после чая, я статьи не обнаружил. Сейчас я понимаю, что просто забыл ее вставить, что надо было созвониться с тем, кто разбирается и как-то достать ее из буфера обмена, но тогда я этого не знал. И я помню, что я открываю папку, куда я должен был эту работу вставить, и понимаю, что ее там нет, понимаю, что исходник удален.
И тут я понял алкоголиков, которым хочется напиться, потому что я работал, у меня было вдохновение, и все это пошло насмарку. С другой стороны, я понимал, что напиться – это не вариант. А единственный вариант – это, пока я не забыл ход мыслей, быстро восстановить его. Смысл в том, что пока я ее восстанавливал, я увидел ошибочные какие-то идеи. Я был в состоянии ажиотажа, и мне хотелось быстро ее доделать, а оказалось, что какие-то идеи я не разработал, не оформил, что-то оказалось написано на скорую руку. И когда ты второй раз пошел по этому пути, где-то ты нужные нашел примеры, мысли какие-то несовершенные развернул и выправил.
В итоге статья выросла в разы, потому что вложился. И попущение Божие, которое мне казалось неудачей, на самом деле было чем-то нужным, потому что помогло этим идеям раскрыться. Поэтому если ты каталась на сапах и уронила телефон, на будущее телефон нужно убирать не в карман, а в специальную сумочку. И единственный разумный вариант, когда мы имеем какую-то неудачу, которая нас призывает напиться, это принести покаяние перед Богом и сделать выводы на будущее.
Однажды я испытал желание крепко выпить. Мне посоветовали редактировать свои беседы в одной программе, где можно синхронизировать видео и аудио. Мне показалось это сложным, не захотел вникать. И долгое время я записывал беседы с телефона, он резал файлы на отрезки по 40 минут, я их в одной программе состыковывал, не утруждая себя синхронизацией с аудио. Но через пару лет я обнаружил, что мой телефон записывает не все. Тогда я понял, что два года я собирал материал, а в него могло что-то не войти. И эта мысль меня жгла невыносимо. Это прошло только после того, как я признался себе в своей вине, что никто не виноват в том, что я просто проигнорировал совет человека, и покаялся перед Богом, что предупреждению этому не последовал. А на будущее принял решение прислушиваться к тому, что мне говорят, а не следовать по пути своей лени. И тогда я успокоился, вложил ситуацию в руки Божии. Хочется надеяться, что все, что удалилось, не было ключевым.
Один мыслитель говорил, что без Бога покаяние невозможно. Понятно, что это мысль религиозная, но он говорил это применительно к государственному устройству, в котором есть некий элемент обнуления ошибок, когда люди тревожны, но покаяться можно только перед Богом. И даже если одна часть общества каяться перед другой, то это все равно не работает, общество не очищается от груза, который был накоплен.
И вот сейчас ты увидела, насколько слабы все лозунги за трезвость, потому что ты попадаешь в форсмажорную ситуацию, в которой ты не знаешь, как себя вести, а у тебя нового взгляда на жизнь не выработано, и ты срываешься. И так как тебя накачивают идеей, что недопустима ни капля спиртного, то получается, что твоя жизнь обесценивается вся. Конечно, тут тоже есть другая сторона.
Один человек, прошедший позднее реабилитацию в программе «НеНорма», изначально он попал в программу «12 шагов». На первой встрече он услышал, что срыв – это нормально, что срывы тоже бывают, и его наркоманское мышление так интерпретировала эту мысль, что он пошел и сорвался.
В отношении подхода к реабилитации зависимых «НеНорма» можно сказать, что некоторые проблемы в данном учении имеются. Есть и конструктив, но есть и спорные моменты. Некоторые мысли, высказанные упомянутым молодым человек, мысли его мамы, а также – комментарии к ним приводятся в части 3.6 текста «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)», в главе «История 6.3. “Мы обратились в организацию Ненорма”».
В этом же тексте, в части 3.5 в разделе 8 описывается реализуемый Семейным Клубом Трезвости подход к реабилитации зависимых. В главе «8.1. История развития трезвеннического движения в России» приводятся размышления по поводу обета, который дается с целью воздержания от алкоголя. Размышления сопровождаются комментарием насчет того, что дача обета возможна, если зависимый имеет возможность обращаться за помощью, советом. В ином случае ситуация может быть проблематичной, так как даже при наличии желания бросить пить сформированные навыки толкающие к алкоголю просто так за один день не растворятся.
Помня о том, что для преодоление данных навыков требуется время, мы можем помнить, что и абсолютизировать трезвость тоже опасно. Срывы действительно бывают. Это не нормально, но, как говорил Игнатий Брянчанинов: отдай долг страстям. Не то, что греши сознательно, а помни, что страсти формировались не один год, и за короткий срок не получится переделать всю полноту своей жизни, себя как личность, которая включает и нервно-психическую сферу. Всю эту полноту не получится переделать сразу. Естественно, что будут страсти восставать. В десятой молитве Божьей Матери есть такие слова: «Избавь меня от предприятий». Предприятия – это когда вдруг в тебе возникает такая страшная тяга ко всему греховному, что тебя раньше привлекало, как в житии Марии Египетской сказано. И как будто не было этих нескольких лет нормальной жизни.
Святые отцы говорят, что все-таки страсти действуют в человеке, и не надо смущаться. Т.е. надо не потакать им, а дальше спокойно, с Божьей помощью продолжать с ними борьбу. И если уж ты упал, то уподобиться бегуну, который споткнулся на дистанции, но ему некогда сидеть и печалиться, а надо вскочить и побежать дальше. А если человек гипертрофированно воспринимает свою неудачу, то в беседах часто упоминаю, что это отчаяние гордых. Человек сформировал какой-то идеализированный образ себя, но тут столкнулся с реальностью и на самом деле узнал просто правду о себе.
Как-то к нам приехал человек в монастырь, он такой восторженный, (может быть сказалось то, что у него не было отца, он с пятнадцати лет начал работать, ушел из дома, состоял в секте, избивал женщин) быстро загорается, и вот вроде тут для него открылась новая жизнь, но устойчивость еще не сложилась. Если у него все хорошо сложилось днем, он сияет, но какая-то мельчайшая неудача, он весь поникает. И он сокрушался, что у него была такая молитва, пока не стали съезжаться туристы, из-за которых все разрушилось. На что ему ответил, что это были фантазии о себе, что он жил весь во внешнем, а сейчас видит, какой он на самом деле. Внешне день прошел спокойно, и ему хорошо, во внешней жизни случилась какая-то неудача – он весь поник. А ему надо вырабатывать устроение, при котором неважно, удачный был день или неудачный, все равно будет какая-то внутренняя устойчивость.
Даже слышал такое мнение, что отличить профессионала от дилетанта, например, в пении, можно по тому, насколько ему важны внешние факторы – самочувствие, влажность воздуха и проч. Профессионал споет независимо от них. В духовной жизни тоже есть дни, когда мы лучше себя чувствуем, хуже, но, когда духовное ядро сформировалось, минимальный уровень устойчивости имеется.
Поэтому удаление от подружек и прочего может быть привлекательной идеей, решит проблему соблазна алкоголем разом, но, удалившись, мы можем увидеть, что не научились жить в одиночестве. И дальше поводом выпить может стать это самое одиночество. Конечно, где-то нужно рассуждение, если в нашем окружении есть человек, который нас разлагает нравственно и подталкивает нас к употреблению, то, возможно, с ним лучше разомкнуть отношения. Но если люди нас явно ко злу не толкают, и с ними можно по-другому время проводить, и это уже просто вопрос договоренностей, выработки какой-то иной культуры общения, то с ними можно и не пить.
Уже говорил, что избавиться от осуждения можно тогда, когда читаешь. Ведь если оба человека хотят поговорить, но ничего не читают, то они начнут обсуждать какую-то повестку современную или чьи-то недостатки. Так же и про алкоголь. Если у людей есть какая-то культура, то они могут за столом отлично провести время, что-то интересное друг для друга обсуждая. Если уровня культурного нет, и люди работают на одной работе, то ничего нового они друг другу не скажут, тогда получается маскировка низкого уровня культуры за счет бутылок, и отсутствие общих тем для разговора маскируется тостами. Таким образом, совместное общение заменяется совместным распитием и поеданием, и общаемся мы не друг с другом, а с бутылками и едой. И эта внутренняя пустота очень удобно маскируется в барах и ресторанах. Конечно, не все имеют эту смысловую нищету, иногда близкие друг другу люди собираются вместе что-то отпраздновать, пообщаться.
Поэтому то, что ты сорвалась, должно тебя научить выводам в отношении себя, а не обесценить всю твою деятельность. Поэтому рассмотри эту ситуацию от и до, как это все произошло, всю цепочку мыслей, которая на каком-то этапе могла быть разорвана. Как-то раз у меня сестра возвращалась домой, и бабушка сказала ей надеть шапку, чем сестра была очень недовольна, потому что идти без шапки считалось модным. И разозлило ее то, что она заметила закономерность: если ее не предупреждали, то ничего не происходило, когда же ей говорили, что шапку необходимо надеть, а она этого не делала, то обязательно заболевала. То есть в первом случае какого-то греха нет, а во втором, когда ты получил добрый совет, но ты его отбросил, проявилась твоя позиция.
Так и в твоем случае, цепочка начинается с решения взять телефон на водную прогулку на сапборде, почему? Возможно, потому что проявилась зависимость от телефона. Ты могла этот сигнал перехватить, но там не перехватила, здесь не перехватила, и так все по спирали усугублялось и дошло до выпивки. Поэтому надо все это разобрать для себя, попросить прощения у Бога, исповедоваться, когда будешь причащаться, но не делать из этого трагедию.
Авва Дорофей говорит: Ибо чему удивляется страстный, когда его тревожит страсть? Зачем смущается? Ты образовал её, имеешь её в себе и смущаешься? Поэтому вместо того, чтобы смущаться, ты лучше смиряйся, проси у Бога прощения действия страстей и совершай разумные шаги к их искоренению.
Основной упор должен быть сделан не на изоляцию от одного алкоголя, а на выработку каких-то положительных содержаний жизни, положительных навыков, которые тебе помогут на плаву удержаться, если что-то произойдет.
К вопросу о стыде. Стыд – это великая сила, которая удерживает нас от греха. Женский стыд удерживает женщину от разврата. Но бывает стыд ложный. Так человек может что-то совершить и не хочет исповедоваться, потому что стыдно. Но исповедь может человека исцелить, а он к одному злу прилагает второе. Или, например, он что-то набедокурил дома, ему стыдно смотреть в глаза близким, он начинает избегать их. Вместо того чтобы помириться с ними, попросить прощения, сделать что-то противоположное совершенному злу, он еще и усугубляет ситуацию. Так Жан-Клод Ларше в своей книге «Исцеление духовных болезней» говорит, что если не развивать душевное качество в соответствии первоначальному замыслу, то формируется страсть, духовная болезнь. Поэтому стыд нас должен удерживать от греха, а не усугублять грех.
[1] ГУЗО или от англ. HALT – это аббревиатура из четырех английских слов: Hungry, Angry, Lonely, Tired (Голодный, Злой, Одинокий, Усталый). Иными словами, именно голод, злость, одиночество и усталость – это самые распространенные триггеры, вынуждающие нас возвращаться к вредным привычкам.
[2] Аддиктология – наука об аддиктивном поведении (зависимом).