Выбор жизненного пути. Женщине, смутившейся от того, что кроме монашества и брака нет третьего пути
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.12.2014.



Многогранность Божественной жизни. Украшение своего внутреннего мира драгоценными мыслями святых отцов. Господь вразумляет человека, который хочет исполнить волю Божию.

     Ты говоришь,  что читая книгу старца Паисия «Семейная жизнь», смутилась, прочитав о том, что  старец Паисий указывает только два пути  для человека: брак и монашество. Ты спрашиваешь:  «Неужели нет никакого  третьего пути? Неужели женщине, потерявшей своего мужа, нужно идти в монастырь?» Отвечая на этот вопрос, скажу тебе, что сущность Бога беспредельна и непостижима.  Представь,  что ты смотришь на камень, который имеет сотни тысяч граней.  Ты видишь перед собой только часть  этого камня,  многие грани ты не видишь. По мысли одного из отцов, некоторые  святые наиболее восхищались  тем,  что Бог справедлив, кого-то трогало то, что Бог милосерд. Люди описывают те грани Божественной жизни, которые были  им открыты. Подобно пчеле, из творений  этих святых отцов нужно собирать то, что им было открыто. Нужно собирать их драгоценные мысли, и ими украшать свой внутренний  мир.

     В Библии сказано, что Адам должен был возделывать сад. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что  ”трудно  в нашем состоянии и падении понять с отчетливостью, в чем состояло  возделывание и хранение Рая; но никак не должно понимать этих слов  в плотском смысле, как бы  о возделывании  и хранении сада для его украшения  и очищения от недостатков. <…>  Обильно и красноречиво вещает  о Боге  и проповедует  Бога Рай сладости. Во внимании этой проповеди, в изучении Бога, состояло главное делание Рая <…> ” (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетитеческие опыты.  Том 1. Слово о человеке. Введение в Рай и совершенство первозданных).

     Святитель Игнатий Брянчанинов  считал, что Адам должен был возделывать свой внутренний мир, и ты обогащай свой внутренний мир драгоценными содержаниями. Люди, не возделывающие свой внутренний мир, часто не интересны для других. Например, некоторые девушки думают о себе высоко в связи с тем, что они имеют хорошие  данные. Думая о себе высоко, они не заботятся о том,  чтобы их душа была прекрасна. Если же их душа  пуста, а ум не развит,  то молодые люди будут презрительно отзываться о таких девушках.   Возможно,  на такой девушке не будет жениться тот, кто хочет создать крепкую,  счастливую семью. Напротив, если девушка наполняет свой внутренний мир прекрасными содержаниями,  то она всегда будет интересна другим. Ведь есть же такие люди, с которыми всегда интересно. Прямо отдыхаешь, находясь рядом с таким человеком!

     Старец Паисий показал тебе две грани. В писаниях другого отца ты найдешь новые грани. Могу подсказать тебе то место, где ты можешь их найти. Епископу  Пантелеимону  принадлежит статья под названием «Одиночество».  В этой статье  есть слова, что директором одного детского дома была одинокая женщина.  И если бы у нее был муж,  то возможно, не было бы детского дома, потому что все держалось на ней. Бывает так,  что Господь не дает жениха.  Епископ Пантелеимон спрашивает: «В чем причина этого?  Может быть, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга, а может быть, мой путь иной  и Господь меня зовет к какому-то другому подвигу, более высокому? Возможно, нужна другим людям, а не одному только человеку: жениху, а тем  же самым детям?» Ответ епископа Пантелеимона могу предложить в качестве третьего пути.  Могу рассказать тебе и еще об одном пути,  не знаю, какой  номер  ему присвоить, но суть его такова:  старец  Паисий рассказывал, что одна девушка не знала, какой путь ей избрать. Она не знала, выйти ли ей замуж или стать ей монахиней.  Так сложилось,  что она все-таки вышла замуж.  Она вышла замуж за моряка. Шесть месяцев он был дома, а шесть месяцев он находился в плавании.  Эта женщина посетила старца Паисия  и сказала, что она переживает  по причине того, что ее муж шесть месяцев отсутствует дома. На это старец Паисий сказал ей, что ей не стоит жаловаться.  Ей хотелось  вступить и на путь  монашества, и на путь семейной жизни. Вот Господь и дал и первое, и второе, то есть половину года эта женщина жила, как монахиня, а половину года  жила, как семейная женщина. Возможно, чтение книг, духовный опыт откроет тебе еще какие-то грани. Сказав о  третьем и о перво-втором пути,  пока остановимся.

     Преподобный  Авва Дорофей говорил, что Господь вразумляет того человека, который хочет исполнить волю Божию. Если ты будешь искать волю Божию, то Господь тебя вразумит. Может быть, в твоей жизни произойдет то, что ты выйдешь замуж и потеряешь мужа. Возможно, оставшись незамужней, ты не захочешь принимать монашество. Что бы не случилось в твоей жизни, если ты захочешь исполнить волю Божию, то Господь  путями,  какими Он сам знает,  вразумит тебя.