-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 17.10.2024. |
Бывает, что возникает такая тупиковая ситуация, когда люди вместе живут, но как складывается впечатление, утратили созидательным импульс. Люди, оказавшиеся в таком положении, как говорил академик Ухтомский, на коротких рефлексах что-то пытаются предпринять. Но это отдельные шаги, они мало к чему приводят.
Данный ответ согласуется с мыслями, изложенными в статье «Сепарироваться или возрасти во Христе: в чём разница?»
Хотя мы не воспринимаем другого человека как врага, но здесь можно привести такую аналогию: когда маленькая армия, уже разбитая, пытается против более сильного противника что-то предпринять, какую-то отдельную смелую вылазку, но эта вылазка мало что меняет. Понятно, эта аналогия не очень уместна, но она показывает, что ситуация может только ухудшиться. И это не значит, что вылазка не нужна, а значит, что принцип другой. Надо создавать тыловое обеспечение, курсы офицерские, повышать квалификацию, развивать технологии, партизанское движение создавать. Только тогда как совокупный результат развития по многим направлениям может возникнуть какой-то серьезный успех на фронте. Тот же принцип мы видим в отношении жизни. Человек, забывая о том, что необходимо развиваться всеми сторонами личности, пытается на уровне, на котором сейчас находится, дергаться, но в итоге ничего не получается.
Но это такой парадоксальный, конечно, ответ. Можно так сказать: решишь вопрос не ты сегодняшний, а ты, каким можешь стать в будущем, если будешь развиваться в открытом ключе.
Начать могу с рассказа об одной своей знакомой. Речь о тяжелом случае, где, наверное, я бессилен, потому что бывают ситуации, когда человек попадает в какую-то яму, и только Промысел Божий может вырвать из нее человека, послав ему навстречу не только духовно опытного человека, но, может быть, и хорошего врача. А может, даже – жизненную катастрофу, которая тебя заставит встряхнуться, которая тебя оставит на грани выживания, и ты будешь вынужден думать о куске хлеба. Тогда, возможно, включатся какие-то защитные силы организма, инстинкт выживания, и, может быть, человек что-то пересмотрит.
Так бывает в случае с игроманами. Это некая гипотеза, так как у меня нет выборки для точного утверждения. Был случай с моей знакомой, где я был бессилен, возможно, можно было бы даже говорить о какой-то психиатрии, потому что ей казалось, что кто-то взламывал ее электронную почту и писал мне. Было очевидно, что письмо написано ей, но она утверждает, что это не так. Теоретически, если злоумышленник взломал почту, он, может быть, денег просил или писал бы какие-то гадости. Зачем злоумышленнику писать стандартные какие-то короткие сообщения? У нее был муж и, по ее словам, он был игроман, психопат.
Они обратились в клинику. Знакомую консультировала женщина. По поводу методики, которой она придерживалась, были определенные (стандартная американизированная методика полюбить себя, а когда у тебя тяжелые эмоции, съесть конфетку, делать то, что ты любишь, заняться хобби).
С точки зрения врача, который говорил с обоими супругами, муж ее не являлся прямым психопатом (хотя, может быть, это было не совсем так). То есть она, повторюсь, по мнению врача, недополучая какое-то внимание, испытывая нехватку стимуляции, начинала мужа дергать и, когда она его допекала, получала взбучку, а после этого у нее была уже готовая позиция жертвы, которая подвергается преследованиям. Но, может быть, все в действительности было совершенно не так. После между нами состоялся разговор, в рамках которого выяснилось, что она не работает, по ее словам, она находится в инвалидизированном состоянии, плачет, пытается понять своего мужа, но понять не может.
О чем же мы с ней говорили? Что необходимо расширять зону какой-то свободы. Свободы не в западном ключе, не в западном смысле. Мне как-то довелось готовить материалы о концепции сепарации, созависимости, где эта концепция подвергалась сомнению. Можно сказать, что эти она скорее естественна для людей другого менталитета. Там, где эти концепции родились, люди атомизированы. Поэтому, если люди уже вступили в брак в таком атомизированном состоянии и рассматривают брак как партнерство, конечно, когда у кого-то из них возникают проблемы, то для них абсолютно естественно просто взять и отрезать себя от этого как бы проблемного сегмента. В этом обществе нормальным считается сепарировать и отправить в самостоятельное плавание выросших детей. Соответственно, дети, когда родители «подрастают», тоже отправляют их в самостоятельное плавание в дом престарелых. И это не считается чем-то зазорным.
У нас все-таки совершенно другой подход. Конечно, у нас есть тоже некие перекосы, например, когда ребенку 40 лет, он игроман, не работает. И в таком инфантильном состоянии проводятся дни и ночи, а родители обеспечивают ему возможность продолжать. Но если не брать такие крайние случаи, то для нашего менталитета более характерно деятельное сохранение отношений между людьми. Хотя, конечно, сейчас наш менталитет ломается. Хотим мы того или не хотим, все-таки наш менталитет, наша система восприятия все-таки основана на религии. Когда люди вообще отказываются от религии уже в последних своих проявлениях, т.е. не когда человек не знает, кто такой Христос, но хотя бы крестик носит и яйца на Пасху красит или хотя бы покупает крашеные яйца, даже не зная, что такое Пасха, что такое воскресенье Христово. А когда и это исчезает, то, конечно, исчезает и необходимость найти обоснования самой возможности построения совместной жизни с кем-то. И поэтому этот уклад разрушается.
Сейчас люди все более-более становятся одинокими, круг общения ограничивается только самыми какими-то близкими или старыми друзьями, люди перестали знакомиться друг с другом. Потому что совместное бытие требует все-таки какой-то картины мира, которую мы включаем не только в себя, но и в других людей. Вот такая картина мира дается православием.
Я говорю православием, потому что христианство уже стал слишком размытым термином, и некоторые христианские деноминации уже далеко отошли от Евангелия, потому. В их случае то, что раньше являлось частями христианского мира, уже очень слабо напоминает вообще об учении Христа. И мы понимаем, что все мы братья и сестры во Христе и «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). То есть все, что мы делаем другому человеку, все это относится к Богу. А если этого обоснования нет, тогда теряется смысл построения совместного бытия.
На севере, конечно, такой смысл есть. Пусть хотя бы он обусловлен выживанием. Не поможешь ты — не помогут тебе, а в одиночку ты не выживешь. Ты же не можешь, например, иметь все инструменты, поэтому если тебе что-то понадобится, придется к кому-то обратиться, но если ты отказывал людям в помощи, то и они откажут тебе в ответ.
Теперь вернемся к теме свободы. Свобода понимаема не в ключе западного менталитета как пресечение связи с тем, что тебя угнетает. На пространстве западного мира есть такой вариант, что, когда человек неконтролируемо объедается, ему назначаются препараты, которые подавляют отдел мозга, ответственный за чувство голода. Все-таки в православном ключе человек нацеливается на пересмотр в своей жизни.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что страсти преодолеваются даже не какими-то размышлениями, а когда мы напитываемся благом, досточудными помышлениями, когда мы изумляемся красоте мира, когда Господь нам дает пережить какие-то минуты, которые ничем не спутать. Твоя душа настолько этим напитывается, что тебя не тянет вдаваться в страсти. Он объяснял, что «снедь нищих гнусна богатым».
См. подробнее главу «О забывании наркоманической эмоции» из текста «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения», часть 3 «Обращение к полноте и доминанта на лицо другого».
И если раньше тебе нравилось запереться дома и грызть чипсы под просмотр сериалов, то теперь, когда у тебя появилась новая жизнь, тебя больше не привлекает такое времяпрепровождение. Или вот такой пример: один человек рассказывал, что в детские годы случилась большая трагедия – угнали велосипед.
«Я учился в школе, – говорил он, – в то время, когда был дефицит всего и купить что-то было очень трудно. И тут мне подарили на день рождения велосипед. Я на радостях, что теперь у меня есть велосипед, везде на нем катался. Но у меня буквально, кажется, на следующий день его украли. Я пошел в кинотеатр и оставил велосипед у входа и после выхода из кинотеатра велосипеда не обрел. Потом, когда пришел ко Христу, я уже понял смысл этой ситуации. Всегда, когда появлялась вещь, к которой я прикипал, я ее или терял, или она ломалась. Позже я же понял, что, видимо, Господь меня так готовил к тому, что сердце не должно принадлежать материальному, что оно должно быть свободным для Бога. А тогда для меня велосипед был не только средством передвижения, а еще и возможностью попасть в компанию, куда-то поехать вместе с кем-то. Это был определенный стиль жизни. И мечты, что я буду кататься с кем-то, рухнули. Тогда это была большая печаль, как мне вспоминается, но сейчас у меня не возникает желания при воспоминании об этом событии погрузиться вновь в ее проживание. Сейчас другая жизнь. Я, во-первых, не катаюсь на велосипеде. Во-вторых, какие-то другие интересы появились в жизни. Вообще, все – другое, и я уже не тот. И, если у меня будет свободное время, я не буду его тратить так, как тратил раньше».
И поэтому свобода в каком-то смысле может пониматься и через метафору насыщения. Через насыщение благом ты отрываешься от того, что тебя тянуло вниз. Отсюда слова «расширять зону свободы» значат не разрыв контакта, как сейчас говорят, с токсичными людьми, а обращение к тому, что способно тебя напитать. И тогда уже многое в жизни начинает перестраиваться само собой. И эту зону свободы надо расширять.
Я спросил женщину, о которой шла речь ранее, работает ли она, она сказала, что не работает, что не может, потому что ей тяжело. Я сказал, что надо привыкать, тогда надо начать, например, хотя бы гулять полчаса в день. Когда организм привыкнет, увеличить нагрузку, гулять час в день, потом полтора часа. Может быть, потом «моторчик» заработает, и она сможет устроиться на полставки.
Следующий момент, если так можно сказать, касался ее грубых реакций. Когда человек читает что-то, когда у него есть какой-то жизненный опыт, есть зона свободы, основанная на приобщении к благу, то, если ему скажут какое-то обидное слово, он, может быть, вспыхнет гневом, но будет понимать, что у него есть разные варианты реагирования. Он, конечно, может накричать, но может и улыбнуться, и приобнять обидчика, сказать ласковое слово, и обидчик успокоится. Или мы понимаем, что человек в состоянии большого горя, в состоянии аффекта, действительно сейчас не может себя сдерживать. Нужно с пониманием к этому отнестись. Это показывает, что мы способны к палитре реакции.
А если человек ничего не читает, он даже может и не знать, что человек в состоянии горя способен на неадекватные поступки. Здесь не надо обижаться, нужно воспринимать это как данность. Но реагировать творчески не всегда получается, если человек не развивается, не читает.
Однако не хочу ограничить развитие чтением. Это не одно чтение. Но для простоты представим, что это как будто одно чтение. Без развития действие по принципу палитры реагирования становится невозможным, и человек реагирует, идя по низшему уровню, например, криком.
Вспоминается один из опытов Академика Павлова. У одной из собак был разрушен кожный анализатор, то есть отдел мозга, ответственный за обработку сигналов, поступающих от кожи. И как бы собаку не гладили, она могла только рычать, потому что она не могла дифференцировать качество сигналов, поступающих через ее кожу. Животное не понимало, угрожающий это сигнал или нет, оно могло реагировать только низшими своими отделами, инстинктивными. Подобным образом можно сказать, что и человек, который не развивается, начинает со временем на любые происшествия реагировать ворчанием или раздраженным гневом.
Так вот эта женщина говорила, что она хочет разобраться в поведении своего мужа, но, если она ничего не читает, если она только находится дома, не работает, находится в подавленном состоянии, как она сможет понять логику мужа, который находится в измененном состоянии состояния сознания? Иногда и не надо пытаться понять логику других людей.
Как-то довелось спрашивать одного духовника насчет Ставрогина, персонажа романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Ставрогин говорил о себе, что все подлое, мерзкое, унизительное порождало в нем чувство невероятного наслаждения. И духовник ответил, что это и хорошо, что ты не понимаешь этого состояния. Если бы ты понимал это состояние, значит, ты к нему был бы приобщен, а для нас это катастрофа. Потому что есть люди, которые находятся в состоянии охваченности инфернальными силами, которые, например, наслаждаются, когда видят, как с кого-то снимают кожу. Конечно, логика таких людей нам непонятна, потому что мы не приобщены к этому больному состоянию.
Как-то довелось готовить три ответа про любовно зависимость девушке, которую разрушал один мужчина. Как раз характерным признаком его поведения являлась такая амбивалентность: то приближает, то отдаляет, то хвалит, то унижает. И, пытаясь понять эту логику, девушка стала смотреть различные видео про психопатов. Она стала погружаться в эту тему и запуталась. А он как раз стал нагружать ее чувством вины. И попытка проанализировать логику поведения другого человека, который находится в ненормальном состоянии, привела к путанице. И сам этот подход был ошибочен.
Ответ в трех частях:
«Любовная зависимость. Девушке по поводу депрессии после расставания с человеком, который высасывал и поедал ее. Ч. 1»;
«Любовная зависимость. Ч. 2»;
«Любовная зависимость. Ч. 3: О чувстве вины и связи со странным человеком».
У преподобного Никодима Святогорца есть фраза, смысл которой заключается в следующем: не ищи порядка в тех, у кого все беспорядочно. Эти слова можно понять, как указание на демонов, которые иногда провоцируют в человеке действие страстей.
Поэтому, если еще и мы нестабильны, не надо погружаться в логику человека, который находится в ненормальном состоянии. Надо расширять область свободы, но не в феминистическом смысле, а в смысле здоровой человеческой активности. Что-то в жизни нужно понять, что-то прочитать – чтобы у нас хотя бы голова была активна.
Параметры видео иногда и объясняют что-то, но все-таки больше стимулируют подкорковые структуры. Необходимо начинать развивать социальный контакт, потому что именно он нас и развивает. Неплохо было бы в конце дня оглядываться, как прошел день, делать какие-то выводы, начать хотя бы пытаться понять собственные поступки, увидеть те мотивы, которыми мы движимы, и увидеть последствия своих поступков
Мне довелось узнать одну женщину, у которой расстроились семейные отношения после того, как она отказала родственникам мужа в желании присутствовать на крестинах ребенка. Она объяснила это тем, что они не помогали ей, поэтому она не готова пойти навстречу и разрешить им прийти крестины. Эта женщина как будто не обратила внимание на то, что после ее отношения с мужем ухудшились именно после крестин.
Хотя, как можно предположить, здесь имело место быть нарушение духовного закона, ведь ее отказ не был продиктован каким-то обоснованным мотивом. Скорее она, двигаясь в русле эгоизма или, может быть, обиды, отказала родителям мужа. Естественно, если эта ситуация не привела к покаянию, то после нее придут определенные последствия. Поэтому, если мы не понимаем причин этих последствий, сталкиваясь с ними, мы склонны ответственность за них возлагать на окружающий мир.
Хотя в попытке увидеть свою ответственность за последствия тоже нужно быть аккуратным, потому что иногда в результате конфликтной ситуации в семье возникает опасность злоупотребления, и женщины начинают нагружаться чувством вины, восприниматься виноватой во всем. Поэтому, конечно, стоит задумываться, нет ли в том, что с нами происходит, нашей вины, но надо быть очень аккуратным, потому что некоторые люди чувством вины пользуются как оружием. Поэтому, если мы видим, что кто-то в нас чувство вины взращивается, надо быть предельно внимательным, потому что совсем необязательно, что наша вина есть в том, на что указывает нам другой человек.
Поэтому, мне кажется, здесь крайне важно советоваться. Если есть духовник, то советоваться с ним, если его нет, советоваться с кем-то доверенным, с человеком, который не склонен давать какие-то быстрые рецепты, в духе «ты молодая, красивая, бросай его, нового найдешь». Потому что, действительно, бывает, мы входим в такое столкновение мотивов. Например, у нас просит помощи человек, который нам неприятен, но у нас просто и нет возможности помочь. И, когда мы ему отказали, нам трудно понять, по какой причине мы это сделали, потому что нам неприятен человек или потому что у нас не было возможности помочь. И здесь бывает очень важен взгляд со стороны.
Приведу конкретный пример. Одна девушка очень переживала, что по причине ее какого-то поступка распались отношения с молодым человеком. Он был младше нее больше, чем на десять лет. Через несколько дней после ее знакомства он предложил ей стать её супругом, однако у него была другая. А через несколько дней заблокировал ту, которой недавно предлагал руку и сердце. Девушка переживала, думала о своих поступках.
В такой ситуации важно было поговорить с другим человеком, и она обратилась к знакомому священнику. Он не пытался ее обезболить, говоря, что ничего этого ей не нужно, что нужно успокоиться. Нет. Потому что успокоиться мы можем только тогда, когда другой человек вскрывает и показывает нам действие духовных законов. Тогда мы что-то понимаем.
Так вот он просто подчеркнул, что если человек делает предложение, не зная тебя, всего через несколько дней, к тому же он значительно младше, то, возможно, он это предложение делал, находясь в измененном состоянии сознания. Серьезно относиться к этому предложению – очень опрометчивое дело. Если человек находится в аномальном состоянии, то ему легко предложение как сделать, так и отменить, потому что он находится под действием своего настроения, а на настроение может влиять масса факторов. Тем более, если человек глубоко занимался оккультными практиками и не прошел Чин Присоединения, то он вообще может находиться под воздействием аномальных идей. А данный молодой человек не только некоторое время назад состоял в группе, напоминающей сектантскую, но и имел диагноз психиатрического плана.
Но если совета просить не у кого, то, как далее объяснял духовник, нужно спросить свою совесть, действительно ли есть в происшедшем наша вина. Может быть, другой человек напился, потому что мы его довели. Бывает, что наша совесть говорит нам, что нет, мы действительно старались, как могли, строить отношения на основе стремления к миру. Тогда, если мы правильно увидели суть ситуации, рождается понимание, которое помогает «не загоняться», не ломая при том самой способности проявлять рефлексию и эмпатию.
Но при этом надо учесть, что в среднестатистических трактовках иногда дается ошибочная идея. Человек, который, например, чувствует вину, объясняет, что в голове у него – голос матери, которая в детстве говорила дочери, что та некрасивая и толстая, поэтому никто на ней не женится. И поэтому, согласно этим трактовкам, нужно этот голос, который ассоциируется с материнским предписанием, в себе сломать.
Однако один миссионер говорил, что нужна правильная антропология, то есть нужно правильное учение о человеке, чтобы понять, что за голос в нас говорит. Мы знаем, что есть голос совести, есть наш опыт, наработанный в течение жизни, есть голос врага рода человеческого, то есть – искушение, есть внедрённая в нас социальная установка. Поэтому важно разобраться, что именно внутри нас сейчас говорит.
Если человек огульно считает, что какой-то останавливающий голос – это просто интегрированный голос матери, и поэтому его нужно сломать, то он рискует сломать себе вообще рефлексию. То есть рискует сломать тот механизм, который помогает нам вообще разбираться в реальности.
В книге Нассима Талеба «Антихрупкость» есть мысль о том, что то, что иногда называют прокрастинацией, является действием инстинкта самосохранения. То есть если человек хочет, например, вложиться по-крупному в какой-то финансовый проект, но что-то его останавливает. Кто-то скажет, что это прокрастинация, а кто-то скажет, что здоровый инстинкт самосохранения, и добавит: «Слушай, притормози, не спеши, еще раз взвесь, семь раз отмерь, один раз отрежь, не принимай скоропалительных решений». А человек, который огульно пытается сломать в себе то, что вызывает в нем чувство вины, на самом деле не освобождается от внутренней тяжести. Сломав в себе здоровую рефлексию, он начинает совершать большое количество ошибок. Грубо говоря, он ломает систему навигации, с помощью которой может двигаться между острыми предметами и потому постоянно на них не натыкается.
Опыт слома рефлексии как раз изучал Бруно Беттельхейм, немецкий психиатр, который оказался в концентрационном лагере. В книге «Просвещенное сердце» он говорил, что те заключенные, которые отказывались от чувства вины и ломали себе рефлексию, потом теряли понимание социальной обстановки. То есть, если ты совершал что-то такое, что вызывало в тебе чувство вины и пытался это чувство вины сломать, ты начинал напоминать эсэсовцев. Например, ты избил другого человека, а после пытаешься себя оправдать, тем, что жить в такой обстановке по-человечески невозможно. И когда, таким образом, ты соглашался с мыслью, что ты песчинка в жерновах истории, то терял здоровую инициативность, которая помогла бы тебе что-то изменить.
Ответ «Человеку, считающему (допускающему), что его травмировали родители».
А СС как раз внедряли в заключенных убеждение, что ничто из того, что они делают, никак не повлияет на их личность. И человек, который ломал себе рефлексию, по сути, соглашался с этой установкой. Или человек оправдывал то, что украл хлеб у своего товарища, потому что тот еврей. Сказав это, неуловимо для себя он начинал копировать идеологию эсэсовцев, то есть начинал становиться похожим на них, что являлось для него катастрофой.
Поэтому, если подвести итог, то важно расширять не свое эго, а развивать то, что называется субъектностью. Субъектность – это личность на высших этажах творческого развития. Такой человек способен принять творческое решение. Это не означает нарисовать картину в момент внутреннего кризиса, это означает, что в ситуации, которая подводит нас к злобе и раздражению, мы способны подняться над ними и поступить иначе. Воспитание субъектности является основой устойчивости, в том числе родственников зависимого человека.
На тему субъектности – см. текст «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)», часть Часть 3.1. «О близких и родственниках зависимого человека, о созависимости».