Созависимость. Созависимость. О пьющем муже, чувстве вины, спорной идее созависимости
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  02.12.2024.



Данный ответ не отражает полноту взгляда на озвучиваемый вопрос и потому воспринимается как часть целого, в которое включены другие ответы, тексты, беседы. Ответ был дан на вопрос женщины, следующим образом описавшей свою ситуацию.

Муж пьет, пропивает все деньги, нагулявшись, начинает жену дёргать за ниточки, сначала он ее ругает, называет тварью, которая ему жизнь испортила, потом просит прощения, мол, это было в последний раз.

Подобная история применительно к теме игры приводится в главе «История игрока, рассказанная его супругой» из «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Дрессировка

В отношении этой проблемы существует система реабилитации, которая основана на идее созависимости[1]. В беседах цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам» мы разбирали спорность этой концепции, поэтому сперва поясню, в чём вижу спорность концепции созависимости, а потом поговорим о ведении.

Находясь долгое время в созависимых отношениях, женщина может начать вести себя как робот, потому что у нее формируются условные рефлексы. Академик Ухтомский приводил следующий эпизод из одного рассказа о том, как дрессировали орла. На хищника надевали колпак, чтобы он ничего не видел и не давали ему спать, дергая за ниточку, которая была привязана к его ноге. В то же время ему давали понюхать кусок вяленого мяса и кричали кодовое слово. Дрессировка заканчивалась, когда воля орла полностью сливалась с волей дрессировщика. То есть, сперва стирали старые связи, а потом создавали новые. Полностью подготовленного орла выпускали охотиться. Когда дрессировщик поднимал вяленое мясо и кричал кодовое слово, хищник прилетал с добычей и садился на плечо хозяина.

Похожая схема «дрессировки» заключенных применялась в концентрационных лагерях. Заключенному запрещалось смотреть по сторонам, читать книги и выстраивать с другими заключенными отношения, основанные на любви и доверии. В результате со временем способность человека к умственной деятельности и к принятию самостоятельных решений атрофировалась, личностное развитие останавливалось. Человек полностью подчинялся внешней системе, выстроенной администрацией концлагеря.

Подробнее о принципе подавление и принципе противостояния – в тексте
«Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».

В образе дрессируемого орла нетрудно узнать современного человека, которым управляют, например, современные корпорации с помощью жестких внутренних регламентов.

Человек устроен гораздо сложнее птицы и различные гипотезы современных ученых о том, что он представляет из себя биоробота не оправданы. Сейчас мы все чаще слышим о бихевиористской концепции, которая утверждает, что человек ведет себя неосознанно: его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на стимулы окружающего мира и основаны на опыте предков. Эта концепция отрицает сознание как таковое и утверждает, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне. Особенно много приверженцев этой концепции среди западных ученых. Возможно бихевиористская теория и применима, но только по отношению к тем людям, которые живут лишь на уровне удовлетворения базовых физиологических потребностей: сон, еда, работа, и для которых высшие смыслы никогда не были приоритетными и активными. Высшая нервная деятельность у такого человека слабо развита, поэтому он действительно напоминает дрессированного орла.

Подробнее о спорных местах концепции, отрицающей за человеком наличие свободной воли, – в цикле бесед «Здравый смысл. О науке и не только».
1.1 Есть ли ты – концлагерь, наука. Кальвинизм, постмодерн. Личность vs повестка. М. Десмент о науке;
1.2 М. Десмент о фальсификации в науке. Некритичная вера только в науке – тоталитаризм. Наука и гностицизм;
2.1 Фильм «Дух времени». Постмодерн, отрицание субъекта, познания. Гибкость. Нейрогенез, обогащённая среда;
2.2 Роберт Сапольски, профессиональная деформация. ЛГБТ. Навсегда ли травма. Мозг – сложнее. Окна Овертона;
3.1 Пишут, нет свободы воли, что упускают. Преображение vs cтрах, регуляция. Навыки, тело греха;
3.2 Свобода воли – принципы, ценности, их нет – рефлексы. МРТ – ещё не все. Вера, нужны действия

Цикл бесед «Здравый смысл. О науке и не только» появился как реакция на всё возрастающее количество книг и публикаций, отрицающих свободу воли личности (как и саму личность, ведь какая же это личность, если отрицается факт наличия у неё сознания?). Первоначальный призыв модерна «отвергнуть догмы» во имя «свободы личности» обернулся отказом от той самой личности. А со временем перевоплотился в шквал научпоп-литературы, вызывающей подозрение в нарушении логики и методологии (исследуется один предмет, а выводы делаются в отношении другого предмета).

Конечно, возникают вопросы, когда не-учёный комментирует учёных. Но, в то же время, можно вспомнить слова проф. В. Кутырева насчет философии крика: свидетельствовать – и, может, кто-то услышит.

Проф. Маттиас Десмет, мысли которого приводятся в первых беседах цикла, считал, что голос здравого смысла должен звучать, ибо, если не так, – может произойти катастрофа. Дело в том, что, по его объяснению, есть те, кто продвигает манипулятивные концепты, и их меньшинство. Есть те, кто распознает эти концепты и имеет иммунитет в отношении них, и их тоже – меньшинство. И есть люди, которые, если помочь им разобраться в вопросе, смогут примкнуть к голосу здравого смысла, и тогда общество открыто для созидательных путей. Но если третья категория, которая составляет большинство, будет инфицирована, – тогда для общества настают мрачные, тяжелые дни.

Программирование, подобное дрессировке орла, наблюдается у современных геймеров. Человек приходит с работы домой, садится за компьютер и начинает играть. Хоть деятельность и меняется, но мозг не отдыхает. «Дерганье за веревочку» – это действие ориентировочного рефлекса. Рядом с человеком раздался хлопок, и инстинкт самосохранения заставляет его обернуться. Это и есть ориентировочный рефлекс. Об этом хорошо знают создатели компьютерных игр и фильмов. Именно по этой причине они каждые несколько секунд меняют кадр или ракурс, насыщают фильм или игру эмоциональными вспышками.

И игра, грубо говоря, заставляет оборачиваться человека каждые несколько секунд, постоянно отвлекаться на что-то внешнее, не дает никакую мысль додумать до конца: ведь для того чтобы сфокусироваться на какой-то мысли, нужно всё-таки провести определенное время в тишине в сосредоточенном состоянии.

Мы издаем книгу «Работа и духовная жизнь», в которой я обобщил опыт выживания заключенных в концентрационных лагерях и попытался сформулировать некоторые рекомендации, которые могут помочь современному работнику не превратиться в биоробота. Во многих современных компаниях рабочий процесс полностью алгоритмизирован и человек выполняет работу бездушно, автоматически. Например, сборщик, который упаковывает посылки на складе: весь его долгий рабочий день состоит из типовых действий, которые отупляют сознание. Если бы он собирал посылки, творя Иисусову молитву, то его сознание бы жило.

В каком-то смысле эти данные применимы и к женщине, попавшей в сложную внутрисемейную обстановку. Ведь речь идет о универсальных принципах, которые реализуются сходным образом и в жизни женщины, находящийся под прессингом, и в жизни, скажем, геймера, находящимся в сходном с орлом состоянии.

Снижение порога восприятия

Сознание геймера иногда находится в полубессознательном состоянии. Днём он следует алгоритму, предписанному работой, вечером тому алгоритму, который прописали для него создатели игры. Кто-то может возразить, что компьютерные игры заставляют человека думать, но этот мыслительный процесс происходит в рамках той системы, которая задана ее создателями. Думается, что компьютерная игра может развивать мозг только при том условии, когда геймер изначально знает, зачем он за неё садится. Но подавляющее большинство людей играют не с целью саморазвития, а для того, чтобы «убить время» и заглушить свое сознание.

Если человек привык подавлять свое сознание, убегать в мир грез и иллюзий от неприятной реальности, если он делает акцент на снижении порога восприятия, то вряд можно сказать, что, выполняя миссию в рамках игры, он развивается как личность. Может быть, он совершенствует в себе какие-то отдельные функции, необходимые для определенной программы, но никак не растет духовно.

Заключенный, превратившись в биоробота, тоже оттачивает и совершенствует те навыки, которые нужны надзирателю. Например, всё быстрее и быстрее шьет ботинки, но при этом его самосознание притупляется.

Нечто подобное происходит и в тех семьях, где все мысли жены сосредоточены только на том, придет муж домой трезвым или пьяным. Личностная сфера ее бытия подавляется и все ее сознание фокусируется на внешнем факторе. Со временем мысли женщины целиком сводятся в одну точку, и она уже не может автономно и полноценно реагировать на окружающий мир, то есть, ее ментальное развитие останавливается. Например, она становится безразлична к особенностям жизни своих детей, так как гораздо больше ее волнует то, в каком состоянии муж вернется домой.

Автономия

Концепция созависимости предлагает решить эту проблему путем разрыва связей с пьющим супругом. В чем заключается опасность этой концепции? В том, что она не дает настоящей духовной и личностной свободы, а только (мы говорим про некоторые ее случаи, а не про все варианты развития ситуации сразу), как можно предположить, меняет объект зависимости: если раньше женщина была зависима от поведения пьющего мужа, то теперь она становится зависимой от системы групповых тренингов по линии созависимости.

Здесь будет уместно вспомнить работу «Травма и исцеление», написанную довольно известным американским психиатром Джудит Герман. Автор книги специализируется на изучении и лечении травматического стресса. Книга Герман содержит ценные размышления и выводы, основанные на научных исследованиях, в частности автор пишет о том, что женщина, побывавшая в руках насильника, нуждается в восстановлении личной автономии. Вместе с тем, работа Джудит Герман имеет ярко выраженную феминистическую окраску, что, как думается, снижает научную ценность исследования и негативно влияет на интерпретацию фактов.

Вне зависимости от того, ученый ты или священник, думается, очень важно стремиться к объективности, независимо от политических или религиозных взглядов. Как иеромонах я счастлив наблюдать чудную гармонию между трудами физиологов мозга и тем, что говорили святые отцы Православия. Однако вернемся к проблеме восстановления личной автономии, о которой говорит автор упомянутой работы. Очень важно помнить о том, что на западе и у нас одно и то же понятие личной автономии наделяется совершенно различным содержанием.

Западная концепция автономии личности в том виде, в котором мы встречаем ее сегодня была подготовлена столетиями философии модернизма и постмодернизма, поэтому у них автономия предполагает свободу ото всего вообще: от нравственных и духовных ценностей, от Бога, от своей гендерной идентичности.

В православной культуре личностная автономия понимается совершенно иначе. Разумная автономия хорошо была описана И. А. Ильиным в книге «Аксиомы религиозного опыта» (глава 3 «О религиозной автономии»). По мнению философа, «…автономия, буквально “самозаконие”, есть подлинная, основная форма человеческого духа, – необходимо присущий ему способ бытия и деятельности».

Автономия, основанная на разрыве связей, некоторыми описывается как своеволие. О разнице между свободой и своеволием и о губительных последствиях развития последней – см. главу «Эгоизм и порабощение инфернальным силам» из текста «Преодоление игрового механизма», часть 3 «Игра и тень из разлома».

Человек, который укоренился в духовных ценностях, нащупал связь со Христом может существовать в условиях очень агрессивного окружения, потому что носит в себе искру Божию и не переполняется разрушительными импульсами, которые исходят от других людей. С православной точки зрения личностная автономия достигается не столько через разрыв социальных связей, тяготящих человека, сколько посредством приобщения к чему-то большему, к высшим ценностям.

См. текст и ссылки на другие тексты на тему связи со Христом, приводимые в начале,
«О вере», часть 4.2 «Преодоление внутреннего раскола через связь со Христом».

Моделирование поведения

Представим себе женщину, которая долгое время жила с деспотичным мужем, он ею помыкал, унижал ее, издевался над ней. В результате она потеряла способность принимать жизненные решения самостоятельно. Проходя курс реабилитации, эта женщина попадает в руки психиатра, работающего в концепции созависимости. Он назначает пациентке определенные лекарственные препараты и дает рекомендации относительно выстраивания ее дальнейшей жизни.

Казалось бы – человек получает психологическую помощь, но проблема заключается в том, что личность женщины продолжает оставаться как бы «выключенной», дремлющей, пассивной, ей не на что опереться, так как истинная духовная автономия не развивается. Опираясь на это, можно предположить, что эта женщина как была выключена в первом случае, так и остаётся выключенной и во втором случае. Именно поэтому можно говорить о том, что концепция созависимости в каком-то смысле даже калечит женщину.

Конечно, кого-то учат «работать с чувствами», «прорабатывать травмы», такие процессы, как думается, помогают в некоторых случаях оторваться от сложных отношений. Но не слишком помогают сформировать зрелую, самостоятельную личность.

Совершенно очевидно, что, если брак был заключён по любви, а потом в результате негативных личностных изменений мужчина стал злоупотреблять алкоголем – женщина не может взять и одним махом отсечь всё, что было между ними. Душевная рана от разрыва семейных отношений однозначно будет кровоточить, в то время как на группах созависимых мышление женщины целенаправленно обезличивают и механизируют. Женщину побуждают придерживаться жестких поведенческих алгоритмов, следовать детализированной инструкции, пошаговым указаниям, где прописывают по пунктам как ей действовать в той или иной ситуации в отношениях.

Любой внутренний протест женщины приверженцами этой психологической концепции интерпретируется как отрицание – пациентку убеждают, что ее сопротивление происходит от незрелости и нерешительности придерживаться предлагаемой стратегии. И все же, эмоции и чувства невозможно отменить.

Православные авторы предлагают вместо отмены преобразить их. Например, когда человек горюет, ему нельзя, да и бесполезно советовать что-то вроде: «Забудь обо всем и радуйся жизни!». Разрешая проявиться состоянию аффекта, мы преображаем его.

См. беседы о переживания опыта смерти в рамках цикла
«Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

Я хотел бы предостеречь пострадавших от семейного насилия или от иных форм зависимости от различных, порой очень жёстких и алгоритмизированных американских практик, которые навязывают человеку «единственно верную и безошибочную стратегию поведения» и в этом имеют немало общего с теми методами, которыми пользуются секты.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и отметить тот факт, что уже в 1791 году в конституции США было прямо признано право каждого человека «отправлять тот религиозный культ, приверженцем которого он является». Результатом этой исторической терпимости к религиозным убеждениям стало то, что многие известные и крупные секты зародились именно в США[2]. Сейчас в стране легально действуют несколько тысяч различных сект (примеры см. в приложении).

Как слова о сектах соотносятся с разбираемой темой о возможной стратегии помощи людям, попавшим в сложную семейную обстановку? Протоиерей Олег Стеняев в своей лекции «Как расцерковлялся западный мир» описал путь, идя по которому западный мир пришел к идее, что собственное мышление стоит выше Откровения. Если человек отбрасывает Откровение ради своего эго, то тогда что ему стоит отбросить необходимость быть хотя бы минимально корректным к тексту Св. Писания? Идя по этому пути, немудрено, что кто-то придет и к игнорированию фактов, если они нежелательно для того, чем занято мышление.

Сама ориентация на автономию мышления (а оно находится под искажающим действием страстей и болезненных желаний, потому нуждается в проверке) по отношению к действительности является, как можно предположить, основой возникновения специфических интерпретаций Св. Писания и реальности, каковыми являются секты. Такая ориентация может искажать и научную деятельность. И тогда по принципу сектантского учения будут создаваться доктрины, написанные наукообразным языком.

В качестве примера можно привести модель пяти фаз горя, предложенную в 1969 году американским психологом Кюблер-Росс. Эта модель производит впечатление научно обоснованной теории, имеющей универсальный характер, однако в действительности эта модель подверглась серьезной критике со стороны профессионального сообщества психологов.

Как эта модель относится к разбираемой в ответе теме? Некоторые адепты теории созависимости считают, что, если человек, переживший трудное детство, говорит, что он простил, скажем, родителей, то он лицемерит. Мол, на самом деле травма осталась и потому нужно вернуться к травме, правильно прожить ее, мысленно избивая родителей и давая ход гневу.

Концепцию пяти фаз горя признали «продуктом определённой культуры и определённого времени», проще говоря, идеей, оторванной от общего контекста, с недостаточной доказательной базой. Это означает, что данная концепция может быть неприменима к людям других культур, обладающих другим духовным опытом.

Суть модели пяти фаз горя сводится к тому, что человек, переживающий горе или подвергшийся травматизации, проживает пять стадий психологической адаптации к тому, что произошло: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Специалист, работающий в концепции созависимости предлагает своему пациенту во время проживания травмирующего события опираться на данную схему и действительно, в некоторых случаях применение этого метода приводит к положительному результату – смирению и успокоению, но здесь следует заметить, концепция непременного, последовательного проживания всех пяти стадий будет актуальна для того человека, который никогда не знал ни веры, ни духовных ценностей, жил в каком-то автоматическом режиме: еда, работа, сон.

Одна из самых серьезных проблем человека, превращенного в биоробота, как в случае с заключенными, так и в случае с офисными «белыми воротничками», состоит в том, что мировоззрение и сознание такого человека полностью формируется только внешней средой, зависит от нее. Его мышление становится реактивным – это означает, что на любые возникающие ситуации он реагирует автоматически, не задумываясь, тогда как проактивное мышление между стимулирующим воздействием и реакцией содержит свободный выбор. Человек сам выбирает каким образом отреагировать на внешний раздражитель.

Заключённый полностью лишен любых прав, и лагерная администрация прилагает все усилия к тому, чтобы стереть его личность. В таких условиях любое выходящее за рамки жестких лагерных правил поведение для человека является актом проявления личной свободы, личного выбора, даже если речь идет о том, чтобы делать что незначительное с позиции внешнего наблюдателя.

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» советует не искать порядка в тех, у кого всё беспорядочно. Речь, кажется, шла о бесах. У бесов есть своя логика, но в том бреде, который они закидывают в сознание человека, не всегда нужно искать порядка. Когда мы объелись, прогневались, потеряли равновесие, мы становимся открытыми для демонического воздействия. Здесь надо понять, в результате каких страстей мы теряем равновесие.

И вместо страстей воспитывать противоположные им добродетели, чтобы всегда ощущать связь со Христом. Не допускать образования бреши в цельной структуре образа жизни, который сформировался вокруг этой связи. Если прореха образовалась, и в наше сознание втекает бред, то сама попытка структурировать этот бред иногда провальна. Надо отскочить от пораженной логики. Это даже не логика, а антилогика, не надо пытаться ее рассматривать, и тем более кому-то ещё пересказывать.

Если мы успокоились, и эта антилогика уже перестала нести наше сознание своими черным потоком, то можно и рассмотреть с безопасного расстояния, что именно пригрезилось уму на этот раз. Но если ум ходит ходуном, то, может, сейчас и не самое удобное время для формирования стратегий, призванных определить облик нашего будущего.

Западная мысль сформулировала принцип постмодернистской философии. Трудно сказать, были ли бы они в ужасе, если бы увидели реальные плоды направления, которое они пропагандировали. Идея постмодернизма заключается в том, что не должно быть никакой иерархии, никаких смыслов. Но во многом именно иерархия смыслов удерживает нас от дурного поведения.

О том, что, если отсутствует иерархия смыслов, человек рискует начать обращаться, например, к употреблению ПАВ. Глава «В условиях отсутствия ориентиров человек выбирает “сиюминутное”» из части 2-ой текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

С точки зрения постмодернизма нет дурного или хорошего поступка, всё имеет право на существование. Поэтому ты можешь катиться в любую сторону, и никто тебе не указ. Об этом легко размышлять на фоне экономической защищенности, когда философствуешь в теплом кабинете. Но будет трудно предаваться раздумьям, если общество будет захлебываться злом и страстями, которые могут вылиться в тотальное уничтожение всех всеми. Человек без высших смыслов покатится вниз, потому что нужны сознательные усилия, чтоб подняться в гору.

Супружество и отсечение

Жена может чувствовать, когда к мужу приходит желание выпить, потому что она связана с ним. Супружество – это единство двух людей, и если на одной половине целого идет разрушительный процесс, назревает фурункул, то здоровая рука вычищает гной и обрабатывает рану. Советовать мужу идти в храм и исповедоваться – это хорошо, но нужна не только исповедь, ее одной недостаточно, нужна внутренняя работа над собой.

Один человек рассказывал: «Было время, когда мой отец боролся с собой, а потом на каком-то этапе сказал, чтоб все от него отстали, он пил и пить будет. И тогда стал непонятен дальнейший смысл семейных отношений. Мама со мной советовалась, как ей быть. Я посоветовал ей подождать и попробовать еще раз, о есть еще раз постараться сохранить семью (жаль, что не посоветовал это “еще раз” реализовать в контексте молитвы). Но толку не было, и она ушла от него.

Действительно, здоровая правая рука лечит гниющую левую. Но, если в левой руке болезнь зашла слишком далеко и уже началась гангрена, то, чтобы спасти человека, больная рука отсекается.

Апостол Павел говорит «жене не разводиться с мужем». Не знаю, насколько уместно наставление, которое апостол Павел давал людям, на смерть готовым идти ради Христа, применять к ситуации, когда один из членов семьи ведет себя совсем не по-христиански. Правила первых христиан были достаточно строгими, но у апостола Павла нет наставлений, как вести себя женщине, муж которой избивает её, постоянно приходит домой пьяным, заводит любовницу на стороне. Это было за пределами представлений христианской общины того времени.

Если двое людей стараются жить по заповедям, и у них возникла размолвка, можно предположить, что эта ситуация решаемая, они могут примириться. Но бывают случаи, когда одна из половин полностью уходит в гангрену, и тогда непонятно, в чём заключается функция второй половины. Муж – алкоголик, ни во что жену не ставит, тогда выходит, что она для него обслуживающий персонал, должна готовить и стирать.

У меня не поворачивается язык сказать, что мама была не права, когда ушла от папы. И кстати, уход мамы его встряхнул. Конечно, первое время у него было отчаяние, он считал, что его предали, обманули. Мама не стала судиться, просто на часть имущества построила своё жильё. Папа говорил, что его не поставили в известность, не сказали ему, что всё это по-честному. С его стороны были постоянные заявления, что мы без него никто и ничего не можем, что он устроил маму на работу, а меня учиться. У пьющих людей есть пунктик насчёт денег. Попроси у пьющего небольшую сумму, он не даст, даже если зарабатывает очень много. Поэтому маме не было смысла говорить пьющему человеку, который находится в состоянии противодействия всем, что она забирает часть совместного имущества и уходит. Понятно, что человек не отпустил бы.

Со временем у папы началась новая жизнь, он признал, что вел себя как эгоист. Тогда только начали появляться сотовые телефоны, связь была очень дорогая, и то не у всех. Я как-то позвонил ему, а он стал меня ругать, мол, что ты звонишь, ты в курсе, сколько стоит минута связи? Я перестал ему звонить. Через какое-то время он сам позвонил и сказал, что хотел бы общаться. Я видел, что у него произошли духовные изменения, что он стал терпимее, светлее и добрее. Столкнувшись с одиночеством (он разругался с семьей, а все друзья от него отвернулись по понятной причине), он изменился в лучшую сторону.

Когда его не стало, у меня не было ни тени грусти, потому что в последние годы папа совершил духовный путь, для него это было очень большим рывком вперед. У него появилось сочувствие к христианству, а раньше он презирал всё, что связано с верой. Он стал поздравлять меня с христианскими праздниками. Как-то он на Рождество спросил, почему Рождество завтра, а по телевизору службу показывают уже сегодня? Сказал ему, что служба начинается с вечера.

Чтобы пережить смерть папы, мне не нужно было проходить пять стадий. Если бы я попал в руки заточенного на американизме психолога, наверняка он сказал бы, что у меня нет горя, потому что я нахожусь в состоянии отрицания, и что мне нужно заново эту ситуацию прожить.

Когда я сообщил об этом своему знакомому, он меня упрекнул: “А почему тогда ты такой радостный?” Я ответил, что сейчас мне незачем печалиться. Мой отец был воинствующим атеистом, выпивал и, если бы он умер лет пятнадцать назад, конечно, я бы горевал, потому что тогда очень мало было бы надежд для него в вечной жизни. Но я знаю, что в последние годы он много думал.

Когда мама ушла от него, он всех обвинял, что, дескать, его не предупредили, предали. И меня упрекал, почему я ему ничего не сказал. Я ему ответил: “А разве ты хотел что-то слышать?” Я с ним как-то пытался поговорить, но с его стороны реакция была в таком ключе: “Ты – сын, ты чего отца учишь?” Он был недоступен для какого-либо диалога. В молодости, когда он выпивал, какие-то следы раскаяния показывал после. А потом покатился по наклонной. Сперва он выпивал на выходных, а маме нужно было иногда и на выходных работать. Когда он стал руководителем, а потом крупным руководителем, то мог управлять процессами из дома и начал выпивать уже среди недели.

Утром маме надо было идти на работу, мне – на учебу, папа ночью включал свет, будил нас, потому что ему требовалось именно в этот момент выяснить какие-то свои вопросы. Продуктивный разговор с ним был невозможен, так как любой ответ провоцировал неадекватную реакцию. Согласишься с ним – обвинит в чем-нибудь, будешь спорить – начнет ругаться.

Сейчас я рассказываю эти вещи не для того, чтобы описать отца с плохой стороны, а для того, чтобы показать, что к концу жизни он показал максимум на что способен человек при всех его непростых условиях. Видно было, что на стал работать над собой, чтобы сдержать гнев, сохранить отношения со мной. Верю, что Господь явит ему милость. Именно поэтому мне не нужно было проходить пять стадий принятия, когда его не стало».

Человеческое или технология

Человек обработанный определёнными технологиями не может выздороветь, будучи обработанным другими технологиями. Так одна современная писательница[3] описывает ситуацию, при которой у человека семьи здоровой как будто нет. В книге прослеживается полусектантская парадигма, что все кругом изверги, ты один недооцененный или недооцененная, все вокруг хотят твоей погибели, и поэтому единственный вариант – это сепарация, разорвать отношения со всеми, кто с тобой плохо обращается. И к чему человека приведет такой подход? К тому, что единственной точкой опоры для него становится психолог.

Писательница утверждает, что, если девушка говорит, что простила токсичную маму, то это лицемерие и неправда. Поэтому нужно не прощать, а [проходить пять стадий] ходить на групповые занятия, брать палку, лупить грушу или воздух, и так отрабатывать свой гнев. Но с точки зрения физиологии мозга битье палкой по воздуху или груше только углубляет травматическую доминанту.

См. главы «История Эдит Евы Эгер и история Беатрис», «Тренинги, на которых ставка делается на обвинение родителей» их текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», часть 4.3. «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей».

Хочу сказать, что системы, которые пытаются женщину освободить от травматизации, возникшей от жизни с пьющим супругом, делают её травмированной, только уже с другой стороны. Заключённый, который несколько лет прожил в концентрационном лагере, у которого стерлась личность, освободившись, не обретает свободы. В работе «Преодоление травматического опыта», в части 4.3 я приводил историю мальчика, который сбежал из концентрационного лагеря (см. главу «Скукоживание личности, травматический опыт и чувство вины»).

В лагере могли детей насмерть забить из-за того, что они украли несколько зернышек кукурузы. У этого мальчика расстреляли мать, и у него ничего внутри не шелохнулось. Когда он оказался в Америке, он осознал, что жизнь в лагере была ужасной. Он попал, по всей видимости, в протестантскую общину, где ему сказали, что Бог его любит, но он не понимал, что такое любовь Божья и прощение.

Он сказал, что, если откроются границы страны, откуда он сбежал, он первый вернётся в лагерь. Там его сознание было невинным, но не в смысле Евангельского выражения «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога», а в том смысле, что он не различал добро и зло.

Это к тому, что женщина, освободившись от жизни с пьющим супругом, не обретает свободу в автоматическом режиме. Советы «взять на себя ответственность», «жить здесь и сейчас», «принять и полюбить себя» могут развивать в женщине так называемую агрессивную тупость. Полусектантский выход из отношений, где женщину унижали, заключается в накачивании ее гордынею на курсах женской самоценности.

Есть такое понятие, как ошибка выжившего. Во время войны проверяли самолеты, которые возвращались на базу после боя. Смотрели, где много дыр от пуль на корпусе. Это были крылья, поэтому укрепляли именно их. Но ошибка была в том, что уязвимой деталью был мотор, но самолеты с пробитым мотором не возвращались на базу и не подвергались исследованию.

Другой пример. Говорят, что дельфины помогают морякам доплыть до берега, но никто не говорит о тех моряках, которых дельфины затолкали в море. Потому что эти моряки погибли. Истории, когда люди рассказывают, как опустились на дно, оттолкнулись и всплыли, как им это помогло, может, кого-то и вдохновляют. Но никто не слышит истории гораздо большего числа людей, которые погибли на дне, потому согласно альтернативной версии, дна нет. Можно привести такую метафору. Эхолот показывает определенную глубину, а когда ты до этой глубины спускаешься, оказывается, что это не дно, а илистое наслоение.

Когда мы с человеком проходим определенный путь, на каком-то этапе к нам может прийти понимание, что наша бескорыстная помощь уже неуместна, она не приносит пользу. Если американская система предполагает сразу отсекать от себя человека, механистически выстраивать границы, то мы всё-таки исходим из любви.

Понимание, где помогать, а где – нет

Ответ «Созависимость. Травмированной маме, сын играет, просит закрыть долги, манипулирует угрозами, что ему будет плохо»: Часть 1, часть 2, часть 3.
Про спорность идеи границ – в том числе, в цикле бесед «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря» (часть 5)
5.38. Границы. Опыт узников и современная идея границ. Священник Павел Флоренский Схема не закрыта. Развитие, общение.
5.39. Границы. Ядро личности или ставка на внешнее? Евгения Гинзбург: остаться человеком и женщиной.
5.40. Границы: всё сложнее, чем преподносится в популярных концепциях. О границах в разумном ключе, в ключе неперспективном. Границы и риск утраты развития.
5.41. Границы: текст о границах, спорные мысли. Чувство абсолютной правоты, утрата способности прислушаться.
5.42. Границы. Не общаются, считают себя травмированными. Лагерь, запредельные условия приводят к тому, что границы ломаются.
5.43. Границы. Евгения Гинзбург: остаться человеком и женщиной. Выжить – через любовь к людям.
5.44. Границы. Понять, а не отсечь. Письма. Гибкое взаимодействие с людьми. Медиа и размывание границ.
5.45. Границы. Лагерь и крах стратегий. “С меня содрали всё”. Тамара Петкевич: выжить, шаг к ближнему.

У нас есть некая полнота смыслов, определенные ценности, связь с Богом. Мы не можем поступиться этим, поэтому для нас американская схема неприемлема. В православном понимании границы носят гибкий характер, определяются не механистически, а тем, что святые отцы называют ведением, правильной картиной мира. Если кто-то тебя толкает на грех, ты не должен идти на поводу, потому что это отчуждает тебя от Бога.

Один человек рассказывал: «У меня есть один знакомый, которому я много помогал финансово. На каком-то этапе я стал понимать, что это ему не полезно. Он попросил найти человека, у которого он мог бы занять шестьдесят тысяч рублей на свадьбу. Я ему помог, но свадьбы не было, и он мне об этом даже не сказал. Потом попросил денег на врача-психиатра. Деньги были перечислены, а с врачом он так и не встретился. Потом попросил денег на получение прав, потом на инструменты, чтобы ему работать.

Господь говорит: “Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад”. Но этот человек просил ходатайствовать за него, чтобы ему сcудили денег. Он хотя бы мог объяснить, по какой причине он не может вернуть долг, но за несколько лет, которые я ждал, он ни разу не извинился и даже не попытался объяснить, в чём дело. На каком-то этапе я перестал ему помогать. Если бы я определённый путь с ним не прошёл, моя совесть, может быть, и болела бы. Но я долго ему помогал, с его же стороны не было никакой рефлексии. Я видел, что моя помощь его расхолаживает.

Если бы мне кто-то сказал: “сепарируйся от этого человека”, и я бы послушался, то совершил бы деяние, вследствие которого утратил бы как бы свою христианскую душу. Её бы у меня похитили, как в лагере у заключённых похищали их самосознание. Мне было важно с человеком пройти некоторый путь и самому принять решение, где остановиться. Это и есть разумная автономия. Сейчас я вижу, что моя помощь не идет человеку на пользу. Я готов ему помогать и дальше, если будет рефлексия с его стороны».

См. главу «Милосердие – не бездумно» из текста
«Преодоление зависимого поведения», часть 2 «Родственникам, близким».

Также и в отношении вашего мужа. Если он скажет, что всё осознал, что семья для него важна, тогда можно попросить его пройти реабилитацию. Например, в центре преодоления зависимостей «Подвижник» Вячеслава Боровских. Центр находится в Свердловской области, и о нём хорошие отзывы. У вашего мужа есть пенсия, он может ею оплачивать свое лечение.

Если он хочет сохранить семью, ему надо доказать, что он готов на реальные шаги к исправлению. Это не значит, что во всех случаях жена должна только так действовать. Если человек много раз говорил: «Примите меня, я всё понял», а потом оказывалось, что он ничего не понял, то приходится поступать иным образом.

Приведу пример из монастырской жизни. Оставить без внимания какое-то радикальное выступление человека, мы не можем, но не дать шанс – это тоже не по-христиански. Хотя это больше относится к тем, кто долгое время живет в монастыре. Если приехал трудник, которого мы не знаем, и в первый месяц своего приезда затеял драку, мы скорее всего с ним простимся. Потому что многие трудники нашего монастыря имеют своё непростое прошлое, и мы не можем ставить их под удар. Если на глазах братии будут происходить драки и пьянки, кто-то может не найти в себе силы идти дальше путем добродетели.

Мы христиане и для нас неприемлемо сразу сепарироваться, как предлагают американские системы. Мы, конечно, даем человеку шанс. Но, если видим, что это человеку неполезно, что мы его каждый раз вытаскиваем, и это делает его всё более и более дерзким, то мы начинаем это учитывать. Если мы прошли с человеком определенный путь, и видим, что нет рефлексии, осмысления ситуации, мы можем остановиться. И в этом случае нас не будет мучать совесть.

Ко мне как-то обратилась женщина, которой нужно было решить вопрос с сыном. Сын жил отдельно, постоянно проигрывал деньги, брал кредиты, последний раз взял в долг у человека, который был связан с криминальным миром. Бандиты обещали посадить этого парня в яму. Некоторое время у него получалось заставить маму платить за него.

Если бы мама, следуя американской системе, сразу бы сепарировалась от сына, то не смогла бы освободиться от мысли, что поступает неправильно. Господь вложил в женщину материнский инстинкт, если бы его не было, ребенок просто-напросто, как думается, не смог бы дожить до сознательного возраста. Хотя бывают случаи, когда материнский инстинкт просто-напросто как бы отмирает, ребёнок плачет, а мама спокойно в клуб идет.

Американские системы могут существовать только на коротких дистанциях. С одной стороны, они обвиняя матерей, говорят ребёнку, что твоя мать пошла в клуб, когда ты плакал, и теперь ты травмирован. Но когда это же мать приходит к другому психологу, ей говорят: «Иди в клуб, потому что ты личность, самоценность, у тебя должна быть своя программа».

Может я немного утрирую, и в отношении младенца такого не скажут, но в американской системе есть противоречие. Когда речь идет о твоей травмированности, тебе говорят, что все вокруг живут без любви, ты вырос в одиночестве, никто на тебя не обращал внимания. Но с другой стороны, когда ты приходишь и говоришь, что есть люди, которые требуют твоего внимания, тебе говорят, что ты самоценность, живи по своей программе. А если каждый будет жить по своей программе, как сформируется общество, где все друг друга любят? Это неразрешимое противоречие.

Противоречие представлено в одном документальном фильме, в котором, в том числе, специфически и спорно трактуется чувство вины[4].

Спорные идеи фильма разбираются в главе 6 «Причина зависимости – вовне?» из части 1 текста
«КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)».

Когда у мамы есть видение, понимание картины действительности, она притормаживает помощь сыну, если понимает, что дальнейшее потакание ему будет только усугублять ситуацию.

Некоторые авторы считают, что проблема современных детей – это избыточная защищенность. Например, в школе не должно быть никакого давления, нельзя просить ребенка стереть мел с доски или убрать кабинет, что ребёнка не надо никак напрягать. В итоге получается, что у ребёнка не было никакого опыта самопреодоления и, когда ему исполнится восемнадцать лет, он должен автоматически стать самостоятельным, трудолюбивым и сознательным. С чего это может быть, если положительный навык у него не формировался?

Разумное понимание действительности

Разумное понимание действительности помогает нам ориентироваться в жизни, останавливает нас от худых поступков. Святые отцы советуют взять за правило вечернее испытание совести, выделить несколько минут (например, от 5 до 15 минут), вспомнить прошедший день, за хорошие поблагодарить Бога, в плохом покаяться, учиться познавать себя, понимать себя, видеть причинно-следственные связи.

Гнев, например, вызывает страдание, если прогневаемся, потеряем связь с Богом, с людьми, на несколько часов войдем в аномальное состояние. После приступа гнева работа будет валиться из рук. И самое главное, если мы в гневе что-то выскажем человеку, это его не исправит. Получается, что мы потратили впустую время, а грех и переводится с греческого как «мимо цели». Когда мы много раз гневались и потом эту ситуацию разбирали, мы приходим к пониманию, что будет «после вспышки», что этот путь ни к чему не приведёт.

Также и в вашем случае, ведение – это понимание духовных законов, причинно-следственных связей. В некоторых случаях действительно брак сохраняется и развивается дальше несмотря на трудности, но в других случаях его невозможно сохранить. Есть очень много советов, как разрешить эту ситуацию линейно, но мы понимаем, что путь алгоритма здесь не подходит. Хороший врач вникает в уникальную ситуацию пациента и выносит уникальное суждение. Это я к тому, что если человек не является вашим духовником, то, не вникнув в ситуацию, может вынести неверный вердикт.

Одна женщина рассказывала, что у нее заболели глаза. Когда она обратилась к врачу, он сказал: «Женщина, что вы хотите? У вас тушь в глаза попала, вам надо гелем очищать ее». Потом она обратилась к другому доктору, сделали КТ и выяснилось, что у неё серьёзное заболевание. Также и здесь. Действительно, можно сказать женщине, что это твой крест.

Но надо объяснить, что такое крест. Один миссионер говорил, что любое действие «вне» должно сопровождаться осмысленностью «внутри». То есть, активность коры должна уравновешиваться подкорковыми структурами. Если женщине сказать, что это твой крест, и она просто несёт эту ситуацию, она может сломаться.

Но мы можем объяснить, что в рамках земной жизни формируется то состояние, которое мы заберем с собой в вечность. Если мы не несём каких-то духовных подвигов, которые питают и очищают душу, наша душа заражается страстями, и мы с этим багажом перейдем в вечность. Мы понимаем, что Господь по своему милосердию может нам дать тяжёлую ситуацию, которая вычистит из нас какую-то внутреннюю спесь. Если мы самостоятельно не двигаемся в духовной жизни, мы должны потерпеть внешнее. И женщине, которой говорят: «Неси свои крест», можно объяснить это.

Тогда бывает, что человек осмысленно выбирает нахождение в тяжелой ситуации, но это уже его не ломает, а развивает дальше. Царь Давид, когда впал в прелюбодеяние и убийство, и его начал оскорблять Семей, сказал: «Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». Комментируя данную ситуацию, преподобный авва Дорофей ставил вопрос. «Мужу ли убийце говорил Бог, чтобы он проклинал пророка? Как, ужели Господь сказал ему сие? Но пророк, имея разум духовный и зная, что милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды, сказал: “Оставите его проклинати мя [Давида], яко рече ему Господь” (2 Цар. 16, 11). Для чего? “Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его” (2 Цар. 16, 12). Видишь ли, как разумно поступал пророк? Посему-то он и остановил хотевших отмстить проклинающему и говоря: «что мне и вам, сынове Саруины? Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему…» (2 Цар 16. 10)[5].

Грех деформирует сознание, и нужны усилия для его преодоления. Человек или сам выравнивает это искажение, или что-то терпит из вне.

О том, как ситуация совместной жизни с зависимым человеком может быть рассмотрена с позиции христианского мировоззрения, – в слове перед молебном (после молебна слово продолжилось) «О болящих, о здравии».

Люди должны решить сами

Приведу здесь совет одного духовника, который говорил, что вопрос о разводе надо оставить на усмотрение женщины. Был такой случай, когда человек сигнализировал о том, что ему тяжело, у него было много работы, может ещё какие-то проблемы, а ему отвечали, что с креста не сходят, с креста снимают. В итоге он зарубил супругу топором и вывез в лес. Человек был на грани и сигнализировал об этом. И, конечно, хорошо вспоминать имя Божие в своих ответах; но в то же время важно замечать, вникаем ли мы в ситуацию другого человека настолько, чтобы не получилось, что мы имя Божие вспоминаем как бы всуе.

Ещё одна из проблем американских технологий, что они переиначивают любое нормальное качество. Если ты переживаешь за близкого человека, значит, ты созависимый, если мужа не бросаешь, значит, идешь на поводу у абьюзера. Если ты хочешь кому-то помочь, тебя называют спасателем или подозревают в нечистых намерениях, или тебе объясняют, что у тебя низкая самооценка, и ты пытаешься компенсировать ее с помощью других. Дескать, если бы у тебя была высокая самооценка, тебе не надо было никому помогать. Эти системы настолько всё переинтерпретируют, что просто-напросто отметают христианское понимание ситуации. Самое страшное, что эти технологии внедряются в православные приходы под видом помощи людям.

Человек хочет получить ответ, основанный на христианском мировоззрении, а получает какие-то антихристианские советы. Естественно, у него возникает протест, инстинкт самосохранения сигнализирует ему, что что-то не так, а ему говорят, мол, ты непослушный, у тебя отрицание, инфантильная позиция.

По поводу чувства вины

Что делать с чувством вины, например, когда пьющий муж говорит жене, что это она во всём виновата. Христианская идея учит нас здоровой рефлексии. Надо посмотреть не было ли в этой ситуации в чём-то и твоей вины, потому что одной ладошкой не хлопают. Бывает, что по-сути мы сказали что-то правильное, но не тем тоном или не в то время.

Я как-то простыл, и мне мама сказала, чтоб я не вставал с постели, а я для самоутверждения ответил, что нормально себя чувствую. А потом понял, что не прав, мама же переживала, можно было объяснить, что выпил лекарство и хорошо себя чувствую, если мне будет хуже, я, конечно, лягу. Вроде я сказал справедливые вещи, потому что лежать – это ещё хуже, будет больше тревожных мыслей от того, что ты бездельничаешь. Но я не учел, что материнское сердце волнуется.

Неверно христианскую культуру называть культурой неврозов. Это подход, при котором многообразие душевных переживаний сводят к упрощённой схеме (одна медийная персон называет веру путем к невроз[6]; разбор ее видео готовиться к публикации в виде нескольких бесед цикла «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря» (часть 6), пункты 30–40).

В этой схеме, если ты рефлексируешь, значит ты – невротик, а если ты прёшь вперёд, как танк, значит ты – здоровый человек. Мы же понимаем, что есть и больная рефлексия, когда человек что-то сказал, никто вроде не обиделся, а он в себе это будет долго крутить. Но это другая история. При здоровой рефлексии человек осмысливает неправильность своего поведения и исправляется, на следующем витке он поступает иначе.

Бывает, мы оцениваем, что мы делали не так, и это наслаивается на фразу извне, что мы виноваты во всём, и происходит короткое замыкание. Здесь упрощенная система предполагает убрать саморефлексию, отключить её, избавиться от чувства вины. Но это ошибочная стратегия, потому что мы, ломая в себе рефлексию, теряем возможность правильно оценивать ситуации в будущем.

Приведу один пример. Как-то был на службе в чужом монастыре. Ко мне подошёл человек в измененном состоянии сознания, видно было, что он под воздействием наркотиков. Он сказал, что хочет исповедоваться. Я ему говорю, что я не могу его исповедовать, я должен взять разрешение у местного священноначалия. Он меня прервал и сказал, что он, мол, – с чистой душой, а я какую-то политику развожу. Я вижу, что, он «на взводе» и попросил подождать, мол, найду епитрахиль и исповедую. Этот человек обругал меня и ушёл.

Я был очень расстроен, мне казалось, что я не так с ним себя повел, если бы я был более тактичным, может быть, этого и не произошло бы. Я позвонил своему духовнику и сказал, что смутился. Он говорит: «Что ты погружаешься, ты же видел, что человек находится в измененном состоянии сознания?»

В случае с мамой было неважно, кто из нас был неправ. Главное, что материнское сердце страдает, она хотела как лучше.

Следование упрощенной системе приводит к разрывам социальных контактов, к формированию психотизированного поведения. Потом понял, что с мамой не надо быть таким прямолинейным, можно было и ее не обидеть, и своё устроить. Я не хотел ложиться, хотел что-то почитать. Можно было так с ней поговорить, чтобы и она была утешена и своё сохранить. Кто-то скажет, что мама созависимая, надо думать о своём, а она думает о взрослом сыне.

В ситуации, когда происходит такое наслаивание, разобраться самому сложно, надо посоветоваться с хорошим духовником. А если его нет, надо проверить свою совесть, если она говорит, что в наших действиях не было намерения смутить человека, то не крутить эти мысли в голове.

Есть большая разница между духовником и психологом, потому что успокоение приходит не от того, что кто-то нас обезболил или санкционировал ситуацию. Например, в случае с молодым человеком духовник вывел меня к пониманию духовного закона: не ищи порядка в тех, у кого всё в беспорядке. Человек, находящийся в измененном состоянии сознания, найдет, чем тебя оскорбить, к чему придраться. То есть, при любом раскладе, как бы ты себя не вёл, можешь оказаться виноватым.

Как-то мы шутили с моей знакомой, когда обсуждали все эти американские системы. Мы с ней говорили по телефону, и у меня выпал беспроводной наушник. Я говорю ей, что выпал наушник, а она говорит: «Отец Прокопий, у вас, наверно, уши такие же, как у меня, потому что мои тоже выпадают». А я иронизировал и, имитируя американскую систему, говорю, что она хочет сказать, что у меня плохие уши. Она ответила, что купит мне другие наушники. А я говорю, что она хочет сказать, что у меня нет денег, чтобы самому их купить. Это была ирония, но бывает, что люди именно так и реагируют на ситуации.

Мой знакомый подарил дорогой крем одной женщине, и она сказала, что в своем доме подарки делает только она. В общем, её оскорбил этот подарок. Может, она подумала, что он подарил ей крем, потому что хочет подчеркнуть, что у неё нет денег самой его купить, или что она плохо выглядит. То есть, человек при любом раскладе будет всё воспринимать искаженно.

Нередко женщина слышит советы, мол, что ты терпишь этого алкоголика, ты молодая и красивая, много еще «мужиков» найдёшь. Но мы ищем совет не для того, чтобы другой оправдал какой-то наш поступок. Не для того, чтобы таким оправданием заглушить чувство вины.

Джудит Герман отмечает, что человеку не поможет, если сказать ему, что он ни в чём не виноват, но также бесполезно сказать, что он во всём виноват. Она правильно отмечает, что, когда мы говорим человеку, что он ни в чём не виноват, он воспринимает такой ответ, как то, что мы отказываемся вместе с ним пройти мучительные лабиринты моральных дилемм. Опыт показывает, что дети, которые подверглись сексуальному насилию, тоже чувствует себя виноватыми. Бесполезно убеждать их, что это не их вина. Этим детям нужно не прощение, им нужна справедливость. Им важно понять ситуацию и по-честному её разобрать.

Долго всё это объяснял, потому что этот ответ и есть комментарий к теме ведения. Не просто понимание ситуации, в которой вы оказались с пьющим мужем, а осознание того, что у человека есть душа, что душа в рамках земной жизни формирует то состояние, которое заберет с собой вечность. Когда у нас есть правильное представление о том, кто такой человек, мы можем рассудить, что в данный момент в нас говорит: голос разума, голос совести или подавленная позиция на уровне людей, которых в концлагерях сделали с рабами.

Бывает, мужчина абьюзер, а женщину обвиняют, мол, ты ничего не сделала, чтобы понять его. Или пытаются убедить женщину, что рефлексия – это просто сформированный внутри голос матери, что мама в детстве унижала ее и теперь она травмирована. И поэтому надо отсечь чувство вины[7].

Внутри нас есть голос ангела-хранителя, голос совести, который является голосом Божиим, также демон-искуситель может что-то нам нашептывать. Может быть такое, что внутренний голос говорит тебе, что ты ничтожество, и у тебя ничего не получится, и это может быть основано на негативном опыте прошлого. Также внутренний голос может быть и разумным. Если мы не прислушиваемся к разумному внутреннему голосу, к разумному пониманию, которое говорит о наших ошибках, мы не развиваемся.

В одном из ответов разбирал книгу Рэя Далио «Принципы. Жизнь и работа». Первая половина книги, где он размышляет о жизни, эволюции, в том числе и немного об эзотерике, спорная, он всё-таки финансист и не силён в этих областях, но вторую половину книги считаю хорошей, потому что автор путем больших потерь, методом проб и ошибок нашел путь и принципы, которые помогают его сообществу функционировать. Эти принципы практически идентичны христианским, евангельским. Далио говорит, что самое драгоценное, что тебе может дать коллега, – это знание твоих ошибок.

Ответ «Бизнес. Что можно почитать предпринимателям, которые хотят совместить этику и бизнес».

Это очень ценное знание, потому что, преодолевая собственные недостатки, мы развиваемся. Американизированные системы пытаются в человеке отключить самокритику, чтобы создать в нем некую матрицу, мол, ты самодостаточный, автономный, не нуждающийся в самоисправлении, что ты должен принять себя, полюбить себя и зафиксироваться в этом состоянии. Но это и есть та самая катастрофа, которая происходила с заключенными в концлагерях[8].

Некоторые узники пытались преодолеть тяжелую ситуацию уходя в грёзы. Современная аддиктология говорит, что человек, пытаясь преодолеть негативную ситуацию через нарциссические фантазии о себе самом, приходит к разрыву с реальностью.

См. главу «Постскриптум. Комментарии на тему «забывания» и «стирания» травматического опыта и внедрения новой идентичности» из текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», часть 4.2 «Посттравматический рост и преодоление моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта».

Женщине, страдающей от жизни с пьющим мужем, говорят: «Ты автономная, самодостаточная, ни с кем не считайся, не рефлексируй, ты – самоценность». В итоге она освобождается от мыслей о муже, но вместе с этим теряет контакт и со всеми остальными, с родственниками и детьми, потому что она лишается способности понимать реальность, чтоб как-то в ней функционировать.

Я бы посоветовал женщине для выхода из затравленного состояния начать развиваться, читать, может взять на себя какое-то молитвенное правило. В критических ситуациях, в скорбных состояниях хорошо читать чин двенадцати псалмов (о чине, о том, как немного сократить, плюс описание реальной истории, потекшей в конструктивное русле после чтения чина, – в посте «Чин 12-ти избранных псалмов») или какой-то акафист. Когда мы молимся, Господь входит в нашу жизнь, меняет и ситуацию и нас.

Обращение ко Христу и внутренняя опора

У меня был опыт зависимости. В те годы я не имел правильного представления о жизни, я не понимал, что нецеломудренное поведение, наркотики, постоянная ложь, унижение других, – всё это загоняет тебя в бездну. У меня началась депрессия. Я делал всё, чтобы депрессия развивалась. Я себя не оправдываю, но мне казалось, если будешь жить, как герой какого-нибудь блокбастера, у тебя будет успех, всё будет классно в твоей жизни.

Я как-то услышал колокольный звон и зашёл в храм. У меня было очень тяжело на душе: на каком-то этапе у меня пропали все эмоции, меня ничего не трогало, ни хорошее, ни неплохое. В храме я подошел к священнику и разрыдался. Он подвёл меня иконе Христа и сказал, чтоб я «просил». Я потом ругал этого батюшку, мол, я к нему с открытой душой, надеялся, что он мне что-то объяснит. Потом, когда я сам стал священником, то понял, что пришел не в то время, шла исповедь, была огромная очередь. Так как я в то время Христа не знал, совет священника для меня оказался пустым. Но сейчас я понимаю, что он был правильный, потому что даже тогда, когда я, не зная Христа, просил Господа вернуть мою душу, Он меня услышал.

Закрутилась цепочка событий, которые я считал угрожающими, опасными и неприятными для себя. Но, которые на самом деле меня привели к тому, чтобы мне стать тем, кем я стал. Я очень благодарен Богу, что была вся эта цепочка обстоятельств в моей жизни, потому что иначе я бы не исправился и продолжил бы жить в суете.

Бывает какая-то внутренняя проблема вскрывается, и естественно у человека возникает на нее реакция. В гомеопатии считается правильным, если ты в начале лечения покрылся нарывами, потому что это внутренняя грязь выходит наружу. Вот такие нарывы бывают и в социальном пространстве.

Не столько отсечение, сколько мысль об обстоятельствах, которые могут помочь

Много раз помогал одному своему знакомому, когда он просил прислать ему денег, и каждую передачу купюр сопровождал советами, но он их игнорировал. Я пришёл к выводу, что критические ситуации, голод приведут его к пониманию лучше, чем чьи-то слова. Я не к тому, что мы должны заставлять человека голодать, мы с ним говорили по-всякому, и раз человек не слушает людей, значит его будут смирять обстоятельства.

У духовных авторов мне встречалась такая мысль, что, если ты не готов смиряться сам, значит тебя будет смирять жизнь. Но из этого не следует, что мы сразу должны отсекать от себя человека, пусть, мол, живет, как хочет. Это эгоистическая позиция.

Приведу такую метафору. Когда у ребёнка не очень высокая температура, не надо ее сбивать, потому что так организм пытается выйти из болезни. Когда мы сбиваем температуру, мы лечим не ребенка, а свою тревожность[9]. Надо учиться болеть с ребёнком молитвенно. И также надо научиться понимать, когда наша помощь не приносит человеку пользы, а не просто его от себя отсекать.

Бывает даже такое, что человеку лучше будет отсидеть в тюрьме, чем кто-то каждый раз его будет вытаскивать из каких-то ситуаций, потому что кроме тюрьмы, ничто другое, его уже остановить не может. Это для него единственная возможность спастись и в плане социальном, и в плане вечности. Он столкнётся с последствиями своего выбора, и мы не поможем ему сейчас материально, но молитвенно всё равно будем с ним.

Иногда говорят, что человеку нужна критическая точка, чтобы он изменился. Здесь надо быть аккуратным. Мы же не всемогущие и не всеведующие. Когда мы сами создаём критическую точку, последствия могут быть непредсказуемыми, надо полагаться на волю Господа, на его промысел.

Что касается вашего мужа, если он хочет восстановить отношения, сохранить семью, он должен быть готовым к определенным шагам (например, уехать на полгода в реабилитационный центр). То есть, вы согласны во всём ему помочь и принять его, но и он должен показать, что готов на конкретные шаги.

Одна знакомая рассказывала, что когда сын проходил реабилитацию, то в этом участвовала вся семья. Родственники изучали методы манипуляции, не чтобы манипулировать зависимым, а чтобы отсекать попытки зависимого манипулировать близкими людьми. При этом сын в письменной форме просил родных ему помочь, а со своей стороны давал обязательство посещать занятия. Также он писал, что не будет иметь никаких претензий, если нарушит договоренность и вернется к прежней жизни. Конечно, расписка не гарантирует, что он исправится, но пока он ее пишет, будет хоть пять минуты рефлексии с его стороны.

Договор рассматриваю не с точки зрения американской популярной психологии, которая строится на внедрении в человека определенного алгоритма. У них эти договора носят эгоистический характер. Моя знакомая предполагала позицию личности и осмысления. Она этим говорила сыну: «Дай мне возможность тебе поверить и помочь, потому что по всем показателям, я не должна тебе помогать, но так как я христианка, то жду от тебя какой-то зацепки. Дай мне хоть одну зацепку, чтобы я могла принять участие в твоей жизни. Может я иду на самообман с этими расписками, но я хочу надеяться, что это сыграет свою роль. Потому что, если этой расписки не будет, я не буду принимать никакого участия в твоей ситуации».

История женщины приводится в главе «История 6.3. “Мы обратились в организацию Ненорма”» из текста «КОНЦЕПЦИЯ материалов о преодолении ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, подготовленных иеромонахом Прокопием (Пащенко)», часть 3.6 «Истории и комментарии. Социальное отчуждение».

В отношении некоторых спорных пунктов, которые транслируются центром, описанным в истории, даются комментарии в том же тексте, в главе «Комментарий к истории №6.3 иером. Прокопия (Пащенко)».

Это к тому, что надо дать человеку на один шанс больше. Вот и вы своему мужу скажите, что, если он любит вас и хочет семью сохранить, то вы готовы его поддержать и ему помочь при условии, если с его стороны будут предприняты конкретные шаги.

Опыт центра Святого Василия Великого показывает, что реабилитация занимает не меньше шести-семи месяцев. В этот центр попадают парни, которые находятся в конфликте с законом. Им нужно минимум семь месяцев, чтоб начать мыслить иначе. Три-четыре месяца уходит только на то, чтобы человек отошел от прежнего образа мыслей. Когда они уходят из преступной и наркотической среды, минимум через пару месяцев они становятся способным с другой стороны посмотреть на реальность, и еще столько же времени уходит на приобретение новых навыков. Поэтому реабилитация занимает минимум семь месяцев. Никто не хочет человека насильно там держать, но за два месяца человек даже понять не сможет, что он не прав.

Если ваш муж согласится на реабилитацию, предоставьте ему такой шанс. Попробуйте всё забыть и начать заново. Конечно, совершенно забыть невозможно. Но выбросить человека за борт, даже не вступая с ним в разговор, тоже неправильно. Если он вас послушает, значит любит, ценит и надо дать ему шанс.

Приложение. «Секты в США»

Секта сайентологов, основанная в 1950 году американским писателем‑фантастом Лафайетом Роном Хаббардом, выпустившим книгу “Дианетика, или Наука о счастье человека”. 

«Дети Бога» (секта «Семья» или «Семья любви») была создана в Калифорнии (США) на волне движения хиппи и вначале прославилась тем, что ее сторонники срывали богослужения в традиционных протестантских деноминациях. Родоначальником этой секты был Дэвид Берг (1919 - 1994 гг.).

Секта «Харе Кришна». Ее основал переехавший в 1965 году в Нью‑Йорк индийский проповедник Прабхупада. Суть учения ‑ вера в Бога Кришну, достижение “Сознания Кришны”. Проповедник умер в 1977 году. К этому времени секте принадлежало около 40 храмов только в США.

Муниты. Секта эта (официальное название ‑ Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства) была создана в 1954 году в Корее Сан Мен Муном, который в конце 50‑х годов посылает первых миссионеров в США.

«Церковь Христа» ‑ наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка, основанная в Бостоне в 1979 году пастором Кип Мак Кингом. Секта провозглашает, что Библия даёт ответ на все жизненные вопросы. Целью секты является всеобщая евангелизация планеты Земля и возвращение к нормам церковной жизни 1 века христианской эры.

Сатанинские секты. Движение зародилось в конце первой половины ХХ в. в США, откуда распространилось по всему миру. В США действует более 1000 сатанистских сект, среди которых секты “Тысяча первая церковь Трапезонда” (Сан‑Франциско), “Церковь последнего суда” (Лос‑Анджелес), “Общество Асмодеуса” (Вашингтон), “Международная Ассоциация ведьм и колдовства” (Нью‑Йорк), “Золотой Рассвет” (или “Золотая заря”, Нью‑Йорк), “Новый Реформированный Ортодоксальный Орден Золотой Зари” (основан Эйданом Келли), различные группы культа вуду (языческий культ вест‑индского происхождения), секта палладинов (культ Афины Паллады, их главой в прошлом веке был Альберт Пайк), культ Исиды, культ Кали (Кали ‑ богиня зла, обычно изображаемая жаждущей крови, с высунутым языком, серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов), сатанистские группы роккеров “Истинные поклонники сатаны”, “Творцы гробов”, “Шутники ада”, “Ангелы ада” и другие. Известной сатанистской сектой в США является “Церковь сатаны” Антона Ла Вея, зарегистрированная в Сан‑Франциско и насчитывающая до двух тысяч членов. 

Широко известен “Храм сета” (Temple of Set), основанный бывшим членом “Церкви сатаны”, в прошлом ‑ подполковником армии США, Майклом Акино. “Храм сета” является более элитной и законспирированной организацией. Интересно, что в последнее время “Храм сета” официально просит не считать его сатанистской организацией. 

Общество Друидов”, официально занимающееся использованием ведовства в благотворительных целях. В начале 60‑х годов подростки в штате Миннесота, в знак протеста против обязательного посещения религиозных служб в школах, придумали организацию под названием “Друиды ‑ реформаторы Северной Америки”.

В ХХ веке США возникло и действует более двух с половиной тысяч апокалипсических сект и экзотических учений, эксплуатирующих идеи конца света, некоторые из которых печально прославились массовыми самоубийствами своих приверженцев. Самыми известными из них являются:

Секта «Ветвь Давида». Ее лидера Дэвида Кореша, объявившего себя Спасителем и предрекавшего конец света, преследовала полиция, и он укрылся в своем доме вместе с наиболее верными последователями. Дом окружили подразделения ФБР и держали в осаде почти два месяца. 28 февраля 1993 года начался штурм здания. Как только прогремели первые выстрелы, последователи Кореша подожгли дом. Под обломками, в пламени и от пуль погибли 76 человек, в том числе - 21 ребенок.

Секта «Храм Людей» была основана в Калифорнии Джимом Джонсом. Спасаясь от полиции, секта перебазировалась в Южную Америку, в Гайану. Джонс проповедовал, что если его последователи умрут вместе и сразу, то их души переселятся на другую планету. В 1972 году 638 взрослых и 276 детей совершили массовое самоубийство.

[1] Концепция созависимости возникла в 1940-х годах ХХ века в контексте лечения людей от злоупотребления психоактивными веществами в США. Для определения близких отношений, один из участников, которых страдает от зависимости, возник термин «созависимость». Считалось, что человек употребляющий ПАВ, провоцирует своего партнера вести себя определенным образом, т. е. созависимость определялась как модель поведения. Считалось, что в созависимости можно выделить два уровня: внутриличностный и межличностный и лишь целостный взгляд на созависимость, объединяющий эти уровни ее проявления, может способствовать ее точному определению и адекватному изучению.

Сегодня термин «созависимость» получил широкое распространение в практикоориентированных областях медицины, наркологии, психологии, социологии, педагогики и других науках. Однако имеются сложности с однозначным научным обоснованием этого конструкта. На строгости определения созависимости сказывается его «размытость». В целом, исследователи выделяют разные аспекты созависимости, а единое определение этого концепта на сегодняшний день отсутствует.

[2] Французская журналистка Франсуа д’Обонн метко подметила причины взлёта популярности сект в США и Европе: «Экономический крах, растущая безработица или однообразное, скучное ремесло, оплачиваемое грошами, бесцветная, скучная жизнь, на фоне которой любой сектантский ашрам или кооператив кажется “землей обетованной”, – вот всему причины… Виной не только экономический кризис, но и жажда иной жизни, пусть даже не столь состоятельной… Недостаток семейного или общественного понимания делает еще более мощным это желание общения, стремление к полезности и нужности. Присоединиться непонятно к кому, непонятно где и зачем, но ни в коем случае не быть одиноким, любой ценой обрести смысл жизни! Найти свое истинное ”я”!»

[3] Татьяна Танк в книге «Моя токсичная семья: как пережить нелюбовь родителей и стать счастливым».

[4]Д/ф «Мудрость сокрытая в травме» (2021).

[5] См. поучение седьмое из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[6] Психолог Вероника. Есть ли жизнь после смерти? Зачем мне бог? Психотерапия.

[7] Тодоренко Р. А что ты сделала, чтобы помочь?

[8] См. главу «Правило 5. Уйди в грезы и фантазии» из статьи Ильи Латыповв «Личность против системы: 2 стратегии», Часть 2.

[9] Емельянова Н. Главный секрет педиатрии. Лекарство «Жароповышающее».