Эго-стратегия. Жить для себя или как-то иначе. Ч. 1
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  16.01.2025.



Батюшка, Христос Воскресе!

Две мысли про призвание – то, что стало для меня понятным.

Когда люди говорят, что ищут «высокое призвание», на самом деле они часто ищут не само призвание, а то особое маниакальное состояние, которое когда-то переживали. Сужу по себе: когда тебе 20–25 лет, депрессивных состояний почти нет, есть только маниакальные – и те длятся долго: месяц-два. Почему? Да потому что здоровья вагон. Даже если случаются упадки, они короткие – день-два. А вот когда тебе 30–35–40, ситуация меняется: депрессии становятся тяжелыми, потому что человек не может уже войти в то состояние подъема, которое помнит. А если и удаётся его достичь, то оно быстро проходит. Когда ты на пике, «всё прет», ты горишь одним делом, можешь работать 24/7, все получается. В зрелом возрасте этого уже нет – и отсюда пустота и тоска.

Ещё один момент: призвание может служить оправданием. Что такое настоящая жизнь? Это жена, дети, собака, болеющие родители, храм, соседи, знакомые, которые просят о помощи. Это поездки в неудобное время, траты за свой счёт, мелкие дела, которые кажутся глупыми, но нужными.

А теперь посмотрите: как легко от этого всего отказаться, когда у тебя есть «призвание». Какое призвание? Например, ты руководишь крупной компанией, зарабатываешь деньги, от тебя зависят тысячи людей, ты даёшь им работу. Вроде бы великое дело. Но сколько фильмов снято про таких людей, у которых семья разваливается, жена уходит, забирает детей, а он в этот момент сидит на совещании. Почему? Потому что «важно»: выпускают новый продукт, какую-нибудь очередную Барби. И это оправдывает: ты упрощаешь себе жизнь, говоришь: «Вот моё призвание, Господь меня сюда поставил – сорян, всем, я занят».

Я недавно слушал Чернышенко, руководителя Петербургской капеллы. Ему 90 лет, и он сказал: «Я воспринимаю руководство капеллой как поручение. Господь поручил мне это дело». Он глубоко верующий человек, и это мне очень понравилось: он не поднимает градус ажиотажа вокруг призвания.

У тебя есть дети – это тоже поручение. Есть соседи, община в храме – это тоже поручение. Всё это – от Бога. И ты занимаешься этим ровно настолько, насколько можешь, по силам. И когда он говорил о своей работе, я не услышал от него никаких пафосных слов про великие свершения. Только простые, но очень правильные вещи.

О том, как совместить работу и жизнь, в том числе, духовную, - см. в книге (в 2-х томах) «Работа и духовная жизнь»: Часть 1, часть 2.

Человек без тормозов

О ориентации на self-стратегию и некоторых последствиях таковой – в беседах из цикла «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам»:
23.3. Социальные отношения vs self-made-psy индустрия. Часть 1 | слово к молебну;
23.4. Социальные отношения vs self-made-psy индустрия. Часть 2 | слово к молебну (с видеорядом).

Одна женщина рассказывала про свою знакомую, которая болела раком. Она прошла несколько курсов химиотерапии, изменила образ жизни и мышления. Просто решила, что нужно жить для себя, двигаться только к тому, что лично ей кажется положительным. Более того, у неё есть принцип: те, кто рожают больше двух детей, психически нездоровы, потому что, по её мнению, с большим количеством детей невозможно справиться.

Я знал человека с похожим мышлением. У него есть маленький ребёнок и взрослый сын, который вырос полным эгоистом – вероятно, под влиянием воспитания. Родители глубоко увлечены разными эзотерическими практиками, такими как расстановки по Хеллингеру и подобные методы. Когда люди считают, что их «Я» находится вне какой-либо нравственности и морали и думают, что таким образом воспитают победителя, очень часто вырастает не победитель, а человек без тормозов.

Однажды у меня состоялся разговор с американцем, который путешествует по миру, снимает документальные фильмы и берёт интервью у представителей разных религиозных традиций. Кстати, он рассказывал, что больше всего его впечатлило общение именно с православными. Во время разговора он отметил одну важную вещь: ни в одной из этих систем он не нашёл настоящей трактовки любви. И затем он подробно рассказал, в чём, по его мнению, заключается главная проблема.

Школьнику говорят: «Ты супер», в институте снова повторяют: «Ты супер». И такой человек выходит во взрослую жизнь с примитивным убеждением: стоит только «топнуть ножкой» – и всё вокруг завертится. Ему внушают: «Твоя ножка – самая главная!» Такой человек выходит работать в большую компанию, где трудятся тысячи людей, – а его представления о жизни по-прежнему примитивны. Ему кажется, что стоит начать психологически давить – и все сразу подчинятся. Но жизнь быстро расставляет всё по местам: вместо подчинения люди могут просто «дать по голове». Ребенок вырос, а что делать, если ему не только не подчиняются, но ещё и сопротивляются, – он не знает. Для него это катастрофа. Человека, который не хочет смириться в общении, смиряют люди и обстоятельства.

Ребенок, выросший в семье с доктриной «жить нужно для себя», знает только свои цели. С теми, кто способен его «отбрить», он подбирает слова, старается быть корректным. Но там, где отпора нет, – он гнёт свою линию без оглядки. Ребенку моих знакомых много помогал в учёбе его родственник. И, когда он получил хорошие отметки, стал радостно всем рассылать сообщение: «Результат достигнут!». Однако родственнику, который помогал, даже не сказал спасибо и не сообщил, что их общая работа завершилась.

Что значит «жить для себя»? Как человек вообще себя воспринимает?

Если у тебя есть совесть, есть принципы, высшие смыслы, то ты понимаешь: твоё личное неразрывно связано с целостностью жизни, с полнотой. Ты не мыслишь себя вне этой полноты и понимаешь: твоя главная задача – сохранять связь с образом Божиим, со всем тем, что питает душу. Это понимали даже узники концлагерей. Бруно Беттельхейм, хотя и был неверующим, писал, что есть черта, за которую нельзя переступать. Иначе теряешь смысл жизни, даже если выживаешь физически.

Человек, заболевший раком, оглянувшись на свою жизнь, понимает: он трудился ради денег, машин, квартир, жил лишённый высших смыслов, никого не любил, душу ничем не питал. И теперь возвратиться к прежней жизни он не готов. Его жизнь ещё не сложилась, и теперь надо учиться жить иначе – в контексте полноты. И это уже шаг в сторону конструктивного, настоящего пути.

Жизнь в горизонтали

Когда у человека нет внутренней вертикали и он живёт только на уровне горизонтали – сон, еда, работа, – его жизнь постепенно сводится к выматывающему циклу. У него есть семья, и с утра до вечера он что-то для нее делает – работает, решает бытовые вопросы, выполняет обязанности. Но лишенная контекста любви деятельность превращается в бесконечный механический труд, смысла которого он уже даже сам не понимает. И однажды такой человек говорит: «Буду жить для себя». Заниматься йогой, бегать по утрам, уделять внимание «саморазвитию». На первом этапе это действительно может дать ощущение свободы и даже прибавить сил. Но со временем такой образ жизни не приводит ни к чему хорошему.

Без духовного и культурного возрастания всё вырождается в очередной виток горизонтальной жизни. Даже популярная теория осознанности здесь не помогает. Коучи твердят: «Будь осознанным», – но что значит осознанность без вертикали? Съесть утром любимый йогурт, выйти на пробежку и абсолютно не задумываться о том, что чувствуют и думают близкие. «Теперь я живу для себя». Но на каком-то этапе все это ломается. Пока тебе до сорока, в такой жизни ещё можно найти интерес, но рано или поздно ты понимаешь, что пробежки и йогурты больше не дают прежних эмоций. Наступает пустота и усталость.

Как-то мне довелось лежать в больнице Святителя Алексия. Рядом со мной был очень брутальный мужчина, который, судя по всему, многое повидал в 90-е. В этой же больнице находился священнослужитель, который курировал по своей епархии многодетные семьи и рассказывал о своём служении. Когда зашла речь о многодетных семьях, брутальный мужчина вспылил: «Плодить нищету…» Священник же спокойно поинтересовался, сколько он лично знает многодетных семей, чтобы так говорить. Оказалось – ни одной. Все его суждения были основаны не на опыте, а на «где-то слышал». Для некоторых многодетные семьи могут казаться безумием, хотя они и представления не имеют о жизни таких семей. «Плодить нищету» – это типичный штамп, который человек повторяет, даже не задумываясь.

Мыслить чужими мыслями

Западная философия веками ставила вопрос: может ли субъект познать объект, то есть способен ли человек постичь реальность. Но здесь возникла путаница. Западная мысль пыталась расчленить действительность, рассматривая разум отдельно от целостного человека. Это была ошибка. Разум не существует сам по себе – он принадлежит человеку. А в человеке есть не только разум: есть инстинкты, страсти, мировоззрение, сформированное эпохой, идеологией, культурой. Если человек, например, заражён идеологией нацизма, то его «познание реальности» неизбежно будет искажено этой призмой. С православной точки зрения всё иначе. Очищая свой разум и сердце, человек может познавать действительность хотя бы в какой-то мере. Сам по себе разум, в отрыве от нравственного и духовного состояния, сделать этого не способен.

Западные мыслители стремились постичь объект, и их философия зашла в тупик. Но Мартин Хайдеггер (1889–1976), немецкий философ, мыслитель XX века, пошел дальше и уже отрицал саму роль субъекта. Поэтому его и называют «финалом» западной философии. Один из ключевых терминов Мартина Хайдеггера в книге «Бытие и время», – Das Man. Переводится примерно как «Они», «Кто-то», «Все» или иногда «безличное мы». Хайдеггер заметил, что большую часть жизни человек проживает не как личность, а как «часть толпы», следуя общепринятым правилам, ожиданиям и шаблонам поведения: «так принято», «все так делают», «кто-то сказал, что так правильно».

Когда человек не делает собственного выбора, то выбор за него совершает Das Man – безликая повестка, «все так делают». Например: «Если у тебя нет телефона определенной марки – ты никто». Так сказала маркетинговая кампания. «Плодить нищету» – это типичный Das Man: штамп, который человек повторяет, даже не задумываясь.

А священник ответил иначе: «Если рождаются дети, то их даёт Господь, и вместе с ними даёт силы воспитывать». Ответ на вопрос, хорошо или плохо иметь много детей, невозможен в отрыве от конкретной семьи. Если в семье есть любовь, забота и адекватная картина мира, то дети помогают родителям и друг другу, и тогда большая семья становится благом. Но если любви нет, то всё иначе.

Одна женщина, например, рассказывала, что, когда была маленькой, хотела пойти на школьный праздник, но мама остановила: «Заткнись и делай, что сказали – нужно нянчить младшую сестру». Это не любовь, а эксплуатация. Тогда старший ребёнок либо уходит из дома, как только подрастет, либо, если речь идет о девочке, выходит замуж за кого угодно, лишь бы сбежать.

Дети

Но когда дети растут в любви – они сами хотят помогать младшим. В семье знакомого священника пятеро детей, и старшие буквально души не чают в младших. Между ними удивительная взаимная дружба: каждый помогает другому. Конечно, случаются и конфликты – дети все разные: один более созерцательный, другой более активный. Но именно в этом и красота: быстрый учит медленного действовать, а созерцательный помогает активному взглянуть на жизнь глубже и сознательнее.

Когда у пары нет детей не по их вине, Господь даёт им возможность развиваться через любовь к другим людям. Если же, например, бесплодие возникло после аборта, но женщина искренне раскаялась, то Господь – по вере и милости Своей – может дать ей иной путь для духовного возрастания. Конечно, за Бога мы решать не можем, но позиция чайлдфри, сознательного отказа от детей, неизбежно ведет к печальным последствиям.

Ответ «Чайлдфри. Девушке, которая не хочет иметь детей».

Человек, замыкаясь только на себе и живя в собственной модели, постепенно окаменевает. Дети же буквально вырывают взрослого из его замкнутой системы. Сначала кажется, что счастье – это жить только для себя, «как удобно». Но со временем замкнутая жизнь начинает тяготить: желания превращаются в рутину, радости становятся пресными. К сорока годам у многих возникает ощущение внутренней тошноты от привычного образа жизни.

Взрослый, накопив определённый жизненный опыт, перестаёт видеть новое – он уже всё определил, всё назвал, всё «разложил по полочкам». Жизнь перестаёт удивлять. С детьми всё иначе: они возвращают свежесть восприятия. Да, иногда через боль и напряжение, но именно благодаря им мы вырываемся из замкнутого круга и учимся искать живой контакт с другим человеком – сначала с ребёнком, а потом и с миром в целом. Об этом много сказано в цикле бесед «Искра жизни…».

Комментарий к циклу лекций текст «ИСКРА ЖИЗНИ: Свет, сумерки, тьма» (беседы о развитии творческих сил (в широком смысле этого слова) и о их угасании)».

Одна мама рассказала о своём 14-летнем сыне, о том, что сейчас ей с ним стало сложнее – но в каком-то смысле это вполне естественно. Мальчик взрослеет и ищет своё место в жизни. Главная трудность в том, что он растёт без отца, и теперь матери приходится искать новые способы общения с ним. Она привыкла к одному стилю взаимодействия, а теперь учится подходить к сыну по-другому. Работая в данном направлении, она не только наладит с ним контакт, но и научится лучше выстраивать отношения с другими людьми. Ведь если не искать новые пути, в общении с окружающими она рискует стать словно «танк», который идёт по своей колее, не замечая никого вокруг.

Родители, которые считают рождение детей «безумием» и ставят себе планку не больше одного или двух, нередко выстраивают жизнь так, что ребёнок растёт фактически «один», в атмосфере отсутствия подлинного ощущения семейной любви и тепла. Даже появление второго ребёнка часто не спасает детей от развития эгоизма. Так брутальный мужчина в больнице, который всю жизнь придерживался принципа «жить для себя», осуждая многодетные семьи, теперь переживал из-за отсутствия настоящего контакта с сыном. Он выглядел плохо, а сын приехал к нему с формальным визитом и, казалось, оставался равнодушным, не проявляя никакой глубокой привязанности.

Другие эпизоды в больнице тоже говорили о характере мужчины. Когда один из пациентов разобрал общий чайник, чтобы починить запавшую кнопку, и уже не смог собрать его обратно, все согласились скинуться на новый. Но брутальный мужчина отказался: «Мне чайник не нужен». Тогда один из соседей по палате прямо, но справедливо заметил: «Слушай, брат, это некрасиво – ты ведь тоже пользовался чайником». В другой ситуации, когда его попросили воздержаться от еды перед сдачей анализа крови, он сорвался, разразившись отборной бранью, и стал угрожать медперсоналу самыми неприятными последствиями. Хотя его всего лишь попросили ненадолго отложить завтрак – он не смог сдержать раздражение.

Семью положить ради успеха?

Такая позиция – «жить для себя, плевать на всех – и тогда ждёт тебя успех» –сегодня активно продвигается и поддерживается, в том числе через массовую культуру. Хороший пример – фильм с Робертом Де Ниро «Стажёр», где отражена типичная метамодернистская идея интеграции всего со всем. Фильм начинается с того, что пожилой стажёр занимается йогой (или тай-цзы), а затем устраивается в компанию, которую возглавляет молодая основательница, работающая практически без передышки, 24/7. Муж начинает изменять – ведь дома её почти не видит, и даже в постели она лежит с ноутбуком. В попытке спасти семью и наладить отношения героиня решает нанять генерального директора, вариант, который сохранил бы независимость и полный контроль над бизнесом и позволил бы при этом уделять больше внимания мужу.

Фильм неплохой, но в финале звучит до боли знакомый «американизированный» вывод: ты должен идти своей дорогой, не смотреть ни на кого и делать своё дело. В результате, героиня отказывает кандидату на должность директора, а гармония в семейной жизни восстановлена: муж всё осознаёт и просит дать ему шанс все исправить. Здесь вспоминается мысль Хайдеггера о том, что человек зачастую готов положить жизнь за свою «одежду» – за образы, социальные роли, внешние ценности и формы. И хотя в фильме всё заканчивается благополучно, в реальности подобные истории часто завершаются иначе.

Когда компания разрастается, часто нанимают исполнительного директора, который берёт на себя организационные задачи, но не выбирает генеральную линию, а воплощает уже существующие руководящие идеи, освобождая основателя компании для стратегического и творческого мышления. Это обычная и эффективная практиа.

Но в реальной жизни все сложно, и подобные истории не всегда кончаются хэппи-эндом. Браки распадаются или же сохраняется лишь формальный союз во избежание имущественных передряг, когда настоящая близость уже утрачена.

Американская идея самодостаточной личности часто разрушает реальность отношений. Личность неопределима, и в православном понимании призвание включает в себя ключевую идею: как носитель образа Божьего человек призван к подобию, то есть к уподоблению Богу. Николай Иванович Пирогов писал, что земное призвание человека должно быть соотнесено с вечным. Профессиональная реализация не должна приводить к внутреннему расколу и препятствовать раскрытию личности как образа Божьего. Жизнь на земле формирует то состояние, которое мы «заберём» в вечность.

Мысли Н.И. Пирогова приводятся в одном из текстов, рассматривающим тему призвания, который в числе прочих материалов на данную тему приводится в конце ответа, в приложении.

Протестантская же идея, напротив, часто сводит призвание лишь к реализации себя в профессии – и на этом ставит точку. Мне попадалась мысль одного автора, что в протестантизме человек не может приобщиться к «общественной благодати», поэтому возникает глубокая неудовлетворённость. Отсюда – культ постоянного труда, своего рода рабочий «движ» 24/7, который призван компенсировать отсутствие благодатного переживания.

В фильме «Стажёр» работоголизм показан абсолютной нормой, под лозунгом «двигайся вперёд, не смотри по сторонам». На деле же люди сталкиваются с тяжёлыми последствиями такого образа жизни. Об этом подробно написано в работе «Искра жизни».

Трейдер

Я вспоминаю одного знакомого – жёсткого бизнесмена. После женитьбы он честно говорил жене: «Готов смириться даже с тем, что у тебя будет другой мужчина, только не требуй от меня эмоционального участия. Назови сумму и занимайся своими делами». Эмоциональной вовлечённости он избегал полностью. В итоге его жизнь превратилась в непрекращающееся умственное и телесное напряжение, от которого он не мог избавиться. Только когда крестился и стал жить по заповедям Евангелия, он научился радоваться жизни и работать без изнуряющего гипернапряжения.

У него уже была и квартира, и машина; не хватало только самолёта – но, как он сам говорил, «если бы напрягся, то был бы и самолёт». При этом он оставался несчастным: существовал в постоянном «квадрате трейдера» – алчность, тревога, тщеславие и отчаяние. Он сам признавался: как только что-то удавалось в деньгах, тут же начинал тщеславиться и становился жёстким с людьми; если же не получалось – погружался в отчаяние. Деньги диктовали его эмоции и искажали восприятие реальности: успех воспринимался как должное, а неудачи – как позор.

Про трейдеров даже есть анекдот, который очень точно отражает состояние человека, живущего в постоянном напряжении.

Один трейдер спрашивает другого:

– Как ты себя чувствовал после кризиса на бирже?

– Спал как младенец.

– Неужели у тебя такие крепкие нервы?

– Нет. Плакал, а потом два раза обкакался.

Когда знакомый финансист понял, что в православии есть реальный инструмент обретения внутреннего мира и радости, многое в его жизни изменилось. Раньше, будучи эгоистом, он матерился без меры, презирал людей на дешёвых автомобилях, считая их «ничтожными». У него была дорогая машина, высокое положение, и он видел в других лишь помеху на своём пути. Но со временем он стал воспринимать людей иначе: понял, что марка автомобиля не делает человека ни выше, ни ниже, что их дела тоже важны, а опоздание – вовсе не катастрофа.

Я рассказывал ему историю о купце, который привёз в Оптину Пустынь иконостас. Ему щедро заплатили, но преподобный Амвросий задержал его на три дня, не отпуская домой. Сначала он смирился, но к концу срока уже негодовал: ведь у него срывалась важная сделка. Однако всё обернулось к лучшему: те, с кем он должен был встречаться, тоже задержались, а позже выяснилось, что под мостом его ждали убийцы. Когда один из них умирал, он призвал к себе того самого купца и признался: «Мы три дня ждали тебя под мостом, чтобы убить. Только Божья милость спасла тебя».

Мой знакомый тоже научился по-другому относиться к жизненным трудностям. Стоя в пробках, он стал молиться или слушать радио «Вера». И со временем заметил: он не столько «борется» с желанием материться – само желание исчезло. Изменилась и его система ценностей: он пересмотрел своё отношение к детям, к семье, к жизни в целом. Коллеги укоряли его, что он больше не зациклен исключительно на чтении финансовых новостей, но он только улыбался: жизнь для него приобрела другой смысл.

Без принципов

Опыт показывает, что нельзя выходить на работу, не прочитав Псалтирь. Только так можно избежать ненужных и хаотичных действий: человек должен максимально очищать ум. У моего знакомого это стало получаться – пусть не без потерь, но он научился держаться на плаву. Он рассказывал, как однажды собирался покупать большой дом и общался с мужчиной, живущим по классической модели «для себя»: по воскресеньям – баня с друзьями, будни – только работа, а дети росли сами по себе. В итоге дети выросли без отца и, не чувствуя его нужности в своей жизни, разъехались за границу. А он остался один, бизнес пошёл под откос, банк грозил забрать дом за долги. Он пытался его продать, но, судя по всему, так и не смог. И таких историй – тысячи: человек живёт исключительно для себя, а потом в один миг теряет всё.

В какой-то момент у меня родился стих про игрока, который считал, что поможет ему одно – отсутствие души. Одиночество и убийство в себе любви развяжет ему руки и позволит идти к цели. Но душа не умирает: она трепещет, совесть подает голос. И всё в определенный момент рушится.

Можно вспомнить ролик с основателем движения «Наши» и первым главой Росмолодежи Василием Якеменко. В нем Якеменко обьясняет ведущему подкаста, как нужно перестроить сознание, чтобы заработать миллиард. По его словам, такая инструкция представлена в фильме «Волк с Уолл-стрит». Если у тебя есть красивая сестра и ты хочешь вступить с ней в отношения, понятие «сестра» не должно тебя останавливать. Иначе, когда тебе предложат заработать миллиард, ты найдешь тысячу причин этого не делать.

Не в одиночку

Это крайне спорная позиция. Бизнес невозможно построить в одиночку. С человеком, способным переступать такие границы, партнеры не станут иметь дело. Люди, которые живут без всяких тормозов, со временем настолько раскачиваются, что начинают совершать совершенно дикие вещи. Слава Богу, мы уже не в средневековье и не в лихих 90‑х. Конечно, беспредела хватает и сегодня, но теперь его гораздо чаще пресекают. Я знал одного очень состоятельного и успешного бизнесмена. В какой‑то момент он решил перейти в режим «жизни для себя». Но когда человек разгоняется в этом направлении, начинаются неизбежные вещи: психоактивные вещества, хамство, унижение других. Мне также рассказали историю о предпринимателе, который, если ему что‑то не нравилось, отдавал охране приказ вымазать человека зелёнкой или даже избить. Так как он приносил некоторую пользу определённым людям, на его беззаконие закрывали глаза. Но в какой‑то момент он обидел человека, кого лучше было не трогать, и в результате привлёк к себе пристальное внимание органов со всеми вытекающими последствиями.

Мой знакомы трейдер в свое время до такого ещё не дошёл, но явно двигался по этой дороге. Первый тревожный звонок прозвенел, когда он, выехав из автосалона на очень дорогом автомобиле, почувствовав себя «выше других»: «Вот он я! У всех машины классом ниже». Немного протаранив кого‑то, он даже не посчитал нужным остановиться. Пострадавший подал заявление, и владельца новой машины на время лишили водительских прав.

Страдания

Это был первый сигнал, что пора притормозить. Дальше – больше. У него началась бессонница и дикая тревожность. Любая новая родинка вызывала панику, казалось, что он умирает. Дошло до того, что он перестал выходить из дома. Врачи в лучших клиниках пытались его лечить, но безрезультатно. Однажды она услышал от священника: «Ты будешь страдать столько, сколько мучил свою жену». И тогда он понял: не всё в этой жизни можно купить за деньги, в том числе и здоровье.

Я поделился с ним словом из книги преподобного Исаака Сирина («Слова подвижнические», слово 79): Господь отнимает у гордых силу терпения, и они оказываются в руках малодушия, сталкиваясь с ситуациями и переживаниями, которые превосходят их силы. Но Исаак Сирин даёт надежду: насколько глубоко в тебя проникают эти искушения, настолько же глубоко в тебе укоренилась гордость – и именно осознав это, ты можешь начать путь к исцелению.

Пока человек молод, ему может казаться, что принцип «я живу для себя» и движение к успеху любой ценой – правильный путь. Но с годами приходит понимание: у депрессии тоже есть своя вершина. Современные авторы пишут: многие тратили огромные силы и время, чтобы достичь некой вершины, но, оказавшись там, поняли, что на ней холодно, тесно, а главное – достигнутый результат оказался совсем не тем, о чём мечталось. А сил спуститься и искать новую вершину уже нет.

Я слышал историю о человеке, который был криминальным авторитетом, выполнял важную функцию в своей среде – что‑то вроде мистера Вульфа из «Криминального чтива». Только Вульф ездил и решал вопросы на местах, а этот человек сидел постоянно в одном ресторане, где «решал вопросы». Вроде бы он получил то, чего хотел, но оказался прикован к месту. Со временем сама эта обстановка стала для него невыносимой – одни и те же стены, одни и те же блюда, и ощущение клетки, пусть даже «золотой».

Человек может зарабатывать большие деньги, но в процессе теряет всех, кто был ему дорог, или даже не успевает завести настоящих друзей. В итоге у него есть деньги, но нет ни времени их тратить, ни людей, с кем это делать. Я видел шикарную квартиру и в ней молодую женщину, судя по всему зарабатывающую невероятные суммы. Но она произвела впечатление глубоко несчастного человека: ни мужа, ни детей, сознание перепахано концепциями, обесценивающими всё то, ради чего живут и дышат люди. В разговоре с ней было ощущение непробиваемой стены между нами.

Остаётся лишь ждать, что жизненные скорби сотрут эту стену наждачкой испытаний – если, конечно, сама она не начнёт долбить свою темницу изнутри, прокладывая себе путь. И таких людей сегодня немало: внешне успешных, но несчастных, нашпигованных идеей, что нужно жить только для себя. Они приходят к цели, ради которой шли, – и вдруг понимают, что именно в этом и заключён их ад: потому что, обретя «всё», они лишили себя возможности подлинного развития.

Приложение. Материалы о призвании и смысле

См. главу «Смысл и цель христианской жизни» из части 1-ой текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1981/)

Эфиры:

«Как найти себя в профессии и жизни». Часть 1. (https://youtu.be/2vqqFxaCTF0)

«Как найти себя в профессии и жизни?». Часть 2. (https://youtu.be/xki9xyN1bJk)

 В эфирах использовались материалы иеромонаха Прокопия:

Главы «Познать свое призвание и следовать ему», «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из первой части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1988/).

Глава «Непреображенная природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)» из статьи «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1890/).

Некоторые мысли из цикла бесед «Познать свое призвание и следовать ему».

(http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/)

Ответ «Призвание. Человек ощущает себя – Мессией, Богом. Как отделить здоровое от нездорового». (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/290/)

Беседы «Внешняя жизнь и мир мыслей».

(https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#44)

1. Внешняя жизнь и мир мыслей (soft skills и навыки, внутренняя жизнь в городе при перегрузке, принципы. (https://yadi.sk/d/S-dxpGq6CcJJRg)

2. Внешняя жизнь и мир мыслей (современный работник, вера и путь посреди трудностей. (https://yadi.sk/d/ZJdFHPfOWjjuOg)

3.1. Внешняя жизнь и мир мыслей (сохранение личного при рабочем процессе, возможного для развития. (https://yadi.sk/d/ZReYjO05ewIL_A)

3.2. Внешняя жизнь и мир мыслей (не только профессиональный труд, призвание, отношения, что делает человеком) (https://yadi.sk/d/SVo0vBhb1RGkzQ)

4.1. Внешняя жизнь и мир мыслей (срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия внутреннего мира). (https://yadi.sk/d/CixH-uiZ_figOA)

4.2. Внешняя жизнь и мир мыслей (болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость) (https://yadi.sk/d/16ijpf4jbHav-Q)

5.1. Человек, призвание, работа. Вернуться домой, спасение. Цельность, не выгореть, мир. Призвание (https://youtu.be/NPwbzvdh-ZY)

5.2. Ответы на вопросы о молитве, травматическом опыте, психологии, эзотерике, анонимных алкоголиках (https://disk.yandex.ru/d/SXPiluMm45MmDA). (https://youtu.be/w_UeuZe32_A)

5.3. Призвание и работа. О «здесь и сейчас». Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы (https://disk.yandex.ru/d/K0CUq1PuzTpkxw). (https://youtu.be/mKmntVJAz-Q)

6.1. Работа и вера. Полезно ли быть «здесь и сейчас». Навыки – сами собой. Хорошо внутри – хорошо снаружи. (https://disk.yandex.ru/d/-N-biUelu5zv2Q).

6.2. Работа и принципы. Общение с другими. Про цельность и призвание (начало). Концентрация внимания (https://disk.yandex.ru/d/Os3Je2Uc0pLpjw). (https://youtu.be/3e-xaP_OMl8)

7.1. ЧЕЛОВЕК-ПРИЗВАНИЕ-РАБОТА. Концентрация внимания. Цельность среди многообразия. На что опереться (https://disk.yandex.ru/d/9W1Kj-VAuwkmfA).

7.2. Концентрация внимания – разные понимания. 1.К. не на работе. 2.К. на работе. 3.К. и эзотерика. (https://disk.yandex.ru/d/BINgT4kr3ZeZqw). (https://youtu.be/Eg4pZxsSyrY)

8.1. Призвание профессиональное и призвание в вечности. Человек втягивается компанией. Смирение – практическая суть. (https://disk.yandex.ru/d/QT55MQhSDvpamA). (https://youtu.be/4olXis8MMHE)

8.2. Только профессия – катастрофа. Рассудочность, непредсказуемость. Пять уровней корпоративной культуры. Мотивация (https://disk.yandex.ru/d/waHMqGrDVlu7jw)

9.1. Мотивация, компания. Сохранить себя. Прп. Исаак Сирин и три типа мышления. Тревога, мир, старец Фаддей (https://disk.yandex.ru/d/59PD7pCAA6OUyg). (https://youtu.be/cv9HvCKjqy4)

9.2. Эзотерика и бизнес. Молитва и сопротивление манипуляции. Только профессия – тупик. Эмоциональные качели и выравнивание (https://disk.yandex.ru/d/ldduOv8vGpV2sw)

10.1. ИИ. Чутье на ситуацию. Понимать, что делаешь, сохранять связи. Сужение человека (https://disk.yandex.ru/d/DZmoqzlVoEoslw)

10.2. Человек как агент сети, его сужение. Найти выход цельным человеком. Корпорации и протестантизм (https://disk.yandex.ru/d/pd-0khxqh_iEdA)

11.1. Эвдемонизм и материальное (гедонизм). Православие и протестантизм. Благословение или проклятие (https://disk.yandex.ru/d/iZyoXUKuzCaxrQ)

11.2. Эвдемонизм и гедонизм. Молитва. Деньги – инструмент или цель. Благотворительность. Идеи. Отношения (https://disk.yandex.ru/d/SvjjxMU9FRKoYg)

11.3. Эвдемонизм и гедонизм. Свое дело. Не только себе, но и другим. Перспектива. Ответ на вопросы (https://disk.yandex.ru/d/KcZkQBiZM6lMCw)