Созависимость. Созависимость. Травмированной маме, сын играет, просит закрыть долги. Ч. 4
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  19.01.2025.



Часть 1, часть 2, часть 3

Не вестись на манипуляции.

Мне кажется, что вы не совсем понимаете, в чем заключается разумная помощь. У некоторых авторов была мысль, что помощь должна увеличивать самостоятельность человека. Например, человек хочет устроиться на работу, каким-то образом развиваться. Если есть необходимость, то можно и нужно помочь ему. Но, если он движется в минус, а мы обеспечиваем его материально, то где-то мы подкрепляем его нарушения, нацеленные против этики.

По поводу самоубийства. Вы говорили, что, по словам вашего мужа, сын искал трубу, на которой собирался повеситься. Вы приводите в пример случаи, когда люди намекали на то, что хотят совершить самоубийство, но никто не воспринимал их слова серьезно, и происходила трагедия. Мне кажется, мы этот момент с вами уже обсуждали, но вы просто забыли. Здесь повторяется история, когда вы с помощью ссылки на ситуацию, бывшую с кем-то, пытались объяснить обоснованность собственной тревожности. И к слову, вам нужно мужественно встретиться с источником своей тревожности и научиться каким-то образом обретать устойчивость вне зависимости от внешних факторов, например, от того, звонит ли вам сын.

Ваша с мужем ошибка состоит в следующем. Если сын действительно год назад искал трубу, на которой собирался повеситься, вы тут же должны были объяснить сыну, что угроза суицида грозит госпитализацией. По правде говоря, если мы видим, что человек готовится к суициду, то не нам решать, это – пустая угроза, манипуляция или реальные планы. Надо вызывать бригаду скорой помощи. Если действия человека носили манипулятивный характер, то, побывав в психиатрической клинике или имея перед собой перспективу снова туда попасть, он пересмотрит свои методы манипуляции и поймет, что пора прекращать. В рамках цикла бесед про аниме-зависимость мы подробно разбирали этот вопрос.

Приведу в пример ситуацию, которая произошла в центре святителя Василия Великого. Как-то одного из воспитанников не отпустили на выходные домой. Это его сильно огорчило, и он сказал, что покончит с собой, выбросится из окна, если решение не пересмотрят. Спрыгнув с третьего этажа, убиться трудно, но тем не менее, угроза прозвучала. А в центре алгоритм действий при таких ситуациях хорошо отработан. Парня спросили, псих ли он. Тот сказал, что псих. Тогда ему объяснили, что в такой ситуации администрация центра вынуждена вызвать бригаду. Приехали медики и вывели воспитанника из центра. Парень обрадовался, поблагодарил санитаров за услугу и собирался пойти домой. Но ему объяснили, что никуда не отпустят, что ему придется проехать с ними в учреждение. Парень попытался оказать физическое сопротивление, что усугубило его положение. В итоге выходные он провёл в отделении для острых пациентов. Конечно же, при любом раскладе провести выходные в центре было лучше, чем в психиатрической клинике. Потом в центр приехала мама, стала возмущаться, зачем, дескать, вызвали бригаду, если мальчик периодически угрожает покончить с собой, но не приводит угрозу в действие. В результате выяснилось, что парень много лет разными способами манипулирует мамой, подводя ее к решениям, которые ему выгодны. Если никак не получается подвести маму к нужным решениям, то он угрожает суицидом. Здесь впервые его стратегия дала осечку, и парень потихоньку начал исправляться. После реабилитации в центре он закончил профессиональное училище, у него есть невеста, а последнее, что я о нем слышал, что он подумывает поступать в высшее учебное заведение. То есть, его жизнь изменилась в лучшую сторону. А если бы тогда бригаду не вызвали, возможно, он до сих пор пользовался бы отработанной стратегией, с помощью которой добивался своих целей манипулятивного характера.

Поэтому ваша ссылка на то, что кто-то покончил с собой, и этот момент пропустили, потому что близкие посчитали угрозы придурью, не очень правильная. Как только сын начал искать трубу, намекая, что хочет повеситься, тут же надо было обращаться в психиатрическую клинику и поставить его на учёт. Конечно, возникли бы определённые проблемы социального характера, но, возможно, это были бы те проблемы, через которые человеку нужно пройти. Директор центра реабилитации для подростков, находящихся в конфликте с законом, говорила, что процесс реабилитации – это пространство правильно устроенных проблем. Если проблемы, возникающие сами по себе, могут человека убить, то в центре проблемы выстраиваются определенным образом, мотивируя человека на исправление.

Приведу пример. Один воспитанник схватился за нож в конфликте с другим воспитанником. Ему предложили написать объяснительную. А если человек отказывается её писать, его отчисляют из центра. А так как он попал туда по решению суда, понятно, что его не отпустят на свободу, а отправят в колонию. Воспитанник написал, что пошутил. У центра налажены очень хорошие контакты с государственными учреждениями, поэтому приехали специально обученные люди, которые в течение длительного времени выясняли у парня, почему он именно так пошутил, в чём заключалась шутка и так далее. Воспитаннику доходчиво объяснили, какие неприятные для его дальнейшей жизни последствия возникнут, если он повторит свою шутку.

Я к тому, что процесс правильно организованных проблем, не означает, что мы отказываем человеку в любви и уважении. Просто мы доносим до него, с чем он столкнется в результате своего девиантного поведения. Эти разговоры откладываются в сознании, и, если ещё раз у воспитанника возникнет мысль пошутить таким образом, у него в сознании наверняка всплывут воспоминания о многочасовых разговорах с представителями силовых ведомств, о печальных перспективах и так далее. Поэтому попытка оградить любыми способами человека от всех трудностей, предполагая, что трудности сделают его хуже, лишают нас возможности как-то помочь этому человеку исправиться.

Две беседы с директором центра во имя святителя Василия Великого:
«ДЕТИ: закрываются в комнате, крадут, манипуляции, буллинг… - 
директор Центра свт. Василия Великого»;
«Как строить отношения с детьми, их развитие, способствовать их творческой деятельности?»

Любовь, в том числе, предполагает и твердую позицию.

Есть учреждения, которые занимаются реабилитацией зависимых, в том числе и игроманов. И, если вы хотите помочь сыну, то можете оплатить его нахождение в каком-то реабилитационном центре. А оплачивая его бесконечные долги, вы оказываете ему сомнительную услугу. Во всех попытках это вам объяснить вы видите намек на то, что вам советуют отказаться от сына. Не отказаться от сына, а молитвенно быть с ним, сопереживать ему, сострадать. Бывают случаи, когда врач назначает больному строжайшую диету, но мы же понимаем, что человек проходит лечение, что нарушение предписаний врача чревато серьезными последствиями. Никому в голову не приходит обвинять врача в жестокости. И где больше любви: вопреки предписанию накормить больного или, несмотря на мольбы, не давать ему есть?

Вы вините себя, что воспитали эгоиста. Но в этом есть много неправды, потому что не только мама воспитывает ребёнка, также воспитывает общество, контент, не стоит также отрицать и внутренний мир ребёнка. Человек волен сам выбирать вектор развития как в лучшую, так и в худшую сторону. Многие матери так и говорят, что они виноваты, что сын или дочь выросли не очень хорошими людьми, но что они ничего не могут поделать, как только потакать слабостям своего чада, хотя понимают, что это не делает их детей лучше. Здесь надо определить, в чём больше любви: раз за разом уступая слабостям ребенка способствовать его деградации или занять более твердую позицию.

Почему-то вы неправильно воспринимаете все мои попытки объяснить вам это. Речь не идёт о том, чтобы выбросить сына из своей жизни. Я много раз уже говорил, что надо не выбросить его из жизни, а быть рядом, но в молитвенном отношении. Опытные родители при первых признаках температуры не дают ребенку жаропонижающее, а предоставляют организму самому справиться с болезнью. Я уже приводил этот пример. Как говорила одна моя знакомая, некоторые мамы сразу дают ребёнку жаропонижающее, потому что лечат не болезнь, а свою тревожность. Им хочется знать, что они что-то сделали, когда ребёнок болен, а вопрос о том, помогает это или нет, не ставится.

За всей вашей историей кроется ряд неявных причин, в том числе и смерть другого ребенка, и желание что-то доказать себе. Надо по-честному разобраться со всем этим, иначе каждый раз вы будете совершать одну и ту же ошибку. В ответ на попытки что-то вам объяснить, вы говорите те же слова, что и раньше, раз за разом вы отказываетесь понять, о чем идет речь. Выгоняете его из дома, прекращаете общаться, потом мучаетесь от чувства вины и снова включаетесь в проблемы сына.

Вам необходимы внутренняя опора, ядро личности, вера, правильная картина мира, которые позволят вам быть твёрдой. Сын манипулирует вами, провоцирует на гневные высказывания, потому что знает, что потом вы будете испытывать чувство вины, и возникнет желание компенсировать ошибку какими-то поблажками в его адрес, и вы попытаетесь откупиться, дадите денег.

Надо быть твердой, но не грубой. Научитесь пребывать в спокойном состоянии, тогда вы не уйдете в грубость, и, соответственно, не будете делать поблажки. Всегда оставайтесь ровной, верной самой себе, любящей, но не потакающей, молящейся, сопереживающей, но не поддающейся манипуляциям.

О созависимости и двенадцатишаговой программе.

Вы пришли к определённым выводам, разочаровались в людях, в вере. Вам пытались открыть глаза, вы где-то прислушивались, а где-то и нет. С чего вы вдруг разочаровались? Вам сразу было сказано, что ваш сын зависимый. Но от вас же люди не отвернулись, кто-то вам помогает. Рухнул не мир, рухнули ваши представления. Вы себя оберегали от того, чтобы смотреть правде в глаза, но правда не в том, что весь мир плох, а в том, что вам надо развиваться.

Один мой знакомый писал научную работу по матерям зависимых. Он брал интервью у нескольких мам. Они прошли примерно одинаковый путь, но опять же стоит отметить, что одинаковый путь прошли те, у кого он брал интервью. Эти матери по-всякому пытались поговорить с детьми, но никак не смогли повлиять на ситуацию. В итоге они пришли в двенадцатишаговые группы для созависимых. Конечно, человеку нужна поддержка, потому что самому справиться с проблемой тяжело.

У меня с этим знакомым возникла дискуссия. Он знает мою позицию по поводу двенадцатишаговой программы. Он говорит, что есть результат. Я же здесь могу только сожалеть, что общинный строй, который существовал на приходах до революции, так и не восстановился. Советская власть уничтожила всех, кто так или иначе был причастен к православию. До революции в России был развит общинный подход к преодолению зависимости. Некоторые мысли на эту тему приведены в конце книги о проблемах созависимости. На отдельных, очень редких приходах есть определенное пространство для общения, в которое могут быть включены страждущие матери со своими проблемами. Но этот вопрос выходит за рамки нашего обсуждения.

Еще одну проблему я вижу в том, что матери, начав хождение в группы, сталкиваются с учениями о высшей силе. После этого они оказываются очень малоспособными войти в православную церковь и принять Христа как Спасителя. Основатели двенадцатишаговой программы говорят, что формулировка о высшей силе появилась для того, чтобы в группу могли включаться и верующие, и неверующие люди. Это понятно, если группа собирается где-то в рабочем квартале, но зачем такая двусмысленность, если группа собирается под сводами храма. Ну это тоже отдельная тема, в которую не будем сейчас погружаться.

Двенадцатишаговая программа возникла на основе протестантизма. А у них есть идея об избранничестве, похожая на древние гностические культы, где людей делили на уже спасённых и на тех, для кого спасение невозможно. Главная опасность в том, что когда жизнь человека расползается по швам, программа предлагает собрать себя вокруг абстрактной высшей силы, а если сила не обозначена, соответственно, и духовная жизнь становится очень специфической, не имеет граней, которые подсказывают, где стоит остановиться, а куда можно идти. Не хочется называть группы сектой, но у человека формируется, так скажем, полусектантское мышление. Он подогревает собственное воображение, думая, что вступает в общение с Богом. В итоге в сознании создается некий эмоциональный контур, присутствие которого он принимает за связь с Богом.

– По теме АА/АН проходили беседы цикла «Программа АА / АН: Какие к ней возникают вопросы».

Аудио: https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#35

Видео (начиная с 4.1): https://www.youtube.com/@o_prokopy/videos

Плейлист – АА / АН: https://www.youtube.com/watch?v=a85Bub90-I8&list=PLmrEYe-Oc79uEyJFaob9ecbwxKcjKyCpt

– Было подготовлено два текста:

«Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы».

Часть 1.1. «Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2235/

Часть 1.1.2. Дополнительная – «О “медицинской модели” и о связи зависимости с поражениями в духовно-нравственной сфере человека». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2465/

– Также – были подготовлены ответы. https://solovki-monastyr.ru/abba-page/questions/

Принимая протестантскую идею, что надо заняться собой, человек запутывается окончательно. Не всегда и не у всех заняться собой означает какую-то работу над собой, человек уходит в культ самого себя, в продвижение самого себя. А современная индустрия предоставляет огромное количество возможностей утонуть в изучении трендов, массу развлечений, каких-то модных штучек, которые можно купить.

В. Ю. Катасонов в книге «История как Промысел Божий» отмечает, что в простых сословиях протестантизм спускался до уровня прямолинейной идеологии. Катасонов, ссылаясь на различных авторов, пишет, что Макс Вебер перепутал причину со следствием, когда утверждал, что протестантизм породил капитализм. Именно дух капитализма породил протестантизм. Но сейчас не это важно, а то, что капитализм всё-таки связан с протестантизмом, и поэтому под видом «заняться собой» человек может принять идею ухода в непрекращающуюся рабочую деятельность, либо в форму новой религиозности без Бога, когда человек, как говорил один философ, наращивает цифровые показатели и таким образом стимулирует идею собственного избранничества. Если ранние протестанты считали, что человек избран Богом, если Бог отметил его богатством, то современные люди могут считать, что они отмечены, если стали известными, если у их роликов большое количество просмотров.

Конечно, эти вопросы дискуссионные, кто-то с ними не согласится, скажет, что я ничего не понял. Более подробно эти мысли планирую изложить в предисловии к книге «Ответы на проблемы созависимости», которую мы готовим к изданию. Хочу отметить, что наш путь принципиально иной. Мы говорим о развитии человека, всех сил его души. Человек должен осознать, что не следует пребывать в спячке, в слепоте, в эгоцентризме, что надо развиваться в любви к ближнему, в способности слышать других, понимать других.

Все формы самозамыкания очень похожи. Либо ребёнок стал зависимым, либо кто-то из близких умер, либо произошло еще какое-то травматическое событие – всегда возникает желание замкнуться в себе. И всегда выход к Другому (к Другому с большой буквы) является признаком того, что человек справится. Но опять же, это должно быть не бегством в лихорадочную деятельность, когда человек уходит в социальную профессию только для того, чтобы не думать о собственных неблагополучиях, потому что в таком случае на первом месте человек ставит свою тревожность, а не любовь к ближним. Когда ближний становится центром, тогда у человека начинают появляться новые грани, новые смыслы, что-то в жизни перестраивается, и он уже с новой позиции смотрит на мир. Тогда и отношения с ребёнком можно пересмотреть. Ты понимаешь, почему где-то что-то не получилось. И бывает, что не получилось совсем не по твоей вине. Но мы готовы признать право за другим человеком хотеть жить без нас. Мы уважаем это право, даём ему свободу. Понятно, что хочется замкнуться, утонуть в алкоголе, в отчаянии, наложить на себя руки. Этот путь подстерегает человека во всех кризисах, и ваша ситуация не уникальна. Человеку нужны мужество и вера, чтобы в критических обстоятельствах переосмыслить происходящее, начать идти к тому, что многие годы упускал, начать видеть то, на что многие годы закрывал глаза. В этом весь вопрос.

Схиархимандрит Гавриил Бунге в книге «Тоска, печаль, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии» (его мысли я включил в статью «Доминанта жизни и самоубийство») говорил, что когда человек сталкивается с невозможностью достичь желаемой цели, его охватывает уныние, которое выражается в параличе воли. А когда он испытывает паралич воли, самые тяжёлые мысли попадают в сознание. Кто-то совершает бегство из этого состояния в лихорадочную деятельность, прикрытую окраской христианской любви, а кто-то кончает жизнь самоубийством. Отец Гавриил отмечает, что от самоубийства до высот богословия человека отделяет один только шаг. Этот шаг заключается в том, будет ли способен человек в этом состоянии прорваться в молитве к Богу, открыться, разрушить стены собственного отчуждения в любви к другому человеку.

См. подробнее – текст «Доминанта жизни и самоубийство», часть 2. «О цикле бесед “Доминанта жизни и самоубийство”», а также – комментарии к беседам».

Когда человек совершает этот прорыв ему многое становится понятно, потому что в момент, когда человек возводит ум к Богу, преодолевает уныние, он становится способным созерцать логосы, духовные смыслы, на основании которых развивается мироздание. Он вдруг начинает понимать, что происходит в нём и вокруг него, потому что ум его освобождается.

Читайте и слушайте то, что я прислал вам. Не утверждаю, что эти материалы полезны, просто очень мало альтернативы концепции созависимости. В беседы, адресованные родителям зависимых, я старался включить примеры, образы, смыслы, ситуации, которые могут помочь человеку перестроить свою жизнь и свое отношение к действительности.

Искать ли вам сына?

Я не знаю, есть ли смысл искать его. Когда речь идет о больном или пожилом человеке, у которого проблемы с памятью, или о ребёнке, то понятно, что нужно искать. В вашем же случае пропал взрослый мужчина, наверняка, если он захотел скрыться, значит, у него есть какой-то план, и поэтому какой смысл сейчас искать его? Со стороны вашего сына это может быть очередной манипуляцией. Ваш сын пропал после того, как вы предложили ему посетить специалиста, пройти реабилитацию по поводу игромании. Вот найдете его, а дальше что? Даже если случился худший вариант, если он захотел уйти из жизни, то, скорее всего, это уже произошло. Но более вероятно, что он просто скрылся от вас, мог даже уехать в другой город. Мне кажется, надо подождать какое-то время. Попал ли ваш сын в беду, мы не знаем, но это маловероятно.

Я посоветовался с директором центра для трудных подростков, и она предложила для начала выяснить, есть ли у него на работе отпуск, обзвонить общих друзей и знакомых, также можно найти контакты, переписки, связанные с его профессиональной деятельностью.

У вашего сына есть черты демонстративного поведения. Он промышлял тем, что доводил вас до состояния невменяемости, игнорировал, не отвечал на звонки, закрывался, исчезал с радаров. Что сейчас изменилось принципиально? Просто раньше вы знали, где он находится физически, сейчас произошло то же самое, но вы не знаете, где он. Ничего не поменялось. Если бы всё было хорошо: сын не пил бы и не играл, попрощался бы перед уходом на работу, а на вечер у вас были бы совместные планы, и вдруг бы он не вернулся, то, конечно, надо было бы искать.

Ваш сын собрал вещи, объявил о разрыве с вами и исчез. Очевидно, что он хочет скрыться с поля вашего зрения. Другой вопрос, насовсем или объявится через какое-то время. Это может быть очередной манипуляцией, чтобы впоследствии выудить деньги. А может, он не хочет вас прощать, потому что считает, что вы его в чём-то ущемили.

Речь идет о взрослом человеке, у него есть доступ ко всему миру через интернет, он мог уехать в любую точку нашей необъятной страны, мог получить где-то работу, мог захотеть скрыться от долгов. То есть, предположить можно все, что угодно. Вы собираетесь контролировать перемещение взрослого человека, но не факт, что он в вашем городе.

Сейчас, как говорится, не надо смешивать жанры. Вам надо сосредоточиться на молитве, не допускать многочисленных мыслей, не заполнять свое воображение картинами гибели сына, не представлять его с пробитой головой или расчленённым телом.

Я вам посылал историю подростка, который ушел из дома, желая наказать этим своих родителей, хотел заставить их переживать. Родители предупредили его, что если он не вернется, они напишут заявление. Полиция объявила розыск. Его быстро нашли и долго с ним разговаривали. Уполномоченный по делам несовершеннолетних объяснил подростку его перспективы, если он продолжит такое поведение. Ребенок понял, что попытка манипулировать родителями ни к чему хорошему не приводит, и потихоньку стал отказываться от ложных стратегий поведения.

По поводу долгов вашего сына.

Выяснилось, что ваш сын не исчез с концами, он объявился и занял у кого-то из знакомых деньги от вашего имени. Вы написали, что опять отдали всё, что у вас было, даже украшения с себя поснимали, чтобы вернуть долг. Я понимаю вашу любовь к сыну, что у вас есть чувство вины, потому что после смерти первого ребенка вы недостаточно уделяли ему внимание. Вы вините себя за то, что игнорировали его жалобы и просьбы отвести к психологу.

Чувство вины преодолевается, когда мы что-то исправляем в реальном пространстве, когда пересиливаем навыки, на базе которых мы вошли в какую-то неправильную ситуацию. Если есть желание, могу поделиться материалом, который готовил на тему чувства вины. Вам необходимо задуматься о том, что этот процесс никогда не остановится, если вы так будете реагировать на всё более хаотизированные действия сына. Его проступки вышли на новый уровень: он, прикрываясь родителями, занял у знакомых деньги. Где гарантия, что это снова не повторится, если сейчас все пройдет без каких-либо последствий для него.

Вы можете передать сыну через его друзей, чтобы он вышел с вами на связь. А людям, у которых он занял деньги, объяснить, что вы ничего не подписывали, никакими документами вашего сына не уполномочивали брать от вашего имени деньги, поэтому кто взял деньги, тот и будет их отдавать. А как, это уже необходимо ему об этом подумать. Если сын и эти люди не захотят входить в ваше положение, то мой совет – обратиться в полицию, написать заявление по поводу мошеннических действий вашего сына.

Вы переживаете, что он потеряет работу, может даже попадет в тюрьму. Но вы же сами признаете, что ему нужна изоляция. Если после предложения пройти реабилитацию, он исчез с ваших радаров, то как вы собираетесь добиться от него адекватного поведения после того, как ситуация усугубилась.

Я рассказывал о своём друге, у которого был очень состоятельный отец. Когда у меня был день рождения, этот друг подарил мне список своих жизненных правил. Первое правило гласило, что всё сойдёт с рук. Он очень хорошо водил в машину и, будучи несовершеннолетним, он в нетрезвом виде мог уходить от полиции. Полиция открывала огонь, а в машине сидели люди. Тогда всё это воспринималось как хайп.

Однажды у него случился конфликт с бандитами, которые пообещали его закопать. Он гулял с девочкой в своём районе, где все его знали и могли заступиться. Она, показывая пальцем на бандита, сказала, что он к ней пытался приставать. Группа мужчин стояла у машины, и мой товарищ, который тогда учился в десятом классе, взял бутылку пива, подошёл к ним и разбил бутылку о голову одного из них. Парня увезли в лес, избили, угрожали. В итоге его отец засадил этих бандитов в тюрьму. После этого случая мой товарищ начал вести себя очень агрессивно, ведь безнаказанность приводит к тому, что маятник раскачивается. Не буду перечислять всех его деяний, но они уже тянули на уголовные статьи. Папа вытаскивал его из всех передряг. Все закончилось, когда папу убили. Хоть папа и был при деньгах, сыну по какой-то причине ничего не досталось. Никто из влиятельных друзей отца не заступился за моего товарища.

Вскоре он попал в тюрьму. Выйдя оттуда, он какое-то время не мог устроиться на работу, а потом к нему вернулась хватка, которая у него была и раньше, но уходила в аферы, а теперь стала уходить в дело. Он открыл свой бизнес, занялся строительством. У него очень интеллигентная жена, умный и воспитанный сын. Зная его хулиганское прошлое, трудно в это поверить. Его остановила тюрьма. После заключения он стал собирать всё, что осталось от прошлых связей. Раньше он вел себя по-хамски, особенно в отношении женщин. Сейчас он жену свою очень ценит, во всём поддерживает, помогает, также относится и к сыну. Он помогает людям найти работу, но строг, платит только за дело, не любит, когда работники выпивают. Сам же употребляет алкоголь только в новогодние праздники, а всё остальное время то за рулём, то при деле. Я к тому, что не все в тюрьме погибают. Многих тюрьма останавливает, там достаточно времени и поводов пересмотреть и переосмыслить свою жизнь.

Вы пишете, что у вас панические атаки, что у вас болит сердце, что вы на грани срыва, но вы по какой-то причине не прислушиваетесь к тому, что вам говорят. Вы сейчас решились помочь сыну дожить до сентября, а потом он пойдет на работу и сможет отдавать долги. Но где гарантия, что так он и поступит? Он понял, что можно занимать деньги, а возвращать будут родители. Он будет вам рассказывать, что ставки – это его способ справиться с тревожностью. После первого сентября он будет играть в ночное время.

Поймите, что ситуацию надо тормозить на ранних этапах. Сейчас у вас есть официальное право это сделать, и если вы им не воспользуетесь, история будет дальше раскручиваться, и потом у вас уже не будет возможности повлиять на сына.

О молитве и здоровых суждениях в травматической ситуации.

Каждый раз вы поступаете по-своему, а потом говорите, что у вас болит сердце. В такие минуты читайте Чин двенадцати псалмов. Если вы не понимаете, приобретите учебную псалтирь с литературным переводом. Учитесь читать псалмы. Если есть возможность, читайте по кафизме, если нет, то читайте по одной Славе. Прочитали строчку по-славянски, подглядывайте перевод. Если вы два-три круга сделаете, научитесь читать и понимать Псалтирь, следом станет понятно всё богослужение. Некоторые люди не понимают, для чего мы читаем Псалтирь.

Мне довелось видеть публикацию, в которой автор сетовала, что, когда она читает Псалтирь, то это не молитва из глубины сердца. Поэтому, дескать, надо молиться своими словами. Конечно, молиться своими словами тоже хорошо, но важно читать и богодухновенные слова псалмов. Дело в том, что, когда человек окажется в шоковой ситуации, способность к молитве может быть просто подавлена, мышление настолько блокируется, что человек не сможет вспомнить слова из Псалтири, особенно, когда испытывает приближение падшего духа, существование которого так настойчиво пытаются исключить психиатры. У человека, как говорится, кровь стынет в жилах, волосы встают дыбом. Настолько ум сковывается ужасом, что человек не может ни о чём думать, и он просто не вспомнит молитву. Но, если он читал Псалтирь, то слова сами собой в нужный момент всплывают из глубины и направят ум к молитве.

В одной из работ я рассматривал способ преодоления контура, в который отливается травматический опыт, с помощью произнесения фраз из Псалтири. Сама попытка вникнуть в эти священные слова поможет сформировать иммунитет, который вы противопоставите паническим атакам. Ваш ум затягивается в водоворот мыслей о сложной ситуации, а как затормозить это, вы не знаете. Негативные переживания можно остановить, если у вас есть сформированный центр восприятия. Я в беседах часто упоминаю про пять центров восприятия, которые формируются с помощью поста, послушания, режима, молитвы и любви. Когда мы уходим в уныние, в отчаяние, в паническую атаку, активизация центров, сформированных этими навыками, удерживает нас на плаву.

О чтении чина 12 псалмов «Чин 12-ти избранных псалмов»
«Духовная жизнь и перестраивание травматического рефлекса (духовные авторы и академик Павлов). Часть 1».

Еще раз о и двенадцатишаговой программе.

Кто-то предлагал вам ходить на двенадцатишаговую группу. Вы справедливо засомневались в целесообразности этой программы. Один ваш знакомый уже десять лет ходит на группы, и вы верно замечаете, что человек не может жить без этой программы, вроде он и не играет, но как будто не может удержаться без программы.

Я здесь могу сказать следующее: если человек до обращения к двенадцатишаговой программе имел здоровый религиозный опыт, был не только крещен, но и участвовал в таинствах, а потом случилось так, что он попал в зависимость (бывает и такое), то программа не перестраивает его мышление масштабно. Он остаётся православным человеком, что-то берёт, что-то отфильтровывает, не пускает глубоко в себя. Но, если у человека не было никакого духовного опыта, если он жил материалистически или двигался в русле эзотерики, если человек не имел внятного суждения о Боге, не задумывался о чём-то высшем, то двенадцатишаговая программа идею Бога выводит в некую странную плоскость. После этого человек становится неспособным войти в православие. Один святой говорил, что дьявол воспользовался стремлением человека к Богу и направил его в неправильное русло. Я не говорю, что это же происходит в двенадцатишаговой программе, но человека перенаправляют в некую специфически понятую духовность, и когда он обращается к православию, и слышит, что только Христос является Спасителем, он не может с этим согласиться, потому что считает, что любой путь хорош, что любое определение высшей силы подходит для спасения, хотя и не может сформулировать, в чём заключается спасение.

У патриарха Сергия (Страгородского) есть книга «Православное учение о спасении», в которой он объясняет, что человек в рамках жизни формирует то состояние, которое заберёт с собой вечность. В двенадцатишаговой программе люди ищут общности, способы выйти из изоляции, не оставаться наедине со своими мыслями, не терять решимость, но проблема в том, что их учат, скорее, самоизоляции, отсечению себя от другого человека. В книге «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)» я предлагаю другой путь – формирование личности и возрастание. Например, человек был марионеткой в руках манипулятора, который дергал за ниточки. Если ниточки отрезать, то человек просто рухнет, он не сможет двигаться, потому что парадоксальным образом он жил в аномальных переживаниях, реагируя каким-то образом на издевательства и унижения. И, чтобы не рухнуть, когда ниточки будут обрезаны, человек должен начать возрастать над собой прежним, его составы должны перестать быть механическими, должны стать живыми. Подробно этот путь описан в ответах, которые готовил о проблемах созависимости. Первая часть издана, ожидается издание второй.

Вы пока не пришли к пониманию, что же вам всё-таки делать. Повторюсь, что не осуждаю вас за чувство вины перед сыном, и понимаю, что путь, который предполагает отсечение себя от ребёнка, для вас неприемлем.

Я вам предлагаю другой путь, путь любви, путь взросления. При рассмотрении проблемы с сыном вам важно не слиться с ней окончательно, а сохранить способность здоровых суждений или, как сказал один современный философ, пространства для маневра по поводу этой ситуации. У Вас этого пространства не остаётся. Вы пока что сумма рефлекторных кнопок, на которые ваш сын очень искусно нажимает. Внешние обстоятельства, затруднения вызывают у вас запрограммированные реакции: панику, отчаяние, непродуманные поступки. Внутреннее возрастание, попытка сохранить связь со Христом, любовь к людям создадут внутреннее пространство для маневра. Тогда вы сможете с любовью сказать: «Сынок, то, что ты предлагаешь неприемлемо, мы с папой не будем делать, как ты говоришь, причем на данный момент мы не идем в русле твоих условий из любви к тебе, потому что видим, что исполнение нами условий, которые ты ставишь, не пойдет тебе на пользу».

У вас появится сила, не теряя мирного духа и любви к сыну, не идти в русле его манипуляций. Не оставляйте надежду, не вычеркивайте сына из своей жизни, но и не позволяйте ему давить на вас, выбивать из вас слезы, чувство вины и деньги.

Как правило, вы пишите, что вам плохо, но не исполняете ничего из того, что вам говорят. Я не знаю, как быть с тем, что сын взял деньги у ваших знакомых, и теперь они ждут, что вы вернете им долг. Писать ли заявление в полицию прямо сейчас или пригрозить ему заявлением, если он ещё раз без вашего ведома у кого-то одолжит денег с условием, что вы будете отдавать. Если он не хочет, чтобы вы писали заявление, пусть напишет расписку, что обязуется отдать деньги, срок пусть укажет год. Или вы отдадите деньги, чтобы ваши знакомые не страдали, но тогда напишите заявление, чтобы он понимал, что безнаказанно он больше такие вещи творить не будет.

Я бы не советовал вам сейчас вникать в то, что говорят про игроманию, мол, все играют. Если сейчас на вас вывалить статистику, вы лучше от этого не станете. Я тоже в своё время видел много плюсов в лекциях, в которых на зрителя вываливается куча статистики (сколько от алкоголя людей погибают, сколько погибают в ДТП). У тебя возникает ощущение, что ты погружаешься в суть дела, но потом ты понимаешь, что тебе эти цифры ничего не дают. Какое полезное знание вы получаете, когда узнаете, что половина солдат на СВО играют? Когда человек слишком много думает о масштабности явления, он теряет понимание, что конкретно ему надо делать в его ситуации, возникает ощущение безнадежности, что все усилия пропадают даром, что проблема носит слишком масштабный характер. Поэтому вы рассматривайте свою жизнь, свои отношения с сыном, что вы можете сделать, вам даны рекомендации, вот к ним и прислушивайтесь. Не надо сейчас вникать во все мировые проблемы или думать, как в Китае с этим дело обстоит. Конечно, китайский опыт хороший, там изданы законы, ограничивающие манипулятивные стратегии, направленные на захват внимания пользователей. И неплохо, что вопрос зависимости изучается. Остаётся надеяться, что будут приняты адекватные законы, помогающие родителям ограждать детей от опасности.

О гордости

Вы спрашиваете, за что вам всё это. Поймите, что это есть проявление гордости. Я не хочу вас обидеть или унизить. Вы можете сказать, причём здесь гордость, если вы чувствуете себя сломленным человеком. Но гордость не всегда выражается в мании величия. Вы можете прочитать статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня (о гордости)». Гордость – это фиксация на собственных мыслях, когда человек даже в своей униженности горд, он питается своим уничижением, это становится для него, как сказали бы современные аддиктологи, точкой кристаллизации. Человек может бесконечно рассуждать о собственном унижении, потому что у него нет положительных содержаний жизни. Положительное содержание появляется, когда мы обращаемся к Красоте, а источником Красоты является Бог; когда у нас появляется большая любовь либо открывается религиозный путь. Когда болезнь гордости развивается, человек отдаляется от людей, окружающий мир для него меркнет, значимым становится только своё, потом он разрывает и связь с Богом. Если тему гордости применить к теме зависимых родственников, то человек думает, что никто не в состоянии понять его проблему, он только один познал глубину страдания и человек в этих мыслях мокнет, в них крутится, а потом он начинает винить Бога: «Почему Бог допустил такие страдания!?»

Можете почитать книжечку иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей». Отец Герасим, герой книги, помогал пьющим людям. У него возникла хула на Бога, он стал спрашивать, где же Бог, если столько страдания в мире. Отец Герасим готовился к тому, что архиерей будет разубеждать его. Он хотел выдать в лицо архиерею правду матку, хотя речь шла не о правде, а об ошибочном восприятие мира. Архиерей сказал, что проблема отца Герасима состояла в том, что он своими человеческими силами пытался побороть язву, которую не могли победить ни величайшие врачи, ни известные философы, что это язва разрослась настолько, что понадобилась сойти Сыну Божию на нашу Землю и своим подвигом исцелить человечество. Архиерей посоветовал отцу Герасиму не оставлять труды, но в борьбе опираться на Божественную Благодать. Борясь с этой язвой своими усилиями, человек приходит к отчаянию и краху, потому что человеческими усилиями это язва непреодолима.

И вы, так же как и отец Герасим, столкнулись с этой язвой и спрашиваете, почему с вами это случилось. Но это не лично вам, это – свойство человеческой природы, и это свойство может быть излечено только через приобщение ко Христу. Мысль «за что, и где же Бог» рождается в измененном состоянии сознания, когда человек утрачивает способность постигать логосы, духовные смыслы, на основании которых развивается мироздание.

Мы уже обсуждали, что, когда человек сталкивается с невозможностью достигнуть своей цели, его охватывает паралич воли и духа. А ваша цель – спокойное существование и помощь сыну. Из этого настроения человек совершает бегство либо лихорадочную деятельность, либо в уныние. Как писал схиархимандрит Гавриил (Бунге), некоторые люди не делают шаг к Богу. А от глубин отчаяния до высот богословия человека отделяет один шаг.

Бывает, человек читает Псалмы, и какое-то слово настолько глубоко касается его сердца, что что-то внутри оживает, что раньше находилась в скрытом или подавленном состоянии, изменённое состояние сознания проходит и взор проясняется. Если у человека не было нескольких запомненных им опытов выхода из измененного состояния сознания, он всё воспринимает за чистую монету и гибнет. А духовный опыт говорит, что всё, что есть в нашей голове, может оказаться ложным. Мы входим в состояние аффекта, начинаем колебаться, начинается водоворот мыслей. Падшие духи используют эту ситуацию, чтобы толкнуть человека в еще большее разрушение жизни, а потом довести до самоубийства. На ровном месте подтолкнуть человека покончить с собой не получится, сперва нужно запалить пламя отчаяния внутри человека, а потом сделать, так чтобы человек в этом состоянии допустил ряд ошибок, которые разрушат его жизнь и окончательно добьют его. И уже на этом фоне падшие духи нашепчут, дескать, пора и заканчивать всё самоубийством. Как говорил один духовник, самоубийство – это вершина демонской работы, потому что из любого греха есть выход через покаяние, через изменение жизни, а если человек уходит из жизни с хулой на Бога через самоубийство, то возможности для спасения нет. Конечно, есть отдельные случаи, когда человек кончает с собой в состоянии психического расстройства, тогда правящий архиерей разрешает поминовение. Но, если человек ушёл с хулой на Создателя, то его состояние переносится в вечность.

Вопросы, почему это случилось именно с вами, следуют из измененного состояния сознания. Вместо того, чтобы сходить с ума, читайте Псалтирь. И надо уже решиться на какое-то действие, а вы ничего не предпринимаете. Ничего не предпринимать нормально, если человек пребывает в мирном состоянии. Например, учится и не увольняется из ВУЗа несмотря на трудности. Или он работает, и важно дождаться окончания проекта. К этим людям не относятся слова «ничего не предпринимает», потому что они реагируют на внешние удары возрастанием, развитием духовным.

Когда ваш муж сказал, что он устал от всего этого, вы сказали, что он может уйти. Вы должны научиться согреть его своей любовью, сказать ему, как сильно его любите. И не только сказать, но и показать, противопоставить обстоятельствам свою любовь, терпение, молитву, заботу. Вместо этого вы хотите разрушить последнее, что у вас осталось в жизни.

По поводу того, что вы хотели побыть волонтером, помогать в доме малютки.

Это замечательная идея. Вам говорят, что у вас у самой дома проблемы, что у вас свои дела и домашние заботы. Ну какие у вас дела? Вы же не сутки напролет готовите еду и моете посуду. В священном писании написано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Конечно, нельзя пренебрегать домашними делами.

Если люди не знают вашего положения, они могут говорить всё, что угодно, но слушать надо тех, у кого есть хоть минимальный опыт в обсуждаемом вопросе. Людям, которые попали в такой коллапс, как вы, крайне важно развивать социальные навыки, уметь посмотреть на жизнь с разных углов, а не только со своей затравленной позиции, и контакт с другими людьми на основе любви и доверия действует как лекарство, которое вытягивает человека из самых сложных ситуаций.

У нас был цикл бесед про врачей и людей социальных профессий. Там мы говорили, что волонтерство и социальные контакты могут помочь решить многие вопросы. Здоровые социальные контакты дают человеку возможность развиться, приобрести новый опыт, новые смыслы, представления, которые в хорошем смысле слова прикрывают опыт прошлого. Болезненная воронка человека затягивает, а тут начинают действовать какие-то другие центры, которые не дают этой воронке закрутиться. Можно привести и другую метафору. Новые понятия как армированные сетки сверху ложатся, и вы в эту воронку не проваливаетесь. Так что раз в неделю, а может быть и чаще, заниматься волонтерской деятельностью будет вам полезно. Думаю, ваш муж будет только рад, если вы чем-то займетесь и научитесь как-то переключаться. Главное, не перескакивать на какие-то фиктивные приключения, а на то, что носит созидательный характер. И это не переключение, а исцеление.

Цикл бесед «Врачи, медицинские работники, люди социальных профессий».

4. Волонтёрство и семья. Социальный контакт как основа излечения и преодоления односторонней активности.

Сейчас не буду вдаваться в эту тему. Если интересно, то в цикле бесед «Остаться человеком. Офисы, мегаполисы и лагеря: доминанта жизни и точка опоры» об этом сказано. Мы разбирали, что внимание к совести, к окружающей обстановке, любовь к людям, способность вступать в человеческие отношения, чтение, молитва являются лекарством. Лучшие произведения культуры отрывают человека от пошлости. А пошлость, как Иван Ильин сформулировал, – это образ жизни, когда человек живёт так, будто у него души нет.

Когда человек сливается с окружающей средой или настраивается на какой-то негатив извне, к нему подступает уныние и затягивает в воронку, лишает его позиции, стоя на которой он мог бы переосмыслить происходящее и выработать к нему собственное отношение.

Насчёт того, что сын согласится на реабилитацию, а вы будете его долги раздавать. Пусть он сам разбирается. Из того, что я вам сказал, сделайте вывод, как это устроить. Здесь можно вспомнить слова Иоанна Лествичника: «Если у человека нет страха Божия, пусть будет хотя бы страх человеческий».

По поводу того, что вы разочаровались в жизни.

Я предлагаю вам обратиться хоть к минимальной критике, чтобы унять поток эмоций. Вы говорите, что женщина в храме предложила помощь, сделать капельницы, сказала, что денег не надо. Вы приняли ее помощь и в благодарность принесли ей фрукты. Её лицо показалось вам недовольным, и с этого вы сделали вывод, что она была разочарована, потому что ожидала от вас денег. Говорите, что устали от этого лицемерия. Но с чего вы взяли, что она ожидала от вас денег? Получается странная история, вам помогли, сказали денег не надо, человек ничего от вас не требовал, не просил, просто из-за того, что ее лицо вам показалось недовольным, вы всё обесценили и назвали лицемерием. Посмотрите на эту ситуацию со стороны. У женщины могла быть масса причин иметь недовольное лицо по какому-то своему поводу. Может ей тяжело было, может она устала, может у неё личные проблемы. Почему, собственно, вы предположили, что она хотела, чтобы вы дали ей денег?

Надо потихоньку меняться. Вы уж сами подумайте, встряхивать вам сына или оставить все, как есть. Если вы так переиначили помощь той женщины, то и мои слова можете переинтерпретировать на свой лад. Суть моих сообщений – это встряхнуть сына, но опять с вашей стороны вместо какого-то конкретного действия бесконечные размышления и переживания, что вы что-то не сможете, что вдруг ошибетесь. Никак не решитесь, что делать: отправить сына на реабилитацию, заставить самостоятельно выплатить долги или написать заявление в полицию. Эмоции кипят, бурлят, но не факт, что ваши размышления правильные. А вы на них опираетесь, а потом говорите, что во всем разочаровались.