-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 22.02.2025. |
Ответ был дан девушке, которая по временам впадала в тягостное состояние измененного сознания. Рабочий перегруз плюс активность до изнеможения с желанием общаться и еще раз общаться – все это и прочее другое приводило ее по временам в состояние коллапса. Ей начинало что-то казаться, она обращала внимания на странные сигналы, путалась.
Материалы – ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (ИСС)
Получается, как только ты оказываешься без молитвы, плюс алкоголь, смех до потери контроля и хаос вокруг – всё это вместе выбивает тебя из колеи. Смех – это нормально, но есть грань между лёгким весельем и безудержным «ржачем». Знакомый рассказывал, что его коллега раз в месяц уходит в запой. Приходит на работу развязный, показушный, шутит без остановки. Он его предупреждает: «Смотри, через неделю тебя утащит». И правда, видно, как приближается срыв: человек становится чрезмерно раскованным. У тебя же срыв проявляется по-другому: появляется тревожность, и ты сама не замечаешь, как уходишь в изменённое состояние сознания. Поэтому тебе важно выработать режим. Вечером – пять, десять, пятнадцать минут уделяй испытанию совести. Читай Иисусову молитву, проси: «Господи, помилуй», вспоминай прошедший день. С покаянным чувством произноси эти короткие слова и вспоминай, как прошел день. Постепенно ты начнёшь замечать, как страсти связаны между собой, и поймёшь: изменение сознания – это не случайность, а следствие определённой цепочки.
Сначала ты без остановки смотришь различные ролики – внимание расфокусировалось. Потом вспыхнула ссора. Ты злишься, что поссорилась, начинаешь роптать – на себя, на Бога. А дальше три часа мысленно ругаешь кого-то, гоняешь в голове один и тот же поток мыслей. На этом фоне включается переутомление, перевозбуждение или наоборот – уныние и апатия. И через несколько часов сознание уже готово принять «аномальную идею», которая захватывает всё мышление. Эта идея часто носит разрушительный, даже демонический характер.
Ещё Павлов писал о том, как у человека при слабой коре головного мозга сигналы воспринимаются как сверхмаксимальные, что приводит к блокировки коры, и сознание захватывается аномальной идеей, так как утрачена способность ее отклонить. Кора может быть ослаблена как по природе, так и от стрессов, переживаний, недоразвитости.
Современные люди усугубляют это состояние: вместо отдыха – смартфон, вместо чтения – просмотр сериалов, вместо прогулок – лежание на диване. Система перегружается, и, казалось бы обычный бытовой случай, с которым раньше справлялись спокойно, вдруг вызывает чрезмерное напряжение. А если добавить к этому бессмысленный поток смеха и развлечений – кора блокируется, человек уходит в трансовое состояние. Это не обязательно сон, бывает и лихорадочное возбуждение. Человек начинает двигаться бессмысленно в разные стороны – что-то делает, что-то говорит, что-то доказывает. И когда кора мозга оказывается заблокированной, появляется какая-то идея, которая перестраивает человека изнутри.
Это похоже на корабль с пробоиной: если внутри нет перегородок, вода заливает всё сразу. А если перегородки есть, вода остаётся только в одном отсеке, и корабль ещё держится. «Титаник» затонул потому, что айсберг пробил его корпус почти по всей длине. Интересно, что изначально капитан говорил с вызовом, что даже, мол, Бог не потопит этот корабль. Вот эта самоуверенность в «непотопляемости» могла привести его к ошибкам. А может, и Господь попустил – это уже тайна.
Когда кора мозга активна, человек пользуется здоровыми навыками. Хочется разгневаться – но ты понимаешь: «Этот человек не сделал мне зла. Лучше отнестись с любовью». А когда кора утомлена, выключена – не хватает сил даже на простую молитву за обидчика. И тогда тебя легко захватывает какая-то бредовая, навязчивая идея, которой ты полностью подчиняешься.
Поэтому важно укреплять кору. Академик Павлов писал, что у животных в экспериментах бром помогал выводить их из нервного расстройства, когда нарушалась работа всей системы выстроенных условных рефлексов. Одни собаки становились чрезмерно возбудимыми, другие впадали в апатию.
Волевая сфера, как говорил один мой знакомый профессор, – это по сути развитие способности к торможению. Нам хочется уйти в хаос: обжорство, гнев, раздражение. А пост и молитва помогают «притормозить» эти порывы. Поэтому часто повторяю: нужны навыки – пост, послушание, молитва, любовь. Есть у аввы Дорофея мысль о навыке еще одном – отсечение своей воли. Это не значит, что ты становишься безвольным или пассивным. Авва Дорофей объяснял так: если кто-то говорит то, что не относится к тебе, а ты чувствуешь внутренний толчок к тому, чтобы включиться – лучше удержаться. Смысл не в том, чтобы избегать любой активности, а в том, чтобы не поддаться хаотичному импульсу.
Ты, может быть, не всегда сможешь победить большой хаос, когда он захватывает целиком, но можешь научиться побеждать маленькие хаотичные движения внутри. Постепенно, через практику этих навыков, человек начинает владеть собой и своим поведением.
Люди часто думают, что свобода – это возможность делать всё, что угодно. Но настоящая свобода – это самовластье (так объясняют некоторые), когда ты управляешь собой. У тебя могут быть большие возможности, деньги, доступ к любым удовольствиям. Но если ты хочешь всё проиграть в казино и удерживаешь себя – это и есть подлинная свобода. Представь, что ты пустил деньги в игру, но удержался и не поддался соблазну. Это и есть сила воли. А когда её нет – человек проигрывает всё и, не выдержав, может даже свести счёты с жизнью. Я знал одного работника казино, который рассказывал: человек играл на оборотные деньги фирмы, проиграл и покончил с собой.
Как в фильме «Страна глухих»: человек должен отдать долг криминалам, но не может удержаться, снова садится за игру, проигрывает деньги, которые его девушка достала ради него. В итоге он и долг не отдаёт, и подставляет близкого человека.
Именно поэтому важно тренировать самовластье. Когда мы укрепляем «кору» – читаем с вниманием, применяем услышанное к себе, формируем навыки, ежедневно испытываем совесть – мы создаём препятствия для того, чтобы какая-то чуждая, разрушительная идея захватила наше сознание. Нужно понимать: чтобы идея овладела человеком, ей требуется подготовка. Сначала – ропот, саможаление, уныние. Всё это истощает душу, и в какой-то момент происходит внутренний взрыв, который меняет состояние сознания. Но если в твоей жизни есть маленькие «островки молитвы», то они становятся защитой. Например, мы же едим несколько раз в день. Можно привыкнуть каждый приём пищи начинать и заканчивать краткой молитвой: «Отче наш», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу…», «Господи, помилуй», «Господи, благослови». Священник говорит: «Благословим Бога, питающего нас». Мы благодарим – и так приучаем душу молиться постоянно.
Кроме этого, полезно привыкнуть читать Псалтирь. Это один из пяти главных навыков: пост, послушание, жизнь в любви, молитва и чтение. Когда читаешь Псалтирь по-славянски и по-русски, мозг как будто «скрипит» – рождаются новые нейронные связи, новые понятия и смыслы. Эти новые связи становятся защитой от радикальных идей. Если ты прочитаешь Псалтирь три раза подряд, многое в тексте станет ясно. Кто-то читает по одной кафизме, кто-то – по трети. Так за два месяца проходится полный круг. За полгода – три круга. Постепенно выражения из богослужений становятся понятными, потому что в Псалтири заложена та же самая динамика языка.
Нужно делить день на отрезки – молитвенные и жизненные. Тогда эта «дичь» не разовьётся, потому что ей нужно время, чтобы окрепнуть. Например, после обеда – гуляю, потом немного отдыхаю, пью чай, потом выполняю молитвенное правило. Если нет форс-мажора, стараюсь не нарушать этот порядок. Конечно, при серьёзных обстоятельствах нельзя становиться формалистом. Если, например, кто-то пришёл в гости или нужна помощь – надо откликнуться.
Был случай: один монах молился, а к нему постучались. Он не открыл, потому что читал правило. В итоге это обернулось бедой. Поэтому и в порядке, и в молитве должна быть живая мудрость. Человек тяжело упал и разбился, а монах не оказал ему никакой помощи: просто закрыл дверь и продолжил читать. Видимо, за то, что он поступил против любви, его постигло попущение, и он сам оказался в ловушке бесовского искушения, ему причудилось, что к его окну подлетела огненная колесница, чтобы забрать его на небо. В таких случаях обычно прельщенные убиваются насмерть. Но началом его падения стал именно грех против любви.
Когда всё идёт по установленному порядку, ты живёшь в режиме, и это удерживает от хаотических порывов. Может появиться желание пожалеть себя, впасть в уныние – но ты продолжаешь: прогулялась, отдохнула, выпила чай, прочитала молитвенное правило. Эти несколько часов создают паузу, в которой хаотическая мысль не успевает укорениться. Я не говорю, что нужно быть «как заведённый». Если хочешь – отдохни, если хочешь посмотреть фильм – посмотри фильм. Но учти: если смотреть три фильма подряд, мышление расфокусируется, кора мозга ослабнет. А если в таком состоянии придут сильные сигналы – они становятся чрезмерными, кора «отключается», и тогда её захватывает аномальная идея. Так человек входит в изменённое состояние сознания. У каждого оно проявляется по-своему: один ищет повод выпить, другому хочется ругаться, кто-то плачет, кому-то кажется, что все против него.
Поэтому важно выработать режим, который удерживает от срывов: ежедневное испытание совести, чтение Псалтири и Евангелия. А вместо утренних и вечерних молитв можно читать правило Серафима Саровского. Там всего несколько молитв: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры». Их можно читать на память – когда чистишь зубы, собираешься на работу, идёшь по дороге. Но смысл не только в краткости. Серафим Саровский делал акцент на том, чтобы человек в течение дня постоянно читал Иисусову молитву. После обеда он советовал молиться Божией Матери. Кто-то читает: «Пресвятая Богородице, спаси нас», кто-то продолжает Иисусову молитву. Важно одно – чтобы молитва входила в ритм дня и помогала держаться, не впадать в изменённые состояния сознания.
Если человек знает, что алкоголь действует на него разрушительно, то лучше не пить вовсе, даже «немножко». Потому что, попав в изменённое состояние сознания, он снова думает: «Ну, чуть-чуть можно». Но стоит выпить – и всё: срыв, подозрительность, страхи, мысли о том, что «за мной следят». У каждого здесь своё слабое место.
Так постепенно формируется образ мысли и образ жизни, и этот совокупный ритм святые отцы назвали трезвением. Когда человек сохраняет равновесие, он сразу видит аномальную идею и не даёт ей перестроить сознание. Или же он заранее не допускает условий, которые открыли бы вход для этой идеи. А если всё же допустил, то нужно сразу просить у Бога прощения. Тогда последствия греха могут быть облегчены. Конечно, бывают грехи как глубокие царапины – человек не всегда может сам избавиться от их последствий. Следствие греха может выражаться в унынии, когда самому себе становишься тягостен.
Некоторые грехи облегчаются только после исповеди. Особенно тяжёлые – их невозможно облегчить без Таинства. Но бывает и так, что, если грех не смертный, не привёл к глубокому разрушению психики, человек может сам обратиться к Богу своими словами или через молитву. Он читает Иисусову молитву – и пусть не называет грех по имени, но в сердце подразумевает его, прося у Бога милости. Это тоже важный навык. Упал – встал. Снова упал – снова встал. Так человек постепенно приучает себя не лежать в саможалости, а подниматься и идти дальше.
P.S.Более подробно о выстраивании системы навыков, которые могли бы помочь не проваливаться в водоворот хаоса, – в приведенных ниже ответах. Они были даны одной девушке, у которой, если она теряла равновесие, начинались «загоны» на тему того, что сотрудники читают ее переписку, смеются тайно над ней и пр..
Помыслы. Ч. 1. Голоса (инфернальное ли или психика), в прошлом хаотичный интим;
Помыслы. Ч. 2. Голоса, которые уничтожают изнутри;
Помыслы. Голоса (Ч. 3). Девушке, которую хотели затянуть в аномальные отношения. О секте «Нексиам» и взломе психики;
Помыслы. Голоса (ч. 4). Голоса, которые уничтожают изнутри;
Помыслы. Голоса, которые уничтожают изнутри. Ч. 5. В прошлом ПАВ и хаотичный интим.