Творчество. Творчество. По поводу воображения, ментизма, ночных работ, апатии и прочего
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  04.03.2025.



Этот ответы был подготовлен на вопрос одной девушки, которая занимается созданием одежды и увлекается современной философией. Не так давно она из эзотерики перешла в Православие. Для нее камнем преткновения стал вопрос о воображении.

Она пишет: «Еще есть такой конфликт, что христианская аскетика направлена на оскопление воображения, она прямо бескомпромиссна по отношению к нему, я много об этом искала у отцов, в вашей беседе с о. Иоанном тот употребил термин “культурологическая прелесть”. Но как быть с деятелями культуры, которые живут больше в тонком мире, чем в материальном (это именно их сфера деятельности)? И любой творческий акт будет будоражить воображение и тормошить психику. Смотрела вчера фильм про одного философа, как он в конце жизни видел демонов воочию. Что мы обречены на сумасшествие? Что-то со всем этим не чисто».

Прочие материалы

В данном ответе пойдет речь о том, что есть здоровое творчество, которое может предполагать использование воображение, если оно не хаотизируется. И есть ситуация, при которой человек намеренно растормаживает психику, в общем, и воображение, в частности. В том числе, – через использование эзотерических практик и психоактивных веществ.

Цикл эфиров «Измененное состояние сознания». Часть 4: Творчество и интуиция | Эфир 34.Цикл бесед «Искра жизни: свет, сумерки, тьма». 9.2. Творчество и наркотики. Ментизм, растормаживание. Творческий импульс или ошибка. Не сбежать от себя.
Цикл бесед «Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?»
7.3. АЙХУАСКА, ЛСД. Недостаточно для преображения. Безумие. Шарль Бодлер. ПАВ не приводит к творчеству.

Ментизм – ложное творчество

В одной из бесед с отцом Иоанном (Адливанкиным) говорилось о культурологической прелести. Тут требуется пояснить, о чём именно идёт речь. А речь здесь о таком понятии, как ментизм. Об этом явлении как раз писал схиигумен Гавриил Виноградов-Лакербая (писательский псевдоним – Игумен N) в своей книге «От чего нас хотят „спасти“ НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?», (другое название этой книги – «Тайны экстрасенсорики и паранормальных явлений»).

Разговор с монахом Иоанном в расширенной версии представлен в виде текста – «Пришедшим из оккультизма. Путь в Церковь».

Ментизм – это навязанное мышление, т.е. некий наплыв нежелательных мыслей с утратой контроля над собственным мышлением. Порой творчество подменяется ментизмом – у человека в голове появляются готовые продукты, которые окружающие принимают за творчество. Ментизм опасен и он не является прямым творчеством. Сейчас я не хочу сказать, что творчество – это всегда ментизм. Существует и одно, и другое, рассмотрим по очереди эти явления.

В упомянутой книге схиигумена Гавриила есть идея, что некоторые дети пишут стихи, которые они не могли написать, потому что они всё-таки дети, а стихи показывают определённый уровень интеллекта. И в одной из своих проповедей отец Гавриил говорил, что, по его мнению, этот ребенок находится под воздействием инфернальных сил. Это, конечно, не значит, что любой талантливый или даже гениальный ребенок является одержимым. Здесь речь опять именно о ментизме.

Отец Гавриил в своей книге описывает девочку Нику Турбину, которая в итоге покончила с собой. Она была веселой, общительной, но по временам у нее начинал, как она говорила, «переть стих» и она становилась очень повелительной и властной, подходила к родителям и требовала, чтобы они записывали за ней стихи. Отец Гавриил отмечает, что в данном клиническом случае надо отдать должное психиатрам – они разобрались в проблеме и рекомендовали немедленно прекратить подобные «творческие изыскания». Но как человек может прекратить контакт с такого рода явлением, если нет благодатной защиты? Надо сказать, что есть родители, которые радуются подобному явлению и говорят, что вот маленький ребенок пишет такие-то строки, которые и взрослым нелегко понять.

Но смысл был в том, что Ника Турбина писала в стихах такое, что могло быть известно только искушённой в разврате женщине. То есть в силу своего детского возраста она просто не могла знать ни подобных вещей, ни подобных переживаний. И со временем у неё начали проявляться уже в явном виде последствия этого контакта. Это и употребление психоактивных веществ, хаотизированный интим и потом уже суицид в возрасте двадцати восьми лет.

В Москве более тридцати лет действует Душепопечительский Православный центр имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, который занимается реабилитацией жертв оккультизма и сатанизма. Монах Иоанн (Адливанкин), руководитель миссионерского отдела этого центра, опытный специалист по проблемам сект и оккультизма (он принял уже порядка пятнадцати тысяч человек), рассказывал, что у многих детей наблюдается такое подобное «типа-творчество» и эти их стихи очень однообразные – это всегда что-то на мистическо-языческую, а то и кровавую тематику.

Ночные «откровения»

Ещё пример: один знакомый рассказал мне, что его товарищ вдруг стал говорить, что он по ночам испытывает вдохновение, и когда просыпается, ему надо успеть записать стихи, потому что, если этот момент упустить, он их забывает. В таком вот полусонном-полусумеречном ещё состоянии он записывает стихи, которые ему самому кажутся каким-то откровением. Но, со слов моего знакомого, которому доводилось слышать эти «вдохновения», в них и рифма очень неуклюжая, да и смысла фактически никакого нет. Но вот автору его собственное творчество кажется не меньше, чем посещением свыше.

Русский общественный деятель, писатель и философ Лев Александрович Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории» в главе «Достоверны ли источники оккультного познания?» как раз и пишет о том, что во время глубокого погружения в трансовое состояние в человеке формируется будто «новое лицо», которое мыслит уже не в рамках земной логики, а в рамках логики сна. И когда человек, просыпаясь, выходит из глубокого состояния транса и возвращается в область земной реальности, тот внутренний человек как бы рассыпается.

Он забывает то, что ему представлялось очень глубоким во время трансового состоянии, поскольку эта «глубокая мысль» могла показаться глубокой только тому, кто находится в измененном состоянии сознания. Как, например, камень, лежащий на столе, может вызвать вспышку изумления у человека, находящегося в изменённом состоянии сознания под воздействием галлюциногена ЛСД. Его восхищает мысль, что камень же должен быть внизу, на земле, а он каким-то «чудесным» образом оказался наверху, на столе. И вот эта простая мысль человеком воспринимается не меньше, чем откровением, его восторг по поводу камня может быть неописуем.

Творчество – это живая работа мысли

В этом последнем приведённом случае хорошо видно отличие ментизма от мысленного творчества. Мне как-то довелось спрашивать одного духовника, как определить в каком-то конкретном случае – у человека проявление ментизма или у него состояние подлинного творчества? Мне духовник привёл следующей пример: в полном собрании сочинений Александра Сергеевича Пушкина есть фотографии его рукописей, и на фотографиях его черновики все чёрканы-перечёрканы – поэт примерял слова туда-сюда, менял их местами, заменял другими, делал зарисовки и т.п. То есть черновики отображают живую работу мысли. А ментизм отличается тем, что человек пишет практически набело.

Под диктовку «ангелов»

Польский психиатр Антон Кемпинский, будучи человеком неверующим, не может объяснить смысл подобного явления, тем не менее в своей работе «Психология шизофрении» он описывает шизофреническое озарение, в качестве иллюстрации приводя в пример шведского мистика Эммануила Сведенборга, который тоже писал свои работы набело: «Когда один из знакомых Сведенборга удивился, что в его рукописях отсутствуют исправления, автор объяснил: “Я пишу начисто, так как я лишь секретарь и пишу то, что мне диктует дух”. Это его “автоматическое письмо” отличается формой и стилем в зависимости от того, какой “дух и с какой планеты ему диктовал”». Но, как можно предположить, диктовали ему далеко не ангелы. Потому что человек, не имеющий дара различения духов, попадает в ловушку, которую и подстраивают «те», кого психиатры пытаются отрицать.

В упомянутой книге Игумена N приводится статья Ксении Игумновой «Фальсификация духовности, или зачем демонам нужны контактёры». Она и сама занималась подобным «творчеством», находясь в изменённом состоянии сознания – из неё рождались стихи, она их записывала. Эти стихи восхваляли грядущего Майтрею – будду будущего мирового периода. По сути, эти стихи были пропагандой эзотерического образа мышления. И какое-то время она была о себе очень высокого мнения. Однажды она встретила одного человека, который находился в тяжелейшем состоянии – он был убежден, что через него вещает Божия Матерь. Ксения Игумнова пишет, что она поняла, что перед ней человек, психика которого окончательно поражена. Она ужаснулась и глубине повреждения, и отсутствию рефлексии по поводу такого своего состояния у этого человека. И тогда в моменте она осознала, что в этом человеке она видит своё будущее и что ей самой надо срочно тормозить. Потом пришло понимание, что через этот ментизм, через это её навязанное «творчество» ею манипулировали – в неё внедряли ощущение, что она особая, что у неё дарование, что она чуть ли не пророк новой эры.

Словесный зуд

И то, что отец Иоанн назвал культурологической прелестью, скорее всего относится именно к сфере приведённых выше процессов. Возможно, что не всегда в подобных случаях у человека есть ментизм. Отец Иоанн поясняет, что часто люди, побывавшие в эзотерических направлениях, испытывают некую словесную «чесотку» – им постоянно хочется что-то писать, будто появляется зуд, который человеку не унять. Это что-то подобное тому, когда люди, находящиеся в изменённом состоянии сознания, беспрерывно ругаются, пишут какие-то гадкие сообщения и, если попытаться как-то призвать их к адекватному общению, они только раздражаются новыми ругательствами. Поражает неутомимость, с которой эти люди «строчат» такое невероятное количество сообщений, совсем не жалея времени.

Воображение – иногда опасный мостик, а молитва – крепость моя

Но тут возникает логичный вопрос: а любой ли контакт человека с собственным воображением является пагубным? Ведь известно, что святые отцы говорят о человеческом воображении как о мостике, через который демоны связываются с человеком. Также по мнению святых отцов, аскетика предполагает повышенное внимание к собственным мыслям, творчество же, напротив, предполагает некую загружаемость определённой идеей, которая словно овладевает человеком.

Несмотря на это видимое противоречие, стоит сказать, что всё-таки имеют место быть и варианты собственно творчества. Мы знаем немало примеров и православных людей, которые занимаются творчеством. Просто, в этих случаях происходят несколько иные процессы: если сначала помолиться, прочитать «Царю Небесный…», подготовить рабочее место, собраться с мыслями, обдумать с разных сторон выбранную тему, может даже (я осторожно не исключаю) получая различные стимулы на своё сознание; а по окончании творческого процесса поставить точку молитвой «Достойно есть…». Или даже кратко: перед началом работы – «Господи, благослови», после работы – «Слава Тебе, Господи». Тогда сам факт, что человек находится в рамках такого выделенного времени и пространства, обрамлённого молитвой, и прибегает к молитве в процессе творчества, всё-таки даёт оптимистический прогноз, что этот процесс не выродится в ментизм.

Ядро личности тает

Неправильно буквально загружаться какой-то идеей, жить ею сутками, никак не прерывая поток мышления. Те, кто полагают, что именно в таком отношении к идее и заключается суть творчества, рискуют попасть в совокупность процессов, которые ассоциируются с тяжёлым психическим расстройством – маниакально-депрессивным психозом. Человеком владеет маниакальное состояние, он сутками всё пишет и пишет, ему даже доставляет удовольствие находиться в таком маниакальном состоянии. Но со временем его психика неизбежно расшатывается: если раньше в этом пиковом состоянии человек работал более-менее продуктивно, то теперь, переключаясь всё чаще и чаще на это состояние, отдаваясь ему всё больше и больше, ядро личности этого человека также всё больше и больше размывается. И ему становится всё труднее сконцентрироваться – бесконтрольный поток мыслей нарастает, мысли начинают путаться. В результате, несмотря на то, что у человека эти мысли ассоциируются с его творчеством, ему становится трудно уже хоть что-то довести до конца. И то, что человек привык идти на поводу у своих идей, неизбывно приводит его в фазу апатии, когда он просто ложится и «лежит в лёжку», идя на поводу теперь уже у апатии.

Перевозбуждение – путь к торможению. Апатия

Это наглядно иллюстрирует тезис о том, что «перевозбуждение нервного волокна ведёт к торможению», о чём говорил русский физиолог Николай Введенский, основоположник учения об общих закономерностях реагирования возбудимых систем организма. Об этом же писал и академик Иван Павлов, русский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности. По представлению академика Павлова, если человек «долбит» в одни и те же нейроны каким-то раздражителем, то повышается уровень возбуждения и тогда, как следствие, включается процесс торможения, мозг вводится в состояние типа гипнотического транса, чтобы обезопасить нейроны, которые страдают от перегрузки.

То есть человек не может быть на пике всегда и вслед за перевозбуждением наступает торможение. Со временем пиковые фазы будут всё менее продуктивными и всё более хаотичными и даже, возможно, будут наступать всё реже. А апатия, напротив, углубляется, становится более полновесной и человек заходит в неё на более продолжительный срок, вплоть до того, что постепенно вообще может перекочевать в апатию. Бывает, что человек пытается вырваться из её лап через какую-то экстремальную деятельность, влекущую за собой, как правило, нарушение духовных законов мироздания. А это значит, что он непременно вступает в противоречие с собственной совестью и на выходе испытывает душевную боль, что ещё более усиливает эту фазу апатии.

Жить в золотой середине. Принцип накопления информации

Поэтому очень важно учиться жить в золотой середине – этот вопрос мы разбирали со слушателями в беседе «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».

Необходимо упорядочить не только свою работу, но и подготовку к работе, что может хорошо разогреть, особенно в моменты определённого упадка. И вообще, чтобы система работала, нужно делать всё качественно. Дэвид Аллен в своей книге «Как привести дела в порядок» очень точно отметил, что если человек выполняет работу качественно, то он доверяет себе. Здесь речь, конечно, не о фанатичном самовосхвалении, а о связи между качеством работы и самодоверием. Чтобы однажды увидеть эти взаимосвязи, нужно заниматься такой работой методично. Работая с документами, например, все проработанные цитаты можно отмечать каким-то значком или номером по порядку. Но значок ставится только тогда, когда человек уверен, что он действительно, по совести, обработал документ. Если лишь бы только «поставить галочку» по принципу «с глаз долой – из сердца вон», то мозг всё равно не успокоится на предмет «ложной галочки» и человек не сможет сосредоточиться на деле: у него постоянно будет маячить мысль, что в документе осталось что-то недосмотренное.

Например, человеку надо написать статью или определённую тематическую работу. Вот полчаса проведены им за таким подготовительным занятием – все нужные цитаты выбраны и «разложены по полочкам», все «галочки» расставлены. И эти полчаса помогают человеку собраться с мыслями, в нём зарождаются какие-то новые идеи, а может и так сложиться, что он даже «нападает» на какую-то новую группу идей, которая раньше ему в голову не приходила.

По аналогичному принципу строится работа уже над собственной статьёй – человек записывает по интересующему его вопросу всё, что видел, что слышал, что привлекло его внимание. Затем формируются сначала отдельные файлы по категориям полученной информации, которые, когда будет выявлена их причинно-следственная связь, уже объединяются в один документ. Документ разбивается на логические части с характерными подзаголовками, куда и разносится вся собранная информация. Так вырисовывается общая картина итоговой работы. И вот такой принцип накопления информации помогает человеку совершить прорыв.

Между углом и сковородкой – ложная альтернатива

Но люди порой мечутся в рамках ошибки, которая называется ложной альтернативой: они пытаются выбрать между двумя идеями, которые обе ошибочные. Например, человек находится в тёмной комнате и постоянно натыкается то на острый угол, то на горячую сковородку. Но нельзя выбирать между углом и сковородкой. Надо постепенно, хоть ползком, изучать эту тёмную комнату – есть ли там окна, есть ли двери, есть ли какие-то источники освещения? А может поискать и с другой стороны: а что, если причина в моих глазах? То есть метафорически – надо прозреть. А прозреть – значит, обогащаясь духовно и культурно, двигаться вперед. И тогда со временем приходит понимание, что помимо тех двух вариантов есть ещё и другие.

Так же и с работой – в начальной точке она видится неподъёмной, но шаг за шагом она продвигается вперед. По своему опыту: бывает неясно – вот эту главу сделать первой или второй? Подобная дилемма уже только своим возникновением подсказывает, что недостаточно хорошо изучены и проработаны мысли ни из первой главы, ни из второй. Тогда начинаешь советоваться по этим вопросам или добирать недостающий материал. И вдруг выясняется, что отдать предпочтение первой или второй главе было просто невозможно, потому что здесь должна быть ещё и третья глава. Или, углубившись в тему, действительно получаешь чёткое понимание, какой должна быть эта глава и почему. А иногда случается, что даже в одном предложении сложно состыковать две мысли – а это указывает на то, что какая-то важная идея, в рамках которой те две мысли могли бы получить новое звучание, выпущена из виду.

«Вожделенная» ночь

В моменты возбуждения, когда хочется сидеть за работой сутками, нельзя следовать этому импульсу, хотя именно он и вожделенен для людей творческих. Но надо понимать, что если привыкнуть вот так «сидеть, пока сидится», то потом невозможно будет уйти от столкновения с периодами торможения. И если поначалу, пока организм не изношен (есть такое предположение), в момент возбуждения ещё как-то могут приходить здоровые идеи, по существу, то, когда человек привыкает идти именно в русле возбуждения, это состояние всё более будет напоминать изменённое состояние сознания. В моменты такого изменённого состояния могут приходить какие-то обрывочные мысли, отрывочные идеи, которые «здесь и сейчас» кажутся справедливыми, интересными, оригинальными, прорывными. Человек начинает их разрабатывать, погружаться в них. А на утро, пробудившись (в прямом и переносном смысле) ото сна, он понимает, что ушёл в своих разработках не туда и только напрасно потратил время. И если человеку поначалу казалось, что на ночных посиделках он определённо что-то выигрывает, то постепенно те плюсы, которые он раньше надеялся приобрести таким своим «ночным бдением», начинают таять, а потом и вовсе превращаются в минусы. Ну а по мере изношенности организма, день начнёт меняться местами с ночью, ведь когда человек привыкает сидеть по ночам, он, как правило, уже не столь цепко реагирует на события в течение дня. То есть ему кажется, что у него впереди есть бесконечная ночь, куда можно скидывать все дела, поэтому днём не обязательно реагировать на события в полную силу.  В итоге он привыкает оставлять дела на ночь. Но когда он всё-таки добирается до ночи, ему уже не так просто из этой ночи сделать, так сказать, «творческий вечер», поскольку приходится тратить время на нерешённые дневные задачи. И так постепенно человек становится ночью вялым и собственно-творческий ночной ритм, на который и был расчёт, сбивается.

Нехитрые секреты личного опыта

Мой личный опыт таков, что одна ночь нормально сидится за работой, раньше получилось, что и две – в воскресенье я уходил в пустынь и мог проработать две ночи подряд (и с воскресенья на понедельник, и с понедельника на вторник). Но потом всё как-то стало смещаться и теперь в воскресенье уже просто не остаётся сил на «ночную смену» – как правило, приходишь в пустынь уже в час ночи и сразу ложишься спать. Духовник посоветовал мне один раз в неделю спать до полного высыпания и вставать только тогда, когда почувствовал, что наконец выспался.

И, кстати, когда ты знаешь, что у тебя вскорости будет возможность выспаться, то тогда в течение недели ты способен спокойно реагировать на разного рода форс-мажорные обстоятельства, если они вдруг случаются. Пусть сегодня не удалось выспаться, ты знаешь, что в ближайшее время у тебя будет возможность, отложив все дела, добрать свой сон. Это вообще большая удача, когда у человека есть возможность организовать себе так называемый «академический день», когда и высыпаешься, и закрываешь какие-то накопившиеся небольшие недоделки.

Так и я теперь в понедельник встаю ото сна, когда уже почувствую, что выспался за всю прошедшую неделю с её недосыпами. Затем перед обедом я «разгребаю», на сколько это возможно, непрочитанные сообщения, на какие-то срочные отвечаю сразу. Около полутора часов у меня выходит на то, чтобы прокрутить списки чатов в мессенджерах и в быстром темпе ответить на все сообщения. В случае длительной поездки или командировки не всегда получается закрыть все «хвосты» по сообщениям за прошедшую неделю, тогда опять идёт накопление. Но постепенно всё равно получается нагонять – если не суетиться, а идти просто по порядку, то ты будешь отвечать людям хотя бы с какой-то регулярностью, пусть не так часто, но это хоть какая-то возможность держать связь.

Возможно, есть и более удачные варианты организации такой работы, но вот уже как-то так сложилось, значит пусть так пока и идет. Как описывал свой опыт старец Фаддей Витовницкий в своей книге «Мир и радость в Духе Святом», когда он сильно переживал о своих делах, ему было такое откровение – «Пусть всё идёт, как идёт. Не бери на себя слишком много, храни свой мир и живи с Богом».

Далее мой день размеренно спокойный – я гуляю, читаю, ем. В этот день я не следую строго режиму и, конечно, в этот день смещается и режимный график – обед часов в пять вечера, а ужин аж только после одиннадцати: мне один врач посоветовал с девяти до одиннадцати вечера воздерживаться от пищи, потому что в это время активно работает щитовидная железа и в этот момент рекомендуется не есть. Если уж совсем не получается не приступать к пище вечером, то тогда лучше уже после одиннадцати. Вот я ужинаю после одиннадцати и затем заступаю на ночную «рабочую смену».

Потом ещё в пять утра пью зеленый прессованный китайский чай Шу, который обладает одновременно бодрящим и успокаивающим действием, улучшает работу мозга и повышает концентрацию – так всю ночь можно результативно работать. Но, конечно, нападают периоды, когда глаза прямо слипаются – эти моменты тогда хорошо бывает заполнить какой-то интенсивной работой, которая не требует большого сосредоточения. А если совсем невыносимо клонит в сон, можно просто положить голову на стол и немного подремать – минут тридцать-сорок хватает, чтобы приободриться и затем продолжить работу. А по-хорошему спать ложишься уже часов в одиннадцать следующего дня. И вот если так работать один раз в одну-две недели, то ты успеваешь восстановиться и потом достаточно быстро входишь в своё обычное режимное русло.

Ночные смены – разовые акции

На мой взгляд, если пытаться делать больше таких ночных «смен», то уже начнутся сбои и смещения в режиме. А такое раньше бывало: твоё состояние входит в «творческий пик» и ты «строчишь» всю ночь напролёт, а на утро понимаешь, что эта бессонная ночь в принципе ни к чему особо выдающемуся не привела. Если привыкнуть идти на поводу у таких пиковых состояний, то за этим потянется и привычка следовать гневу, например, или страхам. Поскольку привычка моментально следовать той идее, которая тебя сейчас заполняет, распространяется и на идеи негативные. Конечно, дар слова – это дар Божий. И тем не менее надо понимать, что творчество отдельного человека – это процесс сознательный. И если идея, возникшая у человека, конструктивная, то, образно говоря, она послушна человеку и за ночь не испарится.

Раньше у меня был такой страх, что если не отработать идею ночью, то на утро она забудется. Но духовник на мои сомнения ответил, что ничего не забудется – на самом деле, если идея не «маниакальная» и не похожа на какие-то сбивчивые представления о чём-либо, а действительно творческая идея, то, как правило, ты её можешь в себе удержать. Мне пришлось довольно долго приучать себя оставлять на волю Божию вечерний творческий процесс и вовремя ложиться спать. И когда духовник говорил, что утром я успею сделать больше и качественнее, мне не верилось – в то время мне казалось, что это некое ограничение.

Но действительно, если правильно настроить себя и не сбиваться с режима, то порой хватает и четырех часов для ночного сна, но только при условии, если удаётся и днём немного подремать – обычно бывает достаточно порядка двадцати минут, чтобы мозг как-то переключился, и ты уже встаёшь отдохнувшим. Конечно, четырёхчасовой ночной сон практикуется не на постоянной основе – речь сейчас о таких днях, когда утром намечен плотный активный рабочий график. И несмотря на короткий сон, в эти дни каким-то образом получается вставать бодрым. Видимо, мозг получает некую команду, что завтра важный день и надо быть готовым к определённому времени. Есть люди, которые могут даже без будильника контролировать время своего сна – моя бабушка, например: она просыпается ровно в то время, которое с вечера наметила для себя.

Утро вечера мудренее

Обдуманные с вечера идеи за ночь выкристаллизовываются и утром ты уже достаточно быстро структурируешь их, оперативно раскладывая всё по полочкам. Кстати, утром ты понимаешь, насколько верным было вчерашнее решение вовремя пойти спать, как-бы ни манили тебя твои идеи и дела просидеть над ними всю ночь. И утром, когда ты уже полноценно садишься за работу, ты свежим взглядом можешь заметить пробелы в своих идеях – где-то необходима ещё дополнительная информация, где-то другой формат, а где-то вообще всё сначала начинать. И так продуктивно работая, ты порой еле успеваешь доделать весь объём работы к обеду, хотя с вечера казалось, что тебе прямо сейчас нетрудно будет всё быстренько «раскидать». И ты понимаешь, что если бы взялся за дело с вечера, то просто выключился бы от усталости на полпути, не осилив в ночное время весь необходимый объём.

Постепенно у тебя вырабатывается какая-то золотая середина – с одной стороны, ты учитываешь тот факт, что в тебе генерируются какие-то идеи, но, с другой стороны, ты не полностью идёшь у них на поводу, учишься не входить в это «маниакальное» состояние безоговорочного следования за вдруг возникшей идеей. И, что важно, ты одновременно учишься не идти на поводу и у апатии, которая является следствием торможения. То есть если в какое-то время совсем нет никаких творческих идей, то, как советует Дэвид Аллен в своей уже упомянутой книге «Как привести дела в порядок», нужно иметь для себя и механическую работу – поливка цветов, уборка квартиры, вынос мусора и т.п. В моменты творческого простоя также хорошо обращаться к цитатам, которые раньше отметил для себя, читая книги, можно их выписать для удобства пользования, разместить по тематическим папкам.

О системе Дэвида Аллена, с точки зрения православного мировоззрения,
в материалах «Самоорганизация, время, дела».

Система продуктивности GTD

Дэвид Аллен описал систему продуктивности GTD (Getting Things Done, или «доведение дел до завершения»), которая базируется на принципе переноса всех задач и идей из головы во внешнее хранилище, чтобы освободить ум и повысить фокусировку на выполнении действий.

На основе этой системы Дэвида Аллена, в которой он подробно объясняет, как структурировать информацию, я тоже выработал для себя определённую систему, которой пользуюсь при чтении книг. Читая книгу, я стараюсь вести записи, делать заметки, выписывать цитаты – всё это в электронном виде. А вот читать саму книгу предпочитаю, что называется, «живьём». Одна моя знакомая доктор-невролог как-то говорила, что руки являются продолжением мозга, поэтому важно читать живые бумажные книги. И это справедливо, потому что, держа книгу в руках, ты ощущаешь её фактуру и, что называется, «берёшь в руки – маешь вещь!».

Подтверждение важности иметь тактильный контакт с предметом можем найти в эксперименте академика Ивана Павлова, на который сейчас отвлекусь. Общая суть эксперимента такова. У конкретной собаки был выработан следующий охранный рефлекс: в присутствии хозяина она лает на других людей; если же хозяина рядом нет, то к другим людям она относится нормально. В частности, академик Павлов приносил ей колбаску, и собака довольно дружелюбно реагировала на него. Но стоило рядом появиться хозяину, собака тотчас же реагировала агрессивно на академика, несмотря ни на какую колбаску.

То есть вследствие возбуждения у собаки охранного рефлекса, у неё тормозился рефлекс пищевой. И тогда в ходе эксперимента академик Павлов стал обогащать пищевой рефлекс: когда в отсутствии хозяина (в то время, когда собака нормально реагирует на посторонних) он приходил к собаке, то теперь прежде, чем достать колбаску, он называл собаку по имени, почёсывал ей за ухом и произносил определённые звуки. Таким способом, добавив дополнительные агенты возбуждения, академик Павлов пищевой рефлекс собаки обогащал дополнительной информацией. И постепенно это обогащение привело к тому, что даже в присутствии хозяина собака перестала реагировать агрессивно на академика Павлова.

Какую параллель с книгами можно здесь провести? Читая, мы не просто усваиваем мысль. Смысл в том, что, держа в руках книгу, мы обогащаем полученную из неё информацию другими сигналами, поступающими и тактильным путем, и через зрение, и даже через запахи и звуки от «шёпота страниц». Поэтому так важно и оформление изданий – иллюстрации, шрифт, качество бумаги и т.д. Как можно предположить, всё это способствует запоминанию.

Некоторые тексты, которые читаю на бумаге и которые важны для меня, я даже сканирую, чтобы иметь возможность работать с ними на компьютере: делать заголовки, пометки, что-то подписывать. Я принял для себя особую систему выделений и пометок, по которой впоследствии хорошо ориентируюсь в обработанном материале. Суть её в том, что определёнными значками, цветом, размером шрифта ты выделяешь и, таким образом, градуируешь информацию по степени важности: от мыслей, которые просто привлекли твоё внимание, и так, по мере возрастания степени важности, до архи-важных мыслей, которые точно описывают суть дела, требуют запоминания, могут быть использованы в дальнейшей работе или имеют большое значение лично для тебя.

Иногда возникает вопрос, как удаётся столько читать и работать с большим объёмом информации? На самом деле, читаешь не так и много. Но за счет того, что во время чтения ты проводишь такую работу, при которой материал лучше запоминается, впоследствии, при необходимости обратиться к определённой мысли из прочитанной пусть даже несколько лет назад книги, ты без особого труда достаточно быстро восстанавливаешь всё её содержание благодаря своим ранее расставленным «опознавательным знакам» – структуре заголовков, значков, цветовых выделений. И параллельно можно даже заметить какие-то мысли, которые раньше упустил из виду. Вот и получается, что если ты таким образом периодически обращаешься к прочитанным источникам, то в твоем сознании вся эта информация находится в актуализированном состоянии.

Разгоняем апатию

Как это связано с темой апатии? В периоды, когда вообще никакая работа не идёт на ум, можно открыть какую-нибудь книжечку, которую ты вот таким образом обработал, и начать разносить материал по тематическим папкам, параллельно освежая его в памяти. По ранее расставленным тобою (и поэтому сразу понятным для тебя) пометкам выделенный материал копируется и легко сортируется по одноимённым папкам – вот это имеет отношение к теме «Творчество», это к теме «ПТСР», а это к теме «Реабилитация наркозависимых» и т.д. Далее создаются отдельные word-документы по конкретным темам с указанием названия и автора.

В какой-то момент таких отдельных файлов у тебя накапливается с несколько десятков. Потом, однажды открыв их, ты начинаешь видеть определенные причинно-следственные связи между явлениями. И вдруг тебя словно «осеняет» – рождается понимание, по каким группам эти отдельные файлы необходимо распределить. И наступает такой момент, когда тебе от работы уже даже трудно оторваться – всю информацию, которая раньше тебе казалась, в принципе, хаотичной, ты начинаешь сортировать по чётко выкристаллизованному плану.

Но этот план выкристаллизовывается только тогда, когда ты практически в едином пространстве видишь различные элементы системы и различные аспекты явления, чего не достичь, лёжа лицом к стенке, позволив апатии захватить тебя. Поэтому так важно в период возникновения апатии заняться той работой, которая тебя разогревает и позволяет тебе приблизиться к, образно говоря, «родному» состоянию. То есть алгоритм следующий: в момент пикового возбуждения не идти у него на поводу и ложиться вовремя спать, а в момент апатии так же не идти у неё на поводу и заниматься хоть какой-то работой. Со временем сформируется такая «здоровая середина», которая будет более-менее всегда держать тебя в здоровом рабочем состоянии.

И причём, ведь очень важно творческому человеку уметь владеть собой, уметь переключать своё внимание. Бывает, что какая-то тревожная мысль, либо какая-то проблема со здоровьем не дают в моменте человеку полноценно заняться своим творчеством. Речь, конечно, не о невнимательном отношении к своему здоровью – наоборот, на тревожные сигналы нужно обращать внимание. Имеется в виду ситуация, когда в целом со здоровьем всё понятно и сейчас поэтому вполне возможно попытаться сосредоточиться на деле.

А вот сосредоточиться как раз и не получается, потому что человек не умеет владеть собой. Но когда человек сначала пытается, а потом всё-таки привыкает не идти на поводу у своих маниакальных состояний и ложится спать вовремя, то сразу заснуть у него всё равно не получится – будут бродить какие-то идеи в сознании, будет возникать желание встать и продолжить работу. В этой связи я опять спрашивал у духовника: может, действительно, когда не спится, встать и продолжить работу? И он опять ответил отрицательно.

Бессонница. Между простынёй и работой

Потом я понял, проверив и на себе, насколько это был мудрый совет. Позже я узнал, что некоторые специалисты, изучающие вопрос бессонницы, пришли к выводу, что важно не допустить формирования рефлекса между условной «простынёй» и работой – кровать должна быть только для сна. Иначе получается, что вот человек лёг, ему не спится, тогда он достаёт телефон из-под подушки и начинает лёжа в постели работать, и мозг, как следствие, приходит в состояние возбуждения. Со временем, как версия, у него может сформироваться рефлекс между простынёй и состоянием возбуждения мозга, характерным для работы с телефоном. И тогда человек вообще собьёт себе сон.

Здесь мозг можно уподобить этакому младенцу, который «вот прям сейчас» хочет и этим позаниматься, и тем позаниматься. А «мамочка» (в лице здравого смысла и волевого усилия) говорит, что «нет, сыночек, мы сейчас будем баиньки ложиться» – и ты таким образом сам регулируешь «хотелки» своего мозга, не реагируя на все эти его «капризы». Конечно, здесь речь не идёт ни о какой персонификация мозга – это только метафора. Полагаю, что ошибочно вслед за некоторыми специалистами, хотя и вполне серьёзными, называть мозг «чудовищем, который сам всё решает».

В цикле бесед «Здравый смысл» мы немного касались этой темы и отмечали, что такая персонификация мозга очень спорна. Скорее, речь можно вести о том, что в течение дня у тебя появилась какая-то инерция и ты не можешь прийти в равновесие. А навык находить равновесие тоже очень важен для творчества.
Со временем ты учишься к этой ситуации адаптироваться – учишься унимать своё кипящее сознание, читать Иисусову молитву. Либо ты уже заранее понимаешь, каким должен быть настрой, чтобы вовремя лечь спать. Потом этот настрой тебе очень пригодится и во время занятий своими творческими делами – тебе будет нужен навык, чтобы сейчас сконцентрироваться на творческом деле, полностью отвлекаясь от каких-то хаотичных сигналов.

Одновременно ты постигаешь науку «жизни без греха», проходя через собственный «горький» опыт, который при возникновении конфликтной ситуации учит тебя мириться с людьми ещё «до захода солнца» – ведь ты уже опытно знаешь, что незавершённый конфликт будет мучить тебя всю ночь, не давая уснуть. Об этом говорил и святой праведный Иоанн Кронштадтский – о том, что надо пытаться жить без греха, потому что какой-то явный твой грех будет довлеть над тобой не только днём, но и ночью: надо примириться и тогда будешь спать спокойно.
В одно время меня тоже мучила бессонница, но постепенно стала проходить. Один священник мне посоветовал не вставать с постели, если не заснуть, а продолжать лежать с чётками – ты, вроде, и не спишь, но потом вдруг обнаруживаешь себя уже без чёток: они выпали из рук, а значит ты всё-таки немного поспал. Через некоторое время вырабатывается здоровый рефлекс – как только положил голову на подушку, то сразу засыпаешь.

Эфир, в котором рассматривалась тема бессонницы
«Что сказать бойцам в госпиталях, как утешить? Бессонница, её причины и выходы из неё. Осуждение и его преодоление». С 33:55 – про бессонницу.

В качестве дополнения к эфиру.
Духовник советовал, если не спится, встать и делать поясные поклоны. Без счета, человек поймет, когда хватит. Действительно, тело подсказывает. Если легкая усталость, тело немного расслабляется. И светские исследователи говорят, что можно встать, немного позаниматься механической работой. Но не пользоваться экраном!

Овладевание собой

И со временем у человека появляется навык «овладевания» своим внутренним миром – не подавления, а именно овладевания. В том смысле, что ты сейчас понимаешь, в чём именно твоя центральная линия на текущий момент, в чём главная твоя задача. Иногда творчеству мешает вот этот разброс внимания. На беседах «Искра жизни: свет, сумерки, тьма» рассказывал о своих первых, ещё школьных, позывах к сочинительству, первых попытках что-то писать. Я брался за какой-то рассказ – садился за стол, клал перед собой бумагу и ручку, но на этом процесс и завершался, не успев начаться. Я ничего не мог написать: следование за приходящими на ум и отвлекающими меня от «центральной линии» мыслями (типа, попить чайку или позвонить кому-то) приводило меня уже к просмотру какого-нибудь фильма – ну, раз на ум сейчас всё равно ничего не идёт – и т.д., и т.п. И в итоге, вполне себе измотанный и физически уставший, я убирал чистый лист со стола до следующего «творческого порыва».

«Волшебные» двадцать три минуты

Не так давно мне попалась информация, что для активации работы нейросетей, которые ответственны за генерирование мыслей у человека, необходимо двадцать три минуты. Определённо, чтобы подумать о чём-то, да и о жизни в целом, нам нужно иметь возможность генерировать какие-то мысли относительно этого. Исследования показали, что даже если у тебя сейчас нет конкретных идей в связи с написанием необходимой статьи или рассказа, но ты тем не менее кладёшь перед собой чистый лист бумаги (или открываешь новую вкладку в компьютере), смотришь на этот чистый лист, проявляя внутреннюю готовность и собранность, не отвлекаешься на постороннее, то через какое-то время (те самые двадцать три минуты!) у тебя появляются мысли относительно задуманной статьи – генерация запускается. И хотя есть мнение, что экран тормозит активность лобных долей, нет большой разницы в том, сидишь ли ты за компьютером или за чистым листом бумаги. Здесь важен настрой человека на продуктивную работу – если ты знаешь, для чего сейчас пользуешься экраном, то сам экран тебя не отвлекает.

Когда я узнал про это исследование, возникла мысль о том, насколько мудро была устроена православная традиция – раньше в старинных молитвословах после вечерних молитв печаталась рекомендация рассмотреть прошедший день: за хорошее поблагодарить, в плохом покаяться – подумать о жизни, одним словом. Если неспешно читать вечерние молитвы, укладываешься минут в двадцать пять, а после молитвы как раз и запускается механизм на «что-то обдумать». Аналогичным приёмом пользуюсь и я – перед тем, как что-то писать, я около получаса занимаюсь цитатами, это настраивает на определенный лад.

В том исследовании также отмечалось, что если человек в эти двадцать три минуты воспользуется гаджетом (отвлечётся на него), то процесс сбивается и мозгу нужно заново начинать концентрироваться на центральной линии своего творческого проекта. Но, как уже было отмечено, если человек в это время обращается к гаджету целенаправленно по теме обдумываемой статьи, то можно предположить, что он не собьётся. То есть если ты не реагируешь инстинктивно на любое уведомление, не хватаешься сразу читать сообщения и отвечать на них, то ты не собьешься. И напротив, те люди, которые всё-таки идут вслед своего «творчески-маниакального» состояния и сидят по ночам, они не способны дать себе отбой при виде уведомления о новом сообщении и испытывают непреодолимую тягу тотчас ответить на него – как итог, они часто совсем зря просиживают ночи напролёт.

И поэтому очень важно нащупать вот это состояние, когда в тебе активируется то, что помогает генерировать идеи. А чтобы оно пребывало активно, тебе нужно именно учить себя не идти на поводу у хаотичных сигналов – вырабатывать режим в отношении сна, еды и других занятий. Иначе, сев за свои творческие дела, ты, вдруг почувствовав голод, уже не сможешь сосредоточиться на творческом деле. Но если ты живёшь по режиму, то можешь спокойно работать в своё время.

«Не нападай на брата своего» (прп. Ефрем Сирин»)

Если всё-таки удаётся устроить себе «правильную» рабочую ночь, то важно быть особо внимательным и аккуратным к межличностным отношениям, которые ненароком могут перейти «точку кипения» – и всё по причине элементарной усталости. Когда ты «выходишь в ночную смену», то ты уже настроен и готов к реализации своих рабочих и творческих планов. Но в таком состоянии, когда ты не спишь уже сутки и мозг находится в возбуждении, как правило не всегда хорошо чувствуются нюансы при контактах с другими людьми.  Бывает, что в словах собеседника тебе вдруг послышится угроза, которой и в помине нет. Я сам на первых порах попадался на этот крючок – посылал людям такие «бодрые» аудио, от которых они начинали сильно переживать. И только уже выспавшись, понимал, что высказался слишком сурово. То есть в моменты подобного большого возбуждения человек очень специфически воспринимает жизненные ситуации. Поэтому во время такой активной работы надо ставить себе определённый запрет на принятие решений, касающихся жизни в целом и межличностных отношений в частности – пусть эти решения принимаются после того, как ты выспишься. Ведь действительно, все рабочие вопросы ты видишь довольно чётко и справляешься с ними хорошо, поскольку именно на них сейчас настроен, а вот всё остальное, что находится по обеим сторонам от «ведущего вектора», в данный момент отошло на задний план, а значит и должно быть рассмотрено только тогда, когда ты войдешь в норму.

Воображение – «конь» в упряжке сил души человека

У русского философа Ивана Ильина есть мысль о том, что когда у человека появляется Любовь (с большой буквы) как деятельное внимание к другому, тогда его ум соединяется с воображением. То есть человек начинает понимать, для чего ему вообще нужно воображение: он понимает, что воображение – это часть его самого и, говоря образно, оно как «конь в упряжке», а значит и бежит этот конь не сам по себе, а вместе с остальными, понимая задачу, которая возложена на него. У человека же, не пришедшего к подобной цельности, воображение хаотизируется, действует само по себе. И именно любовь помогает обрести эту цельность.

О хаотизации воображения рассказывал один современный автор, упоминая студентов, которые вышли на протесты в Париже в 1968 году. Одним из их девизов стал сюрреалистический лозунг: «Вся власть воображению». «Теперь, – так автор комментирует эту ситуацию прошлого, от нее переходя к современности, – воображение стало основной стихией по ту сторону всяких символических границ, а продажа и потребление иллюзий – основным содержанием различных сегментов реальности. Мемкоины в криптоцифровом мире – яркий кейс, иллюстрирующий это. Сегодня лозунги о воображении в духе “сделай невозможное возможным” и “все границы только у тебя в голове” – звучат не как попытка преодолевать стереотипы и изобретать уникальные решения, а как предложение переселиться в выдуманную реальность, со всеми очевидными последствиями для реальности материальной»[1].

Деятельная любовь. Доминанта юности

Иван Ильин в своей работе «Путь духовного обновления» так пишет о любви и её действенном влиянии на воображение и, соответственно, творчество человека: «Любовь сама по себе даёт человеку счастье и вызывает у счастливого потребность – осчастливить всё и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного… Чувство и воображение соединяются у любящего человека и повышают силу восприятия и воспроизведения настолько, что проницательность его по отношению к любимому предмету доходит до настоящего интуитивного ясновидения… Во всяком случае, человек осчастливленный любовью, созерцает и воспринимает предметы внешнего и внутреннего мира совсем иначе, чем человек с сухими и каменеющим сердцем, холодный и чопорный эгоист». Понятно, что здесь в мысль об «интуитивном ясновидении» не вложен никакой эзотерический смысл (эзотерика лишь присвоила себе некоторые термины, и «ясновидение» в том числе). Эти слова Ивана Ильина некоторым образом перекликаются с тем, о чём говорил академик А.А. Ухтомский – у того человека, у которого выработана доминанта на лицо другого, а значит есть способность проявить деятельное внимание к собеседнику, у него формируется способность в большом объёме без нарочитого труда запоминать и осваивать огромные пласты информации. Академик Ухтомский называл это качество «доминантой юности». Человек, проявляющий внимание к другому и к миру в целом, со временем накапливает такое количество информации и такое количество пониманий, что при общении с ним действительно кажется, что он проникает в суть предмета. Иногда так оно и есть.

О доминанте юности см. в лекциях цикла «Искра жизни: свет, сумерки, тьма».
1. Построение картина мира. Доминанта юности и старость. Оживание картины мира и ее распад.
Текст, в котором приводятся некоторые идеи лекции – «Творчество и доминанта юности».

P.S.Иван Ильин о творчестве и воображении

«Человеческий ум должен найти путь к вере – не к суеверию, запугивающему нас, и не к пустоверию, проявляющему нашу глупость, – а к созерцательной вере, разумной и светлой, к вере «достаточного основания». Человек должен победить в себе ложный стыд и не стыдиться своего сердца. Мысль должна примириться с творческим, предметным воображением и опять стать созерцающей, интуитивной и прозорливой. Аутистическая фантазия должна пройти через школу предметной интенции и духовной ответственности. Формальная и разнузданная воля должна подчинить себя сердцу и совести… Тогда рассудок научится взирать и видеть и станет разумом; а созерцающий разум станет повиноваться сердцу, так что все пути будут вести к сердцу и исходить из сердца. Ибо сердечное созерцание, совестная воля и верующая мысль суть три великие силы нашего будущего, которые справятся со всеми проблемами, неразрешимыми как для бессердечной свободы, так и для противосердечного тоталитаризма. Для разрешения их нужен цельный, целостный, исцеленный человек, заповеданный нам Евангелием» (см. главу 4 «О духовности инстинкта», из книги Ивана Ильина «Путь к очевидности»).

«Любовь сама по себе дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность - осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного. Чувство и воображение соединяются у любящего человека, и повышают силу его восприятия и воспроизведения настолько, что проницательность его по отношению к любимому предмету доходит до настоящего интуитивного ясновидения… Во всяком случае, человек, осчастливленный любовью, созерцает и воспринимает предметы внешнего и внутреннего мира совсем иначе, чем человек с сухим и каменеющим сердцем, холодный и чопорный эгоист» (из сборника «О России. Путь к духовному возрождению»).

[1] Соловьев А. Время беспредельщиков: прощай, нормальность?