-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 23.12.2014. |
Искать волю Божию, а не священника, потакающего нашим страстям. Не чудотворца, а смиренного. Выбирать того, кто не идет против учения Православной церкви. Священник должен указывать своему чаду на Христа.
Отвечая на твой вопрос, скажу тебе, что не нужно искать чудотворцев.
По словам преподобного Иоанна Лествичника:
«Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых, и по нраву, и местопребыванию своему приличных нашим недугам».
«Если ты невоздержен и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник, и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец, и который готов всех примирить и угощать трапезою».
Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4. Пар. 120.
Еще Симеон Новый Богослов писал о тех людях, которые переходят с места на место и ищут то столпников, то отшельнов. И в наши дни некоторые люди поступают подобно тем людям, о которых писал Симеон Новый Богослов. Некоторые люди находятся в бесконечном поиске духовного отца, потому что они ищут не воли Божией, а ищут священника, который потакал бы их страстям. Если какой-либо священник скажет им правду, скажет им, что они не должны поступать так, как поступают, то такие люди говорят, что священник их не понимает. Сказав так, они снова пускаются в поиски. Некто из отцов говорил, что искать нужно не чудотворца, а точно смиренного. В книгах, посвященных духовным вопросам, можно прочитать совет, что выбирать духовного отца нужно, руководствуясь таким принципом: он должен понимать тебя, а тебе должно быть легко открываться ему. Святые отцы говорят, что при выборе духовного отца нужно “искусить кормчего”. Что значит “искусить кормчего”, тебе наверное, будет непонятно. Обрати внимание на то, чтобы священник, которого ты хочешь избрать своим духовным отцом, был истинным чадом Православной церкви. Выбери такого, который бы не шел против учения Православной церкви. Если ты слышишь, что он осуждает решения церкви, то остерегись попасть под его руководство. Если он отрицает догматы церкви и считает, что святые отцы не понимали того, что понимает он, то остерегись принять его в духовные руководители.
Каким качеством должен обладать духовный руководитель? Некоторые отцы говорят о том, что пастырь должен вести людей к Богу, а не к себе. Если ты читала Евангелие, то тебе знакомо имя Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель указал людям на Христа. И сказал что он, Иоанн Креститель, является другом Жениха, который радуется, слыша глас Жениха. Ему принадлежат такие слова: <…> “не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться”. (Ин. 3, 28-30).
Подобно Иоанну Крестителю священник должен указывать своему чаду на Христа. Священник не должен загораживать собою Христа. Священник должен понимать, что его духовное чадо не его, а Божие. Священник может сказать своему духовному чаду: “Ты должен идти не лично ко мне, а ко Христу, а я на этом пути помогу советом”. Ко Христу священник должен вести своих чад, а не в свой огород, чтобы его чада пропалывали его. Духовные чада не должны восприниматься священником как источник финансирования реставрации храма и покупки цемента. Если они по своей доброй воле хотят поддержать своего духовного отца в реставрации храма и покупке цемента, то пусть это делают. Но не цемент должен объединять пастыря и его чадо, а Христос.
Преподобный Лев Оптинский говорил: «Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику… Не беспокойтесь — свой своего всегда найдет» (Оптинский цветник).