-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 23.12.2014. |
Исповедь за всю жизнь. Принимать решения на основе Евангелия. Смирившегося человека посещает благодать Божия.
Вы пришли в церковь уже в зрелом возрасте. Многие годы вы провели вдали от церкви, и сейчас вы понимаете, что занимались тем, чем и не нужно было заниматься. Знания, полученные в прошлом, вы признаете неправильными. На основе этих знаний вы принимали раньше решения, теперь вы понимаете, что решения нужно принимать на основе евангелия. Вы сетуете о том, что память о прошлом осталась в вашем уме, и вы спрашиваете, как можно ее вытравить?
Если память о прошлом доставляет вам страдание, то помните, что искренняя исповедь поможет вам. Подготовьтесь к исповеди за всю жизнь.
Как к ней готовиться и зачем вообще готовиться к исповеди за всю жизнь, о том вы можете узнать из книги « «Победить свое прошлое» Исповедь – начало новой жизни». Эта книга находится на сайте Соловецкого монастыря.
Если исповедь была искренней, то память о прошлом, как правило, перестает жечь человека. Если же человек не успокоился и после исповеди, то, значит, ему нужно немного потрудиться в подвиге покаяния. Об этом вы узнаете в одной из заключительных глав, которая называется « Почему не успокаиваюсь».
Человек забывает о прошлом еще и вследствие соприкосновения благодати. Много информации на эту тему можно почерпнуть в беседах иеромонаха Прокопия, которые находятся на сайте Соловецкого монастыря. Речь идет о цикле «Что делать и как жить».
В беседах упоминалось имя старца Иоанна Алексеева. Он говорил, что «иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударит по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением Св. евангелия и творениями св. отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо изменить другими мыслями, постепенно прежние воспоминания вытесняются прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе. (Великие русские старцы: Жития, чудеса, духов. Наставления /[под общ. Ред. Игумена Аристарха Лоханова]/ М.: Трифонов Печенг монастырь; «Новая книга»; «ковчег» 2000 С. 159-160).
Не буду пересказывать всего, что говорится в этих беседах о том, каким образом забывается греховное прошлое. Если желаете, вы можете прослушать эти беседы самостоятельно.
Скажу вам то, о чем не говорилось в этих беседах. Если человек смиряется, то негативный опыт, бывает, что становится опытом положительным.
То есть человек где-то в своей жизни ошибался, где-то обжигался. Но прежние ошибки дают ему знание того, в какие двери не нужно входить. При определенных условиях отрицательный опыт, став опытом положительным, поможет вам понимать проблемы других людей. «Да благодушествуют страстные смирившиеся». Пишет преподобный Иоанн Лествичник. Он говорит, что если такие люди и во всех ямах побывали, то по выздоровлении своем бывают для всех светилами и врачами, своим опытом спасая людей, близких к падению.
Конечно, изречение Иоанна Лествичника вы не можете применить к себе во всей полноте, но что-то отсюда может касаться и вас. Сейчас не можем знать, как сложится ваша жизнь, как говорится: будет день – будет пища.
Если вы, например, успели понять, что чрезмерное отстаивание своей точки зрения может привести к конфликту и разрыву отношений, то в будущем вы будете поступать уже мудрее. Один человек рассказывал, что когда он был молодым, то он очень неправильно вел себя с сестрой. И в чем-то неправильное поведение юноши со временем передалось его сестре. Когда он смотрел на нее, то он понимал, что некоторые черты в ее характере появились из-за него. Осознавая это, он страдал. Но однажды негативный опыт стал опытом положительным. Он решил изменить свое отношение к сестре и больше не поступать так, как поступал раньше по отношению к ней.
До того, как он изменил свое отношение, он с сестрой часто ругался. Но после изменений в отношении, ругаться практически перестал. Он приложил усилие к тому, чтобы исправить то, что было сделано им неправильно. Видя его такое отношение к себе, сестра его полюбила. Они выросли и перестали жить в одном городе, но теплота их отношений, сформировавшихся в детстве, перешла с ними и в зрелую жизнь.
Преподобный Иоанн произносит одно слово, на которое следует обратить внимание: «Смирившийся». Когда человек смиряется, и его посещает благодать Божия, то в уме человека отдельные мысли, бывают, что выстраиваются в какую-то цельную картинку. Эпизоды вашей прошлой жизни, которые казались вам хаотичными и бессвязными друг с другом, могут обрести вид цельной картины. «Разобьют, например, кафель, а Бог делает из обломков прекрасную мозаику»[1].
Как это произойдет, для нас непостижимо. Но если вы еще не видите цельной картины. То это не беда. Может быть, если б вы увидели, то вы бы испугались. Бывает, что человек, как только узнает об объеме работы, которую ему необходимо сделать, то он теряет равновесие, начинает паниковать.
А если человеку открывается по чуть-чуть этот объем работы, то он спокойно, методично делает одно дело за другим и переходит с одной ступени на другую.
Может быть, в вашем состоянии вы не понимаете, как вам вообще жить дальше, но что-то вам все-таки понятно.
Если что-то вам понятно, то и делайте это. На этот счет можно привести один принцип из духовной практики. Ты видишь эту дверь – заходи в нее, и там ты найдешь другую дверь. То есть вы делаете то, что вам понятно, и дальше, вам станет понятен следующий шаг. И на этих путях опыт прошлой жизни вам в чем-то поможет. Мы не можем знать, каким образом это произойдет. Узнаем лишь тогда, когда вы войдете в дверь.
И попав в ту ситуацию, которая вас ждет за дверью – вы поймете, что выход из ситуации вам известен.
[1] См. «Бог укажет выход» из книги «духовное пробуждение» (старец Паисий Святогорец. Слова. Том 2.)