Любовь. О заповеди любви
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.01.2015.



Времена Ветхого Завета. Господь охранял богоизбранный народ. Спаситель принес новый взгляд на заповеди. Призыв людей к единству. Через исполнение этой заповеди человек может избавиться от зла внутри себя.

     Тебя  привело в недоумение то, что в Священном Писании ты встретил две разные точки зрения на то, как относиться к ближнему. В Новом Завете ты прочитал, что если тебя бьют в одну щеку, то ты должен подставить и другую. А в Ветхом Завете ты читал око за око, зуб за зуб.  Как же все-таки нужно поступать? Отвечая на твой вопрос, сперва скажем о том, что откровения человечеству все же давалось постепенно.  Ветхий Завет готовил  мир к пришествию Спасителя. А Спаситель принес людям новый взгляд на заповеди, которые были даны прежде.  Мерой любви он назначил себя. “Любите других так как Я возлюбил вас”.  А мы видим до каких пределов простерлась любовь Христова. Она простерлась до всех возможных пределов. На кресте в страшных муках Он умер за людей и за тех, кто его распинал тоже. Во время Нового Завета Христос призвал людей к единству. Все люди должны стать как бы одной семьей, которая молится одному Небесному. Времена же Ветхого Завета были совсем другими. Там все человечество не могло стать семьей. Там Господь скорее охранял богоизбранный народ от соприкосновения с языческим миром. Почему Он охранял? Потому что люди переняли бы нравы язычников. Мы знаем как это часто происходило. Соломон, мудрейший из всех людей, под влиянием жен- иноплеменниц стал воздавать честь идолам.  Когда Иисус Навин завоевывал земли Палестины, то завоеванные города он предавал заклятию. Убивались все, в том числе и жены, и дети. В этом был некий смысл.  Если бы  в плен были взяты иноплеменники, то они могли бы развратить  избранный народ. А развратившийся народ перестал бы быть хранителем веры  в Истинного Бога. Люди тогда были несколько другие.  Сейчас мы уже знакомы с христианскими ценностями. А если ты почитаешь книги по истории, то увидишь, как в древности люди вели войны, особенно как их вели язычники - азиаты.  Дурной пример заразителен. Поэтому если мы учтем это, то может быть не будем творить такие недоразумения, найдя страницы Ветхого Завета, которые нам кажутся жестокими. Да, среди избранного народа бывали случаи, когда забивали камнями человека за то, что тот  собирал дрова в субботу. Так же поступали и с прелюбодеями. Но говорят, что эти наказания не должны были допустить умножения зла. Зло пресекалось в самом начале.

     Но с пришествием Христа все переменилось. Евангелие говорит: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: “не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”» (Мф. 5:38-41). Отцы говорят, что через исполнение этой заповеди человек может избавиться от зла внутри себя. Ведь зло, которое находится внутри человека, является причиной его злых поступков. Человек не может никого ударить,  не подумав сперва об этом. Этой заповедью пресекается всякое зло внутри человека, которое может прорасти и превратиться из мысли в дело. Чтобы ты правильно понял смысл этой заповеди, приведу тебе несколько примеров. Старец Паисий Святогорец рассказывал о том, что он попал на жительство в один монастырь, и игумен этого монастыря сказал причащаться старцу только раз в году. Тот смирился. Но и юношам, пришедшим в тот же монастырь, игумен велел причащаться раз в год. Тут старец поговорил с игуменом и просил дать возможность людям причащаться чаще. Когда  дело касалось его лично, то он молчал. Но когда коснулось других, то старец заговорил. Подобные случаи мы можем прочитать в житиях святых. Когда мусульмане взяли один город, то допрашивая пленных, спросили: “ Как же вы убивали наших воинов, если в вашем законе написано “ бьют по одной щеке, подставь другую”?  На это пленники-христиане переспросили, что если у царя два слуги, но один исполняет только одну заповедь господина, а второй две заповеди, то какой слуга будет больше любим господином? Мусульмане предположили, что второй. Тогда христиане ответили, что если они терпят личную обиду, то должны смиряться. Но если дело касается других, то они должны исполнять заповедь Иисуса Христа о том, что никто не имеет больше любви, чем тот, кто полагает душу за ближних своих. Они должны были встать на защиту города. Многие современные люди не хотят слышать об этой заповеди. Они даже вступают в полемику и все ради того, чтобы доказать, что эта заповедь неправильна. Это и есть камень преткновения для многих, ведь они не хотят смиряться. Некоторые даже уходят из христианств, приняв заповеди о посте, о молитве, но подставить другую щеку, когда бьют по одной, не могут. Но противники этой заповеди никогда не испытывали опытно ее могущественное действие. Человек, опытно не осуществивший эту заповедь на деле, может строить кажущиеся правдоподобными модели того, как умрет все человечество, если все начнут подставлять другую щеку. Но, наоборот, на земле воцарился бы рай. Если ты привык анализировать ситуации, которые возникают в твоей жизни, то сможешь однажды увидеть, что многие-многие конфликты могли бы быть прекращены сразу же после их возникновения. Кому-то из двоих поссорившихся сложно было смириться. Никто не хочет это сделать. Никто не хочет сказать: “Прости!” А применив эту заповедь, человек поступил бы мудро.   Сколько семей разваливается, сколько любящих друг друга людей разрывают свои отношения из-за незначительной причины.

     Расскажу тебе еще об одном случае. Два юноши очень сильно дружили. Они проводили вместе все свое свободное время. Но позже они стали учиться в разных учебных заведениях и стали встречаться все реже. Однажды один товарищ позвонил другу и сказал, что им нужен еще один человек для участия в соревнованиях. Он очень просил товарища помочь им. Но тот не соглашался, потому что у него были какие-то свои дела. Тогда первый юноша, не зная, что этим обидит друга, что все его дела в сравнении с соревнованиями сущая ерунда. Второй обиделся и стал ругаться. Слово за слово и вот многолетняя дружба закончилась. Возможно, если бы через минут пять после ссоры у второго юноши хватило мужества, и он позвонил бы другу, признав, что его дела действительно  подождут, то он  оставил бы их и помог бы другу в соревнованиях. Но мужества у него не хватило  даже на то, чтобы со смирением извиниться и сказать, что очень-  очень  сожалеет, но никак не может оставить свои дела. Вот наглядный пример того, как человек вместо заповеди христовой исполнил заповедь “ око за око”. Его обозвали, он обозвал…  В итоге потерял друга. Если ты боишься через исполнение Евангельских заповедей потерять авторитет у своих близких, то не стоит бояться. Наоборот, ты приобретешь авторитет, и все будут тебя любить. Люди, окружающие тебя, отнюдь не глупы, чувствуют как ты к ним относишься. Если почувствуют, что ты их любишь, что готов отнестись снисходительно к их немощам, то они полюбят тебя.

     Я тебе привел пример того, к чему приводит исполнение заповеди “око за око”. Теперь приведу пример того, к чему привело исполнение христовой заповеди.  Насельник одного из монастырей рассказал о том, что при поступлении  в этот  монастырь ему понадобилось достаточно дорогостоящее изделие, которое могло поддерживать его здоровье. С этой просьбой он обратился к наместнику  монастыря. А наместнику именно в те дни было невероятно тяжело, приезжали какие-то делегации, гости. Надо сказать, что у него не было времени не то, что на исполнение каких-то дел, но даже на простой человеческий сон и отдых. Наместник на просьбу юноши не отреагировал. Юноша обиделся. Он  держал эту обиду в себе, но долго удержать ее не мог. Он пришел опять к наместнику и откровенно признался, что посчитал, что наместнику нет до него никакого дела. Отец-наместник какое-то время сидел и молчал. Но потом сказал, что в эти дни он был очень занят, а сейчас все, что нужно для юноши, будет куплено. Он дает на это свое благословение. Прошло уже много лет, но тот юноша с благодарностью вспоминает об отце-наместнике. Ведь тогда он не стал говорить юноше, что он не должен себя так вести. В каком-то смысле он просто взял и смирился.

     Можно было бы привести еще множество подобных примеров, когда смирение делало врагов друзьями. Были случаи, когда вместо того чтобы обидеться, смирялись перед обидчиками. Ничего плохого из этого не происходило. Обидчики и обиженные становились друзьями до конца жизни. Но эти примеры уже приводить не буду, чтобы чрезмерно не утомить тебя. Если ты будешь исполнять заповедь Христову о любви, тебе не нужны будут никакие примеры. Через несколько лет  ты сам сможешь рассказать о тех чудесах, которые произошли у тебя в жизни. Сам опыт научит тебя всему. Ты увидишь, какая сила заключена в заповеди Христа о том, чтобы подставить щеку.