Общение. Девушке, боящейся общаться с другими
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.01.2015.



Естественность. Быть свободным от мнения других. Предметность в общении. Чистая совесть. Страдания от крушения иллюзий. Путь к общению -полюбить людей. Личная святость родителей устраняет трудности общения с детьми. Ученики откликаются, если видят уважение к себе. В душе должна быть любовь, искренность и желание помочь человеку.

      Ты говоришь, что тебе очень сложно позвонить кому-либо. Тебе сложно говорить с кем-либо. Возможно, дело состоит в том, что ты хочешь, чтобы люди хорошо о тебе думали, чтобы у людей было о тебе хорошее мнение. Желая достигнуть этого, ты постоянно изводишь себя мыслями, как тебе лучше что-то сказать или что-то сделать. Ты непрестанно пытаешься предположить то, как о тебе подумают другие, что они о тебе скажут. Возможно, ты страдаешь из-за этого, и именно такой образ мыслей и такой образ жизни мешают тебе быть естественной. Ты же будь свободна. Не надо быть зависимой от того, что скажут или подумают другие. Конечно, имеется в виду не распущенность и безнравственность, когда люди идут на самые низкие поступки, совершенно не заботясь, что о них скажут. Здесь имеется в виду другое.  Если ты знаешь, что ты должна поступить в этой ситуации именно таким образом, то так и поступай. Конечно, нужно всегда смотреть, чтобы наши поступки никого не смутили. В Священном Писании сказано, что гнев мужа правды Божией не соделывает. Нельзя делать кому-то зло, оправдывая себя тем, что ты для другого человека делаешь доброе дело. Если твое поведение кого-то смущает, то тебе нужно пересмотреть свое поведение. Бывает, здесь тоже возможна  масса  вариантов. Где-то нужно свое поведение менять, а где-то, пересмотрев, продолжать вести себя так, как ты себя вела,  несмотря на то, что кто-то твоим поведением смущается. В твоем поведении и в общении с другими должна быть некая предметность. Тобой должно быть выделено то, что относится к существу вопроса. Иван Ильин в своей статье о новом искусстве писал, что художник не может просто так взять и нарисовать какою-либо черту. Он не может сделать это просто потому, что ему так захотелось. Каждая его линия должна быть предметна. Предметным должно быть и твое общение.  Конечно, говоря о предметности, не нужно подразумевать капиталистические отношения. Имеется в виду совсем не то, что нужно общаться с людьми только тогда, когда у тебя к ним есть какое-то дело. Здесь имеется в виду несколько другое. Если ты считаешь, что этому человеку нужно помочь, то и помогай ему. А уж как ты ему сообщишь об этом, это дело второстепенное.  Здесь нужно иметь много такта и искусства общения, чтобы не обидеть человека. Но если у тебя есть желание помочь, если у тебя есть искренность, то у тебя уже есть очень многое.  Хуже дела обстоят, когда у человека нет ничего, когда он очень много говорит, а за душой не имеет ничего. Если твое общение будет строиться на евангельских заповедях, то оно будет основано на твердом камне. Протоиерей Валериан Кречетов говорил, что люди испытывают большие  страдания не от самих скорбей.  Сами скорби, которые испытывают люди, может и не так велики, но  люди страдают от крушения своих иллюзий. Они придумали себе красивые картины. Когда их иллюзии разрушаются, то люди страдают. И ты не строй воздушных замков, общаясь с другими. Другие люди не смогут укрыться в этих замках во время бури и непогоды. Если ты им дашь немного солнца и тепла,  то ты дашь им очень многое. Апостол Павел как-то говорил, что он не заботится о том, что о нем подумают другие.  Он хотел иметь чистую совесть. В первую очередь заботься о том, чтоб твоя совесть была чиста. Иван Ильин писал, что человек, имеющий чистую совесть, всегда сильнее самого себя. Имей чистую совесть, а об остальном заботься уже во вторую очередь. Даже если ты кого-то смутишь или обидишь, конфликт скоро разрешится.

     Преподобный Авва Дорофей как-то спрашивал одного из наставников. Преподобный  Дорофей говорил, что он хотел поступить по правде, но сам, не желая этого, смутил одного брата. На это наставник преподобного Дорофея ответил ему, что если поступок Дорофея был по Богу, то смущение брата не продлится долго. Следование истине даст твердость твоему характеру, которую ты пытаешься найти. Не только ты пытаешься найти ее в каких-то логических системах. В логических системах эту твердость пытаются найти многие.  Логические системы всегда уязвимы. Они не рассыпаются, возможно, только потому, что у человека работает  инстинкт самосохранения. Он знает, что некоторые мысли ему нельзя развивать. Инстинктивно он чувствует, что эти мысли заведут его в тупик. Ты говоришь о том, что твои педагоги говорили тебе, что ты можешь заниматься только с одним человеком, а не с целым классом или аудиторией. С чего ты это взяла? Мы имеем великое сокровище - веру. Вера может воодушевить человека и наполнить его сердце мужеством. “Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение? Иди, полагаясь на меня. Я вверяю тебе эти трудности, - пишет как бы от имени Бога преподобный Серафим Вырицкий, - ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, во всех путях твоих, во всем, что будет делаться твоими руками”.

     Мы уже говорили с тобой о словах протоиерея Валериана Кречетова, что люди страдают больше от крушения своих иллюзий, чем от тяжести жизни. Он выражал на этот счет еще некоторые интересные мысли. Он говорил, что человеку для жизни не так много и нужно.  Мы просто окружили себя многими  вещами и заставили себя поверить, что мы без этих вещей жить не можем. А на самом деле человек мог бы взять мешок перловки и уйти на целый год жить в горы. А нам нужны душ, телевизоры, розетки, шнуры, кабели. Если чего-то из этого не хватает, то мы начинаем страдать. А если отключат электричество, то для нас это целая катастрофа. К твоему случаю можно с некоторой долей осторожности применить мысли, которые святые отцы выражают о пустынножительстве, то есть об отшельническом подвиге и о жительстве в монастыре посреди братии. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что  тот, кто живет посреди братии,  тот  обогащается  опытом, и его жизнь приобретает твердость. Деревья, которые раскачивает сильный ветер, необыкновенно глубоко пускают корни в глубь почвы. Человек же, который стал надеяться только на свое пустынное место пребывания, может сильно расстроиться при перемене места жительства. Если ему нужно будет оставить то место, в котором он жил один, то вся жизнь его расстраивается. Эту аналогию, думается, можно применить к твоему случаю. Если ты настроишься на совет своих педагогов, то для тебя вынужденная перемена твоего образа  жизни будет казаться катастрофой. Почему же ты не можешь общаться со многими людьми, с аудиторией или с классом? Ты и сама инстинктивно знаешь ответ на этот вопрос. Ты на самом деле не любишь людей.  Ты говоришь, что не любишь людей, поэтому тебе тяжело с ними общаться. Но пути к общению ты найдешь, если ты этих людей полюбишь. Старец Порфирий Кавсокалевит говорил, что есть один путь, который устраняет все трудности  в общении родителей и детей - это личная святость родителей. Под словом святость он разумел смирение и любовь. По мысли старца Порфирия,  святым человек становится, когда к нему приходит благодать, а благодать приходит через молитву.  Такой святости  можешь, думается,  достигнуть и ты. У старца Порфирия были еще замечательные слова,  которые, возможно, пригодятся тебе. Он говорит, что когда из души уходит Христос, тогда  душу наполняют тревога и смущение. Но чтобы бороться с темнотой, не надо махать руками, чтобы прогнать тьму. Нужно просто открыть окошко, тогда в комнату вольется свет, и темнота уйдет сама собой. Если в твою душу войдет любовь, как Христос к людям, то многие твои  вопросы разрешатся. Как разрешатся? Это нужно, наверно, испытать самим опытом. Слова святых отцов наводят на мысль, что искать нужно именно в этом направлении, а пережить достоверность их слов тебе нужно самой. Вместо тебя этого никто не сделает. Если слова старца Порфирия о том, что проблемы человека устраняются, тогда, когда к нему в душу приходит Христос, тебе покажутся философскими, то приведу тебе еще слова святителя Николая Сербского. Он отвечает на письмо одного фабриканта, который вернулся в свой родной город, но уже не застал в живых многих из тех, кого он знал и любил. Он оказался словно в чужом городе.  На это святитель Николай Сербский советует ему наполнить свою душу  непреходящим и бессмертным, наполнить ее Богом. Он советовал ему делать добро всем и не ждать восхищения человеческого.  Святитель Николай говорит, что если этот фабрикант  будет делать добро, то новые горожане полюбят его. Они грустят и страдают, и ждут добра, ждут настоящего доброго человека. ” Стань их находкой, -  пишет святитель Николай фабриканту, - пусть радуются!” Так и ты стань находкой для своих учеников, пусть радуются. Контакт со своими учениками ты, думается, сможешь найти только таким путем. Поговори со студентами и спроси у них, каких преподавателей они любили, а каких - нет. Студенты скажут тебе, что они любили преподавателей открытых. Студенты видят, уважает их преподаватель или нет. Если они видят, что преподаватель их уважает, то они откликаются и отвечают ему взаимностью. Об этом же говорила одна преподавательница.  Ей уже пятьдесят лет, но она до сих пор читает лекции студентам. Эти слова выстраданные.  Она рассказала об опыте, который выстрадала. Ее выстраданный опыт можно вместить в несколько слов, которые были сказаны выше. Если студенты видят, что ты их уважаешь,  то они откликаются. На это больше обращай свое внимание. Пусть свет и добро войдут в твою душу, тогда, возможно, многие твои проблемы решатся сами собой.

              Ты рассказывала, что несколько лет назад ты думала о самоубийстве.  Сейчас, придя в церковь, ты стала чувствовать себя гораздо лучше. Свет и добро в некоторой степени вошли в твою душу, и тебе стало легче. Иди же по этому пути и дальше. Если ты хочешь найти какие-либо свидетельства для того, чтобы не сомневаться в правильности выбранного тобою пути,  то можешь полистать книгу преподобного Иустина Поповича “Философские пропасти”.  Люди часто не доводят некоторые  свои мысли до конца. Мы уже говорили о том, что они инстинктивно боятся это сделать, так как чувствуют, что могут сойти с ума. Преподобный Иустин Попович, мысли которые мы боимся додумывать, на страницах своей книги додумывает до конца.  Он подводит читателя к тем пределам, за которыми тонет человеческая мысль: непознаваемость внутреннего и внешнего мира, смерть. Подведя читателя к этим порогам, преподобный Иустин не бросает его здесь в недоумении и отчаянии. Далее он сильно и убедительно показывает, что все вопросы, мучащие человека, разрешаются во Христе.  Разрешатся во Христе, наверно, и твои вопросы. Это самое главное. А если будет уже это главное, то остальное придет само собой. Главное, чтобы в твоей душе была любовь, искренность и желание помочь человеку, а как ты  это выразишь на словах, дело уже второстепенное. Это, наверное, один из самых важных моментов, на который нужно обратить внимание при общении с другими. Об этом говорят многие старцы. В частности, святой праведный отец наш Иоанн Кронштадский пишет о том, что если мы начинаем плохо думать о другом, то этот человек, неожиданно сам для себя начинает плохо думать о нас. Отец Иоанн пишет, что даже наш взгляд имеет влияние на другого. Он пишет о том, как часто наблюдал из своего окна за прохожими, и те начинали прихорашиваться, поправляли шляпу либо оборачивались. Из этого ты можешь сделать вывод, который хорошо будет, если ты запомнишь на всю жизнь. Если ты человека будешь осуждать, если ты будешь плохо о нем думать или испытывать к нему какие-либо плохие чувства, то вряд ли у тебя сложатся с ним хорошие отношения. Ты можешь по ночам исписывать целые листы, готовя нужные слова для беседы, но ты ничего не добьешься.