-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 03.01.2015. |
Пост помогает обрести силу воли. Быть в послушании у родителей. Смирение. Пост и послушание даст силы разорвать эти отношения.
Ты говоришь, что у тебя есть молодой человек, с которым у тебя сложились непонятные отношения. Ты пыталась расставить все точки над i , но это ни к чему не привело. И тебя очень тяготят эти неопределенные отношения. Ничего конкретного не слыша, хочешь прервать эту связь, но как только слышишь телефонный звонок, понимаешь, что не в силах отказаться. Мама против этих отношений, священник, которому ты показывала вашу перепискуж, тоже против. Все как-то запуталось. Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге “Церковь и интеллигенция” писал, что сложность является проклятием интеллигенции. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что мы стали настолько сложны, что простота веры стала для нас недоступна. Нам нужен кто-то, кто смог бы вывести нас на широту Евангельской веры. Логизм и привычка строить какие-то рационалистические конструкции мешает тебе и в этом. Ты сама себя окружила какими-то схемами и сейчас бьешься в них, как птица в клетке. Протоиерей Валериан Кречетов говорил, что многие люди чувствуют себя несчастными не потому, что обстоятельства настолько ужасны. Эти люди чувствуют себя несчастными, потому что они настроили себе воздушных замков. И вот, видя крушение этих замков, испытывают разочарование. Советую тебе прислушаться к словам Святейшего Патриарха Сергия Старгородского. Говоря о церковной реформе, он говорил, что как бы ни было сильно наше воображение, мы не можем себе представить эту будущую жизнь настолько хорошо и верно, чтобы создать для нее вполне подходящую форму. При самых наших лучших намерениях мы можем лишь навязать церкви новый бюрократизм. Форму пусть создает себе сама жизнь. Эта цитата приведена не дословно, но смысл вполне понятен. Не стоит строить отношения, опираясь на какие-то логические схемы. Если человек тебя любит, то это понятно и без глобальных разговоров о жизни. Видимо, ты сама себя загоняешь в тупик, из которого не можешь выйти. У святых отцов было правило: ничего себе не определять. Преподобный Авва Дорофей просил своего наставника дать ему правило относительно пищи. Наставник отказал ему, объяснив это тем, что если Авва Дорофей заболеет, то ему придется изменить свое правило. А изменив его, он будет смущаться. Постарайся быть проще. Ты говорила, что священник, с которым ты советовалась, сказал эти отношения прекратить. Митрополит Антоний Блюм говорил, что священник не должен настаивать ни на принятии монашества, ни на вступлении в брак. Человек должен дорасти или до одного или до другого. Также по его словам священник не может настаивать на том, чтобы человек вступил в брак с тем-то и тем-то. Здесь ты свободна в своем выборе. К маме же нужно прислушиваться. Нужно стараться поддерживать с мамой хорошие отношения. Заповедь Божию “ Чти отца своего и матерь. Да благо тебе будет, и будешь долголетен на земле” никто не отменял. Старец Фаддей говорил, что слово отца определяет жизнь ребенка. Поэтому, если ты будешь вести себя с мамой так, что она будет довольна, то ты заручишься ее благословением в жизни.
Ты утверждаешь, что у тебя нет сил разорвать эти отношения, хотя и понимаешь, что сделать это нужно. Ведь человек этот вступать с тобой в брак не хочет. Здесь тебе нужно обратить особое внимание на пост и послушание. Архиепископ Нафанаил (Львов)считает, что современный человек испытывает такие бедствия только потому, что пост ушел из жизни человека. Ведь пост помогает человеку приобрести силу воли. Если ты не способен отказаться от этого несчастного пирожка с яйцом в среду и пятницу, то о чем можно говорить. Сможешь ли ты отказаться поднять трубку, зная, что это он звонит? Конечно же, нет. Если в твоей жизни совсем не будет поста, то ты будешь рабыней того пирожка и того телефонного звонка. Почитай его статьи “Великий пост” и “Великий пост в наше время”. Обрати свое внимание и на послушание. Послушание в монастыре устроено не для того, чтобы появилась прослойка монашеской элиты, которая бы ничего не делала и эксплуатировала бы трудников с утра до ночи. Послушание в монастыре устроено еще и для того, чтобы человек учился побеждать свои страсти. Нужно пройти низкие послушания, когда человек, например, моя посуду, попадает в такие ситуации, когда он готов взорваться. И в таких экстренных для себя ситуациях человек учится терпению, учится владеть собой, молится, призывает на помощь Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что по утверждению святых отцов тому, кто не приучил себя к послушанию, тому совершенно невозможно отсечь от себя страсти, например, уныния и блуда. Это как раз твой случай. Если ты не приучишь себя к послушанию, то не сможешь отказаться от этих страстей. Вот, например, будит утром тебя мама и посылает тебя за сметаной, чтобы было, что положить во вкусный, сваренный ею грибной суп. Не нужно произносить речи о том, что нет необходимости в сметане, что суп можно есть и без нее. Просто встань и иди. Если ты спала, если на улице холодно и дождливо, если тебе тяжело и больно, все равно вставай и иди. Если ты сможешь победить себя в этом, сможешь победить себя и в другом. Если не сможешь здесь, то не сможешь нигде.
Ты утверждаешь, что мама твоя ведет себя властно. Слава Богу, что у тебя такая мама. Возможно, она уберегла тебя от очень многого. Если бы она не воспитывала тебя в такой строгости, то жизнь твоя могла бы пойти совсем в другом направлении. Конечно, говорят, что у Бога нет сослагательного наклонения. У него нет слова “если”, но строгое воспитание, по всей видимости, пошло тебе на пользу. Пройдет время, и ты будешь благодарить свою маму за все. Тебе кажется, что жить с ней рядом невозможно. Но такой настрой, по мыслям старца Порфирия, не является христианским. Мы должны поступать совершенно по-другому. Если человек хочет так, то будем делать так, как он хочет. Если через пять минут он захочет по-другому, будем поступать по-другому. Так мы прокладываем путь к сердцам ближних. Если ты научишься общаться с мамой, избегать конфликтных ситуаций, то тебе это очень поможет в жизни. Отец Сафроний \Сахаров\ говорил, что во всех людях есть нечто похожее. И если ты научишься общаться с одним человеком, то можно сказать, что ты научилась общаться с миллиардом других людей. Урок данный, но не пройденный, повторяется снова. Если Господь поставил тебя в такие условия, то, возможно, он хочет, чтобы ты чему-то научилась. Если ты не пройдешь этот урок с мамой, тебе придется проходить его с мужем. Если ты не научишься выходить из конфликтных ситуаций сейчас, тебе придется учиться этому позже, возможно, под кулаком мужа. В некоторых ситуациях нельзя идти напролом. Учись сглаживать конфликтные ситуации.
Что касается поста, то к нему надо просто привыкнуть. Видимо с советских времен мы привыкли к мысли, что первым у нас является тело. Если ты начнешь поститься, ничего страшного не произойдет. Если тебе не хватает калорийной пищи, то в постные дни можно употреблять орехи, мед, козинак, халву. Можно сделать смесь: курага, чернослив, орехи, мед и лимон. Перемолоть это все на мясорубке и есть три раза в день по одной столовой ложке. Эту смесь можно употреблять во все многодневные посты. Может быть, ты читала о пророке Данииле. Трех юношей, Анания, Азария и Мисаила взяли к царскому дворцу. Их кормили с царского стола, но они хотели поститься. Тогда тот, кто был к ним приставлен, сказал, что не может позволить им поститься. Если их лица будут бледными, то царь прогневается на него. Они упросили дать им срок для испытания. И если после этого срока лица их будут бледны, то они будут есть предлагаемое им. Они постились, но лица их наоборот в конце срока испытания были краше и румянее, чем у остальных, а на экзамене они показали хорошие результаты. После этого молодые люди были поставлены на самые высокие должности. В жизнеописании убиенного иеромонаха Василия рассказывалось, что он был мастером спорта по водному поло. Когда его товарищи узнали, что он постится, то забеспокоились, что он может ослабнуть и всех подвести. Тогда Василий попросил испытать его, но от поста не отказался. В матче, которое и было тем испытанием, он был неукротим и все забивал, и забивал. Также и с тобой, если будешь поститься, то ничего плохого не произойдет. Тебе нужно научиться быть свободной. Свободной не в смысле вседозволенности. Ты должна быть свободна от своих пристрастий. Если ты научишься посту, послушанию, то сможешь отказаться и от этих отношений. Старайся приобрести простоту в общении и, конечно же, старайся смиряться. Ведь как-то нужно смиряться. А если ты не хочешь делать этого сама, то придется смиряться невольно. Господь будет тебе попускать такие искушения, из которых будет никак не выбраться. Преподобный Исаак Сирин говорил, что искушение, которое преследует гордого: это сокрушительное падение со скал, пребывание в трудных и запутанных обстоятельствах и искушениях, из которых никак не получается выбраться, общение с людьми безбожными, лишение божественной помощи, лишение того, что приносит эту помощь. Если такие искушения вошли в жизнь человека, то значит в нем есть страсть гордости. Возможно, твои искушения с твоим молодым человеком – это следствие твоей гордости. Тебе никак не выпутаться из этого затянувшегося искушения, поэтому начинай смиряться, как можешь и как умеешь. И Господь, подающий смиренным благодать, можно надеяться, вразумит и тебя.