-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 03.01.2015. |
Вы говорите, что у вас есть брат-наркоман. Он живет в другом городе, и вы уже давно с ним не общаетесь. Вы не хотите ни слышать о нем, ни знать о нем. Вы устраивали его несколько раз на работу, но он каждый раз вас обманывал. Вы – человек состоятельный, и брат просит у Вас деньги. Но Вы денег не даете, потому что понимаете, что они не пойдут ему на пользу. Время от времени Вы высылаете деньги своей тете, у которой живет ваш брат. И тетя понемногу дает брату деньги, чтобы он не умер с голоду. Но Вас постоянно гложет чувство вины за жизнь брата. Вы хотите помочь ему, но не знаете как. По этой причине вы постоянно занимаетесь внутренним самоедством. Вы говорите, что стыдитесь своего брата. Вам стыдно от мысли, что кто-то узнает о нем.
Не нужно стыдиться вашего брата. У каждого человека есть своя жизнь, у него – своя, у Вас – своя. Стыдитесь своих ошибок и старайтесь исправиться. А другого человека вручите в руки милосердия Божия. Такая позиция не означает наплевательского отношения. Такая позиция проистекает от сознания того, что при всем своем усилии мы не можем изменить человека, если он сам того не пожелает. Представьте, Вы начнете стыдиться за брата. Потом начнете стыдиться еще за кого-то, а потом и еще за кого-то. И несмотря на все Ваши просьбы и на все Ваши действия эти люди не захотят меняться. Что Вам тогда останется делать? Нести этот ком стыда всю свою оставшуюся жизнь?
Вы можете сожалеть о том, что Ваш брат избрал такой путь. Вы можете желать ему спасения. Но помните, что во многом жизнь Вашего брата определилась через его свободное решение. И за это решение несет ответственность он сам. Никто не будет напоминать Вам о Вашем брате, если Вы будете человеком искренним и добрым. А если Вы будете злым и жестоким, то, конечно, найдутся языки, которые вспомнят Вам и про Вашего брата. И в первом, и во втором случае дело будет не в брате, есть он или его нет, а в Вас самих.
Чтобы решить вопрос с самоедством, нужно понять кое-что о чувстве вины. Современные психологи часто хотят вообще лишить человека чувства вины. Любое чувство вины они считают неправильным. И усилия свои направляют на то, чтобы человек забыл о грызущем его чувстве. Но это чувство дано человеку не просто так. И в чувстве вины есть творческая сила, потому что внутренние угрызения помогают нам избежать ошибок в будущем. То, кого ничего внутренне не грызет, будет раз за разом наступать на одни и те же грабли.
Об этом чувстве хорошо написал Иван Ильин в своей статье «Неудача». Неудача является трамплином к последующей удаче. Человек должен осознать свои прошлые ошибки и сделать выводы относительно будущего. Это первое.
Второе, что Вам следует понять - это то, что Ваш брат является самостоятельной личностью. При всем Вашем желании Вы не можете его спасти, если он сам того не захочет.
Мне довелось как-то беседовать с архимандритом Трифоном, который около тридцати лет окормлял заключенных Сергиево-Посадского СИЗО. Те, кто попадают в СИЗО в настоящее время, в большинстве своем наркоманы. О.Трифон говорил, что наркоману можно помочь, если он сам попросит о помощи. Помня об этом, Вы должны трезво смотреть на ситуацию. Со своей стороны Вы можете помочь, подсказать, предостеречь, поддержать финансово, но целиком прожить жизнь за своего брата вы не сможете. И если при всей Вашей помощи он выбирает неверный путь, то последствия своего выбора он несет сам.
У человека есть свободная воля, и сам Бог не может спасти человека насильно. Мне очень понравились слова одной женщины. Она ведет курсы катехизации. В некоторых храмах есть очень хорошая традиция не крестить людей сразу же, как только они заявляют о желании покреститься. Люди, пожелавшие принять крещение, год ходят на специальные курсы катехизации и знакомятся с основами веры.
И вот эта женщина рассказывает, что некоторые люди перестают ходить на курсы. Ей, конечно, очень жаль, когда они уходят после нескольких месяцев занятий. Что делать ей? Остается только перекрестить уходящую спину и сказать: «Господи, судьбами, какими Ты Сам знаешь, спаси этого человека». А что еще остается? Ведь нельзя же побежать и схватить человека за руку. Это ни к чему не приведет. Ведь человек не хочет продолжать занятия. Подобным образом поступайте и Вы.
Я вчера попал в положение чем-то напоминающее Ваше. Ко мне подходила на исповедь женщина, и я пытался ей помочь. А она стала на меня кричать. Она заявляла, что не принимает сказанного мной. Я говорил с ней спокойно и не хотел ее ничем обидеть, хотел только помочь. Когда она сказала, что не хочет меня слушать, я извинился и предоставил ей возможность уйти.
Хотя я старался ей помочь, в этой ситуации для меня, конечно, остается поле для самоукорения. Всегда следует укорять самого себя. Старец Паисий, видя однажды человека, который занимался богохульством, сказал себе: «если бы я был человеком духовным, то я бы исцелил его». Подобным образом и мне после происшедшего на исповеди следовало сказать себе: «если бы я был более мудрым, тактичным, то я бы более умело поговорил с женщиной и, возможно, конфликтной ситуации не сложилось бы».
Но с другой стороны эта женщина приняла решение сама и у нее была свобода – остаться или уйти. Она выбрала второе. Мне остается поглядеть в уходящую спину и пожелать того, чтобы Господь, как Он сам знает, помог этой страждущей душе. Главное в подобных ситуациях – быть спокойным и не конфликтовать. Это – третье, что Вам нужно понять.
Понимание этого третьего момента поможет Вам избежать внутреннего самоедства. Если мы в разговоре гневаемся и раздражаемся, то даже если мы говорим вещи справедливые, все равно после разговора мы всегда теряем мир. Мы не можем успокоиться. Сам разговор часто выходит из-под контроля, если мы начинаем гневаться. Если Вы предельно спокойны и не конфликтны, то вы лишаете собеседника плацдарма для проявления агрессии.
Вот, например, он говорит Вам – ты всегда жалел для меня денег. Если Вы начнете раздражаться по этому поводу, то диалог приобретет форму баталии между плохим и хорошим. Хорошим будет Ваш брат, а плохим будете Вы. Ведь Вы –«скупердяй», жадина, Вы его не понимаете. Если Вы начнете раздражаться и доказывать, что Вы не жадина, что это он всегда пользуется деньгами не по назначению, то у него всегда есть возможность «послать» Вас. Он может сказать Вам: «ну и катись ты со своими деньгами». И Вы в итоге окажетесь плохим. Вы же постарайтесь приложить все усилия, чтобы не раздражаться. Он Вам говорит что-то с гневом, Вы старайтесь все конфликтные темы уводить на темы нейтральные, уводить как-то в сторону и сводить на неконфликтную почву.
«Ты мне никогда не давал денег, хотя у тебя их много», - говорит он. А Вы спокойно отвечаете: «брат, но мы оба понимаем, что с твоей привычкой ты используешь деньги не по назначению». Он начнет вам доказывать, что Вам это только кажется, а на самом деле Вы ничего не понимаете. Спокойно выслушайте и скажите: «Брат, но ведь мы с тобой взрослые люди, и мы с тобой оба понимаем, о чем идет речь».
В общении с подобными людьми Вам поможет еще один принцип. Это принцип разделения греха и человека.
Каждый человек является образом Божиим, и в человеке мы должны видеть и ценить этот образ Божий. Мудрые пастыри умели видеть в человеке те искры, которые не были потушены, те струны, которые не были оборваны. И во время разговора с падшим человеком они обращались именно к тем искоркам и старались их раздуть. Они не «долбили» без конца человека его прошлыми ошибками. И люди, видя к себе такое отношение, начинали преображаться, им хотелось исправиться. У такой формы общения есть перспектива.
Но призыв к такой форме общения – это не призыв к инфантильности и хождению в «розовых очках». Мы не можем признать порок несуществующим. Мы не можем назвать белое черным, а черное белым. Мы не можем сказать наркоману «сюсю-мусю, ты такой молодец, ты все делаешь правильно». Нет, мы должны сознавать, что наркомания – это зло, и некоторые поступки Вашего брата являются неправильными. Но тем не менее, как человека мы его принимаем. Если этого разделения не делать, то мы никогда не сможем найти общий язык. Отделяя же грех от человека, Вы решите для себя многие проблемы в общении с братом. Например, когда он Вас просит о помощи, то Вы можете уже спокойно ему в некоторых моментах и отказать – «Брат, я тебя люблю и уважаю, но я помню о твоей немощи и знаю, что ты будешь использовать деньги не по назначению. Если ты хочешь, чтобы я тебе помог, я могу высылать деньги тете, она будет покупать тебе по необходимости лекарства и что-то из еды».
Некоторые психологи этого не одобряют и считают, что очень вредна всякая помощь, оказанная наркоману. Они считают, что надо лишить наркомана всякой помощи, чтобы, упав на дно, он стал шевелиться. Но на чем основывается такая концепция? Ее основа не совсем понятна. Мы же должны основывать свои действия на Евангелии.
Есть и такие семьи, где родители помогали детям, употребляющим наркотики, и связь между родителями и детьми не разрывалась. Дети со временем набирались ума, возвращались к родителям, бросали наркотики. Со временем у них начиналась полноценная семейная жизнь. Просто помощь должна быть разумной и не безрассудной. Она должна быть по принципу «доверяй, но проверяй». Помощь должна быть адресной и конкретной. В каждом отдельном случае следует молиться Богу, чтобы Господь Вас вразумил, как Вам поступить.
Вы не хотите помогать брату, потому что уже помогали многократно, но брат не переставал употреблять наркотики. Вы знаете, не так это просто – бросить употребление. Вы относитесь к брату как предателю, потому что многократно оплачивали лечение, но серьезных изменений в жизни брата не видели. Если перерывы в употреблении и были, то потом все равно брат возвращался к наркотикам. По поводу лечения приведу Вам высказывание игумена Анатолия (Берестова). В своей статье «Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы “12 шагов”» он писал, что «медицинского лечения самой наркомании на сегодняшний день нет, кто бы что ни говорил».
Возможно, Вы думаете: «Как он мог!» Когда брат возвращался к употреблению, у Вас, возможно, было ощущение, что он плюет Вам в лицо. Позвольте объяснить Вам некоторые аспекты проблемы, которая встала перед Вашим братом. Может, вникнув в них, Вы лучше его поймете.
Начну с Вашей заметки о том, что брат три года жил в каком-то центре и даже со временем был воспитателем. И в роли воспитателя помогал вновь поступившим в центр наркозависимым воспитанникам.
Но то, что ваш брат какое-то время не употреблял наркотики, еще ни о чем не говорит. Неизвестно, что происходило в центре, в котором он жил. Бывает так, что люди, вызывающиеся решить проблему наркомании, попросту конструируют «альтернативную зависимость». Об этом говорил нарколог Данилов.
Бывает, что человек зависимость от наркотиков меняет на зависимость от психотерапевтической группы. Бросает наркотики и вместо них переключается на группу. Но развитие личности как таковой не происходит. И здесь коренное отличие сектантских центров реабилитации от православных. Побывав в сектантских центрах, некоторые наркозависимые люди будто бы и прекращают употребление, но преображения личности не происходит. Человек остается зависимым, только зависимым от секты. Об этом рассказывал священник Димитрий Ненароков в своей статье «Наркомания – бытовой сатанизм».
Бывает и так, что секта начинает использовать наркозависимого человека в качестве добытчика денег. У наркозависимого человека во время употребления развивается способность манипулировать окружающими и вытягивать из них деньги. И эту способность секта ставит себе на службу. Понятно, что при таком подходе кардинального изменения личности не происходит.
Человеку внушается, что ходить на группы он должен пожизненно. Как только перестанет, мол, то начнет употреблять.
Православные центры, в частности те, которые основал Сергей Бельков в Санкт-Петербургской епархии (сеть реабилитационных центров «Саперное») видят свою задачу в другом. Их цель заключается в том, чтобы помочь человеку сформироваться. Наркозависимый человек не только, как предполагается, должен оставить употребление, но и выйти в мир самостоятельной личностью.
Если Вы действительно желаете добра своему брату, я бы посоветовал Вам помочь ему попасть в один из центров, которые основал протоиерей Сергей Бельков. Наберите в интернете слова: «Епархиальный отдел по противодействию наркомании и алкоголизма Саперное».
Деньги на руки брату не давайте, а заплатите непосредственно хозяину квартиры, которую будете снимать. Может быть, хозяин и кормить вашего брата будет во время пребывания его в Петербурге. Реабилитационные центры «Саперное» находятся за городом. В них живут около года. Самым страшным наказанием там является то, что человеку отдают паспорт и отпускают. Поэтому реабилитанты понимают, что дебоширить в центрах не следует. В центры едут только те люди, которые четко понимают, что они хотят получить от реабилитации. Туда не едут те, которым надо отсидеться где-то год.
Чтобы подготовить людей к загородному центру, их от одного до нескольких месяцев обучают в дневном стационаре, который находится в Александро-Невской Лавре. Реабилитанты приходят в стационар рано утром и уходят вечером. Целый день они заняты. Некоторое время они работают, в остальное время посещают лекции, которые проводятся психологами и священниками. Каждый лектор расписывается в том, что такой-то реабилитант был на занятиях. У каждого реабилитанта есть бланк посещаемости. Все ребята и девушки, которые проводят реабилитацию в стационаре, должны посещать стационар ежедневно. Если несколько дней они не посещали стационар, они должны предоставить документальное свидетельство, объясняющее причину отсутствия. Что произошло? – либо они заболели гриппом, либо попали в ДТП. Отсутствовавшим делается тест на выявление присутствия наркотических средств в организме. Если в организме обнаружены следы наркотических средств, то реабилитанта из центра отчисляют. Такая строгость происходит не из-за жестокости, а из милосердия к остальным.
Мне приходилось слышать, как одна мама просила не отчислять ее сына из программы реабилитации. На что один из работников стационара сказал, что ее сын отчисляется не из-за жестокости, но из-за того, чтобы не повредить остальным. Потому, что если они примут обратно ее сына, который употреблял наркотики во время реабилитации, то остальные захотят тоже на несколько дней «взять выходные». Они могут подумать – давайте и мы отдохнем, расслабимся, а потом придем, и нас простят. Такая строгость держит реабилитантов в осознании того, что срывы для них недопустимы.
Работа в центрах епархиального отдела нацелена именно на изменение образа жизни, на изменение типа мышления. Можно сказать даже - на формирование христианского мировоззрения.
Наркотики появляются там, где совершается отступление от христианства. Нам это высказывание может показаться странным, но вдумайтесь. И до проповеди Христа, прозвучавшей 2 тысячи лет назад, было некое понимание ценности человеческой личности. Но в полноте учение о ценности человеческой личности оформилось только после проповеди Христа. На основании этого учения сформировались такие понятия, как солидарность, взаимоуважение, любовь. То есть все те категории, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. И если мы отказываемся от христианства, то все слова о взаимоуважении и солидарности теряют всякий смысл. Попробуйте откуда-нибудь вывести мысль о необходимости почитать родителей.
Или попробуйте без опоры на религию доказать, что честность необходима. Можно, конечно, найти аргументы. Но к ним сторонник не честности тут же найдет контраргументы.
Я знал одного матерого рецидивиста, который впоследствии изменил свою жизнь к лучшему. Его преступная деятельность началась очень рано. Родители рецидивиста внушали ему, что нужно быть честным. Но однажды он задал себе один вопрос, – а где написано о том, что нужно быть честным? Смотрю – говорит – все друг у друга воруют – и ничего, живут неплохо. И, будучи маленьким, он совершил первую кражу: украл велосипед. В бардачке было 80 рублей – почти месячная зарплата для того времени. Это преступление сошло с рук, и маленький мальчик понял, что можно воровать и при этом неплохо жить.
Некоторые психологи и наркологи считают, что нравственное изменение и работа над духовным компонентом – вещь ненужная. Я недавно посетил сайт, на котором была информация о глубокой детоксикации организма, о полном выведении наркотиков из организма. Ну и что это дает?
Нужно понимать, что наркотики явились следствием образа жизни, заключительным этапом какого-то пути. Если человек в своей жизни стремится только к получению ощущений и эмоций, то есть большая вероятность, что он придет к наркотикам.
Люди стремятся к каким-то ощущениям – кто-то любит вкусно поесть, кто-то прыгнуть с парашютом или с вышки. Эмоциональный накал, возникающий при употреблении наркотиков, перехлестывает все, что человек испытывал доселе. И задача человека заключается не в том, чтобы просто пройти курс детоксикации. А в том, чтобы выйти в иную плоскость жизни, где для него сделается доступной радость иного порядка - радость духовная. В пространстве этой плоскости жизни у человека должны возникнуть новые цели. А банальная детоксикация мало что даст.
Ну, представьте себе – вернется человек домой из клиники по глубокой очистке организма, войдет во двор. Во дворе старые знакомые, разговоры все те же, время препровождение все то же. Депрессия, мучившая человека до и во время употребления осталась. Куда человек денется от депрессии? Депрессия является следствием определенного образа жизни. В состоянии депрессии человек будет искать возможность ее чем-то заглушить. И скорее всего в поисках средств он вернется к наркотикам.
Проблема состоит в том, что память человека по закону Рено, как объяснял священник Димитрий Ненароков в вышеупомянутой статье, очищается с конца. Человек во время употребления наркотиков может испытать массу бедствий. Он может отсидеть какой-то срок в тюрьме, он может быть избит, ему могут проломить кости черепа. Но со временем все эти негативные происшествия забываются. В памяти у человека остаются лишь воспоминания о первых инъекциях, которые ему приносили чувство какого-то удовлетворения.
Вы и сами, наверно, замечали, что произошедшее несколько лет назад, Вы помните не очень хорошо. Но зато очень хорошо помните положительные ощущения детства: тепло материнских рук, как вы купались в озере и прочее.
Напоследок заострю внимание на одной важной проблеме, которую Вы должны решить для себя. Вы должны победить в себе отвращение к Вашему брату. Мы уже говорили о том, что в каждом человеке нужно видеть образ Божий. Но видя в Вашем брате образ Божий, Вы не можете согласиться с той жизнью, которую он ведет. По поводу его поступков у Вас должна быть сформулирована четкая и определенная позиция – вы не принимаете жизнь, которую он ведет, но принимаете его как человека. И как своего брата Вы продолжаете его любить. Если Вы будете отделять грех от личности, то во время разговора с братом Вы можете исключить конфликтность. Если он будет требовать денег, Вы сможете очень спокойно, но твердо объяснить ему, что не можете дать ему денег по такой-то причине. Если он начнет Вас ругать, обзывать жмотом, скупердяем, то Вы спокойно сможете сказать: брат, я тебя очень люблю, но я знаю, что ты потратишь эти деньги не по назначению. Если Вы будете говорить это спокойно, то он увидит в Ваших глазах, что Вы говорите правду. Он поймет, что Вы не даете ему денег не потому, что Вы злой и жадный, а потому, что Вы следуете своим нравственным убеждениям, некими жизненными принципами.
И это Вам поможет не только в общении с братом, но и в общении с другими людьми. Представьте: люди от Вас что-то требуют. Если удовлетворение этим требованиям несовместимо с Вашими личными убеждениями, то Вы всегда сможете спокойно объяснить свою жизненную позицию. Вы не презираете своих собеседников, но в то же время Вы не можете согласиться с тем образом жизни, который они ведут. Пусть на данный момент они Ваших слов не принимают и гневаются. Они могут уйти, хлопнув дверью. Но если Вы будете стремиться к неконфликтности, если Вы останетесь спокойным, то люди, даже получив от Вас отказ, будут Вас уважать. Они увидят в Вас человека принципа. Они поймут, что Вы отказываете им не под воздействием эмоций и не из-за самодурства, а потому что Вы следуете своим жизненным принципам.
Если брат вам позвонит, и Вы почувствуете в своем сердце гнев, то отложите разговор. Мягко скажите: «Извини, я сейчас не могу говорить, я тебе позвоню завтра». Положите себе за правило никому никогда не говорить ничего со смущением. Говорите только тогда, когда чувствуете себя внутренне спокойным. Внутреннее спокойствие позволит Вам всегда сохранить равновесие в разговорах, даже в тех случаях, когда собеседник пытается Вас спровоцировать на взрыв эмоций. Он может всячески «раскачивать» Вас, обзывать. Но если Вы отвечаете ему спокойным голосом и аргументировано, то все его попытки обращаются в ничто.
«Ты всегда хотел моей смерти, ты всегда меня ненавидел». «Нет, - отвечаете вы спокойно, - я тебя люблю и уважаю, просто на данный момент не могу тебе помочь финансово».
Такая манера разговора характерна для наркозависимых. Они стремятся вызвать у собеседника чувство вины. Угнетаемый чувством вины собеседник легче раскроет свой кошелек. Помните об этом нюансе.
Своему брату Вы сможете помочь лишь тогда, когда увидите в нем человека, увидите в нем незатоптанную искру. Понятно, что чувство неприязни Вам мешает увидеть эту искру. Но Вы боритесь с чувством неприязни и побеждайте добром зло. Если желаете, читайте про себя молитву, которую советовал читать духовным чадам схиигумен Савва. Эта молитва звучит так:«Господи, Крестом Твоим удали от меня страсти неприязни. Помоги мне полюбить своего обидчика, спаси мя его святыми молитвами».
Если человек, за которого Вы молитесь, не крещен, то слова «спаси мя его святыми молитвами» не произносите. Эта молитва удобна тем, что ее можно читать на память. Читать ее следует не раз и не два, а столько, сколько потребуется для того, чтобы успокоиться. Как только почувствуете, что Ваше сердце загорелось чувством неприязни и злости, то начинайте молиться. У Вас в мозгу играет одна пластинка, а Вы усилием воли начинайте крутить другую. И крутите до тех пор, пока Ваши чувства не переломятся на противоположные. Не дайте себе пребывать в черных мыслях. Противопоставьте им молитву. О. Савва советовал во время этой молитвы целовать свой нательный крестик. Когда мы целуем свой крестик, то в наше сердце проникает благодать, которую Христос оставил на Кресте. И наше сердце успокаивается. А сердце сердцу весть подает. Бывает так, что как только мы успокаиваемся, успокаивается и тот человек, с которым у нас возникло недоразумение.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит и старец Фаддей Витовницкий объясняли, что мы можем чувствовать друг друга даже на расстоянии. Если Ваше сердце переменится, если Вы внутри себя будете хорошо относиться к человеку, то примирение может состояться очень быстро. Он может почувствовать Ваше отношение к нему.
Если же Вы будете испытывать к человеку чувство презрения, то он неизбежно это почувствует и через Вашу мимику, и через Ваши жесты. Даже если и не через Ваш внешний вид, то каким-то другим образом все равно почувствует. И контакта не получится.
Если Вы испытываете сильное чувство ненависти, если Вы чувствуете, что Вас прямо-таки «трясет», то в месте, где Вас никто не видит, сделайте три земных поклона со словами «Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас», под словом «нас» подразумевая себя и того человека, к которому испытываете чувство ненависти. Три земных поклона можете сделать и в том случае, если Вы спокойны, но другой человек испытывает к Вам чувство ненависти.
Бывает, что происходят настоящие чудеса. После молитвы внутреннее состояние обидчика может поменяться. Он может стать более благосклонным к Вам. Но дело даже не только в этом. Не менее важно то, что с чувством ненависти к ближнему жить очень тяжело. Это чувство является камнем, который Вам приходится носить по жизни. Помните, что в первую очередь от Вашей ненависти страдаете Вы сами. Поэтому преодолевая ненависть, Вы не только совершаете дело любви по отношению к брату, но и свою жизнь устраиваете.