-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 12.01.2015. |
Путь жизни, который дал нам Христос. Простить. Смирись, и скорби превратятся в радость. Не вникать в то, как живут другие. Молиться по силам. Сердце человека должно вздохнуть.
Ты попала в тяжелую ситуацию. Выходя замуж, ты думала, что соединяешься узами брака с тем самым «единственным» мужчиной, что предназначен для тебя. И вот теперь он тебя жестоко избил, сказал, что хочет с тобой разводиться, сказал, что больше тебя не любит. Долгое время ты пребывала в крайне подавленном состоянии. Ты говоришь, что испробовала все способы, но ничего не помогло, он остаётся непреклонным. Видимо, ты находишься в полосе искушений, которые нужно пережить. Если тебе кажется, что ты знаешь верное решение, то решение, которое тебе кажется верным, ошибочно. Это видно потому, что ты испытываешь. Ты испытываешь тоску, отчаяние, тебя посещают мысли о самоубийстве. Если всё это есть в твоей душе, то твой образ мысли неправильный. Мысли истинные приносят душе удовлетворение и радость. Ты спрашиваешь, должно тебе учиться тому, чтобы испытывать радость при мысли об отсутствии твоего супруга. Ты говоришь, что раньше, вставая утром, ты испытывала печаль, сознавая, что его нет рядом. Сейчас ты хочешь научиться радоваться этому. Не советую тебе вникать в эти психологические фокусы. Сама себя запутаешь, а покоя не получишь. Нам христианам живется гораздо проще в этом мире, чем многим. У нас есть путь жизни, который дал нам Христос. Сколько всевозможных вариантов решения твоей проблемы могут предложить тебе различные телепередачи - мудрецы века сего. Но скорей всего, ни одно из них не будет удачным. Евангелие же тебе предлагает – простить. Не надо думать тебе над тем, печалиться тебе или радоваться. Просто прости. Нам не нужно ломать голову в сложных запутанных ситуациях по поводу того, как нам поступить с человеком, который так жестоко обошёлся с нами. У нас есть уже готовый ответ.
Как же тебе настраиваться внутренне, если тебе не нужно ни печалиться, ни радоваться? Тебе нужно смириться. Возможно, сейчас ты не понимаешь, что такое смириться. Святые отцы говорят, что смирение может быть только опытно познано человеком, а теоретически смирению нельзя научиться. Можно прочитать в книгах какие-то советы, эти советы будут указанием пути, на котором можно найти следующую дверь. Мы так жестоко страдаем в этой жизни, потому что проходим мимо этого дара, который дал Господь людям. «Ты говоришь, что твои скорби велики?» - замечает преподобный Силуан Афонский. «А ты смирись, и все твои скорби обратятся в радость».
Что такое смириться? В одном из своих писем, святитель Игнатий Брянчанинов говорит о слезе, которая придет, и не покраснеют от неё глаза, вольётся в душу дивный покой, сами черты изменятся и сделаются ангелоподобными. В «Плаче моем» святитель писал, что когда к нему зашёл враг, желающий его головы, то вид врага этого был, как вид ангела Божьего. Когда благодать касается сердца человека, всё становится человеку дорого и мило. Прежде ненавистные люди становятся дорогими и милыми. Бывает так, что по дьявольскому действию мы начинаем кого-то ненавидеть, начинаем видеть в человеке зло. Один благочестивый мирянин рассказывал, что однажды у него было такое искушение: он глядел на лицо сельского священника и видел уродливую рожу. Он молился, и это искушение прошло. Когда приступает к человеку дьявол, то он начинает, словно бульдозером, сдвигать мысли, чувства. Проходит несколько минут, и прежде любимые люди кажутся какими-то извергами, с которыми невозможно рядом находиться. Но это дьявольское искушение, из этого состояния нужно выходить. Нужно не пытаться распутать этот клубок помыслов, а разрубить его смирением. Может быть ты читала книгу «Отец Арсений»? В ней есть замечательная глава, которая описывает случай, напоминающий твой.
Юрий вернулся со Второй мировой войны к жене и ребенку, который был не его. В начале он хотел уйти, но, подумав, что не имеет права ломать жизнь этому ребенку, решил остаться и помочь Кире воспитать этого ребенка, не имея с ней никаких отношений. Он старался быть заботливым отцом. Но только спустя время он понял, сколько боли он причинил Кире. Юрий рассказывал, как в одно мгновение, словно пелена спала с его глаз. Он понял вдруг всю не правильность своего поведения. Он понял, что руководствовался на самом деле только гордостью.
Если ты, хотя бы однажды, испытаешь такое преображение, которое испытал Юрий, то ты увидишь, как сразу изменится лицо твоего мужа: из уродливого, оно станет совершенно другим. Но чтобы это произошло - нужно молиться, нужно по силам читать Псалтирь. Ты говоришь, что у тебя нет времени, читать Псалтирь. Но дело не столько в чтении, сколько в сердечном вздохе. Сердце человека должно вздохнуть. Мы слишком погружены в суету, поэтому для нас нужны долгие молитвословия. Пройдет 20 или 30 минут, у кого сколько, пока улягутся наши мысли, сердце перестанет бешено колотиться, и мы наконец-то войдем в поле молитвы. Может быть только под конец чтения кафизмы, последние слова мы произнесем с неким молитвенным чувством. Может быть и есть люди, которые с этого чувства могут начать молитву. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о неком сердечном припадании к Богу. Он советовал так припадать к Богу во времена сердечного ожесточения. Если ты хочешь испытать покой, не полагайся ни на что кроме молитвы. Не надо пытаться умом взвешивать все обстоятельства, все ситуации, все судьбы всех людей.
Ты говоришь, что по сравнению с некоторыми, ты ещё очень хорошо живёшь. Ты говоришь, что другие живут так и так, и у них всё хорошо, но ты не знаешь, как эти люди проводят ночи. При тебе они улыбаются, но ты не знаешь, какое страшное уныние может сжимать их сердце. Не надо вникать, как живут другие. Когда преподобный Антоний думал, почему одни живут, другие умирают, почему одни бедные, а другие богатые, то ему было откровение: «- Антоний внимай себе, а то чем ты занимаешься - душевредно.» Пользы тебе не принесет никакой, если ты будешь исследовать весь мир, но внутренний покой ты от этого потеряешь. Обрати внимание лишь на то, чтобы тебе умиротвориться. Если ты придешь в состояние умиротворения, то найдутся нужные слова, чтобы поговорить с мужем, ты будешь знать, что тебе делать. Появится некий такт в общении, который не может дать этикет. Только не надо слушать друзей или «любителей давать советы» относительно твоей ситуации. «Мудрость, сходящая с небес скромна и послушлива. А есть мудрость другая: земная, душевная, бесовская»,- говорит Апостол Иаков. Если есть между нами распри, то это и есть мудрость бесовская. Те люди, которые советуют тебе бросить мужа, разорвать отношения, сделать какую-то гадость, говорят не от Бога.
Всё изменится только тогда, когда изменишься ты сама. Промысел Божий каждого человека ведет ко спасению. Видимо, тебе нужно очиститься от каких-то грехов прошлой жизни. Какое-то время тебе нужно просто потерпеть. Это время может сократиться только твоим смирением. У Бога не будет тогда нужды тебя смирять. Если ты смиришься, то твой супруг тут же почувствует это, даже если он находится на расстоянии тысячи км. «- Страсти», говорит Иоанн Кронштадтский, «- заразительны. Возмутишься ты, возмутиться и ближний, умиротворишься ты, умиротворится и ближний». Умиротворившись, ты сможешь многое понять.
Помимо сердечного воздыхания, хочется предложить тебе ещё один совет, который давал старец Порфирий Кавсокалевит. Он говорил, что не по Христиански говорить, что какой-то человек не выносим, и мы не можем с ним общаться. Нужно жить по другому. Хочет этот человек – так, будем делать так, хочет по-другому, будем делать по-другому. Ты говоришь, что теряешься, когда муж тебя ругал за то, что ты внесла одного из его товарищей к себе в «Контакт». Когда ты убрала его из «Контакта», то муж и за это стал тебя укорять. А ты следуй совету старца Порфирия: начал тебя муж укорять за то, что ты внесла его друга в контакт, а ты отвечай: «Хорошо, дорогой, сейчас уберу». И убирай. Если тебе надо будет связаться с этим другом, позвонишь по телефону. Будет муж не доволен, что убрала из «Контакта», говори: «Хорошо, дорогой, сейчас восстановлю». И восстанови. Будет ли он раздражаться за неправильно приготовленный обед, не спорь, не нужно объяснять, сколько ты старалась, и т.д., смиренно предложи сварить пельмени и свари. Ты находишь это абсурдным? Нет, это и есть мудрость. Абсурд – это когда люди, которые должны любить друг друга, которые должны быть одним целым начинают из-за какой-то мелочи ругаться и ненавидеть друг друга. Как раз и будет абсурдным то, когда ты начнешь высказывать мужу то, что он тебя не понимает, как тебе тяжело всё достаётся, что ты так старалась. Действуя же смиренно, мало-помалу ты сможешь его исправить, не оставив ему никаких поводов быть недовольным, никаких шансов на раздражение.
Укрепить тебя может история об одном человеке. В начале он служил при архиерее. Он обладал многими дарованиями, и к нему началось целое паломничество. Затем его перевели в монастырь. Встретивший его игумен, стал укорять прибывшего за то, что тот пришел в дорогом подряснике. Прибывший извинился, и на следующий день пришел в рваном. Игумен опять начал его ругать уже за рваный подрясник. Монах снова извинился и на следующий день пришел и не в новом, и не в рваном подряснике. Но игумен опять остался недовольным. Так продолжалось много лет. Игумен и сам не понимал, почему он ругает этого человека. Возможно, так устраивал Господь. Через приступы гнева и раздражения игумен постоянно смирялся и каялся в своих немощах Богу. А другой человек возрастал в совершенстве смиренномудрия. Когда умер игумен, и братья решали, кого избрать настоятелем, то решили избрать того, кто все эти годы терпел. Они сказали, что столько его укоряли, а он ни разу не возразил. И вот тот, кто терпел, сам стал игуменом и привел обитель в самое цветущее состояние.
Если ты пойдешь таким путем, то ты сможешь создать крепкую счастливую семью. Конечно же, если ты будешь искать помощи у Бога. Еще не все потеряно, еще все можно вернуть, любовь еще может вернуться к вам, надо только дать место благодати Божьей, а для этого надо открыть своё сердце, чтобы Она вошла и просветила его. Не отчаивайся. Не надо звонить и обсуждать тему развода. Старайся по силам молиться. Стремись всеми силами к тому, чтобы смириться. В древних книгах есть повествование о том, что когда люди не могли примириться, а один из них говорил в сердце своём: «Я виноват!», то Господь извещал второго человека примириться с ним. Так и ты, смирись, а Господь известит твоего мужа, примириться с тобой.