Смысл жизни. О потере смысла жизни
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  12.01.2015.



Потеря благодати ведет к тому, что человек перестает понимать смысл жизни. Знания материального мира всегда с нами, а познания о духовных предметах мы можем терять. Надо ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться.

     Ты говоришь, что потеряла смысл жизни. Ты не знаешь ни цели своей жизни, ни ее смысла.

     У игумена Авраама есть очень хорошие слова на этот счет. Он писал, что когда человек теряет благодать, то у него словно из небытия возникают тысячи вопросов, на которые он казалось бы, уже имел ответы. Прежние ответы перестают удовлетворять, а новых, он найти никак не может. Но если благодать вернется, то и эти тысячи вопросов разрешатся. Возможно, что человек забудет о них. В его поучении есть слова о том, что смысл жизни нужно пережить.

     «Даже если человек не понимает, для чего он создан, но слушается Бога и, если можно так выразиться, верит Ему, то чувствует осмысленность своего существования. Да и сама вера в Бога уже придает жизни человека смысл: он служит Господу всей душой, всем своим существом и не задается вопросом «для чего живет человек?» Поэтому прежде всего нужно стремиться к тому, чтобы твоя собственная жизнь была наполнена смыслом, чтобы она имела значение. А уже из своего опыта ты сможешь судить и о других людях и понять, для чего вообще создан человек.

     От чего у человека возникает вопрос о смысле жизни? От внутренней пустоты, от того, что человек лишился благодати. Этим вопросом может задаваться как человек неверующий, то есть совершенно лишенный действия благодати, так и верующий, но по какой-то причине — из-за грехов, из-за суетности — опустошившийся. Тогда в нем воскресает сомнение; словно из небытия возникает то, что будто бы уже окончательно ушло из его души, то, что в минуты блаженства казалось ему забытым. Так было с апостолом Петром: во время преображения Спасителя на Фаворе он ни о чем земном не помышлял, но прошло какое-то время, начались искушения, в особенности во время Гефсиманской ночи, и он даже трижды отрекся от Господа.

     Получается, что в зависимости от того, присутствует ли благодать в душе человека или по каким-то причинам уходит, человек понимает смысл жизни или перестает его понимать. Когда благодать действует в душе человека, в его уме, то ему кажется, что он все понял и может это объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать человека оставляет — и у него опять недоумение, все путается, прежние убедительные доводы кажутся теперь совершенно неубедительными, какими-то легкомысленными. Человек пытается найти новые аргументы, но он их не найдет, пока в его душе снова не начнет действовать благодать: тогда, может быть, первоначальные доводы вновь покажутся вескими, или же в его уме появятся новые рассуждения, новые доказательства». (http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/12_chapter/view).

     Святой праведный Иоанн Кронштадский выражал похожую мысль о том, что знания материального мира всегда с нами. Мы всегда помним, что дважды два четыре. Но те познания, которые мы имели о духовных предметах, мы можем терять. И это от греха.

     По словам св. прав. Иоанна Кронштадтского «В обыкновенных познаниях человеческих - узнал раз хорошо какой-либо предмет, и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так: раз познал, ощутил, осязал - думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей. Но нет, тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты любил прежде, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие. И надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, обхватить и обнять сердцем. Это - от греха» (Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Литургия верных. - М.: Правило веры, 2006. С.493).

     По этому поводу можно много и долго говорить, но мы не будем. Тебе нужно просто ходить в храм. Хотя бы по воскресениям. Если ты начнешь ходить в храм, то надеемся, что с помощью Божьей то чувство отчаяния отступит. Начинай молиться. По возможности читай Псалтирь каждый день по кафизме. Это около 20 минут. Если не можешь читать каждый день, читай в три дня. Начинай читать с первой. Их всего двадцать. Каждая делится на три части. Читай хотя бы по одной части в день. Это будет занимать всего 7 минут в день. Слова Псалтири это богодухновенные слова. Человек своим рассудком никак не способен успокоиться. Для этого необходима благодать. Ты можешь сказать, что у тебя нет времени на то, чтобы читать Псалтирь. Но видимо уйма времени, чтобы унывать. Наверно тебе знакомо состояние тяжелого, удушающего уныния, когда опускаются руки, когда не можешь ничего делать, когда не в состоянии решить самой элементарной задачи. Все становится невыразимо тяжело. Можно только сидеть и предаваться тяжелым неотвязчивым думам. Когда человек находится в таком состоянии, то на самое простое дело он потратит кучу времени. Но если ты помолишься, то сможешь почувствовать, как благодать коснулась твоего сердца и тебе станет легко. Работа будет делаться легко, быстро, с энергией. Советую также причащаться каждую неделю. Исповедуйся. Читай правило ко святому Причащению. Три канона с акафистом. Пусть пока ты не понимаешь этого. Причастие это соединение со Христом. Если будешь ходить в храм, исповедоваться, причащаться, то благодать коснется твоего сердца. Оно почувствует смысл жизни. Если ты будешь молиться искренне, искать исполнения Божьей воли, то Господь пошлет тебе благоприятные обстоятельства, нужных людей, устроит и управит  твою жизнь.

     Одна монахиня рассказывала о себе, что в молодости увлекалась западом. Она родилась в богатой дворянской семье и от церкви была далека. Когда появились технические новинки, она с упоением окунулась в эту, как ей казалось, новую жизнь. Время шло, и она вдруг обнаружила, что это и не было жизнью. Это была пустота. Грянула революция. Кровь и смерть были повсюду. Никто не был уверен в завтрашнем дне. И ей очень захотелось поверить. Однажды ночью, проснувшись, она испытала непреодолимое желание почитать Евангелие. Она читала всю ночь. А утром узнала, что ночью в их подъезде арестовали всех дворян. А когда листали домовую книгу, то страницы с их фамилией слиплись, и солдат пролистнул их, ничего не заметив. Ей было сложно поверить. Посещая одну верующую семью, она разговаривала о вере. Многое от них узнала, но веры не было в сердце и так и не появилась. Но однажды, идя мимо храма, у нее возникло сильное желание туда зайти. В храме шла Литургия. Люди стали подходить к Причастию. Захотелось подойти и ей. И  она спросила об этом батюшку. Она сказала, что не готовилась к Причастию, но очень хочет причаститься сегодня. И если нельзя, то не ослушается. Священник подумал и разрешил. Лишь позже она узнала, что именно этот священник самый строгий в этом храме. Он не допускал до Причащения, если узнавал, что человек допустил малейшие упущения в подготовке к Причащению. Например, недостаточно постился или недостаточно молился. Видимо, священник как-то понял, что ее нужно допустить без всякой подготовки. И в  самый момент  Причащения, по ее словам, родилось в душе то, что никак не могло родиться столь долгое время после долгих разговоров. В одно мгновение она стала верующим человеком. Ходи и ты в храм. Может быть, ты не будешь многое понимать, но это ничего. Со временем все поймешь. И иностранные языки люди учат не сразу. Главное, ты почувствуешь, как от сердца твоего отвалился камень, и тебе стало легко. Когда благодать касается сердца человека, он начинает чувствовать не одну поверхность своего сознания. Он вдруг чувствует необыкновенную глубину, чувствует смысл жизни, чувствует радость. Если в тебе еще теплится надежда найти смысл жизни на путях философских учений, то советую тебе прочитать первые главы книги Иустина Поповича “Философские пропасти”. Прочти хотя бы первую часть “Агония гуманизма”. В этой части семь глав. А если сможешь, то прочитай всю книгу. Те места, где Иустин Попович пишет о Богочеловеке, даются тяжело для понимания, потому что это плод внутренних озарений и вдохновений святого человека. Тебе важно прочесть те места, где говорится о крахе человеческих философий.

     «Чем завершается моя мысль о мире, если не скепсисом? Если же не завершается так, то, значит, я не домыслил до конца свою мысль, не довел до конца свое ощущение. Пусть человек пошлет одну свою мысль в мир. Какой она к нему возвратится? Разве она не возвратится из странствия гораздо более сложной, более загадочной, чем она была до своего путешествия?» (Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. - 2-е изд., испр. - Издательский совет Русской Православной Церкви, М., 2005. С.28).

     Все человеческие философии оказываются банкротами перед лицом смерти. Если в жизни человека нет Бога, то жизнь превращается в бессмыслицу. Планета превращается в ад, в который с каждого луча света стекает по капле гноя. Мы не ужасаемся, что в нашей мысли нет Христа, только потому, что мы их не продумываем до конца. Некоторые же, задаваясь этими вопросами, начинают сходить с ума. Они встают словно на горячие угли. Они оказываются на перепутье, на котором ломаются человеческие кости. Они пытаются найти хоть какую-нибудь опору в жизни, но вокруг только пустота и смерть. Их  окружают тайны. Тайны везде. И внутри, и снаружи. В тайне капли воды может утонуть вся человеческая цивилизация с ее достижениями. Ведь, что такое материя, никто до сих пор не знает. Материя в основе своей нематериальна. И сама сущность материи еще более фантастична, чем сущность духа. Если разобрать все то, на что пытается опереться человек, то остается только его пожалеть. Может быть то, что ты ощущаешь сейчас, еще не крайний предел отчаяния? Есть люди, для которых их мысли и ощущения стали пыткой и настоящим мучением. Они были бы рады, если бы смогли отказаться от своих мыслей и вообще от способности мыслить и ощущать. Они были бы счастливы, если бы смогли оказаться в небытии, перестать существовать, умереть навсегда и мыслью, и ощущением. Но сделать этого они не могут. И мысли, и ощущения продолжают их терзать отсутствием смысла и полным отчаянием. Возможно, ты еще до конца и не испытала всего этого ада. И слава Богу! Все-таки ты родилась в той стране, где была православная культура. Хуже обстоят дела там, где эта культура уже перестала существовать. Там люди действительно мучаются в тисках безнадежия. Твой ад для тебя закончится, если ты встретишь Христа в этой жизни, но для этого нужно начать ходить в храм и хоть немного молиться.        

     «Человеческая мысль, только погрузившись во Все – мысль, излечит себя от всех ран, полученных в скитаниях по безднам, исцелит себя от всех болезней и спасет себя от всех смертей <…>» (Иустин (Попович). Указ.соч. С.15).

      «Богочеловек? Где Он? Да вот же Он: за каждой пропастью, вечный спаситель из любого ада, из любой смерти, из любого греха, из любой муки <…>» (Иустин (Попович). Указ.соч. С.16).