Страдание. Страдания и трансгуманизм
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  12.01.2015.



Страдания- призыв к преображению жизни. Болезнь подсказывает путь к исцелению. Тревожность заставляет нас мобилизироваться, размышлять и чувствовать ответственность за свои поступки. Благодарность за страдания и болезни.

 Вы спрашиваете, не противоречит ли трансгуманизм христианскому учению.

 

     Трансгуманизм с помощью передовых технологий ставит себе целью ликвидировать страдания, старение и смерть. Эта мысль утопична сама по себе. Если человечество и достигнет цели, которую поставил перед собою трансгуманизм, это будет конец истории человечества. У Ивана Ильина есть прекрасная статья, которая называется «О страдании»  «Книга раздумий и их созерцаний».

     Ведя речь о нравственном смысле страданий, он предлагает вообразить, что  человек навсегда потерял дар страдания. Человек перестал испытывать голод, жажду, всякое недовольство собой, людьми и миром. Ничто отныне не угрожает ему, угасло чувство совершенства, чувство несовершенства и  воля к совершенству. Человек перестал испытывать боль, «исчезло моральное негодование», «смолкли тягостные укоры совести». все всем довольны, всем все нравится.

     Иван Ильин описывает ту породу человека, человекообразных, которые появятся на земле в результате прекращения страданий. Это порода  «неунывающих лентяев», «безответственных лодырей», «безвкусных идиотов» и «самодовольных тупиц.» Иван Ильин предлагает вообразить их «мелкотомные гляделки» вместо  бывших глаз-очей, эти «бессмысленные чмокающие рты».

     «Слышите их нечленораздельную речь» - спрашивает он, - «это безразличное бормотание вечной пресыщенности. Это  невеселый смех идиотов».

     Иван Ильин правильно подмечает, что телесная боль предупреждает человека об опасности, будит его приспособляемость и изобретательность. И если утрачивается чувство несовершенства, то гаснет и воля к совершенству. Вообразите, что у вас отнято ощущение боли. Если вы встанете в костер, то вы так и сгорите в нем. Боль не заставит вас выйти из костра. Если человек делает что-то неправильное, то это естественно, что он ощущает страдание. И это страдание заставляет человека пересмотреть ситуацию. Страдание подсказывает человеку выход из создавшейся проблемы. Иван Ильин говорит, что страдания очищают человека.

     Страдания – это призыв к преображению жизни. В своей книге «Я вглядываюсь в жизнь» в статье «Болезнь» Иван Ильин размышляет о том, что болезнь является для человека другом. Она подсказывает, что человек совершил ошибку. На эту тему у него есть очень хорошая статья под названием «О призвании врача» из книги «Путь к очевидности».

     Если сделать общий вывод из этих двух статей, то можно сказать следующее.

     Болезнь является тем сообщением, которое нужно человеку прочитать и  осмыслить. Болезнь подсказывает путь к исцелению. Если человек начал жить неправильно, то он естественным образом заболевает. И следует понять, в чем заключена причина болезни, чтобы эту причину исправить.

     Если же  у человека будет отнято чувство боли, то он и не  поймет, что он начал жить неправильно. Некоторые алкоголики и наркоманы останавливаются в своем падении вниз, когда они стоят перед фактом возможной смерти. Но их, конечно, это не останавливает, но все же когда начнут отказывать органы, для кого-то это явится сигналом, что пора «завязывать».

     А представьте,  что этих сигналов у человека нет. Любые наркотики, самые сильнодействующие в любых количествах для него теперь не проблема.

     Идея полностью избавить человека от страданий – это идея по сути наркотической культуры. Александр Данилин  в своей книге «lsd. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости» в главе «Предшественники психоделической революции» ссылается на роман Аркадия и Георгия Вайнеров «Лекарство против страха». В этом романе речь идет о создании нового психоактивного вещества под названием «метопроптизол».

     Раскрывшись как зонтик над мозгом больного, это вещество должно было спасти человека от всех видов неуверенности и страха. Данилин считает, что подобным универсальным лекарством против страха «не может быть ничем иным, кроме как наркотиком».

     Утопичность идеи трансгуманизма можно увидеть уже сейчас на примерах потребителей марихуаны. Для этих людей характерна такая черта, как инфантильность.

     Сергей Белогуров в своей книге «О конопле для любознательных»  справедливо замечает следующее. Он говорит, что тревожность является естественным и необходимым компонентом человеческой психики. Она заставляет нас мобилизироваться, размышлять и чувствовать ответственность за свои поступки. При этом мы учимся самостоятельно справляться со своими негативными эмоциями. И определенный уровень тревоги необходим для того, чтобы зрелая человеческая личность сформировалась. Процесс формирования личности  замедляется, если человек постоянно гасит тревожность с помощью, например, конопли.

     Человек, не созревший эмоционально, «испытывает существенные проблемы во взаимоотношениях с другими людьми» и «приносит немалое беспокойство окружающим».

     Напомнить мысли Сергея Белогурова можно еще одним штрихом. Те мальчики, которые вырастают без отца, часто не  могут найти общий язык со сверстниками. Они капризны, они  часто вступают в конфликты с другими ребятами, потому что не понимают, как себя нужно вести. Когда в доме есть отец, то он всегда подскажет ребенку, что ребенок начал вести себя недопустимо. Начал ребенок баловаться – отец сделал замечание. Ребенок понял, что здесь он сделал что-то не то.  А если он живет в женском коллективе, который все ему прощает, то ребенок теряет ощущение чувства меры. Он капризничает и его все слушаются, ему пытаются сделать замечание, а он топает ногами и все умолкают.

     И когда он с такими установками приходит в мужское общество, то он пытается и дальше вести себя по привычной схеме. Но его сверстники такой схемы поведения не принимают. Они начинают обижать капризного товарища. Хорошо, если страдания пойдут ему в прок, и он задумается над своим поведением и исправит его. А если чувство страдания будет отнято у него, то и себя он не исправит, и радости общения так и не получит.

     Вот и думайте сами, стоит ли  вам следовать идеи трансгуманизма или нет. Нужно исправить свою жизнь и начать жить по совести. Тогда даже, если страдания и останутся, они станут осмысленными и будут переноситься человеком уже не так болезненно. А может быть они будут переноситься относительно легко. И многие люди, пережившие тяжелые страдания, например, в результате болезни раком, после оставались благодарными своей болезни. Ведь болезнь помогла им  внутренне преобразиться. И следует прочитать заключительные  страницы книги Александры Сужуд «Перед открытой дверью».

     Александра Сужуд была москвичкой, которая суетилась как и прочие москвички. Она бежала по кругу жизни. Но однажды она узнала, что больна раком, делать что-либо было уже поздно. Она пережила настоящее отчаяние, но в этом отчаянии она переродилась и стала наслаждаться каждой минутой этой жизни. Она поняла, насколько ароматен воздух даже в автомобильной пробке. Она  научилась в каждом человеке видеть что-то хорошее. Она считает, что в результате своей болезни она «приобрела гораздо больше, чем потеряла». Никогда раньше она  не умела радоваться наступающему дню, она не испытывала радость от того, что ощущала под ногами твердую землю или мягкую траву. После же болезни она поняла, «какое счастье просто просыпаться каждое утро».

     Человека, движущегося по пути деградации, страдание отрезвляет. Если же нечем будет вытрезвить человека, то сумеет ли он пресечь свое шествие к деградации?

     Через сокращение срока человеческой жизни на земле был положен предел распространения зла на земле. Первые Патриархи были долгожителями, они жили по 900 лет.  По объяснению  святителя Димитрия Ростовского, такой срок жизни был нужен для того, чтобы  Патриархи успели передать своим потомкам учение об истинном Боге,  какие-то навыки[1].

     Когда же люди стали все более и более склоняться ко злу,  то такая долгая жизнь могла бы усилить зло. Представьте, например, какого-нибудь великого тирана, например Гитлера, который жил бы 900 лет! Сколько зла он мог бы сделать за это время!

     Человечество показывает сейчас то, что оно движется не к истинным целям, а к целям губительным. Стремление к наслаждению (гедонизм), разврат, стремление к удовлетворению грубых инстинктов – это идеалы современной жизни. И если людям, которые стремятся к таким идеалам, даровать бессмертие, то чем все это закончится?! Во что превратятся люди, если их лишить страданий?

[1] См. «События в четвертом столетии второго тысячелетия» из книги святителя Димитрия Ростовского «Келейный летописец».