-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Град небесный на земле / Первые монашеские поселения на соловецких островах / Выбор места для обители / Первые деревянные ансамбли монастыря / Святые ворота / Центральный двор монастыря / Спасо-Преображенский собор / Успенский трапезный комплекс / Церковь рождества Пресвятой Богородицы / Никольский храм / Колокольня / Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский Собор / Галерея-переход / Мемориальный комплекс: церковь преподобного Германа, усыпальницы, некрополь / Благовещенская церковь / Храм во имя свт. Филиппа митрополита Московского / Келейная застройка / Южный дворик / Сушиленная тюрьма / Северный дворик / Соловецкая крепость / Строители монастырского града / Посад вокруг монастыря / Гидротехнические сооружения
Монастыри, по словам святителя Филарета (Дроздова), были «духовным оплотом» Православия. Шли паломники в святые обители не только поклониться святыням, но и за опытом правильной христианской жизни. Верующие руководствовались словами Иоанна Лествичника: «Свет монахов суть Ангелы, монахи свет для всех человеков».
В обычной жизни в суете и повседневных заботах накал духовной жизни ослабевал. Приходя в обители, паломники наблюдали строгую монашескую жизнь – для них она была подлинной христианской жизнью – и старались затем подражать ей в миру.
В монастырях по-особому звучали привычные молитвы и песнопения. В каждом из них были свои святые. Монастырь был живой иллюстрацией к знакомым для многих с детства житиям. Нравственный подвиг святых вдохновлял на праведную жизнь. Жизни по заповедям Христовым способствовали и советы опытных старцев. К ним для духовной беседы стремились в обители люди самых разных слоев русского общества.
Посещение обителей нравственно очищало, укрепляло в вере и благочестии. Порой, вернувшись из паломничества, люди меняли всю свою жизнь. Религиозный философ и историк князь Сергей Трубецкой считал монастыри «местом духовного и нравственного воспитания народа». Получив здесь заряд веры, паломники несли его затем в мир.
Соловки всегда притягивали паломников, стремящихся к святыне. Но на острова прибывало и немало участников научных экспедиций, иностранных путешественников, писателей, промышленников. Они находили здесь свой интерес – деловой, научный, познавательный. Каждый по-своему воспринимал Соловки, но все посетители отмечали, что здесь существует особый мир, отличный от их обыденной мирской жизни. Люди подчас впервые начинали задумываться, что есть жизнь другая - высокая и духовная.
И сегодня Соловки посещают не только православные паломники. Острова, как и прежде, открыты для всех. Здесь каждый находит то, что интересно уму и дорого сердцу. Посещение Соловецких островов всегда обогащает новыми знаниями, впечатлениями, радостными переживаниями. Пусть оно при этом одним приоткроет дверь в мир православного монастыря, другим этот мир сделает более близким и понятным, а кто-то, может быть, захочет вернуться сюда еще раз. Пусть каждый ощутит здесь радость от соприкосновения со святыней и как можно дольше сохранит в душе пережитые светлые чувства.
Наместник
Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря
архимандрит Порфирий
Монастыри старались устроить по образу и подобию Небесного Иерусалима. В этот Небесный Град, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», после временной земной жизни стремится попасть каждый христианин.
Находясь в Отечестве земном, монастыри призваны напоминать об Отечестве Небесном. «Общежитие есть земное небо», – говорил преподобный Иоанн Лествичник.
Монастырь – особый мир, все здесь отлично от обычного мирского поселения, начиная от выбора места и кончая расположением каждого строения.
Ниже рассказывается о том, как на протяжении веков создавался и обустраивался соловецкий монастырский град.
Первые монашеские поселения на Соловках. Выбор места для обители
История Соловецкого монастыря берет свое начало в 1429 году, когда на остров прибыли преподобные Савватий и Герман. Поселились они в северной части Большого Соловецкого острова у губы Сосновой, на берегу озера, «воздрузиша крест и келью себе поставиша». Место пустыннических подвигов преподобных позже получило название Савватиево. С него началась история Соловецкой обители.
В устроенной пустыни монахи прожили 6 лет, затем оба покинули Соловки. Преподобный Герман отлучился на материк по хозяйственным нуждам. Оставшись один, преподобный Савватий почувствовал близкую кончину и, желая причаститься Святых Христовых Таин, также отправился на материк. В устье реки Выг он встретил священника, посещавшего местных христиан, тот исповедовал и причастил подвижника. Вскоре преподобный Савватий отошел ко Господу, случилось это 27 сентября 1435 года. Преподобный Герман вернулся на остров лишь на следующий, 1436 год. Вместе с ним прибыл монах Зосима. На этот раз для поселения был выбран берег Бухты Благополучия. Место это «зело изрядно и прекрасно». Оно во многом удобно для устройства монастыря: находится в центре острова, с одной стороны к нему подходит закрытая морская бухта, с другой расположено пресноводное озеро.
Место для устройства обители было предопределено свыше. Такое указание практически всегда руководило подвижниками при выборе ими места для будущих монастырей. Они в большинстве своем основывались в красивейших местах. Творения рук человеческих – монастырские постройки были созвучны ландшафту, подчеркивая его красоту и величие. Гармония природы и архитектуры создавала зримый образ Царствия Небесного.
Выбирая место для будущей обители, их основатели слышали ангельское пение или колокольный звон в пустынных местах, им неожиданно являлась икона или случалось какое-либо видение. Так было и с Соловецким монастырем. Прибыв на остров, преподобные Зосима и Герман совершили Всенощное Бдение. Согласно Житию сразу после этого преподобный Зосима увидел на востоке необыкновенный свет и прекрасную церковь в воздухе. На месте видения и стал впоследствии обустраиваться Соловецкий монастырь.
Первые деревянные ансамбли монастыря
Со времен древних палестинских лавр общежительные монастыри строились преимущественно по плану четырехугольника – такую форму имеет Небесный Град Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).
Первые деревянные ансамбли Соловецкого монастыря тоже имели близкую к четырехугольнику форму. Первоначальный ансамбль, сформировавшийся в 50-х годах XV века, включал в себя церковь в честь Преображения Господня с приделом святителя Николая. К ним примыкала Трапезная палата, чуть к северу высилась звонница с каменными колоколами-билами. Окружали храмовый комплекс кельи и хозяйственные постройки. Монастырь был обнесен оградой. Первый деревянный ансамбль размещался на территории нынешнего Спасо-Преображенского собора.
В середине 60-х годов XV века при игумене Ионе монастырь подвергся значительной перестройке. Развивалось хозяйство, быстро увеличивалась братия – нужны были новые просторные храмы, кельи, хозяйственные постройки. На месте небольшой Преображенской церкви «построена была огромная деревянная церковь Преображения Господня с трапезою, и при ней с восточной стороны деревянная же церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; при том устроены вновь келлии; и прочие монастырские службы». Отдельным храмом стал придел во имя святителя Николая.
Границы второго архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря, также деревянного, были, предположительно, такими: северная часть ограды проходила чуть севернее Успенского Трапезного комплекса; южная – по линии Святительского келейного корпуса; восточный и западный участки ограды находились на линии нынешних крепостных стен. Этот ансамбль уничтожил пожар 1538 года.
Каменный ансамбль второй половины XVI века, как и деревянные, созидался в границах четырехугольника. Лишь при устройстве крепости архитекторам пришлось отступить от прежней формы. Изменить ее заставили особенности рельефа и требования обороны. В состав крепости вошли мельница, Сушило, другие хозяйственный постройки, чтобы монастырь мог существовать автономно и, в случае необходимости, выдерживать длительную осаду. Обитель с конца XVI века и по сей день имеет форму вытянутого пятиугольника. Форма эта также символична, так как схожа с кораблем, и напоминает о том, что монастырь – корабль спасения в житейском море.
Монастыри непременно обносились стеной. Она ограждала территорию монастыря от внешнего мира и превращала его в особую духовную крепость. За монастырскую ограду старались, по возможности, вынести гостиничные кельи, хотя их устройство допускалось и в монастыре, но сразу при входе. И в Соловецком монастыре они находились у входа, слева от Святых ворот, в Благовещенском келейном корпусе. Скотные дворы и конюшни устраивались подальше от монастыря. В Соловецкой обители по уставу, который заповедовал преподобный Зосима, скотные дворы были устроены даже на другом острове – Большой Муксалме, более чем в 10 км. от монастыря. Хозяйственные службы, в большинстве своем, также выносились за территорию монастыря и лишь самые необходимые размещались между кельями и монастырской оградой. Так и в Соловецкой обители такие службы, в основном, находилась в посаде вокруг монастыря или за келейными рядами в Северном и Южном двориках.
Главный, парадный вход в монастырь называется Святыми воротами. Прототипом для Святых врат монастырей стали Золотые ворота в Иерусалиме, через которые Господь перед Своими крестными страданиями вошел в этот город. Основные ворота обителей символизируют вход Иисуса Христа в Град монашеский.
Над Святыми воротами часто устраивалась колокольня или небольшой надвратный храм. Надвратную церковь обычно посвящали празднику Входа Господня в Иерусалим, Иоанну Предтече или праздникам в честь Пресвятой Богородицы, что означало Её покровительство над монастырским градом. В Соловецком монастыре надвратный храм посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Нередко в таких храмах при самом входе в монастырь совершались монашеские постриги, и новопостриженный как бы впервые входил в обитель в своем новом состоянии.
Прибыв на монастырский причал, соловецкие паломники шли к Святым воротам. По воспоминаниям путешественников, они долго стояли перед главным входом в обитель и молились, сокрушаясь о грехах, и стараясь оставить за монастырской стеной все свои греховные помыслы. Для достойного вступления в обитель многие старались очиститься не только духовно, но и телесно. Для этого на Святом озере были устроены 2 купальни: мужская и женская.
В киоте над Святыми воротами находился образ Спаса Нерукотворного. На памятной плите под образом слева была следующая надпись: «Сей образ Спаса и Господа нашего Иисуса Христа написан тщанием и усердием Основателя Анзерского скита Преподобного Елеозара Чудотворца; во время нападения на обитель англичан в 1854 году сей образ перенесен и поставлен здесь под Святыми воротами в защищение и спасение обители от врагов видимых и невидимых». После закрытия обители икона была утрачена.
По левую сторону от иконы – еще одна плита с надписью об истории возведения крепости такого содержания: «По указу Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича построена вокруг монастыря доселе существующая каменная крепость для защиты обители от нападения иноплеменных в 1854 г. при 27 игумене Иакове на монастырскую сумму, собранную с береговых монастырских вотчин, по плану Соловецкого монаха Трифона; строение продолжалось 12 лет под смотрением воеводы Ивана Яхонтова».
Прямо напротив главного входа в монастырь обычно находится соборный храм. Он – духовный центр обители и, как правило, его архитектурная доминанта. По Апокалипсису в центре Небесного Иерусалима находится престол Бога. Монастырь как земное отражение Небесного Града имеет в центре своем храм. Храм – место, где совершается Божественная Литургия, и пребывает Сам Господь.
В большинстве случаев собор возводился на месте самой первой монастырской церкви, которая часто строилась основателями обители. Посвящение первого храма давало название всему монастырю. В соборе находились святыни, совершались главные службы, принимались высокие гости, зачитывались государевы и архиерейские грамоты.
Во многих монастырях возводились трапезные храмы, называемые так потому, что к ним примыкала трапезная. Трапезные могли вмещать всю братию. Здесь кроме общего вкушения пищи проходили соборы – общие монастырские собрания.
В обителях, как правило, было несколько церквей. Так, на территории Соловецкого монастыря в 1906 году было 8 храмов с 10 приделами в общей сложности. Каждый храм или придел в нем – это молитва о заступничестве определенному святому. Много храмов и приделов - молитва целому сонму святых, с которыми соединилось в данном монастыре представление об их особом покровительстве. Таково посвящение соловецких храмов Богородичным праздникам (Рождеству, Благовещению, Успению Пресвятой Богородицы), святителям Николаю и Филиппу, преподобным Зосиме, Савватию и Герману.
В монастырях возводились церкви, посвященные Небесным покровителям царствующих особ и их наследников. Нередко сами цари жертвовали деньги на подобные храмы, прося у братии тем самым молитвенного заступничества. Монашеские молитвы всегда считались наиболее действенными.
В центральном ансамбле Соловецкого монастыря находилось 5 таких храмов, и посвящены они были Усекновению главы Крестителя Господня Иоанна (святой Предтеча Иоанн – Небесный покровитель царя Иоанна IV Грозного), великомученику Димитрию Солунскому (покровителю Лжедмитрия I), святому Благоверному князю Александру Невскому (Небесному заступнику императора Александра II), преподобному Иоанну Лествичнику и святому великомученику Феодору Стратилату. Последние два храма – приделы Спасо-Преображенского собора - названы в честь Небесных покровителей сыновей Иоанна Грозного.
По количеству церквей, посвященных небесным покровителям членов царствующего дома, Соловецкий монастырь мог сравниться лишь с Кирилло-Белозерским. Таким образом, он превратился в важнейшее государево богомолье – место моления за царей и членов их семей.
Еще одно обязательное сооружение главного монастырского двора – колокольня (или звонница). Колокольня обычно самое высокое здание монастыря, его вертикальная ось. Благой вестью разносится колокольный звон, возвещая о начале богослужения. Звон, подобно кресту, соединяет небо и землю. С колоколен в монастырях велось наблюдение за окрестностями, и в случае приближения врага колокола немедленно начинали звонить. В непогоду звонари спасали десятки жизней, в пургу или в тумане они часами звонили, чтобы путники не сбились с пути. В Архангельске в Государственном архиве Архангельской области хранится даже дело под названием «О ведении церковного звона во время метелей с колокольни Михайло-Архангельского монастыря».
На территории центрального монастырского двора могли находиться иконописные мастерские, ризницы, книгохранительные палатки (библиотеки), казенные и оружные палаты, поварни (кухни), хлебни (пекарни), допускались здесь и больницы.
По периметру главного двора располагались кельи. Декор всех келейных корпусов одинаков. Даже настоятельский корпус ничем не выделялся среди других. Это единообразие в оформлении как бы выражает равенство монашеской братии пред Господом.
Окна большинства келий выходили на соборную площадь, из них монахи всегда должны были видеть храмы. Из большинства монашеских келий Соловецкой обители был виден престольный храм – Спасо-Преображенский собор.
Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 годах, в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева). Спасо-Преображенский собор стал важнейшим сооружением архитектурного ансамбля. Этот храм – своеобразный символ величия Соловецкого монастыря.
Собор своей архитектурой созвучен граду. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных ярусах. Подножие его до создания каменной паперти включало лестницы, деревянные паперти, звонницы, деревянно-каменные переходы. Благодаря разнообразию компонентов и живописности композиции он выглядел как город, что особенно наглядно видно на иконах XVI–XVII веков.
Это одно из самых высоких зданий обители. Мощные наклонные стены (толщина у основания – 4, у завершения – 3, 5), отсутствие горизонтального членения, массивные лопатки способствуют устремленности храма ввысь.
Здание трехъярусное. На первом ярусе, в достаточно высоком цокольном этаже, находились хозяйственные помещения. На втором - было устроено три храма: престольный, посвященный Преображению Господню, и два его придела – Зосимо-Савватиевский, – в северо-восточной части, и Михаило-Архангельский – с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия был построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор.
В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках находились еще четыре придела: преподобного Иоанна Лествичника, великомученика Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов.
Парадная западная стена собора завершается двумя рядами килевидных кокошников. В них – остатки древних росписей, где изображены Преображение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, преподобный Зосима с преподобным Савватием и святитель Филипп с преподобным Германом. Впервые росписи упоминаются в описи монастыря 1711 года.
В XVIII–XIX веках фасады собора были украшены живописью с растительным и геометрическим орнаментом.
Высокие своды собора опираются на два столпа. Восьмигранный световой барабан приближен к алтарной стене. Он расположен прямо над амвоном, где во время Божественной Литургии читается Евангелие и преподаются Святые Дары. Находясь перед иконостасом, световой барабан прекрасно его освещает.
Помещение храма освещается также расположенными на разных уровнях окнами. В настоящее время в соборе два вида окон: в первоначальных формах XVI века и перестроенные окна XVIII века. Ранние имеют совсем небольшие световые проемы и сводчатые, выложенные уступами ниши в нижней части.
В толще стены устроены камеры и лестницы. По такой лестнице, которая начинается в юго-западном углу храма можно подняться в верхние приделы собора. Внутристенные лестницы и камеры характерны для ранних каменных построек монастыря.
Главное украшение храма - иконостас. В течение веков он неоднократно перестраивался. При постройке иконостас был четырехъярусным тябловым. Создавали его иконописцы из Великого Новгорода «Гаврило Старой да Илья». В первой трети XVII века появился 5-ый, праотеческий ряд с 28 иконами. На пожалованные в 1695 году государями Иоанном V и Петром I семьсот рублей в 1697 году соорудили новую резную рамно-каркасную конструкцию иконостаса. Тогда же он пополнился новыми иконами.
В конце XVII века в соборе находилось более 1000 образов, одно их перечисление занимало более ста листов. Кроме основного иконостаса вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные пристенные иконостасы, заполненные десятками складней и пядниц.
В 1826 году на столпах собора были устроены деревянные позолоченные, украшенные резьбой иконостасы для двух чудотворных икон обители. На южном столпе находился образ Сосновской иконы Корсунской Божией Матери, который был явлен в Сосновой губе в 1627 году. На противоположном – список с иконы Хлебенной (Запечной) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся святителю Филиппу, когда тот нес послушание в хлебне. Сама икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Эти иконы были утрачены после закрытия обители.
В храме с 1646 года покоились мощи святителя Филиппа. В 1652 году мощи вывезли в Москву, оставив в прежней раке три их частицы. В 1697 году для нее была устроена специальная арка с южной стороны солеи. Над ракой находилась икона Пресвятой Богородицы «Словенская» (названная так благодаря ее иконографической близости к чудотворной иконе «Словенской»), перед которой святитель особенно любил молиться.
В 1861-62 гг. стены и своды храма были расписаны. Сюжеты росписей изображали события Священной истории, ветхозаветных и новозаветных святых.
Посетивший Соловки в 1858 году император Александр II пожертвовал 2000 рублей на устройство в соборе придельного храма в честь своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. Придел монастырь устроил на свои средства, а вклад императора употребил на поновление иконостаса.
В лагерное время Спасо-Преображенский собор как уникальный памятник архитектуры был объявлен заповедником. Здесь находилось отделение антирелигиозного музея, и располагались экспозиции по иконописи (до 2000 икон) и церковной утвари, а также была представлена коллекция медных гравюр. В храме некоторое время находились мощи Соловецких святых: преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Иринарха и Елеазара.
Реставрация храма началась в 80-х годах XX века и к началу века XXI была, в основном, завершена. 20 апреля 1990 года здесь прошло богослужение – первое после 70-летнего перерыва не только в соборе, но и в стенах обители. Возглавил его архиепископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон.
В соборе после перенесения на Соловки в августе 1992 года некоторе время покоились мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа.
Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Он выполнен по заказу монастыря на средства благотворительного фонда имени Андрея Рублева.
19 августа 2007 года архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил Великое освящение храма. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе в настоящее время совершаются в летнее время, как правило, с июля до конца августа-начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители.
Успенский Трапезный комплекс возводился в 1552–1557 годах. С его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре.
Ни одной постройки первых деревянных ансамблей монастыря не сохранилось – они были уничтожены пожарами, от которых не раз страдала обитель. Особенно разрушительными были пожары 1485 и 1538 годов. В 1485 году сгорела Успенская церковь с Трапезной палатой и всеми хранившимися в ней припасами. Возобновили ее вновь деревянной. В 1538 году монастырь выгорел полностью.
Пожары послужили главной причиной каменного строительства. К его началу долго готовились. Недалеко от монастыря устроили кирпичный завод, из материковых вотчин везли строевой лес, слюду, железо и известь. Гашеная известь была связующим материалом при устройстве каменных и кирпичных кладок. Широко применялся при строительстве местный строительный материал валун.
Возводился комплекс во время игуменства святителя Филиппа. Зодчими были приглашенные новгородские мастера Игнатий Салка и Столыпа.
Основную часть здания занимает Трапезная палата, с юга-востока к ней примыкает церковь Успения Пресвятой Богородицы, а с северо-востока – Келарская палата. Все эти помещения находятся на втором ярусе. Под ними, в подклете, располагались хозяйственные службы: хлебня с мукосейней, хлебный и квасной погреба, просфоренная служба, а также печи, обогревающие здание. Как в северном русском доме все здесь находилось под одной крышей. В случае нападения врага братия могла за мощными стенами выдержать долгую осаду, имея под рукой все необходимое.
Храм Успения имеет второй ярус, там были устроены приделы, посвященные Усекновению честной Главы пророка Иоанна Предтечи и великомученику Димитрию Солунскому.
Внешний вид здания предельно прост. Его фасады практически лишены декора. Стены, как и в соборе, выложены с уклоном внутрь. Здание сурово и величественно.
Своеобразным украшением Трапезной была колокольня с часами и двумя колоколами над ее западным фасадом.
Свое восхищение от посещения Трапезной палаты выразил неизвестный автор XVII века, написав: «А Трапезная каменная об одном столпе чудна, светла и превелика». Соловецкая Трапезная – вторая по величине одностолпная палата Древней Руси. Площадь ее 483 кв. м., что немногим уступает площади Грановитой палаты Московского Кремля, которая и считается самым крупным одностолпным сооружением.
Своды опираются на массивный столп диаметром 4 метра, сложенный из тесаного известкового камня. Необычна форма окон палаты. Их глубокие внутренние ниши закруглены в углах, что позволяет мягко и ровно освещать помещение. На восточной стене палаты находятся два портала, ведущих в Успенскую церковь и в Трапезную палату. Портал в церковь богато оформлен, вход в Келарскую более скромен.
Для отопления палаты в подклете была устроена печь, от которой в стенах проложены ходы. По ним теплый воздух поднимался на второй этаж. В 1800 году печь устроили непосредственно в Трапезной, она сменила древнюю систему отопления.
Интерьер Трапезной неоднократно подвергался изменениям.
В 1745 году, как сообщает «Летописец Соловецкий», «в братской Успенской Трапезной и Келарской сделаны большие окна и вместо слюдяных окончин вставлены стекольчатые». В 1800 году портал в церковь растесали и устроили арку прямоугольной формы, чтобы находящимся в Трапезной было видно помещение храма. В 1826 году Трапезная была расписана.
Реставрация Трапезной палаты проводилась в 60–70-х годах XX века. Это один из первых отреставрированных памятников на Соловках. Палата воссоздана в своих первоначальных формах XVI века, такой она была до начала перестроек.
На одном ярусе с Трапезной палатой находятся церковь Успения Пресвятой Богородицы и Келарская палата.
Помещение Успенской церкви невелико. Алтарная преграда с тремя арками отделяет основную часть храма от алтаря. В южной стене устроена внутристенная камера, а в западной – лестница, ведущая в верхние приделы. Как и Трапезная палата, Успенская церковь в начале XIX века претерпела значительные изменения: камера и лестница были уничтожены, частично вырублены своды с распалубками, перестраивалась арка алтарной преграды. По историческим документам и натурным остаткам храм был полностью восстановлен в 1970-х годах в первоначальных формах XVI века.
Келарская палата по своим размерам больше церкви. Она имеет много общего с Трапезной палатой. Обе они одностолпные, но столп в Келарской восьмигранный. Окна и в той, и в другой палатах имеют одинаковую форму. В толще стены Келарской устроены ниши и камеры для хранения имущества. Здесь так же, как и в Успенской церкви, есть внутристенная лестница, она ведет вниз, в хлебню (пекарню). Печи пекарни отапливали Келарскую палату, теплый воздух от них поднимался по воздуховодам вверх. Выходы воздуховодов сохранились в нишах ее южной стены.
Келарская палата предназначалась для келаря. Её размер, необычное обустройство, богатое убранство соответствовали положению келаря в монастырской иерархии. В круг обязанностей келаря входило: управление монастырскими службами, денежными доходами, ризницей, вотчинами, продовольственными припасами, переписка с государственными органами по хозяйственным вопросам, прием гостей обители.
Рядом с Трапезной в монастырях традиционно находились поварни, хлебни, квасоварни с погребами, амбарами и ледниками. Так и на Соловках рядом с Трапезной сформировался подобный комплекс служб и хозяйственных помещений. По соседству с ней находились поварня и квасоварня, напротив – рыбный амбар в Рухлядном корпусе. В Просфорном корпусе были кладовые для муки, дрожжей и выпеченных просфор. А под самой Трапезной, как выше упоминалось, располагались хлебня с мукосейней, квасной и хлебный погреба.
В конце XVIII века от поварни к Трапезному комплексу был устроен переход, по которому пищу приносили сначала в Келарскую палату, а затем разносили на столы в Трапезной. В комплекс соловецких помещений, связанных с приемом и приготовлением пищи, входила еще одна трапезная – Общая, построенная в 1798 году напротив Келарской. Она предназначалась «для приезжающих богомольцев».
В настоящее время Трапезную палату и церковь Успения Пресвятой Богородицы показывают посетителям во время экскурсий по монастырю. В Трапезной несколько раз в году устраивают праздничные трапезы для гостей и братии. В помещении бывшей монастырской хлебни действует поселковая пекарня.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
В 1859 году в северо-восточном подклете Трапезной палаты была устроена церковь Рожества Пресвятой Богородицы.
Она предназначалась для «работающих в хлебенной службе монахов». Церковь была устроена в память видения святому Филиппу – тогда еще несшему послушание в хлебне иноку, – иконы Божией матери. По месту обретения ее назвали «Хлебенной» («Запечной»).
При устройстве церкви в юго-восточном углу помещения был отгорожен алтарь. Храм украшал небольшой одноярусный иконостас.
На месте бывшей церкви в 2007 году была устроена мемориальная часовня. Создавалась она совместно монастырем и музеем на средства благотворителя Михаила Рудяка (+2007), руководителя «Объединения «Ингеоком». Воссоздание часовни было приурочено к 500-летию со дня рождения святителя Филиппа.
Храм во имя святителя Николая был одним из первых в монастыре. Николай Чудотворец – один из самых почитаемых русских святых, особое отношение к нему у тех, чья жизнь связана с морем. А жизнь большинства жителей беломорского побережья немыслима без него. «Море – наше поле», – говорили поморы. О почитании на Севере святого говорит пословица: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы» – столько храмов во имя святителя Николая находилось раньше между этими поморскими поселениями.
Жизнь соловецких иноков также была неразрывно связана с морем. Зверобойный и рыболовный промыслы были важнейшими в монастырской хозяйственной жизни, вся связь с материком – с центром и вотчинами – осуществлялась только по морю; паломники попадали в монастырь, лишь преодолев морскую стихию. Предстательство святого Николая было особенно важно для соловьян.
Тот храм во имя святителя Николая, который мы видим сегодня, появился в монастыре в 1834 году. Находится он между Троицким собором и колокольней.
Пятиглавый храм был возведен на основании старого, одноглавого. Особенностью древнего храма было устройство на западной стене звонницы с висевшими в арочных проемах колоколами. Церковь построили на сохранившемся прочном валунном фундаменте. Здание храма трехъярусное. В нижнем ярусе - подклетах (как это было принято в обители) - устроили хозяйственные помещения, над ними – ризницу. На ее сводах возвели храм.
В интерьере храм бесстолпный. Несмотря на небольшой объем, он просторный и, благодаря двум рядам окон, всегда светлый. Церковь лишена каких-либо декоративных элементов, главным украшением её всегда был иконостас. Имел он четыре яруса, никогда не перестраивался, иконы не сохранились.
Рядом с Никольским храмом находится колокольня. Высота ее – 50 метров. Это самое высокое здание монастыря. Современная колокольня возведена в 1777 году на валунном основании прежней трехшатровой звонницы.
В описи 1676 года о звоннице говорится так: «В Соловецком же монастыре колокольня о семи столпах камена, три столпа из земли, а прочие столпы на сводах церковных». Каменной звоннице, в свою очередь, предшествовала деревянная.
Здание колокольни оформлено под влиянием западноевропейского барокко, его отличают легкость и нарядность. Стены украшают межъярусные карнизы и живописные колонны-контрфорсы. Под высокой восьмигранной кровлей находятся круглой формы окна, которые называются люкарнами, над кровлей – двухъярусный барабан сложной формы. Венчающий здание шпиль был устроен в 1846 году.
На двух верхних ярусах колокольни размещались колокола, на нижнем – в 1798 году была устроена книгохранительная палата (библиотека).
В начале XX века на соловецкой колокольне насчитывалось 35 колоколов. Судьба старых звонов неизвестна – после закрытия обители ни одного из них в монастыре не сохранилось.
Колокола на Соловках вновь зазвучали 20 августа 1992 года. Праздничным звоном они встречали вернувшиеся в монастырь мощи Зосимы, Савватия и Германа. Звонили они и в честь Святейшего Патриарха Алексия II, который в тот день впервые прибыл на Соловецкие острова. Перед знаменательным днем на колокольню подняли 15 колоколов: 3 новых звона и 12, переданных монастырю из фондов Соловецкого музея-заповедника.
В 2007 году в Соловецкий монастырь доставили новый набор из 23 колоколов, отлитых на средства благотворителей на Воронежском колокололитейном заводе. Для них устроили временную звонницу вблизи Трапезной палаты. В августе 2011 года 13 новых колоколов подняли на колокольню, предварительно сняв оттуда старые звоны. Остальные разместят на колокольне после того, как завершится ее реставрации.
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор сооружен в 1859 году по проекту архангельского губернского архитектора А. Шахларева и освящен в 1866 году. Он стал последней крупномасштабной постройкой монастыря. Собор возник в результате неоднократной перестройки Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора.
Здание возведено над проездной аркой. Венчает его массивная глава на барабане.
Четырьмя столпами храм разделен на три нефа. Главный алтарь, находящийся в центральном нефе храма, посвящен Пресвятой Троице, По сторонам от него находились два придела: северный был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный - в честь преподобных Зосимы и Савватия. Стен между престольным храмом и приделами не было. Иконостасы составляли единое целое и заполняли всю восточную стену собора.
В южном приделе стояли раки с мощами преподобных Зосимы и Савватия. Здесь молебном у мощей основателей обители братия начинала каждый новый день, сюда стремились многочисленные паломники.
В 1861 году интерьер храма был украшен богатым резным позолоченным иконостасом, созданным московским мастером Астафьевым. Иконы для него писались в Троице-Сергиевой лавре. В 1873–1876 годах своды храма были расписаны.
В лагерное время в соборе размещалась 13-я карантинная рота. Здесь от нескольких недель до нескольких месяцев находились все прибывшие в лагерь заключенные. В 40–50-х годах века XX в храме размещалась столовая Учебного отряда Северного флота.
Сейчас в соборе ведутся реставрационные работы. После их завершения он станет основным действующим храмом обители.
Галерея-переход связала Спасо-Преображенский собор, Успенский Трапезный комплекс, Никольскую церковь, колокольню, а позже – и Свято-Троицкий собор.
С её возведением образовался центр соловецкого монастырского града, включающий в себя крупнейшие и самые значительные памятники ансамбля.
В холодном и сыром климате Соловков такой переход был чрезвычайно удобен.
Переход был построен в 1602 году под руководством соловецкого монаха Трифона (Кологривова).
О том, каким был переход в первые два века своего существования, можно судить по ее левой, северной части, - там монументальная каменная лестница ведет к открытой галерее.
В конце XVIII века вся галерея стала закрытой. «Летописец Соловецкий» так повествует о перестройке: «В 1795 году при архимандрите Герасиме от Соборной Преображенской церкви до Успенской трапезы с обеих сторон сделаны между столпами стенки и в них для света окна, и в оные вставлены окончины, а по переходам намощен кирпичный пол». В 1826 году галерея была расписана.
Реставраторы восстановили памятник на разные временные периоды.
Мемориальный комплекс: церковь преподобного Германа, усыпальница, некрополь
До устройства в XVII веке кладбища у южной стены монастыря его насельников хоронили на территории обители. Известно о нескольких десятках захоронений вокруг Спасо-Преображенского собора. Самые почетные места погребения находились к северу от него.
Церковь преподобного Германа - одно из таких мест. Она находится в небольшом дворике между Спасо-Преображенским собором и Никольским храмом. Церковь освящена в 1860 году. Это небольшое одноэтажное здание венчается луковой главкой. Церковь построена на месте древних деревянных часовен, в которых находились могилы трех святых: преподобных Савватия и Германа и святителя Маркелла. Кроме этого в церкви до сих пор находятся захоронения первого соловецкого архимандрита Илии (Пестрикова) (+1659) и старца Феофана (+1819).
За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места.
Напротив входа в подклет расположена часовня-усыпальница преподобного Иринарха, где под спудом покоились его мощи. Каменная усыпальница, сменившая деревянную, была устроена в 1753 году.
Игумен Иринарх руководил обителью с 1614 по 1626 гг. Он немало сделал для укрепления обороноспособности монастыря и его приграничных материковых вотчин, вступал в дипломатические переговоры со шведами, его стараниями было заключено перемирие с неприятелем. Игумен благословил преподобного Елеазара на пустынножительство на Анзере, а сам последние два года жизни провел в безмолвии в пустыни. Скончался преподобный Иринарх в 1628 году.
За стеной находится усыпальница святителя Филиппа. В нее поместили мощи святого после их перенесения из Твери в 1591 году, здесь они покоились до того, как их перенесли в Спасо-Преображенский собор в 1646 году. Cвятитель Филипп завещал похоронить его рядом с могилой своего духовного учителя Ионы Шамина (+1568). Захоронение наставника святителя и сейчас находится в усыпальнице.
У восточной стены усыпальницы упокоены соловецкий игумен, преподобный Иаков (+1597), у северной – еще один настоятель обители, преподобный Антоний (+1612).
Во дворике перед церковью преподобного Германа устроен некрополь. В него перенесены плиты с разрушенного в 1930-е годы монастырского кладбища. Некрополь создан в 2003 году Соловецким музеем-заповедником. Здесь находятся надгробия с могил архимандритов Макария (+1825), Димитрия (+1852), Порфирия (+1865), Феофана (+1871), монахов Феофила (+1827) и Наума (+1853), последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кальнишевского (+1803), известного на Севере благотворителя Афанасия Булычева (+1902) и другие.
В Германовском дворике, находящемся в самом центре монастыря, всегда благодатная тишина и покой, как всегда бывает в тех местах, где упокоены праведники.
Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы первой встречает посетителей монастыря. Она словно является радостным приветствием каждому входящему в монастырский град, так как в Благовещение речь Архангела начиналась с приветствия: «Радуйся!»
Небольшой одноглавый храм построен над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 годах. Его зодчий – Трифон Кологривов. Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера – деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием.
Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали.
В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены.
Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями.
Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись.
Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее поновление перед закрытием обители.
С 1925 по 1937 годы в храме размещался лагерный музей.Расписывался храм, начиная с 1864 года в течение почти 40 лет. За это время живопись неоднократно поновлялась. В росписях представлены ветхозаветные пророчества о Богородице: Лестница Иакова, Неопалимая Купина, виденная Моисеем, Руно Святого Гедеона, Видение Иезекеля; главные лица события Благовещения: Архангел Гавриил, Пресвятая Богородица, Святой Дух в виде голубя, а также Господь Саваоф, соловецкие и особо почитаемые на Севере святые. Росписи обрамляет растительный и геометрический орнамент.
Работы по восстановлению интерьера Благовещенской церкви начались в конце 1970-х годов. Настенную живопись восстанавливали студенты Московского художественного училища имени 1905 года под руководством реставратора Ю. М. Егорова.
Работы по восстановлению иконостаса проводились Соловецким НИиППК «Палата» (руководитель В. В. Сошин). Кооперативом «Палата» воссозданы и Царские врата. Они были даны вкладом в Соловецкий келарем Троице-Сергиева монастыря Александром Булатниковым на моление «по себе и по своим родителям в наследие вечных благ». Изготовлены Царские врата были в 1633 году резчиком Львом Ивановым из того же монастыря. Оригинал врат находится в музее «Коломенское».
Образы для восстановленного иконостаса были созданы современными иконописцами. Лишь икона Спаса Нерукотворного – древняя. Она была написана в 1882 году на Соловках специально для этого храма. В 1939 году икону вместе с другими святынями вывезли в музей «Коломенское», там она находилась в действующем храме в честь Казанской иконы Божией матери, а в 1993 - вернули в возрожденный монастырь.
5 апреля 1992 года наместник монастыря игумен Иосиф (Братищев) совершил малое освящение надвратного храма. Он стал первым из исторических храмов обители, где после ее возрождения начали совершаться регулярные богослужения. 7 апреля 1992 года в надвратной церкви прошли первые в возобновленной обители монашеские постриги, а 22 августа того же года – первая хиротония. Совершил её Святейший Патриарх Алексий II. В тот же день прошло Великое освящение храма.
В настоящее время в Благовещенской церкви совершаются Таинства Соборования, здесь служат в престольный праздник, и проходят утренние субботние богослужения во время Великого поста. В летнее время храм открыт для посещения.
Храм во имя свт. Филиппа, митрополита Московского
Первый храм во имя святителя Филиппа был построен в монастыре в 1688 году напротив Трапезной палаты, в северо-западном ряду келий. Он был пристроен к больничным палатам и считался больничным храмом. Больничные кельи появились в монастыре еще при святителе Филиппе. Известно, что с начала XVII века в монастыре была больница и для мирских людей.
В конце XVIII века больничные кельи перенесли в южную часть центрального двора. В братском больничном корпусе жили схимники и престарелые старцы, на верхнем этаже до начала XX века размещалась больница с аптекой.
Вместе с больничными кельями переместили и храм. Новая церковь во имя святителя Филиппа была построена в 1798–1799 гг. Она двухъярусная. На первом ярусе находится храм, посвященный святителю Филиппу. В возвышающемся над ним восьмерике в 1859 году был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». Такое посвящение связано с событиями Крымской войны. При обстреле монастыря английскими судами 7 июля 1854 года в одноименную икону, которая находилась над входом в Спасо-Преображенский собор, попало последнее ядро – после этого обстрел прекратился. В монастыре были уверены в том, что Богородица «приняла на себя последнюю рану». После устройства придела в него перенесли одноименную икону из Свято-Троицкого Анзерского скита.
Церковь через дверь в трапезной части сообщалась с больничными кельями и считалась также больничным храмом. В 1829 году церковь святителя Филиппа была расписана.
Храм пострадал в пожаре 1932 г. Было разрушено внутреннее убранство, огонь повредил восьмерик, он не подлежал восстановлению, и его пришлось разобрать.
Работы по восстановлению церкви проводились с середины 1990-х годов совместными усилиями монастыря и музея.
22 августа 2001 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма святителя Филиппа. В настоящее время это основной действующий храм Соловецкого монастыря. Здесь находятся святыни обители: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, святителя Маркелла, архиепископа Вологодского и Белоезерского, честная глава священномученика Петра, архиепископа Воронежского и частица мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.
Монашеские кельи по периметру окружают центральный двор монастыря. Их окна в большинстве своем выходят на соборную площадь.
Первые кельи представляли собой рубленые из дерева избы. Начало каменного келейного строительства в монастыре относят к XVI веку. Это один из ранних случаев возведения каменных жилых келий в русских монастырях. К середине XVII столетия почти все кельи в монастыре были каменными.
В каждую келью тогда вел отдельный вход. Она состояла из двух основных помещений: теплых сеней и собственно кельи. На задний двор выходили холодные сени, где был нужник (туалет) и хранились дрова. Маленькие окна, расположенные в глубоких нишах, были слюдяными и закрывались деревянными ставнями.
В конце XVIII – начале XIX столетия в монастыре происходила перестройка келейных корпусов. Они устраивались по коридорному принципу – дверь в каждую вела из общего коридора. В кельях ломались своды, устраивались каменные потолки, растесывались «колодные» окна, закладывались кирпичом прежние дверные проемы. Тогда же сбивался декор, перестраивались кровли, некоторые корпуса надстраивались третьим этажом.
У каждого келейного корпуса свое название. К церкви святителя Филиппа примыкает Святительский корпус, к югу от Благовещенской церкви находится Благовещенский, его линию продолжает Настоятельский, далее расположен Казначейский. В северном ряду периметральной келейной застройки устроены Наместнический и Рухлядный корпуса. Восточный ряд образуют Поваренный, Квасоваренный, Просфорный и Новобратский.
В келейных корпусах кроме жилых помещений размещались и хозяйственные службы. О назначении многих корпусов говорят их названия: Просфорный, Поваренный, Квасоваренный, Прачечный. В Наместническом корпусе размещались свечная, слесарная, печатная мастерские, в Новобратском - котельная служба, в Рухлядном – некоторое время портная и сапожная мастерские.
Наличие на территории большого числа служб отличает Соловецкий монастырь от других обителей, где такие службы старались вынести за крепостную стену. Продиктовано это особым приграничным месторасположением обители, необходимостью при нападении врагов выдерживать длительную осаду. Но даже здесь все службы находились за пределами Соборной площади.
Братия возрожденного монастыря в настоящее проживает в Наместническом корпусе. В Рухлядном корпусе находятся монастырская лавка, церковно-археологический кабинет, реставрационный отдел и другие службы монастыря, в зимнее время здесь размещается паломническая служба. Просфорный, Новобратский, Благовещенский и Прачечный корпуса занимает музей-заповедник. Во всех остальных келейных корпусах проводятся реставрационные работы.
Храм святителя Филиппа и Святительский келейный корпус отделяют центральный двор монастыря от южного дворика. Этот дворик – хозяйственный, его основные службы были связаны с мельничным каналом, по которому вода стекала из Святого озера в Белое море.
Игумен Филипп в середине XVI века соединил каналами несколько озер и направил их воду к монастырю. В следующие века монахи неоднократно расширяли озерную систему, и уже в начале XX века в ее конечный водоем – Святое озеро –вода притекала из 65 озер. Поступая на мельницу, она вращала мельничные механизмы. Не зря мельницу называют вершиной соловецкой гидротехнической системы.
Соловецкая мельница считается древнейшей каменной водяной мельницей в России. Она была построена в 1601 году на месте сгоревшей деревянной. Здесь зерно перемалывалось в муку, а также была установлена толчея для размельчения дубовой и березовой коры, служившей для выделки кож. В XIX веке к этим механизмам добавились крупорушка, точильное колесо и сукновалка. До 1908 года все механизмы приводились в движение водяными колесами, затем их заменила водяная турбина.
Мельница один из самых богато декорированных памятников Соловецкого монастыря. Обращает на себя внимание разнообразие декора и его насыщенность. Ранее все детали подкрашивались красной краской, они контрастировали с побеленным фасадом, и здание выглядело особенно нарядно.
Мельница – «сердце» южного двора. Каналом она связана с братской баней и портомойкой (прачечной), функционально – с хлебным амбаром и Сушилом.
Сушило – самое древнее сооружение южного дворика. Его постройка датируется XVI веком. Соловецкое сушило является одним из древнейших в России. Оно предназначалось для просушки и хранения привезенного с материка зерна. Уникальна его система отопления. Так же как в Трапезной палате теплый воздух поднимался здесь на верхние этажи из печи в подклете. В таком виде, как на Соловках, древние системы отопления больше нигде не сохранились. Существовавшие в других местах, были утрачены или значительно перестроены.
С востока к мельнице примыкала портомойня. П.Ф. Федоров в своей книге Соловки так описывает процесс стирки в монастырской прачечной: «Из котлов через трубку с краном горячая вода наливалась в чаны с щелоком. В этих чанах белье «бучилось». После бучки, которая продолжалась от 6 до 12 часов, белье мылось в корытах в теплой воде с мылом, а затем прополаскивалось прямо в проточной быстрой воде канавы».
В 1825 году у крепостной стены за мельницей была устроена братская баня.
В южном дворике находится и Прачечный корпус. В нем располагались солодовня, хлебный амбар, кельи и некоторое время в XIX веке – прачечная. На 3-м этаже в зимнее время здесь сушили белье.
Сегодня мельница, портомойка и Сушило открыты для показа паломникам и туристам. Здесь размещаются музейные экспозиции, посвященные отопительным системам и гидротехническим памятникам. В мельнице можно увидеть подземный канал, сохранившиеся детали мельничных механизмов, основания постава и мучного ящика, жернова.
В первом ярусе Сушила находилась одна из монастырских тюрем.
Существование тюрем при монастырях было широко распространенным в России явлением. В Соловецком монастыре узники содержались с начала XVI века. Соловки с их островным положением как нельзя лучше подходили для изоляции опасных для общества преступников. Строгость монастырского заключения способствовала наказанию виновного.
Немаловажным было и то, что монастыри были благоприятным местом для перевоспитания заключенных. Сама атмосфера монастырской жизни, душеспасительные беседы со старцами, посещение служб способствовали их исправлению.
Некоторые узники оставались в обители после освобождения, пополняя ряды братии.
Тюрьма на Соловках была закрыта в 1903 году. За четыре столетия через ее стены прошло около 500 заключенных. Среди них сосланные «по делам веры» и государственные преступники.
Самыми известными узниками монастырской тюрьмы были составитель «Домостроя» протопоп Сильвестр, выдающийся деятель Смутного времени Авраамий Палицын, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский, сенатор, дипломат, управляющий Тайной Канцелярией при Петре I граф Петр Толстой, его соратник, член Верховного Тайного Совета князь Василий Долгорукий, декабрист Александр Горожанский.
Здания, которые мы сегодня видим в Северном дворике, возводились, в основном, в первой половине XVII века
В 1615 году здесь была построена Иконописная палата. Первоначально палата была двухэтажной («о двух житьях») с каменными сенями. На втором этаже находилась иконописная мастерская, а рядом с ней размещалась мастерская сапожная («чеботная швальня»). Под сапожной мастерской была пономарская, под иконописной палатой - больница для мирян.
В 1798 году здание перестроили под тюрьму, устроив здесь камеры-чуланы, где содержали заключенных, здесь же были «три покоя для дежурного офицера и казарма для караульных солдат». В 1838 году «острожный замок двухэтажный» надстроили третьим этажом.
Тюрьму на Соловках закрыли в 1903 году, и здание еще раз поменяло свое назначение. Здесь оборудовали больницу, а на верхнем этаже для лечившихся больных устроили церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Ее освящение прошло 24 октября 1906 года.
В лагерное время в Иконописной палате размещался лазарет. После закрытия лагерей здесь были и островной совет, и библиотека, и магазин с аптекой. С 2005 года здание передано Соловецкому монастырю. Сейчас здесь находятся: на 1-м этаже издательский отдел и в летнее время паломническая служба, на 2-м – просторная летняя паломническая трапезная, на 3-м – также в летнее время, общежитие для трудников.
Рядом с Иконописной палатой в 1619 году был построен кожевенный склад. При тюрьме он поначалу служил кладовой. В 1827 году его переделали в жилые покои для караульного офицера и нижних чинов воинской команды, а при них устроили цейхгауз и магазин.
В 1642 году была построена двухэтажная Портная (Чоботная) палата, где шили одежду и обувь, размещались караульщики Никольских ворот, некоторое время здесь была столярная мастерская.
Своим северным фасадом выходит в Северный дворик Рухлядный корпус, построенный в конце XVI века. В одностолпных палатах здесь находились рыбный амбар и склад для «рухляди» одежды, обуви и т.д. В Северный дворик выходят также окна Наместнического корпуса XVII века постройки, где проживала братия, и действовало несколько мастерских.
Самые поздние постройки двора возводились уже в начале XX века. В корпусе между Иконописной и Чоботной палатами размещались больничные кухня и столовая, операционная и помещения для врачебного персонала.
Рядом с Никольской башней находилась одноименная гостиница. На втором этаже Никольского корпуса в 1992 году была устроена домовая церковь, где проходили первые богослужения возобновленной обители. Кроме домовой церкви здесь сейчас разместились покои наместника монастыря и братская трапезная.
Многие монастыри были крепостями не только духовными, но и военными. Военная история страны неразрывно связана с историей монастырей. На протяжении веков они обеспечивали ее безопасность. Такие обители рассматривались властью как крепости государственного значения, в них содержались гарнизоны с военной командой.
Одним из стражей русской земли был Соловецкий монастырь. Крепость на островах начинает возводиться во время Ливонской войны. По указу царя Иоанна Грозного в 1578 году вокруг монастыря был устроен деревянный острог, а в 1582 по его же указу, позже подтвержденному грамотой царя Фёдора Иоанновича, началось строительство каменной крепости.
Начинал строительство «каменного города» вологодский зодчий – «городовой мастер» Иван Михайлов, продолжил его соловецкий монах Трифон Кологривов.
Основной массив крепости строился из местного природного материала – валуна Камни принесены на Соловки ледником со Скандинавского полуострова. Этот созданный природой материал придает особый колорит крепости – сооружению величественному и в то же время поражающему своей простотой.
«Летописец Соловецкий за четыре столетия», так описывает вехи строения величественной монастырской крепости:
«7092 (1584) года Великий Государь Иоанн Васильевич пожаловал в Соловецкий монастырь для поминовения опальных Новгородцев 753 человек 1100 рублей.
В сие лето … по Указу Великого Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича начато строение около Соловецкого монастыря каменной крепости для защищения от нападения Немецких и всяких воинских людей, часто угрожавших разорением оной обители, во близости границы Шведской находящейся. Оная крепость созидалась монастырской суммою и крестьянами в течение десяти лет. В сие же время на монастырское иждивение построен деревянный острог в поморском селении Суме, в расстоянии от монастыря на Юго-Запад во 120 верстах.
Игумену Иакову от Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича в Соловецкий монастырь жалования были следующие:
7092 (1584) года, в поминовение отца его блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, во иноцех Ионы 333 рубли 33 копейки, да на братию по рукам 68 рублей 7 копеек.
7093 (1585) года, на подмогу строения монастырской крепости пожалована последняя половина Сумской волости, со всеми деревнями, луговым тяглом и со всякими угодьями, также с принадлежащими к ней по морскому берегу и на островах соляными варницами и иные монастырские отъежжие службы. Сего же года пожалована четверть волости Умбы, со дворами, амбарами, мельницами, соляными варницами, рыбными и звериными ловлями, также с принадлежащими к той части лесами, пожнями, морскими тонями и лешими озерами и со всеми угодьями, с тамгою (таможенными пошлинами) в вечное владение.
7097 (1589) года по повелению Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича Русские воеводы с ратными людьми ходили с Соловков в поход на Каянских Немцев.
7098 (1590) года Финляндцы, приплыв из-за рубежа на судах рекою Ковдою, в числе 700 человек разорили многие волости, а именно: Ковду, Умбу, Кереть, и другие малые селения, и учинив многие опустошения напали на волость Кемь, а оттуда возвратились в свои места по реке Кемьи.
В тот же год к охранению Соловецкого монастыря по Указу Государеву присланы из Москвы нижеследующие ратные люди: Пан Севастьян Кобельский с 5 человеками Литвы, Стрелецкий голова Иван Михайлов Яхонтов с боярскими детьми, сотник Семен Юренев и 100 человек Московских стрельцов, к числу 500 прежде прибывших с Иваном Яхонтовым. Сии войска, простояв в монастыре всю осень, к зиме отправились на квартиры в волость Шую Корельскую, а Смирной-Щокуров с отдельным отрядом и Черкесский Атаман Василий Халетцкий с сорока человеками Серпуховских Черкесов (малороссийских казаков), возвратясь с похода на Каянских Немцов, годовали в Сумском остроге.
Сего же года пожаловано Великим Государем Феодором Иоанновичем две медных полуторных пищали, 4 бочки пороху, весом 50 пудов и свинцу столько же, также 4 пищали затинных, к ним пороху и свинцу до 12 пудов…
7100 (1592) года в монастырь пять затинных пищалей, а к ним ядер свинцовых 390, да железных 400…
7101 (1593) года… прибыли в Соловецкий монастырь ратные воеводы: Князь Андрей Романович и Князь Григорий Константинович Волконские, Стрелецкие головы: второй Акинфеев, Елизарий Протопопов, Третьяк Стремоухов, две сотни Московских стрельцов, 90 человек малороссийских казаков, и войска, состоявшие из Сербов, волошан, и Литвы; к умножению сих войск нанято монастырем 100 человек ратных людей из иных волостей. Сии воеводы, отправившись под Финляндский город Каяну, возвратились в монастырь с великою добычею.
7102 (1594) года Великий Государь Феодор Иоаннович, в поминовение царевны Феодосии, пожаловал в Соловецкий монастырь 500 рублей.
Того же лета присланы были в Соловецкий монастырь Воевода Иван Яхонтов с прочими начальственными особами для обозрения строющейся крепости и для собрания к оной в помощь людей из волостей, монастырю принадлежащих. В тот же год сия крепость строением была совершена. Она воздвигнута из диких неотесанных больших и средних камней, имеет одну Кругло-продолговатую стену, восемь высоких башен и восемь ворот. Стена внизу с бойницами, а вверху с окнами или амбразурами и проходом под крышею, мерою вокруг и с башнями 509 саженей трехъаршинных. Природное же местоположение около крепости придает ей и важность и красоту, особенно с двух сторон: с западной морскою губою, а с восточной глубоким и большим озером, которое называется Святым. А все сие огромное строение располагал и зодчим при оном был монах Трифон, постриженник соловецкий, уроженец поморского селения Неноксы. После кончины его в сем монастыре для поминовения за труды его записан он в синодик без выписки, доколе Святая обитель стоит».
Общая протяженность крепостных стен 1200 метров. Стены огораживают территорию в 4 га. Толщина крепостных стен у основания до 7 метров, их высота - от 6 до 11 метров, высота башен - 12-17 метров. Башни завешают шатры со смотрильнями, высота башни с шатром - 30 метров.Верхняя часть крепостной стены сложена из кирпича.
Крепость имеет форму вытянутого пятиугольника. По его углам поставлены 5 круглых башен, еще три башни находятся в пряслах крепости. Угловые башни вынесены за объем крепостной стены, что позволяет простреливать поверхность стены, затрудняя для неприятеля штурм крепости. Каждая башня имеет свое название. Угловые башни от Святых ворот (против часовой стрелки) называются: Прядильная (Стратилатовская), Белая (Головленкова), Архангельская, Никольская, Корожная, две башни - Квасоваренную и Поваренную - имеет пристенок, подход к монастырю со стороны моря защищает Успенская (Арсенальная) башня, включенная в западное прясло.Основное строительство крепости закончилось в 1596 году. Однако в начале следующего, века, она достраивалась. В 1614-1621 годах в состав крепостной стены было включены Сушило и пристенок с двумя башнями - Квасоваренной и Поваренной. Северная стена в 1614 году было усилено сухим рвом.
Прекрасную характеристику крепости дала архитектор О.Д. Савицкая в своей книге «Соловецкая крепость» (Архангельск, 2005): «Стены Соловецкой крепости, завершившие формирование монастырского ансамбля, несут в себе черты, определяющие особый – Соловецкий – круг архитектурных памятников, наследуя при этом общерусские традиции военного фортификационного и строительного искусства, а по художественному воплощению остаются единственным в своем роде, не имеющим аналогий сооружений древности. Высочайшее техническое мастерство, непревзойденный художественный вкус, изобретательность, свобода и независимость творческого мышления, вылившиеся в предельно ясную, простую композицию с четко отработанной функциональной схемой, выдвигают это сооружение в число величайших творений инженерного искусства и архитектуры».
Дважды Соловецкой крепости приходилось отражать нападение неприятеля.
Первый раз – в XVII веке, когда Соловецкий монастырь, единственный из монастырей, открыто выступил против реформ патриарха Никона. Обитель не приняла новопечатных книг, отказались монахи и принять нового настоятеля, присланного из Москвы. Для усмирения непокорных монахов в 1668 году на Соловки были посланы стрельцы. Сначала они сидели на Заяцком острове, контролируя главный подход к монастырю – Гавань Благополучия и стараясь «вразумить» монахов. В 1672 году стрельцы перебрались к стенам монастыря, число их увеличилось. Все монастырское имущество и постройки вокруг обители были сожжены. Но монахи твердо стояли за «старую веру». В 1674 году с прибытием нового воеводы начались активные боевые действия. У крепостных стен устроили щанцы, с них велся обстрел осажденных. Стрельцы подвели подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни. В декабре 1675 года они приступом пытались взять обитель, но атака была отбита. Крепость выстояла в открытом бою, показав все свои лучшие фортификационные качества, но была захвачена после того, как вышедший из монастыря монах указал стрельцам тайный проход под Сушилом. В ночь на 22 января 1676 года монастырь был взят.
Во второй раз крепость подверглась нападению в середине XIX века во время Крымской (Восточной) войны. В 1854–55 гг. в Белом море находилась англо-французская эскадра. 6(19) июля два английских пароходофрегата подошли к монастырю, 7(20) июля они 9 часов обстреливали его, выпустив более 1800 снарядов. Обитель, несмотря на скудость вооружения и отсутствия военного гарнизона - к тому времени в ней находилась лишь инвалидная команда, охранявшая заключенных, - организовала достойное сопротивление противнику. Умело были расставлены пушки по крепостной стене и на мысу перед монастырем, вдоль береговой линии врага из ружей обстреливали стрелки, на защиту обители вместе с инвалидной командой встали ее насельники, находившиеся в то время на острове миряне и даже узники тюрьмы. Защищали они свой град не только пулями и снарядами, но и молитвой – во время обстрела не прекращалось богослужение, по стенам обители ходил крестный ход. Силы были неравные: против 60 пушек на кораблях обитель имела всего 10 пушек несопоставимо меньшего калибра, но англичане не смогли ни склонить монастырь к сдаче, ни высадить десант, на даже нанести обители существенный материальный ущерб. Соловецкая крепость еще раз продемонстрировала свои фортификационные качества, выдержав ураганный огонь, который, по свидетельству командира английской эскадры, мог разрушить несколько городов средней величины.
Созидался монастырский град стараниями тысяч тружеников. Имена большинства из них известны только Господу. Осознавая, что трудятся в святом месте и созидают святыню, люди не стремились ни к почестям, ни к богатству, а славы искали лишь Божией. Работали на совесть, помня слова пророка Иеремии: «Проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер 48. 10). Искренне верующие люди во все времена трудились и трудятся с верою в то, что «дела их идут вслед за ними» (Откр 14. 13) и будут отмечены в вечности.
История не сохранила имен не только строителей, но и многих зодчих. Мы не знаем, под чьим руководством возводились Никольский и Филипповский храмы, колокольня, мельница, келейные корпуса и другие постройки. Зодчих известно немного. Среди них создатели Успенского Трапезного комплекса и, предположительно, Спасо-Преображенского собора новгородцы Игнатий Салка и Столыпа, архитекторы крепости «городовой мастер» из Вологды Иван Михайлов и постриженик Соловецкого монастыря монах Трифон (Кологривов) из поморского села Ненокса, а также архангельский губернский архитектор А. Шахларев, по проекту которого возводился Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Имена этих зодчих навечно вписаны в историю монастыря.
Каждое новое здание в монастыре возводилось по благословению и попечением его настоятелей.
Деревянный ансамбль монастыря возводился при игумене Ионе I (середина XV века). Святитель Филипп (1548–1566) начал каменное строительство. В годы его игуменства в обители появились Успенский трапезный комплекс, Спасо-Преображенский собор, Сушило, несколько каменных келейных корпусов. При преподобном Иакове, который руководил обителью с 1581 по 1597 годы, завершилось строительство Никольской церкви, возводилась крепость, началось строительство церкви Благовещения.
Игумен Исидор (1597–1604) завершил начатое своим предшественником строительство надвратной Благовещенской церкви, при нем устроены галерея-переход центрального двора и каменная мельница. Стараниями преподобного Маркелла, бывшего игуменом в 1639-1645 годах, возведена Портная (Чоботная) палата. При архимандрите Досифее I (1761–1777) возводится колокольня. А при настоятеле Ионе II (1796–1805) под ней устраивается библиотека, также строятся церковь святителя Филиппа с больничными кельями и трапезная для богомольцев напротив Келарской палаты.
Стараниями архимандрита Мельхиседека (1857-1859) начато строительство Свято-Троицкого Зосимо-Савватьевского собора и церкви преподобного Германа.
Завершил их строительство архимандрит Порфирий (1859–1865), при нем также был устроен придел во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы на сводах церкви святителя Филиппа, построен Просфорный корпус, возведен 3-ий этаж Портной (Чоботной) палаты, под стенами обители на Святом озере появилась гранитная набережная.
Так век за веком формировался монастырский град. Каждое здание вписывалось в уже существующий ансамбль, дополняя и украшая его. Постепенно созидался неповторимый, отличный от всех других, облик Соловецкой обители, который так дорог каждому русскому сердцу.
На берегу Святого озера находится каменная кузница, построенная в XVII веке. Здание неоднократно перестраивалась, в 1841 году был возведен второй этаж с кельями для проживания кузнецов и слесарей.
В этой же стороне находятся двухэтажный Луковый корпус, в котором жили богомольцы-вкладчики, напротив – Никольский корпус, выстроенный в 1896–1897 годах для проживания богомольцев-трудников, затем скотные дворы, каретный сарай, валунный погреб для хранения мяса, здание кухни, чуть подальше – здание гончарного завода.
Наиболее интересно в этой группе построек здание монастырского училища, построенное в 1860 году. В этом здании размещалось училище для мальчиков-трудников, открытое при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии I, который считал своим долгом «заняться образованием ума и сердца этих детей для их собственного счастья и блага».
К северу от монастыря сохранились валунная белецкая баня (для трудников и паломников обители) 1717 года, здание кожевенного завода ХVIII века, две смолокурни ХIХ века.
Вблизи от моря, рядом с монастырем, находятся три монастырские гостиницы XIX века: Архангельская, Преображенская и Петербургская.
В течение веков на Соловках создавался уникальный комплекс гидротехнических сооружений.
Еще в середине XVI века, при игумене Филиппе, начала складываться система каналов, которая сегодня насчитывает 242 межозерных соединения, в том числе и систему судоходных каналов, протяженностью около 12 км, по строенную «по старым Филипповским протокам» в начале ХХ века под руководством монаха Иринарха (в миру Мишнев Иван Семенович, из крестьян Вологодской губернии), очень талантливого инженера-самоучки. Путешествие по каналам и озерам оставляет незабываемое впечатление. По замечанию одного паломника прошлых веков, «описывать здешние озера невозможно… в их красоте Бог явил величайшее из чудес своих». Всего на Соловецких островах более 500 озер.
При игумене Филиппе от моря валунной дамбой отделили небольшой залив, где были устроены садки, получившие название Филипповских. Они предназначались для содержания выловленной в море рыбы. Погода не всегда благоприятствовала рыбной ловле и монахи вынуждены были запасаться рыбой впрок. Эти садки с успехом использовались и в XIX веке.
В начале XVII века на территории монастыря была построена водяная мельница, которая работала на одном из трех каналов, идущих из Святого озера в море. Мельница много раз усовершенствовалась. Здание мельницы и в настоящее время сохраняет свой первоначальный облик. Это самая нарядная в монастыре хозяйственная постройка.
Во второй половине ХIХ века была сооружена дамба - грандиозный каменный мост, соединивший острова Соловецкий и Большая Муксалма. Его протяженность 1200 м, ширина от 6 до 15 м и высота около 4 м. В дамбе имеются три арки для прохода карбасов и воды во время приливов-отливов.
Руководил строительством монах Феоктист (в миру Соснин Федор Иванович, крестьянин Холмогорского уезда Архангельской губернии). Под его же руководством строилась набережная Святого озера, обустраивалась гавань, был расширен и углублен сухой док (1880–1881).
Сухой док был сооружен на канале, идущем из Святого озера в море, в 1799–1801 годах для ремонта и строительства судов. При его заполнении и осушении использовалась разница уровней между Святым озером и морем. Настоятель монастыря архимандрит Досифей отмечал, что «по выгодности местоположения и способности сей верфи многие знатоки свидетельствуют, что еще подобной нигде не находится». В 40-е годы ХIХ века док был усовершенствован по плану монаха Григория, а в начале 80-х годов, как сказано выше, расширен и углублен. Начальники Архангельского порта, присутствовавшие при открытии нового дока, дали ему очень высокую оценку.
На канале находился и не сохранившийся до наших дней лесопильный завод, уникальный в том смысле, что почти не требовал обслуживающего персонала.
В 1912 году на этом же канале была построена гидроэлектростанция. Все эти сооружения неизменно вызывали удивление приезжающих, а соловецкие монахи, видя его, с гордостью говорили: «Гавань, доки… всё мужицкие головы задумали, да мужицкие руки сделали». Эти замечательные сооружения - памятник множеству известных и безвестных русских умельцев – и сегодня поражают и восхищают своими грандиозными масштабами и техническим совершенством.
Публикуется по: ГРАД МОНАСТЫРСКИЙ. Центральная усадьба Соловецкого монастыря.
Иллюстрированный путеводитель. Соловецкий монастырь, 2012. 68 с.
Автор текста: Анна Петровна ЯКОВЛЕВА
Фотографии: мон. Онуфрий (Поречный), М. Скрипкин, В. Нестеренско, С. Потехин