Географическое расположение и природа островов Соловецкого архипелага

Фокина Т.Л. Макарьево (Хутор Горка) – пустынь, скит, усадьба и сад на Соловецких островах

17 марта 2012 г.

Дорогие путешественники по Соловкам!  В глубине острова Большой Соловецкий, в 4-х км на север от посёлка, среди леса, есть замечательный оазис – Ботанический сад Хутор Горка. Это место также называют Макарьевская пустынь (либо Макарьева пустынь, Макарьево), т.к. в 1822 настоятелем Соловецкого монастыря  Макарием там было основано место уединения – были построены 2 кельи и часовня.

Местечко оказалось удивительным. В удалении от моря там стихал резкий ветер, напоминая о нём только шумящими кронами высоких деревьев, с вершин холмов  открывались чарующие виды – озёра, берег моря, монастырь, лес. Склоны холмов удивительным образом все обращены на юг или юго-запад. Усевшись на таком участке, можно поглощать тёплые лучи северного солнца.

Растения, произрастающие в Макарьвской пустыни, также чувствуют тепло и щедрость этого необычного места. С XIX  века здесь сложилась коллекция разнообразных растений. Их сажали монахи исторического монастыря, работники лагеря особого назначения, затем энтузиасты советского времени. С 1975 года и сейчас  сад является отделом Соловецкого музея-заповедника. С 1988 по 2002 годы я руководила этим отделом, за исключением 1998–2000 годов, когда была директором музея-заповедника.

Привожу статью о саде, опубликованную в сборнике «Русская усадьба» (с небольшими сокращениями). Будет интерес и терпение, почитайте. Более популярные материалы по саду и фотографии постараюсь разместить позже.

Поселения монастырского периода на территории Соловецких островов (1436–1920 годы), находящиеся за пределами центрального  архитектурного комплекса монастыря (теперь – поселка Соловецкий Архангельской области с ансамблем Соловецкий Кремль), относятся к трем основным группам – это пустыни, скиты, рыболовные и зверобойные тони.

Образование пустыней было связано со стремлением ухода от житейской суеты в наиболее красивые природные места – «на безмолвие». Здесь человек учился жить в полном уединении как часть окружающей природы. В скитах и тонях, одновременно с поддержанием монастырского уклада жизни, развивалось какое-либо хозяйство на основе природопользования, что позволяло обеспечивать потребности монастыря. Иногда скит превращался в самостоятельный комплекс со своим управлением.

Поселение в районе Макарьево, или Хутор Горка,  прошло разные этапы формирования. Здесь на незначительном пространстве (12–15 га)  удалось соединить между собой хозяйственную деятельность и возможность постоянного общения с природой. Художественно-философская идея формирования этого комплекса, его пространственная организация и краткая история  архитектурно-планировочного ансамбля представлены в работе В.А. Агальцовой и Л.М.Фурсовой [1]. В настоящей статье мы приводим историю использования этого участка и результаты его изучения, а также предлагаем концепцию дальнейшего развития здесь Ботанического сада музея-заповедника.

Макарьевская пустынь, или Макарьево, была основана в очень живописном месте, среди озер и холмов, покрытых лесом. Расположение этих холмов оказалось исключительно удачным для освоения их человеком. Три холма имеют вытянутые пологие вершины, соединяющиеся между собой с полуовал. В распадках между холмами имеются естественные террасы, а аткже пологие и хорошо освещаемые склоны, на которых развивался сад.

Крутые склоны холмов, образующие естественное ограждение участка снаружи, с севера, востока и запада, защищают это место от суровых северных ветров.  Наиболее освоенный центр территории, площадью 5 га, где расположены сад, основные памятники строительства и луга, имеет форму саней с подлокотниками и наклонной спинкой, на которых полулежа можно устремиться в южную сторону.

Местность «у озера Перто» (на монастырских картах – Нижний Перт, на более поздних – Хуторское), которую настоятель Макарий выбрал в 1822 году для строительства келий, возможно, была освоена в предыдущие века.  Один из первых каналов монастыря, построенный в конце 15 века, соединял озеро Нижний Перт с озером Мельничным. На канале между озером и морем работала первая монастырская мельница, использующая энергию воды [2]. Кроме того, как показали ихтиологические исследования, в озере Нижний Перт встречается несколько ценных видов рыб, которых переселяли туда с материка в прошлые века, возможно, с XVI века [3]. На берегу озера обнаружены неисследованные фундаменты.

Живописная природа с благоприятным климатом способствовали быстрому освоению и развитию местности, которая менялась на протяжении своей истории в соответствии с изменением ее функций. Особенности микроклимата и освоения территории  кратко освещены в работе Т.Л. Фокиной [4].

Макарьевская пустынь оставалась пустынным местом всего около 30 лет. Позже рядом с ней стало развиваться небольшое производство – воскобелильный и свечной завод.  В это время пустынь функционально превращается в скитское хозяйство монастыря и иногда называется Пертозерским скитом [5]. Однако, это название встречается очень редко, и местность до 1920 года в монастыре, по-прежнему, называли Макарьевской пустынькой, Макарьево, либо Хутор Горка в соответствии с ее рельефом. Последнее название вовсе не характерно для монастыря, поэтому современные исследователи долгое время относили его к периоду Соловецкого лагеря особого назначения.

Однако, историк Ю.М Критский обнаружил, что его употребляли уже в 1866 году: «Часовня Александровская во имя князя Александра Невского деревянная на горе Хутор Горка» [6]. Скорее всего, это название употреблялось до строительства Александровской часовни (1854 г), но архимандрит Александр переименовал гору в соответствии с посвящением часовни – Александровская. Тем не менее, название Хутор Горка прочно укоренилось для всей усадьбы и употреблялось  при всех ее хозяевах. Местные жители называют так территорию и сейчас, а при деятельности лагеря особого назначения местность именовали по известной аналогии «Хутор Горки» или сокращенно «Горки».

О действии в Макарьевской пустыни «воскобелильного и свечного завода», как и о развитии сада, в известной нам литературе имеются лишь отрывочные сведения. Поскольку процесс производства воска всегда вызывает большой интерес у посетителей, приводим здесь сведения о нем.

На выровненной террасе были установлены длинные столы с натянутым поверх досок холстом. «На громадных деревянных столах лежит воск, превращенный в тонкую стружку… Воск, пролежавший некоторое время на солнце, перетапливается снова, потом стружат его и опять кладут на те же самые столы…, пока солнце не выбелит их воск самым безукоризненным образом» [7].

Известно, что монастырь отказывался от применения известных тогда технологий с химическими добавками, которые могли укоротить процесс. Он придавал самое большое значение воздействию природных факторов – солнца и воды: «Нет здесь никаких наших химических приспособлений для ускорения беления воска, нет здесь и фальсификации никакой… Мать природа белит у иноков воск. Иноки не торопятся, потому что дело не коммерческое, а все делается для Божьего храма» [7]. Такое отношение к производству позволило сохранить красоту местности, которая всегда оставалась ухоженной усадьбой.

Ее образцовая чистота  и произрастание не характерных для севера растений поражали путешественников:  «При устройстве садика две почти непреодолимых трудности нужно было побороть пустынникам – почву и климат. Чтобы что-нибудь посадить на такой почве, нужно прежде всего убрать громадные камнища, а на место их наносить хорошей земли. Какой же, спрашивается, требовался гигантский труд, чтобы расчистить почву приблизительно на пространстве 200 кв. сажень? Соловецкий инок не знает преград. Камни собраны, из них сложена высокая ограда, кажется с одной стороны. На место камней наношена хорошая земля. Возделанный таким образом участок разбит на меньшие участки. На них посажены различные растения. Здесь растет малина, черная и красная смородина, клубника. Все подчищено, подвязано, всюду правильные дорожки, тщательно посыпанные желтым песком. Идешь и невольно забываешь, что это далекий и неприглядный нам родной север» [7].

Нахождение в пустыни воскобелильного завода способствовало  развитию сада, т.к. горячая вода, освобождавшаяся после растапливания воска, использовалась для обогрева почвы, на которой выращивали требовательные к теплу культуры, обогревались плодовые и цветочные оранжереи [8].

Усадьбу Макарьево стали посещать наиболее именитые путешественники и гости монастыря. Их привозили туда на лошадях, угощали чаем с белым хлебом, рассказывали о производстве, о природе. Одновременно Макарьевская пустынь продолжала служить местом временного отдыха настоятелей. Для этого здесь в 1859–1962 годах был построен мощный двухэтажный дом из лиственничных бревен с балконом и тамбуром. Тамбур расположен в восточной части его южного фасада и к нему ведет дорога от территории воскобелильного завода по склону холма: «при воскобелильне дом, устроенный для временных посещений настоятеля» [9].

Для его строительства были привезены лиственничные бревна, которые вымачивали в морской воде в течение 5 лет. Выбор самого прочного строительного материала, который не встречается в других жилых постройках монастыря, свидетельствует о намерении его перспективного использования. По-видимому, строительство дома и новое развитие сада было определено Программой архимандрита Александра, направленной на прославление и развитие монастыря после того, как он успешно выдержал  обстрел английской эскадры в 1954 году, в период Крымской войны.

Перед домом архимандрита, с южной стороны, сохранились два прямоугольных участка, оформленных кустарником ещё в XIX веке, симметрично расположенных по обе стороны от дороги [1]. Эти участки неодинаковы по размерам, находятся на разных высотах и заложены они были, по-видимому, не одновременно. На плане 1888 года можно угадать только один такой участок, занимавший всю территорию перед окнами  дома  [10].

Скорее всего, при посадке розы морщинистой вдоль дороги и сирени венгерской перпендикулярно к ней, в конце XIX или начале  XX века, решено было соблюсти симметрию и пришлось подвинуть дорогу от уклона в западную сторону, подрезав холм с террасой и садиком. Дорога, которая огибала дом с восточной стороны, была перенаправлена к южному входу. Ранее через  него можно было сразу попадать в садик, окруженный цветущими кустарниками, с клумбами в центре. Восточный вход в дом имеет следы перепланировки, но до настоящего времени весь  дом не исследован.

Здесь  мы еще раз отвлечемся к описанию природных особенностей Макарьево, так как оно имеют большое значение для восстановления и статуса современного сада. Попытка выполнить перед домом архимандрита два симметричных участка вместо одного, оказалась не очень успешной. В отличие от западного прямоугольника из цветущих кустарников, в восточном прямоугольнике не удалось создать такие же цветники, ряд сирени выглядит всегда  угнетенным, а еловый лес и поросль местных лиственных пород быстро его заглушают.

Объяснение мы находим в работе почвоведов, которая говорит нам о разном геологическом происхождении  и составе почв этих двух, хотя и симметричных, но разных по высоте над уровнем моря, террас. Из нее следует, что более низкая терраса была занята в период таяния ледника озерно-ледниковым водоемом, образовавшимся у его края [11], а верхняя – ледниковой мореной. Дорога же, которая оказалась на месте срезанного холма, весной всегда оказывается непроезжей и труднопроходимой из-за вязкой глины, которая вскрыта в результате ее устройства.

Сочетание удивительно разнообразных растительных сообществ на Соловецких островах, обусловленных микроклиматом участков и их происхождением, наглядно проявляется на территории усадьбы Макарьево. Только содружество природы и человека может позволить воссоздать  исторические традиции и дать новое развитие местности как ботанического сада, природного и культурного памятника. Нарушение природных закономерностей повлечет непоправимые утраты.

Среди удивительных и необычных построек усадьбы Макарьево – деревянная безымянная часовня вблизи «Дачи архимандрита», валунный погреб, каменная лестница. Маленькая часовня построена была, по-видимому,  одновременно с основной планировкой участка у дома настоятеля. На литографии 1884 года она видна южнее садика, куда мог выходить архимандрит. Возможно, часовня была перенесена с указанного холма на восточную сторону от дома после перепланировки садика. Здесь сохранился ее нижний ярус. Это одна из самых маленьких известных в России часовен площадью всего 4 квадратных метра [12]. На небесах ее сохранились остатки масляной росписи очень необычного сюжета с ликами в виде небесных светил.

Необычным оказался и валунный погреб в монастырской усадьбе Хутор Горка. В отличие от других подобных построек монастыря, встречающихся на Соловецких островах, его устройство учитывало специфику развивающейся здесь деятельности. Он был устроен у холма, рядом с домом воскобелильного завода в конце XIX века и служил, видимо, для хранения рыбы, выловленной в ближайших озерах.

Состоит из двух отсеков, разделенных кирпичной стеной. Западный отсек, более крупный, служил ледником (в него можно было поместить более 50 тонн льда), а восточный (правый) – колодцем. При таянии льда вода постепенно сливалась в технический колодец через небольшое отверстие в нижней части кирпичной перегородки. Подъем воды выполняли с помощью встроенного в свод колодца крюка. Талую воду  можно было использовать для полива находящихся рядом посадок или для производства. Версию о нахождении колодца внутри погреба высказал работник сада Е.Быков. Погреб требует специального изучения и реставрации. На территории найдены основания еще не менее трех погребов.

Колодец с питьевой водой был устроен в нескольких метрах от описанного погреба, перед ним. Он виден на фотографиях рубежа 19–20 веков. Подъем воды выполнялся там с помощью приспособления «журавль».

Указанная каменная лестница на гору Александровскую построена, видимо, не в один прием. Частично в ней использован природный камень. Некоторые ступени представляют собой просто подобранные по размеру и форме местные камни и не имеют следов обработки, другие незначительно обработаны или устроены из кусков привозного белого камня. Здесь мы снова видим стремление поселенцев Макарьевской пустыни не создавать контраста с окружающей природой, а облагораживать и благоустраивать местность, используя то, что природа без ущерба могла дать человеку.

С юго-западной стороны сад защищен холмом, который называют Поклонной горой (название не удалось подтвердить историческими источниками). Во второй половине XIX века на горе установлен деревянный восьмиконечный поклонный крест, сохранившийся по сей день. Этот крест отмечен уже на плане территории 1888 года [10], а на литографиях конца девятнадцатого столетия видно, что он возвышается над кронами деревьев. Это значит, что лес вокруг креста был вырублен. Сохранившиеся исторические фотографии указывают и на то, что крест был отремонтирован при монастыре в конце 19 или начале 20 века. Это единственный полностью сохранившийся подлинный поклонный крест на Соловецких островах. Исследован архитектором Г.Г.Кожокарь.

Учитывая рельеф местности, необходимость использования обширных склонов, в период развития монастырской усадьбы были успешно применены методы террасирования склонов. Искусственные террасы разных размеров применены, как минимум, в четырех местах Макарьево. Некоторые из них уже к середине прошлого века заросли лесом.

В 1986–1992 годах, после вырубки густо растущих осин и берез 30–50-летнего возраста на Александровской горе, нам открылась планировка участка и его разбивка на гряды. Пологий склон, служивший в XIX веке для  посадок и разбивки сада, представляет собой прямоугольник с незначительным уклоном юго-западной экспозиции и крутыми откосами. По периметру прямоугольника с трех сторон проложена пешеходная дорожка, а с четвертой, южной, стороны в 1993 году обнаружена дорога шириной более 3-х метров, ведущая от центральной дороги сада, и округлая площадка, которой эта дорога завершается (последняя, видимо, служила для разворота телеги). С двух сторон этого участка были выявлены и расчищены от дерна подпорные стенки из 1–2 рядов камней и валунов. На стыке этих стенок угол имеет скос, оформленный двумя ступенями из местного камня. 

Весь разработанный участок разделен на идеально прямые гряды шириной по 1,5 м с междурядьями по 0,5 м. К разворотной площадке и лесу примыкают 5 относительно коротких гряд (14–16 метров), а севернее коротких гряд расположено 5 длинных гряд вдоль всего прямоугольного участка горы (более 30 метров). Эти гряды тянутся вдоль центральной тропы, ведущей по гребню холма к ее вершине с часовней, с южной стороны от нее. На север от этой тропы гряды были расположены перпендикулярно к ней и грядам южной стороны. Несколько крайних гряд использовались в 40-е – 50-е годы XX века и были соединены в сплошной огород.

Не менее интересные террасы обнаружены нами в 1996 году. Они проходят через весь большой луг в северо-западной части сада ниже ряда сирени. Эти террасы удалось заметить только во время резкого таяния снега, когда не успевший растаять снег лег ровными полосами поперек склона в углах ступеней.  Ступени имеют ширину 120–122 см, а длину более 50 м. Они не имеют четких различий между насыпью (грядой) и междурядьем, как на Александровской горе. Здесь каждая нижняя терраса упирается в вертикальный срез более верхней террасы так, что склон имеет форму лестницы.  Часть ступеней нарушена более поздними перекопками под школьные парники и широкие гряды (1959–1969 гг).  Такой же формы, но других размеров – более широкие, устроены террасы на холме у валунного погреба, а также на пологих склонах с посадками сосны сибирской и яблонями. Думаем, что все террасы следует относить к периоду деятельности монастыря.

Все посадки растений в Макарьево монастырского периода представляют интерес  для ботаников,  экологов и историков. Кроме того, все они овеяны легендами об их происхождении.

Роза морщинистая, которая высажена перед домом архимандрита, в христианстве ассоциируется с образом богоматери /13/. Цветет она очень крупными для данного вида немахровыми красными цветами, на кустах созревают не менее декоративные крупные плоды, богатые витаминами. Некоторые отличительные черты этих роз говорят о том, что в Макарьвскую пустынь была завезена садовая форма розы морщинистой,  известной в культуре с XVIII века. Родина растения – Дальний Восток, но в книге П.А. Богуславского этот вид розы назван гималайской. Возможно, это название сорта, привезенного из горных районов Азии. Автор передает легенду о том, что семена «гималайской морщинистой розы» присланы в подарок Соловецкому настоятелю с Тибета Далай-ламой» [14].

Рядом с ровной площадкой воскобелильного завода посадки яблонь и сосны сибирской были сделаны рядами вдоль столов для отбеливания воска на семи террасах пологого склона. На второй и третьей террасе от места установки столов для отбеливания воска, в настоящее время растут ирга круглолистная, черемуха виргинская и обыкновенная. Скорее всего, ирга и черемуха виргинская высажены в 30-е годы на ступени, где также были до этого ряды яблонь (сохранились следы этих посадок и некоторые крайние экземпляры).

еремуха обыкновенная высаживалась при монастыре во многих скитах, в том числе и в Макарьево. Яблоня – наиболее характерное растение монастырей, так как оно связано с образом рая на земле. Культурные виды яблонь вырастить в условиях Соловков не удается. Монастырь применил дикие сибирские виды.  Ряды из трех видов диких яблонь (а в 60-е – 70 е годы XX века их было более 30 экземпляров [15]), расположенных в разных направлениях,  создавали неповторимую красоту в момент их обильного цветения белыми и розовыми цветами. Эту красоту дополняло в разные сезоны цветение черемухи и липы. К сожалению, о происхождении яблонь никаких сведений найти не удалось. В последние годы яблони сильно пострадали под тяжестью снега, большинство их пришлось выпилить.

Ряд сосен сибирских на одной из террас вдоль столов для беления воска (параллельно рядам яблонь) прерывается одним экземпляром липы манчжурской, а южнее переходит в небольшую рощу. Первое описание этих посадок сделано Соловецким обществом краеведения в 1927 году [16]. В это время зафиксировано 46 «кедров» на Хуторе Горка, посевы которых автор относит ко времени активной деятельности архимандрита Александра, а именно, к 1856 году. На всех деревьях наблюдалось семеношение. Последующее изучение указанных посадок сосны сибирской в 1970 году с помощью взятия кернов и подсчета годовых колец на пнях позволило отнести посев рощи и аллеи к 1873–1879 годам. При этом, исследователями было обнаружено лишь 36 деревьев.

Большинство деревьев было спилено в военные или послевоенные годы, лишь один кедр срублен в 60-е годы [17, 18]. В приходно-расходных книгах монастыря 1881 года найдена запись о приобретении “кедровых деревьев на 35 рублей” – сумма по тем временам немалая, но количество деревьев и места посадок не указаны /19/. Сейчас в саду осталось 31 дерево. Одно из них повреждено  ввиду слома ствола. Литературные данные и сохранившиеся фотографии позволяют придти к выводу, что сосны сибирские, являющиеся символом верности христианству, были высажены в Макарьевской пустыни минимум дважды <Зимой 2010–2011 годов ветром сломало сразу 5 кедров>.

Вдоль центральной дороги сада хорошо сохранились рабатки бадана толстолистного – декоративного, лекарственного и технического растения. Они прерывались только в местах, ведущих к какой-либо монастырской постройке. По этим разрывам нам удалось найти некоторые из фундаментов, находившихся рядом с дорогой. В частности, был найден фундамент кельи настоятеля Макария у поворота аллеи от входа к террасе воскобелильного завода.

В соответствии с найденной фотографией XIX века с изображённой на этом месте деревянной  постройкой с большими воротами, обращёнными к аллее, дом считали конюшней. Исследование фотографии ООО «Русский сад» показало, что это была жилая изба с конюшней. На втором этаже с мезонином, выходящим в огороженный садик, очевидно, располагалась келья. От обратной от аллеи стороны дома дорога поднималась к часовне. 

Таким образом, сад в Макарьевской пустыни развивался постепенно, одновременно с небольшим хозяйством монастыря. Планировка некоторых посадок и деталей садового ландшафта были привязаны как к расположению производственного участка, так и к рельефу местности. Во второй половине XIX века сад в Макарьево интенсивно развивается в отношении увеличения разнообразия посадок, применения закрытого грунта, расширения цветочного оформления [8].

Декоративное растительное оформление территории и одновременная посадка экономически важных растений для их испытания в условиях северного климата, были неотъемлемой традицией Макарьевской пустыни. Выращивание экзотических культур в оранжереях или парниках, а также под открытым небом, служило для показа посетителям и гостям. Удивительно то, что присутствие производства не превращало местность в унылый хозяйственный участок, а содержалось в привлекательном виде вместе с прилежащим садом, культовыми и жилыми постройками.

Среди описаний Макарьевской пустыни путешественниками, есть упоминание о содержании пчел на Александровской горе и у дома архимандрита. «Мед с Александровской горы прозрачен и вкусен. Воск тоже чист и бел» [20]. В июле 1923 года совхозом «Соловки» в саду на Хуторе горка было обнаружено 4 роевни и 2 рамочных улья [21]. Это подтверждает традиции данной местности к испытанию здесь экзотических, не характерных для северных широт, способов хозяйствования, которые не имели производственного назначения, но применялись ради интереса к новому и для показа «соловецких чудес». Трудности в разведении пчел подтверждены современными опытами подобного рода, не увенчавшимися успехом.

Одновременно рядом с садом, в окружающем лесу, в 80-е – 90-е годы были обнаружены и частично расчищены дороги, которые оказались тесно связанными с историей и жизнью  всего комплекса Макарьево. Эти дороги позволяли поселенцам пустыни, скита, хозяйственного комплекса и сада сохранять тесную связь с окружающей природой, ежедневно помнить о первоначале полученных благ на земле. Планировка этих дорог и их связь с усадьбой Макарьево  исследована ООО «Русский сад» [1].

Одновременно, в своей деятельности в Макарьево, монахи старались испытывать разные культуры, выписывали новые для своего времени сорта, завозили на острова перспективные сорта и виды растений, которые использовали в сельскохозяйственном производстве, для лечения заболеваний, а также просто для красоты и для души [4, 22]. 

После ликвидации монастыря, к сожалению, работы в саду проводились без какого либо плана. Последние древесные посадки до передачи сада музею-заповеднику были сделаны в 1936 году. В период деятельности Соловецкого лагеря в Даче архимандрита жил заместитель начальника Управления Соловецкими лагерями особого назначения Эйхманс.

В 1929 г., 20–23 июня, здесь обедал и ночевал А.М. Горький, посетивший Соловецкие острова с известной проверкой условий СЛОНа. На месте воскобелильного завода тогда уже стоял другой бревенчатый дом – «Комендатура», используемый теперь под сторожку. Здание воскобелильного завода, видимо, сгорело, так как на его месте обнаружено много пепла. Территория Хутора Горка тщательно охранялась, на воротах стоял часовой. Заключенных приводили туда на время работы.

В период действия на Соловках лагеря принудительного труда, Соловецким обществом краеведения, состоявшим из заключенных, на островах по дороге к поселку Реболда, были заложены два дендропитомника у Зеленых озер (15 км от поселка) и 3 питомника у озера Варваринское. В отчете, направленном агрономом В.Дегтяревым, директору БИНа им. В.Л. Комарова И.В. Палибину, указывается, что некоторые растения высажены в «Горках» [23].

В рядах розы морщинистой и рядом с ними, а также вдоль центральной дороги и по периметру сада растут высаженные при лагере особого назначения лещина обыкновенная, акация кустарниковая, черемуха обыкновенная, вишня пенсильванская, клен остролистный, боярышник кроваво-красный, липа мелколистная, пихта сибирская, псевдотсуга тиссолистная, акация желтая, курильскиий чай и другие [24]. Аллея лиственниц из 78 сохранившихся деревьев  высаженная, по-видимому, в 1935 году, стала центральным звеном в планировке усадьбы, имеет вид стройный и торжественный.

Во время деятельности лагеря особого назначения в саду были установлены входные ворота. В монастырский период они стояли на дороге в районе Исаково. Об этом свидетельствует надпись, сделанная на плахе, найденной во время разборки ворот (внутри обшитых досками столбов) в 1985 году (осн. Фонд 7271). В том же тексте указано, что ворота ставили заключенные Михайлов Иван Николаевич из Пермской губернии и Шукан Фадей Михайлович из Белоруссии (Бородино). Они же ухаживали за саженцами, которые сажали в 1935–1936 годах осенью.

Посадки, произведенные на Хуторе Горка во время деятельности лагеря, являются памятью о трагической судьбе невинных заключенных, напоминанием о том, что стремление к красоте и познанию нельзя было задушить даже у обреченных на гибель людей, живших в тяжелейших условиях.

Дальнейшая судьба сада нами уже была кратко представлена /4, 22/. Многие посадки лагерного и монастырского периода сохранились в саду, несмотря на многолетнее отсутствие ухода за ними.

В 1960 г. в саду проведена первая инвентаризация древесных растений, зарегистрировано 38 яблонь, 81 лиственница в аллее, 35 «кедров». Территория поставлена на учет как Ботанический сад 19 века республиканского значения Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327. В 1969 году проведена вторая инвентаризация деревьев и составлен план посадок [15].

С этого же года историческая территория с садом снова оказалась бесхозной, хотя туристический маршрут проходил через нее и использовался Советом по туризму. В течение нескольких лет быстро заросли порослью культурные посадки, с таким трудом расчищенные соловецкими школьниками, а также привлеченными студентами и специалистами.

Сад все больше волновал общественность, учителей Соловецкой школы, экскурсоводов, журналистов, специалистов. В прессе появилось много публикаций с такими названиями: «Гибнет сад», «Цвести ли саду на Соловках?», «Сохранить сад на Соловках!» За сохранение сада выступили в печати учитель биологии Соловецкой школы Л. Аксенова, директор института леса и лесохимии А.С. Синников и директор Главного Ботанического сада академик Н.В. Цицин. Они обращались к читателям прессы и в администрацию Архангельской области с просьбой обратить внимание на сад. Об этом вел переписку с областной администрацией и агроном В. П. Черепанов, живший на Соловках в те годы, увлеченный интродукцией сосны сибирской [25].

В марте 1972 года участок с садом передали Соловецкому лесничеству Архангельского лесхоза. Работники лесничества смогли провести небольшую работу по расчистке сада от мусора, частично ее огородили. Однако, в течение 8 последующих лет постройки служили базой отдыха местных организаций, территория почти не обрабатывалась, хотя сад формально в 1974 году перешел в ведение вновь созданного Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (СГИАПМЗ). 

Эта территория была включена в список памятников музея-заповедника под названием «Исторически сложившийся дендрарий Хутор Горка (бывшая Макарьевская пустынь Соловецкого монастыря)», а в Списке памятников, прилагаемом к «Положению о музее-заповеднике», она продолжает числиться как «Ботанический сад XIX века».

С 1979 года  СГИАПМЗ возродил интродукцию растений на территории, сад вошел в список ботанических садов России с 1982 года. В 1988–1997 годах была взята на учет и вновь расширена коллекция растений. В разные годы музейного периода коллекция составляла от 40 до 500 видов и сортов (в настоящее время  около 250). В литературе имеется лишь одна работа по описанию состава и структуры коллекции древесных интродуцентов Хутора Горка  [24].

Несмотря на создание на территории ботанического сада,  специалистов, соответствующих указанному статусу территории, особенно научных работников, в саду часто вообще не было. Это связано со спецификой  СГИАПМЗ как учреждения культуры, с отсутствием системы государственного управления ботаническими садами в составе МК РФ. Для государственного управления Музейным комплексом, содержащим Ботанический сад,  необходим межведомственный комитет на базе Министерства культуры РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства образования и Академии наук России. Такой комитет мог бы взять под свой контроль не только сад, но и все природные территории Соловецких островов, а также музеев-заповедников, имеющих аналогичные объекты.

Крупнейший мировой ботаник академик В.Н. Тихомиров был обеспокоен состоянием уникального сада на Соловках и написал об этом письмо в администрацию Архангельской области в 1997 году, однако никакой реакции на него не последовало. 

Поскольку восстановление исторического комплекса должно быть основано, прежде всего, на выявленных особенностях территории,  приводим их на основе изложенного материала. Специфика историко-культурного и природного комплекса бывшей Макарьевской пустыни, на наш взгляд, состоит в следующем:

1. Использованы природные особенности местности – микроклимат, живописный рельеф, южные склоны, сложное переплетение холмов, естественные террасы, защищенные от ветров, разнообразие почв;

2. Использованы особенности видовых пространств, открывавшихся с вершин холмов;

3. Постройки тесно связаны с рельефом и окружающей природой;

4. Развитие производства и сада шло одновременно, способствуя одно другому;

5. Успешно проводилась интродукция растений средних широт, а также Сибири и Дальнего Востока. С одной стороны, это поражало гостей севера, с другой – напоминало многим о родных местах;

6. Применение  в посадках ярких цветочных растений, клумб, декоративных кустарников и деревьев. «Эксклюзивное» выращивание экзотических культурных растений, используемых для показа и почетных гостей.  Выращивание полезных растений (лекарственных, пищевых, витаминных) в небольших объемах с одновременным использованием их декоративных качеств;

7. Некоммерческий характер производства и растениеводства;

8. Использование достижений научной мысли своего времени в технологиях. Показ возможностей и результатов труда в северном садоводстве;

9. Использование территории в первый период для уединения, а затем одновременно для ведения и показа образцового хозяйства, отдыха и созерцания природной и рукотворной красоты;

10. Создание и сохранение на территории памятных мест, свидетельств мемориальной истории;

11. Посадка растений, наделяемых символическим смыслом в христианстве, создание образа райского места на земле;

12. По смысловому и функциональному историческому назначению территорию Макарьево можно разделить (условно) на 3 части – пустынь, сад-хозяйство, декоративный сад-усадьба. 

Учитывая историю формирования ландшафта, его функциональное развитие и изложенную выше специфику традиций, а также современные возможности и требования к территории как к посещаемому объекту культуры, в проектировании восстановительных работ и планировании функционирования объекта предлагаем основываться на описанных ниже позициях. Некоторые из этих позиций могут быть общими для разных садов, парков, природных комплексов и исторических ландшафтов.

Природно-территориальный комплекс сада и прилежащей территории, необходимо признать памятником природы.

Восстановление исторического и природного комплекса усадьбы и сада в Макарьево должно быть основано не только на изучении пространственной организации местности, но и на возрождении исторических традиций ее использования,  сохранении и использовании природных особенностей, воссоздании духовного образа.

Работа по учету, интродукции и акклиматизации растений является основой функционирования любого ботанического сада. Направления сбора коллекции растений можно определить на основе анализа исторических посадок и современной Мировой стратегии деятельности садов.

Представляют интерес следующие направления:

1. Историческая коллекция;

2. Экономически важные виды растений – лекарственные, витаминные, кормовые и пищевые как направление, исторически сложившееся в начале освоения пустыни;

3. Исчезающие, уязвимые и редкие виды местной флоры, а также флоры островов и прибрежных территорий Белого моря;

4. Коллекция декоративных цветочных и кустарниковых растений;

5. Коллекция растений бывших окультуренных территорий – дендропитомников, скитов и пустыней. В настоящее время работа по учету этих растений никем не ведется.

Исторический и природный комплекс в районе Макарьево (Хутора Горки) может быть сохранен для будущих поколений при обеспечении, прежде всего, стабильности и преемственности в выбранном направлении развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агальцова В.А., Фурсова Л.М. Ботанический сад «Хутор Горка». Монастырская усадьба на Соловках // Русская усадьба. – М.: «Жираф», 2002 год с. 221–229

2. Проект восстановления канальной системы Соловецких островов. // Историческая справка. Ленгипроводхоз, 1992. Архив СГИАПМЗ

3. Алексеева Я.И. Современная ихтиофауна Соловецких островов Белого моря // I Конгресс Ихтиологов России. Тезисы докладов (Астрахань, сентябрь, 1997). – М.: Изд. ВНИРО, 1997

4. Фокина Т.Л. Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника // Информационный бюллетень Совета Ботанических садов России и Отделения МСБСОР, вып. 5. – М., 1997. С. 6–10

5. Гемп К.П. Топографическое описание Соловецкого монастыря // Научная справка. Архив СГИАПМЗ, 1972 г.

6. Главная церковная ризничная опись Соловецкого монастыря, составленная в 1866 г. Архив оружейной палаты, ед. Хр. 1283. ГААО, фонд 878, Соловецкий монастырь, опись 1, ед. хр. 1

7. Соловки. Странички из дневника паломника // «Вера и церковь». – 1899. – №№ 7–8

8. Немирович-Данченко В.И. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. 1888

9. Мелетий, арх. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. 1881 г. С. 114

10. Геометрический специальный план Соловецкого острова владения Первоклассного Ставропигиального Соловецкого монастыря, составленный Дм. Соколовым, 1887–1888 г. Осн. фонд СГИАПМЗ

11. Матинян Н.Н. Отчет об экспедиции на Соловецкие острова, 2000 г, архив СГИАПМЗ

12. Проект восстановления деревянной часовни. Пояснительная записка. НИИ Спецпроектреставрация. – СПб.: 2001 г. Архив СГИАПМЗ

13. Лихачев Д.С. Поэзия садов. – М., 1988

14. Богуславский П.А. Острова Соловецкие. – Архангельск, 1978. С. 164

15. Марковская Е.Ф, Лантратова А.С. Отчет об инвентаризации ботанической коллекции в Макарьевской пустыни в 1968–1970 гг. Архив СГИАПМЗ, 2001

16. Федулов Б.А. Кедр на Соловецких островах // Из работ по прикладной ботанике СОК, 1927

17. Крестьяшин Л.И., Макаров В.А. О Pinus sibirica du Tour  на Соловецких островах // Не опубл. Архив СГИАПМЗ. 1971 г.

18. Ипатов Л.Ф. Кедр сибирский на Соловецких островах // Лесной журнал. – 1993. – №5–6. С. 7–10

19. Новинская Т.А. Отчет о командировке в ЦГАДА // Архив  СГИАПМЗ, 1982

20. Соловецкий монастырь и его святыни. Санкт Петербург, 1884 г.

21. Померанцев Н.Н., Силин Е.В. Отчет о работе комиссии отдела музеев Наркомпроса, 1923 // Архив СГИАПМЗ

22. Стародомная земля. По материалам статей Т.Л.Фокиной 1996–2000 гг. // – Новинки сада и огорода. – 2002. – №6

23. Новинская Т.А. Отчет о командировке в архив АНСССР (Ленинград) // Архив СГИАПМЗ, 1983

24. Фокина Т.Л., Лантратова А.С., Марковская Е.Ф. Интродуценты ботанического сада природно-историко-культурного комплекса Соловецких островов. // Бюлл. ГБС, вып. 184. – М.: «Наука», 2002

25. Аксенова Л. Гибнет сад // Газета «Правда Севера» от 11 декабря 1973; Аксенова Л. Цвести ли саду на Соловках // Газета «Правда Севера» от 29 мая декабря 1974; Владимирский Ю. Сохранить сад на Соловках // Газета «Сельская жизнь» от 15 декабря 1971; газета «Ленинский завет» от 6 января 1972 года

Источник: Сб. «Русская усадьба», вып. 9 (25). – М. 2003. Изд-во «Жираф»
Тип: Географическое расположение
Место: Соловки
Издание: Сб. «Русская усадьба», вып. 9 (25). – М. 2003. Изд-во «Жираф»