Из истории обители

Столяров В.П. Соловецкий монастырь: школа истории, труда и молитвы

27 января 2003 г.

Глубокоуважаемые коллеги, сограждане, братья и сестры!

В своем докладе мне хотелось бы, обращаясь к историческому опыту соловецкого монастыря, коснуться проблемы современного образования граждан России. образования граждан – в широком смысле этого слова.

Поводом для размышлений является возможное (и весьма недалекое) будущее нашего государства и мира в целом. уместно будет напомнить здесь слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алекия II: «Этические начала современной жизни подвергаются ныне серьезному испытанию, вызванному угрозой самоуничтожения, угрозой, исходящей не от науки и техники, а от вооруженного ими человека» [1]. И человека этого воспитываем сегодня мы с вами в повседневной педагогической практике.

Множество доктрин и школ «развивающего и развивающегося образования», декларирующих максимальное развитие личности, творческой самодеятельности и самостоятельности, зачастую не отвечает на вопрос – а во имя чего это развитие должно происходить? Очень часто скрытой целью образовательного процесса является обеспечение результативности, конкурентоспособности ученика в стремительно меняющемся мире. И такой подход становится главной ценностью и самоцелью современного образования.

Однако приходится констатировать, что мы живем нынче в мире химер, идеологизированных мифов, проникающих в самую сердцевину нашего сознания и подсознания. Идеология социализма сменяется на наших глазах идеологией капитализма, над многострадальной Россией гордо реет флаг демократического общества, которого мы еще не знаем, но пытаемся строить по образцу западноевропейских соседей. И дети наши, по логике современного образовательного процесса, должны развиваться и быть конкурентоспособными в некотором химерическом пространстве, нами принимаемом и отчасти творимом, то есть должны с нашей помощью приспосабливаться к нему.

Уверен, что многие из вас ощущают некоторое неудобство существования в современном мифологизированном мире. Неудобство это порождается неопределенностью будущего, беспокойством за судьбу детей наших и государства Российского в целом. Состояние неопределенности отчетливо проявляется в поиске хоть какой-то внятной идеологии, национальной идеи, способной упорядочить хаотичное государственное движение.

Думаю, в ситуации этой, чтобы иметь некоторую точку отсчета, мы должны обратиться к историческому опыту дореволюционной России. 

Хотя результаты такой рефлексии могут показаться тривиальными и общеизвестными, их необходимо зафиксировать.

1. Государство Российское создавалось когда-то трудами тысяч подвижников, сочетавших любовь к Отечеству с Православием. Именно так и возникла Святая Русь. Жизнь православного человека определялась служением Богу, «любовью к отеческим гробам» и святоотеческим преданиям, исполнением, по мере возможности, сил и усердия, заповедей Христовых. 

2. Наше духовное, историческое и культурное наследие складывалось веками в результате коллективного, соборного труда. Монастыри храмы, странноприимные дома, больницы, богадельни, сельские школы воздвигались и поддерживались общинными стараниями на пожертвования доброхотов.

3. Как показывает история эмиграции, русский этнос (в отличие от более древних, например, китайского, еврейского, армянского), не может воспроизводиться в отрыве от своей земли. Русским людям исконно свойственна «любовь к родному пепелищу», своей истории, государству. 

Таким образом, в фундаменте русской государственности, культуры и образования лежали основы православной этики, патриотизма и социального (соборного) служения обществу. 

Коснемся некоторых аспектов практики образования человека, характерной для одного из самых крупных монастырей России – Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря [2]. 

Пустынные Соловецкие острова, заброшенные в море на самый край земли Русской, привлекли сюда в середине XV века православных подвижников, искавших уединения для молитвенного подвига во славу Господа. Основание Соловецкому монастырю положили преподобные Зосима, Савватий и Герман, Соловецкие чудотворцы. Уже в первое столетие своего существования обитель из скромной молитвенной пустыни превратилась в почитаемую духовную святыню всей земли Русской. На безлюдном острове среди Студеного моря последователями Соловецких первоначальников удалось совместить созерцательность «умного делания» и служение миру… 

Соловецкий монастырь стал духовным, культурным и хозяйственным центром обширного Беломорского региона, многотысячное население которого составляли представители разных национальностей и культур – русские, саамы, прибалты, корелы, коми, ненцы… Русские приграничные земли Поморья на протяжении многих веков были местом постоянного соперничества и войн с соседями – шведами, датчанами, поляками, англичанами… В таких условиях жизненно необходимой для государственного устроения была культурная идентификация населения Беломорья. Эти труды приняла на себя Соловецкая обитель.

Безусловно, такая работа не манифестировалась и являлась органичной для монастырской культуры – как следствие обычной монашеской практики. Большинство своих насельников монастырь «рекрутировал» из многоукладного полиэтнического Беломорья. Соловецкому послушнику следовало передать не только корпус определенных знаний, но и сформировать его мировоззрение, и новый образ жизни, необходимо было перевести новоначального монаха из привычного «мирскогого», домашнего историко-культурного пространства в новое – монастырское. 

Такой переход существенно облегчался самими условиями существования и особым духовным миром Соловецких островов. Упорным трудом насельников монастыря на протяжении пяти веков постепенно менялся облик архипелага. Воздвигались на самых отдаленных островках и морских мысах многометровые Поклонные кресты, возникали вдоль дорог и тропинок часовни для путников, возводились в глухих чащобах радующие глаз скиты и пустыни, которые признаются сейчас особо ценными культурными ландшафтами. Места исторических событий, особенно знаменательных для обители, отмечались памятными мемориальными знаками. Уже в XVI веке трудом монашеской братии были заложены основы уникальных природно-хозяйственных систем, которые ныне служат образцами современного «экологического подхода» к освоению природы. На обширной площади в три сотни квадратных километров, со всех сторон огражденной морем, Соловецкая братия создавала мир иного, не мирского бытия, особое духовно-символическое пространство, преображавшее и очищавшее душу, являвшее образец со-трудничества человека с природой в духе замысла Божия. И недаром Соловки в народе называли островами Спасения.

Система Соловецкого монастырского образования функционировала на протяжении XVIXX веков и окончательно оформилась ко второй половине XIX века. 

Ежегодно в монастырь принимались до двухсот поморских мальчиков-«годовиков» в возрасте 14–16 лет, которые воспитывались здесь в течение 2-3 лет. К этому числу добавлялось 300–400 взрослых мужчин, приезжавших на Соловки по обету, чтобы безвозмездно потрудиться «на преподобных». Из них и составлялся «мирской» контингент учеников, осваивавших азы православной монашеской культуры.

Подростки-«годовики», направлявшиеся родителями на обучение в Соловецкий монастырь, находились на полном обеспечении обители. Группы учеников по 20–30 человек жили в больших комнатах специального общежития под присмотром монахов-наставников. В трехклассном училище они обучались основам Закона Божьего, клиросного пения, грамоте, арифметике, истории России. 

Особое внимание уделялось соборному труду на благо обители. В специальных мастерских дети осваивали ремесла, выбирая специальность по желанию и способностям. Набор таких специальностей был достаточно велик. Существовали косторезная, иконописная и живописная, ювелирная, столярная, сетная и прядильная, каменотесная, слесарная, малярная, бондарная, переплетная, портная, чеботарная школы. Наставники внимательно следили за успехами учеников, определяли их способности и склонности к разным видам работ. 

В монастырских школах по желанию могли учиться и взрослые трудники. Участвуя в сельскохозяйственных работах, поморы овладевали на Соловках самой передовой по тем временам агротехнологией, которую затем внедряли у себя дома, на материке. Многие тысячи поморов-мужчин, «окончив» начальную монастырскую школу, возвращались затем в родные поселения, укрепляя православный семейный и государственный уклад. Таким образом, Соловецкий монастырь являлся своеобразным «университетом» Беломорья (особо значимым в XVIXVIII вв., когда «обычных» школ еще не было). 

После начального курса обучения самым способным трудникам и подросткам дозволялось остаться в обители. Они принимались во внутренний монастырский круг, жили обычно в одной келье с опытным монахом-наставником. Послушники обучались в братском шестиклассном училище и одной из ремесленных школ (послушание продолжалось 6–8 лет). Лишь после этого, пройдя все испытания, освоив быт, монастырские правила, изучив особенности церковной службы, историю обители, послушник признавался достойным посвящения в монахи.

Переход в монашество совершался через постриг – символический обряд нового рождения, отречения от «мира», семьи, собственности, личной истории. Монах со временем сам становится наставником новых послушников. 

Для священномонахов (в них посвящались самые способные иноки) существовала высшая ступень обучения – специальные курсы, которые вели приглашенные из Санкт-Петербургской духовной академии преподаватели.

Такая система (пре)образования человека обеспечивала воспроизводство и развитие монастырской культуры, преемственность историко-культурного наследия и традиций, передачу локальной монастырской соловецкой культуры на весь Беломорский регион. 

В обязанности монахов входило и духовное окормление паломников, посещавших монастырь. Несмотря на свою отдаленность и суровые климатические условия, Соловецкий монастырь являлся центром притяжения православных изо всех уголков России. Обитель принимала и кормила около 15 000 паломников в год, причем доступ сюда обеспечивался всем желающим, независимо от имущественных доходов. Соловки были открыты и для иностранных туристов-иноверцев (в основном, из Англии и стран Северной Европы). В монастыре существовала особая служба, включавшая: доставку паломников на Соловки, размещение в гостиницах и общежитиях, проведение экскурсий и поездок к святыням, организацию питания, медицинского обслуживания, производство монастырских сувениров и необходимой литературы (путеводители, карты, литографии и т.д.). Всех путешествующих и паломников привлекала ризница – церковный музей реликвий и документов. Стараниями настоятелей обители, архимандритов Досифея, Мелетия, Иоанникия выходили многочисленные издания, патерики, летописцы, освещавшие многовековую историю Соловецкого монастыря, тесно связанную с историей государства Российского. 

Таким образом, на Соловках была создана особая межкультурная площадка региональной и государственной идентификации, основанная на Православном вероучении, принципах христианской морали, соборного труда и служения Отечеству. 

События 1917 года прервали эволюционный ход русской истории, безбожная советская власть объявила войну Православию и традиционному государственному устройству России. Однако следует отметить, что советская государственность во многом использовала дореволюционные русские традиции. Богоборческая власть, подменив православие коммунистической верой, декларировала некоторые христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Оставались в силе и принципы патриотизма, социального служения. На этих основах, подкрепленных силой тоталитарного режима, возник могучий Советский Союз и советская культура, отчасти продолжавшая традиции культуры русской.

На базе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, упраздненного в 1920 году, был организован «новый университет» – Соловецкий концлагерь для перевоспитания противников советского режима. В Благовещенской церкви разместился музей, в котором кощунственно демонстрировались святыни обители – мощи преподобных, реликвии из ризницы, некоторые иконы. Наиболее значимые материальные и художественные ценности были вывезены в столицу, часть из них затем оказалась за рубежом. 

Первый концлагерь советского государства появился в Спасо-Преображенском монастыре не случайно. Таким был символический выбор новой власти. Соловецкая обитель, «старорежимная» Национальная Святыня, притягивавшая православных со всей России, была приговорена к профанации. Спасо-Преображенский монастырь в сознании народном должен был трансформироваться в нечто страшное – «не дай Бог сюда попасть». Горний свет храмов был удушен тьмой тюремных камер, любовь и душевное упокоение заместил тайный страх при одном только упоминании слова «Соловки». 

Однако Святыню Православия до конца уничтожить не удалось. Более того, промыслом Божиим она только укрепилась. Более тридцати новомучеников и исповедников, канонизированных юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, вошли в сонм святых угодников Соловецких. В северном концлагере оказались тысячи заключенных, которые, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, «мужественно и с упованием стояли в вере Христовой на политой кровью Соловецкой земле, являясь прозябением крестного древа Русской Голгофы. Сохранившие в условиях жесточайших гонений Истину Православия они, новомученики, стали тем камнем, на коем десница Вседержителя утверждает Русскую Церковь нового тысячелетия, которую не одолеют врата новых испытаний» [3]. 

Новый этап обустройства России, который мы сейчас переживаем, проходит под либеральными лозунгами, которые по большому недоразумению именуются демократическими. Современный вызов «князя мира сего» может оказаться для русской культуры, православия и государственности более разрушительным, чем советский. И такое положение тем более опасно, что не всегда нами осознается. 

1. Остатки христианской этики насильно замещаются в нашей повседневной жизни и обыденном сознании принципами рационального гуманизма. Ограничения, накладываемые православным служением Господу, вытесняются антропоцентрическими принципами вседозволенности и удобства существования. Обман, насилие, прелюбодеяния, тиражируемые ежедневно средствами массовой информации и далеко не всегда осуждаемые государством и обществом, становятся молчаливо признаваемыми нормами нашей жизни. Преступники и развратники превращаются в положительных героев массовой культуры. Резко снижается порог общественно порицаемого поступка, «срамного» действия. Как следствие, под лозунгом свободы личности оправдываются порнография, культ насилия, гомосексуализм, проституция и педофилия.

2. Традиционная любовь к своей земле и государству, русский патриотизм подменяются химерой открытого общества, продуваемого всеми ветрами. Понятие Родины в таком контексте вполне закономерно заменяется выражением «эта страна» в ряду других, очевидно, более достойных государств. Уничижительные спекуляции на бедах нашего народа, планомерное перелицовывание нашей истории ведет к воспитанию в наших детях космополитического сознания, что особенно опасно при неблагоприятной демографической ситуации, складывающейся в стране. Мы сами подталкиваем будущие поколения к эмиграции в “более сытые земли”.

3. Соборная работа на благо общества, идея социального служения заменяется принципами крайнего индивидуализма, служение Господу подменяется служением маммоне. Обогащение любой ценой за счет общественного и государственного достояния не только не порицается, но и поощряется.

Процессы мировой глобализации, культурной унификации стран и народов, реализующие принципы космополитизма, рационального гуманизма и индивидуализма, подрывая основы русской культуры и государственности, могут привести наше общество к национальной катастрофе. Сегодня перед любой страной, имеющей свою историю и традиции, неизбежно встает задача защиты ядра своей национальной и духовной культуры, обеспечивающего возможность существования, воспроизводства и развития государства.

Особое значение в этих условиях приобретает сохранение национальных святынь, в том числе, одного из крупнейших исторических центров национальной идентификации (вслед за Московским кремлем и Свято-Троице-Сергиевой лаврой), Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Именно его бесценный многовековой опыт должен быть востребован ныне для воспитания граждан новой России. 

Посещая Соловки летом 2001 г. в качестве паломника, Президент России В.В. Путин отметил: «Мой выбор посетить Соловецкий монастырь не случаен… Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, без православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам» [4]. Этим заявлением Президент России подчеркнул общенациональное значение Соловецкого монастыря как места, где любой гражданин Росси может прикоснуться к первоистокам традиционной православной культуры, морали, истинных христианских ценностей. 

Неповторимое сочетание духовного, историко-культурного и природного наследия Соловков должно стать фундаментом для создания всероссийского центра изучения православной культуры под опекой Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, открытого для школьников, паломников, туристов и ученых. На Соловках уже накоплен значительный опыт организации летних лагерей для школьников и студентов из Москвы, Архангельска, Санкт-Петербурга и других городов. Однако потенциал Соловецкой святыни используется далеко не полностью. Еще не установлены рабочие связи учебных заведений с монастырем, не разработаны программы изучения православной культуры, монастырских ремесел, священной истории Соловков. 

К сожалению, следует отметить, что само существование уникального духовного пространства Соловецкого архипелага, способствующего погружению в православную культуру, поставлено ныне под угрозу. 

В 2000 году при финансовом и методическом содействии фонда Сороса – института «Открытое общество» был разработан «Стратегический план сохранения и развития Соловецкого музея-заповедника». В этой разработке ведомственное учреждение культуры – Соловецкий музей-заповедник – фактически отождествлялось со всем духовным, культурным и природным наследием Соловков. План создавался и утверждался без участия представителей Спасо-Преображенского монастыря, местного муниципалитета и других заинтересованных сторон, с ними не согласовывался. «Стратегический план…» был утвержден и принят к финансированию в 2001 году на коллегии Министерства культуры России при личном участии министра г-на М.Е. Швыдкого. 

Соловки были выбраны своеобразным полигоном для экономического эксперимента по достижению самоокупаемости учреждений культуры, который планируется распространить на всю Россию. Нельзя не отметить, что под флагом этого эксперимента Министерство культуры в последние два года произвело прямо обратное действие – многократно увеличило финансирование Соловецкого музея-заповедника из федерального бюджета.

Рассматривая общенациональное достояние Соловецкого архипелага в качестве своего ресурса, музей-заповедник хотел бы организовать «расширенное производство комплекса услуг», максимально эксплуатируя наследие, с последующей продажей этих услуг “локальному, региональному, российскому сообществу”. 

На основании плана развития музея-заповедника уже подготовлена «Концепция сохранения и развития Соловецкого архипелага», которая находится сейчас на утверждении в администрации Архангельской области. Одной из целей данной концепции является «появление в Белом море мощного объекта притяжения туристских потоков североевропейского направления, формируемых скандинавскими странами в острой конкурентной борьбе со странами Западной и Южной Европы». Соловки планируется превратить в туристическую столицу Северной Европы с соответствующим набором сервиса международного уровня (дорогие отели, рестораны, увеселительные заведения и т.д.).

Обозначена в «Стратегическом плане…» и еще одна цель – необходимость «поиска и освоения российским сообществом новых эффективных моделей социально-экономического и культурного развития… Создание дополнительных механизмов и каналов приобщения местного сообщества к мировым культурным ценностям»”. Эта цель взята из программных документов фонда Сороса – института «Открытое общество». 

В контексте Соловков с их традиционной и, выходит дело, «старой и неэффективной культурой» – то есть, культурой монастырской – это означает одно – деятельность музея-заповедника (государственного учреждения, призванного охранять наследие) принимает «нетрадиционную ориентацию» в виде прилюдного показа чуждых «моделей культурного развития». 

Так, летом 2001 года в непосредственной близости от монастыря, в центре современного искусства «АртАнгар», созданного в памятнике бывшего концлагеря, на семинаре, который финансировался фондом Сороса, демонстрировались фильмы: «Лучше порно, чем никогда», «Все мужики козлы, все бабы дуры», «Транспортировка придурков». И это происходило в самом сердце православной культуры, на территории русской общенациональной Святыни. А сам «АртАнгар» – площадка для работы фонда Сороса – был организован Соловецким музеем-заповедником за государственный счет. 

Ведение такой деятельности именно на Соловках может быть трактовано лишь в терминах цивилизационной или идеологической войны против традиционной православной культуры. 

Путешественников, прибывающих на Соловки, встречает сегодня не колокольный звон, а звуки разухабистой современной музыки, доносящиеся из пивных харчевен, разбитых у стен древней обители. Исподволь, безо всякого согласования строятся на островах гостиницы, дачи, особняки, организуются цирковые представления и шумные фестивали. Музей собирает по 75 рублей с человека только за вход на территорию монастыря, стремительно растут на архипелаге цены. 

Минувшие два года убедительно показали, что реализация “Стратегического плана развития Соловецкого музея-заповедника”, приводит к целому ряду негативных последствий. Они, с нашей точки зрения, таковы:

• профанация святынь Соловков, превращение их в товар на рынке туристических услуг; 

• деградация наследия, используемого вопреки первоначальному назначению;

• размывание традиционных ценностей православной культуры Соловков путем внедрения чужеродных ценностей, «пробивания бреши в консервативной традиции» русской культуры;

• воспитание «игрового отношения» к периоду Соловецкого концлагеря, символическое глумление над трагедией России;

• что уже сейчас приводит к значительному росту цен на архипелаге; 

• скрытая приватизация объектов культурного и природного наследия, возможность передачи национального достояния иностранным инвесторам;

• хозяйственная деятельность и новое строительство, несвойственные для Соловков, ведущие к деградации духовной, природной и культурной среды. 

• ориентация лишь на состоятельных потребителей, ограничение доступа к общенациональной Святыне малообеспеченным слоям общества, в первую очередь православных паломников, школьников и студентов.

Все это ведет к искаженному восприятию исторического мира Соловков, делает затруднительным неспешное погружение в традиционную православную культуру, разрушает целостный образ архипелага, ослабляет его воспитательный потенциал. Сегодня на Соловках острее, чем в иных местах, стоит вопрос: что же мы унаследовали от наших предков: живую святыню, или насильно вырванные из контекста православной духовной культуры так называемые «памятники истории и культуры». Коммерциализация национального наследия, проводящаяся в узковедомственных и групповых интересах, угрожает ныне самим основам духовной и национальной идентификации наших граждан.

Много мест найдется в России, пригодных для размещения курортов и зоопарков, игорных домов и центров развлечений, но Соловки одни – на крови и подвигах наших дедов и прадедов! Архипелаг слишком богат своим прошлым, которое еще нуждается в восстановлении, чтобы растрачивать ресурсы и усилия на авангардные проекты и очередные «культурные революции». 

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем:

1. Приостановить реализацию «Стратегического плана сохранения и развития Соловецкого музея-заповедника». 

2. Определить государственный приоритет использования Соловецкого архипелага как места укрепления национальной идентичности, освоения традиционной православной культуры, изучения истории России, для чего развивать в первую очередь образовательные программы, паломничество и обеспечивающую их инфраструктуру на островах и материке.

3. Создать государственный центр изучения православной монастырской культуры при Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре.

4. Разработать программы обучения школьников и студентов, направленные на изучение истории, духовной православной культуры и традиционных монастырских ремесел.

5. Вернуть символическое право на историческое и культурное наследие Церкви и народу, используя для этого такие средства, как широкое информирование общественности, проведение научных конференций при поддержке Российской Академии наук и Русской Православной Церкви, общественно-политических слушаний.

6. Разработать, утвердить и начать осуществление «Федеральной программы сохранения и развития Соловков как национальной Святыни русского народа». 

Соловки, по заповедям их преподобных основателей Зосимы, Савватия и Германа, должны стать духовной школой труда и молитвы для всей России, принимать тысячи паломников, прежде всего молодых, желающих понести труды во славу Божию, на пользу нашего Отечества.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Христианский взгляд на экологическую проблему // Православие и экология. М., 1997. С. 106.

2. Столяров В. Соловецкий монастырь как образовательная система // Психологическая наука и образование. 1997, № 1. С. 99. 

3. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. к читателям. Православный церковный календарь. Издание Соловецкой обители. М., 2001. C. 3

4. Торжества в Соловецкой обители. 20–22 августа 2001 года. Издание Соловецкой обители. М., 2001.

Тип: Из истории обители
Место: Москва