Из истории обители

Ракитина М.Г. Необходимо сохранить Соловки – этот удивительный островной мир

14 апреля 2013 г.

Об истории Соловецкого монастыря  рассказывает Марина Геогриевна Ракитина, кандидат исторических наук, ведущий методист отдела научной популяризации Музеев Московского Кремля. Область ее научной специализации – российская история XVIXVII вв.

– Марина Георгиевна, расскажите, чем Вас интересует XVIXVII в. отечественной истории? И чем в свое время увлек Соловецкий монастырь?

– Россия в XVIXVII вв. – очень интересный период русской истории, который, к сожалению, во многом заслонен реформами Петра I. Невольно в сознании большинства людей запечатлелось, что если Петру пришлось так много менять, то до него все было неправильно: толстые бестолковые бояре, отсутствие связей с Западной Европой, образования и наук. На самом деле все это, конечно, не так, и изучать допетровкую Россию очень интересно именно потому, что жизнь в ней не была похожа на современную. Однако это не значит, что она была чем-то хуже жизни в странах Европы, просто у нее были свои особенности. Что касается Соловков, то историей церкви и монастырей я интересовалась давно, этой теме был посвящен еще мой диплом. Я занимаюсь историей русского Средневековья, а не непосредственно Соловецким монастырем. Однако памятник такого уровня трудно оставить без внимания, тем более, что все русские цари постоянно поддерживали с монастырем связи и посылали туда богатые вклады.

– Какова история появления Соловков?

– Соловецкий монастырь (официально он называется Спасо-Преображенским) был основан в первой половине XV в. на одном из островов Белого моря. Основателями монастыря на Соловецких островах были иноки Герман, Зосима и Савватий. Его возникновение тесно связано и с освоением Русского севера вообще, и с созданием на окраинах целого комплекса монастырей. Многие монастыри были основаны в эту эпоху учениками св. Сергия Радонежского. Постепенно монахи, ищущие уединения, продвигались из густонаселенных регионов все дальше и дальше на север.

Особый вклад в развитие монастыря внес игумен Филипп Колычев, который позднее был избран московским митрополитом. В XIX в. монастырь посещали тысячи организованных паломников, в том числе сам император Александр II. Однако XX в. стал одной из самых тяжелых страниц в истории Соловецких островов: монастырь был закрыт, в его зданиях был размещен лагерь для противников Советской власти. Многие памятники были утрачены, здания пришли в негодность. В 1960-е годы началось посещение островов туристами. Только в 1990-х годах монастырь был возобновлен. Сегодня Соловецкий монастырь является одним из крупнейших и самых почитаемых в России. Паломники имеют возможность поклониться мощам основателей монастыря, а также посетить памятные места, связанные с жизнью святого митрополита Филиппа. В монастыре находится обширное собрание памятников архитектуры, иконописи и прикладного искусства. Прекрасны окружающие его природные пейзажи, уникальны многие хозяйственные сооружения – дамбы, каналы, рыбные садки, погреба и т. д.

– Наши волонтеры будут заниматься восстановительными работами. А много ли объектов нуждается сейчас на Соловках в ремонте? Сколько времени понадобится, чтобы их восстановить?

– Если учитывать огромное количество скитов и других памятников, расположенных на соседних островах, а также наличие большого комплекса средневековых построек, то, конечно, в реставрации нуждается еще многое. Большие усилия последних 20 с лишним лет позволили привести в порядок строения основного комплекса – Спасо-Преображенского монастыря. Другие места ждут строителей и реставраторов. Следует также учитывать сложный климат, который делает невозможным проведение многих работ зимой. Так что для полного восстановления всего комплекса потребуется еще не одно десятилетие.

– В чем особенность архитектуры, фресок, икон Соловецкого монастыря по сравнению с другими храмами того времени?

– Соловки отличаются, прежде всего, использованием местных строительных материалов – не белого камня, а массивных камней, оставшихся от ледникового периода. Именно из них выложены могучие крепостные стены главной обители. Раньше широко применялось и дерево, однако после вырубки лесов в 1930–1940-х годах строительного леса на островах почти не осталось. Что касается памятников искусства, то многие из них были выполнены силами местных мастеров – монахов и других насельников обители.

В XVIXVII вв. монастырь выдержал несколько нападений шведов. Был один весьма примечательный эпизод во время Крымской войны.

– Расскажите о нем, пожалуйста.

– Во время Крымской войны к Соловецкому монастырю подошла английская эскадра, у которой было задание высадить десант в Архангельске. Они пришли без больших запасов продовольствия. Англичане обратились к тогдашнему настоятелю с просьбой продать им мясо и часть монастырского стада: коров и быков. Обещали заплатить за провизию английской валютой, которую можно поменять в любом банке. Настоятель им отказал. Они очень удивились: «Да, идет война между Россией и Англией. Но вы же не армия, не воюющая сторона. Почему не хотите нам мясо продать?». Кроме того, англичане не знали места, по которому эскадра могла безопасно пройти через Белое море, поэтому попросили лоцмана. Но его им тоже не дали. Местных жителей они не смогли уговорить, чтобы те довели их до Архангельска, даже за большие деньги. Получив отказ, англичане начали обстрел монастыря, который продолжался 9 часов. Монастырю он практически ущерба не нанес. Разве что остались щербины на некоторых зданиях. Потерпев неудачу, они просто развернулись и ушли. Есть предание о монастырском чуде, которое любит пересказывать в своих выступлениях юморист Михаил Задорнов. Местным чайкам, видимо, надоел 9-часовой обстрел. Они пролетели над эскадрой. И вместо того, чтоб вновь атаковать, англичане были вынуждены драить палубу от птичьего помета.

– Как Вы думаете, стоит ли Соловецкий архипелаг превращать в национальный парк?

– Конечно, уникальные памятники Соловков заслуживают превращения островов в национальный парк. Природа севера достаточно хрупкая и нуждается в защите, как и памятники культуры. Однако не следует забывать, что, кроме монастыря, на острове есть поселок, жители которого живут там целый год и ведут хозяйственную деятельность: добычу рыбы, агар-агара, морской капусты. Так что при создании национального парка надо учитывать интересы и паломников, и туристов, и местных жителей.

– Каковы шансы Соловецкого архипелага на победу в конкурсе РГО, где надо выбрать 10 символов России?

– Нет никакого сомнения, что один из крупнейших монастырей – Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский или Соловецкий – войдут в этот список. Будет ли это именно Соловецкий монастырь, сказать трудно, ведь для широкого посещения он доступен только в летнее время.

Источник: Сайт «Учебно-методического центра молодежно-студенческих отрядов г. Москвы»
Тип: Из истории обители
Издание: Сайт «Учебно-методического центра молодежно-студенческих отрядов г. Москвы»