-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1 января 2009 г. Надмогильная плита последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского на территории Соловецкого монастыря
О трагической судьбе последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского существует немало исследований и публикаций. В литературе более или менее освещены все периоды жизни и в частности период его Соловецкого заключения, к которому непосредственно, мы обращаемся для написания данной публикации.
На территории Соловецкого монастыря находится памятник, заслуживающий тщательного изучения, поскольку является важным источником исторических событий, происходивших на далеких северных островах Российской империи, но имели прямое отношение к истории Запорожского края - это надмогильная плита П.И. Калнышевского.
Как отмечают исследователи открытие места заключения кошевого атамана принадлежит П.С. Ефименко, позже это подтвердили документы найдены в монастырском архиве Гоздаво-Тишинским, а Чубинским было найдена могила и вещи Калнышевского на территории обители [1, c. 8] .
«… В Соловецкий монастырь несчастный кошевой представлен был 29 июля 1776 года. Светлейший Синод, которому донесли было об осуждении Кольнышевского на заточение в Соловецком монастыре, сообщил архимандриту сего монастыря, что бывший кошевой осужден «на вечное содержание» в монастыре и предписал содержать его «безвыпускно из монастыря…, за неослабным караулом обретавшихся в оном монастыре солдат», и удалять его «не только от переписок, но и всякого с посторонними людьми обращениями»… [2, c. 29]. Этот приговор был выполнен на сто процентов. В 1801 году русский царь Александр I провозгласил всеобщую амнистию и 4 мая архимандрит монастыря объявил об освобождении кошевого [3, c. 96]. Уже свободным Петр Иванович остался доживать в Соловецкой обители. Калнышевский просидел в тюрьме Соловецкого монастыря 25 лет и умер вскоре после освобождения, 31 октября, по старому стилю, 1803 года [4, c. 100].
С 1853 по 1857 архимандритом Соловецкого монастыря был Александр Павлович, ставший известным после осады монастыря англичанами в 1854 году. По его приказу в 1856 году на могиле Калнышевского установлена плита с надписью с важными датами из жизни кошевого. Именно благодаря этому памятнику исследователями были установлены года рождения и смерти бывшего атамана. Историк Яворницкий впервые приводит изображение надгробной плиты, позже это изображение появляется в работах многих исследователей [5, c. 391].
Д.И. Яворницкий пишет о месте расположения захоронения: «…умершаго похоронили на самом лучшем месте монастыря, во дворе около алтаря соборного храма Св. Преображения, с южной стороны, с одной стороны близ могилы архимандрита Феодорита, с другой, близ могилы знаменитого деятеля в смутную эпоху, Авраамия Палицына … » [6, c. 390].
Сохранилась фотография нач. ХХ века (фонды Соловецкого монастыря), на которой изображена могила Палицына, украшенная небольшой беседкой, к сожалению беседка не сохранилась, но захоронения сохранилось и остается ориентиром для локализации могилы Калнышевского. Плита же из могилы Феодорита исчезла и это в свою очередь затрудняет поиск захоронения кошевого, поскольку в период 1920–1940-х гг плита с могилы кошевого несколько раз перемещалась на территории монастыря [7, c. 100].
В конце июля 2004 года группа архитекторов из Днепропетровска осуществила архитектурно-краеведческую экспедицию на Соловецкие острова для ознакомления с архитектурой монастырских сооружений, и культовых памятников расположенных на островах Беломорского архипелага – Большом Соловецком и Заяцком. В планы энтузиастов также входило обследование памятника о котором идет речь в данной работе.
На тот момент исследователи не имели нужной информации о расположении памятники на территории монастыря, тем более о месте захоронения кошевого П. Калнышевского. И если плиту с надписью найти очень легко, то с локализацией места захоронения было все сложнее.
О месте захоронения имелась разрозненная информация. Например, по данным экспедиции проведенной в 1997 году украинскими археологами, было обследовано одно из мест содержания Калнышевского. Помещение каземата было осмотрено, сделаны его обмеры [8, с. 162–163], а о могиле приводилась следующая информация: «…Большая каменная плита с эпитафией лежала и над могилой последнего кошевого атамана П. Калнышевского на Соловецком кладбище, которое теперь разрушено. Плита же перенесена на территорию монастыря и находится вместе с другими под стеной одного из соборов…» [9, с. 32], «…Калнышевский похоронен в 1803 году на монастырском кладбище. Позже над его могилой была возложена большая плита из серого камня, на отполированной верхней плоскости которой надпись…» [10, с. 165]. Кстати, работники Соловецкого музея, в 2004 году тоже рассказывали о кладбище за пределами монастыря и о том, что могила кошевого которая находилась именно там, теперь утеряна.
Благодаря исследованиям историка Грибовского В.В., которые приведены в монографии «Кошевой атаман Петр Калнышевский», было найдено приблизительное место захоронения на территории монастыря. Локализация места захоронения еще ждет своего исследователя, последнее слово должны сказать археологи и архивные материалы [11, с. 170].
Целью данной публикации является исследование именно надгробия с могилы П.И. Калнышевского, которое долгое время находилось у западной стены собора. С 1971 года она была взята на учет вместе с другими надмогильными плитами, находившихся на общем кладбище у Онуфриевской церкви. В начале августа 2002 дирекция музея- заповедника устроила некрополь [12, 101]. Некрополь находится в Германовском дворике возле церкви Преподобного Германа, именно здесь в 2004 году памятник удалось обследовать автору публикации.
Надгробие сделано из камня, местного по происхождению, в значительном количестве встречается на островах Соловецкого архипелага. Памятник, как видно из фотографий конца XIX в. и иллюстрации из книги Д.И. Яворницкого «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» представляла собой гранитный камень качественно отполированный с лицевой стороны и боковых граней с четкими прямыми очертаниями и размещалась горизонтально. Если сравнить результаты современного натурного обследования плиты со старинными изображениями, становится ясно, что памятник сильно пострадал в период ХХ века и в связи с этим утеряны некоторые фрагменты надписи. Очень пострадали боковые грани надгробия. Вначале плита была положена в южном дворе Спасо-Преображенского собора, с ориентацией север-юг, современное положение в некрополе - восток-запад. Поэтому сейчас понятие надгробия в полном смысле слова – «то, что над гробом», не соответствует действительности.
Поскольку плита находится совсем в другом месте, она превращается из места нахождения покойника в памятник.
Поле плиты полностью использовано для умело сделанной резной надписи. Большое количество исследователей приводила эпитафию этой надписи на свой лад, поэтому автор в свою очередь не делает этого, а для научного оборота вводит изображение надгробной плиты из некрополя Соловецкого монастыря.
Значение надписи и самого акта установления плиты-памятника выходит за рамки установочной надписи, в том смысле, который известен отечественной мемориальной культуре от древности до современности. Текст построен так, что на первый план выходит сообщение о данных умершего, логическое ударение сделано на его прежнее положение, также приводится краткая история его жизни в монастыре и сведения о смерти.
На произведении соловецких камнерезов, с лицевой стороны, литературным языком середины XIX в., искусно закомпонован текст из двадцати четырех строк. Каждая строка составлена из каллиграфических, густо вырезанных букв. Некоторые строки выделены, шрифтом более вытянутым по вертикали – «…Петра Кольнишевськаго…», или с помощью символов. Во второй сверху строке вырезан крест – обязательный символ христианских надгробий. Крест высечен по «греческим» образцам, его лопасти немного расширяются от средокрестия к конечностям. Тактично вписанный в строку он как бы сливается с текстом и будто объединяет две стороны надписи.
Последняя строка представляет собой аббревиатуру – «А.А.» с головой Адама (изображение черепа ) и год выполнения памятника – «1856.». Иногда такие надписи называют криптограммами - это записи, выполненные тайнописью и требующие для расшифровки знания кода, который использовал писец [13, с. 144-149]. Но в данном случае перед нами просто аббревиатура (сокращение общеупотребительных слов). «А.А.», не что иное, как «Архемандрит Александр» – человек, благодаря которому был создан этот памятник.
Иногда в тексте мастер использует изысканное лигатурное написания букв: «Господь», «Иисус Христос», «душа», «тело в Бозе» и другие. Это придает архаичности надписи.
Если сравнить изображение приведенное Д.И. Яворницким с новым, сделанным после обследованиями достопримечательности, видно большое количество различий в компоновке текста, орфографии, размещении отдельных букв и целых предложений. Это доказывает схематичность иллюстрации приведенной Дмитрием Ивановичем и использованной позднее большим количеством исследователей .
Интерес к монументальным надписям как историческому явлению истории и культуры зародился на Русском Севере в XVII [14, с. 101]. Историко-культурный контекст надгробия Калнышевского в Соловецком монастыре яркий пример эпиграфической науки, которая уже сложилась в то время. И очень важно, что составляющим «камнем», в ее структуре, становится Соловецкий памятник посвященный нашему земляку – последнему атаману Запорожской Сечи Петру Калнышевскому. Надпись на плите – это пример наставления и прежде всего источник сведений к истории жизни этого известного украинца.
Поскольку в последнее время растет интерес к украинскому казацкому мемореалознавству, данная публикация будет интересна исследователям памятников казацкой эпохи.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Грибовський В.В. Соловецьке ув’язнення Петра Калнишевського//Матеріали Всеукраїнської наукової конференції «Чортомлицька (Стара) Запорозька Січ в історико-культурній спадщині Нікопольського району». Нікополь, 10 – 11 жовтня 2002 року. – Нікополь – Запоріжжя – Херсон: РА «Тандем-У», 2002.
2. Беднов Последний Кошевой Запорожья П. Ив. Кальнышевский (реферат, читанный в заседании Екатеринославской губернской архивной коммисси 30 ноября 1903 года) // Летопись Екатеринославской Ученой Архивной Коммиссии. Год первый. – Екатеринослав: тип. Губернського Земства, 1904; П.С. Ефименко. Кальнышевский, последний кошевой Запорожской Сечи // Русская старина,
3. Грибовський В.В. Кошовий отаман Петро Калнишевський. – Дніпропетровськ: «Пороги», 2004.
4. Грибовський В.В. Кошовий отаман Петро Калнишевський. – Дніпропетровськ: «Пороги», 2004.
5. Еварницький Д.І. (Яворницький Д.И.) Запорожжя в залишках старовини та переказах народу: Ч.І; Ч.ІІ. – К.: Веселка, 1995; Кащенко А. Оповідання про славне Військо Запорозьке Низове. – К.: Веселка, 1992. – С. 224.
6. Еварницький Д.І. (Яворницький Д.И.) Запорожжя в залишках старовини та переказах народу: Ч.І; Ч.ІІ. – К.: Веселка, 1995.
7. Грибовський В.В. Кошовий отаман Петро Калнишевський. – Дніпропетровськ: «Пороги», 2004.
8. Телєгін Д.Я. Часи козацькі. Січі запорозькі. За письмовими та археологічними джерелами. – К., 1997.
9. Телєгін Д.Я., Винокур І.С., Титова О.М., Свєшніков І.К. Археологія доби українського козацтва. – К.: Б.В., 1997.
10. Телєгін Д.Я. Часи козацькі. Січі запорозькі. За письмовими та археологічними джерелами. – К., 1997.
11. Абросимова С.В. Рецензія. Монографія Владислава Грибовського «Кошовий отаман Петро Калнишевський» (Дніпропетровськ: Пороги, 2004) // Козацька спадщина, Вип.1. – Нікополь, 2005.
12. Грибовський В.В. Кошовий отаман Петро Калнишевський. – Дніпропетровськ: «Пороги», 2004.
13. Щепкин В.Н. Русская палеография. – М., 1967.
14. Авдеев А.Г. Елеонский крест патриарха Никона.//Ставрографический сборник. Книга первая. – Москва: Издательство Московской Патриархии, Издательство «Древнехранилище», 2001.
Харлан Александр Викторович – архитектор, кандидат архитектуры.
Тип: Из истории обители
Издание: Надмогильна плита останнього кошового Запорозької Січі Петра Калнишевського на території Соловецького монастиря // «Праці Центру пам’яткознавства». Випуск15. – К.: Центр пам’яткознавства НАН України і УТОПІК, 2009. – С. 273–278.