-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
1800
В гравировальных мастерских Соловецкой обители выполнен на 11 медных гравировальных досках «План островам Соловецкому, Анзерскому, Заецким, Муксальмским и протчим, вокруг их лежащим, с показанием монастыря в заливе окиана Белого моря. А резан при архимандрите Ионе 1800 года». План этот является лучшей и подробнейшей исторической картой Соловецких островов [48].
В том же году «с полуденной (южной) стороны монастыря, по одной линии с новою больницею, переправлены на старом фундаменте каменные двухэтажные пространные келлии по обе стороны с окнами: верхние – для ризничего, и при них портная, а нижние – для братии; внутри отштукатурены, а снаружи выбелены. В Успенской церкви, трапезе и келарской палате сделаны для света пространные окна и в стене, отделяющей оную церковь от трапезы, сделана арка, открывающая все внутреннее благолепие, а в трапезе устроена печь приятной архитектуры» [4. С. 129–130].
1801
18 мая «по случаю происходивших между Российскою и Английскою державами немирных обстоятельств», по повелению императора Павла I для защиты обители от нападения прибыли два сводных батальона общим числом 1592 человека под командованием генерал-лейтенанта Дохтурова. Войска были размещены, большей частью, внутри монастыря, посреди которого была устроена главная гауптвахта. Ежедневно войска с развернутыми знаменами, музыкой и барабанным боем занимались строевой подготовкой на соборной площади обители.
18 июля упомянутые войска были вывезены в Онегу, а орудия оставлены в монастырской крепости в ведомстве пребывавшего здесь артиллерийского поручика Кормщикова [6. С. 192–193].
В том же году закончено строительство «гавани с отводными шлюзами, для введения в оную на зимнее время мореходных больших судов. В первый раз по прибылой морской воде (в прилив) введены внутрь оной два галиота и по затворении шлюза пущенной в гавань из Святого озера водой подняты и поставлены с правой стороны, на возвышенном месте». Так было положено начало знаменитому соловецкому доку.
В том же году «сделано в Москве большое напрестольное Евангелие с кипарисными досками в серебряной оболочке с чистою по всему позолотою. На верхней доске утверждены 13 финифтевых образов, а посередине самого большого – Преображения Господня – сияние убрано стразами. На нижней доске изображены черневою работою Страсти Христовы, а на корне чеканкою изображены Ветхий и Новый Заветы» [4. С. 131–133].
1803
Построены новые каменные двухэтажные настоятельские келлии, при них кладовая и особые покои для конторы, а к ним с западной стороны надстроены в третий этаж летние келлии-светлицы. «Сделаны в Филипповскую при больнице церковь новые иконостасы столярные гладкие с накладкой по приличным местам резьбы» [4. С. 133–134].
В том же году в Анзерском Свято-Троицком скиту тщанием соловецкого казначея иеромонаха Аввакума окончено строительство двухэтажного каменного келейного корпуса, примыкающего с западной стороны к Троицкой церкви, в длину 37 м, а в ширину 13 м. В первом этаже расположены братские келлии, и при них трапеза и поварня со сводами. Под корпусом сделаны два погреба, летний и зимний. Во втором этаже устроены настоятельские и братские келлии с накатными потолками [49. Л. 61].
31 октября скончался старейший насельник обители Петр (Кальнишевский). Над его могилой была установлена каменная плита с надписью: «Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Кальнишевского, сосланного в сию обитель по высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по высочайшему же повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года, октября 31-го дня, в субботу, 112 лет от роду смертью благочестивою, доброю» (гранитная плита лежит ныне в подклете у северной стены Спасо-Преображенского собора).
1804
«У Архангельских ворот из старых переправлены по новому расположению каменные двухэтажные келлии (числом 8), в которых ныне живут иконописцы и братия» [4. С. 134].
В Свято-Троицком скиту на острове Анзер в Троицкой церкви из старых окон сделаны новые, полукруглые, высотой 2,1 м, с железными решетками. При судовых пристанях в Троицкой губе (при рыбной ловле) и на Красной Кеньге построены новые часовни с иконостасами [49. Л. 62].
1805
28 апреля скончался архимандрит Иона II, бывший настоятелем обители 8 лет, 11 месяцев и 22 дня. «Добродетельный архимандрит сей погребен под аркою с северной стороны Преображенского собора, при входе в Зосимо-Савватиевскую церковь» [6. С. 193–194].
В июле скончался в Онежском Крестном монастыре находившийся там на покое бывший настоятель Соловецкий, архимандрит Иероним.
8 сентября посвящен во архимандрита соловецкого Иларион (Конаныкин), из казначеев Александро-Невской лавры [4. С. 135].
«о нравственности обители, архимандрит Иларион… сделал следующее распоряжение: 1) не в очереди находящийся иеромонах и иеродиакон, монах и послушник, не имеющие частных послушаний, должны ходить всегда к ранней обедне и петь на клиросе или помогать в чтении Псалтири, Апостола и поучений; 2) к соборной литургии каждодневно должны приходить все церковнослужители и чтецы непременно, кроме имеющих уважительные причины; 3) не оставлять и правила вечернего, которое исполняется ежедневно в соборе, читать же его определенным чтецам. В случае же изнеможения или совершенной невозможности идти к ранней литургии и исполнить долг чреды своей дать знать о том наместнику заранее» [3. С. 139–140].
1810
30 апреля по указу императора Александра I «на содержание при Соловецком монастыре арестантов вместо прежде получаемых 20 рублей повелено отпускать на каждого человека по 50 рублей в год».
1811
«Беломорская промышленная компания просила позволения у архимандрита Илариона с братией, чтобы в течение лета, с июля по октябрь, производить в соловецких водах сельдяной лов, за что обещано было уплачивать за каждую бочку по 2 рубля в пользу обители, однако же по недостатку прочей рыбы для монастыря сего не дозволено» [4. С. 136].
1812
Во время Отечественной войны с французами Соловецким монастырем было пожертвовано на нужды русского ополчения 5000 рублей и два пуда ломаного серебра (около 33 кг.) [4. С. 136].
В этом же году в Старой Сосновой пустыни был поставлен высокий поклонный крест на месте чудесного явления в 1627 году иконы Богоматери Корсунской, именуемой Сосновскою. Крест этот существует и ныне.
1813
4 июня «архимандрит Иларион скончался и погребен в Соловецком монастыре при входе на лестницу Преображенского собора, на левой стороне… Архимандритом был 7 лет, 8 месяцев и 26 дней. На место его указом Святейшего Синода… определен Паисий архимандрит» [4. С. 138].
1814
«По требованию Артиллерийского департамента выведена из Соловецкого монастыря в Новодвинскую крепость вся артиллерийская команда со всеми годными орудиями, порохом и свинцом. Вместе с оными взяты и все орудия, жалованные монастырю от прежних Российских государей» [4. С. 138].
В том же году старанием архимандрита Паисия было подготовлено первое издание «Летописца Соловецкого».
1815
Настоятель монастыря архимандрит Паисий «для сохранения памяти о прежних событиях обители» напечатал в типографии Московского университета «Летописец Соловецкий» [50].
В том же году «окончен постройкой при монастырском Архангельском подворье каменный двухэтажный флигель вдоль почтамтского двора. В нижнем этаже сего строения находятся кладовые и погреба, отдающиеся внаем, а вверху – жилые покои» [4. С. 139].
1816
К церкви во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, «пристроен каменный пространный алтарь на проездной арке, от чего распространилась и самая церковь. Начат новый иконостас столярной работы, весь позолоченный, с колоннами, отличнейшей фигуры» [4. С. 139].
1818
В восточной части монастыря построен двухэтажный келейный корпус, связанный с алтарем Зосимо-Савватиевской церкви. «Нижний этаж со сводами, а в верхнем потолки накатные. Весь сей корпус мерою в длину 5 и в ширину 5 сажени (10,7х10,7 м) покрыт листовым железом… В связи с келлиями ризничего на южной стороне монастыря перестроены на старом фундаменте двухэтажные братские келлии, а сверху устроен третий этаж.
В острожном (тюремном) строении от неосторожности инвалидной команды (тюремного караула) погорели с северной стороны две башни, монастырская ограда и столярный корпус» [4. С. 140].
На берегу Святого озера над каналом построен лесопильный завод с гидроприводом.
«Когда бывает пущена вода, то бревна, лежащие вне устроенного здания, сами собой постепенно втаскиваются на место распилки их и правильно распиливаются, выметывая доски по устроенному для того свозу, а опилки по желобу отходят на пильню, так что чистота на сей пильне всегдашняя» [51. С. 97].
1819
Архимандрит Паисий уволен был от настоятельства и оставлен в монастыре на покой [3. С. 210].
26 июля скончался подвижник соловецкий, пустынник Феофан. Было ему 75 лет. Похоронили старца с почестями в церкви преподобного Германа, перед иконостасом, против местного образа Божией Матери у царских врат [1. С. 137–154].
В том же году «сделана на престол Зосимо-Савватиевской церкви серебряная, местами золоченая, одежда весом 1 пуд 14 фунтов и 33 золотника» (более 22 кг.) [4. С. 141].
5 октября в Александро-Невской лавре митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Михаилом посвящен в архимандрита и поставлен настоятелем соловецким иеромонах Валаамского монастыря Макарий [3. С. 210].
1820
В Спасо-Преображенском соборе «на стене против левого столпа, за крылосом, сделаны на иконы преподобных Зосимы и Савватия две серебряные ризы весом, кроме финифтиевых свитков, 12 фунтов 78 золотников (около 5 кг.), 6 лампад и 6 образов серебряных на Царские врата в Зосимо-Савватиевскую церковь из вкладного серебра весом 23 фунта и 34 золотника (более 9 кг.)» [3. С. 232].
В феврале по указу Святейшего Синода «на содержание при монастыре арестантов впредь велено отпускать из казны на каждого вместо 50 рублей по 120 рублей в год» [4. С. 142].
1821
Старанием архимандрита Макария II в типографии Московского университета вышло второе издание «Летописца Соловецкого».
1822
Вместо ветхой деревянной кладбищенской церкви преподобного Онуфрия Великого, существовавшей с 1666 года, было начато строительство новой, каменной.
В том же году за озером Перт была основана пустынь, названная Макариевской (возможно, пустынь была известна уже с XVI в. [17. Л. 101]). «Позже на основе устроенного здесь воскобелильного завода были оборудованы оранжереи и парники с подземным подогревом почвы, где, по словам очевидцев, вызревали арбузы, дыни, персики. В конце столетия благоприятные климатические и почвенные условия позволили устроить здесь ботанический сад, в котором было акклиматизировано довольно большое количество растений» [51. С. 140].
1823
Построен восточнее Спасо-Преображенского собора, против алтаря Архангельского придела «в связи с иконописными келлиями двухэтажный большой каменный флигель».
Построена «за монастырем на северо-западной стороне, близ морского залива, новая деревянная гостиница (Петербургская) о двух этажах с коридорами и чуланами длиною на 12 сажен (около 26 м)».
Архимандрит Макарий II с братией пожертвовали на выкуп греков, плененных турками, «645 рублей да жемчугу 50 золотников» [4. С. 143].
1824
12 июня освящена вновь построенная каменная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище.
В сентябре у селения Лопшенга разбило бурей монастырскую ладью «Преподобный Зосима», шедшую из Архангельска в Соловецкий монастырь. «Люди и груз спасены, а поврежденная ладья на том же месте зимою исправлена и приведена весною в монастырь» [4. С. 144].
1825
В течение года были изданы подготовленные стараниями архимандрита Макария книги: «1) “Жития и чудеса преподобных отец Зосимы и Савватия”; 2)“Служба на перенесение мощей сих преподобных отец августа в 8-й день”; 3) “Описание Соловецкого монастыря” гражданской печати, вкратце».
В том же году отослано из монастыря в Святейший Синод 810 рублей, пожертвованных настоятелем и братией «на искупление пленных греков» [4. С. 144].
22 ноября скончался архимандрит Макарий, управлявший Соловецкой обителью 6 лет, 1 месяц и 18 дней. Похоронен у алтаря с левой стороны кладбищенской церкви во имя преподобного Онуфрия Великого.
4 декабря того же года скончался бывший настоятель соловецкий архимандрит Паисий, пребывавший в обители на покое с 1819 года. Похоронен у Онуфриевской церкви по левую сторону алтаря [3. С. 210].
1826
4 апреля митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом был посвящен во архимандриты соловецкие игумен Новгородского Кириллова монастыря Досифей (Немчинов), постриженник соловецкий.
В том же году в соловецком доке начато строительство двух больших морских трехмачто-вых кораблей «Святитель и чудотворец Николай» и «Преподобный Савватий» [4. С. 145].
В том же году стараниями архимандрита Досифея II по благословению Святейшего Синода началось восстановление Голгофо-Распятского скита на острове Анзер, «туда постоянно стал назначаться из состава соловецкой братии опытный в иноческом делании монах, в качестве строителя и руководителя, под ведением которого и состояла немногочисленная братия скита» [52. С. 34].
1827
Перестроена каменная двухэтажная кожевенная кладовая у монастырской тюрьмы: «Верх сего строения занимает караульный офицер, а внизу помещаются нижние чины воинской команды». Отремонтирован трехэтажный Наместнический келейный корпус.
«С острова Большой Муксалмы на Малый, через два морские пролива, сделан каменный глухой мост (валунная дамба) для перегонки на пастбище монастырского рогатого скота, в длину более 120 (256 м), а в ширину до 3 саженей (до 6,4 м)» [4. С. 149].
1828
Под руководством архимандрита Досифея II на горе Голгофе (в Голгофо-Распятском скиту на о. Анзер) возводится «пятиглавая каменная церковь во имя Распятия Господня в высоту мерою 15 печатных сажен, в длину с папертью, сенми и двумя келлиями тож 15 сажен (около 32 м); на оную церковь пошло кирпичу до 220 тысяч… При оном строении находилось рабочих более ста человек, работа вся продолжалась в течение нынешнего года. Церковь кончена. Главы и купола чешуею покрыты, а под паперть и келлии фундамент под цоколь выложен.
В Анзерском (Свято-Троицком) скиту выстроен для гостиницы большой двухэтажный деревянный дом в длину 8 сажен, а в ширину 3 сажени и 2 аршина (17,5х8 м). От Анзерского скита на Голгофу устроена новая дорога расстоянием на четыре версты» [53. Л. 5–6 об.].
«Сделана в монастыре большая медная водосвятная чаша мерою в 50 ведер, наподобие церковного потира, весом с крышею 11 пудов (180 кг)» [4. С. 150–151].
В том же году на Соловках побывал известный журналист и издатель «Отечественных записок» Павел Петрович Свиньин, опубликовавший отчет о своем путешествии и описание Соловецкой обители [54].
1829
Расписана церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.
В монастырском доке отремонтирована шхуна № 1 полярной экспедиции М. Ф. Рейнеке, потерпевшая крушение на рифах у Троицкого мыса острова Анзер [55. С. 21].
На остров Большая Муксалма перенесена разобранная старая (1666 г.) деревянная кладбищенская церковь преподобного Онуфрия, материал которой был использован для подновления расположенной там часовни святого Власия (в 1870-е годы часовня была перенесена на остров Малая Муксалма и освящена в честь Рождества Христова. В настоящее время используется под жилье сезонных рабочих) [56. С. 16].
В сентябре указом Святейшего Синода было дозволено «иметь на собственном монастырском содержании сверх положенных по штату в Соловецком монастыре еще 26 человек больничных монашествующих» [4. С. 152].
1830
В Спасо-Преображенском соборе около двух четырехугольных столпов, поддерживающих своды, устроены резные позолоченные иконостасы с колоннами и балдахинами, а под ними с западной стороны поставлены два старинных чудотворных образа Божией Матери: на правом столпе икона Богородицы, именуемая «Сосновской», «явившаяся в древнее время при морской губе сего имени на острове Соловецком», а на левом столпе – икона, именуемая «Хлебенной», «явившаяся святителю Филиппу в бытность его на послушании в хлебопекарной службе» [6. С. 236].
На кирпичном заводе построен деревянный дом для рабочих. Отремонтировано здание монастырской тюрьмы.
9 сентября архимандрит Досифей письмом к обер-прокурору Синода просит приостановить ссылку арестантов на Соловки [23. С. 122].
13 сентября архимандритом Досифеем II была освящена новая каменная церковь в честь Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер.
24 октября освящен теплый придел Успения Пресвятой Богородицы в трапезной храма Распятия Господня [4. С. 149–150].
1831
24 января за старание и попечение о возложенной должности император Николай I наградил настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Досифея II орденом Святой Анны 2-й степени.
Бывшие пороховые погреба близ Сельдяных ворот переделаны в монастырские келлии и надстроен третий этаж. В северной части монастыря пристроен к портной и сапожной мастерским двухэтажный келейный корпус для работников. Пристроен к прачечному корпусу каменный покой с сенями. На конном дворе к востоку от монастыря выстроен каретный двухэтажный сарай длиной в 11 сажен (около 24 м) [4. C. 154–155].
В этом же году эпидемия холеры «свирепствовала по всему Беломорью, в городах Архангельске, Онеге и Кеми с их уездами, но соловецкие иноки по молитвам чудотворцев Зосимы и Савватия были от нее избавлены» [3. С. 144].
В 1870-е годы часовня была перенесена на остров Малая Муксалма и освящена в честь Рождества Христова. В настоящее время используется под жилье сезонных рабочих.
1832
Перестроена старая ризница, а над ней (в третий этаж) построена заново каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца о пяти главах. В Исааковой пустыни построен новый двухэтажный бревенчатый дом для рыболовов и сенокосцев.
1833
В Голгофо-Распятском скиту, на южном склоне горы, построены «двухэтажные каменные келлии, квадратом <со стороной> 5,5 сажен (11,7х11,7 м). В верхнем этаже устроены поварня и братская трапеза. На скате с востока – выстроены двухэтажные деревянные келлии на каменном фундаменте, длиной и шириной 5 сажен 2 аршина (12 м). На скате с севера выстроена новая деревянная гостиница (для трудников) со двором (конюшней) длиною 10, шириною 4 сажени (21,6х8,6 м)» [6. С. 381].
Издан в типографии Московского университета «Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. Издание третие. Вновь исправленное и пополненное из архивных монастырских дел и старинных документов трудами настоятеля сего монастыря архимандрита и кавалера Досифея для удовольствия благоговейных почитателей обители сея» [4].
1835
В июнеСоловецкие острова посетил путешественник Яков Николаевич Озерецковский, напечатавший в этом же году путевые заметки о плавании по Белому морю [91].
В том же году у конного двора построен Германовский двухэтажный деревянный корпус для проживания работников и трудников [51. С. 111].
1836
Опубликовано «Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» в трех частях [6; 21] – фундаментальное описание обители, включающее в себя множество архивных документов. Книга создавалась под руководством архимандрита Досифея II, помогал настоятелю в трудах по обзору соло-вецкого архива ссыльный учитель Новоторжского приходского училища Василий Воскре-сенский, принявший в 1841 году монашеский постриг с именем Кассиан [14. С. 356].
Архимандрит Досифей II перемещен в Задонский монастырь Воронежской епархии [5. С. 63–64].
8 марта соловецким настоятелем назначен архимандрит Иларий, из настоятелей Задонского Богородицкого монастыря.
В том же году «устроена вновь мельница верхняя и нижняя внутри монастыря вместо ветхой для молотьбы муки, круп, солоду, толчения коры, мелу и валяния сукна. Для нее сделана была за монастырем на Святом озере плотина, от которой проведено под землей на 50 сажень к самой мельнице водяное русло из толстых сосновых брусьев, шпунтовой работы с прокладкой войлоком на смоле, проконопаченное пенькою с залитием варом, а по бокам русла сделаны по местам каменные простенки» [55. С. 60].
Закончено строительство деревянной двухэтажной Архангельской гостиницы для паломников на южном берегу гавани Благополучия, у монастырского кладбища [51. С. 99].
1838
Иеромонах Новгородского Юрьева монастыря Арсений пожертвовал в Свято-Троицкий Анзерский скит, в каменную часовню над могилой преподобного Елеазара, раку медную посеребренную на ножках, с чеканным изображением.
Летом Соловецкий монастырь посетил Игнатий, епископ Олонецкий, затем владыка Донской и Новочеркасский, в прошлом – библиотекарь Петербургской духовной академии. Он изучал рукописи, хранившиеся в Соловецкой обители, а затем издал список 1378 старинных книг, в том числе 978 рукописей [93].
В том же году кожевенная кладовая в Северном дворике монастыря переоборудована под квартиру офицера и казарму солдат, охраняющих острог [23. С. 24].
В слободе к востоку от монастыря, на берегу Святого озера, построен двухэтажный деревянный Филипповский Дрововозный корпус для проживания работников и трудников, занимающихся заготовкой дров [51. С. 111].
1839 На острове Большая Муксалма сооружен пруд и валунная баня со скотопойней, на острове Малая Муксалма «для промышленников тюленьих поставлена баня и амбар под припасы» [56. С. 17].Обустраивается хозяйство Новой Сосновой тони.
1841
Закончено строительство деревянной двухэтажной Петербургской гостиницы для паломников на холме к северу от гавани Благополучия [51. С. 99].
В древней кузнице у Святого озера возведен второй этаж с восемью кельями для проживания трудников [51. С. 109].
1842
Архимандрит Иларий по указу Синода перемещен в Задонский Богородицкий монастырь.
23 июля поручено временно управлять монастырем наместнику обители, иеромонаху Димитрию, постриженнику соловецкому.
В том же годупо проекту архитектора Щедрина в здании соловецкой тюрьмы (Иконописном корпусе) был надстроен третий этаж [23. С. 125].
1843
Летом начато строительство нового сухого дока взамен обветшавшего деревянно-валунного, существовавшего в обители с 1801 года. Проектировал и возглавлял строительные работы соловецкий монах Григорий, который исправлял в монастыре должность эконома [55. С. 80].
22 октября наместник монастыря иеромонах Димитрий возведен в сан игумена епископом Архангелогородским Георгием [3. С. 210].
1844
6 марта в московском Симоновом монастыре скончался бывший настоятель и постриженник соловецкий архимандрит Досифей II (Немчинов).
Летом Соловецкую обитель посетил великий князь Константин Николаевич.
16 июня «в 7 часов утра великий князь, прибыв в Соловецкий монастырь, после молебна в Зосимо-Савватиевской церкви слушал литургию в Преображенском соборе, а после был в братской трапезе и осматривал обитель со всеми ее хозяйственными заведениями».
17 июня «в 6 часов утра ездил в скиты: Троицкий и Голгофо-Распятский на Анзерском острове. Возвратясь оттуда в 4 часа пополудни, после молебна в Преображенском соборе, великий князь отправился в Архангельск» [3. С. 145].
31 августа того же года в архимандрита соловецкого был произведен настоятель обители игумен Димитрий.
В сентябре было закончено строительство дока, в него для зимовки были введены две большие мореходные ладьи и более мелкие морские суда [55. С. 82].
1845
8 сентября скончался подвижник соловецкий, монах Памфил. Многие годы прожил он в Филипповой пустыни в послушании у старца схимонаха Герасима. «Неоднократно он видел явление церкви на том месте, где впоследствии была построена церковь в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”. Вся его жизнь была непрерывным подвигом молитвы и труда, от которого он успокоился сном смерти» [1. С. 180–181].
14 ноября в Задонском Богородицком монастыре скончался настоятель Иларий, ранее бывший архимандритом Соловецкой обители. «При нем было напечатано в Московской синодальной типографии житие преподобных Зосимы и Савватия в 2400 экземплярах, а служба им – в 1200 экземплярах» [8. С. 248].
1846
Летом в Соловецкой обители побывал писатель Софронов. Он сообщал, что в монастыре «иеромонахов 27, иеродиаконов 17, монахов 48, на покое 5, послушников и бельцов 90, штатных служителей 24, временно живущих по усердию для разных работ трудников 219, вольнонаемных работников 155, всего же проживающих в обители – до 587 человек».
Число паломников за год достигало 8000 человек [57. С. 6].
1847
23 сентября Свято-Троицком Анзерском скиту скончался подвижник соловецкий иеросхимонах Иероним (в миру Иерофей Лукин). «Он имел увлекательный дар слова и редкую силу убедительности; советы его были особенно полезны для боримых помыслами и смущаемых совестию. Наставления его, основанные на опыте, были истинным врачевством духовным» [1. С. 185].
1848
28 октября в возрасте 108 лет почил о Господе соловецкий подвижник схимонах Герасим.
Более двадцати лет провел он на Соловках в подвигах отшельнической жизни. «Глубоко назидательны были его беседы о подвижничестве, дышавшие редкой простотой и состоявшие в кратких изречениях» [1. С. 179].
1851
По ходатайству архимандрита Димитрия «правительство пришло к заключению, что существовавшее до сего времени воспрещение монастырю перевозить богомольцев в обитель и обратно было стеснением прав монастыря и поводом к обращению в частную промышленность». Было разрешено перевозить паломников на собственных судах Соловецкой обители [3. С. 171].
«Монастырь обзавелся десятком богомольческих судов по типу беломорских “тресковых”. Представьте себе небольшое судно с палубой и одной мачтой, увенчанной золотым крестом. Для устойчивости при морских волнениях на дно его погружается некоторое количество булыжника, кое-как закрепленного и прикрытого досками, на которых и размещались пассажиры с прилучившимся грузом.
Судно, наполненное невзыскательными паломниками в числе 150–200 человек, смело пускалось в бурное Белое море, отдавалось произволу волн и подвергалось всяческим испытаниям. При попутном умеренном ветре оно, отправившись из Архангельска, достигало Соловецких островов за сутки с небольшим, но при противном ветре или при большом волнении приходилось укрываться около попутных островов и там в безопасности коротать время иногда целыми неделями. Пассажирам в это время приходилось терпеть холод и голод» [58. С. 753].
1852
19 августа на Соловецком подворье в Архангельске скончался настоятель Соловецкой обители архимандрит Димитрий, известный своим попечением о благоустроении монастыря и управлявший обителью десять лет. Похоронен он у стен Спасо-Преображенского собора [3. С. 210].
1853
10 июня в возрасте 76 лет скончался соловецкий подвижник старец Наум, 62 года трудившийся на благо Соловецкой обители. Похоронен он за алтарем Спасо-Преображенского собора, близ усыпальницы преподобного Зосимы [1. С. 173].
3 августа в настоятели соловецкие был поставлен архимандрит Александр (в миру протоиерей архангельского Соломбальского морского военного собора Андроник Павлович). «Промысл Божий, управляя судьбою обители Соловецкой, поставил в настоятели в это время такого мужа, который большую часть жизни провел между военными людьми. Соловецкой обители угрожало нападение врагов, восставших на Россию в 1853 году» [8. С. 250–251].
1854
«Английские военные корабли неустанно бороздили хмурые воды Белого моря, пытаясь помешать плаванию русских купеческих кораблей, а если возможно, то захватить Архангельск и Соловецкие острова.
6 июля два трехмачтовых шестидесятипушечных фрегата “Бриск” и “Миранда” появились на рейде у бухты Благополучия и встали против расположенной на берегу двухпушечной батареи, скрытой за скалистым пригорком. На кораблях подняли переговорные флаги.
Монахи, понятия не имевшие и не знавшие о таком способе переговоров, безмолвствовали.
Англичане, чтобы привлечь внимание, произвели три выстрела, наши ответили двумя. Тогда англичане неожиданно открыли огонь по монастырю – на него градом полетели бомбы и ядра. Монастырские пушки не могли открыть огонь. Их бомбы могли попасть в береговых пушкарей. Фрегат “Миранда” приблизился к острову, ведя сильный огонь. Улучив момент и хорошенько прицелившись, пушкарь береговой батареи метким выстрелом угодил в “Миранду” и пробил борт корабля. После стрельбы, продолжавшейся целый час, фрегат “Миранда” отошел за мыс и начал у всех на виду ремонтироваться».
7 июля «в 5 часов утра от фрегата “Бриск” отошла шлюпка с белым флагом. Она доставила на берег письмо, в котором командир английской эскадры капитан Эрасмус Оммани ультимативно потребовал немедленной сдачи гарнизона Соловецкой крепости. При отказе Оммани грозил уничтожить монастырь, превратить его в груду дымящихся развалин. Вестовой на лодке повез ответ английскому командиру. Ответ гласил: “Так как в монастыре гарнизона нет, то и сдаваться, как военнопленным, некому”. Далее следовала подпись “Соловецкий монастырь”.
В монастыре зазвонили колокола, во всех его соборах и церквах начались молебны. По Большому монастырскому двору пошел крестный ход. В то же время монахи и воины-ветераны хлопотали у стареньких пушек. Положение было тяжелое. Против 120 новых усовершенствованных английских орудий, стрелявших 96-фунтовыми и трехпудовыми снарядами, монастырь располагал только 10 исправными старинными пушками, из которых два века тому назад стреляли еще по шведам. И в живой силе у англичан было почти пятикратное превосходство.
Англичане открыли ураганный артиллерийский огонь по монастырю. Рокочущий гул выстрелов и свист ядер смешались с колокольным звоном. Бомбы с оглушительным грохотом разрывались возле стен Соловецкого монастыря и на монастырских дворах. Они отскакивали от могучих гранитных стен, не причиняя им вреда. С неба падал настоящий огненный град. Бомбы падали и в море и, перелетев через монастырь, в Святое озеро. Озеро, говорят, кипело от ядер. Ветра не было – стоял полнейший штиль. Густой едкий пороховой дым непроницаемой тучей повис над английскими кораблями, заволакивая и скрывая от них цель.
Пока враги обстреливали монастырь, за его восточной стеной, спрятавшись в кустах за огромными валунами, притаились крестьяне, монахи, богомольцы, странники – все застигнутые военной грозой около монастыря. Сидели кто с топором, кто с бердышом, кто с дубинкой, а кто и просто с тяжелым камнем, готовые в любую минуту броситься на врагов.
Они ожидали высадки врага на остров. Но десанта не последовало. Англичане боялись схватиться с русскими в рукопашном бою. Они предпочитали обстреливать монастырь с далекого расстояния, находясь в полной безопасности.
Девять с лишним часов продолжался ожесточенный обстрел Соловецкого монастыря. И когда наконец пороховой дым рассеялся, англичане с изумлением увидели вместо ожидаемых развалин – стены, башни и соборы Соловецкого монастыря, целехонькие и невредимые, по-прежнему спокойно отражающиеся в зеркальной глади бухты Благополучия; конечно, кое-какие повреждения были, но очень незначительные. По признанию самих англичан, этим количеством снарядов можно было бы разрушить по крайней мере шесть городов!
Около 5 часов после полудня, когда канонада, продолжавшаяся девять часов, начала утихать, пролетело со свистом 96-фунтовое ядро по направлению к Преображенскому собору, пробив стену и верхнюю часть образа “Знамения” Пресвятой Богородицы, стоявшего над западным входом в Преображенский собор; ядро с шумом упало на землю. Это был последний неприятельский выстрел, следы которого доселе остаются на святой иконе Царицы Небесной.
Страшный день между тем близился к концу, дым выстрелов мало-помалу рассеялся, и солнце тихо клонилось к западу. Никто не спал в эту ночь: все ожидали на другой день нового нападения, готовились к страшному событию молитвой, постом и слезами».
8 июня «в 3 часа ночи во всех храмах совершались литургии, после чего все собрались у мощей преподобных на молебен; после же молебна был крестный ход по галерее крепости. Сквозь амбразуры можно было видеть действия неприятеля – фрегаты уже дымились; все ожидали новых ужасов канонады, но неприятель, снявшись с якоря, медленно стал удаляться.
“Бриск” и “Миранда” отошли к Большому Заяцкому острову. Они обстреляли его и, не услышав ответных выстрелов (на острове были только два старика, сторожившие церковь), высадились на остров, разбили топорами дверь Андреевской церкви, сломали церковную кружку, разбросали медные деньги, украли три маленьких колокола и несколько серебряных вещей. Затем английские корабли удалились в море, не рискуя больше оставаться около монастыря. Они еще долго разбойничали на поморских землях.
Как только неприятель скрылся из виду, обрадованные иноки совершили молебен посреди монастырской ограды перед образом “Знамения” Божией Матери, пробитым выстрелами неприятеля. Спасение обители поистине было дело чудесное».
«Обстрел Соловецкой обители вызвал возмущение в Англии. “Подвиги” фрегатов “Бриск” и “Миранда” опозорили английский флот и нанесли тяжелый удар по его престижу. За поражение под Соловецким монастырем капитан Эрасмус Оммани был с позором разжалован и снят с должности.
Архимандрит Александр, организовавший в эти критические дни оборону Соловецкого монастыря, вместе с особо отличившимися пушкарями, воинами-инвалидами и монахами были награждены орденами за проявленные хладнокровие, храбрость и отвагу.
В память о героической обороне монастыря монахи собрали все неразорвавшиеся бомбы (их оказалось 212), множество осколков и из них сложили три пирамиды, окружив их решетчатой оградой» [59. С. 89–93; 3. С. 148–167].
В том же году были построены: 1) новая каменная часовня во имя святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, на месте захоронения 112 воинов, павших при осаде монастыря в XVII веке; 2) новые каменные часовни во имя преподобных Зосимы и Германа, Соловецких чудотворцев, на месте их первоначального жительства в 1436 году; 3) часовня деревянная во имя святого благоверного князя Александра Невского в Макариевской пустыни [8. С. 111–114].
3 ноября скончался подвижник соловецкий, пустынник схимонах Никодим, проживший 17 лет в одиночестве [1. С. 192–193].
1855
16 июня, «на следующий год после нападения на Соловецкий монастырь и безуспешной бомбардировки его, английская военная эскадра вновь появилась у Большого Заяцкого острова. Группа моряков с кораблей высадилась на остров и похитила дюжину пасущихся здесь баранов. Неприятель нуждался в свежем провианте, в монастырь было послано требование выдать скот. Настоятель отказал, но, опасаясь новой бомбардировки, предложил командующему эскадрой встретиться на берегу для переговоров».
22 июня переговоры состоялись на побережье в отдалении от монастыря. Место это вскоре было обозначено памятным «Переговорным камнем» с высеченной надписью: «Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архимандрита Александра с английским офицером Антоном Н… по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков.
После переговоров, благополучных для обители, настоятель, возвратясь в мон. в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 часа. В эту неделю три дня пост строгий был в обители и скитах, и Господь в это лето не допустил воюющим нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854-м. Начальник английской эскадры за неотдачу быков послал через монаха Мемнона с Большого Заяцкого острова настоятелю пулю пистолетную в медной трубочке, которая хранится в ризнице монастырской» [60. С. 137–138; 8. С. 100].
23 июня скончался подвижник соловецкий, схимонах Зосима. «Вся монастырская жизнь Зосимы, происходившего из чудского племени, протекла в неутомимых трудах, строгом воз-держании и примерном нестяжании. Во всю 47-летнюю жизнь в обители летом он трудился в звериной и рыбной ловле на тонях Троицкой и Кирилловской, а зимою занимался вязанием сетей. Оставшееся после него имущество состояло в одном только поясе» [1. С. 182–183].
Построена каменная Чудо-Просфорная часовня на месте старинной деревянной на Царской пристани у Святых ворот обители.
1856
При попечении архимандрита Александра построены часовня во имя всех Соловецких святых в Новой Сосновой тоне и часовня в монастыре в честь образа «Знамения» Божией Матери, где хранилась чудотворная икона, пробитая ядром во время бомбардировки монастыря англичанами в 1854 году.
26 августа освящена вновь построенная деревянная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Филипповой пустыни.
Сооружен «Переговорный камень» на месте состоявшихся в 1855 году переговоров архимандрита Александра с англичанами и многочисленные мемориальные знаки в других местах острова в память событий 1854–55 годов.
В том же году Соловки посетил известный писатель Сергей Васильевич Максимов, описавший свое путешествие в книге «Год на Севере» [82].
1857
У подножия Секирной горы построена каменная часовня в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на месте, где ангелы Господни высекли жену рыбака во времена вселения преподобных Савватия и Германа на Соловки.
22 августа архимандрит Александр после четырехлетнего управления обителью был возведен в сан епископа Архангельского и Холмогорского.
25 сентября в возрасте 82 лет скончался иеросхимонах Матфей, подвижник соловецкий.
«По вступлении в монастырь сперва проходил должность пономаря, потом, как опытный в торговых делах, был сделан закупщиком, а по принятии священства был определен на должность казначея… В 1849 году он постригся в схиму и с того времени оставил священнослужение. Все настоятели обращались к нему с уважением и пользовались его опытностью и благоразумием, а братия смотрела на него как на образец подвижничества» [1. С. 174–176].
5 октября настоятелем монастыря временно назначен Мелхиседек, постриженник соловецкий, из настоятелей Антониева Сийского монастыря [3. С. 211].
1858
Летом Соловецкую обитель посетил государь Александр II в сопровождении епископа Архангелогородского Александра (Павловича).
20 июня в 11 часов вечера государь прибыл к Соловецкому острову. Государь отстоял молебен у рак преподобных Зосимы и Савватия, затем осмотрел монастырь и следы бомбардировки неприятельской эскадрой, посетил гостиницу за монастырем и часовни, Успенский собор и трапезную, воинские казармы и арестантские помещения. Государь пожаловал золотую лампаду к раке преподобного Зосимы, покров шитый по бархату золотом на раку преподобного Савватия и 2000 рублей на построение придельного храма во имя святого князя Александра Невского.
21 июня в половине пятого утра государь был на литургии в церкви преподобных Зосимы и Савватия, затем поклонился мощам преподобных Германа и Иринарха в их часовнях. Посетив усыпальницу святителя Филиппа, государь отправился на пароход, который в 6 часов утра отошел от острова [1. С. 169–170].
В том же году в память посещения государя Александра II на Царской пристани перед Святыми вратами была построена каменная восьмигранная часовня в честь благоверного князя Александра Невского.
1859
17 мая скончался подвижник соловецкий, схимонах Адам. Похоронен на монастырском кладбище, на плите надгробной выбита надпись: «Под сим камнем покоится прах 87-летнего старца схимонаха Адама, блаженного трудника святыя обители сея, скончавшегося 1859 года 17 мая, в смирении проведя здесь 35 лет» [1. С. 198–199; 61. С. 10].
24 августа по указу Святейшего Синода настоятелем Соловецкого монастыря определен архимандрит Порфирий, из настоятелей Спасо-Елеазаровского второклассного монастыря Псковской епархии, окончивший Киевскую духовную академию со степенью кандидата. Архимандрит Мелхиседек возвращен в Антониев Сийский монастырь [5. С. 75].
В течение двух летних месяцев «выстроен вчерне» по проекту архитектора Шахларева каменный Троицко-Зосимо-Савватиевский собор. «В построении этого храма принимали личное участие не только большинство братии, не исключая старейшей, но и сам настоятель» [3. С. 186].
В том же году в подклете под Братской трапезной устроена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы «на том месте, где явилась святителю Филиппу икона Божией Матери, называемая “Запечною”» [8. С. 61]; «На своде Филипповской церкви устроена церковь “Знамения” Пресвятой Богородицы в память избавления обители в 1854 году от нападения англичан» [3. С. 187–188].
Начато строительство каменной трехэтажной Преображенской гостиницы у гавани Благополучия.
15 декабря по инициативе архимандрита Порфирия открыто училище для мальчиков-годовиков и трудников [3. С. 173].
1860
25 мая скончался Иван Васильевич Сорокин, «государственный крестьянин Калужской губернии, который жил на земле 78 лет, но, собственно, считал в своей жизни настоящими только 38 дней. Он большую половину жизни провел за границей, в Белокриницком раскольническом убежище, где был пострижен с именем Ираклий. Когда он прибыл на родину для свидания со своими, его арестовали и препроводили в Соловецкий монастырь под строжайший надзор для увещаний и вразумлений в его заблуждениях.
10 лет он прожил в соловецком остроге, не трогаясь никакими убеждениями, но затем раскаявшись, почил с миром, пребыв в числе монастырских послушников 38 дней» [1. С. 203–205].
В том же году настоятелем Соловецкой обители архимандритом Порфирием освящен новый каменный храм во имя преподобного Германа, Соловецкого чудотворца, построенный под Свято-Троицким собором на месте старой деревянной часовни.
Освящена вновь построенная каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Савватиевском скиту.
8 сентября освящен вновь построенный деревянный корпус училища и общежития для детей-годовиков [3. С. 174].
По проекту архитектора Шахларева начато строительство двухэтажной каменной церкви в честь Вознесения Господня на Секирной горе [3. С. 197].
1861
Оштукатурены стены Спасо-Преображенского собора и на средства, пожалованные государем Александром II, начата роспись стен и сводов храма масляными красками.
В Троицком Зосимо-Савватиевском соборе установлен позолоченый резной иконостас, иконы к которому написаны мастерами Троице-Сергиевой лавры под руководством художника иеромонаха Симеона. «В храме престолы: а) главный – во славу Святой Троицы, б) на правой стороне – во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, где почивают святые мощи их в раках, в) на левой – во имя святого благоверного князя Александра Невского» [3. С. 186].
В том же году монастырем был приобретен грузовой пароход «Волга», который зимой был перестроен в доке обители для перевозки пассажиров и получил имя «Вера».
1862
С открытием навигации первый монастырский пароход «Вера» начал перевозить паломников и грузы.
Закончено строительство храма на горе Секирной с приделами: в первом ярусе – в честь чуда архистратига Михаила в Хонех; во втором – в честь Вознесения Господня. В третьем ярусе располагалась колокольня, которую венчал морской маяк [8. С. 66, 95].
15 августа в первый рейс из монастыря в Архангельск отправился построенный силами братии и трудников монастыря «под руководством комендора Егора Коншина» пароход «Надежда» [62. С. 39].
Учреждено монастырское училище для богомольцев-трудников всех возрастов. «В училище желающие обучались кто живописи, кто столярному, малярному, прядильному и сапожному мастерству, другие изучали слесарное, портное, поварское, просфорное и хлебенное мастерство. Эти знания, получаемые в училище, конечно, оказывались весьма пригодными впоследствии» [8. С. 253].
1863
К западу от Спасо-Преображенского собора «закончена строением и освящена каменная одноярусная колокольня «Царская». В ней только один колокол в 72 пуда (1180 кг) «Благовест-ник», пожалованный в обитель благочестивейшим государем императором Александром Николаевичем в память бомбардирования в 1854 году. Этот колокол вылит из украшений, которые были при погребении в Бозе почившего императора Николая I. Внутри колокольни сложены чугунные бомбы, ядра и гранаты, собранные в обители и вокруг нее в 1854 году после бомбардирования, и по сторонам – две небольшие 3-фунтовые пушки, бывшие тогда в действии» [3. С. 188].
В Спасо-Преображенском соборе закончены росписи стен: «На южной стороне – избиение вифлеемских младенцев, на западной – справа Страшный суд и Нагорная проповедь Спасителя, слева – укрощение бури и грешная жена, на северной – омовение ног на Тайной Вечере и Спаситель на Голгофе. Эти семь изображений составляют нижний ряд на трех стенах, но выше к своду есть еще четыре ряда изображений. Во втором ряду изображены: а) Рождество Христово, б) Богоявление Господне, в) Воскресение Господне, г) Преображение Господне, д) уверение святого апостола Фомы, е) Иисус Христос в багряной ризе и терновом венце, изведенный Пилатом к народу. В третьем ряду: а) бегство в Египет, б) святой Иоанн Предтеча, в) блудный сын в объятиях отца, г) Мария Магдалина, припадающая к ногам воскресшего Христа, д) двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме среди учителей. В четвертом ряду на своде: а) Благовещение Пресвятой Богородицы, б) Рождество святого Иоанна Предтечи, в) посещение Святой Девой Марией праведной Елизаветы, г) искушение Спасителя от диавола в пустыне.
В куполе изображены святые ангелы с орудиями страданий Спасителя и вверху – Бог Саваоф» (чудесные росписи собора были расстреляны в 1940-х годах, во времена расположения на Соловках Учебного отряда Северного флота. До наших дней сохранилось лишь изображение лика Вседержителя в куполе храма) [3. С. 185–186].
1864
9 января, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, состоялось торжественное освящение обновленного Спасо-Преображенского собора [119. С. 495].
В том же году закончено строительство каменной трехэтажной Преображенской гостиницы у монастырского причала.
1865
17 мая распоряжением Святейшего Синода «управление монастырем, доселе сосредоточивавшееся в лице настоятеля, вверено учрежденному Собору из следующих лиц: настоятеля в качестве председателя, наместника, казначея, благочинного, ризничего и духовника.
Учреждаемый при Соловецкой обители Собор, равно как и сама обитель, по-прежнему оставлены в ведении Московской конторы Святейшего Синода» [3. С. 174].
26 июня в Архангельске скончался архимандрит Порфирий.
26 сентября настоятелем Соловецким поставлен архимандрит Феофан, из настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря [3. С. 211].
1866
Архимандрит Феофан по просьбе епископа Вологодского Христофора направил на восстановление Стефано-Ульяновской пустыни в Зырянской земле иеродиакона Феофилакта, иноков Феодосия и Амвросия под руководством иеромонаха Матфея (бывшего 10 лет наместником Соловецкого монастыря), который стал настоятелем возобновляемой обители (ныне подвижники прославлены в лике местночтимых преподобных Стефано-Улиановских). «Опыт, труды и усердие прибывших соловчан подняли благосостояние запустевшего монастыря до цветущего состояния» [3. С. 174, 214].
Летом завершено строительство циклопической дамбы через морской пролив Железные Ворота между Соловецким и Муксаломским островами. Многотонные камни обрабатывались на юго-западном побережье Муксалмы. Кроме трудников и монахов, на сооружении дамбы работали по найму до 400 зырян. Работа велась под руководством крестьянина Холмогорского уезда Федора Ивановича Соснина, в 1867 году принявшего монашеский постриг с именем Феоктист [56. С. 17].
1867
С 29 апреля по указу Священного Синода «монастырь стал отчислять из своих средств ежегодно по 2000 рублей на содержание духовно-учебных заведений Архангельской епархии» [5. С. 75].
1870
26 мая скончался подвижник соловецкий, схимонах Иоанн, 95 лет от рождения. Он прожил в обители 43 года, долгое время нес послушание закройщика, а потом – рухольного. В 1842 году принял пострижение в схиму и с этого времени более 20 лет жил в Филипповой пустыни в строгом воздержании, безмолвии и молитве. Последние годы жизни он жил в монастырской больнице, но и вне пустыни он не оставил пустынного образа жизни. К церковному же богослужению, несмотря на преклонный возраст, ходил неопустительно почти до самой кончины [1. С. 194–195].
5–8 июля Соловецкую обитель посетил великий князь Алексей Александрович. «Он прибыл в монастырь из Архангельска с эскадрою паровых судов (“Варяг”, “Жемчуг”, “Секстант”) в предшествии монастырского парохода “Вера”, показывавшего эскадре путь.
В Преображенском соборе великий князь слушал Божественную литургию. После литургии августейший богомолец вошел в Троице-Зосимо-Савватиевский собор, где был отслужен настоятелем соборне молебен преподобным Зосиме и Савватию перед их мощами. В знак признательности его высочество пожаловал монастырю 1000 рублей, а на следующий год прислал в монастырскую школу детям много книг, карты и глобус» [3. С. 175].
1871
21 августа в Соловецкой обители скончался архимандрит Феофан. При нем построен каменный трехэтажный корпус, примыкающий к келарской палате, на третьем этаже кото-рого была размещена Иконописная школа [5. С. 75].
Настоятелем обители был определен архимандрит Феодосий, из настоятелей Покровского монастыря в Москве, будущий епископ Михайловский.
1872
Летом на Соловках с паломнической поездкой побывал известный русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко, который затем издал книгу «Соловки» с описанием паломничества и жизни обители [67].
1873
По проекту архангелогородского архитектора Г. Кармина начато строительство каменной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на острове Большая Муксалма. Деньги на строительство пожертвовал купец Михаил Иванович Шапошников из города Починок Нижегородской губернии [3. С. 198].
1874
Архангельское общество оказания помощи при кораблекрушениях обратилось к настоятелю Соловецкой обители архимандриту Феодосию с просьбой об устройстве на острове Анзер силами монастыря спасательной станции «у опасных Троицких стамиков» [51. С. 189–190].
1875
В рыболовной тоне на северном берегу осторова Анзер устроена спасательная станция Архангельского окружного правления «Общества подания помощи при кораблекрушениях».
Троицкая спасательная станция содержалась на средства Соловецкой обители. «Команда ее комплектовалась преимущественно молодыми здоровыми крестьянами из богомольцев-годовиков. Спасатели размещались в особом доме, в двух просторных смежных комнатах.
Рядом с домом располагалась небольшая часовня во имя Святой Троицы. «Общество подания помощи при кораблекрушениях» предоставило Троицкой Анзерской станции самовыпрямляющийся двухмачтовый десятивесельный вельбот системы Форреста, сделанный из красного дерева и дуба» [62. С. 43].
1876
«Окончен строением каменный одноэтажный храм на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» [56. С. 17].
В том же годуокончена роспись «иконной живописью на масле» стен Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, продолжавшаяся три года на средства, пожертвованные купцом М.И. Шапошниковым [8. С. 54; 3. С. 176].
Летом на Соловках были проведены первые гидрологические и биологические исследования. Природу архипелага изучала «Беломорская экспедиция», организованная Обществом естествоиспытателей Петербургского университета, в следующем составе: профессор Н. П. Вагнер – начальник экспедиции, ученые А. В. Григорьев и К. С. Мережсковский, студент Андреев.
1878
Монастырем было пожертвовано на поддержание деятельности Общества Красного Креста 16 000 рублей [5. С. 76].
В сентябре архимандрит Феодосий по собственному прошению был переведен на должность настоятеля в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь [3. С. 212].
1879
30 апреля настоятелем монастыря был назначен архимандрит Мелетий, постриженник Свято-Троице-Сергиевой лавры, из настоятелей Серпуховского Высотского монастыря [3. С. 176].
1880
Перестроено трехэтажное каменное здание у северной стены келарской палаты, «в верхнем этаже коего помещается живописная школа, в среднем – кресторезная и позолотная школа», в нижнем этаже – келлии для монахов и трудников [8. С. 60–61].
Осенью приведен в Соловецкую обитель построенный в Финляндии фирмой «Крейтон и К°» пассажирский пароход «Соловецкий» [3. С. 177].
1881
По ходатайству профессора Вагнера на Соловках открыта Биологическая станция Общества естествоиспытателей Петербургского университета. Под биостанцию приспособлено здание рыболовной тони (в настоящее время в здании бывшей биостанции размещена кресторезная мастерская Соловецкой обители) на Сельдяном мысу. Станция «занимала весь второй этаж, состоящий из восьми больших комнат и двух проходных теплых. Кроме того, в нижнем этаже находились аквариумная комната и кухня; на станции могли работать на 10–13 столах» [5. С. 78]. В первой Биологической станции на Белом море помимо видных ученых и исследователей Петербургского университета, среди которых были известные деятели русской науки Н. М. Книпович, А. А. Бируля, К. К. Сент-Иллер, К. М. Дерюгин, П. Ю. Шмидт, ежегодно работали пять-шесть студентов [60. С. 41].
Тщанием архимандрита Мелетия было издано в 1881 году «Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» [8].
1882
Начато строительство набережной Святого озера с целью укрепления берега. Работы велись под началом монаха Феоктиста [55. С. 60].
1883
Летом из Соловецкого острога были выпущены последние заключенные – мещанин Давыдов и крестьянин Леонтьев. «Соловецкая тюрьма в первый раз в течение трех столетий оказалась необитаемой, хотя военная караульная команда продолжала еще оберегать пустые тюремные казематы» [14. С. 421]. За три века существования соловецкого острога здесь отбывали наказание около трех сотен арестантов.
1884
29–30 июля архимандрит Мелетий в Анзерском скиту освятил вновь построенный по проекту архангелогородского архитектора Г. Введенского каменный храм во имя Святой Троицы и новый иконостас, а также трапезную с приделом во имя преподобного Михаила Малеина [3. С. 177].
В том же году в Архангельске, в типографии издателя Виктора Артемиевича Черепанова, был выпущен альбом «Виды местностей Соловецкого монастыря», содержащий более 30 цветных крупноформатных литографий обители [63].
1885
По ходатайству Главной физической обсерватории «в монастыре устроена метеорологическая станция для наблюдения атмосферных перемен» [5. С. 78].
16 июня посетил Соловецкую обитель великий князь Владимир Александрович. «Прибывший утром на крейсере “Забияка” великий князь был торжественно встречен и слушал литургию в Троице-Зосимо-Савватиевском соборе».
17 июня великий князь Владимир посетил монастырскую живописную школу, где обратил внимание на работы девятнадцатилетнего трудника, будущего известного художника Александра Алексеевича Борисова. Великий князь, как президент Академии художеств, содействовал дальнейшему обучению юноши в Петербурге [64. С. 17]. «Обозрев все достопримечательности монастыря и скиты, великий князь вечером отправился в обратный путь» [3. С. 177–178].
По распоряжению великого князя Владимира Александровича военная караульная команда, охранявшая соловецкую тюрьму, с островов выведена [14. С. 421].
В свите князя находился писатель Константин Константинович Случевский, издавший отчет о путешествии в очерках «По северу России» [84].
В том же году поставлен настоятелем Кожеезерского монастыря, пришедшего в упадок, и возведен в сан игумена иеромонах Питирим, наместник Соловецкий. Неуклонное строгое следование монастырскому соловецкому уставу, «внимательный надзор за братией подняли нравственное состояние иноков… Постройка новой церкви, устройство новых хозяйственных построек, проведение удобной проезжей дороги… заметным образом отразились на благосостоянии монастыря» [3. С. 214].
1886
По проекту архитектора Г. Введенского «устроена при кладбищенской Онуфриевской церкви колокольня, восполняющая собою недостаток общего вида на монастырском кладбище. Со звоном на этой колокольне провожают всякого усопшего – и монаха, и богомольца – до места погребения» [3. С. 177].
Святейший Синод возложил восстановление Трифоно-Печенгского монастыря на попечение Соловецкой обители. В качестве строителя на Печенгу был послан соловецкий ризничий, иеромонах Никандр, и с ним десять иноков» [3. С. 217].
Настоятелем Крестного Онежского монастыря на Кий-острове назначен соловецкий казначей, иеромонах (затем игумен) Варлаам [3. С. 179].
В том же году архимандрит Феодосий, бывший настоятель Соловецкого монастыря, «хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии» [3. С. 212].
1887
Веснойв гавань Благополучия пришел приобретенный монастырем в Швеции грузопассажирский пароход «Михаил Архангел» [3. С. 177].
Летом Соловецкие острова посетил писатель Михаил Михайлович Пришвин, опубликовавший свои впечателения о поездке на Север в книге «За волшебным колобком» [85].
1888
Летом Соловецкие острова посетил известный архангелогородский фотограф (будущий городской голова Архангельска) Яков Иванович Лейцингер, составивший альбом фотогра-фий, переизданный в 2005 году [94].
1889
В Крондштадте вышла в свет книга судового врача П.Ф. Федорова «Соловки» [68].
Автор, действительный член Императорского Русского Географического общества, имел возможность наблюдать жизнь Соловецкой обители в период с 1882 по 1886 годы. Его научный этнолого-социологический труд, включающий массу интересных сведений о жизни обители, часто грешит поспешными характеристиками и обобщениями, обусловленными слабым знакомством автора с духовными основами русского православия и монастырского делания.
Летом «в монастыре было 237 человек братии: 36 иеромонахов, 29 иеродиаконов, 83 монаха, 88 послушников, 14 наемных рабочих и свыше 560 трудников… Общее число богомольцев достигало 15000 человек» [65. С. 6].
1890
Построен в Савватиевском скиту вместительный кирпичный келейный двухэтажный корпус на погребах, примыкающий с запада к церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Указом Священного Синода постриженник соловецкий, игумен Трифоно-Печенгского монастыря Никандр переведен настоятелем Георгиевского Балаклавского монастыря под Севастополь. Там «он улучшил монастырские строения, заботился о лучшем приюте для богомольцев, но главное внимание обратил на сооружение обширного соборного храма в память тысячелетия обители и в благодарное воспоминание о чудесном избавлении… императора Николая Александровича от угрожающей опасности в г. Отсу, в Японии» [3. С. 215].
Настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря назначен соловецкий иеромонах (затем игумен) Ионафан [3. С. 217].
1891
5 апреля указом Священного Синода архимандрит Мелетий после 12-летнего управления монастырем «уволен на покой с предоставлением ему права избрать для жительства другой монастырь» [3. С. 212].
26 мая настоятелем Соловецкой обители Учрежденным Собором единогласно избран Варлаам, постриженник соловецкий, из игуменов Онежского Крестного монастыря.
На место игумена Варлаама настоятелем Крестного Онежского монастыря назначен иеромонах Матфей (Баев), бывший строитель (скитоначальник) Свято-Вознесенского скита на Большом Соловецком острове [5. С. 87].
Монастырь пожертвовал «голодающим поморам 1000 рублей и жителям Вятской губернии 1000 рублей» [5. С. 80].
1892
1 января игумен Варлаам возведен епископом Архангельским Александром в сан архимандрита [3. С. 179].
В том же году в обители была открыта литография «для печатания священных изображений и видов монастыря» [5. С. 78].
1893
3 апреля в Вифанском скиту Троице-Сергиевой лавры скончался бывший настоятель Соловецкий, архимандрит Мелетий.
Летом архимандрит Варлаам посетил находившийся под попечением Соловецкой обители Трифоно-Печенгский монастырь и освятил «вновь устроенный придел в честь Успения Божией Матери в церкви Сретения Господня» [3. С. 220].
1894
В июне Соловецкие острова посетил министр финансов Сергей Юльевич Витте. В поездке его сопровождал художник Александр Алексеевич Борисов, бывший трудник соловецкий [83].
В июле на Соловках побывал известный художник Василий Васильевич Верещагин [88].
16 декабря скончался архимандрит Варлаам. Управлял он монастырем три года. Упокоен был настоятель в подклете Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, за алтарем церкви преподобного Германа, рядом с могилами архимандритов Порфирия и Феофана [3. С. 181; 66. С. 40].
1895
26 марта настоятелем обители братия избрала постриженника соловецкого, наместника монастыря иеромонаха Иоанникия (Юсова).
23 июня иеромонах Иоанникий утвержден Священным Синодом в должности настоятеля с возведением в сан игумена [3. С. 181].
Летом Соловецкие острова посетил архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт [95. С. 281].
В том же году закончены основные работы по укреплению берега Святого озера к востоку от монастыря и «устройство гранитной набережной из тесанных камней, укрепленных железными скобами». Скобы, как и металлические столбы ограждения набережной, были изготовлены в монастырской кузнице [55. С. 61].
В этот год Академию художеств закончил воспитанник соловецкой живописной школы Александр Борисов, выдающийся художник и исследователь Арктики и Русского Севера.
1896
15 июня епископом Архангельским Иоанникием был возведен в сан архимандрита настоятель Соловецкого монастыря игумен Иоанникий (Юсов).
9 августа в преклонном возрасте преставился соловецкий подвижник схииеродиакон Памва (монах Протерий). Поступил он в монастырь в 1860-х годах. До открытия Свято-Вознесенско-го скита монах Протерий летом проживал на Секирной горе для охраны и приема богомольцев, которые иногда туда приезжали. В зимнее время жил в избе на Старой Сосновке, охранял часов-ню и возжигал лампаду пред чудотворной Сосновской иконой Божией Матери [66. С. 38].
В том же году «преосвященный Иоанникий, епископ Архангельский и Холмогорский, обратился в Соловецкий монастырь с просьбой об избрании из среды соловецкой братии лица, достойного и способного управлять Архангельским монастырем. Учрежденный Собор рекомендовал соловецкого наместника иеромонаха Амфиана» [3. С. 215].
1897
Епископ Архангельский и Холмогорский Иоанникий назначил настоятелем Пертоминского монастыря иеромонаха Апполоса, строителя Свято-Вознесенского скита, с возведением в сан игумена [3. С. 215].
28 ноября, по ходатайству насельников обители, «положением Комитета министров разрешено отвести в надел Соловецкому монастырю» Кондостров, находящийся в Онежской губе, для заготовок леса. Так был основан Никольский Кондостровский скит Соловецкого монастыря [3. С. 181].
В том же году в примонастырской слободе напротив Никольских ворот был построен по проекту архангельского архитектора В.Е. Вуколова вместительный двухэтажный корпус для проживания трудников [51. С. 113].
1898
17 сентябряна Соловецком подворье в Архангельске была освящена церковь во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. «Новоустроенный храм – трехглавый, с небольшою колокольнею над входом в него, обращенною к набережной реки Двины… Стены и потолок расписаны… священными изображениями событий из жизни святых угодников Соловецких. Стенная живопись и иконы в иконостасе произведены монастырскими иконописцами под наблюдением старосты иконописной мастерской иеромонаха Флавиана. Иконостас дубовый, резной, весьма изящной работы… соловецкого иеромонаха Палладия» [69. С. 492–493].
1899
В августе тщанием архимандрита Иоанникия был издан самый полный обзорный труд по истории Соловецкой обители. Обращаясь в Московскую синодальную контору за разрешением на публикацию книги, архимандрит Иоанникий писал: «Давно уже Соловецким монастырем чувствуется потребность в издании полной печатной истории обители, и публика постоянно заявляет требования на оную». Издание тиражом 2400 экземпляров сразу же стало библиографической редкостью (в 2002 г. репринтное издание книги было подготовлено и выпущено при финансовой поддержке Товарищества северного мореходства, в 2004 г. переиздано с развернутым комментарием) [70. С. 1].
27 октября скончался подвижник соловецкий, иеросхимонах Феодор (духовник обители, до принятия схимы – иеромонах Филарет). «Должность духовника проходил со тщанием более двух десятилетий, а на склоне лет своих принял великий ангельский чин, облекшись в схиму. Отец Филарет был хорошим наставником, со временем накопил значительный пастырский опыт в деле духовничества и охотно делился им со своими собратиями по послушанию. Отошел ко Господу, потрудившись на разных послушаниях 40 лет. При отпевании некоторые из братии ощущали благоухание, исходящее из гроба почившего. Похоронен в головной части монастырского кладбища» [66. С. 62].
В тот же год в Новоземельскую тундру и на Югорский Шар в длительную миссионерскую командировку направлен иеромонах Филадельф «для удовлетворения церковных потребностей русских промышленников и просвящения язычников-самоедов» [76. Л. 43].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cоловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991.
3. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Репр. с изд. 1899 г. М., 2004.
4. Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833.
5. Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Репр. 1899 г. // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.
6. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1–2. М., 1836.
8. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.
14. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI–XIX вв. Репр. 1908 // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.
17. Повесть о Зосиме и Савватии. Факсимильное издание рукописи. М., 1986.
23. Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. М., 1979.
48. Ровинский Д. А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884.
49. БАН. Арх. древлехр. Д. 612. Летописец Соловецкий (нач. XIX в.).
50. Паисий, архимандрит. Летописец Соловецкий. М., 1815.
51. Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1991.
52. Православные русские обители. Репр. 1910. СПб., 1994.
53. РГИА. Ф. 796, оп. 109, д. 1461. Рапорт архимандрита Досифея за 1828 г.
54. Свиньин П. П. Путешествие в Соловецкий монастырь // Отечественные записки. 1829.
55. Неизвестные Соловки / Труды Морской арктической комплексной экспедиции под ред. П. В. Боярского. М., 1991.
56. Столяров В. П. Монастырское хозяйство Муксалмы (очерк быта и истории) // Соловецкие острова. Большая Муксалма / Труды Морской арктической комплексной экспедиции / под ред. П. В. Боярского. М., 1996.
57. Софронов А. Соловецкий монастырь. СПб., 1854.
58. Иоанникий, архимандрит. Пятидесятилетие Соловецкого пароходства // Архангельские епархиальные ведомости. 1911, № 18.
59. Домашнев А. Д., Дроздова Т. Н. Северное чудо – Соловецкая крепость. М., 1985.
60. Богуславский Г. А. Острова Соловецкие. Архангельск, 1978.
61. Русский православный некрополь. Т. 1. М., 1914.
62. Попов Г., Давыдов Р. Соловецкий монастырь и морское судоходство во второй половине XIX – начале XX века // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Вып. 1. М., 2002.
63. Виды местностей Соловецкого монастыря. Альбом литографий. Архангельск, 1884.
64. Боярский П. В. Письмо художника А. А. Борисова с Новой Земли // Полярный архив. М., 2003.
65. Соловецкий монастырь в современном его состоянии. СПб., 1890.
66. Мануил (Лемешевский), митрополит. Соловецкий цветник // Духовный собеседник. 2000, № 2 (22).
67. Немирович-Данченко В. И. Соловки. // Наши монастыри. М., 2000.
68. Федоров. П. Ф. Соловки. Кронштадт, 1889.
69. Архангельские епархиальные ведомости. 1900, № 18.
70. Лаушкин А. В., Столяров В. П. Несколько слов об истории этой книги и о соловецкой истории XX века // История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 2004.
76. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 899 (1908 г.).
82. Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 1859.
84. Случевский К. К. По Северу России. СПб., 1886.
85. Пришвин М. М. За волшебным колобком. СПб., 1908.
88. Верещагин В. В. На Северной Двине. М., 1896.
91. Озерецковский Я. Плавание по Белому морю и Соловецкий монастырь. СПб., 1836.
93. Игнатий, архиепископ. Истина святой Соловецкой обители против неправды Челобитной, называемой Соловецкой о вере. СПб., 1844.
94. Лейцингер Я. Соловки 1888 г. Фотоальбом. Архангельск, 2005.
95. Попов Г. Губернаторы Русского Севера. Архангельск, 2001.
119. Духовная беседа. 1864, № 14.
Цит. по: Столяров В. П. Страницы истории Соловков (XV – начало XXI века) // Соловецкие Острова Духовное, Культурное И Природное Наследие Указатели, пояснительный текст к карте, справочные сведения Труды МАКЭ под общей редакцией П. В. Боярского и В. П. Столярова. – М., 2006. – С. 588–609.