-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Во главе соловецкого подвижничества сияют, подобно лучезарным звездам,
преподобные отцы Савватий, Зосима и Герман…
Подвиги их неизгладимо начертаны в истории Соловецкой обители,
и память их свято чтится Православной Церковью [1. С. 17]
Преподобный Савватий, старший из первоначальников соловецких, родился, вероятно, во второй половине XIV века. Известно, что много лет был он учеником преподобного игумена Кирилла Белозерского, пребывая в основанной им Белозерской обители на берегу Сиверского озера.
«Любим же и прославляем он был всеми местными иноками и самим игуменом монастыря того. За великое его послушание, кротость и смирение все почитали его и называли примером добродетельной жизни для братии» [2. С. 88–89].
Преподобный герман был родом из города Тотьмы, расположенного на берегу реки Сухоны, недалеко от Вологды (по другим сведениям – происходил из корельских людей). «С юных лет стремясь к Богоугождению и спасению, он, по достижении зрелого возраста, всецело посвятил себя служению Богу», принял монашеский постриг и отправился на Корельский берег Белого моря [1. С. 35].
Преподобный Зосима принял постриг в монастыре (возможно, в Палеостровской Рождественской обители) недалеко от селения Шуньга (Толвуй) на берегу Онежского озера, где жили его состоятельные родители, выходцы из Великого Новгорода. Стремился он найти место пустынное, чтобы жить там и в одиночестве молитвенно беседовать с Богом. И думал Зосима: «Не до конца отверг я мирскую жизнь. Всегда со мною рядом родители мои и родственники, друзья и знакомые, я постоянно общаюсь с ними» [2. С. 101].Так размышлял подвижник, мечтая удалиться от мира.
В поисках жизни более суровой перешел старец Савватий с благословения игумена Белозерской обители в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. По другим сведениям – происходил из корельских людей.
1428
Летом этого года преподобный Герман впервые ступил на Соловецкий остров и пленился его местоположением, найдя эти места «вполне соответствующими влечениям своей души и во всех отношениях весьма удобными для глубокого безмолвия; однако же, Герман не решился остаться на острове один для жительства». До середины второго тысячелетия от Рождества Христова лишь немногочисленные корелы приезжали сюда летом для рыбной ловли и добычи морского зверя. Соловецкие острова входили тогда во владения Великого Новгорода. Осенью с рыболовами возвратился инок Герман на побережье Белого моря и поселился в устье реки Выг, вблизи часовни у селения Сорока.
Преподобный же Савватий, став монахом Валаамской обители, жизнью в большом монастыре тяготился и стремился к подвигу безмолвия. «Слышал он от местных жителей об острове, называемом Соловки. И стал Савватий умолять игумена и всю братию, чтобы отпустили его с благословением на поиски острова того. Их же совершенно не трогали его мольбы, не захотели они отпустить Савватия добродетельного ради жития его» [1. С. 20; 2. С. 91, 101].
1429
Начало пустынно-иноческого жительства на Соловецких островах. Преподобный Савватий «для смирения своего и избежания славы человеческой» тайно покинул Валаамский монастырь и ушел в страну поморскую, на Выг-реку. На берегу Белого моря обрел старец единомышленника – инока Германа.
Вскоре, подготовив необходимые припасы, вышли подвижники на небольшой ладье-кар-басе в открытое море. На третий день пристали они к северо-западному берегу Соловецкого острова у губы Паламановой (ныне – озеро Паламаново) [4. С. 5].
1430–1433
Преподобные Савватий и Герман соорудили первые келлии у губы Сосновой, там, где сейчас расположен Савватиевский скит. Жили подвижники здесь в одиночестве, молились, занимались огородничеством, «землю мотыгами обрабатывали, и от того питались, как Бог кормил их» [2. С. 93].
К этому времени относится знаменательное событие священной истории Соловков, определившее дальнейшую судьбу архипелага. Под горой, возвышавшейся недалеко от места поселения преподобных и названной позже Секирной, случилось чудо. Два ангела Божия изгнали отсюда рыбака с женой, которую побили розгами и сказали: «Уходите отсюда, а не то злою смертью погибнете. На острове же этом иноки жить будут, и соберется здесь множество братии, и будет прославляться имя Божие на месте сем, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут ими будет» [2. С. 94].С тех пор на протяжении пяти веков, до 1920 года, не было на Соловках гражданского населения, не жили здесь люди семейным укладом.
Летом инок Герман отплыл на материк для пополнения запасов продовольствия. Оставшись один, преподобный Савватий тяжко заболел. Предчувствуя близкую кончину, преподобный чаял причаститься Святых Тайн.
24 сентября 1434/35 года (новый год начинался в то время с 1-го сентября) немощный старец отправился в плавание по бурному Белому морю к материку на небольшой утлой лодочке.
26 сентября преподобный Савватий добрался до устья реки Выг на Корельском берегу и причалил у известной ему часовни рядом с селением Сорока. Здесь подвижник встретил пустынника игумена Нафанаила, который исповедал и причастил его.
27 сентября преподобный Савватий скончался во время ночной молитвы и был похо-ронен у стен часовни [4. С. 7]. На этом месте в городе Беломорске в начале XXI века возведена деревянная церковь во имя Соловецких чудотворцев.
1436
Основание Соловецкой обители. После смерти родителей преподобный Зосима раз-дал все свое имение неимущим и отправился с берегов Ладоги на север. В устье реки Сумы встретил он преподобного Германа и уговорил его вновь отправиться на Соловки. Пристали путники к южному берегу Большого Соловецкого острова, напротив маленького островка, который теперь называют островом Зосимы. На берегу соорудили подвижники две деревянные келлии в полукилометре друг от друга, на расстоянии около двух километров от ныне существующего монастыря. Вскоре к первоначальникам присоединились ученики и помощники.
«Однажды преподобный Зосима, выйдя из келлии, увидел необыкновенный свет, озаряющий всю окрестность, и на воздухе прекрасную и великую церковь». На этом месте вскоре был построен первый деревянный Спасо-Преображенский храм с приделом святителя Николая Чудотворца и заложены кельи обители Спаса и Николы (некоторые исследователи относят дату основания монастыря ко второй половине XV в.) [5. С. 10].
1440-е
В это время увеличивается в монастыре число братии, воздвигаются и перестраиваются деревянные церкви в честь Преображения Господня, Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. «Сами иноки рубили дрова, копали под огород землю, доставали из морской воды соль, которую затем они продавали сторонним людям, ездившим на остров, получая взамен хлеб» (3. С. 15). Первые солеварни на острове располагались неподалеку от нынешних Филипповских садков и места первых келлий основателей монастыря.
1452
«Преподобный Зосима поставлен во игумена Соловецкой обители, по пришествии его на остров в 16-е лето» (некоторые исследователи ставят под сомнение сам факт игуменства преподобного Зосимы) [4. С. 15].
Игумен Зосима дал братии Устав, определявший жизнь иноков как членов общежития. В Уставе говорилось, что игумен, и священники, и соборные старцы, и вся братия едят и пьют в трапезе; еда всем одинаковая, а по келлиям, кроме немощных братий, еду и питие никто не выносит. Необходимая одежда и обувь даются инокам из общей казны. Священ-ники и братия, кто может, покупает келлии, а кто не может – в казенных живут. А доходу священникам и братии не выдается, потому что их потребности удовлетворяются из общей казны [5. С. 15].
1460-е
Грамота монастырю на вечное владение всеми Соловецкими островами: «По благословению господина преосвященного архиепископа Великого Новгорода и Пскова, владыки Ионы, господин посадник степенный Иван Лукинич и старые посадники, и господин тысяцкой Трифон Юрьевич, и старые тысяцкие и бояре, и жители и купцы, и весь господин Великий Новгород, все пять концов на вече, на Ярославовом дворе, пожаловали игумена и всех старцев обители Святого Спаса и Святого Николы островами Соловецкими, и Анзеры островом и Муксами островом, и Заяцким островом, и малыми островками… А кто придет на те острова на ловлю, или на добыток, на сало или на кожу, то всем тем давать в дом Св. Спаса и Св. Николы изо всего десятину. А теми островами, и землею, и водою, ловищами, и тонями, и пожнями владети игумену и всем старцам Св. Спаса и Св. Николы, по сей жалованной грамоте, в веки» [4. С. 12–13].
1465
Помня о подвигах первого соловецкого пустынножителя, игумен Зосима со старцем Германом и другими братьями решили перенести мощи преподобного Савватия в Соловецкую обитель.
В это же время получено было из Кирилло-Белозерского монастыря послание, в котором кирилловские иноки просили перенести мощи преподобного Савватия в Соловецкий монастырь, «поелику богоугодная жизнь богоносного отца Савватия по пребывании его в Белозерской обители не токмо им известна, но и о чудотворениях, бывших от него по преставлении, им также ведомо».
«Приняв духовный сей совет за изволение Божие, преподобный Зосима, сделав нужные приуготовления, с несколькими учениками вскорости отправился через море в селение Сорока, где почивали мощи преподобного Савватия. Но какою объят он был радостию, когда по вскрытии гроба благоухание наполнило весь воздух и мощи святые не токмо были обретены нетленными, но и сами ризы его не подвержены были ни малейшему изменению.
Благоприятный ветр вскоре донес их обратно в пустынную обитель Соловецкую, и святые мощи угодника Божия Савватия с подобающею честию и псалмопением были преданы пог-ребению за алтарем деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы» [6. С. 54].
1478
В феврале великий князь Московский Иоанн III Васильевич после долгой борьбы подчинил Великий Новгород. Соловецкий монастырь перешел под управление Москвы.
17 апреля преставился преподобный Зосима, основатель Соловецкого монастыря, более сорока лет отдавший родной обители. Он был похоронен за алтарем Спасо-Преображенского деревянного храма. В XVI веке, при строительстве нового каменного храма, его могила оказалась в подклете, под алтарем нового собора.
В этом же году были заложены основы летописной и агиографической традиции обители. Вскоре после кончины подвижника собрат его, святой старец Герман, поведал ученику блаженного Зосимы, иеромонаху Досифею (будущему игумену Соловецкому) о первых годах пребывания преподобных на острове Соловецком, о начале монастырской жизни и о чудесах, происходивших здесь. Поскольку преподобный Герман не знал грамоты, священноинок Досифей записал рассказ блаженного старца. Эти воспоминания легли затем (через четверть века!) в основу знаменитого жития Зосимы и Савватия Соловецких [17. Л. 85 об.]
В тот же год после успешного похода на каянских немцев (немцы – шведы, финны) преемнику преподобного Зосимы игумену Арсению был пожертвован трофей – каянский колокол. Во вкладной крепости, данной монастырю, говорилось: «Се аз Феодор Иванович, воевода каянския рати, и новгородцы, и дети карельстии вымольцы, и тиврульцы, и вся рать каянская, что ходили есьма на Ию-реку за обиду детей корельских. И на войны своея дали… колокол Святому Спасу на Соловки игумену Арсению, священником и старцем всем монастыря Соловецкаго в веки» [8. С. 160]. В настоящее время этот колокол находится в Соловецком музее-заповеднике.
Летом преподобный Герман, достигший преклонного возраста, был послан соловецким игуменом Арсением в Великий Новгород по неотложным делам обители.
После длительного пути, предчувствуя близкую кончину, авва Герман остановился в монастыре преподобного Антония Римлянина на окраине Новгорода, где «преставился с напутствованием Святых Тела и Крови Христовых» [4. С. 18].
Осенью 1478/79 года «ученики повезли тело старца своего на Соловки, но за распутицею должны были оставить (похоронить) его на берегу реки Свири, у часовни в деревне Ховроньиной» (по другим сведениям, преподобный Герман преставился в 1484 году) [7. С. 226].
1479
В феврале, вскоре после присоединения Великого Новгорода к государству Московс-кому, великий князь всея Руси Иоанн III Васильевич грамотой настоятелю игумену Фео-досию подтвердил право владения монастыря всеми островами Соловецкими, которое ранее было даровано обители Новгородской республикой: «Нам бил челом игумен Феодосей и сказывал: «Острова-де их монастырские Соловки, и Анзеры-остров, и Муксами-остров, и Заячей остров, и малые островки; и в тех-де островех земли, и ловища, и тони, и пожни, и лешие озера, и страдомая земля». И мы, великий князь, пожаловали игумена и старцев монастыря – да владеют теми островами по старине» [4. С. 20–21].
1484
Игумен Исаия с братией монастыря решают перенести мощи преподобного Германа из Ховроньиной веси в обитель.
30 июля «нетленные мощи были перенесены в Соловецкий монастырь и погребены с почестью близ гроба Савватия чудотворца, на правой стороне церкви святителя Николая, в (особой) часовне» [4. С. 21].
1485
В Великий Пост большая часть Соловецкого монастыря была истреблена пожаром. Братия лишались необходимых вещей и продовольствия. «Нужды монастырские были восполнены по молитвам преподобных неоскудной помощью и усердием новгородцев и других христолюбцев, и монастырь опять пришел в прежнее состояние» [8. С. 162–163].
1491
15 марта архиепископ Новгородский и Псковский Геннадий жалованной грамотой Соловецкому игумену Исаие освободил монастырский храм во имя святителя Николая в селе Варзуге от уплаты церковных пошлин: «Кто в той церкви будет служить, игумен или поп, то не надобно тому игумену или попу и всему причту церковному платить мне пошлины» [9. С. 20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cоловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991.
2. Минеева С. В. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Курган, 1995.
3. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Репр. с изд. 1899 г. М., 2004.
4. Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833.
5. Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Репр. 1899 г. // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.
6. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1–2. М., 1836.
7. Троицкий патерик. Репр. 1896. М., 1992.
8. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.
9. Акты Соловецкого монастыря: 1479–1571 гг. Л., 1988.
Цит. по: Столяров В. П. Страницы истории Соловков (XV – начало XXI века) // Соловецкие Острова Духовное, Культурное И Природное Наследие Указатели, пояснительный текст к карте, справочные сведения Труды МАКЭ под общей редакцией П. В. Боярского и В. П. Столярова. – М., 2006. – С. 539–543.