История Соловецкого монастыря в XVI веке

1503

Завершена рукопись первого жития преподобных первоначальников Соловецких Зосимы и Савватия. Житие это создавалось по инициативе ученика преподобных Зосимы и Германа – Соловецкого игумена Досифея, основавшего библиотеку обители. Создание рукописи благословил владыка Новгородский Игнатий, ученик преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца.

Преосвященный Спиридон-Савва, бывший митрополит Киевский, пребывавший в то время в Ферапонтовой обители, по просьбе игумена Досифея и с его слов «написа в общую пользу» обстоятельное житие преподобных отец Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев [4. С. 21]. В дальнейшем над текстом этого жития трудились преподобный Максим Грек и Лев Аникита Филолог [10].

1507

11 февраля в боярской семье родился Феодор Степанович Колычев – будущий инок, затем игумен соловецкий, позже – митрополит Московский, святитель Филипп.

В том же году великий князь Василий III подтвердил грамоту своего отца, великого князя Иоанна III, на владение Соловецкому монастырю всеми Соловецкими островами: «Мы пожаловали игумена и старцов того монастыря, да владеют те островы, а нашим боярам новгороцким, и корельским детем, и иному никому в те островы не вступатися – ни в пожни, ни в тони, ни в ловища, а кто приедет на те островы на ловлю или на иные допытки, и тем людем всем давати в дом Святаго Спаса, и Пречистыя Успения, и святаго Николы изо всего десятину. А через сию нашу грамоту, кто имеет наступати на те островы или кто чем их изобидит, и тому быти от нас, от великих князей, в казни» [6. С. 63].

1514

По приказу великого князя всея Руси Василия III Иоанновича при настоятеле игумене Евфимии была произведена первая опись обители «Преображения Спасова на Соловках» [11]. Опись производили специально присланные из Москвы Фаддей Дворянкин и Елка Афанасьев с «лучшими соборными старцами»: бывшим игуменом Досифеем, иеромонахом Геласием, старцем Афанасием, келарем Иовом, казначеем Романом. После описи приказа-но было «ведать монастырь Спасский и весь доход монастырский священнику Геласею, да старцу Афанасью, да с ними келарю Иеву, да казначею Роману» [8. С. 164–165].

Вероятно, опись монастыря была связана со сменой отца настоятеля, игумена Евфимия, который управлял монастырем с 1508 по 1514 год [12. Л. 4].

1526

1 сентября архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий жалованной грамотой соловецкому игумену Варлааму освободил монастырский храм во имя святых апостолов Петра и Павла в селе Вирме от уплаты церковных пошлин [9. С. 40].

1537

Летом Феодор Колычев (будущий святитель Филипп) тайно покинул царский двор и отправился через Великий Новгород и Прионежье в Соловецкую обитель [9а. С. 848].

1538

1 мая ночью «от молнии погорел Соловецкой монастырь весь до основания» [12. Л. 4 об.].

1539

Великий князь всея Руси Иоанн IV Васильевич в помощь после пожара, который произошел в обители, пожаловал игумену Алексию с братией «Евангелие в полдесть, поволочено бархатом червчатым, распятие и евангелисты сребряные незолочены невелики, да Апостол в полдесть, поволочен камкою зеленою, да книг разных 22». Да еще великий государь пожаловал обители деревню Шижню, а в ней церковь Николая Чудотворца, да деревню Сухой Наволок, да деревню Остров, а всего в трех деревнях тринадцать обеж (мера площади в Новгородской земле), с варницами, и со всеми оброками и угодьями [12. Л. 4 об.].

1541

2 февраля великий князь Иоанн IV дал игумену Алексию (Юреневу) с братией тарханную несудимую грамоту с предоставлением права на беспошлинный провоз и продажу соли, закупку припасов и рыбную ловлю. В грамоте указывалось, что наместники новгородские и двинские, и других городов, не должны судить игумена Соловецкого монастыря, и старцев, и монастырских людей. Если же кто-то начнет что-либо взыскивать у игумена с братией, то судить их будет сам великий князь или назначенный им боярин. Своих же монастырских людей игумен с братией должны судить сами. А когда поедут старцы (приказчики) Соловецкого монастыря торговать к Устюгу, и к Тотьме, и к Волге в насадах (судах-баржах), дозволяется им везти шесть тысяч пудов соли беспошлинно. А судам соловецким в Вологде разрешается стоять у своего подворья монастырского. А если старцы не продадут всю соль в Вологде, везти им ту соль в Москву и по иным городам на ста возах, также без всяких пошлин. А хлеб провозить и всякий запас в монастырь дозволяется беспошлинно [9. С. 54].

1547

При митрополите Московском Макарии и царе Иоанне IV по решению духовного Собора были канонизированы к всецерковному празднованию преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы [12а. С. 30].

1548

В июне в Великом Новгороде иеромонах Филипп (будущий святитель Московский) был поставлен владыкой Новгородским Феодосием во игумены «в Соловецкой монастырь на Алексеево место Юренева» [12. Л. 5].

17 августа игумен Филипп «совершил соборне свою первую Литургию в монастыре и сказал первое учительское слово». В тот же день святой игумен дал уставную грамоту крестьянам монастырских вотчин Виремской, Шиженской, Сухонаволоцкой и Сумской волостей. В грамоте определялся порядок управления и ведения хозяйства: приказчику, келарю и судебному приставу-доводчику приказывалось защищать крестьян – «в суде беречи накрепко»; в монастырских землях запрещались азартные игры и употребление спиртного.

«Крестьяном и казаком (пришлым работникам) вина купити не велети же и своего курити не велети же… А кои крестьяне или казаки во всех наших волостях станут зернью играти, да на нем взяти велети на монастырь полтину, да его выбити из волости вон» [9. С. 88].

В тот же год повелел государь «милостыню посылать на Соловки игумену Филиппу и всей братии по рукам, как учнет государь в ыные монастыри посылать с Москвы или из Новаграда, то и на Соловки посылают» [12. Л. 5 об.].

1550

2 июня государь Иоанн IV пожаловал Соловецкой обители деревни Усть-Колежму и Колежму Выгозерского погоста, да восемь варниц со всеми угодьями и оброками, да остров на реке Суме с тремя дворами «за свое здравие и по своих родителех в вечный поминок».

Да приказал государь: «Игумену с братией на мои именины пети молебен собором, и обедни служить о нашем здравии, а по родителям моим преставившимся в память петь панихиды и обедни служить собором» [9. С. 96].

1551

В июне деревня Сорока в Спасском погосте Выгозерской волости и церковь в честь Святой Троицы, близ которой преставился в часовне и был погребен преподобный Саввватий, Соловецкий чудотворец, а также прилегающие рыбные угодья были переданы во владение Соловецкому монастырю [9. С. 103–105].

В том же году государь Иоанн IV пожаловал игумену Филиппу «ризы и стихарь камки белой, подризник, епитрахиль, поручи и пояс тканный из золота и серебра с кистями, а орарь и поручи – с дробницами. Все сии вещи и у пояса кисти сажены мелким жемчугом. Сверх того повелено игумену Филиппу и будущим по нем в случае проезда их из Москвы по делам монастырским выдавать кормовые деньги и записывать оные в книги у дворецкого Данилы Романовича» [4. С. 26].

1552

Стараниями игумена Филиппа начато строительство первого каменного храма Соловецкого монастыря – соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Строительство велось под руководством новгородских мастеров Игнатия Салки и Столыпы.

1553

По прошению игумена Филиппа дана Соловецкой обители государем Иоанном IV жалованная грамота на владение Сумской волостью с церквами Успенской и Никольской [9. С. 118].

1554

По указу государя Иоанна IV и по приговору духовного Собора (1554 года) сослан в Соловецкую обитель для пожизненного заключения игумен Артемий, видный русский публицист, бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря. Он обвинялся в ереси и соучастии в делах Ивана Висковатого и Матвея Башкина. Однако уже через год (не исключено, что при содействии святого игумена Филиппа, убедившегося в невиновности ссыльного) игумену Артемию удалось бежать из Соловков в Литву [14. С. 300; 15. С. 71].

1555

28 июня грамотой государя Иоанна IV было отменено право Соловецкого монастыря на беспошлинную торговлю солью. Игумен Филипп бил челом государю, после чего великий князь пожаловал обители волость Суму, а в ней две церкви – в честь Успения Пречистой Богородицы и во имя Николая Чудотворца – с землями, солеварнями, оброками и угодьями [9. С. 82–83; 4. С. 27].

В том же году по велению государя и благословению преосвященного Макария, митрополита всея Руси, во исполнение завещания Иоанна Васильевича Полева отошло к обители село Пузырево «в Бежецком верху, в Мещерском стане», а в нем церковь во имя Николая Чудотворца да 20 деревень с лесами и угодьями. Богатые дары предназначались для поддержки начатого святым игуменом Филиппом каменного строительства в обители [9. С. 124].

1557

15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, святым игуменом Филиппом была освящена вновь построенная Успенская каменная церковь «с трапезою и келарскою в одной стопе, единостолпна, со своды, на погребах; на трапезе колокольня каменная с часами, под трапезою погребы – хлебной да квасной, под олтарем и под церковию просвиренная служба, вверху над церковию Успенскою придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи» [12. Л. 6].

В том же году Антоний Дженкинсон, английский купец и дипломат, путешествуя по Белому морю [121. С. 142], посетил Соловецкие острова.

1558

27 мая стараниями игумена Филиппа и по его проекту «зачат на Соловках делати большой храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каменный» [16. С. 236].

В тот же годгосударь Иоанн IV пожаловал монастырю крест со святыми мощами. «Крест оной весь золотой со многим драгим жемчюгом и камением. А государи царевичи и великие князи Иоанн Иоаннович и Феодор Иоаннович пожаловали в тот крест двести рублев. А делал его Феодор Димитриевич Сырков, и прибавил он своего жемчюгу и камения, и стал он повыше трех сот рублев» [12. Л. 7.].

В том же годупостриженник соловецкий, просветитель лопарей, преподобный Феодорит Кольский был отправлен государем Иоанном IV Грозным «в Цареград с вопросом к патриарху о короновании» (венчании на царство). Возвратившись из Греции, Феодорит принес царю ответное послание от патриарха [1. С. 43].

1559

Игумен Филипп поставил поклонный крест в Савватиевской пустыни, обозначив место первого поселения преподобных Савватия и Германа [8. С. 96]. Кроме того, святой игумен разыскал следующие монастырские реликвии: «1) образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, который первоначально привезен был на остров Соловецкий преподобным Савватием чудотворцем; 2) его же келейный каменный крест, поставленный ныне в часовне преподобного Германа; 3) Псалтирь преподобного Зосимы, коей он поправил ветхость и подписал на его имя; 4) Ризы того же чудотворца, в коих отправлял священнослужение сам Филипп, а по нем на память преподобного Зосимы и поныне служат настоятели сего монастыря» [4. С. 24].

1560

Царь Иоанн IV пожаловал в монастырь святому игумену Филиппу с братией два колокола зазвонных весом 25 пудов. Филипп игумен бил челом государю о подворье в Великом Новгороде, и государь освободил подворье от всех налогов.

В тот же год великий государь пожаловал в поминовение по царице и великой княгине Анастасии святому игумену Филиппу с братиею 100 рублей. Да по брате своем Юрии Васильевиче 100 рублей. Да по царице и великой княгине Марии кубок серебряный позолочен, да 100 рублей денег. По царице и великой княгине Марфе 70 рублей, по Анне Васильчиковой 50 рублей [12. Л. 7 об.].

1561

В июне «разбило погодою на Белом море ехавших из Двины-реки 15 соловецких ладей с известкою. При сем несчастном случае между прочими людьми потонули соловецкие монахи Вассиан и Иона, прославленные после Богом через обретение их нетленных мощей, которые почивали в Преображенской Пертоминской пустыни, что на Унских рогах. Равный же имели жребий и бельцы – послушники Иоанн и Лонгин, о благочестии которых сви-детельствуют нетленные чудотворные их мощи, почивавшие в поморском селении Яренге, в приходской церкви» [4. С. 30].

1562

В Англии были выпущены путевые записки дипломата Антония Дженкинсона и карта Московии, на которой был особо отмечен Соловецкий монастырь. «Это первая карта, составленная по материалам, собранным опытным мореплавателем, четыре раза путешествовавшим по России от Белого моря до Астрахани, знавшим Север лучше других петешес-твенников своего времени» [12 б. С. 174].

1564

На Соловки прибыл будущий настоятель соловецкий Иаков, который был пострижен в монахи святым игуменом Филиппом и стал его ближайшим учеником [10. С. 236].

1565

Незадолго перед тем, как святой игумен Филипп был возведен в сан митрополита, ему «явился в пустыни Господь в терновом венце, в оковах, обагренный кровью, с ранами на теле, в том виде, в каком Он после поруганий и биений перед судилищем Пилата веден был в темницу. На месте этого явления брызнули из земли струи чистой ключевой воды». Пустынь эта именуется «Живоносный Источник» или Филиппова.

В тот же год игумен Филипп в память «чудного и преславного явления, бывшего на сем месте, поставил часовню, устроил из дерева изображение Господа нашего Иисуса Христа в подобии, им виденном, а где вода брызнула из земли, там ископал колодезь, оставил здесь и камень, служивший ему возглавием, и заповедал хранить его» [8. С. 94–95]. Камень-возглавие святителя Филиппа и ныне хранится в Соловецком монастыре, в церкви во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

1566

В Великий пост царь Иоанн IV Грозный вызвал игумена Филиппа в Москву, желая восприятия им сана митрополита Московского и всея России. «Один беглый взгляд на царя должен был произвести тяжелое впечатление на благочестивого игумена; беспокойный, раздражительный вид мог поведать опытному иноку всю несчастную повесть души царевой, пожираемой страстями. Царь надеялся, что найдет в Филиппе советника, ничего не имеющего общего с мятежным, по мнению Иоанна, боярством, как удаленный от него сначала образом мыслей и правилами воспитания, потом монашеством на острове Белого моря. Самая святость Филиппа в глазах царя должна была служить укором для бояр недостойных и нечестивых. Государю казалось, что если он вручит подобному человеку жезл первосвятительский, то угодит Богу ревностью ко благу Церкви и для себя обретет надежного молитвенника и духовного утешителя. Притом он надеялся, что смиренный отшельник не станет вмешиваться в дела государственного правления, а сияя добродетелью, будет и царя освящать ею в глазах народа. Он принял соловецкого игумена с честью, говорил с ним дружески и, наконец, объявил, что желает видеть его на кафедре митрополита.

Игумен Филипп долго не соглашался принять высокий духовный сан. “Не могу, – говорил он со слезами, – принять на себя дело, превышающее силы мои, отпусти меня Господа ради; зачем малой лодье поручать тяжесть великую?” Царь настаивал на своем. Филипп объявил наконец, что исполнит волю царя, но с тем, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава Русская. Иоанн Васильевич отвечал, что опричнина нужна для царя и для царства, что против него все злоумышляют. Святители уговорили соловецкого игумена подчиниться воле грозного царя: “Не вступаться в дела двора и опричнины, после поставления не удаляться от дел митрополии за то, что царь не уничтожит опричнины, советоваться с царем, как советовались прежде митрополиты”. Но святой Филипп оставил за своей совестью свободу и долг печаловаться за невинно гонимых и говорить о правде евангельской» [7. С. 101–102].

25 июля игумен Филипп был посвящен в сан митрополита.

6 августа, в праздник Преображения Господня, в Соловецком монастыре был освящен вновь построенный каменный Спасо-Преображенский собор. Строительство главного храма обители продолжалось под руководством святого игумена Филиппа около восьми лет.

Возводили храм новгородские зодчие Салка и Столыпа. Иконы в храм писали иконописцы из Великого Новгорода Гаврила Старой, Илья и Крас [86. С. 286].

8 августа мощи преподобных Зосимы и Савватия «были перенесены в новоустроеннyю во имя их придельную церковь при храме Преображения Господня. В похвальном слове, произнесенном одним из иноков, говорилось: “Кто когда просил чего полезного у честных рак их – и не был услышан? Или кто призывал с верою святые их имена – и не был избавлен от язвы душевной и болезни телесной? Они – пастыри и учителя наши, стена нам и ограждение, похвала великая и к Богу дерзновение. Итак, подобает нам, братия, веселиться духовно и праздновать светло, взирая на раки преподобных отцов наших, в которых покоятся святые мощи их, источающие реку чудес во все концы земли Русской. Эти раки для нас богатство некрадомое и сокровище неистощимое. Ты сам, преподобный Зосима, сказал ученикам своим: “Если по моем отшествии это святое место станет умножаться монахами и изобиловать потребным, то по сему разумейте, что обрел я дерзновение у Бога и молитва моя приятна Ему”. Ныне, братия, не свидетельствуют ли сами дела во святой обители нашей о том, что обещал преподобный отец наш Зосима? Не умножалось ли потребное молитвами его даже до сего дня? Не по всей ли стране Русской прославили Своих угодников Господь Бог и Пресвятая Богородица? Радуйтеся, преподобные отцы Зосима и Савватий! Вы непроходимую пустыню сделали обителью множества иноков. Отовсюду вы привлекли учеников и научили ревновать своему ангелоподобному житию, просветили эту страну северную своим житием и наставили нас ко всякому благочестию”» [3. С. 47–48].

1568

10 января в Соловецкой обители отошел ко Господу духовный наставник святителя Филиппа, ученик преподобного Арсения Комельского, дивный старец – иеромонах Иона (Шамин). Он был похоронен рядом с местом, приготовленном для будущего упокоения святителя Филиппа.

30 января святитель Филипп отправил в родную обитель последнее письмо, которое можно считать его завещанием соловецкой братии: «Сослужебнику нашего смирения игумену Паисию, и священницем, и старцу Ионе (митрополит Филипп еще не знал, что наставник его умер) и всей яже о Христе братии. Как вас Бог милует, все ли в спасении здравствуете? <…> Прислали (вы) ко мне двадцать рыб просольных да девять свежих, непоротых… На сем вам не спаси Бог, навели на меня скорбь великую. (Я же) вам приказывал и грамоты посылал, чтоб ко мне не присылали ничего. (А) вы меня не слушаете…

Да послал (я) к вам с Махилевым с Степанком два блюда серебряных великих… да ладанницу серебряну ж велику, да чару велику с рукоятьми медяну лужену воду святить, и вы б ко мне то отписали: довез ли те сосуды…

Да послал (я) к вам денег десять рублев с слугою с Селюгою на пруд (Святое озеро), что за дворцом, и вы б его вычистили наготово, ино пруд будет великой, похвальной, а покинути его от Бога будет грех, а от людей срам… Уже готов, и плотина сделана, только вычистить, а делати приказал старцу Мисаилу да слуге Селюги… И монастырю будет похвала, а рыбу станете сажати, ино рыба держитца, и приплоду в нем чаяти. Да послал (я) к вам на стол братии и с квасом, и слугам, и детем восмь рублев… чтоб молили Бога за благовернаго царя и государя, великого князя Иоанна Василиевича всея Русии, за христолюбивое воинство и за все православное крестьянство, и меня б, грешного, во святых молитвах своих поминали… Да вас благословляю… игумена Паисею и всю братью. Бога ради живите любовно» [18. С. 12–15].

Зимой государь Иоанн IV Грозный, возвратившись из неудачного похода на Литву, учинил расправу над недругами-боярами. Святитель Филипп, митрополит Московский, защищая невинных людей данной ему от Бога епископской властью, заклинал царя Страшным Судом Христовым. Государь разгневался на святителя.

Весной того же года государь Иоанн Грозный приказал готовить суд над митрополитом Филиппом. Для поиска свидетельства его «неправедной» жизни в Соловецкий монастырь были посланы «Суздальский владыка Пафнутий, да архимандрит Феодосий (Андрониевского монастыря), да князь Василий Темкин, да с ними 10 сынов боярских дворян. Про (святителя) Филиппа обыскивали». Хотя они не имели никаких личных причин к вражде против святителя, «однако не устыдились, подобно всем временщикам и льстецам, ищущим не общественного блага, но токмо личных выгод, лестию и посулами почестей склонили игумена Паисия и других соловецких старцев на составление ложных показаний».

Тем же летом игумен Паисий и 10 старцев были взяты из обители в Москву «для мнимого обличения святого Филиппа, а монастырская сумма (казна) и ризница по описи запечатана была впредь до разрешения» [16. С. 236; 4. С. 36].

4 ноября в Успенском храме Кремля собрался Cобор для суда над святителем. Игумен Паисий с соловецкими старцами «представили “свитки” своих показаний, которые прочли перед Cобором. Святитель Филипп кротко сказал клеветнику: “Благодать Божия да будет на устах твоих, чадо, ибо льстивые уста против меня отверзлись. Не слышал ли Божие слово: “Аще кто речет брату своему “юродиве”, повинен геенне огненной?” Вспомни и другое изречение Священного Писания: “Что сеет человек, то пожнет”, – это слово не мое, а Господне”» [13. С. 78]. Святителя обвинили в колдовстве, сняли с него сан и приговорили к заточению.

11 ноября на митрополичий престол был возведен архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл. Спустя несколько дней святителя Филиппа перевели в Никольский монастырь и заточили в оковы. Царь велел отпускать на содержание узника 4 алтына (12 копеек) в день.

1569

«Царь Иоанн Васильевич, почувствовав угрызения совести по изгнании святого Филиппа, обратил гнев свой на весь Соловецкий монастырь за клевету на сего праведного мужа. Монах Зосима и с ним других десять человек из братии соловецкой взяты к суду в Москву, откуда они были разосланы под начала в разные монастыри, а игумен Паисий отправлен в Валаамский монастырь» [4. С. 37].

23 декабря (5 января 1570 г. по н.с.) принял мученическую кончину святитель Филипп, митрополит Московский, находившийся в заточении в Тверском Отроч монастыре. Царь Иоанн Грозный шел с войском в Новгород. «Малюта Скуратов явился в келлию Филиппа и с видом смирения сказал: “Владыко святый, преподай царю благословение на путь в Новгород!” Еще за три дня до прихода Скуратова святитель сказал бывшим при нем: “Вот приблизился конец моего подвига”, – и причастился Святых Таин. В Скуратове он видел уже своего палача и сказал: “Делай что хочешь, но дара Божия не получают обманом”. Сказав это, он стал на молитву и просил Господа, да приимет дух его с миром. Малюта за-душил святителя подушкою и сказал наcтоятелю, что он умер от угара. Опричник приказал тотчас рыть глубокую могилу за алтарем соборной церкви, при себе опустить в нее еще не остывшее тело праведника и засыпать землею… Святитель Филипп скончался почти 63 лет от рождения» [3. С. 53–54].

1570

Для временного управления Соловецким монастырем был прислан из соборных старцев Кирилло-Белозерского монастыря строитель Меркурий, который управлял обителью до 1571 года.

По велению государя из Москвы на Соловки были посланы царские слуги для проверки обители и передачи дел новому игумену.

21 сентября государевы дьяки Данило Микулин, сын Бартенев, да Никита Юрьев, сын Шелепин, «отписали на Соловках монастырь игумену Варлааму да строителю Меркурью».

В описи монастыря упоминаются: церковь каменная Преображения Спасова с приделами Михаила архистратига, чудотворцев Зосимы и Савватия, «да у Спаса же на полатех» приделы Собора 12 апостолов, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Иоанна Лествичника и Собора 70 апостолов, церковь каменная Успения Пречистой Богородицы с приделом святого Иоанна Предтечи на полатех, церковь святителя Николая Чудотворца. В то время в хозяйстве монастыря содержались 60 волов и 71 лошадь. Флот обители состоял из семи морских лодей и 15 больших карбасов. На Соловках монастырь имел три солеварни, три мельницы и толчею для круп [11. С. 53, 85].

1571

С этого времени Соловки становятся главным оборонительным форпостом России на Беломорье: «Появились в открытом море немецкие военные корабли, которые покушались напасть на монастырь. Для наблюдения за ними приезжал от царя некий Семен Лупандин. Вскоре пришло известие, что шведы и жители Гамбурга хотят сделать нападение на монастырь» [3. С. 55].

На Соловки прибыл новый настоятель, игумен Варлаам, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, определенный указом царя Иоанна IV в 1570 году [6. С. 80].

17 августа в Соловецком монастыре мирно отошел ко Господу преподобный Феодорит Кольский, просветитель лопарей, постриженник соловецкий.

«Уроженец Ростова Феодорит ушел из дома своих родителей в Соловецкий монастырь и, в четырнадцать лет приняв пострижение, был поручен на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме. Феодорит служил в обители 15 лет и, навыкнув всякой духовной мудрости, укрепился в подвигах добродетели. Затем он был рукоположен Новгородским архиепископом в иеродиаконы и, пробыв один год у своего старца, испросил у него дозволение посетить другие монастыри. Прежде всего он направил свой путь к преподобному Александру Свирскому, который принял его любезно, прозорливо назвав при встрече по имени. Потом Феодорит поселился в Кирилло-Белоезерском монастыре. Пробыв там два года, он углубился в пустыни, окружающие обитель, где нашел пустынников высокой духовной жизни, состарившихся в иноческих подвигах.

Спустя четыре года Феодорит получил от своего соловецкого наставника письмо, в кото-ром тот, предчувствуя кончину, призывал своего ученика к себе. Ни долгота, ни трудности пути не удержали подвижника, который поспешил к своему учителю и год служил ему в его немощах и недугах до самой блаженной кончины старца. После этого Феодорит принял на себя подвиг апостольских трудов: отправился на устье Колы, в землю диких лопарей. С языком их он успел познакомиться еще в Соловецком монастыре, потому что многие соседи-инородцы приходили в обитель и, принимая Святое Крещение, становились монахами.

20 лет трудился Феодорит в этом святом деле. В Новгороде он был рукоположен в сан иеромонаха, некоторое время был духовником митрополита и, возвратившись к лопарям, основал там монастырь, который, впрочем, принужден был вскоре оставить по причине ненависти иноков, не желавших строгих правил устава его. Между лопарями было уже к тому времени две тысячи крещеных.

Удалившийся в Новгородскую область и потом вызванный в Москву, он был определен архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Блаженный Феодорит в течение пяти лет нес послушание настоятеля, до 1554 года, но затем по клевете еретиков, единомысленных с Башкиным, старец-труженик подвергся двухлетнему заточению в Кирилло-Белоезерском монастыре.

Освобожденный из неволи, он некоторое время жил в одном из ярославских монастырей, откуда был вызван в Москву и в 1558 году отправлен царем Иоанном Васильевичем Грозным к Константинопольскому патриарху с вопросом о короновании. Возвратившись, Феодорит принес царю ответное послание патриарха, и за эту услугу ему была назначена щедрая награда. Но Феодорит пожелал принять только 25 сребреников, а когда царь прислал ему и шубу, то инок продал ее, а деньги раздал бедным и удалился на покой в Вологодский Прилуцкий монастырь.

Оттуда он два раза уходил для посещения просвещенных им лопарей и наконец после многотрудных подвигов и понесенных скорбей мирно почил о Господе на месте своего пострижения – в Соловецком монастыре. Погребен близ южной стены Спасо-Преображенского собора. Над могилой его была положена белая плита со следующей надписью: “Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священноархимандрит суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, соловецкий постриженник”» [1. С. 41–43].

1573

По грамоте владыки Леонида, архиепископа Великого Новгорода и Пскова, послано было из Соловков в Москву «на сооружение соборной Успения Пресвятыя Богородицы церкви из монастырскаго имущества 2 стакана, 2 ковша и чаша серебряные и три червонных золотых».

В том же году ученик святителя Филиппа, иеромонах Иаков, будущий настоятель соловецкий, «был взят из Соловецкого монастыря и произведен во игумена Палеостровского монастыря» [4. С. 38].

1575

Устроено монастырское подворье в Каргополе, которое было освобождено царем Иоанном IV от податей [19. С. 185].

18 августа того же года с владений монастыря по приказу государя были получены девять рублей и тридцать алтын на выкуп полонян, взятых в плен во время Ливонской войны [19. С. 74].

1576

Московский священник Аввакум и его духовный сын Богдан Дементьев дали вкладом в Соловецкую обитель «двор в Веденской улицы в Москве против церкви Пречистые Богородицы Веденские, да два коня» [19. С. 82].

1577

9 мая, в день празднования памяти святителя и чудотворца Николая Мирликийского, начато строительство каменного храма во имя святителя [4. С. 38].

1578

Соловецкий игумен Варлаам доносил государю о том, что вблизи обители появляются корабли противника, шведы и немцы собираются напасть на монастырь.

2 августа царь Иоанн Грозный послал в Соловецкий монастырь ответную грамоту: «Богомольцу нашему, игумену Варлааму с братьею. Писали (вы) к нам, что хотят приходить к Соловецкому монастырю войною и на все Поморье свицкие немцы и амбурцы. И мы… послали в Соловецкой монастырь Михайла Озерова (воеводу),а с ним четыре человека пушкарей, десять человек стрельцов, да сто ручниц, да пять затинных пищалей, да с Вологды две пищали полуторных, да две девятирядных, а к ним по двести ядер… А велели Михайлу, приехав на Соловки, сделати острог около Соловецкого монастыря… А ты б, богомолец наш Варлаам, с Михайлом с Озеровым нашим делом острожным промышлял сообча, чтоб острог… вскоре сделали… Чтоб дал Бог Соловецкого монастыря от немецких людей уберечи». Воеводе Озерову велено было для защиты монастыря «набрать с поморских волостей девяносто человек в стрельцы, да пять человек затиньщиков (артиллеристов малых орудий) и вообще с настоятелем соловецким заботиться о защищении монастыря, а при случае и самому на немцев делать нападение» [20. С. 367; 8. С. 172–173].

В том же году для защиты от нападения шведов «построен вокруг Соловецкого монастыря деревянный остроги устроены по указу царскому для оберегательства оного стрельцы в числе 95 человек, состоявшие под ведением присланного воеводы Михаила Озерова. С сего времени оные стрельцы содержимы были на отчете монастырском и потом непосредственно были заведываемы от настоятелей монастыря» [4. С. 39].

1579

«Царь Иоанн Васильевич пожаловал 4 пищали затинных, да пороху 10 пудов и 10 фунтов. В сем же году каянские немцы (финны и шведы из округи города Каяны) учинили нападение на Кемскую волость и произвели великое опустошение. Воевода Озеров и многие стрельцы были побиты. На место его прислан на Соловки воевода Андрей Загряжский, который, набрав стрельцов из вотчин монастырских и умножив оных до 100 человек, по царскому повелению учил их исправной стрельбе» [4. С. 39].

1580

Царский дьяк Симеон Дементьев сын, по прозвищу Богдан, пожертвовал обители ризы, четверку лошадей да мерина, братину серебряную, сосуды столовые да 22 блюда оловянных, 20 рублей денег, двор в Москве, в Китай-городе, да 10 рублей на келлию [19. С. 141]. Так было основано Московское подворье Соловецкого монастыря в Китай-городе.

В том же году государь Иоанн IV грамотой изъявил высочайшую благодарность Соловецкому воеводе Киприану Оничкову за двукратную победу над каянскими немцами [19. С. 140].

1581

В июле, в связи с постоянными нападениями шведов на Беломорье, государь Иоанн IV направил воеводе Киприану Оничкову следующее повеление: «Ты б был на Соловках и монастырь, и поморские волости от прихода немецких людей оберегал, смотря по тамошнему делу, сколько Бог помощи подаст, а с тобою б были Соловецкого монастыря слуги, и стрельцы, и тутошних волостей крестьяне по прежнему указу. А которых немец привели к тебе в языцех, и ты б тех немец велел казнити» [19. С. 166].

24 августа государь Иоанн IV направил соловецкому игумену Варлааму с братией покаянную грамоту следующего содержания: «Смея и не смея челом бью, что есми Бога прогневал и вас, своих богомольцев, раздражил, и все Православие смутил своими неподобными делы, и за умножение моего беззакония и ради многого согрешения моего Богу, попустившему варваров христианство раззоряти. И вы б пожаловали, показали милость на нас, смиренных и недостойных раб своих, пожаловали молили Господа Бога и Пречистую Его Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и преподобных чудотворцев Соловецких Зосиму и Савватия, и всех святых, чтобы Господь Бог и Пречистая Богородица праведный Свой гнев отвратили, и православное христианство от разорения свободили, и устроили бы всему православному христианству и нам весьма полезная. А мы с детьми вам со слезами челом бьем» [21. С. 34].

В том же годуигумен Варлаам за старостью оставил настоятельство в обители. Братия «били челом великому государю во Александрове слободе о игумене в Соловки на Варлаамово место, и государь царь Иоанн Васильевич приказал выбрать из братства, и выбран бывший Палеостровского монастыря игумен Иаков, ученик Филиппов» [12. Л. 10–10 об.].

1582

По приказу государя вместо деревянного острога начато строительство каменной крепости вокруг Соловецкого монастыря. Руководили работами уроженец поморского села Нёноксы, постриженник соловецкий, старец Трифон (Кологривов) и вологодский городовой мастер Иван Михайлов [118. С. 52].

1583

Государь Иоанн IV, замаливая грехи, дал вклад Соловецкой обители на поминание невинно убиенных: «…по князе Владимире Андреевиче, и по его матери и княгине, и по детях двести рублев. Да по князе Петре Михайловиче Щенятеве двести ж рублев. Того ж году пожаловал по царевиче, великом князе Иоанне Иоанновиче, двести ж рублев, по нем же, великом царевиче, пожаловал испод шуба соболья с пухом и с ожерелием бобровым, испод бархата за семдесят рублев, да опушен бархат червчат з золотом за дватцеть рублев» [12. Л. 11].

1 сентября игуменом Иаковом освящена вновь построенная каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, на погребах, а прежняя деревянная церковь перенесена на остров Анзер и установлена в Троицкой губе, около монастырской солеварни [4. С.41; 12. Л. 11].

1584

Царь Иоанн Грозный, раскаиваясь в жестокостях опричных лет, «пожаловал в Соловецкий монастырь для поминовения опальных новгородцев – 753 человек – 1100 рублей».

18 марта государь Иоанн IV скончался. Новый государь Феодор Иоаннович в помино-вение отца своего, великого князя Иоанна Васильевича, «во иноцех Ионы», прислал в Со-ловки «333 рубли и 33 копейки, да и на братью по рукам 68 рублей 7 копеек» [4. С. 41].

По указу царя под руководством игумена Иакова продолжилось строительство каменной крепости вокруг монастыря для защиты от нападения неприятеля. В то же время строятся деревянные остроги в поморских селениях Суме и Коле – вотчинах обители [4. С. 41–42; 118. С. 52].

1588

Подвергся опале находившийся на государевой службе дворянин, воевода Аверкий Иванович Палицын. Имущество его взяли в государеву казну, сам он был сослан в Соловецкий монастырь, где принял постриг с именем Авраамий. Вскоре имя соловецкого монаха Авраамия (Палицына) было вписано в ряд славных имен патриотов земли Русской [22. С. 36–37].

1589летом в Корельскую землю посланы были государем «московские головы воевода Стефан Борисович Колтовский, а с ним в товарищах Смирной Шокуров да Василей Багряцов, а с ними же с Колмогор от Нового города стрелецкий голова Андрей Аничков, стрельцов 130 человек, да с ними же дети боярские Григорей Брянцов да Кудеяр, да Бахтеяр Беседного, да 10 панов, да 40 человек черкас канемских, да 10 человек донских казаков, да с ними же Каргопольския земли 400 человек ратных людей, да с Соловецкие вотчины из Сумской волости 100 человек, да охочих казаков 50 человек, да с Лопских семи погостов 200 человек.

И ходили войной в Каянские немцы, а воевали Овлуи реку да Леменгин острог, да Колокол волость, да Остров-волость, да Сиголвец рек и иные волости. И ти волости повоевали и пожгли, и жывот всякой высекли» [16. С. 241].

В декабре шведы совершили ответный набег, сожгли до основания Трифонов Печенгский монастырь, умертвили 116 насельников обители, затем разорили Кольские волости Ковду, Страницы истории Умбу, Кереть, вошли в Кемскую волость. Шведы приступили к Кольскому острогу, «но из Кольского острога осадные люди на выласках немецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек. А достальные немцы Туломою рекою в свою землю побежали» [16. С. 242].

1590  По указу царя Феодора Иоанновича для охраны обители и ее вотчин в помощь соловецкому игумену Иакову были посланы «пан Севастиан Кобельский с пятью литовцами, стрелецкий голова Иван Михайлов Яхонтов и с ним боярские дети Иов Изъездинов и Петр Постельников, стрелецкий сотник Семен Юренев с сотнею московских стрельцов. Это войско, увеличившееся на 500 человек, прибывших прежде из Каргополя 7-го числа месяца августа, простояв в монастыре всю осень, отправилось на зимние квартиры в поморскую волость Шую Корельскую». Отряд из 1300 ратников под командованием воеводы Степана Борисовича Колтовского после успешных действий в Финляндии зимовал в Сумском ост-роге и других монастырских вотчинах. «Все это войско довольствовано было от монастыря годовым жалованьем; им было роздано 942 рубля» [3. С. 59].

1591

Пожалованы были государем Соловецкому монастырю волости: «Кемская вся, Подужемская, Пебозерская и Маслозерская; также находящийся в Кемской волости Муезерский монастырь» [4. С. 44–45].

8 августа по просьбе святого игумена Иакова, настоятеля Соловецкого, повелением государя Феодора Иоанновича мощи святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, были перенесены соловецкой братией из Тверского Отроч монастыря в Соловецкую обитель. «Страдальческое нетленное тело его погребено было под папертью церкви во имя чудотворцев Зосимы и Савватия на месте, им самим при жизни его в сей обители предуготованном» [6. С. 92].

20 сентября совершили набег на Беломорье шведские войска под командой воевод Мавруса Лаврика и Гавнуса Иверстена, которые «монастырские волости и соляные про-мыслы до Сумского острогу пожгли и повоевали» [21. С. 59].

1592

«Финляндцы и заморские немцы… приступали и к Сумскому острогу; однако же храбростию монастырских стрельцов и засевших в нем крестьян с уроном были прогнаны; причем один неприятельский военачальник со многими немцами был убит, а некоторые взяты в плен» [4. С. 45].

Для усиления обороны в монастырь были посланы пять пушек, а к ним 790 свинцовых и железных ядер.

1593

Для защиты Соловецкого монастыря и Беломорья от нападения финнов и шведов «воевода Новохолмогорского города Иван Михайлович Ласкирев по государевой грамоте прислал в Сумской острог пороха и свинцу в двух бочках, а стрелецкий голова Елизарий Протопопов отвел в Сумской острог вотчинным приказчикам, соловецким старцам, две пушки и к ним ядер железных 200, ручниц (ружей без замка) 10, пороху, свинцу.

В сем же году прибыли в Соловецкий монастырь ратные воеводы: князь Андрей Романович и князь Григорий Константинович Волконские; стрелецкие головы Вторый Акинфьев, Елизарий Протопопов, Третьяк Стремоухов и стрелецкий сотник Семен Юренев, а с ними 10 сынов боярских, две сотни московских стрельцов, 90 человек малороссийских казаков и войска, состоявшие из сербов, волошан и литвы; к умножению сих войск нанято монастырем 100 человек ратных людей из иных волостей. Сии воеводы, отправившись под финляндский город Каяну, возвратились в монастырь с великой добычею» [4. С. 45–46].

1594

Государь Феодор Иоаннович прислал в Соловецкий монастырь воеводу Ивана Яхонтова «с прочими начальственными особами для обозрения строящейся крепости и для собрания к оной в помощь людей из волостей, монастырю принадлежащих».

«Она вся была воздвигнута из диких неотесанных больших и средних камней, имеет одну кругло-продолговатую стену, восемь высоких башен и восемь ворот. Стена снизу – с бойницами, а вверху – с окнами или амбразурами и проходом под крышею; мерою вокруг и с башнями 509 саженей трехаршинных. Природное же местоположение около крепости придает ей и важность и красоту, особенно с двух сторон: с западной – морской губою, а с восточной– глубоким и большим озером, которое называется Святым. А все сие огромное строение располагал и зодчим при оном был монах Трифон, постриженник соловецкий, урожденец поморского селения Неноксы. После кончины его в сем монастыре, для поминовения за труды его записан он в синодик без выписки, доколе святая обитель стоит» [4. С. 46–47].

1595

Завершилось многолетнее строительство крепостной стены вокруг монастыря. Соловки становятся самой крупной и неприступной крепостью русского Севера [120].

1596

15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, при игумене Иакове под руководством монаха Трифона (Терентия Кологривова) начато строительство церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми вратами.

1597

Игумен соловецкий преподобный Иаков произведен во архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Ипатьевского Троицкого монастыря.

Новым настоятелем монастыря стал игумен Исидор, постриженник соловецкий, будущий митрополит Новгородский [6. С. 96].

1598

6 января скочался царь Феодор Иоаннович.

1599

Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал в Соловецкий монастырь «по государе блаженной памяти Феодоре Иоанновиче в милостыню 1000 рублей, да монашествующей братии по рукам на 300 человек 165 рублей и еще 500 рублей».

В том же году преосвященный Варлаам, митрополит Новгородский и Великих Лук, пожаловал в Соловецкий монастырь вклад: «налойный крест с распятием, обложенный серебром золоченым, в возглавии – вставка жемчужная, ризы камки лазоревой, оплечье атласу золотого да денег 186 рублей» [4. С. 48–49].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cоловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991.

3. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Репр. с изд. 1899 г. М., 2004.

4. Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833.

6. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1–2. М., 1836.

7. Троицкий патерик. Репр. 1896. М., 1992.

8. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.

9. Акты Соловецкого монастыря: 1479–1571 гг. Л., 1988.

9а. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13. СПб., 2005.

10. Розов Н. Н. Соловецкая библиотека // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / под общ. ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.

11. Описи Соловецкого монастыря XVI века. СПб., 2003.

12. Летописец Соловецкий. XVIII в. Рук. ОР НБРК.

12а. Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра., 1998.

12б. Критский Ю. М. Из истории дореволюционной картографии Соловецких островов // География искусства. Вып. 3. М., 2002.

13. Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991.

14. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVIXIX вв. Репр. 1908 // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.

16. Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI века // Летописи и хроники. М., 1984.

18. Грамоты святого Филиппа, митрополита Московского и всея России, в Соловецкую обитель. М., 1861.

19. Акты Соловецкого монастыря: 1572–1584 гг. Л., 1990.

20. Акты, собранные в архивах и библиотеках Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1.

21. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 3.

86. Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVII в. // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.

120. Буров В. А., Скопин В. В. О времени строительства крепости Соловецкого монастыря и ее зодчем монахе Трифоне // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985.

121. Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001.

Цит. по: Столяров В. П. Страницы истории Соловков (XV – начало XXI века) // Соловецкие Острова Духовное, Культурное И Природное Наследие Указатели, пояснительный текст к карте, справочные сведения Труды МАКЭ под общей редакцией П. В. Боярского и В. П. Столярова. – М., 2006. С. 543–556.

  • 14 мая 2024 г.

    Менеджмент технологии и изменение жизни

    Этот текст, значительное внимание в котором уделено системе Дэвида Аллена Getting Things Done (GTD), родился на основе одной беседы. Она была проведена в рамках цикла «Тирания мысли и алкоголь…», в котором разбирались такие вопросы как: что толкает человека к алкоголю, каким образом можно выйти из прессинга этого давления.