История Соловецкого монастыря в XVII веке

1600

При игумене Исидоре был отлит в Соловках старцем Сергием большой колокол, названный «Борисовичем», весом 700 пудов (около 11,5 т), на который царь Борис Феодорович Годунов пожаловал меди 500 пудов, да олова 100 пудов, да монастырской меди и олова было добавлено 100 пудов.

1 октября игуменом Исидором была освящена каменная надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы [12. Л. 13.].

1601

января «ночью загорелись две мельницы, а от них – три житницы (две с рожью, а третья с пшеницей); потом загорелись: крыши на ограде, на другой стороне мельниц – чевертая житница, крыши на сушилах, переход подле ограды и лестницы. Время было бурное, огонь поднялся высоко, разливаясь во все стороны; монастырь осыпало горящими головнями; крыши на монастырских келлиях уже тлели. Игумен Исидор, видя страшное наказание Божие, очень опечалился и с освященным собором, придя к гробам чудотворцев Зосимы и Савватия, начал петь молебное пение Господу Богу, Пречистой Владычице и чудотворцам Зосиме и Савватию, проливая горькие слезы и призывая преподобных на помощь.

По совершении молебного пения игумен велел вынести к месту пожара крест Господень и святую воду, также чудотворную икону Пресвятой Богородицы, привезенную из Казани, и образ преподобных Зосимы и Савватия. С этим святым ограждением выступил он против грозного пламени и начал осенять огонь животворящим крестом и кропить святой водой, а святые иконы поставил прямо против ветра – тотчас пламя уменьшилось и четвертая житница стала гаснуть, огонь не коснулся стоящих близ нее других житниц, перестала гореть и крыша на сушилах. Это событие еще раз убедило всех, что преподобные первоначальники Соловецкой обители охраняют ее благосостояние» [3. С. 63].

1602

По руководством старца Трифона (Кологривова) построены «переходы каменные от соборной церкви (Спасо-Преображенского собора) в трапезу, под них ход, на тех же переходах посреди, близ церкви св. Николая чудотворца, построена каменная полата о двух жирах (этажах) со своды, в нижней полате содержится всякое мелкое военное ружье, а вверху хранятся ризница и церковная утварь.

Того ж году построена у соборной Спаской церкви книгохранительная каменная палата в паперти» [12. Л. 13 об.].

1604

Игумен Исидор, настоятель Соловецкий, постриженник обители, был возведен на митрополию Новгородскую. «Имя сего митрополита славно в летописях русских усердием и любовию его к отечеству во время бедствий отечества и, в частности, стеснительного положения Новгорода от шведского военачальника Понтуса де ла Гардия. Митрополит Исидор при вторжении в северные города самозванца Отрепьева с польскими войсками грамотами, рассылаемыми им по своей епархии, старался успокоить возмущенный и колеблющийся народ и, извещая их точно и подробно о действительной кончине царевича Димитрия и о происках Отрепьева, повелевал святительскою властью во всех церквах предавать последнего публичному проклятию» [8. С. 177–178].

1605

Вместо игумена Исидора настоятелем Соловецким поставлен святой игумен Антоний.

В том же году был освящен придел «в главе над Успенской церковью во имя святого великомученика Димитрия Солунского» [4. С. 50].

13 апреля, приняв схиму, скоропостижно скончался государь Борис Феодорович Годунов.

В мае того же года в селе Вельдеманове около Нижнего Новгорода в семье благочестивых родителей родился Никита Минов, будущий иеромонах анзерский и патриарх Московский Никон.

1606

В мае государем всея России соборно избран Василий Иоаннович Шуйский. Венчал нового государя на царство митрополит Исидор, постриженник соловецкий.

29 мая царь Василий приказал сослать Стефана (Симеона) Бекбулатовича, царя Казан-ского, соправителя государя Иоанна Грозного, в Соловецкий монастырь [23. С. 46].

14 августа государь Василий Иоаннович Шуйский, выслушав просьбу соловецкого игумена Антония, повелел монастырю, как и прежде, ежегодно платить за продажу 100 000 пудов соли оброк 100 рублей [21. С. 72].

1607

ОсеньюСоловецкий монастырь посетил митрополит Великого Новгорода Исидор.

10 ноября в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители владыкой Исидором был посвящен в сан иеромонаха постриженник соловецкий преподобный Иов, будущий чудотворец Ущельский [26. С. 74].

1609

«Шведский воевода Исаак Бем писал к соловецкому игумену (святому Антонию), спрашивая, кого он признает – самозванца или царя Василия (Шуйского)? И в последнем случае не нуждается ли в его помощи? Вероятно, игумен не отвечал на эту грамоту, потому что в феврале была прислана другая, такого же содержания и от того же воеводы.

В июле правитель Улео из Каянеборга просил соловецкого игумена Антония запретить монастырским людям разорять пограничные селения.

В августе царь потребовал присылки всей монастырской казны и вкладных денег для содержания войска. Монастырь прислал князю Михаилу Скопину-Шуйскому в Новгород 2000 рублей, и в Москву 3150 рублей, и принадлежавших Печенгскому монастырю 150 ефимков и ложку серебряную» [3. С. 65–66].

В том же году преосвященный Исидор, митрополит Новгородский, пожаловал в монастырь «два образа: Пресвятыя Богородицы в кивоте, другой складни; Евангелие напрестольное, у коего верхняя доска сребряная с каменьем, и еще три книги: Евангелие, Триодь и Служебник. Сверх того разных святых образов и платья на 104 рубля и еще в Москве соловецким монахам данных 380 рублей да денег самому игумену Антонию присланных 200 рублей» [4. С. 51].

1610

19 июня царь Василий Иоаннович Шуйский насильно пострижен в монахи и вскоре отвезен в Варшаву. В Москву вошли поляки.

1611

12 марта игумен Антоний направил грамоту королю Швеции Карлу IX, в которой сообщал, что русские люди из всего государства «на совет в Москву сходятся и полагают единодушно стоять против литовских людей. Все хотят выбирать на Московское государство царя и великого князя из своих природных бояр, а никого не хотят выбирать из иноверцев иных земель. И у нас, в Соловецком монастыре, и в Сумском остроге, и по всей Поморской области – тот же единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на Московское государство царем, опричь своих природных бояр Московского государства» [21. С. 67].

Весной шведы напали на Кольский острог, от которого были отбиты с большим для себя уроном. Летом они пристали на кораблях к Кузовским островам, намереваясь напасть на монастырь, однако, узнав, что обитель сильно укреплена, сделать это не решились.

В августе для защиты монастыря и Беломорья «по прошению игумена Антония присланы были из Москвы в Сумский острог воевода Максим Лихарев и стрелецкий голова Елизарий Беседнов, а с ними некоторое количество ратных людей. Оные военачальники ходили из Сумского острога в заонежские погосты для прогнания шведов, нападавших на волость Толвуй, принадлежавшую Вяжицкому Новгородскому монастырю» [4. С. 52–53].

1612

«По приговору бояр и воевод и Димитрия Михаиловича Пожарского по собственному прошению переведен на жительство из Соловецкого монастыря в Кириллов Белозерский монастырь монах Стефан, бывший Симеон БекБулатович, царь Казанский, который на-сильственно был пострижен в Соловках» [4. С. 53].

22 марта скончался настоятель Соловецкий, преподобный игумен Антоний, принимавший деятельное участие в обороне Беломорья от шведов [4. С. 50].Он погребен в часовне святителя Филиппа, митрополита Московского.

24 августа, во время решающего сражения с поляками у стен Москвы, постриженник со-ловецкий, келарь Троицкий Авраамий (Палицын), взывая к патриотическим чувствам казаков и суля им монастырскую казну, сумел склонить ратников к поддержке отрядов Минина и Пожарского. Затем Палицын временно возглавлял Троице-Сергиев монастырь во время длительной и безуспешной его осады польско-литовскими войсками [22. С. 36–37].

1613

4 января «по приговору бояр, и воевод, и князей Трубецкого и Пожарского после разорения Москвы от польских и литовских войск отведено во владение монастырю старинное место Соловецкого подворья близ Москворецкого моста».

Той же зимой «приходили до Кандалакши черкесы и руские изменники под именем литовских людей и Поморие воевали. Все жилища, рыбные и соляные промыслы были ими ограблены и преданы пламени, а жители умерщвлены; они неоднократно подступали и к Сумскому острогу, однако ж храбростью монастырских стрельцов и засевших в нем крестьян были отбиты и прогнаны». Во время внезапного нападения на Вологду черке-сов и литовцев было сожжено до основания подворье Соловецкого монастыря [12. С. 14; 4. С. 54–55].

14 апреля Земский Собор принес в Кремле присягу Михаилу Феодоровичу – первому государю из династии Романовых. Иеромонах Авраамий (Палицын) являлся одним из составителей подписанной Собором «Грамоты утвержденной об избрании на Московское государство Михаила Феодоровича Романова». В тот же день келарь Авраамий возвестил народу с Лобного места об избрании государя. Затем он был в числе послов, призывавших Михаила Феодоровича Романова на царство. О событиях Смутного времени старец Авраамий позже написал знаменитую «Историю в память предъидущим родом». На склоне лет возвратился он в родную Соловецкую обитель.

В том же году соловецкий постриженник, преосвященный Иоасаф, архиепископ Псковский, будущий патриарх Московский и всея России, «пожаловал в Соловецкой монастырь семдесят рублев, книгу Псалтирь толковую Максима Грека, цена – 30 рублев. Да в Москве пожаловал старцу Савве избу с комнатою да еще ж 50 рублев денег. Да он же пожаловал две Триоди за 10 рублев, а он же пожаловал денег 25 рублев» [12. Л. 14 об.].

1614

Настоятелем обители был утвержден святой Иринарх.

В тот же год «шведские военачальники и правители города Каяны заключили с игуменом Иринархом перемирие впредь до совершенного утверждения мирного трактата, чтобы прекратить все вражды, на границе происходившие».

В том же году царь Михаил Феодорович пожаловал в Соловецкий монастырь волость Шую Корельскую со всеми угодьями и два участка земли между Кемью и Керетью [4. С. 54–55].

Преподобный Иов Ущельский покинул Соловецкую обитель и основал в Мезенском крае Христорождественский Ущельский монастырь [26. С. 76].

Осенью 1614/15 года постриженник соловецкий преподобный Елеазар тайно вышел из обители и поселился на острове Анзере вблизи озера Круглого (ныне Большое Елизарово).

1615

При святом игумене Иринархе построено двухэтажное каменное здание у Корожной башни. На втором этаже располагались иконописная каменная палата и чоботная швальня (обувная палата), «стена меж их каменная; под иконописною – больница белецкая, под чеботною жили чудотворцев Зосимы и Савватия и Филипповской церквей дьячки» [12. Л. 14 об.]. Это перестроенное и теперь уже трехэтажное здание сохранилось в Северном дворике обители.

1616

Преподобный Елеазар Анзерский, проводя отшельническую жизнь на острове Анзере принял постриг в схиму от соловецкого иеромонаха Фирса [1. С. 88].

1619

1 апреля государь Михаил Феодорович отправил на Соловки грамоту с предупреждением о возможном нападении датчан на Беломорье: «А будет к Соловецкому монастырю или к Сумскому острогу придут Датцкия корабли, а учнут называться торговыми людьми, велели им… чтоб они к Соловецкому монастырю и к Сумскому острогу не приходили… Соловецкой монастырь и Сумской острог наше богомолье, а не торговое место» [21. С. 108]. Кроме того, государь приказал немедленно строить дополнительные укрепления у Соловецкого монастыря и Сумского острога, а также выставить караульных людей для дозора. Вероятно, к этому времени следует отнести начало строительства каменного пристенка у Никольских ворот обители.

10 апреля скончался бывший настоятель Соловецкий, митрополит Новгородский Исидор. «Сей добродетельный пастырь, по 16-летнем управлении Новгородской епархией испросив позволения отправиться на покой в обитель Соловецкую, облагодетельствованную им многими вкладами, не доехал до места назначения: смерть пресекла его жизнь в Новгороде. Он погребен в тамошнем Софийском соборе, в Корсунской паперти» [8. С. 178].

Летом, будучи в Москве, игумен Иринарх был принят государыней Марфой Ивановной, матерью царя Михаила. «Прииде же игумен к великой старице побити челом о своей нужде. Она же вопрошала его так: “Слух до нас дошел, что есть от вашего монастыря недалече остров Анзерской, на нем отшелники живут пустынным житием. Можно ли поставить на том месте церковь по глаголу твоему?” И дала ему сто рублей на строительство» [24. С. 300].

В том же году«построена казначейская (келарская) палата о трех ярусах со сводами для поклажи: внизу воска, свеч и ладану, а вверху медной и оловянной посуды, рухольного платья и прочих разных вещей» [4. С. 56].

1620

15 февраля царь Михаил Феодорович, учитывая разорение шведами вотчин Соловецкого монастыря и ведущееся строительство, приказал дать льготы обители на пять лет, в которые «за Двинскую проезжую соляную пошлину 1000 рублей в год брать не повелено» [21. С. 110].

18 марта святой игумен Иринарх и старец Александр (Булатников) доложили патриарху Филарету о том, что на Анзерском острове живут соловецкие старцы с преподобным Елеазаром Анзерским «пустынным обычаем немалое время, а храму у них в тое пустыни нет». Святейший патриарх повелел игумену Иринарху построить для пустынников анзерс-ких «деревянную церковь о двух престолах: в честь Живоначальной Троицы и во имя пре-подобного Михаила Малеина» (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича) [6. С. 335; 24. С. 4]. Царь Михаил Феодорович послал для анзерских старцев церковную утварь.

В тот же годна Соловки возвратился «на покой» старец Авраамий (Палицын), герой смутного времени.

В том же году преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский, постриженник соловецкий, поселился за Водлозером на Юрьевой горе и тем самым положил начало Свято-Троицкой Юрьегорской обители.

1621

20 января царь Михаил Феодорович подтвердил повеление патриарха Филарета учредить скит и построить для анзерских пустынников церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила Малеина. «Пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и бесчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения» [1. С. 91].

В том же году деревянный храм в Свято-Троицком Анзерском скиту был построен и освящен.

Для укрепления безопасности и обороноспособности обители «с восточной стороны монастыря, позади поваренной и квасоваренной служб, вдоль оных» закончено строительство «каменного пристенка с двумя башнями наравне с крепостною стеною из дикого булыжного камня» [4. С. 56].

1622

5 мая царской грамотой из Соловков был вызван старец Александр (Булатников), постриженник соловецкий, который был поставлен келарем Троице-Сергиевой лавры.

1623

30 июля «при игумене Иринархе (в Соловецком монастыре) было обретение мощей преподобного аввы Германа, сопостника преподобных отец Зосимы и Савватия» [12. Л. 15].

4 августа государь Михаил Феодорович направил на Соловки грамоту следующего со-держания: «Пришли к Кольскому острогу дацкого короля воинские люди на четырех кораблях и наших людей грабят, и на корабли к себе емлют. И вы б жили с великим береженьем, чтоб немцы над монастырем и Сумским острогом какого дурна не учинили; а будет мочно, и Кольскому б острогу помогали, и волостей поморских воевать не дали» [21. С. 118].

В том же годусоловецким постриженником, духовником царя Михаила Феодоровича, келарем Троице-Сергиевой обители Александром (Булатниковым) в дар Соловецкому монастырю был прислан список лицевого жития преподобных Зосимы и Савватия. Рукопись была изготовлена по благословению патриарха Филарета со старого образца [17], хранившегося в патриаршей казне, рисунки для жития делали придворные иконописцы в мастерских Кремля (ныне лицевая Соловецкая рукопись жития хранится в Национальной Российской библиотеке (СПб)).

1624

Преподобный Елеазар становится строителем Свято-Троицкого Анзерского скита [28. С. 66].

1626

Святой игумен Иринарх, будучи уже в преклонном возрасте, «испросил себе увольнения от дел начальственных» [1. С. 82]. Новым настоятелем монастыря определен игумен Макарий, постриженник соловецкий.

13 сентября скончался старец Авраамий (Палицын). Игумен Иринарх «упокоил у себя, под сенью преподобных, последние годы жизни знаменитого келаря Авраамия, возвратившегося в обитель своего пострижения. После славных деяний для освобождения Отечества он прожил еще семь лет в Соловецком монастыре. Глаголом уст своих, как мечом духовным, поражал Авраамий изменников при изгнании врагов из столицы. Достойно внимания и то, что там же хранились и мечи ее освободителей – князей Михаила Скопина-Шуйского и Дмитрия Пожарского: оба витязя завещали их древней обители, которая в их время служила оплотом всему Северу» (ныне мемориальное оружие хранится в Музеях Московского Кремля) [25. С. 119]. Могила старца Авраамия (Палицына) находится у южной стены Спасо-Преображенского собора.

1627

У губы Сосновой (в 16 километрах к северо-западу от монастыря, вблизи монастырских солеварен.) произошло чудесное явление иконы Богоматери Корсунской, наименованной Сосновскою. Сосна, на которой был обретен образ, позже была разобрана паломниками на благословение [8. С. 115]. Рядом была построена часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы Корсунской и келья-изба. Место это, привлекавшее иноков и паломников, стало называться Сосновой (Старой Сосновой) пустынью.

Затем чудотворный образ размером 37,4 26,4 см был перенесен в Спасо-Преображенский собор, украшен серебром и жемчугом и поставлен в особый иконостас у южного столпа.

В советское время чудотворная икона Богоматери Сосновская была вывезена с Соловков, место ее нахождения неизвестно.

1628

17 июля преставился ко Господу преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. «Приготовляясь к кончине, последние два года жизни провел он в совершенном безмолвии. Мощи его почивают в часовне его имени» [1. С. 82].

5 августа принял мученическую кончину в основанном им Ущельском Христорождественском монастыре преподобномученик Иов Ущельский, постриженник соловецкий. «Когда вся братия была на уборке сена, а преподобный Иов оставался один в обители, на нее напали разбойники. Думая, что у иноков много богатств, они мучениями старались выпытать их от преподобного. Однако ничего не получили. В исступлении разбойники стали жечь преподобного Иова, били, влача по земле, так что его тело, изнуренное постом, раздиралось по частям, и, наконец, отсекли страдальцу голову… Так неожиданно закончилась святая жизнь преподобного Иова. Тем не менее он успел выполнить дело просветителя и в обители дал (мещенскому) краю твердый оплот Православия» [26. С. 77–78].

В тот же год по просьбе царя Михаила Феодоровича преподобный Елеазар чудотворец Анзерский был вызван в Москву ради важного государева дела – молитвы о рождении наследника мужеского пола. Подвижник предсказал рождение царевича и на время был оставлен в Чудовом монастыре [28. С. 67].

1629

9 марта у царя Михаила Феодоровича и его супруги Евдокии Лукьяновны родился сын Алексей, будущий государь Российский. Преподобный Елеазар с богатыми царскими дарами был отпущен в Свято-Троицкий Анзерский скит.

В тот же год скончался келарь обители, соловецкий постриженник Вассиан (Напольский), назначенный на должность царским указом. «По смерти его соловецкие иноки, ос-овываясь на завещании преподобного Зосимы, ходатайствовали, чтобы дозволено было избирать келаря собором братии из постриженников соловецких, способного для этой должности».

15 июля царской грамотой повелено избирать келаря собором братии, а в Москву присылать только уведомление о выборе [3. С. 81].

1631

31 августа царь Михаил Феодорович повелел игумену Макарию на содержание государевых ратных людей, воевавших с поляками, выделить половину казны Соловецкого монастыря – 10000 рублей [21. С. 125–126].

1632

12 июля грамотой патриарха Филарета по просьбе соловецкой братии настоятелем обители назначен архимандрит Астраханского Троицкого монастыря Рафаил, будущий архиепископ Астраханский [21. С. 217].

1633

31 июля государь Михаил Феодорович и патриарх Филарет послали на Соловки жалованную грамоту, по которой Свято-Троицкому Анзерскому скиту даровалась полная самостоятельность: «По смерти строителя Елеазара быти в той пустыни строителем… по выбору всей братии, кто им будет люб; а Соловецкого монастыря игумену и келарю впредь тое пустынею ничем ведать не велели, строителей к ним в пустыню из Соловецкого монастыря не посылать и ни в чем им никакого насилия не чинить и тое пустыни братью за всякое безчинство смиряти самому строителю Ванзерскому всяким монастырским смирением» [6. С. 348].

Для поддержки войска царя Михаила Федоровича в войне с поляками, было послано из Соловецкого монастыря в Москву 2181 рубль [3. С. 82].

1 октября скончался патриарх Филарет, в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев-Захарьин, отец государя Михаила Феодоровича.

1634

6 февраля по воле государя поставлен в патриархи Московские и всея России архиепископ Пскова и Великих Лук Иоасаф, «понеже дворовой сын боярской, во нравах и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен». Святейший патриарх Иоасаф I принял монашеский постриг в Соловецком монастыре, затем служил в Новгороде, при митрополите Исидоре, затем был архимандритом Псково-Печерского монастыря и владыкой Псковским [27. С. 78–79].

В том же году послано из Соловецкого монастыря в Москву на поддержание войска 1700 рублей [3. С. 82].

1635

Весной «было в Соловецком монастыре необычайное возвышение морской воды, которая, потопив строения, на западной стороне монастыря находящиеся, доходила до крыльца соборной церкви Преображения Господня, стоящей на особенно возвышенном месте. От сего случая много причинилось убытков обители, о чем донесено было патриарху Иоасафу I», а он доложил об этом царю Михаилу Феодоровичу.

Великий государь, помогая Соловецкой обители, пожаловал братии пустоши во Владыченском усолье, сенные покосы у реки Онеги, Яренгский погост с церковью (где затем были погребены преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Соловецкие чудотворцы), строениями и угодьями и три четверти волости Кереть.

«От Святейшего Патриарха Иоасафа I пожалованы были ризы атласа золотого, оплечье участковое, книга Псалтирь со возследованием, да денег 100 рублей» [4. С. 61–62].

В том же году родился Иван Иванов (преподобный Иов Анзерский), будущий основатель Голгофо-Распятского скита.

1636

Соловецкий архимандрит Рафаил по именному царскому указу был переведен настоятелем Новгородского Хутынского монастыря. Новым игуменом обители поставлен постриженник соловецкий Варфоломей (Коноплев) [6. С. 137].

В том же году «в Минее, напечатанной при Святейшем Патриархе Иоасафе I, под 23-м числом декабря напечатана служба святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России, из чего можно заключить, что в то время в России отмечался день его мученической кончины» [3. С. 85–86].

На остров Анзер, в Свято-Троицкий скит пришел из Москвы священник (будущий патриарх) Никита Минов, который был пострижен преподобным Елеазаром Анзерским в иноки с именем Никон [30. С. 31].

1638

31 апреля патриарх Иоасаф I пожаловал в обитель печатное Евангелие 1606 года, «напрестольное, нарядное, обложено камением дорогим и сребром, сканью, позолочено, и евангелисты чеканные; а в нем вставлено семь каменей яхонтов разных цветов, два лала, да изумруд, да топаз, да девять жемчужных зерн ценою за 216 рублев» [12. Л. 16].

2 июля игумен Варфоломей по благословению патриарха Иоасафа I и по грамоте Новгородского митрополита Афония «при освящении вновь построенной Зосимо-Савватиевской церкви в Яренгском погосте перенес в эту церковь мощи преподобных чудотворцев Иоанна и Лонгина, потрудившихся в послушаниях Соловецкого монастыря» [8. С. 192].

22 июля в Москве вспыхнул пожар. Многие дворы и торговые лавки Китай-города выгорели, сгорело и Соловецкое подворье. Патриарх Иоасаф I пожаловал на восстановление после пожара строителю Соловецкого подворья старцу Савве «избу с комнатою за сорок рублев, да камки лазоревой два портища мерою двадцать аршин за 20 рублев. Того ж году он же, Святейший Патриарх, пожаловал на Москве старцу Савве ржи тридцать четвертей ценою за 30 рублев» [12. Л. 16].

1639

По грамоте государя Михаила Феодоровича митрополитом Новгородским Аффонием во игумена произведен иеромонах Паисий, постриженник и казначей соловецкий. Был на-стоятелем монастыря недолго [4. С. 63].

Осенью тайно покинул Свято-Троицкий Анзерский скит иеромонах Никон, будущий патриарх Российский [30. С. 32].

1640

Скончался настоятель Паисий, похоронен в обители.

Новым игуменом обители стал святой Маркелл, постриженник соловецкий, будущий архиепископ Вологодский и Белоезерский [4. С. 64–65].

28 ноября того же года почил с миром патриарх Иоасаф I, постриженник соловецкий, оказавший много благодеяний Соловецкой обители. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

1641

4 августа царь Михаил Феодорович грамотой повелел святому игумену Маркеллу «в церкви во имя преподобных отец Зосимы и Савватия, где опочивают чудотворные их мощи, отправлять ежедневную Литургию и прочую по церковному уставу службу» [21. С. 139].

1642

При игумене Маркелле «построена портная швальня каменная со своды, единостолпна, под ней два жилья – в одной половине живут рубашечные швали, недороски (подростки-трудники), а в другой – Николаевских ворот караульщики» [12. Л. 16 об.]. В Вологде на Соловецком подворье построен большой каменный дом.

1645

Святой игумен Маркелл, после шестилетнего настоятельства в Соловецком монастыре, по именному указу царскому вытребован в Москву и там рукоположен во архиепископа Вологодского и Белоезерского. Во игумена обители был произведен постриженник соловецкий, иеромонах Илия (Пестриков) [4. С. 65].

1646

29 апреля по просьбе братии присланы были из Москвы ко игумену Илие грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа «об открытии святых мощей прославленного чудотворца святителя Филиппа.

31 мая обрадованные иноки, вынув из земли гроб, переложили святые мощи в новую раку и поставили в Спасо-Преображенском соборе. Погребальные ризы святителя нисколько не обветшали, хотя пролежали в земле 77 лет.

Иеромонах Феодул был отправлен к царю и патриарху с просфорой, святой водой и иконописными образами нового чудотворца» [3. С. 86].

В тот же год архимандрит Рафаил, бывший настоятель Соловецкий, поставлен в Архиепископа астраханского [4. С. 60].

1648

30 апреля государь Алексей Михайлович выслал грамоту соловецкому игумену Илие с требованием помочь преподобному Елеазару Анзерскому в сооружении каменной Троицкой церкви, которая стояла недостроенной с 1638 года: «Как к вам сия наша грамота придет, и вы б в Анзерской пустыни церковь каменную низкую с трапезою велели делать, мерою… внутри пяти сажен, а паперти сделать… небольшим строением низкие, а не на сводах… А во что то церковное каменное строение по смете станет, и что иное церкви, работникам каких монастырских припасов из монастырской казны по цене выйдет, вы б о том отписали к нам, к Москве» [29. Л. 5 об.].

В том же году анзерский постриженник, игумен Кожеезерского монастыря Никон, будущий патриарх, был поставлен во митрополита Новгородского.

В том же году владыка Никон прислал в Анзерскую пустынь (своему учителю духовному, преподобному Елеазару Анзерскому) «серебряные оклады 7 фунтов 8,5 золотника и на келейное строение 250 рублей да рыбы 11 осетров, и особенно строителю рыба белужка» [21. С. 127].

1650

Митрополит Никон особой грамотой повелел игумену Илие выпекать просфоры из одной пшеничной муки, «а ржаной муки в просфиры прибавлять отнюдь не велел. А будет нам ведомо, что аржаные муки в просфиры прибавил, тогда тебе, сыну, от нас быть в запрещении» [21. С. 224–225].

1651

2 марта по указу царя Алексея Михайловича игумен соловецкий Илия (Пестриков) «посвящен Никоном, митрополитом Новгородским и Великолуцким, во архимандрита, с повелением литургисать ему полною архимандрической службою, как то: с палицею, набедренником, рипидами и осеняльными свещами, с ручным сулогом и ковром. С тех пор установлена в Соловецком монастыре архимандрия» [4. С. 66].

1652

По совету митрополита Никона государь повелел перенести мощи митрополита Филиппа из Соловков, патриарха Гермогена из Чудова монастыря, патриарха Иова из Старицы в Успенский собор Кремля.

Весной с покаянной царской грамотой митрополит Никон сам отправился на Соловки за гробом священномученика Филиппа. Прибыв летом на Соловки, владыка встретился с духовным учителем своим, преподобным Елеазаром Анзерским. По преданию, именно старец Елеазар помог владыке Никону выполнить поручение государя [34. Л. 61].

Соловецкие иноки были весьма опечалены утратой мощей преподобного и воспевали при переносе гроба на корабль специально составленную к этому событию трогательную молитву: «Не подобало бы тебе, о святитель Филипп, оставлять твое отечество! Но должно к нам возвратиться, где ты духовно породился, – где ты понес разнообразные труды Богоносным отцам,– и где, наконец, воздвиг ты великолепные храмы во спасение иноков, и к славословию Творца. Моли Того, помолись Тому о спасении душ наших» [6. С. 145]. На месте последнего прощания с мощами священномученика вскоре была воздвигнута часовня во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

25 июля в Кремле состоялась интронизация Патриарха Московского и всея России Никона.

1653

Братья монастыря предприняли попытку сменить игумена Илию. В столицу за утверждением на должность настоятеля был послан постриженник соловецкий, книгохранитель иеромонах Никанор.

16 июня соловецкий иеромонах Никанор определен архимандритом Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

1655

29 апреля патриарх Никон грамотой известил своего старца, преподобного Елеазара Анзерского, о том, что, поскольку в Свято-Троицком Анзерском скиту совершается ежедневная Литургия, «государь Алексей Михайлович повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту и давать по пуду ладана, по три пуда воска, по пять ведер церковного вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры; строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем патриарх и от себя препроводил милостыню – строителю Елеазару 2 рубля, 11 человекам братии каждому по рублю» [24. С. 21–22].

В августе бежал из заключения в Кандалакшском монастыре бывший настоятель Казанского собора в Москве, противник церковной реформы патриарха Никона, протопоп Иван Неронов. Избежав погони и великой морской бури, Иоанн Неронов с духовными детьми Алексеем, Силою и Василием добрались до Кеми. «Отсюда направили они одного соловецкого монаха в Соловки. Архимандрит Илия, едва только узнав, что на берегу находится известный ревнитель мнимого благочестия протопоп Иоанн, захлопотал в порыве усердия о торжественной встрече его в монастыре… Помолившись чудотворцам, Неронов был у архимандрита за трапезою и рассказал ему, как ушел он из кандалакшского острога, причем намекнул, что сделал это не своей волей, но царской и патриаршей, хотя и тайно от игумена.

Илия поверил ему и с честью проводил его из монастыря в ладье богомольцев, снабдив всем нужным на дорогу его самого и трех его товарищей. Патриарх Никон разгневался за прием Неронова и на время запретил архимандрита Илию в священнослужении» [3. С. 92].

В том же году архимандрит Илия с братией послали из Соловецкой обители царю Алексею Михайловичу 13000 рублей серебряной монетой в помощь царскому войску, издержавшемуся во время войны с поляками [6. С. 144].

1656

13 января скончался преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. «Кончине преподобного предшествовала легкая болезнь старости и изнурения. Перед отходом в вечность старец призвал к себе всю братию и долго беседовал с ними о пользе душевной, увещевал их жить добродетельно и ко спасению предложил им уставы скитского жития, которые затем находились в анзерской книгохранительнице. И поставил братии вместо себя наставником и скитоначальником первого ученика своего Никодима». Через некоторое время над почитаемой могилой блаженного старца была воздвигнута деревянная часовня, а затем, при перестройке Свято-Троицкого храма, честные мощи подвижника почивали под спудом у клироса [1. С. 98–99].

В тот же год было завершено на Анзерском острове многолетнее строительство каменного храма в честь Святой Троицы с приделами во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» [28. С. 14].

1657

На Соловки присланы из Москвы новоисправленные церковные богослужебные книги.

1658

23 апреля патриарх Никон созвал архиерейский Собор, на котором было принято решение об исправлении церковных обрядов, особенно двуперстия.

8 июня соловецкий архимандрит Илия созвал всю братию обители на черный монастырский Собор, на котором было решено, что монахи соловецкие отвергают новые церковные служебники, присланные в 1657 году, и не желают служить по новому уставу.

Часть иноков пришла в волнение и обратилась к патриарху Никону с жалобой: «Бьют челом Соловецкого монастыря священники Василий, Кирилл и Сидор, Никон, Спиридон и Герман на архимандрита Илию и его советников. В прошлом году (были) присланы в Соловецкий монастырь служебники твоего государева исправления. Архимандрит Илия принял их тайно со своими советниками и, не объявив об этом никому из нас, положил их в казенную палатку, где и лежат они другой год без употребления. Когда же прошел о них слух и иноки стали спрашивать, почему служебников не показывают, то… на шестой неделе Великого поста архимандрит со своими советниками, написав приговор о служебниках, созвал нас и угрозами принудил приложить руки (подписаться) к этому приговору, где вся вина слагалась на нас, будто он служебники нам давал, а мы у него не приняли. На самом же деле мы просили у него служебников, а он не давал нам и посмотреть, даже священника Германа дважды наказал за то, что он принял обедню по новым служебникам. Когда же приезжие богомольцы стали зазирать (упрекать), что у нас служат по старым служебникам, то архимандрит объявил всем инокам: исправленных служебников отнюдь не принимать и постоять за него. 8 июня он собрал всю братию (в то время было в монастыре много богомольцев из разных городов); архимандрит начал со слезами говорить, что настало последнее время, что новые учителя отвращают от православной веры и велят служить на польских крыжах по новым служебникам, что надобно молиться, чтобы Бог сподобил нас умереть в православной вере. При этом все с шумом закричали, чтобы латинской службы не принимать, не причащаться при такой службе и архимандрита ни в чем не выдавать. Да и по всему Поморью в монастырских волостях архимандрит не велел принимать новых служебников. Так как мы не хотели прикладывать руки к такому определению, то архимандрит угрожал не выпускать нас живых; устрашившись, мы приложили руки» [3. С. 93–94].

6 июля патриарх Никон добровольно удалился от дел и через три дня выехал из столицы в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, поэтому не смог ответить соловецким челобитчикам.

В отсутствие патриарха руководство проведением церковной реформы взял на себя государь Алексей Михайлович.

В тот же год архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, постриженник соловецкий, бывший духовник государя, оставил свой монастырь и удалился на Соловки.

В том же году шведские войска напали на Поморье. «Царские стрельцы, присланные с Двины в числе 200 человек под предводительством сотника Тимофея Беседного, рассеяв грабителей, простояли в Сумском и Кемском острогах в оборонительном положении целый год… Шведы и в предыдущие годы неоднократно вторгались в монастырские поморские волости, производя грабеж и убийства. Они, по-видимому, усиливались для того токмо, чтобы, овладев Поморием, или западным берегом Белого моря, воспрепятствовать иност-ранной торговле, более и более процветавшей в архангельском порту» [6. С. 146].

1659

1 июля скончался Илия (Пестриков), первый архимандрит Соловецкой обители. Погребен с восточной стороны часовни преподобного Германа [12. Л. 17].

21 июля во время утренней службы загорелись кровли на крепостной стене и на Архангельской башне от свечного завода, построенного за оградою. Ветер был сильный, и пламя распространялось на хлебные амбары, которые загорелись во многих местах. После молебна угодникам Соловецким ветер утих и пожар прекратился [4. С. 69].

1660

4 февраля Новгородским митрополитом Макарием во архимандрита Соловецкого поставлен иеромонах Варфоломей, из постриженников обители.

В том же году из Москвы царем Алексеем Михайловичем были сосланы в Соловецкую обитель «многие раскольники для обращения их к Православию, и между ними боярин, управлявший Московскою типографией, князь Михайло Львов. В то время явились в обитель многие партии разбойников известного злодея атамана Стеньки Разина с намерением ограбить обитель; к ним присоединилось большое число раскольников, скрывавшихся в поморских лесах от преследования царского; но, не могши скоро выполнить свой замысел, потому что монастырь имел своих воинов, они притворились благочестивыми, а некоторые ложно приняли монашество» [8. С. 109].

В тот же год боярин Борис Иванович Морозов «построил к ракам преподобных чудотворцев Зосимы и Савватия две доски серебряные, чеканные, местами золоченные, весом 4 пуда 35 фунтов 12 золотников (около 80 кг), сделанных за морем, в Амстердаме» [12. Л. 18].

В том же году празднование памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, перенесено с 23 декабря на 9 января и установлен еще один день празднования – 3 июля, в день перенесения мощей святителя в Москву.

1661

На богомолье в Соловецком монастыре побывал Степан Разин [60. С. 112].

1663

В январе архимандрит Варфоломей предлагал братии ввести в употребление новоисправленные книги. «Призвав в алтарь священников и диаконов, он просил их в пении и службе покориться царскому указу и Соборному уложению. Диакон Нил стал укорять его и за эту дерзость был, по обычаю того времени, наказан телесно» [9. С. 211]. Нил обвинил архимандрита в ереси и заявил, что «ересь пошла от Арсения Грека к патриарху Никону, а тот, в свою очередь, научил ереси… “а кого, того поведать… на письме невозможно”. Речь явно шла о царе» [32. С. 28].

16 февраля архимандрит Варфоломей, пытаясь добиться введения новоисправленных богослужебных книг, созвал второй (малый) черный Собор (соловецкой братии). Соловецкие иноки настоятелю Варфоломею не подчинились, от новоисправленных книг отказались [32. С. 29].

22 марта в Вологде скончался святитель Маркелл, архиепископ Вологодский и Белозерский, бывший настоятель соловецкий. Похоронить себя святой завещал в Соловецкой обители.

9 июля архимандрит Варфоломей послал царю Алексею Михайловичу донесение: «В июне в 5-й день в Соловецкий монастырь привезли тело твоего государева богомольца, бывшего преосвященного Маркелла, архиепископа Вологодского и Белозерского, и я со священницы и диаконы, и с братиею со кресты вышел встретити на морской пристани, и принесли в соборную церковь, и надгробная над ним совершили, и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь, (прошло) одиннадцать недель, и тело его ничем же рушимо, и лицо светло, дух же исходит от тела его добровонен» [8. С. 194–195].

1664

Государь Алексей Михайлович грамотой на имя архимандрита Варфоломея уведомлял настоятеля и братию «о неприязненных действиях польского короля, продолжавшихся с 7152 (1654) года», и просил помощи на содержание войска. В ответ послано было «монастырской суммы взаем государственный 20 000 рублей серебряною монетою и 200 червонных золотых, за что ответной царской грамотою изъявлено высочайшее благоволение, и прислано было от двора его царского величества на всю соловецкую братию 396 коврижек, а сумму обещано было возвратить по окончании войны с Польшей» [4. С. 70].

Осенью состоялся третий монастырский Собор, на котором братия еще раз отказалась служить по новому уставу [32. С. 28].

1666

14 февраля очередной черный Собор Соловецкого монастыря принял челобитную царю с просьбой не вводить в обители церковную реформу. Кроме того, монахи потребовали сменить настоятеля Варфоломея, который в это время выехал в столицу по монастырским делам [32. С. 31–35; 157].

В том же году была построена за стенами монастыря «деревянная церковь во имя пре-подобного Онуфрия Великого и отведено при ней место для погребения умерших братий и мирских людей» (в настоящее время сруб церкви Онуфрия Великого находится на острове Малая Муксалма) [12. Л. 18].

1667

Именным указом государя настоятелем Соловецкого монастыря был назначен архимандрит Иосиф. После Собора 1666–67 годов он был послан «с предместником своим, архимандритом Варфоломеем и бывшим в Соловках на покое Саввы Сторожевского монастыря архимандритом и царским духовником Никанором для увещания заразившихся расколом соловецких монахов, которые оказали явное неповиновение соборному постановлению в исправлении церковных книг». Соловецкие монахи «не только увещаний их ослушались, но и насильственно выслали их из обители. Почему оба архимандрита возвратились в Москву… А Никанор, прельщенный от раскольников, остался в Соловецком монастыре» [4. С. 71].

1668

В январе сотник Чадуев доставил в Соловецкий монастырь увещевание царя Алексея Михайловича – грамоту «соборным и рядовым старцам, которые Святей Соборней и Апостольстей Церкви не противны и нам, великому государю, послушны». В грамоте говорилось, что поскольку самовольно выбранные келарь Азарий и казначей Геронтий со своими единомышленниками не приняли назначенного царем архимандрита Иосифа, то за непослушание все вотчинные села, деревни, соляные и другие промыслы велено переписать от Соловецкой обители на государя. «И денег, и хлебных, и всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в монастырь не пропускать… И вы б, памятуя наше, великого государя, крестное целование, Соловецкого монастыря нововыбранным самовольством келарю и казначею и их единомышленником говорили, чтоб они от противности недоумения своего и от непослушания отстали» [6. С. 159–161].

23 февраля иноки отправляют с сотником Чадуевым ответ царю, в котором говорится: «Просим у тебя милости: помилуй нас, не вели, государь, больше напрасно присылать к нам учителей; мы не изменим прежней своей православной вере и не нарушим предания апостольского и чина святых отец Зосимы и Савватия. Повели, государь, прислать на нас свой царский меч и переселить нас от сего мятежного жития на безмятежное и вечное» [8. С. 222].

В конце февраля была подписана грамота вселенских патриархов и русского патриарха Иоасафа II, предававшая анафеме соловецких мятежников, не принявших исправленных книг.

3 мая государь посылает на Соловки для наведения порядка войско во главе со стряпчим И. А. Волоховым.

19 июня состоялся большой черный Собор Соловецкого монастыря, на котором было принято решение держать оборону обители от царского войска.

22 июня «Игнатий Волохов, который присоединил к своей команде 100 человек двинских стрельцов, а с ним и архимандрит Иосиф «высадились на Соловках, но в монастырь впущены не были» [4. С. 73].

23 июня Волохов предпринял последнюю попытку образумить мятежников. Он был допущен в монастырь и зачитал в присутствии всех монахов и мирян государев указ, в кото-ром царь требовал выдачи организаторов возмущения и обещал прощение всем остальным.

Часть монахов, несогласных с бунтовщиками, покинули монастырь. Остальные затворились в стенах обители.

Игнатий Волохов с войском отправился на Заяцкий остров и приступил к осаде. Так началось знаменитое Соловецкое сидение.

2 декабря обитель покинули монахи и миряне: «черный священник Лаврентий, черные дьяконы Пахомий и Аркадий, монахи Исидор, Матвей, Феодул, Савин, Феодор, Иона, Мисайло Шорох, бельцы дьячок Григорий Рига, трудники Лука Трофимов, Семен Минин, Григорий Иванов Братик, служка Онисим Андреев, дьячок Семен Иванов Калашников, служка Афанасий Семенов Шатров, Павел Григорьев Чеус, Иван Сергеев Сусла, старец Иван и другие» [32. С. 164–165].

В том же году царский стольник Александр Севастьянович Хитрово засвидетельствовал случаи чудотворений у мощей преподобного Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца.

После кончины преподобного (в XVI веке) «тело его погребено было за алтарем церкви святителя Николая (в Сумском посаде), с южной стороны. Проходили годы, многими было забыто и имя его.

Спустя более столетия внимание к почившему возбуждено было тем, что гроб его обнаружился на поверхности земли и вскоре последовали явления преподобного и исцеления от него болящих… Царский стольник… по исследовании поставил над гробом преподобного небольшую часовню» [1. С. 40].

1669

16 января воевода И. Волохов, с 1668 года осаждавший монастырь, направил в обитель московского стрельца Григория Прудова с очередной увещевательной грамотой. После общего совета осажденные соловчане ответили: «У нас-де одно положено, что по новым книгам петь и служить отнюдь не хотим» [32. С. 55–56].

Весной, на Пасху, греческих монахов, бывших в монастыре, не допустили к святыням, а 22 апреля отлучили от Церкви. Везде в монастыре были сняты старые, четырехконечные кресты, вместо них были установлены восьмиконечные. Некоторые священники обители перестали молиться о здравии царя и патриарха [32. С. 57–58].

1671летом царь направил в Соловецкий монастырь стрелецкого сотника Ивана Порошина для увещевания иноков, затворившихся в стенах обители. Переговоры оказались безрезультатными. Руководил восставшими бывший духовник государя, архимандрит Никанор [32. С. 64].

1673

Осаду монастыря вели 775 стрельцов во главе со стрелецким головой Климентием Алексеевичем Иевлевым, который годом раньше «сжег разные постройки, находившиеся вокруг монастыря, как-то: лодки, карбасы, сено, дрова, разорил рыболовные и звероловные приспособления, уничтожил рыболовные сети, убил лошадей».

12 мая того же годагосударь Алексей Михайлович послал на Соловки новую грамоту с увещеванием восставших: «Вы б принесли покорение и от всякия шатости обратились, а нам в том вины свои принесли… И мы, великий государь, пожалуем вас, велим те ваши вины отдать, и впредь они вам помянуты не будут; а буде вы не покоритесь и от шатости не обратитеся, и за то ваше непокорство впредь от нас и от освященного Собора прощения вам не будет». Осажденные грамоту царя отвергли.

Царь отдал приказ стрелецкому голове Иевлеву из пушек по монастырю не стрелять и стрельцов на приступ не посылать [8. С. 229; 5. С. 159].

28 декабря монастырский Собор принимает решение молитвы за государя отменить.

Старец Дионисий и иеромонах Павел, не признавшие решений черного Собора, были заточены в тюрьму.

1674

Многие иноки, не согласные изменять присяге, постепенно покидали монастырь. Общее число «выходцев» превысило двести человек. Взамен них в осажденную крепость «прибегоша окаянного богоотступника и чародея, донскаго козака и атамана Стеньки Разина с помошники воры из Астрахани; а когда во обитель внидоша, тогда бо уже и братству, иноком и бельцем волю всю отъяша и начаша быти во всем противны не токмо святой Церкви хулами, но и благочестивого царя не восхотеша себе в государя имети» [7. С. 150]. Скоро в обители не осталось священников, соглашавшихся совершать богослужения.

31 мая осаду монастыря возглавил воевода И.А. Мещеринов. С появлением Мещеринова под монастырем положение осажденных стало весьма трудным. «Им выстроено вблизи монастыря 13 батарей и брустверов и начата работа шанцов, проведенных им почти под самые стены» [4. С. 74].

1675

17 марта, на праздник Алексия, человека Божия, в осажденной обители во время всенощного бдения загорелась трапезная палата. Пожар удалось потушить.

В мае–июне царское войско установило постоянную осаду Соловецкого монастыря со стороны гавани Благополучия и губы Долгой. Насельники монастыря продолжали покидать обитель, в течение года к воеводе вышли священник, 10 старцев, псаломщик и 7 мирян.

23 декабря штурм Соловецкой обители не дал результатов [32 С. 75–77, 166].

1676

22 января темной снежной ночью царский воевода Мещеринов, «взяв 50 стрельцов и руководимый монахом-перебежчиком Феоктистом, подошел к окну Белой башни, слегка заделанному кирпичами; кирпичи были разрушены, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря увидели случившееся слишком поздно; человек 30 из них бросились с оружием на стрельцов, но, ранив только четырех из них, были убиты. Монастырь был взят» [8. С. 233; 36].

«Часть защитников погибла, многие были ранены. В руках воеводы Мещеринова оказались 63 человека. Из них 35 были посажены в тюрьму, а 28 казнены» [32. С. 79].

29 января скончался царь Алексей Михайлович. К этому времени бывший патриарх Никон томился уже десять лет в заточении в Белозерье.

Вскоре были взяты под стражу воевода Мещеринов с сыном, уличенные в присвоении монастырской собственности.

Весной трупы погибших защитников монастыря были захоронены на острове Бабьей Луде в бухте Благополучия.

Над могилами павших стрельцов была возведена деревянная Таборская часовня в пол-версте к востоку от монастыря [37. С. 238].

В том же году «для приведения Соловецкой обители в прежнее состояние и для восстановления порядка по указу царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима прислан из Тихвинского монастыря в Соловецкий настоятелем архимандрит Макарий, из Сийского монастыря келарь Илларион и казначей Феодосий» [3. С. 109].

1678

Принял постриг в обители с именем Игнатий стольник Иван Степанович Римский-Корсаков, будущий митрополит Тобольский и Сибирский [27. С. 27].

1679

«По поручению соловецкого архимандрита Макария службы соловецким основателям и записки о них преподобного Максима Грека и Досифея (на месте захоронений ныне установлены поклонный и памятный кресты) с позднейшими чудесами, исправленные, соединены были в один сборник, которому дали название Соловецкого патерика» [33. С. 327].

В том же году холмогорскими иконописцами Семеном и Василием Спиридоновыми закончена настенная роспись паперти и Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора [87. С. 254].

1680

19 января государь Феодор Алексеевич грамотой разрешил монастырю строить в Сумском остроге деревянную крепость-городок для защиты от немецких и шведских войск.

В мае архимандрит Макарий, временно управлявший Соловецкой обителью, был возвращен в Тихвинский монастырь. Во архимандрита обители был посвящен бывший Сийского монастыря иеромонах, соловецкий келарь Иларион, будущий митрополит Псковский.

По указу царя архимандритом Макарием был пострижен в монашество с именем Нектарий престарелый вельможа Никифор Матвеевич Толочанов, возглавлявший в начале 1650-х годов посольство к имеретинскому царю Александру. Из уважения к возрасту и за богатые дары в обитель монах Нектарий вскоре был избран соборным старцем [6. С. 170].

1681

17 августа на пути из ссылки, в Ярославской обители Всемилостивого Спаса скончался бывший патриарх Московский и всея России Никон [35. С. 169].

В том же году «по грамоте Корнилия, митрополита Новгородского и Великолуцкого, приписана к Соловецкому монастырю Зосимо-Савватиевская мужская пустынь Архангельской губернии в Важском (Шенкурском) уезде» [4. С. 77].

1682

По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима была вновь образована Холмогорская и Важеская епархия, в ведение которой из Новгородской епархии был передан Соловецкий монастырь со всеми вотчинами. Первым владыкой Холмогорским и Важским стал архиепископ Афанасий (Любимов).

27 апреля умер двадцатилетний государь Феодор Алексеевич.

1683

В июне Соловецкую обитель посетил архиепископ Афанасий «для обозрения паствы и поклонения мощам великих чудотворцев Зосимы и Савватия» [4. С. 77–78].

29 июня на пути в Архангельск владыка Афанасий направил уставную грамоту соловецкому архимандриту Илариону: «В нынешнем году, июня в 23-й день, в обители пребывая немалое время, рассмотрев чин монастырский, видел некие дела, требующие исправления.

Повелеваю вам, да будет ко общему созиданию во утверждение всякого дела избранных добрых искусных монахов от братии вашей со архимандритом во всяком совете двенадцать… И еще заповедаю вам: да не один монах от братии вашей – и постриженники Соловецкия лавры, и пришедшие, и терпевшие многие лета во общем житии своего спасения ради – таковых на вселенную по своей воле с острова хотящих отходити да не отпустите, и за таковыми повелеваю погони крепкия посылать… Приказываю накрепко лодейщикам, и карбасникам, и богомольцам всем, чтоб без нашей общей воли никого утайкою с острова на вселенную не свозили… Завещаю не держать всякого отреченного пития, сиречь вина горячего и треклятой табаки… Заказываю всем, чтоб никогда подвозного горячего вина и проклятой табаки на остров Соловецкий не привозили… У всяких богомольцев то вино за-печатывать монаху городничему монастырскою печатью и не велеть распечатывать до того времени, по кое будут стоять те лодьи и карбасы… Когда бывают по указу великих государей и патриарха (игумена обители, ученика преподобного Зосимы), таковых присланных людей держать под крепким началом и воли никакой им ни в чем не давать» [6. С. 241–250].

1684

9 апреля царской грамотой воеводе Никите Костантиновичу Стрешневу было строго указано богомольцев в Соловецкий монастырь «пропущать безо всякаго задержания и по-головных денег» [38. С. 108–109].

В том же году утверждены царской грамотой во владение Соловецкому монастырю «земли, находящиеся в Яренском уезде в Сереговской волости; также повелено владеть из оброка деревнею Удором, там же состоящею, где позволено было монастырю по имеющимся соляным ключам заводить варницы» [4. С. 78].

1685

Иеромонах Фирс (будущий настоятель Соловецкий) дал вкладом чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Казанской и Преображения Господня, которые были поставлены в местный ряд Спасо-Преображенского собора [86. С. 301].

1686

9 января соловецкий архимандрит Иларион I был переведен в Спасский Ярославский монастырь [4. С. 77].

В том же году цари Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали Соловецкому монастырю Орлецкие угодья с известковым камнем, лесами и сенными покосами [6. С. 172].

1687

6 августа в архимандрита соловецкого был поставлен иеромонах Иннокентий, постриженник соловецкий.

1688

При архимандрите Иннокентии «выстроена при братской больнице каменная поземная церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, на западной

стороне монастыря» [4. С. 79].

1689

30 июня патриархом Иоакимом был произведен во архимандрита Соловецкого казначей Фирс (Шарапов), постриженник соловецкий [12. Л. 20 об.].

1690

Освящена вновь построенная при монастырской больнице каменная церковь во имя свя-тителя Филиппа, митрополита Московского [4. С. 79].

1691

1 февраля бывший настоятель соловецкий Иларион поставлен митрополитом Псковским.

В том же годупостроена новая деревянная Таборская (Иоанно-Предтеченская) часовня над могилами стрельцов, погибших при осаде Соловецкого монастыря в 1670-х годах. Старая часовня, по грамоте владыки Архангелогородского Афанасия, перевезена на Большой Заяцкий остров [51. С. 114].

1692

По прошению братии обители и владыки Афанасия грамотой патриарха Иоакима был канонизирован к местному празднованию преподобный Герман, Соловецкий чудотворец [39. С. 35].

1693

Великие государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, «имев особое благоволение к обители Соловецкой за претерпенные убытки и разорения во время осады запершихся в ней бунтовщиков, указали, чтобы вся вообще монастырская сумма, взятая в заем… отцом их, царем Алексеем Михайловичем, 41 414 рублей 89 копеек и 200 червонных золотом, была засчитана оброчными и пошлинными деньгами за продажную монастырскую соль».

17 сентября, в первое посещение царем Петром I Архангельска, «Соловецкий архимандрит Фирс на Кегострове, в церкви святого пророка Илии, имел счастье поднести его величеству от обители складной образ преподобных отец Зосимы и Савватия, просфору, святую воду и книги – жития и службы сих угодников; подносил хлеб и рыбу, что и было его величеством благосклонно принято» [4. С. 80–81].

1694

7 июня «царь Петр Алексеевич благоволил приплыть от города Архангельска на яхте в Соловецкий монастырь помолиться с немногими из своего царского синклита особами и с Холмогорским архиепископом Афанасием.

Во время сего посещения от его царского величества жалованье в монастырь и настоятелю с братиею было следующее: на молебны, на покровы к ракам преподобных отцов Зосимы и Савватия и на монастырское строение 745 рублей 25 копеек, да в приклад к Евангелию 6 золотых и 4 ефимка. Затем по рукам: 1) архимандриту, келарю и казначею по 5 рублей; 2) соборным иеромонахам пяти, головщикам шести, уставщику и канонархам двум, всего четырнадцати человекам по 2 рубли; 3) иеромонахам рядовым одиннадцати человекам по 1 руб. 50 коп.; 4) иеродиаконам семи человекам по 1 руб. 25 коп.; 5) псаломщикам шестнадцати, пономарям четырем и рядовой братии, которые в монастыре, восьмидесяти одному, и которые в рассылках по службам, восьмидесяти двум, каждому человеку по 1 руб.; 6) больничным монахам сорока по 1 руб. 45 коп.; 7) преподобнической и больничной церкви причетчикам тринадцати по 25 копеек и, наконец, 8) подъячим и служителям тринадцати человекам по 50 копеек, а всего царской милостыни роздано монашествующим и прочим людям 319 рублей.

В то же время его величество изволил приказать устроить за монастырем, на берегу близ пристани, часовню, и в ней поставить крест.

10 июня его величество по отправлении молитвенной жертвы и по одарении обители и братии восприял из оной обратный путь.

По отбытии его величества из монастыря в Архангельск вскоре по высочайшему указу выдано в сем городе для монастыря ржи 3000 четвертей за выданный хлеб из монастырских житниц двинским стрельцам в помесячный корм, стоявшим на Соловецком острове и Сумском остроге во время мятежа раскольствующих монахов» [4. С. 81–83].

В память посещения государя на Царской пристани была построена деревянная часовня во имя святых апостолов Петра и Павла [8. С. 105–106].

В том же году патриарх Адриан «пожаловал в Соловецкий монастырь напрестольное Евангелие, печатанное на александрийской бумаге, вдесть за 25 рублей» [4. С. 83].

1695

«По указу великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича выдано в Соловецкий монастырь на иконописное в соборной Преображенской церкви строение денег в Москве 200 рублей, да на Двине из таможенных доходов 400 рублей» [4. С. 83].

1696

12 марта митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков), постриженник соловецкий, грамотой просил настоятеля обители архимандрита Фирса «на горе святого Савватия, еже просторечием, на Секирной вараке, построити церковь в честь Вознесения Господня, а вверху, в подглавии, – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла по образцу церкви творения Святейшего Никона Патриарха, что на Истре, на лугу у Воскресенского монастыря, его же нарицают царие Новый Иерусалим, в сей же пустын-ке и Святейший Никон Патриарх живяше, а тот образец ведает каменщик ваш Трофим» [21. С. 238].

1697

11 мая был поставлен новый иконостас в Спасо-Преображенском соборе [4. С. 83].

Великолепный резной иконостас готовился на протяжении двух лет на пожертвования государей Ивана и Петра Алексеевичей. Духовный и исторический памятник, сохранявшийся около 250 лет, был разобран сотрудниками школы юнг Северного флота в начале 1940-х годов: «Уничтожен иконостас в одном из отделений главного собора в кремле. На стене этого помещения сохранилась надпись, свидетельствующая, что здание построено в 1566 г., а иконостас построен на пожертвование, внесенное Петром I» [40. С. 37].

1699

Царь Петр I «повелел приписать к Соловецкому монастырю Новосоловецкую Марчуговскую пустынь, находящуюся в Московском уезде Вохонской десятины, на берегу реки Москвы, на месте, называемом Красным Холмом, а при ней пашенные и непашенные земли со всеми угодьями и крестьянами» (ныне здесь, в селе Фаустово Московской области, находится подворье Соловецкого монастыря) [4. С. 84].

В том же году художником Василием Андреевым была создана первая гравюра Соло-вецкого монастыря [87. С. 264].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cоловецкий патерик. Репр. с изд. 1906. М., 1991.

3. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Репр. с изд. 1899 г. М., 2004.

4. Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. 3-е изд. М., 1833.

5. Краткая история ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Репр. 1899 г. // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.

6. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1–2. М., 1836.

7. Троицкий патерик. Репр. 1896. М., 1992.

8. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.

12. Летописец Соловецкий. XVIII в. Рук. ОР НБРК.

17. Повесть о Зосиме и Савватии. Факсимильное издание рукописи. М., 1986.

21. Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 3.

22. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992.

23. Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. М., 1979.

24. Историческое описание Свято-Троицкого Анзерского скита на Анзерском острове. Архангельск, 1894.

25. Подвиги Соловецкой обители. Репр. 1881 г. // Соловки: Монастырь на островах. М., 2004.

26. Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик. СПб., 1901. Цит. по: Никодим (Кононов), епископ Белгородский. Архангельский патерик. М., 2000.

27. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993.

28. Столяров В. П. Анзер и его святыни. М., 2002.

29. ОР ММК. Соловецкий монастырь, рук. 1371.

30. Севастьянова С. К. Преподобный Еелазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001.

32. Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667—1676 гг. Новосибирск, 1998.

33. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Репр. 1871 г. М., 1988.

34. РНБ, Солов. Анз. собр., № 2/1370. Вкладная книга Свято-Троицкого скита (1710 г.).

35. Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Росиии. М., 1997.

38. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 11. СПб., 1869.

39. Никодим, иеромонах. Верное и краткое изчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких… СПб., 1900.

51. Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1991

60. Богуславский Г. А. Острова Соловецкие. Архангельск, 1978.

86. Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVII в. // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.

87. Мильчик М. И. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / Под общ. ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.

157. Мемориал, 1999. № 13.

Цит. по: Столяров В. П. Страницы истории Соловков (XV – начало XXI века) // Соловецкие Острова Духовное, Культурное И Природное Наследие Указатели, пояснительный текст к карте, справочные сведения Труды МАКЭ под общей редакцией П. В. Боярского и В. П. Столярова. – М., 2006. – С. 556–576.

  • 14 мая 2024 г.

    Менеджмент технологии и изменение жизни

    Этот текст, значительное внимание в котором уделено системе Дэвида Аллена Getting Things Done (GTD), родился на основе одной беседы. Она была проведена в рамках цикла «Тирания мысли и алкоголь…», в котором разбирались такие вопросы как: что толкает человека к алкоголю, каким образом можно выйти из прессинга этого давления.