История Соловецкого монастыря в XVII веке

Менеджмент технологии и изменение жизни

14 мая 2024 г.

Преамбула

Этот текст, значительное внимание в котором уделено системе Дэвида Аллена Getting Things Done (GTD), родился на основе одной беседы. Она была проведена в рамках цикла «Тирания мысли и алкоголь…», в котором разбирались такие вопросы как: что толкает человека к алкоголю, каким образом можно выйти из прессинга этого давления (беседа 9б «Менеджмент – и психотехнологии. Бизнесмен. Изменение жизни»)?

Как беседа о GTD связана с темой алкоголя? Очень просто. Некоторые люди пьют, чтобы «разгрузить голову», избавиться от неприятного гула мыслей, которые рождаются при воспоминании о множестве дел (которые не доделаны, на реализацию которых нет ни времени, ни сил, ни денег и т.д.). Алкоголь оглушает сознание, позволяя снизить прессинг «гула». Так кто-то из врачей выпивает, чтобы снять стресс, а потом у него начинают дрожать руки, и хирургическая и стоматологическая практика становятся невозможны. И дело не только в последствиях. Вообще, в принципе, можно избрать иной путь.

GTD позволяет учитывать «все сотни» дел, не держа информацию о них в оперативной памяти (то есть, не перегружая голову). Такой подход позволяет тем, кто испытывает трудности с запоминанием быть в курсе всего того, что связано с их деятельности (речь идет не о банальном записывании на бумажке, что нужно купить гвозди, ведь если таких бумажек будет сотни, то записка с напоминанием о покупке будет погребена под ворохом других).

Стоит сказать, что тема тирании мысли и алкоголя, а также тема выстраивания такого образа жизни, на фоне которого алкоголь с сего псевдо-терапевтическим эффектом становится просто ненужным, рассматриваются и в одноименном тексте – «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».

В данном тексте, помимо прочего, раскрываются некоторые идеи, напрямую имеющие отношение к рабочему процессу: как соотносится социальная деятельность и дарование; как относиться к скуке будней; как совместить работу и отдых, чтобы работа не воспринималась как каторжный труд, а отдых не вызывал чувства тоски и собственной ненужности?

На основе указанного цикла бесед подготовлен текст, в котором с некоторыми дополнения приводятся некоторые основные мысли бесед «”ТИРАНИЯ МЫСЛИ И АЛКОГОЛЬ. О выходе из состояния тирании мозга и преодолении того, что толкает человека к алкоголю», “Женщина и мужчина. Одиночество и счастье”. Заметки к циклам аудио-бесед».

Стоит отметить, что система GTD разбирается также в восьмой части текста «Горение сердца».

В этой части система осмысливается под теми углами, взгляд с которых позволяет в приемлемом ключе вплести ее в христианское мировоззрение. Ставится вопрос, как с позиции цельного христианского мировоззрения смотреть на рабочий процесс, на такое качество как креативность и пр. Ставится вопрос об условиях, позволяющих прийти к ясности ума, которая столь бывает необходимой во время поиска решения. Как соединены между собой рабочий процесс и стремление не потерять благодатного устроения? К этому последнему подводятся и принципы системы GTD, осмысляемые на ином уровне.

Развиваются идеи восьмой части текста «Горение сердца» в цикле бесед «С чего начать христианскую жизнь», в беседе 4 «Выгорание. Жизнь стала восприниматься как неинтересная. Перенасыщенность информацией, общением».

Помимо прочего, о системе GTD можно сказать, что она позволяется накопить и структурировать информацию. Что видится важным, когда по сложному или незнакомому вопросу не усматривается решения. Это решение может быть не линейным. Например, на первой стадии решения вопроса нужно идти вправо, на второй – вперед, на третьей – сделать шаг назад, чтобы сделать два шага вперед. Чтобы увидеть саму возможно «зигзага» необходимо накопить данные по вопросу.

Причем, сложность вопроса предполагает, что уровень сложности и объем данных превышает способность удерживать информации в оперативной памяти. Когда же человек по определенной методике собирает данные, то на каком-то этапе, видя их собранными вместе, он вдруг усматривает причинно-следственные связи, пролегающие между отдельными сегментами. Например, формируется папка, в ней – десятки отдельных файлов. Затем внутри этой иерархии формируются еще подтемы. И на каком-то этапе рождается понимание внутренней структуры, которая связывает все эти данные. Так может родиться прорывная идея, которая не схватывается с наскока на предмет.

Комментарий к описанию системы – как относиться к ней, чтобы она не захватила человека и не подчинила его себе, – в ответе «Стресс. Женщине, сгорающей от транквилизаторов и антидепрессантов». Если система из инструкции (есть инструкции, например, по управлению паровозом) и инструмента становится жизненной философией, то тогда может произойти беда. Она начнет управлять человеком и его временем, вводя его состояние «загона».

Основной принцип тайм-менеджмента – группировка дел. Система Дэвида Аллена.

Американский писатель Дэвид Аллен широко известен как эксперт и консультант по вопросам управления временем и личной продуктивности. Аллен – создатель популярного метода повышения личной эффективности Getting Things Done и автор книг «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса» и «Готовность ко всему: 52 принципа продуктивности для работы и жизни». Мы поговорим о его методе управления временем и о том, допустимо ли использование этого метода православным христианином.

Система Дэвида Аллена похожа на принципы рукопашного боя. Рукопашный бой построен на одновременной атаке противников, которые нападают с разных сторон: человек должен уметь отражать все их удары. То есть на вас бросаются четыре противника, или пять, или шесть, – и вы одновременно работаете со всеми. Один противник пытается ударить кулаком слева, второй в то же время – ногой справа. Чтобы справиться со всеми ударами, вы одновременно перехватываете человека справа, ставите его между собой и тем человеком, который бросается слева. Второй, пытаясь удалить вас, бьет своего напарника. То есть вы одновременно защищаетесь, используя одного противника как щит, и одновременно руками второго противника уничтожаете первого. И законы, по которым ведется рукопашный бой – универсальны. Такова и система Дэвида Аллена: ее главный принцип – группировка дел таким образом, чтобы сократить общее время на их выполнение. Грубо говоря, можно совершить несколько звонков по дороге в магазин, чтобы не тратить на них отдельное время.

Систему Дэвида Аллена мы несколько модернизируем, чтобы согласовать ее с христианским мировоззрением. Потому что у этой системы есть одно недостающее звено: если ее использовать без веры в Бога и пытаться совершенствоваться, замыкаясь только в ней, то рано или поздно человек подходит к порогу, за которым сама система, которая его избавляла от тирании мозга, превращается в новую тиранию мозга. Но сама по себе система как набор принципов помогает обустроить жизнь, и первое, что она делает, – это помогает держать и контролировать в голове огромное количество информации. В прошлом году цикл бесед «Познать свое призвание и следовать ему» готовил по этой системе. В этой беседе было несколько десятков тем, несколько десятков подтем, а в каждой подтеме было 5-7 цитат. Причем эти цитаты были в книжках, которые находились в другом городе, и добраться до них не было никакой возможности. Собрать всю информацию, объединить в одну структуру без какой-то системы невозможно. Эта лекция была построена так, что в течение нескольких лет мне поступали какие-то цитаты, с какими-то людьми я беседовал, – было слишком много информации, чтобы объединить ее, не прибегая к какой-то системе. В итоге помогла система Аллена.

Также его система очень помогает там, где человек не может все успеть. Если все дела делать поодиночке, то в сутках должно быть 36 часов. Но в сутках 24 часа, из которых восемь – на сон и отдых. Основной смысл системы Дэвида Аллена – группировка дел. Есть дела общего порядка: например, вы позвонили, вышли в магазин, потом снова позвонили. А эффективнее было бы все пять звонков совершить одновременно, пока у вас все под рукой. Даже, может быть, сделать это во время похода в магазин. И смысл в том, что только в своем уме мы все это не можем выстроить. Обычно мы вспоминаем, что в магазине что-то нужно было купить, когда уже вернемся из магазина домой. А правильная система списков, которую дает Аллен, помогает нам вспомнить о нужном деле в нужный момент. Например, он советует завести отдельную папку «Звонки». Это может быть обычная папка А4 с кольцами, в которые вставляются файлы. Допустим, вам принципиально нужно позвонить какому-то человеку, но он на два месяца уехал в Таиланд. Некоторые люди берут ежедневный список дел, вносят на 21 сентября дело «позвонить Олегу», «встретиться с Тарасом», «купить батарейки». Но, допустим, мы заболели, Тарас уехал, не получилось купить батарейки, мы переписываем этот список на 22 сентября и так далее. Дэвид Аллен же советует вести списки по контексту. Есть список «Звонки». В этот список вносим «позвонить Тарасу, когда он вернется из Таиланда». И на два месяца об этом можно просто забыть. Когда вы будете в следующий раз открывать папку или список «Звонки», у вас глаз все равно упадет на Тараса.

У меня есть большая телефонная книжка, к ней – специальные скрепки, и я прикрепил к ней также блокнот с записью звонков. В этом блокноте записаны люди, которым я уже больше года не могу дозвониться, но, когда они приедут в Россию, я до них дозвонюсь. И у меня там написано, что именно нужно им сказать. То есть мне не нужно каждый день об этом помнить, – я открываю папку «Звонки», там есть список, кому нужно позвонить, и, если появляется 10 свободных минут, за эти 10 минут я могу спокойно совершить несколько звонков из этой папки. Об остальных звонках я могу не вспоминать, потому что этот список всегда будет под рукой. То же самое со списком «покупки» и так далее.

Система четырех списков. Первый список – «Проекты». Второй список – «Первоочередные дела».

Вторая книга Дэвида Аллена «52 принципа продуктивности» содержит, помимо основной части, краткую выжимку того, что было в обеих его книгах. На двух листах Аллен изложил все стадии рабочего процесса, связанные с его системой списков. Аллен советует вести четыре основных списка. К ним можно добавлять свои – в зависимости от потребностей и образа жизни. Первый основной список – «Проекты». Проекты – это дела, на которые приходится тратить больше одного действия. Например, выучить английский – это проект. Сдать экзамены – это проект. Смысл в том, чтобы все, что в вашей жизни является проектами, внести в этот список «Проекты». Когда все это находится на одной странице, вы просто бегло это прочитываете, и у вас появляется цельная картина, что вам вообще нужно делать в ближайшее время. Чтобы не заниматься всем одновременно, вы просто в течение двух секунд просматриваете этот список, и у вас сразу появляется актуальная картина, что нужно делать в этот конкретный момент. И Аллен предлагает к этому списку такой закон: всегда определять следующий шаг по каждому проекту и вообще по каждому действию. То есть, если вам дали, например, номер телефона в виде визитной карточки, вы не можете ее просто бросить на стол. Всегда нужно определить следующий шаг: что делать с этой карточкой. Если вы этому человеку вообще звонить не собираетесь, – например, вам дали флаер на улице, – значит, надо выбросить его в мусорное ведро, не надо его хранить. Если вы собираетесь звонить этому человеку, – нужно определить, когда вы это сделаете, то есть внести его в папку «звонки». Если вы вносите любой проект в список «проекты», вы его не вносите просто так, вы обязательно определяете хотя бы одно дело, которое касается следующего шага по этому проекту.

Например, у вас есть проект – слетать на Луну. Этот проект записан в первом списке. Дальше вы должны определить хотя бы одно действие для совершения этого проекта: договориться с Национальным агентством по космическим делам, заработать миллион долларов, чтобы оплатить полет на Луну, и т.д. Но каким бы дело не было безумно сложным, всегда есть второй список – «Список первоочередных дел». Туда записываются дела, для выполнения которых нужно одно действие, и какой был сложный проект в первом списке не был, во второй список нужно обязательно записать хотя бы одно действие по каждому проекту. Например, есть у вас Василий Петрович, у которого дядя когда-то работал в Агентстве космической безопасности. Значит, во второй список нужно внести действие: позвонить Василию Петровичу и спросить, есть ли у вас шансы полететь на Луну. Эту запись можно сделать даже не в списке первоочередных дел, а сразу внести ее в папку «Звонки». И когда у вас будет 10 свободных минут, вы не будете думать, кому нужно позвонить, а откроете папку «звонки», где будет написано о звонке Василию Петровичу по поводу Луны. Если у вас в первом списке проектов 20-30 – получить права, выучить английский, заработать миллион долларов, полететь на Луну, – то во втором списке будет 150 первоочередных дел, которые необходимо сделать в ближайшее время: купить батарейку для фонарика, чтобы не вспоминать об этом, и т.д.

Если у вас все первоочередные дела, которые вообще актуальны для вас, будут в одном списке, вы мгновенно увидите, как эти дела можно сгруппировать. Возвращаясь к метафоре про рукопашный бой, – нападает один противник, вы его переводите на другого, справляясь одновременно с двумя противниками. Недавно в Москве со мной хотел поговорить один человек, и в то же время мне нужно было успеть сделать снимок колена, а времени на все не хватало. В итоге получилось сгруппировать оба дела так, что мы поговорили как раз во время поездки на снимок.

Или, например, меня попросили провести беседу в конкретном месте, и в какой-то момент я понял, что можно объединить эту беседу с теми вопросами, с которыми ко мне люди лично обращались в то время. Так родились планы некоторых бесед. Систему Аллена я применяю даже на Соловках, когда идет большой поток паломников, они задают очень много важных вопросов, и физически нет времени всем отвечать. Есть буквально по несколько секунд на каждого человека. Даже в боевых искусствах на человека дается 3 секунды, – чтобы нейтрализовать противника, например. Я, конечно, не говорю, что так надо с прихожанами, просто бывают очень много людей, поэтому я собрал некую базу знаний, в которой около 3000 цитат, поучений, лекций. И там, допустим, есть папка «Семья» – это не одно поучение для всех, – в этой папке 50 или 70 поучений на тему семьи. И когда приходит паломник и говорит, что у него есть какая-то семейная проблема, я сразу знаю, что у меня в этой папке есть на этот счет уже готовые поучения. Я прошу у человека адрес электронной почты, пересылаю ему вечером это поучение и от себя добавляю несколько слов о том, как эта система в жизни работает.

Третий список – «Ожидания».

Третий список – это «Ожидания». Смысл всей этой системы – вытащить любую информацию из головы на внешний носитель. Итак, все, что вы кому-то когда-то поручили, все, что вы от кого-то ждете, – вы вносите в список ожиданий. Например, вы позвонили Василию Петровичу по поводу полета на Луну, а он сказал, что ему нужно обсудить этот вопрос с каким-то командиром, и на это уйдет месяц. В список ожиданий вы пишете: «Василий Петрович – такого-то числа перезвонить по поводу полета на Луну». А можно сразу добавить это дело в «Звонки». Опять же, вам не нужно помнить, что вы кому-то дали приставку поиграть, что вы отдали ботинки в ремонт. Если вы по любому поводу откроете список ожиданий, вы мгновенно увидите перед собой все, что вы от кого-то ждете.

Четвертый список – «Может быть». Контрольный осмотр.

Четвертый список – это «Может быть». Например, сейчас я учу английский, но вообще было бы хорошо учить еще и испанский. На данный момент у меня нет возможности учить испанский, но я бы этого хотел, когда ситуация будет благоприятной. Тогда я пишу этот проект в список «Может быть». Например, о некоторых лекциях, что на данный момент у меня уже состоялись, – поначалу меня даже не было мыслей о них. Просто люди задавали вопросы. Например, недавно задали вопрос про компьютерную зависимость. Надо внести его в список «Может быть». Сейчас у меня нет информации для того, чтобы провести такую лекцию, но я буду ее собирать, буду думать.

Также есть такое понятие как контрольный осмотр. Вы всю неделю вносите дела в эти списки, а один раз в неделю, например, по пятницам, нужно провести контрольный осмотр, то есть прочитать все эти списки проектов, дел, и то, что вы выполнили, вычеркнуть обязательно. Если вы не вычеркнули выполненное дело, вы не сможете успокоиться, потому что, когда вы будете просматривать список дел, вам постоянно придется думать: сделано это дело или нет. Если нужно сделать что-то еще, – внести новые записи. То есть почистить все дела. На это уходит часа три.

Стадии рабочего процесса по спискам. Закон двух минут.

Все стадии рабочего процесса происходят примерно так. У вас появляется дело. Например, два года назад Юлиана Владимировна, директор Центра святителя Василия Великого, попросила меня встретиться с ней в Петербурге. Сейчас она для меня близкий человек, но тогда я ее не знал, она была для меня одной из тысяч паломников, которые приезжают на Соловки. Но у меня есть специальная папка, канцелярский пластмассовый лоток, который называется «Поездки». В течение года, бывает, кто-то меня просит, мол, если будешь на Афоне, купи мне четки. Чтобы мне целый год не помнить об этом, я записываю это дело и кладу его в лоток «Поездки». В тот день, когда я собираюсь перед поездкой, я выгребаю этот лоток, просматриваю все записи, и я сразу понимаю, что мне нужно сделать во время поездки. И в этот лоток я положил запись «Юлиана Владимировна, Центр святителя Василия Великого, беседы». А тему этой беседы я занес в список «Проекты». Получился такой проект: «Беседа в Центре святителя Василия Великого, причем тема должна быть такая, чтобы было полезно другим людям, а не только воспитанникам Центра». Записал. Сразу думаю про первый шаг: хотя бы завести электронный документ или отдельную папку для этой беседы.

Есть еще такой закон – «меньше двух минут» – если дело занимает меньше двух минут, его нужно сделать прямо сейчас. Если вы думаете о полете на Луну и понимаете, что без звонка Василию Петровичу вообще никуда, если этот звонок занимает меньше двух минут, – звоните прямо сейчас. Если дело занимает больше двух минут, его не нужно делать прямо сейчас, его нужно сделать тогда, когда вы сможете сделать его максимально эффективно. Поэтому его нужно занести в список. Например, у меня есть дело «Продумать план лекции в Центре святителя Василия Великого». Если я в течение дня бываю в беготне, нужно к кому-то сходить освятить квартиру, кто-то хочет побеседовать и т.д. – я в течение дня не смогу сосредоточиться на том, о чем я буду говорить на лекции. Но я знаю, что будет воскресенье, в которое я причащусь, и вечером у меня будет три часа свободного времени подумать. А сейчас понедельник. У меня есть специальный лоток, который называется «После причащения». Когда ты ходишь в воскресный день, голова кристально чистая после Причастия, ты просто берешь из этого лотка вопросы, которые нужно обдумать. Это не звонки Василию Петровичу, потому что Василию Петровичу можно позвонить и в состоянии запарки, когда бежишь куда-то. А на плане бесед, например, нужно действительно сосредоточиться. И смысл контрольного смотра в том, чтобы очистить голову.

Списков потом, конечно, может быть больше. Например, можно сделать отдельный список «Покупки». Если вы живете в пригороде, может быть, вам нужен отдельный список «Покупки в городе». Если вы занимаетесь ремонтом, может быть, отдельно нужен список про ремонт. Например, у меня есть отдельная папка, куда я записываю вопросы к Наместнику монастыря, потому что он часто уезжает по делам, а вопросы нужно задать. Я же не буду помнить по несколько месяцев вопросы, которые буду задавать ему, когда он вернется. Поэтому в эту папку я пишу: спросить у Наместника то-то. Когда он приезжает, я буквально в течение нескольких минут задаю ему все эти вопросы из папки, и он на них отвечает. Кстати, советую всем, кто говорит, что с духовным отцом невозможно найти контакт, потому что все батюшки заняты, – спрашивайте оперативно. Конечно, если вы каждый раз начинаете что-то вспоминать, что у вас болит, какие проблемы, – у батюшки действительно нет времени. Надо стараться входить в положение. Заведите себе в папку «Вопросы духовному отцу». И когда появится минута для разговора, вы будете знать, какие вопросы можно обсудить за эти две минуты, долго ничего не вспоминая. Если у вас все под рукой, вам, во-первых, не надо ничего помнить, а во-вторых, вы можете все обсудить быстро.

Как уже говорилось, очень важно определить следующий шаг по каждому делу. Когда к вам поступает визитная карточка или что-то такое, вы сразу себя спрашиваете, что это такое, нужно ли этим вообще заниматься. Если я этим не занимаюсь, надо выкинуть карточку это в мусорное ведро. Класть эту бумажку на стол запрещено, потому что, если вы положите ее на стол, а сверху положите другую записку, то перекроете карточку, следовательно, гора нерешенных дел будет накапливаться. Если же вы решили, что вы этим делом будете заниматься, надо определить, какой следующий шаг. Например, вам нужно зайти в магазин купить пару ботинок. Если у вас сейчас есть деньги и вам нужны ботинки, вы можете заказать их в течение двух минут, – значит, сделайте это сразу. Если сейчас денег нет, нужно записать в список проектов проект «Купить пару ботинок». Затем вы определяете следующий шаг и записываете его в список первоочередных дел. Например, узнать, есть ли у Василия Петровича рабочие места для вас, чтобы заработать денег на пару ботинок. Самое удобное – это использовать папки A4 с пружинками, чтобы не записывать каждый туда дела, а просто вкладывать туда сами флаеры, записки и т.д.

На рабочем столе должна лежать только одна вещь, которой мы занимаемся в данный момент

Суть метода Дэвида Аллена – убраться на рабочем столе так, чтобы на нем лежал только один предмет. Один очень серьезный академик, на которого ссылался прот. Валериан Кречетов, дал последнему такой совет о том, как исцелить память и выработать внимание. На рабочем столе должна лежать только одна вещь, которой мы занимаемся непосредственно в данный момент. Мозг анализируют информацию вокруг себя постоянно. Когда вы проходите мимо картины и замечаете, что картина покосилась, ваш мозг сразу фиксирует проблему: картина покосилась, надо ее подвинуть. Вы видите книжку на тумбочке, а мозг думает: надо эту книжку отдать в библиотеку. Когда вы смотрите на свое рабочее место, которое заложено бумажками, вы никак не сможете сосредоточиться, потому что мозг сам по себе начинает анализировать все эти ситуации, смешивать, обдумывать. Мозг же должен быть в идеальной чистоте. Поэтому все бумажки должны лежать строго по папкам, разложенными по конкретным спискам, а если вы засунули бумажку между книг или куда попало, то мозг не успокоится, потому что он знает, что вы эту бумажку задвинули куда-то, чтобы ею не заниматься, и он будет постоянно вас атаковать мыслью о том, что нужно купить эти ботинки или позвонить Василию Петровичу.

Принцип следующего шага.

Никакое дело мы не должны пропускать мимо себя без решения, какой совершить следующий шаг. Этот принцип будет вас толкать вперед. Дэвид Аллен как бизнес-консультант работает с большими предприятиями, где помогает организовывать бизнес-процессы. Также он консультирует директоров крупных банков, учит их разбираться с делами. И вот, он говорит, что на подавляющем количестве собраний на таких предприятиях люди не приходят к конкретному решению. Пообсуждают и разойдутся. Например, кто-то у вас на работе не закрывает дверь. И однажды из-за открытой двери что-то украли. Собирают собрание, обсуждают, что это плохо, все выступают, говоря о том, что это плохо, но потом расходятся, – и никто не определил, кто именно закрывает дверь, когда закрывают дверь и т.д. То есть не сделали регламент закрытия двери. Поэтому, чтобы проблема решилась, нужно определить, кто ответственный за закрытие двери на предприятии. То есть директор должен определить следующий шаг – назначить ответственного, нанять его на работу. Дальше нужно определить, в какой список это дело заносить, – если на уме уже есть потенциальный ответственный, значит, надо следующим шагом с ним поговорить. Можно на дверные ключи прикрепить бумажку «Поговорить с Васей», и когда ты возьмешь в руки эти ключи, чтобы закрыть дверь, ты увидишь эту бумажку и уже не забудешь об этом. Такое дело можно никуда не заносить, потому что дело это короткое, – достаточно бумажки на ключах. Если же дело сложное, сложно найти этого ответственного, то нужно дело записать в список проектов – «Найти ответственного за закрытие дверей». В список первоочередных дел нужно занести первый шаг – «Позвонить в отдел кадров, дать им задание найти человека, который будет ответственным за закрытие дверей». Очень много на свете хороших дел, которые так и не были сделаны, потому что люди не определили, каким будет следующий шаг.

Зачем нужна генеральная уборка перед тем, как приступить к системе Дэвида Аллена.

Дэвид Аллен говорит, что через два года после того, как человек начнет внедрять эту систему, его жизнь упорядочится, и он научится прогнозировать свою будущую деятельность, сможет вовремя пришпиливать бумажку к ключам. Но пока мы живем хаотично. И первое, что нужно сделать, чтобы приступить к системе Дэвида Аллена, – выгрести все шкафы. Потому что огромное количество нашей мысленной энергии сжирается от того, что у нас в квартире хаос.

Когда я прочитал книгу Дэвида Аллена, я зауважал монашество, потому что понял его смысл. Смысл монашества – освободить человеку голову. Обеты нестяжания, послушания и безбрачия – по сути, это система освобождения головы, которая была выработана Церковью еще 2000 лет назад. Принцип нестяжания дан не для того, чтобы человек ненавидел вещи, а потому, что любая вещь – это информация об этой вещи, которая помещаются у вас в голове, занимает ваше мысленное пространство. Дэвид Аллен пишет, что две мысли – «Мне нужно купить компанию» и «Мне нужно купить пачку молока» – в памяти занимают одинаковое место, и, если у вас в голове куча подобных мелочей, вы никогда не сможете обдумать по-настоящему важный вопрос. Поэтому он говорит, что для начала надо выгрести все из всех шкафов, всех ящиков и разобраться, во-первых, с тем, что происходит у вас в квартире. Если вы выгребли фонарик без батарейки, какой следующий шаг? Этот фонарик ни в коем случае нельзя засунуть обратно в ящик, не определив, какой будет следующий шаг. Отношу в ремонт? Дарю Пете? Покупаю батарейки? По каждой вещи вы делаете запись либо в список проектов, либо в список первоочередных дел. Через несколько месяцев квартира приобретает вид упорядоченности, и вы можете перейти уже непосредственно к своим делам и обязанностям.

По этому принципу человек начинает упорядочивать свою работу, свой бизнес, чтобы максимально упростить свою жизнь. И примерно через два года он приходит к состоянию, когда он видит актуальное положение своих дел. Если сейчас мы пока не понимаем, что нас ждет в будущем и чем непосредственно сейчас мы должны заниматься, то примерно через два года, когда жизнь войдет в упорядоченное русло, мы начнем понимать, что будем делать в данную секунду, и как конкретное дело нужно сделать, чтобы оно заняло минимальное время, и когда это можно сделать с максимальным эффектом.

Когда система подчиняет себе человека и как этого избежать.

Когда жизнь входит в упорядоченное русло, человек начинает успевать в 10 раз больше дел, потому что научается правильно их организовывать и совмещать. Но когда хаос преодолен, возникает вторая опасность: система может начать подчинять себе человека. Есть опасность, что человек, зацикленный на упорядочивании, теряет творческий полет, творческое осмысление ситуации. Часто жизнь невозможно втиснуть в рациональные рамки. Бывает, что тебе нужно успеть одновременно в 10 мест, и когда ты это пишешь, ты понимаешь, что ни в какие списки это не укладывается, а нужно реально быть в 10 местах сразу. И именно тут приходит вера: мол, как-нибудь разрулим с Божией помощью.

Я знаком с женщиной, которая очень хорошо вникла в систему Дэвида Аллена, но ей пришлось в итоге садиться на антидепрессанты, потому что эта система стала ее разрушать. Поэтому я и хотел переформатировать эту систему для христианина, чтобы можно было ее использовать чисто как технику. Но все равно без веры эта техника – только половина искомого, она не даст человеку полного успокоения. Успокоение – это все-таки задача духовного. Задача достижения душевного мира и равновесия. Поэтому эту систему нужно доработать, еще больше углубить и расширить. Но, может быть, это вопрос будущего.

Бизнесмен-алкоголик. От малого – ко многому.

В беседах у нас часто возникает три ключевых персонажа: бывший рецидивист, водитель и бизнесмен. Это главные люди, жизненный опыт которых меня поразил, потому что они были стабильными алкоголиками, но у всех троих был свой специфический опыт и каждый из них по-своему решил свою главную проблему. Я немного расскажу о бизнесмене.

Бизнесмен был очень состоятельным человеком, у него хорошо шел бизнес, поэтому он мог отдыхать так, как хотел. По пятницам он с друзьями начал выпивать, потому что они могли себе это позволить. Постепенно произошла метаморфоза: поначалу по пятницам было радостно напиваться, этого момента ждали, а потом постепенно они стали все более погружаться в алкоголизм, и их стала преследовать грусть. Потом он начал замечать, что всю неделю ждет пятницы, когда можно будет напиться. И постепенно радость ушла из всей недели, то есть вся остальная неделя стала бесцветной и пустой, значимой осталась только пятница.

Один человек спрашивал у меня как у священника, грешно ли напиваться по пятницам. В тот момент я не знал, что сказать, и ответил неубедительно. Но когда я замялся, человек прямо при мне стал звонить своему другу и спрашивать, мол, куда пойдем в ближайшую пятницу, стал подробно обсуждать, как они будут проводить пятницу. Я был в растерянности, потому что не понимал, что ответить: что это плохо, – он и сам знал. Но когда я познакомился с этим бизнесменом, я понял, что нужно ответить: рано или поздно эта пятница погубит всю остальную неделю. Со временем я прочитал святителя Игнатия (Брянчанинова), его слова о страстях. У него была такая фраза: «Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство?»[1]. Это логично: в чем мы тренируемся, – в этом мы и преуспеваем. Качаем бицепсы – растут бицепсы, качаем ноги – растут ноги. Учимся пить – становимся алкоголиками.

У нас была беседа «От малого – ко многому. Можно ли употреблять марихуану и прочие ПАВ и не дойти до кризиса?». То, на чем человек фиксирует свое внимание, неизбежно разрастается. В жизнеописании Иоанна Богослова было рассказано о юноше, который был благочестивым, хорошим мальчиком, но постепенно связался не с теми людьми, которые стали угощать его вином, зазывая на свои попойки. От малого – ко многому: закончилось тем, что эти люди стали разбойниками, а юноша стал их атаманом.

В этом же тексте сказаны такие золотые слова: «Весьма тернист путь зла, и кто на него вступил, тот весьма легко, давая себе вроде бы ничтожные послабления, дойдет до крайней степени падения»[2]. На одной из лекций две девушки-слушательницы сказали, что, когда садишься на диету, бывает тяжеловато не есть определенные продукты: курочку, вкусные булочки… И когда долго терпишь, потом приходит момент, когда разрешаешь себе булочку под предлогом того, что ты так долго терпел. А на следующий день думаешь: я же вчера съела, ничего не произошло, значит, и сегодня можно. Потом думаешь, что с понедельника снова начнешь диету, но так постепенно начинается сползание в неправильную сторону. Один алкоголик тоже очень интересно сказал: «Я стал пить, мне казалось, что я в любой момент смогу остановиться. Начиналось все с пивка по праздникам. Я же без водки, я не напиваюсь, завтра же на работу. Потом гости, праздники, потом еще гости, праздники. Сколько административных должностей я не менял, рано или поздно садился в ту же самую лужу. И никакого стимула в жизни, никакой мечты у меня не появилось, все мысли о семейной жизни отпали сами собой». И этот бизнесмен в какой-то момент оказался в подобной ситуации, понял, что надо как-то выбираться, но что делать, не понимал. У него были подвижки, он пробовал всякое, связывался с кришнаитами, пытался тянуться к Церкви. И где-то он услышал, что надо причащаться. И он причастился даже как-то формально. Он не знал, что надо готовиться, что надо читать молитвенное правило.

Другой человек, тоже с криминальным прошлым, рассказывал, что, когда он впервые узнал, что надо причащаться, он тоже не знал, что надо готовиться, и ему было лень стоять в храме, – он просто сидел в машине, слушал музыку, курил. Он знал, что ровно в 09:25 начинается Причастие, выбрасывал бычок и шел к этому времени. Он даже не знал, что есть исповедь и так далее. И так причащался какое-то время. И вроде бы причащался и забывал. Но однажды он понял, что Причастие – это сила. У них за городом была какая-то культурная программа, после культурной программы он лежал в автобусе – они приехали целым автобусом – там были спальники, куртки, и он лежал на этих спальниках, и ему было очень плохо, его тошнило, было похмелье, все раздражало, была злость. И вдруг у него возникло ощущение, как будто по небу прошло солнышко. Он даже не глазами увидел его, просто почувствовал. И это солнышко так озарило его радостью, что он даже удивился: ведь он ничему не радовался в этот момент. Он даже забыл уже, что такое радоваться. И тогда он понял, что что-то в этом есть, и начал сознательно двигаться к духовной жизни. И он дает такой первый совет тем, кто хочет справиться с алкоголизмом или другой зависимостью: в первое время нужно просто перетерпеть. Он допился до такого состояния, что уже не чувствовал ни запахов, ни вкусов. И он рассказывал, что через полгода трезвой жизни он впервые почувствовал вкус чая. А еще через полгода стал различать цвета. До этого у него все сливалось в черный цвет. Он говорит, если бы он знал, что через год это все пройдет, ему было бы гораздо легче, потому что первый год после «завязки» была такая страшная депрессия, такая чернота, что он просто взмолился: «Господи!» Он не знал, что есть специальные препараты, которыми можно этот момент сгладить. Конечно, этими препаратами нельзя решить все проблемы, но какие-то симптомы депрессии сгладить можно. И он дает совет: год-второй придется перетерпеть, просто перетерпеть.

И второй момент, о котором он говорит: избавление от алкоголизма – это естественное последствие того, что человек обращается к Богу. Это не поучение, а просто свидетельство его собственной жизни. Конечно, это не про то, что ты просто приехал в храм, причастился, перед этим выбросив бычок… Имеется в виду обращение к Богу деятельное. Человек должен включиться в положительный процесс, начать менять свою жизнь. Не просто тупо стремиться к тому, чтобы перестать пить, потому что некоторые люди начинают ходить в храм, чтобы перестать пить. Нет, человек должен понять, что жизнь у него неправильная, и он должен начать ее менять. Полностью, до каждой мелочи. Нужно хотеть изменить свою жизнь, а не просто хотеть бросить пить. Он говорит, что, когда человек действительно искренне и деятельно обращается к Богу, хоть и остаются у человека проблемы, – но они все начинают решаться сами собой. Как в системе Дэвида Аллена – в какой-то момент все начинает происходить гармонично и само собой.

И третий совет, который этот человек дает: хочешь бросить пить – найди себе духовного отца. Он сказал это коротко, но, когда я этот вопрос обдумал, родилась целая глава. И я понял, что нужно опыт этого человека использовать, потому что даже Патриарх Алексий Второй говорил, что духовные беседы, исповедь и Причастие приводят алкоголика или наркомана к здоровой активной жизни, возвращают его к семье и обществу. Когда я эту фразу Патриарха нашел, я понял, что опыт этого человека можно использовать как пример для других.

О роли медицины в выздоровлении человека.

Человек, о котором идет речь, обошелся без медицинского лечения. Мы обсуждали вопрос о возможности медицинского лечения в Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму. Мы пришли к выводу, что всех проблем медицина не решает. Проблема состоит в том, что человек должен измениться и стать по-настоящему человеком. У человека за время зависимостей сформировался круг знакомых, способ зарабатывания денег, у него в телефонной книжке – одни барыги и наркоманы. Общение с нормальными людьми он уже забыл, и они тоже перестали ему доверять, потому что он постоянно у всех брал деньги и не возвращал. Даже если такой человек пройдет самое лучшее в мире дорогостоящее лечение, ритм его жизни останется прежним. Останутся плакаты на стенах, которые постоянно ему будут напоминать о каких-то нездоровых темах. Останется круг знакомых, телефонная книжка. Даже когда он будет пролистывать книги, – мозг же всегда обрабатывает информацию сам по себе, – мозг сам собой будет вспоминать о наркотиках и алкоголе. Однажды я рассказывал о бывшем криминальном авторитете Семене, который перед тем, как идти на дело, всегда выпивал, чтобы заглушить совесть. Он рассказывал, что в первое время, когда он перестал употреблять наркотики, он срывался, когда видел березку. У него недалеко от подъезда росла березка, и, видимо, они с друзьями около этой березки кололись. То есть у него эта березка ассоциировалась с какой-то ситуацией, и ему достаточно было посмотреть на нее, чтобы внутри всколыхнулись воспоминания об этой ситуации, и он тут же бежал в соседний подъезд, где жил барыга, и покупал у него дозу.

Понятно, что медицина иногда нужна, но главное – это изменить жизнь, обратиться к Богу. К сожалению, когда говоришь о вере, не все люди адекватно реагируют, они говорят, мол, зачем приплетать религию, человеку просто нужен хороший врач. Конечно, из похмельного синдрома врач человека выведет очень быстро, за несколько капельниц. Но что дальше поменяется? Человек привык реагировать на ситуации определенный образом. У зависимого человека часто закипает мозг, и он не видит другого выхода, как просто напиться. Он выйдет из этой больницы, где ему очистили кровь, но, даже если он вышел здоровым человеком, все равно та ситуация, которая ему прожигала мозги – останется. Завтра ему снова что-то прожжет мозги, он неделю посопротивляется, а потом снова начнет пить. То есть нужно изменить саму ситуацию реагирования.

Священник Анатолий (Берестов), который также является доктором медицинских наук, сказал о наркомании так: медицинский компонент реабилитации наркозависимых минимален. Смысл медицинского компонента – снять абстинентный синдром и вылечить сопутствующие заболевания. Главное же – это изменить образ мышления, вырвать человека из прежнего круга общения и изменить его образ жизни, поведение, привить человеку образ жизни евангельский. Ситуации с рецидивистом, с водителем, с бизнесменом как раз показывают, что эти люди стали жить по-евангельски, полностью изменили свою жизнь.

Сколько времени нужно, чтобы изменить свою жизнь.

Сколько нужно времени, чтобы изменить образ мышления? Мне говорили, что два года минимум. Например, в боевых искусствах, прежде чем у тебя что-то начнет получаться, два года тренировок должно пройти. Когда я занимался пением, педагог мне сказал, что природу не обманешь, и, если ты занимаешься ежедневно – хоть по 15 минут, хоть по три часа – связкам нужно время, чтобы трансформироваться, поэтому хорошие результаты начнут появляться минимум через два года. Священник Димитрий Смирнов называл срок 10 лет, чтобы человек перестроил жизнь по-евангельски. И то, он говорит, что и 10 лет может быть мало, потому что раньше люди были более цельными, сейчас же нужно лет 20 для того, чтобы хоть что-то забрезжило. Но я бы не стал настаивать на таких сроках. Мы сказали, что та же система Дэвида Аллена иногда ломает зубы, потому что излишний просчет ситуации мешает тебе принять решение, когда ты должен его принять. Надо тебе менять жизнь? Меняй ее прямо сейчас. Не надо думать, что тебе понадобится на это 10 лет. Когда я пришел в христианство, мне было 20 лет и мне сказали, что понадобится 10 лет на то, чтобы изменить жизнь. Это меня ввергало в такое уныние! Поэтому не надо думать об этом. Есть проблема – решай ее сегодня, а завтра будешь решать проблему, которая будет завтра. Так незаметно 10 лет и пройдут.

В Центре реабилитации села Саперное, где реабилитируют наркоманов, подопечные год живут в Центре и несколько месяцев после этого еще ходят в дневной стационар. Через несколько месяцев после дневного стационара уезжают на год за город. Статистика у них – более 90% положительных случаев (когда бывший наркоман не возвращается к наркотической зависимости). Может быть, человек не сразу перестраивается, но то евангельское зерно, которое в него было вложено за это время, жизнь человека переработает потом. Все изменит. В этом отличие реабилитации, основанной на духовном компоненте, от светской. После светской реабилитации человек какое-то время чувствует себя нормально, но потом срывается, потому что проблемы остались те же. Если же в человеке зародить духовное зерно, идею изменения своей жизни, может быть, в первое время он будет срываться, но потом это зерно начнет в нем прорастать, и он потихоньку начнет все сферы жизни менять к лучшему. Поэтому надо потерпеть хотя бы два года минимум, а потом станет гораздо легче.

О евангельском мировоззрении и НЛО.

Почему так важно дать человеку евангельское мировоззрение и почему нельзя ограничиться только таблетками? Потому что таблетки могут покрыть только определенный сегмент жизни человека. У нас есть список из 50-ти проектов, и один из проектов – плохой сон. Таблетками мы можем закрыть только пунктов пять из этого списка. А в списке еще 45 актуальных проектов. Соответственно, вокруг таблеток человек не сможет скомпоновать все сферы своей жизни. Таблетки не могут стать тем стержнем, на который можно нанизывать все остальные сегменты жизни – и учебу, и работу, и будущую жену. А евангельское мировоззрение как раз может стать таким стержнем, на который можно нанизать все остальное. Вокруг одной основной руководящей идеи можно объединить весь цикл своей жизнедеятельности, то есть сформировать вокруг него окружающую жизнь и самого себя. Мне очень понравились слова одной девушки, которая называет себя бывший наркозависимой и бывшим алкоголиком. Она очень хорошо сказала, что человек, проживший определенный срок жизни наркоманом, не может просто так, попив пару месяцев таблетки, стать нормальным человеком. Потому что, опять же, уже сложился образ жизни, круг знакомых, человек научился жить именно жизнью наркомана. По-другому жить он просто не умеет.

Надо понимать, что, с точки зрения медицинской науки, алкоголь является таким же ядом, как наркотики, поэтому здесь смыслы одинаковые. С точки зрения медицины, курящий или регулярно употребляющий алкоголь человек является таким же наркоманом. То, что алкоголь легализован на государственном уровне, не значит, что он менее вреден. Люди, которые пьют, обижаются и смущаются, что их называют наркоманами. Бывает, что это солидные люди, которые пьют дорогой алкоголь. Но как очень хорошо сказал о. Димитрий Смирнов, чтобы кто-то принял правду о себе – это очень редкий случай. А покаяние как раз и заключается в том, что человек признает правду себе. Правда состоит в том, что ты грешен. Когда человек приходит к Богу, приходит к евангельскому мировоззрению, он получает возможность весь круг своей жизни, который изменился под воздействием психоактивного вещества, переработать в нормальном направлении. Система Дэвида Аллена работает на то, как упорядочить жизнь человека. И в случае с обретением евангельского мировоззрения человек тоже перерабатывает свою жизнь, содержимое своей головы, свои ящики, перекошенные картины – он перерабатывает все это. Евангелие перерабатывает в человеке все точно так же. Св. Феофан Затворник пишет, что, если только соединишься с Богом, все прочее пойдет уже само собой, потому что дух, который в тебе есть, встанет на первое место, и он сразу подчинит себе душу и тело. И все твои потребности станут упорядоченными, как в системе Дэвида Аллена.

Закончу примером, которым можно прокомментировать эти слова св. Феофана Затворника. Этот пример взят из книги иером. Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». В этой книге о. Серафим доказывает, что НЛО (неопознанные летающие объекты) – это явления психические, а не материальные. Даже серьезные исследователи, которые занимаются изучением НЛО, уже признали, что это не внеземная цивилизация, а явление психического порядка. Библиотека Конгресса США подготовила докладную записку по запросу Военно-воздушных сил США «Как относиться к явлениям неопознанных летающих объектов». Такой запрос был сформулирован потому, что многие американские летчики видели такие объекты. Первые летчики, которые такое видели, считали, что они сумасшедшие. Но когда этих летчиков стало тысячи, Военно-воздушные силы США попросили ученых объяснить, что происходит. В докладной записке было сказано, что это явление психического порядка и что объяснение этого феномена надо искать в религиозной литературе и в демонологии. То есть ученые за много лет поиска материальных подтверждений того, что есть следы этих объектов, никаких материальных подтверждений не нашли. Поэтому они стали изучать последствия, которые НЛО оказали на психику людей, входивших с ними в контакт. Все эти люди испытывали очень тяжелые последствия: у них разваливались семьи, они становились алкоголиками. Если изучить, что происходит с человеком после контакта с этими силами, становится понятно, чье это воздействие.

О. Анатолий (Берестов) описывал так называемый оккультный синдром. Как священник и доктор медицинских наук он наблюдал людей, которые лечились у экстрасенсов. И его наблюдение было такое, что, если человек обращался к экстрасенсу с какой-то болезнью, на первое время болезнь уходила, но через короткое время она возвращалась либо с новой силой, либо приходила другая, более серьезная болезнь. И если эту болезнь раньше хоть как-то можно было лечить медикаментами, то после того, как она возвращалась, ничего сделать медикаментами уже было нельзя. Я беседовал с одной женщиной, которая не хотела делать операцию и стала ходить по экстрасенсам. И смысл в том, что последствия для людей, которые входили в контакт с НЛО, – такие же, как у тех людей, которые входили в контакт с экстрасенсами. Например, один полисмен в Калифорнии в 1966 году увидел НЛО. Обычная тема после такого «контакта» – что люди начинают считать себя особенными, думают, что внеземная цивилизация выбрала именно их для контакта с Землей. Полицейский стал ждать особой миссии, которую на него должны были возложить эти существа. После близкого контакта с кораблем, он стал ждать чего-то великого, но ничего больше не происходило, корабль ни разу больше не появлялся, и в состоянии разочарования полисмен предался алкоголизму, впал в депрессию, у него начались мысли о самоубийстве. Все это продолжалось до тех пор, пока обращение ко Христу не положило конец этому периоду его жизни.

[1] Полное собрание творений и писем: в 8 т. / святитель Игнатий Брянчанинов / Общ. ред. О.И. Шафранова. 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. М.: Паломникъ, 2011; Творения: в 5 т. / Т. 1. 2014. 656 с. / Аскетические опыты. Часть 1. С. 123-556.

[2] Евергетин. Том 4 (ч.2)