Восстановительные работы

Знаменитая дамба между Соловецким и Большой Муксалмой начала разрушаться

2 июля 2013 г.

Один из блоггеров, рассказывающий в сети Интернет о Соловецком архипелаге, заметил, что знаменитая валунная дамба, связывающая острова Большой Соловецкий и Большая Муксалма начала разрушаться: рухнула часть одной из арок дамбы, выпали камни, в том числе и замковый камень. 

Неорганизованный туризм угрожает историческим памятникам архитектуры Соловков

К такому состоянию дамбу привели действия неорганизованных туристов и частных перевозчиков, считает блоггер и приводит примеры из рекламы разных гидов и отчетов туристов: лодки и крупные катера причаливают прямо к дамбе, 20-метровые суда упираются носом прямо в её арки, по историческому сооружению передвигаются автомобили и прочая тяжелая техника.

«Трудно говорить об истинных причинах разрушения. Это время – скажет большинство и будет априори право, но на Соловках множество монументальных памятников и более раннего периода. Или неправильная охрана - ответят другие. И будут в чем-то правы. И более всего правы будут третьи, которые скажут про Неправильное Пользование и Наплевательское Отношение к историческим объектам», – пишет блоггер Kamelopardalis в своём ЖЖ и иллюстрирует запись фотографией, на которой хорошо виден зияющий провал прямо в центре арки дамбы.

Дамба рискует вернуться к своему изначальному состоянию, продолжает блоггер, арки исчезнут и их место займут деревянные мостки. На определенное время люди лишатся возможности выбраться на Большую Муксалму и просто прогуляться по дамбе. А хуже всего, кто-нибудь провалится вниз и его придавит висящими на честном слове оставшимися камнями. 

Власти запретят проезд по дамбе, а монастырь приступит к реставрации

Руководитель реставрационного отдела Соловецкого монастыря Максим Пирогов отметил, что к разрушению дамбы привели несколько факторов. Несколько лет назад на Белом море был сильный шторм, во время которого произошло частичное вымывание, в результате чего вывалился один валун в замковой части свода.

«Последнее обрушение произошло из-за проезда по дамбе квадроцикла. Один из послушников монастыря видел собственными глазами, как квадроцикл проехал по дамбе на большой скорости и сразу вывалились несколько валунов», – рассказал Пирогов.

На совещании под председательством заместителя губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Романа Балашова, принято решение о запрете проезда техники по дамбе, а также причаливание тяжелых катеров к ней.

«Проблема доставки туристов на Большую Муксалму будет решена примерно через две недели, когда мы завершим ремонт причала на острове, а пока рекомендуем перевозчикам на крупных судах запретить причаливать к дамбе, а туристов высаживать с помощью легких лодок», – рассказал наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

Что касается дальнейшей реконструкции дамбы, Максим Пирогов отметил, что проектирование и работы по восстановлению дамбы будут заложены в федеральной целевой программе. По самым оптимистичным прогнозам в 2014 году будет подготовлена проектная документация, а в 2015 проведены работы.

Роман Балашов поблагодарил блоггера Kamelopardalis, присутствовавшего на совещании в режиме видеотрансляции, за то, что он первым заметил и зафиксировал разрушение дамбы. «Надеюсь, что вы и дальше будете писать о Соловках, продолжать свою активность. И если ваш зоркий глаз найдёт какие-то подобные вещи, будем реально вам благодарны – это хороший пример взаимодействия органов власти и тех людей, которые пишут о Соловках на блогах и форумах», – отметил Балашов. 

Заместитель губернатора также добавил, что это первое совещание в рамках пятистороннего соглашения между органами власти, музеем и монастырем, которое было подписано в июне.

Дамба между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма строилась в 1827-1830 гг., реконструировалась в 1865 г. Назначение дамбы – соединить монастырь со скотным двором и другими службами, находившимися на Муксалме. Дамба пересекает пролив Железные ворота. Для пропуска воды в приливы и отливы в дамбе устроено три прохода, выложенных сводом. Дамба сложена из дикого камня, длина более километра, ширина 7–9 метров. Эта грандиозная постройка является замечательным памятником гидротехники XIX века.

Источник: Информационный портал Соловецкого архипелага «Мои Соловки»
Тип: Реставрация
Место: Соловки
Издание: Информационный портал Соловецкого архипелага «Мои Соловки»