-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Их учили Соловки и море
11 августа 2015 г.Ветераны Соловецкой школы юнг встретились на традиционном слете в июле. Было все: морской переход, возложение цветов к памятнику соловецким юнгам, освящение знамени, поездка в Савватьево, вечера воспоминаний, песни, слезы, купание в Святом озере…
В этот раз смогли приехать на слет всего шесть человек. Они надеются встретиться в 2017 году, когда школе юнг исполнится 75 лет.
И переживают за то, чтобы память о юнгах никуда не ушла, чтобы их товарищи остались примером мужества, патриотизма, отваги. Чтобы само движение юнг не закончилось с уходом последнего соловецкого юнги военной поры.
Для этого ветераны предложили обратиться к президенту о размещении на Соловках филиала Президентского кадетского корпуса, чтобы острова стали местом, где мы приумножаем флотские традиции. Еще – обязательно нужно создать здесь постоянно действующий мемориальный комплекс. И, конечно, сделать все возможное, чтобы история юнг осталась в культуре – например, снять на ее основе художественный фильм. Все эти инициативы уже поддержал врио губернатора Архангельской области Игорь Орлов.
А нас, свидетелей этого трехдневного слета, юнги научили мужеству и стойкости в самом простом смысле этих слов. Все торжественные мероприятия они отстояли с прямой спиной, ни разу ни на что не пожаловались. Сказали: их этому научили Соловки и море.
«Очень мало осталось наших ребят»
Борис Владимирович Давыдов, юнга второго набора:
– Я тринадцатый раз приезжаю на слет на Соловки, практически старожил. Я поступил в школу юнг в сентябре 1943 года, окончил ее в августе 1944-го. Первая встреча юнг состоялась у нас в 1972 году, но я не попал, а с 75-го года регулярно приезжаю на встречи.
К сожалению, очень мало осталось наших ребят. Школа выпустила около четырех тысяч человек, погибли около тысячи… Когда мы собрались в 1972 году, в наших рядах было около полутора тысяч человек по всему Советскому Союзу. Сейчас приехали только шестеро…
Соловецкая школа юнг дала нам дружбу. Мы дружим городами. По всей России, от Мурманска до Владивостока, стоят памятники соловецким юнгам. Я москвич. Во время войны моя мама ушла на фронт, а меня в 13 лет взяли на завод, и я там делал автоматы ППШ. В 14 лет меня приняли в комсомол. Я проработал на заводе до сентября 1943 года. А потом секретарь райкома комсомола, зная, что я один, без родителей, предложила мне путевку в Соловецкую школу юнг. После школы я служил на Черноморском флоте, на тральщиках, на подводной лодке восемь лет. В боях не участвовал, а тралил мины– был морским сапером.
«Соловки – это наша мать-земля»
Александр Васильевич Лочагин, юнга третьего набора:
– В 1942 году я пошел работать на завод «Красный пролетарий», где был учеником токаря, потом токарем. Оттуда, через комсомол, я и ушел в школу юнг в августе 44-го года. Нужно было иметь шесть классов образования, у меня не было – мы в 1941–1942 годах в Москве не учились. Школы были заняты под госпитали.
Также нужно было получить мамино согласие. Мама согласия не давала, и я сказал: все равно убегу. И мы с товарищами пошли доставать мне справку об образовании. Они как-то уговорили руководство школы дать справку, что я закончил шесть классов. Привезли нас в Архангельск, в Соломбалу. Здесь мы проходили мандатную комиссию – проверялось, не были ли наши родители замешаны в контрреволюционной деятельности, – и медицинскую комиссию.
И меня зачислили на учебу на моториста-дизелиста. 14 сентября ночью мы прибыли из Архангельска на Соловки. Шел дождь. Нас построили, и мы отправились на ночевку в землянки в Савватьево. Двенадцать километров шли пешком. Я даже засыпал на ходу. Прибыли. Шинели сырые. На нары постелены ветки. Потом меня распределили жить в кремль, туда, где теперь монастырь. Обучались все в одних классах с учебным отрядом матросов. Я как моторист-дизелист проходил практику на электростанции, мы ходили туда дежурить, естественно, со взрослыми. Там были громадные дизели старой, еще царской постройки.
Жили в кельях, спали на двухъярусных кроватях. Жили дружно, никакой дедовщины. Помогали друг другу в учебе. В результате я получил здесь очень хорошее образование и поверил в свои силы. После окончания школы юнг я был расписан на Амурскую флотилию, там служил мотористом-дизелистом на мониторе «Сун Ят-Сен»…
На Соловках бываю с 1977 года. Люблю ли я Соловки? Очень. Влюблен. Это наше детство, это наша мать-земля.
«Школа юнг живет в нас»
Виктор Николаевич Харчев, юнга второго набора:
– Я москвич и, как все мальчишки тех лет, готовился обязательно служить в армии. В школе были занятия по военному делу, и мы там усердно все осваивали. Началась война. Отец был на фронте, старший брат на фронте. Мы остались с мамой вдвоем. Сначала, в 1941 году, было ремесленное училище, а в 42-м я узнаю, что есть такая школа соловецких юнг. Мы с ребятами пошли подавать заявления. Выстояли огромную очередь. Но за несколько десятков человек до меня закрыли дверь, сказали: все, ребята, прием заявлений окончен.
Дело в том, что на москвичей дали около пятисот путевок, а заявлений собрали три с половиной тысячи. Но мне сказали: не огорчайся, приходи в будущем году. Я с нетерпением ждал, и мы из нашего микрорайончика – нас было девять ребят – пошли подавать заявления в военкомат, как только узнали, что объявлен набор. Это было в апреле 1943 года. Из девяти человек прошли трое. Отбор был очень жесткий. В Москве было четыре медицинские и две мандатные комиссии! Если в первом наборе было три с половиной тысячи заявлений принято, то во втором уже четыре тысячи. Но на Москву дали только пятьсот мест.
Маму я уговорил. Сказал: еду учиться, и никаких гвоздей, а иначе убегу в партизанский отряд. Желание воевать было страшное! Мы смотрели кадры кинохроники: идут бои, и в партизанском отряде – мальчишка с автоматом. Как мы завидовали, что он там воюет, что бьет фашистов! Наше место только там, думали мы, больше нигде. Прошел я все этапы, прибыл на Соловки, меня распределили учиться на рулевого и отправили в Савватьево. Там было три роты: рулевые, радисты и боцманы. Учились усердно. Нам говорили: без твердых теоретических знаний вы ничто. Я успешно закончил школу юнг и выбыл для службы на Северный флот. Служил на лидере эсминцев «Баку». Школа юнг – это наша школа жизни, она дала нам путевку в жизнь. Она в нас, она из нас никуда не вышла. Мы до сих пор поддерживаем связь друг с другом, встречаемся, общаемся..
«Рядом постойте, прикоснитесь…»
Иеромонах Соловецкого монастыря отец Петр:
– Дорогие друзья, мы имеем редкую, очень редкую возможность пообщаться с величайшими людьми в истории нашей Родины – поколением победителей. После войны люди, которые даже не воевали на фронте, все равно чувствовали: мы – победили. Вот эти люди и миллионы еще людей, которые погибли на фронте, от болезней и голода в тылу, они победили величайшую военную машину, которая вторглась на территорию нашей Родины – немецкий фашизм. Причем победили так, что с момента их победы в Европе и у нас 70 лет нет войны.
Я хочу обратиться к молодым юнгам: посмотрите на этих людей, посмотрите на победителей, пообщайтесь с ними, рядом постойте, прикоснитесь. Побеждают не деньги, не железки – побеждают люди. Давайте осознаем, с кем рядом мы находимся.
Они – пример
Депутат Архангельского областного Собрания Екатерина Поздеева:
– За плечами ветеранов школы юнг большой жизненный путь, полный примеров для подражания. И было очень важно, что все дни слета рядом с ними находились юные ребята, надевшие военную форму. Уверена, что подобные мероприятия будут способствовать сохранению для будущих поколений и развитию патриотических традиций школы юнг.
На Соловках будет создан мемориальный комплекс
Заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов:
– На «круглом столе» «Историческое наследие массового героизма молодежи в годы Великой Отечественной войны», который прошел на Соловках во время слета юнг, выдвинут ряд инициатив, которые могут быть реализованы в ближайшее время. Наиболее глубокие и серьезные из них – это обращение к президенту о размещении на Соловках филиала Президентского кадетского корпуса, чтобы острова стали местом, где мы не только вспоминаем о воинских традициях, но и приумножаем их. Вторая важная инициатива – популяризация истории соловецких юнг через художественные произведения. И третья – создание постоянно действующего мемориального комплекса.
На всех флотах и флотилиях
Заместитель мэра Архангельска по социальным вопросам Ирина Орлова:
– В 1942 году из всех уголков нашей страны сотни мальчишек добровольно прибыли в Архангельск, чтобы отправиться на Соловки, учиться в созданную по приказу наркома ВМФ Николая Кузнецова школу юнг. Это было сложное время, враг рвался к Волге, а Архангельск подвергался жестоким бомбардировкам. Выпускники Соловецкой школы юнг воевали на всех флотах и флотилиях. Многие из них отдали самое дорогое – жизнь – за свободу Родины. И наша общая задача – непременно сделать все, чтобы мужество и героизм выпускников Соловецкой школы юнг являлись основой для патриотического воспитания будущих поколений защитников России.
Тип: Соловецкие юнги
Издание: Газета «Правда севера» от 11 августа 2015 г.