-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
«Дом мой – Соловки»
12 июня 2015 г.Трепетное отношение к родному краю начинает расти в сердце человека с раннего детства. Знакомству ребёнка с «земным домом», где он живёт в этом огромном мире, была посвящена одна из зимних программ Школы ремёсел – «Дом мой – Соловки».
В процессе занятий стало понятно, что знакомиться с окружающим нас миром будем мы вместе. Не только преподаватели детям рассказывали о нашем крае, но и они нам показали то, что взрослым порой бывает трудно заметить. Работа с детьми приносит радость и предоставляет возможность увидеть мир их глазами, светлым взором незапятнанной души.
Итак, знакомство наше с островом началось с того, что мы нашли его на карте: «Вот у нас море, а это маленький остров, а на нём наш монастырь и он плывёт по этой воде, по Белому морю». Затем мы обратились к «Житию Зосимы и Савватия Соловецких», чтобы познакомиться с первыми жителями нашего острова. Рассматривая миниатюры жития иноков, на одной из них мы повстречали изображение «видения Зосиме церкви на воздусе». И в память об этом дети на «бумажных облаках» нарисовали образ нашего монастыря.
Потом мы отправились в небольшое путешествие, после которого появилась идея создать карту острова. Никто не знал, какой она будет, что там должно располагаться. Мы придумывали это вместе с детьми, в ходе знакомства с «нашим домом».
Создание карты, частицы нашего мира, чем то напоминало процесс его творения. Сначала появилось большое синее полотно-море, сверкающее на солнце, а на нём возникла суша. «Это наш остров, по форме чем-то напоминает сердце, а здесь Анзер – мы на нём ещё не были, но он похож на птицу, летящую над морем», – говорили про острова дети.
Затем появились озёра, в которых купаться – счастье; богатые грибами и ягодами леса, где можно встретить разных зверей. Ребята с радостью рассказывали о своих встречах с лисами, зайцами, белками и лосями. «А волков тут нет, может потому что они злые и такие кусачие…»
В море появились добрые рыбы, каждая со своей историей. Так рассказывает про свою рыбу Карина: «Жила – была одна Треска. Она была похожа на остров с горами и всегда мёрзла, потому что на острове была зима. Приплыла однажды к её камню рыба и постучалась. Треска выплыла, они познакомились. Рыбу звали Тёпла. Тёпла спросила: «Почему ты всегда трясёшься? Тебе холодно? Давай я тебя согрею!». – «Давай! Меня представляют холодным островом с горами, поэтому я всегда мёрзну». Тёпла согрела Треску и она стала жарким островом с высокими деревьями. Треска всё ещё трясётся, но не от холода, а от радости. Такой она появилась на свет – всегда трястись. Вслед за рыбами под парусами любви, света и радости приплыли на остров корабли.
Чтобы на карте указать храмы – места молитв Богу, мы отправились на экскурсию в монастырь. Ведь именно он у нас главный. «Тут монастырь есть. В городе, конечно, тоже бывают, но мало, а у нас большой. А где монастырь есть, там лучше».
Познакомившись с ним изнутри, мы решили пойти на соседний остров, чтобы разглядеть его лучше и снаружи. Оказалось, что монастырь похож на корабль. По впечатлениям вместе с детьми мы написали небольшой рассказ: «В походе на соседний остров по золотому морю, сверкающему на солнце, словно алмаз и усыпанному снежинками – подарками неба, взору нашему посреди воды предстал «место покоя – наш монастырь». По виду внешнему корабль напоминающий. Башни у него похожи на паруса, на некоторых стрелки, вверх направлены. Внутри живут монахи, а капитан у них Бог. Они там трудятся, управляют кораблём, чтоб он не сбился с пути. Чтоб полетел наверх, в рай. Главное на корабле – быть послушным, правильно грести, всем в одну сторону. А если один будет в одну сторону грести, а другой в другую, то корабль будет крутиться на месте. Грести – это значит делать дела добрые и молиться, чтобы Бог привёз его к Себе на Небо».
Так появился на карте нашей корабль-монастырь. Глядя на него, Кристина говорит: «Он плывёт спасать людей. Он может в небе летать, в солнце летать, небесный корабль. В нём такие добрые люди живут, которые спасают весь мир, всех людей, детей спасают. И люди, и Бог спасает».
Следующим стал храм-маяк на Секирной горе. Рассуждали мы с детьми, чем похожи маяки и церкви. Так ребята сказали о нём: «Работа у маяка-заботиться о людях. А свет в кресте. Его Бог зажигает. Свет нужен, чтоб не заблудиться, чтоб спастись».
Рассматривая гравюры Соловецкого монастыря, мы заметили, что на них всегда присутствует изображение мира видимого и невидимого, небесного. Ведь не всё можно увидеть глазами. Так, у нас с ребятами над картой появился шатёр – «небо» с его жителями – небесными ангелами. Хотя, как сказала одна девочка: «Ангели с нами всегда находятся, везде, даже на занятиях нам помогают». При создании «неба» мы обращались к иконам из собрания Соловецкого и Кижского музеев. Благодаря «Небесам Заонежья», характерному для архитектуры Русского Севера образу «неба», возник наш шатер. Вдохновила нас и экскурсия в Спасо-Преображенский собор, где мы могли ощутить пространство храма как образ мира, космоса. Роспись главного купола которого – напоминание небес, где обитает Господь Вседержитель и ангелы Его.
Дети смотрели на нашу карту, стоя под «небом» и вглядываясь в мир невидимый, говорили: «Бога можно увидеть в любом месте. И на облаках. И у нас над головой ещё. Он невидим. Он помогает птицам летать, рыбам. Бог создаёт радугу, солнце, всякое тепло. Лето, зиму, весну, осень. У Него такая сила есть. Он всем всегда помогает. И природе тоже помогает. Он добрый и очень хороший. На Соловках много Бога. И в сердце может быть много Его». А на вопрос о том, как нужно жить на Соловках, они отвечают: «Дружно». А почему дружно? – «Чтоб в рай попасть».
Вот такие дети растут на нашем острове. С ними и с ангелами, которые и «на занятиях нам помогают», мы немного ближе познакомились с нашим «земным домом» и надеюсь, научились немного больше его любить.
Место: Соловки