-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
19 сентября 2012 г. Каждому свой крест
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим:
если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя,
и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 26. 24)
Одно из самых красивых мест на Большом Соловецком острове - Сельдяной мыс, отделяющий монастырскую гавань от бухты Благополучия. Внимание сразу привлекает двухэтажное здание биостанции, построенное 130 лет назад. Это единственное дореволюционное светское строение на островах, фронтон которого венчал деревянный крест… Сейчас здесь располагается единственная в мире уникальная Соловецкая кресторезная мастерская и живет ее создатель и бессменный руководитель Георгий Кожокарь.
Дорога на Север
Он родился и вырос в Молдавии, в болгарском селе. Окончил русскую школу, строительный техникум, служил в армии. В инженерно-строительном институте им. Сергея Лазо в Кишиневе получил специальность архитектора.
В 1988 году с семьей приехал на Соловки. Один из организаторов Соловецкой православной общины. 20 лет назад создал кресторезную мастерскую, при которой открыл музей Креста. В экспозиции прослеживается история иконографии крестов с III века до сегодняшнего дня. В ней - сотни деревянных крестов: малых и больших, простых и сложных, покрытых надписями и украшенных тонким орнаментом.
Здесь же, в кресторезной мастерской, вот уже два десятилетия изготавливаются Кресты Господни, орудия нашего спасения, благословение Соловецкой обители. Большие поклонные кресты, построенные в этих стенах, были воздвигнуты у подножья Секирной горы и анзерской Голгофы, на Бабьей луде и в Филипповской пустыни, в Москве у Соловецкого подворья и на Бутовском расстрельном полигоне, на берегу Дуная в Измаиле и в Норвегии.
Кресты страдали, как люди
- Во время отпусков я любил ездить на Русский Север, интересовался древней архитектурой, в основном церковной, - рассказывает Георгий Георгиевич. - Архангельский край был очень близок сердцу. Однажды зимой попал на Соловки, куда давно хотел приехать, влекомый рассказами об этой жемчужине Севера. Здесь мне и моей жене очень понравилось. Нам предложили работу в музее: ей - инженера отдала реставрации, мне - главного архитектора Соловецкого архипелага. Мы заключили контракт и поехали домой готовиться к переезду. Пока мы были в дороге, мою должность сократили. Потом я участвовал в создании научно-исследовательского производственного кооператива «Палата», который занимался реставрацией зданий Соловецкого монастыря. А затем мне предложили научную работу по исследованию поклонных и обетных крестов архипелага.
- Почему именно кресты?
- Крупные памятники - храмы, крепостные сооружения, дамбы - были к этому времени учтены. Кресты же стояли в укромных местах, и о них мало кто знал.
Для научно-исследовательской работы была организована специальная экспедиция из четырех человек. Мы ходили по островам, фиксировали места расположения крестов, изготавливали кальки в натуральную величину. Где-то нам подсказывали их расположение местные жители, часть нашли по письменным источникам и изустным преданиям. В итоге в 1989 и 1990 годах мы обошли все места с крестами, о которых на тот момент была информация.
Большие кресты давались нам сложно. Приходилось строить специальные конструкции и уже с них проводить фиксацию. К примеру, крест в Плотищенской губе: он в высоту 11 метров! Это самый большой крест на Соловках, был установлен в 1903 году. Тогда только на Анзере мы учли 12 крестов и еще 10 на Большом Соловецком острове. Они были все очень разные: одни стояли, другие лежали, поваленные в черничник, от третьих остался только остов, а рядом можно было найти спиленный крест. В советское время кресты уничтожали, а в лагере даже устраивали субботники по «очистке» архипелага от крестов. Их срубали, спиливали, расстреливали, сбрасывали, сжигали, вывозили и продавали за границу - что только не делали! Кресты страдали так же, как и люди. Впоследствии работа была продолжена, нам рассказывали о вновь открытых крестах…
Чудо во время визита Патриарха
- Как вы пришли от изучения крестов к их деланию?
- Когда я только соприкоснулся с крестами в экспедиции, эта тема стала для меня новым этапом в жизни. Дело в том, что архитектурно-археологический обмер - процедура особая. Ведь при этом не только обмеряется крест, но и фиксируется все как есть - все царапины, трещины, отметки. Есть все следы его соприкосновения с человеком и природой… И все это нужно точно изобразить графически тонким перышком на бумаге в оригинальном масштабе со всеми отметинами. И все описать в подробностях. Кресты - это свидетели истории. Ты смотришь на них, и они тебе повествуют о промысле Божием.
- А самый первый крест?
- После того как мы провели обмеры и фиксацию крестов, музей не заинтересовался результатами нашей работы. До 1992 года материалы лежали без дела, пока не было объявлено, что мощи святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких возвращаются на архипелаг.
По благословению архимандрита Иосифа, наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, я получил задание изготовить крест для установки у подножия Секирной горы во время визита патриарха Алексия II. Я взял один из старых крестов и реконструировал его. Это был семиметровый крест на голгофе со срубом, с копием и тростью. Единственное, чем эта копия отличалась от древнего креста, - большая надпись - когда и в чью память он поставлен. Еще на нем было добавление: «Установлен при патриархе Алексии II, священно архимандрите обители». Мы планировали перенести крест к Секирной горе и установить в присутствии Святейшего патриарха. Когда мы получили программу торжеств, установки креста в ней не оказалось. Как это могло получиться, было одному Богу известно… Но произошло чудо.
В момент, когда гости вместе со Его Святейшеством должны были садиться за трапезу, обед оказался неготовым. Тогда все отправились на Секирную гору, где мы уже приготовили сруб, камни, натянули веревки. Когда Святейший спускался по лестнице, запел хор и зазвучали колокола - там была сооружена переносная звонница. И мы решили поднять крест, пока патриарх спускается. Но не тут-то было! Не смогли его приподнять даже на несколько сантиметров. Святейший спустился, все встали на свои места, и он благословил - поднимайте. И вы знаете, крест буквально взлетел!
- И после этого события вы уже твердо решили резать кресты?
- После установки первого креста я встречался с моим духовником архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). И он меня благословил заниматься кресторезным делом. Причем я спросил его: «Батюшка, как долго мне этим заниматься?» А он говорит: «Так-так, а сколько, ты говоришь, там крестов было?» Я отвечаю: «Три тысячи». «Когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать». На сегодняшний день больших поклонных крестов мы сделали около двадцати. Так что нам есть чем заниматься.
Следующий мой крест был установлен на Анзере, напротив горы Голгофы. Он был посвящен новомученикам и исповедникам Соловецким - архиереям, принявшим смерть за Христа в Соловецком лагере. Это был первый крест, который я полностью спроектировал сам. Он является ставрионом, то есть крестом, украшенным крестами.
В отличие от простого копирования создание нового креста потребовало принципиально нового подхода. В православии есть богословие иконы. И несомненно, есть богословие Креста. Так я начал путь к постижению ставрологии - теологического понимания смысла и символики Креста.
Основа основ
- В каких случаях на Руси воздвигали кресты?
- Историю следует вести от апостола Андрея Первозванного, поставившего крест на Киевских горах. Хоть и много оставалось времени до Крещения Руси, но верующие люди и тогда были.
К XVIII веку в Русской Церкви накопился достаточный опыт поклонения кресту, его почитания. Кресты ставили в различных замечательных исторических местах, отмеченных явлениями или чудесами. Такие кресты назывались памятными - воздвигнутыми в память о каком-либо чуде или событии.
Были и поклонные кресты. Когда подвижники осваивали новые места для молитвенных подвигов, первым делом они устанавливали крест и перед ним читали свое молитвенное правило. Поклонные кресты ставили и обычные люди. Чаще всего - на перекрестках, возвышенностях, во дворах обителей.
Обетные кресты… Когда на народ по воле Божией обрушивалось какое-либо испытание - болезни, бедствия, - люди молились и давали обет по избавлению от напасти либо установить крест, либо построить часовню, храм. Особенно это было распространено у поморов. Люди, путешествующие на Соловки, часто попадали в шторм и давали обет в случае спасения установить крест.
Еще один вид крестов - навигационные. Кресты являлись не только ориентирами духовными, но и помогали ориентироваться в пространстве. Верхний рог косой перекладины правильно установленного креста всегда указывал на север. Большие кресты были различимы далеко с моря. Мы восстановили крест при входе в гавань Благополучия, стоявший на корге между современным Тамариным причалом и Песьей лудой. Он выполнял как раз навигационную функцию.
- Как случилось, что после создания двух первых крестов возникла кресторезная мастерская?
- Кресты стали заказывать. Обращались к наместнику Соловецкого монастыря отцу Иосифу, интересовались, кто их сделал…
С возрождением Православной Церкви в России стала возрождаться и традиция установки крестов. Во-первых, потому, что крест - это очень сильный знак. Часовню можно даже и не заметить, в силу того что это привычные архитектурные формы. А крест - яркий, четкий и понятный символ. Во-вторых, установкой креста можно быстро, легко и значимо ответить на какой-то момент времени, какое-то событие. Столько народу сейчас пришло к Богу, столько видим верующих, что это понятная реакция - ответить на любовь Бога. В-третьих, мы столько горя пережили за последние годы, что ставить храм на каждом месте нет ни сил, ни средств, а поставить крест гораздо проще. Я считаю, что практически все устанавливаемые сегодня кресты посвящены новомученикам и исповедникам российским. Сегодня нет высшей благодарности, чем воздать должное тем, кто за нас пострадал и за чьи молитвы мы все сейчас благоденствуем, независимо от того, православный ты человек или нет.
- Чем определяется выбор поклонных крестов, которые можно видеть сейчас в разных местах?
- Крест Христов - основа основ того, что мы сейчас делаем. Существуют разные предания о том, из чего и как он создавался. Мы называем его трисоставным, трехчастным, и это не просто слова, а глубокое богословское понятие, в котором сосредоточен духовно-исторический смысл.
Из Священного Писания мы знаем, что происходило на Голгофе, как формировался крест. Есть составляющие, которые в определенный момент собираются в единый крест, являющийся орудием страстей Христовых. Мы знаем, что Христос нес вначале двухсоставной крест, потом во время водружения установили подножие (третья часть), и по указанию Понтия Пилата появилась дощечка (четвертая часть) с надписью на трех языках: «Се есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Мы видим, как вырастает крест, потом появляются копие и трость, появляются уксус и желчь, вещи, которые несут важнейшую символическую нагрузку. Важны и пропорции, которые были определены телом Спасителя (длина фигуры, размах рук) - совершенного Богочеловека. Эти пропорции хорошо соблюдены в кресте патриарха Никона, который сейчас находится в храме Сергия Радонежского в Крапивниках, в Москве. Есть два типа креста: копия Креста Христова и крест, напоминающий о крестной жертве, какие бы особенности исполнения ему ни были присущи. Другое дело, что есть разные структуры: символическая, изобразительная, повествовательная.
Существуют богословские кресты, которые нагружены глубочайшим смыслом. И они воспринимаются по-разному. Для одного это просто Крест Христов, а другой, видя клейма, круги и другие знаки, понимает содержание. Третий понимает все содержание и может читать весь текст, который есть на кресте. В кресте все должно быть заложено. Не надо бояться упреков: мол, вы сделали крест, а какой-то человек не понял. Крест должен быть совершенным, и кому что надо, тот столько для себя и возьмет.
Тонкий не значит хрупкий
- Существуют какие-то требования к материалу, из которого изготавливается крест, и его форме?
- Четкого канона нет, хотя, например, встречаются утверждения, что крест нельзя делать из осины. Крест можно делать из дерева, железа, природного и искусственного камня. Ведь мы создаем не тело, а символ, поэтому можно из любого подходящего для этого материала. При этом имеется в виду, что мы отдаем уважение и этому материалу. Но я не сторонник каменных или железных поклонных крестов, надо какую-то работу оставить в этом направлении и для наших детей. На кладбищах должны быть деревянные кресты, иначе родственники просто забудут дорогу к своим упокоившимся близким. Как правило, крест делается из кедра, кипариса или сосны (ее еще называют певка) либо одновременно из нескольких пород дерева. Обычно мы пользуемся тем деревом, которое заготавливают - шестиметровым пиловочником.
Что касается формы, я считаю, что нельзя отдаваться художественным вымыслам, а пользоваться существующими канонами и традициями. Это, в первую очередь, уравновешенность, спокойствие, отсутствие движения и динамизма.
На неискушенный взгляд деревянный крест выглядит тонким и непрочным, но он таким только кажется. Тонкий не значит хрупкий. В нем учтены все геометрические пропорции, конструкция которых позволяет кресту быть прочным и выдерживать, не разрушаясь, собственный вес.
- Ваши кресты отличаются от других? И какой из них для вас самый памятный?
- Мы делаем разные кресты, от маленьких нательных крестиков и миниатюр до келейных и трехметровых. Таких сделано уже более 800. Эти кресты используются в домах, в молитвенных углах, на строениях, на могилах… Больших крестов от 6 до 12 метров мы сделали 25. География их установки - от Норвегии до Измаила, Санкт-Петербург, Самара, Москва. И конечно, Соловки. Также делаем кресты-иконы, кресты на досках.
Каждый крест - это некий рубеж. Нет такого: вот поставил крест, и сейчас быстренько следующий сделаем. Памятны кресты, которые стоят в Бутово, и на Валааме, и здесь, на Соловках. Для тех людей, рядом с которыми появляется поклонный крест, это целое событие. В таких местах меняются не только прихожане, но и увеличивается их количество. Все зависит от некой духовной атмосферы коллектива, где ставится крест. Чего им не хватает, то сразу появляется. Бывает, что на почве суеверия говорят: вот поставите крест, и искушения начнутся, враг начнет нападать. Наоборот: мы ставим оружие против врага. Вся жизнь человеческая освящается крестом: мы рождаемся под ним и заканчиваем с ним земной путь.
Божие пространство
- Ваша мастерская - уникальное явление. Кто кроме вас здесь трудится?
- Многие паломники и трудники, которые у нас побывали, говорят, что это единственная мастерская в России, а может быть, и в мире, где так много внимания уделяется кресторезному делу. Люди, которые приезжают на Соловки, узнают о нас, приходят, мы им проводим экскурсию, рассказываем, показываем. Некоторые из них, видя такой почин, выражают желание потрудиться во славу Божию. Мы с радостью принимаем всех, обеспечиваем инструментом, питанием, теплом. И они работают с радостью. Но желательно, чтобы человек был зрелым в своих мыслях. Чтобы то, чему он научился в мастерской, он воспринимал как служение Богу, а не как основание для начала «коммерческого проекта». Это никак не должно оказаться в торговой сети, в каких-то торговых точках. Речь идет прежде всего о возрождении монастырской традиции. Мастерская не ставит целью извлечение дохода, мы живем исключительно на пожертвования, которые с благодарностью принимаем.
- Таким образом, для вас эта работа стала личным Крестом?
- Когда я приехал на остров, понял, что это Божие пространство, которое не особо спрашивает, кто ты есть, готов ты или не готов. Оно больше диктует. Ты либо должен согласиться с тем, что есть, и воспринять окружающее как данность, либо тут же начнешь разрушаться, если даже и не будешь сопротивляться. Для меня это все было совершенно очевидным. Деятельность Божия и деятельность человеческая настолько здесь гармоничны, что понятно, кто есть кто. И Господь меня сразу пристроил к кресту. Дал увидеть богословие креста. Мне сразу стало ясно, что очень мало здесь крестов. Столько крови, столько страданий, столько храмов, а так мало крестов!
Тема крестоделанья, крестовоздвиженья, крестоношения не терпит, чтобы твой ум и руки были заняты чем-то другим. Невольно постоянно думаешь о том, что должен вести соответствующую работе жизнь. Нелегко полностью оградиться от различных помыслов, грехов. Поэтому живешь как обычный человек. Есть данность, что ты работаешь, проектируешь, режешь кресты, и есть данность, что ты живешь как простой человек. Да, я занимаюсь этим делом, другой водит троллейбус. Я отношусь к этому спокойно, всякая работа почетна и достойна, каждому Господь дарует то, чего человек хочет и заслуживает. И я воспринимаю свою работу как служение, как дар Божий.
Меня иногда упрекают за монументализм и даже сравнивали с Церетели. А почему нельзя поднять Крест Христов на такую высоту, чтобы он всем был виден? Надо уметь правильно расставлять акценты. Наполняя крест тем содержанием, на котором зиждется жизнь самого креста. Это как кровь в организме. Мы ее не видим, а она течет, несмотря на это. Так и надписи на кресте могут быть кому-то непонятными, но они должны быть. Для себя я определил в своей сущности, что могу это делать - подтверждать живым делом факт действия воли Божией в мире. Ибо все в мире от Бога, с Богом и к Богу.
Тип: Кресторезная мастерская
Место: Соловки
Издание: Газета «Архангельск» № 87 (167)