-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 ноября 2013 г. Крест – мучеников похвала
Возрождая церковное искусство минувших веков, век нынешний, вероятно, полагает, что все старинные формы уже открыты, изучены, многократно повторены… Ан нет. Что мы знаем, например, о небольших деревянных крестах, которыми наши предки освящали храмы и часовни, дома и амбары, дороги и кладбища? Кресты эти зачастую имели весьма непривычные для современного взора формы…
– Георгий Георгиевич, что за кресты представлены на выставке?
– Это часть проекта передвижной выставки соловецкой кресторезной мастерской. Работаем уже 21 год – изучаем, архивируем, воспроизводим старинные кресты Русского Севера. Описываем экспонаты, расшифровываем их символику, вносим в базу. На сегодня у нас уже более 800 крестов, экспонируется из них 127. Музей благословлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Наша мастерская находится в старинном здании бывшей биостанции Соловецкого монастыря. Не все могут приехать на Соловки и увидеть их. Поэтому возникла идея устраивать передвижные экспозиции. Кресты оформлены поразному, имеют различное назначение: поклонные, обетные, памятные, крестыдоски, крестыиконы – и все это Крест Христов. Центральное изображение – крест – орудие Страстей Господних, орудие пытки – и орудие нашего спасения. Вокруг изображены имена Божественные: Сущий, Царь Славы, Иисус Христос. Орудия Страстей: копие, трость, терновый венец, гвозди, – все это включается в символическую структуру, изображается на крестах.
– Эти кресты вырезаны в наше время?
– Они вырезаны нами по старинным образцам. Таких крестов было много и на Соловках, и в Поморском крае, и в других местах Севера. Выезжая в экспедиции, мы разыскиваем старинные кресты. Работаем в музеях, изучаем литературу. Мастерская постоянно пополняет свой архив. Каждый крест неповторим: среди них есть точные копии старинных крестов, а есть то, что мы называем соловецким изводом, – образ креста, который рожден здесь. Хотя ничего принципиально нового мы не создаем, осмысливая то, что было создано до нас, и стараемся продолжать традицию. Это живая традиция. Конечно, мы используем другой инструмент, у нас иная изобразительная структура, меняем расположение текста согласно иерархии смыслов божественных имен.
– Какой отклик вызывают кресты древней формы у современного человека?
– Тема очень интересная, необычная, вызывает широкий интерес. Это древняя традиция аскетического плана: в ней нет образной структуры – изображения Иисуса Христа как Человека. Есть только крест и имена Божественные. Она направлена на внутреннее молитвенное делание, сосредоточение, в таких крестах нет отвлекающих образов и подобий. Когда резчик изображает трехмерное изображение Распятия – он неизбежно вкладывает в работу что-то свое. А здесь – чисто символическая структура: текст, буквы, знаки, символы.
– Интерес к этим крестам колоссальный.
– Да, и я бы сказал, что это правильно. Жизнь сегодня вступила в символический период: через информационное поле и компьютерное общение мы окружены разными символами, знаками, а тут – древняя символика. Бога изобразить невозможно. На кресте вырезаны символы, имена – и это помогает современному человеку духом постичь Бога, насколько это ему дано.
– Когда были распространены такие кресты?
– Мы не знаем, что было до XV–XVI веков, – с тех времен мало что сохранилось: дерево – не самый долговечный материал. Но в XVII–XVIII столетиях они были распространены широко, особенно здесь, на Севере, в стране дерева. Традиция переходила с места на место, изменялась во времени. Какой-то извод креста появлялся, становился распространенным, затем сменялся другим…
– А для чего использовались небольшие кресты сложных форм?
– Малые кресты – крест-доска, крест-икона использовались повсеместно: начиная от нательного креста и заканчивая намогильным. Кресты длиной до 10 сантиметров носили на груди, поверх одежды – не только священнослужители, но и миряне. Кресты использовали при закладке храмов, домов, колодцев. Жизнь и в доме и вне его освящалась крестом. Его помещали над входом в дом, на стенах по четырем сторонам света, в хозяйственных постройках. Малые кресты устанавливали и у дорог, и на деревьях. При освящении храма на кресте писали, кто совершил освящение, когда, кому посвящена эта церковь. Если храм обновляли – на кресте делали дополнительные надписи. Так он становился своеобразной летописью. Кресты брали с собой в дорогу, на корабли. Впоследствии их стали заменять литые складни, иконы, кресты. При погребении человека на его могиле делали голубец – столбик с кровелькой, а в нем вырезали углубление, в которое помещали небольшой крест или икону.
– Среди представленных на выставке крестов есть полностью разработанные вами?
– Мы ничего не разрабатываем, не создаем, не придумываем – мы боремся с такой позицией. Мы стараемся осмыслять, прочитывать. Стремимся объяснить то, что уже есть. Символика, которую мы используем, существует. Она самодостаточна, самостоятельна, создавать ее не надо. Отцы преподобные, наши предки, которые жили, молились, трудились – достигали этого образом своей жизни. Мы сегодняшние – очень мирские люди. Мы можем только смотреть и осмысливать. Мы не разрабатываем образ – мы только передаем его.
– Я вижу крест, составленный из круга, в который вписан еще один, с крестчатым нимбом, в нем – хризма. И круг этот опирается на многоугольник с вписанным в него крестом. Какова его символика?
– В точности такого креста не существовало, но он составлен, скалькирован из нескольких. Кресты, которые имеют несколько ярусов прочтения, складываются из символического объяснения смыслов креста. Круг утвержден на постаменте. Постамент – Крест Христов – это основание. Круг – символ, который берет начало от древнейшей сирийской традиции, это солярный знак, символ бесконечности. Как архетип здесь выступает образ Спасителя, Солнца Правды – Христа, Который равно всем дает любовь, свет, жизнь…
В самом круге изображен крестчатый нимб (указание на Крестную смерть Спасителя ради нас) с надписью «Сущий» – «Азъ есмь Сый» – «Я – тот, кто есть и должен быть». Это философская формула определения Бога. Он непознаваем и вечен. «Азъ» – это значит «я, тот, который стоит ногами», «есмь» – указывает на время и положение: «здесь и сейчас» и «сый» – Сущий, тот, который должен быть. Видите, какая вертикаль? Она говорит о том, что человек – существо, созданное Богом с вертикальной планировкой, которое ногами упирается в землю, а головой – в небо. Все остальное в тварном мире имеет несколько другой образ. В этом кресте отражено наше земное существо и небесное притяжение. Внутри круга изображена хризма – монограмма Христа, указание на Него и на Его святое имя. Своей лучевой системой она тоже указывает на Бога как на Солнце, говорит о благости Божества.
– Насколько я знаю, кресты по вашим эскизам также воплощаются в литье?
– Да. Мы переводим их в виртуальный образ, в 3D, – создаем проект, по которому выполняется форма, матрица, и уже с нее отливаются кресты – нательные и настенные. На сегодняшний день изготовлено около 13 форм нательных крестов.
– Двенадцатиметровый поклонный крест, установленный у храма Новомучеников в Бутове, выполнен соловецкой кресторезной мастерской?
– Да, это еще одно направление нашей работы. Оно тоже находится в преемственности с традицией Соловецкого монастыря и Русского Севера. В России и за рубежом нами установлено 26 крестов от 6 до 12 метров высотой: на Соловках, в Москве – на Соловецком подворье и в Бутове, в Петербурге: в Царском Селе, Невском лесопарке, Приозерске, в Норвегии, на Валааме… Сейчас мы работаем еще над четырьмя поклонными крестами. Большие поклонные кресты напоминают о том Кресте, на котором был распят Христос. Существует традиция их оформления: в основании – символическое изображение Голгофы, с кровлей, копием и тростью.
– Без чьей помощи не появилась бы эта передвижная выставка крестов?
– К нам приезжают люди, помогают. Многие потрудились, потом уехали, стали работать самостоятельно. Мастерская действует благодаря тем, кто приезжает безвозмездно потрудиться. Хотелось бы сказать и о том, что наша работа – это не только труд тех людей, которые изучают и вырезают кресты, – она состоит из понимания тех, кто нам помогает, кто позволяет нам этим заниматься. Среди них – и протоиерей Кирилл Каледа, Игорь Владимирович Гарькавый – директор Бутовского полигона, и их помощники, и, конечно, Алексей Владимирович Вейман, который дал нам возможность провезти кресты по России. Это соборный труд.
Беседовала Светлана Филиппова
Тип: Кресторезная мастерская
Место: Москва
Издание: Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Благоукраситель» № 40, 2013 г.