Трудно сделать так, чтобы тебя заметили в Северной столице. Открытия выставок, театральные премьеры, выступления оперных и эстрадных звезд, академические концерты и нестандартные творческие проекты – в городе на Неве все это происходит ежедневно. Но даже в таком арт-потоке нередко случаются события, которые не только не теряются, но и выглядят более рельефно на фоне питерского многообразия. Именно таким стало выступление Архангельского государственного камерного оркестра.
Сразу по приезде камерный оркестр представил Архангельск на закрытии фестиваля «Петербургские набережные». Музыканты выступили в шикарном колонном зале Президентской библиотеки, которая размещается в здании Синода. Под высоким сводом зала вместе с нашими земляками в интересной, насыщенной программе, состоящей в основном из итальянской музыки, выступили гости из этой южной страны – кларнетист Джампьеро Собрино и саксофонист Федерико Мондельчи.
«Петербургская публика – традиционно подготовленная, разборчивая и знающая толк в музыке. Поэтому нас очень порадовало, что академического уровня аудитория так хорошо приняла концерт»», – отмечает художественный руководитель Архангельского государственного камерного оркестра Владимир Онуфриев.
Второе выступление нашего оркестра состоялось в рамках большого события – «Дней Соловков в Санкт-Петербурге». На концерте в Смольном соборе музыканты представили программу «Соловки: златая цепь времен», уже знакомую архангелогородцам: в мае этого года она звучала в Архангельском театре драмы им. Ломоносова.
Жанр концерта с точностью определить трудно. Литературно-музыкальное действо с четкой хронологической канвой представляет собой синтез разных явлений искусства и жизни: здесь есть духовные песнопения, фрагменты опер, классические вокальные и инструментальные сочинения, лирика, отрывки из Жития святых, воспоминания лагерных заключенных, а также русские авторские песни.
Сценарий кропотливо и тонко разрабатывался с участием священнослужителей Соловецкого монастыря. Многочисленные фотоснимки, архивные документы, кино- и видеосюжеты образовали свою, самостоятельную часть действа, ярко подчеркивающую и дополняющую декламации и музыку. Представители трех очагов культуры Архангельской области были на сцене в этот вечер: Соловецкого монастыря и музея, камерного оркестра и детской школы искусств Баренцева региона.
О братском хоре Соловецкого монастыря тоже стоит сказать отдельно. Певческие традиции обители постепенно возрождаются после забытья советских времен. Скрупулезное восстановление музыкальных канонов, совершенствование вокального мастерства – заслуга хора и всей братии. У церкви нет ценностей, не связанных с общественной жизнью, ее история и жизнь – плоть от плоти история и жизнь народа и страны: эту мысль пытаются донести до слушателей участники хора.
«Все части программы несут слово Божие. Духовные и эстетические ценности соединили нас в совместном творчестве», – говорит Владимир Онуфриев.
Концерт продолжался три часа. На одной сцене с Архангельским камерным оркестром, детским хором и хором монастыря выступили солисты Мариинского театра Алла и Инна Платоновы, Михаил Кит, народный артист России Евгений Стеблов, который был со-ведущим концерта, протодиакон Николай Платонов. Всему предшествовал молебен – нетипичная для академических концертов часть, сразу обозначившая иное, отличное и от музыкальных, и от литературных вечеров звучание главной темы.
Стоит добавить, что во время гастролей коллектив оркестра разместился в гостевом доме женского Новодевичьего монастыря, где музыканты поразились теплоте и спокойствию домашнего уюта, совершенно не свойственного шумному Петербургу. Ни одна гостиница, признаются музыканты, не сравнится с этим гостевым домом. Им запомнились слова одной из монахинь, которая, отзываясь об игре архангельского оркестра, искренне заметила: «Хоть Петербург и культурная столица России, но такое здесь, увы, услышишь редко».
Елена Ионайтис