Соловки: Голгофа и Воскресение

Краснова О.А. Дни Соловков в Петербурге. Послесловие

12 декабря 2011 г.

Сегодняшний мир часто не оставляет человеку места для самого себя. Он подменяет настоящие желания – суррогатом навязанных ценностей, чаще всего эти модели имеют не «отечественное происхождение». Человек, — особенно в таком большом городе, как Санкт-Петербург, — тратит максимальное количество времени жизни на достижение некого уровня материального благополучия, являющегося искусственной планкой, однако, в силу стереотипов, этот путь представляется многим единственно возможным. Сеть, в которую мы все угодили, если поддались зову этого безумного современного мира, редко дает возможность выглянуть за край своих хитросплетений. Но есть события, которые прорывают завесу, — это события недюжинного духовного порядка, которые на примерах иллюстрируют, что можно жить иначе, что есть спасение от замкнутости в кругах рутины стяжательства и бессмысленного накопительства.

Именно прикосновение к вечным святым ценностям, — и не руками, но сердцами и умами, — рвет пресловутую сеть, и ломает зацикленность круговорота материального мирка современного мегаполиса. Общение со святынями, которые петербуржцы смогли увидеть и о которых смогли услышать в Дни Соловков в Петербурге, — именно такой — огромной важности — события. Надеюсь, знания и духовный опыт, полученный и встроенный хотя бы в несколько человеческих жизней после этих Дней, сделает мир чуть светлее. А Соловки в будущем сезоне встретят намного больше гостей именно из Санкт-Петербурга.

Кроме выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение» и концерта «Соловки: златая цепь времен» в эти Дни можно было получить много пищи для размышлений и поисков. Были прочитаны интересные лекции на разные темы по истории Соловецкого архипелага и монастыря сотрудниками музея и представителями монастыря. И центральным событием лекционной части программы Дней стала Встреча наместника Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия с учащейся молодежью Санкт-Петербурга, ядром которой был доклад «Монашество: идея и ее воплощение в жизни Соловецкого монастыря».

Отец Порфирий говорил не как ученый, а как наставник, — в этих двух определениях есть явственная разница. Он не излагал хронологическую последовательность истории Соловецких подвижников, он каждого прославлял, — то есть передавал в своих словах не просто факты, а некий молитвенный настрой, так что далекие и высочайшей святости Соловецкие святые Савватий и Зосима представились такими близкими, будто бы воочию ощущалось все, что с ними происходило. А образ помощника их Германа – как живой и настоящий представал перед глазами… То есть рассказ нес в себе то, что мы в современном мире называем затертым словом «энергия», — энергия жизни, энергия силы, энергия невероятного подвига, — все это совершенно нерационально, все это проникало к сердцу. Не зря отец Порфирий начал свою беседу с того тезиса, что самое главное в жизни человека – это духовность. Поиски счастья, — это путь нематериальных ценностей, это то, что не имеет отношения к языческим идеалам, какими в современном мире являются именно те самые блага и удобства, которым поклоняются люди. И эти люди томятся от нереализованности духовной потребности и страдают, несмотря на ладно приспособленный к потребностям земным их мир. А поиски духовные немыслимы без путеводителя, — без луча, по которому можно пойти и не оступаться, потому что путь этот открыт, а ведет по нему Православная церковь. Путь этот освящен трудами подвижников и святоотеческими житиями, — вот почему так важно узнавать, знакомиться с духовным опытом святых, читать о них, изучать историю. Без этого знания можно пойти по темным окольным  дорожкам, — пропуская откровения первоисточников через собственное мутное сознание и отсутствие знаний о том, как идти, — даже к научным трудам в физике, например, нельзя подходить без подготовки и учебы, а как же такой тонкий инструмент, как душа, подвергать опытам неученой и неопытной амбициозной мысли. Так, говорил отец Порфирий, нужно быть очень внимательным к тому, какой перевод Библии читать, потому что сейчас много разных версий и толкований, очень далеких от Истины…

Весь путь славы Соловецкой прошел перед глазами; века в рассказе отца Порфирия сменяли друг друга, подвиги святителя Филиппа, великие дела преподобного Иринарха, рассказ о новомучениках Соловецких начала XX века и тех братьях, что покинули земной мир совсем недавно, — история монастыря велика. И, что почувствовалось явственно: повествование это цельное, — каждый из тех, кто предстал в нем, вне зависимости от того, далек век их жизни или только недавно они ходили по земле рядом с нами, — это частицы одной великой силы, имя которой Соловецкий монастырь.

Сколько великих подвижников подвизались здесь! Знает ли российский православный мир еще более благодатное место для призывания Бога в свою жизнь. В ответах на вопросы, последовавших после лекции, отец Порфирий отметил, что Соловецкий монастырь – это место для реализации пути каждой из форм святости: общежительная ли жизнь, скитская или пустынная…

Соловки – место паломничества и туризма, но, несмотря на множество вариантов инновационных проектов с целью предоставить на острове больше комфорта для туристов и, как следствие, привлечения огромного количества людей, — в превращении Соловков в развитый туристский центр отец Порфирий видит опасность. Сейчас туда приезжают люди разных конфессий, а основная религия гостей Соловков, по словам отца Порфирия, это именно язычество (в том смысле, что уже было упомянуто выше). Но отношения с островом складываются  у людей по-разному: феномен Соловков в том, что есть резкое отрицание и такое же крайнее принятие острова, любовь к нему, — не на уровне разума, а по линии сердца… Радостно было слушать слова отца Порфирия, эти часы – не лекция, а мудрая проповедь.

Доклад М.В. Осипенко, руководителя Паломнической службы Соловецкого монастыря, «Новомученики в Соловецком лагере особого назначения» — как продолжение рассказа отца Порфирия о преображающей силе – святости Соловков, — мог бы, исходя из темы, показаться лишь страшным рассказом о смерти и страданиях. Годы, о которых говорила Марина Васильевна, казалось бы, не должны были оставить после себя ни одного человека со светом и верой внутри, но свобода – настоящая радость, пребывать в которой может только человек истинно верующий в доброту Создателя и любящий замысел о земном пребывании каждого в любые времена, позволила даже узникам страшного лагеря не усомниться и не оставить свою Веру. Это очень жизнеутверждающий опыт! Подробный рассказ, множество судеб, лиц, историй людей монашествующих и светских, — это великий пример твердости в любых обстоятельствах, если у человека есть в сердце Бог.

Завершающий день событий Дней Соловков был проведен в Музее истории религии, где в экспозиции есть  совсем немного экспонатов, связанных с Соловецким монастырем и монашеством русского Севера, однако была проведена краткая экскурсия, и потом М.И. Мильчиком прочитана лекция «Иконография Соловецкого монастыря в иконах и гравюрах XVIXVIII вв.». В череде слайдов Михаил Исаевич представил подробную картину того уникального явления, когда иконы изображают не только святые лики, но и виды обители. Монастырь как святыня, которая в каждом изображенном здании, — а изображения, конечно же, условные, ибо добраться до Соловков в те далекие времена было очень затруднительно, — является не менее почитаемой и важной темой иконописи. На многих иконах даже святые Савватий и Зосима предстают лишь на фоне Спасо-Преображенского собора, — это значит то, как важно и свято место, которое изображено, — и оно само – объект почитания, как велик и незыблем Соловецкий монастырь. Это было, есть и будет!

«Дни Соловков в Петербурге» — уникальная духовная миссия. Хотелось бы, чтобы традиция развивалась, и масштабы ее возросли, ибо дело благое, и оно достойно большего внимания в городе, чем случилось в этот раз.

Тип: Соловки: Голгофа и Воскресение
Место: Санкт-Петербург