В Петербурге продолжаются Дни Соловков. На это раз горожан порадовали публичной экскурсией в стенах Музея истории религии. После нее любознательные петербуржцы смогли побывать на лекции, посвященной иконографии Соловецкой обители.
Те, кто пришел на экскурсию в Музей религии были приятно удивлены: оказывается, что все это время они жали рядом с редким наследием, проливающим свет на многовековую историю Соловецкого монастыря. Так, получилось, что большинство представленных экспонатов не старше XVIII в. Более редкие ценности попали в стены московских музеев, поэтому особой гордостью выставки является рукописный синодик XVI в., где записаны имена всех монастырских благодетелей.
Отдельная часть экспозиции посвящена тяжелым временам церковного раскола, когда братия отказалась принимать новые переписанные книги.
С. В. Подлесный, научный сотрудник Музея истории религии:
– Когда данные книги привезли – вот она картина Милорадовича – монахи смотрят и понять не могут: как так, почему, старые книги наши стали порченными, ну почему? Зосима, Савватий, митрополит священномученик Филипп по ним служили, были святыми, и вдруг теперь объявляется, что они по порченным книгам служили. Такого быть не может. Монахи понять не могли. Имя одного из основателей Соловецкого монастыря прп. Савватия до реформы писали с одним «в» и ударение делали на последний слог – реформа проходи в книгах пишут теперь с двумя «вв» и ударение на первый слог. Почему? Чем это было вызвано? Какая была в этом нужда? Монахи, т.е. простые люди этого понять не могли.
В экспозиции музея есть и иконы. Большинство из них были написаны монахами для многочисленных паломников. Среди подобных экспонатов особенно ценны те иконы, которые использовала сама братия. Интересно, что на некоторых из них прпп. Зосима и Савватий изображаются на пасеке. По народному преданию эти святые – покровители пчеловодства.
С. В. Подлесный, научный сотрудник Музея истории религии:
– Народная традиция, народное придание говорит, что некогда Зосима и Савватий некогда совершили путешествие на православный Восток на Афон и в посохе они оттуда привезли пчелиную матку и тем самым положили начало культурному пчеловодству на Руси. Но так это или не так – сложно сказать. Об этом, точнее говоря о не об этои говорит, хотя бы то, что прпп. Зосима и Саватий вообще не были знакомы при жизни и вдвоем не могли никакого путешествия не совершали, но традиция есть, народное почитание существует, иконы прпп. Зосимы и Савватия помещают непосредственно на пасеке, на ульях. Вот такое вот преломление в народной жизни.
Мероприятие увенчалось лекцией по иконографии Соловецкого монастыря. С точки организаторов Дней Соловков в Петербурге – подобные встречи не теряют своей значимости, даже в наше время остается много неизведанного.
А. Я. Мартынов, заместитель директора СГАИМЗ по научной работе:
– Сколько бы не писали о Соловках, сколько бы мы там, на Соловках о них не говорили и рассказывали, все равно – конкретная информация об истории, о природе, о первобытной культуре, о современно состоянии Соловков, она в мире, на материке – как мы говорим, мы ведь островитяне – она, в общем-то, известна мало. Достоверные сведения – их очень мало.
Дни Соловков в Петербурге заканчиваются, но, несмотря на это, организаторы выставки надеяться со временем побывать еще во многих российских городах.