-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
4 марта 2013 г. Прикоснуться к Соловецкому наследию
В Александро-Невском кафедральном соборе 27 января открылась выставка, повествующая о непростой истории обители на севере России. Экспозиция, организованная Спасо-Преображенским Соловецким монастырем, Соловецким государственным музеем-заповедником и Нижегородской митрополией, называется «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России».
400 лет назад Соловецкий монастырь сыграл значительную роль в преодолении смуты и восстановлении российской государственности. В критический момент, когда в Москве уже безраздельно распоряжались поляки, а Великий Новгород был оккупирован шведами, именно окраинные русские земли Севера и Поволжья стали центрами сопротивления агрессорам. По призыву келаря Авраамия Палицына, соловецкого постриженика, который долгое время был соловецким старцем и исполнял в монастыре самые ответственные послушания, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский организовали в Нижнем Новгороде ополчение, освободившее Москву. А в Поморье соловецкое войско, поддержанное московскими стрельцами, разгромило казацкие отряды Барышпольца и Сидорки, перешедшие на службу шведскому королю.
В годы большевистской власти обитель волею новых безбожных властителей превратилась в лагерь для политзаключенных. Как и столетия ранее, за каменными стенами монастыря многие люди проявляли необычайную стойкость духа, проходили через каторжный труд и мучения, но не отрекались от православной веры.
На рубеже XX–XXI веков монастырь встал наконец на путь возрождения.
Открывшаяся в Нижнем Новгороде выставка в полной мере раскрывает глубинную суть событий и испытаний, выпавших на долю обители и страны в противоречивом XX веке.
«Взысканием и потружением игумена Филиппа»
Утром 27 января у ворот Александре-Невского кафедрального собора, где собрались многочисленные прихожане, состоялась встреча соловецких святынь – креста преподобного Савватия и иконы основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа с частицами святых мощей. В торжественной церемонии приняли участие наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), ключарь Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, наместник нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин), руководитель пресс-службы и службы протокола Нижегородской епархии священник Виталий Груданов, митрофорный протоиерей Сергий Шалатонов. Крест и образ установлены для поклонения в соборе, и перед ними ежедневно в 12 и 15 часов совершаются молебны.
Крест преподобного Савватия, словно повторяя мытарства Соловецкой обители, испытал немало. Он был обретен святителем Филиппом, митрополитом Московским, в бытность его соловецким игуменом, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне реликвии: «Лета 7064-го (1556 года) взысканием и погружением игумена Филиппа».
Когда в 1920 году обитель была упразднена советской властью, каменный крест стал экспонатом музея, созданного в 1920-е годы при концлагере, а затем вывезен в Москву с другими экспонатами. В том виде, в котором крест предстает нынче, он был не всегда. Возвращая в 1993 году в возобновленный Соловецкий монастырь, его раскололи на несколько частей, и реставраторам пришлось восстанавливать святыню.
В атмосфере древней Руси
Рядом с центральным входом в Александро-Невский кафедральный собор, в подклете, расположилась выставка. Уже спустившись по ступенькам в первый зал, отстраняешься от суетной современной жизни. Несмотря на множество посетителей, среди которых и непоседы-дети, здесь вокруг благолепная тишина.
Со стендов экспозиции на нас смотрят мудрые глаза богоносных старцев, основавших в XV веке на безлюдных северных землях обитель, которая со временем превратилась в центр духовной жизни Русского Севера.
Выставка раскрывает и период расцвета монастыря в середине XVI века при святом игумене Филиппе (Колычеве). В это время на Соловках стали возводить ставшие ныне привычными каменные постройки и стены обители, не уступающие по красоте Московскому Кремлю. По сути обитель превращается в государство в государстве, в котором есть дороги, сеть каналов, соединяющая озера, монастырский флот и сельскохозяйственные фермы. Здесь была построена первая в России каменная морская гавань. Многие европейские правители общались напрямую с наместниками монастыря по экономическим вопросам, минуя центральные московские власти. И всегда братию отличала прежде всего высокая духовность и готовность жертвовать собой ради процветания Руси – об этом также рассказывается в экспозиции.
Свидетельства тяжких испытаний
Особый интерес для посетителей являет часть экспозиции, посвященная второй половине XIX века. Именно в этот период появляется фотография, и жизнь монастыря запечатлевают десятки снимков, донося до нашего времени портреты людей, эмоции, детали, штрихи. На одной из фотографий можно увидеть, как подготовленный на Кондострове камень для памятника Петру Великому в Архангельске с удовлетворением демонстрируют настоятель монастыря и губернатор. И еще снимки: красивые виды обители, крепостные стены, церкви, которых к началу прошлого столетия было 19. Казалось бы, ничто не предвещало беды, и беспристрастный глаз фотоаппарата будет фиксировать размеренную жизнь обители.
Приход к власти большевиков стал водоразделом от духовности к безбожию и поруганию. На месте обители большевики организовали Соловецкие лагеря особого назначения, ставшие первыми островами архипелага ГУЛаг.
Сюжеты фотографий меняются: каторжные, тяжелые работы по лесозаготовке, в каменоломне. И лица, лица. Безмолвно взирают они на нас, словно предостерегая от прошлых ошибок. Священномученик– так часто начинается подпись под фотографиями служителей Церкви, бывших политзаключенными на Соловках и погибших в лагере.
Александре-Невский собор непосредственно связан с историей Соловков. «Последний настоятель нашего собора иерей Петр Алмазов провел на Соловках пять лет в заключении и там же принял мученическую кончину», – рассказал ключарь собора. Заключенным лагеря оказался еще один наш земляк – архиепископ Воронежский Петр (Зверев), в 1919–1921 гг. – епископ Балахнинский. Среди узников Соловецкого лагеря был и дед нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла.
Чаша испытаний, через которые пришлось пройти «политическим», не минула и священников, и лиц светских. Один из разделов выставки назван «Д. С. Лихачев „Я вспоминаю”». В экспозиции представлены копии писем родителей будущего академика в ссылку, где он находился в 1930-е годы.
Внимание посетителей привлечет воссозданная камера узников лагеря.
Венчает же выставку подборка документов, рассказывающих о возрождении обители, в их числе – письмо на имя Святейшего Патриарха с просьбой о создании на Соловецких островах православной общины.
Чтобы не повторилось
Посетителей на выставке много. Вот целая группа с руководителем Сергеем Шутовым, помощником настоятеля нижегородского храма в честь Преображения Господня.
«Мы узнали о выставке от нашего настоятеля – протоиерея Евгения Худина, – рассказывает Сергей. – Заранее записались на экскурсию и посещение выставки соловецких святынь. В нашей группе 20 человек, а возраст – сами видите: от средних лет до семидесяти. Мы уже побывали на молебне, приложились к святыням, потом спустились в подклет.
Выставка хорошо организована. Экскурсовод рассказал нам о Соловецких островах, о святынях и о святых, которые там подвизались. Экскурсия дала нам много нового в познании истории России.
Особенно запомнился раздел экспозиции, повествующий о советском периоде Соловецкой обители. Реконструированная камера узника с решетчатым окном и колючей проволокой вызывает очень эмоциональную реакцию. Сердце буквально сжимается от осознания, в каких нечеловеческих условиях содержались люди. А ведь за малейшее неповиновение лагерной администрации и без того ужасные условия становились в разы жестче! У наших женщин слезы на глазах наворачивались…
Раньше об истории Соловецкого монастыря я, конечно же, знал, читал. Но эти сведения были, что называется, в общих чертах. Знал, что обитель находится на севере России, в районе Архангельска. Еще знал, что во время Крымской войны к Соловкам подходили английские корабли – хотели взять крепость, но не смогли. Защитники монастыря выпустили в сторону неприятеля более 1600 ядер. Ведь соловецкие монахи были моряками, а обитель имела свой флот.
Не так часто выпадает счастье приложиться к святыням , прибывшим к нам с островов, куда трудно попасть. Расстояние не близкое, и не каждый сможет осуществить паломническую поездку. По милости Божией сами святыни к нам приехали.
Хочу сказать про фотографии, которые представлены на выставке. Это свидетели реальной жизни. И той трагедии, испытания духа, выпавшие на долю наших соотечественников в годы политических репрессий и активного насаждения атеизма».
Нынешняя выставка – не просто музейная экспозиция. Она заставляет прежде всего задуматься, и об этом говорили многие посетители. «Мы на уроках истории проходили период массовых репрессий, – делится Дмитрий, старшеклассник нижегородской средней школы. – Но увиденное в соборе помогает по-иному оценить то время и сделать все, чтобы оно не повторилось».
Тип: Соловки: Голгофа и Воскресение
Место: Нижний Новгород
Издание: Журнал «Православное слово в Нижнем Новгороде» № 2 (65) февраль 2013 г.