-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Святые подвижники молились образам Спасителя и Пресвятой Богородицы, которые они носили с собой. Это были небольшие иконы «пядницы» – размером в «пядь».
Согласно сообщениям исторических источников, игумен Филипп (Колычев) отыскал святыни, связанные с именами основателей обители. Среди них икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, принесенная на Соловецкий остров преподобным Савватием. Выбор именно этого образа не случаен: святая Одигитрия (Путеводительница) по сокровенному желанию боголюбивого инока могла управить путь его к пустынному острову. Эта икона находилась либо в его келье, либо в часовне. Образу Божией Матери Одигитрии суждено было стать первой из почитаемых Богородичных икон, принесенных на Соловецкие острова.
Святой игумен Филипп, восстанавливая монастырь после опустошительного пожара 1538 года и воссоздавая его былое благолепие, желал обрести местные святыни. Если икона Пресвятой Богородицы, принадлежавшая преподобному Савватию, и не сохранилась, то, несомненно, осталось живое предание, и утраченный древний образ заменили новым, ему подобным. Как выглядела икона, принесенная преподобным Савватием – неизвестно. Вероятно, это был образ, напоминавший либо Одигитрию преподобного Кирилла, чтимую в Кирилло-Белозерском монастыре, либо Одигитрию Смоленскую, почитаемую во всех русских землях. Переписные монастырские книги 1570, 1582, 1597 и 1676 годов «молением преподобного Савватия чудотворца» называют образ Богоматери Одигитрии, на полях которого имелись изображения преподобных Зосимы и Савватия, а также апостола Филиппа – небесного покровителя игумена Филиппа (Колычева). Очевидно, что икона была исполнена по его заказу.
Архимандрит Досифей (1836 год) упоминает икону Пресвятой Богородицы преподобного Савватия среди «древностей и достопамятных вещей, хранящихся в ризнице» монастыря. При этом он сообщает, что образ, принесенный преподобным Савватием, находится в часовне при подворье в Губернском городе Архангельске.
В книге архимандрита Мелетия (1881 год) дано описание церкви во имя Смоленской иконы Богоматери в Савватиевской пустыни, построенной в 1860 году. Слева от царских врат находилась икона с надписью: «В 1543 году сей образ Пресвятой Богородицы обретен игуменом Филиппом, а привезен первый на остров преподобным Савватием чудотворцем». Вероятно, «обретенная» игуменом Филиппом икона Пресвятой Богородицы в XIX веке оставалась в Архангельске, а для Соловецкого монастыря были сделаны две копии, одна из которых хранилась в ризнице, а другая – в новой церкви. Однако не исключено, что дважды упоминается одна и та же икона. Чтимый образ сохранялся до 1921 – 1923 года и, вероятно, был похищен.
В XIX веке две чудотворные иконы, почитание которых восходит к XVI веку, помещались в Спасо-Преображенском соборе в пристолпных резных иконостасах 1830 года, на западных сторонах столпов, под резными балдахинами. На левом (северном) столпе находился образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, называемой в монастыре «Хлебенной» или «Запечной». По преданию, образ Пресвятой Богородицы явился святителю Филиппу, когда он был еще послушником и трудился на монастырской хлебне. Архимандрит Мелетий, описывая икону среди реликвий игумена Филиппа, отмечает, что на полях изображены двое святых, «риза и венец сребропозлащенные, украшены стеклами и жемчугом». В настоящее время известны только списки XIX века.
На правом (южном) столпе Спасо-Преображенского собора находился второй чудотворный образ – Пресвятой Богородицы Корсунской, именуемой в монастыре «Сосновской». Архимандрит Мелетий поместил описание этой иконы среди вещей святого игумена Филиппа, отметив, что она явилась «в древности на сосне, при морской Сосновой губе», одета «в сребропозлащенную ризу, украшенную жемчугом, стразами, стеклами». Однако в описании старой Сосновской часовни приведена имевшаяся там летопись: «1627 года при игумене Макарии на сем месте, ближе к берегу морскому, явилась на большом сосновом дереве чудотворная икона Пресвятой Богородицы с предвечным на руках Младенцем Господом нашим Иисусом Христом. Сия чудотворная икона перенесена отсюда в Соловецкий монастырь и поставлена в Спасо-Преображенский собор на правой стороне. Остальная же часть дерева соснового, на коем Пречистая явилась, сохраняется здесь в часовне, поставленной со времени явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунской».
Рядом с серебряным ковчегом, в котором покоились частицы святых мощей святителя Филиппа, находилась икона Божией Матери «Словенская». Она была покрыта басменным золоченым окладом с венцами и убрусом; на тыльной стороне надпись: «Моление игумена Филиппа».
Над раками Соловецких чудотворцев в Свято-Троицком соборе, построенном в 1859 году с южной стороны Спасо-Преображенского собора, в золоченой резной сени стоял Деисус, вклад святого игумена Филиппа 1561 года.
Над царскими вратами помещалась еще одна святыня – икона Спасителя с припадающим преподобным Михаилом Малеиным, тезоименитым святым царя Михаила Федоровича, в золоченом серебряном окладе, с золотыми венцами и цатами с драгоценными камнями и жемчугом – царский вклад 1614 года.
В алтаре Спасо-Преображенского собора, у Горнего места, находился достопамятный образ Богородицы Троеручицы «древнего греческого письма» привезенный первоначально в Москву со святой горы Афон при Святейшем Патриархе Московском Никоне.
В середине XIX века появились новые святыни, в почитании которых вспоминались исторические события недавнего прошлого. Над западными входными дверями паперти Спасо-Преображенского собора помещалась большое настенное изображение «Знамение Пресвятой Богородицы». На святом лике остались язвины от пушечных ядер, пробивших фреску и не разорвавшихся (нападение на монастырь англичан в 1854 году). Внизу, при входе на паперть, по обе стороны дверей, на гранитных каменных плитах помещались пространные летописи, излагающие чудесное событие.
В конце XIX века в монастыре почитался «невредимо стоящий на открытом воздухе» Нерукотворный образ Спасителя на Святых вратах. Местное предание относило его написание к 1624 году и связывало с именем преподобного Елеазара Анзерского.
Осенью 2013 года Музей русской иконы передал Соловецкому монастырю икону , созданную в XVII веке. Образ был обнаружен и приобретен сотрудниками музея в Западной Европе.
На иконе изображены основатели Соловецкой обители преподобные Зосима и Савватий, держащие в руках модель монастыря. Они представляют его Вседержителю или Богоматери, изображение которых не сохранилось. Подобный облик монастыря сложился к началу XVII века. На иконе можно увидеть пятиугольную крепость, строительство которой завершилось в конце XVI века, и каменные галереи-переходы, построенные в 1602 году. Внутри каменных стен изображены все основные постройки обители того времени: Спасо-Преображенский собор, каменный одноглавый Никольский храм, каменная трехшатровая звонница, Успенская церковь с трапезной палатой.
Икона небольшая, ее размеры 32,3×27,3×2,3 см, что характерно для пядничных икон. Такие иконы, как правило, были «раздаточными» или «променными», их дарили или продавали богомольцам, приезжавшим поклониться мощам преподобных основателей монастыря, благословляли гостей обители. Монастырь заказывал их иконописцам поморских вотчин или мастерам крупных художественных центров в Москве, Костроме, Мстере, Холуе и др.
По мнению доктора искусствоведения Т.М. Кольцовой, это самый распространенный иконографический вариант соловецких раздаточных икон, особенно характерный для XVII века. Преподобные Зосима и Савватий на них, как правило, обращены к образу Божией Матери «Знамение», так как этот образ покровительствовал новгородскому архиерейскому дому, под управлением которого монастырь находился в XVI–XVII веках.
Как считает ученый секретарь Музея русской иконы, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации А.П. Иванникова, «на сегодняшний день это древнейшая из известных икон такой иконографии, что придает ей особую культурную, научную и музейную ценность». Специалист считает, что исходя из стилистических особенностей, время создания образа можно отнести к началу XVII века.
Это также одна из самых древних икон в современном иконописном собрании Соловецкого монастыря. Образ помещен на центральный аналой в храме святителя Филиппа для поклонения верующим.
Из экспертного заключения А.П. Иванниковой:
Материальные данные: Дерево, доска цельная, две врезные гладкие шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера.
Сохранность: Оборотная сторона: иконный щит сильно потемнел. Углы сбиты и потерты. Шпонки подвижные, верхняя – поздняя, под нижней шпонкой значительный отщеп древесины. Между шпонками процарапана надпись: «Гонная река Василию Вакулину… Зосима и Савватий».
Лицевая сторона: утраты левкаса по краям до доски и паволоки. Авторский красочный слой сохранился фрагментарно, на полях и фоне утрачен полностью до левкаса. На ликах, одежде и поземе многочисленные реставрационные вставки и тонировки. Крупная вставка в нижней части позема, а также в месте от прогара свечи на одеждах и руках преподобного Зосимы. Полностью утрачено изображение облачного сегмента с образом Вседержителя (или Богоматери Знамение). Надпись на свитке восстановлена. По торцам и на полях отверстия от гвоздей, крепивших оклад.