-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
21 июня 2014 г. «Морским ходом» поморов
В Северном морском музее Архангельска открылась передвижная выставка «Крест и маяк: навигационные знаки Белого моря в XVI – начале XX века»
Выставка стендовая, включающая в себя фотографии строений, ставших путеводными звездами для моряков, старинные снимки смотрителей маяков и их личных вещей, а также ранее не публиковавшиеся материалы и чертежи из коллекции Российского государственного архива Военно-Морского флота, Соловецкого морского музея и собраний коллекционеров.
Как рассказал куратор Иван Катышев, выставка прибыла из Санкт-Петербурга, где она демонстрировалась на ледоколе «Красин», который ныне является судном-музеем, а в Архангельске она будет находиться до конца июля. Эта выставка — совместный плод Соловецкого морского музея и Товарищества северного мореходства, создана она по результатам экспедиций сотрудников музея, ее авторы – Алексей Лаушкин и Светлана Рапенкова.
Посвящена экспозиция 150-летию первого в России православного храма-маяка, до сих пор действующего на Секирной горе Соловков, чей макет посетители смогут рассмотреть в подробностях. А также еще четырем соловецким маякам, один из которых – деревянный Рымбак – уже не существует. Он сгорел совсем недавно, два года назад. Авторы узнали о том чуть ли не в день презентации выставки. К слову, маяк-храм до сих пор продолжает работать, его, как и 150 лет назад, зажигают монахи Соловецкой обители. И, несмотря на то, что многие суда ныне снабжены спутниковыми системами навигации, моряки продолжают ориентироваться на спасительный свет этого маяка.
Кроме того, на выставке показаны домаяковые навигационные знаки Беломорья — обетные поморские кресты. Как рассказал Иван Александрович, старинные маяки в нашей стране не имеют статуса объекта культурного достояния и сейчас поднимается вопрос о том, как их сохранить для потомков.
Правда, на Баренцевом море имеется один такой охраняемый маяк – Святоносский – на Кольском полуострове. Еще в 2002 году решением комитета по культуре и искусству Мурманской области маяк Святоносский был внесен в список объектов, представляющих историческую ценность на территории Мурманской области.
В других странах нашли другой выход – передают старинные неэксплуатируемые маяки в частные руки для устройства музеев, гостиниц или жилищ.
Если судьба маяков, возможно, в нашей стране все же как-то решится, то старинные православные кресты-знаки – под угрозой уничтожения.
– Продвигаясь вперед и обживая незнакомые земли, поморы ставили укрепленные погосты, тем самым они сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии мореходства. Белое море с древности было весьма обжитым пространством, и для поморов оно означало не просто, например, рациональный промысел, а некий духовный путь, на котором отмечались точки спасения от бурь и предупреждения об опасностях, – считает Иван Катышев. – Отсюда и обилие крестов-знаков для мореплавателей, которые ныне, к сожалению, почти исчезли, поскольку официально не считаются культурным наследием и, соответственно, за ними никто не следит.
А ведь до маяков поморы ориентировались исключительно по большим деревянным крестам-знакам, на побережье их стояли тысячи.
Например, согласно легенде, когда экспедиция Виллема Баренца потерпела кораблекрушение у Новой Земли, а сам он погиб, оставшиеся в живых члены команды встретили поморов и спросили у них, как пройти в Белое море. Не владея языками, поморы показали им ладонь с растопыренными пальцами: пять. Мол, увидите пять крестов, значит, идете верно — это мыс Канин Нос, налево – Белое море, прямо — вернетесь домой…
Кроме того, на выставке представлены материалы из коллекции непосредственно Северного морского музея: модель самой маленькой поморской лодки – «осиновки» и хромолитография (цветная литография) Соловецкого монастыря, созданная в начале XX века и недавно отреставрированная. Когда выставка «Крест и маяк» отправится дальше, в Москву, эти экспонаты останутся дома.
Как считает Иван Катышев, оформлена стендовая выставка с большим вкусом, художник Рустам Каримов не использовал ненатуральные материалы вроде пластика, а только естественные. Камней, правда, нет, но легкая серая ткань, уложенная волнами, вполне смотрится как вода Белого моря.
По выставке «Крест и маяк» предполагаются экскурсии для всех желающих и занятия для детей.
Тип: Публикации о Соловках
Место: Архангельск
Издание: Газета «Правда Севера» от 6 июня 2014 г.